Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2013-1 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 648

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Куйский с/с
д. Слобода
19.06.04.

Зап.: Кукушкин А.В.
Толстогузова Г. В.

Исп.: Баранова Анна Матвеевна, 1933 г. р., род. - д. Слобода 

01.

Я пойду и выручаю,
Аня милая тебя,
Только ты не выручаешь,
Ни с какой беды  миня

- снач. комм.: девушка отвечала своей подруге, которая её пригласила на пляску;
 

частушка

02.

Я люблю тибя товарочка,
И дролю твоево,
Толька этово не делай,
Не обманывай эво

- снач. комм.: девушки перепивались друг с другом частушками;
 

частушка

03.

Об окказиональных обрядах:

- услышав первый раз весной голос кукушки, переворачивались через голову, чтобы летом, во время работы не болела спина;
- переворачиваться можно было 1 раз, либо 3 раза, как это делали по обычаю;
 

репортаж

04.

Не кукуй кукушка в лесу,
На осине проклятой,
Сядь на белую берёзинку,
Кукуй над сыратой

- фрагм. напева;
- напев;

частушка

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Куйский с/с
д. Слобода
19.06.04.

Зап.: Кукушкин А.В.
Толстогузова Г. В.

Исп.: Савин Михаил Иванович, 1933 г. р., род. - д. Слобода
Савина Лидия Ивановна, 1929 г. р., род. - д. Берег
 

05.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в д. Слобода праздновали женский праздник – УСПЕНЬЁ;
- к празднику на озере, на речке ловили рыбу;
- на праздник приходили со всех 7 деревень: Гридино, Слобода, Никонова Гора, Туржино, Берег, Киндаево, Аксёново;
- раньше в д. Грилино было 30 домов, в д. Слобода более 60;
- на праздник приходили жители других деревень;
- люди шли к часовне, затем спускались к речке, где купались в иордани;
- брали в посуду из иордани святую воду, освящённую священником;
- деревенские жители выносили на улицу икону «Успеньё пресвятой Богородицы», через икону проходили люди, которую держало 2 человека;
- раньше в часовне священник служил молебен;
- одна бабушка из Санкт-Петербурга в 2003 году, в Успеньё, читала в часовне молитвы;
- раньше в часовню прихожане, кто сколько мог, приносили шерсть, яйца, деньги;
- на деньги, принесённые прихожанами, покупали в часовню иконы, свечи;
 

репортаж

06.

О часовне д. Слобода, церкви д. Киндаево:

- в 1939 – 1940 г.г., когда Савин М. И. был ещё мальчиком, стояла первая часовня, у которой было открытое крыльцо, вкруговую была шатровая крыша, покрытая дранкой с четырёх сторон;
- школа была построена в 1905 году;
- старые люди говорили, что в д. Киндаево раньше стояла деревянная церковь;
- церковь была построена в начале
XIX века, точная дата которой была указанна на железной табличке;
- Савин М. И. теперь точно не помнит, в честь какого святого была построена церковь: Покровская или Ильинская;
 

репортаж

07.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- во всей «Пондале» раньше праздновали ИЛЬИН ДЕНЬ (02.08.);
- деревенские жители ходят поминать на кладбище;
 

репортаж

08.

О церкви д. Киндаево:

- церковь была каменная;
 

репортаж

09.

О календарных обрядах и праздниках:

ЗАВЕТНЫЙ:
- УСПЕНЬЁ – заветный праздник;
- некоторый люди завещали, что будут ходить в часовню;
- люди, давшие завет, купались, когда в реке было достаточно воды;
- если в реке было мало воды, то люди, давшие завет, мыли лицо;
- Успеньё считался заветным праздником для скота;
- во время отёла коровы святую воду наливали ей в пойло;
- опрыскивали святой водой скот маленьким берёзовым веничком;
- перед тем, как брать святую воду, в речку кидали медные и серебренные монеты с приговором;
- люди, давшие завет, отдавали нищим шерсть и яйца;
СВЯТКИ:
- Святки с Рождества (07.01) до Крещенья (19.01);
- раньше в святки ходили ряженные: «покойник», «медведь», «чёрт»;
- ребята приносили на скамейке «покойника», одетого в белую одежду, лицо измазано мукой, с репными зубами;
- «покойника» отпевали, один из них кадил кругом «кадилом» - посуде, в котором что-то горело;
- девушки убегали от вскочившего на ноги «покойника»;
- «медведь» мял девушек;
- «медведь»: надевал вывернутую на изнанку шубу, на лице платок, чтобы никто не узнал;
- «медведь» рычал и ходил на четвереньках;
- «чёрт»: привязывал льняной хвост, ходил на беседе кругом, чтобы его боялись подростки и дети;
 

репортаж

10.

О беседе:

- с осени начинались беседы;
- на беседу с гармонью, балалайкой приходили ребята;
- большинство играли на гармони «полухромка», до них были какие-то «старинные» гармони;
- на беседе плясали: по одному «Русского», «полу-Ланчик» на 4 человека, «полный Ланчик» в 8 человек: 4 парня, 4 девушки;
 

репортаж

11.

О календарных обрядах и праздниках:

КРЕЩЕНЬЕ:
- в Крещенье, утром, брали с речки святую воду;
- воду приносили домой, пили;
- «кудеса» должны были купаться в проруби, чтобы не остаться на весь год «святухой»;
МАСЛЕНИЦА:
- раньше, до колхозов, праздновали Масленицу;
- катались на конях, разворачивались в обратную сторону на горе д. Никонова Гора;
- лошадь украшали сбруей, заплетали в дугу ленты;
ВЕЛИКИЙ ПОСТ:
- в пост ели постную еду: сушёную или замороженную рыбу, грибы, горох, льняное масло;
- не ели мясной и молочной пищи;
ПАСХА:
- верующие люди ночью ходили на вечернюю службу в церковь д. Киндаево, которая шла до утра;
- дома готовили праздничный стол: пасха, крашенные яйца;
- яйца красили луковой корой;
- пекли «робульки», «калитки», «коросты»;
- «короста»: на тонкую мучную корку, помазанную с одной стороны маслом, накладывали кашу из ячневой, пшённой крупы, заворачивали в форме трубочки;
ЕГОРИЙ:
- в осенний (09.12) Егорий варили пиво;
ПАСХА:
- в Пасху, тот, кто умел, звонили в колокола, в церкви пел церковный хор;
- в церковном хоре, осенью, пел дедушка Савина М. И.;
 

репортаж

12.

О похоронно-поминальных обрядах:

- в «родительскую Пасху», на 9 день после Пасхи, в Радуницу, поминали на могилах;
- для помина брали яйца, «рыбник»;
 

репортаж

13.

О календарных обрядах и праздниках:

ТРОИЦА:
- приносили и ставили под окно 2 – 3 берёзки;
ПЕТРОВ ДЕНЬ:
- с Петрова (12.07) дня начинался сенокос;
ИЛЬИН ДЕНЬ:
- в голодные годы, на Ильин день давали несколько килограмм поспевшего зерна, которое мололи ручными жерновами;
- половину мешка, мешок зерна увозили на мельницу;
ПАСХА:
- дети, взрослые в Пасху бились яйцами, определяя в игре у кого крепче яйцо;
- игрок, разбивший яйцо, забирал его себе;
- катали по хлебной лопате яйца, кладя ручку лопаты на лавку;
- у порога клали 4 яйца, стараясь их выбить пятым яйцом, которое катилось по ручке хлебной лопаты;
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:
- в Вербное воскресенье приносили из леса в дом вербу, которую втыкали к иконам; 
 

репортаж

14.

О пастухах:

- раньше были пастухи, которые обходили скот, который гнали хозяева прутиком;
- хозяева прут, которым выгоняли скотину, не выкидывали до тех пор, пока не сломается;
- пастух обходил стадо в месте «заворов», на голове был надет головной убор;
- за обход пастуху хозяева скота давали яйца, пироги;
- пастух обходил кругом стада;
- у каждого пастуха был свой обход, в зависимости от которого был на что-либо запрет;
- в 1950 – 1951 годах пастух, с д. Никонова Гора, не брился всё лето, говоря людям о том, что до Ильина дня у него запрет на бритьё;
- пастух с д. Никонова Гора из-за обхода не брился до осени, не смотря на то, что с Ильина дня ему уже можно было бриться;
- раньше, с появлением первой травы нанимали пастуха, который пас до Покрова;
- раньше пастух пас с «барабаном», подавая сигнал на выгон скота из одного конца деревни в другой;
- под вечер, в лесу, в определённые часы, пастух подавал на «барабане» скоту сигнал на сбор;
- Савин М. И. в детстве слышал, как после наигрыша пастуха на барабане, скотина спокойным шагом собиралась в стадо в назначенном пастухом месте, гремя по дороге боталом;
- пастух, открыв завор, подавал скотине сигнал домой;
- у пастухов бывали случаи нарушения обхода и пропажи скотины;
- 20 лет назад был случай, пас Анатолий Васягин, медведь задрал корову Михаила Сердцова;
- в другой год задрал медведь корову Надежды Мючевой и колхозного телёнка;
- для пастбища был огорожен небольшой участок леса;
 

репортаж

15.

Птичка гнёздышко не вьёт,
А дева косу не плетёт

- снач. комм.: в Благовещенье было грех работать;
- комм.: такую поговорку слышал Савин М. И. от старых людей;
 

приговор на Благовещенье

16.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- ВОЗДВИЖЕНЬЕ праздновали в д. Гридино, которой уже не существует, расположенной за д. Аксёново;
- Савин М. И. работал всю жизнь в лесу;
 

репортаж

17.

Ехали солдаты, со службы домой,
Ехали, навстречу родитель стоит,
- Здорово родитель.
- Здраствуй сын родной

- комм.: раньше, родители Савиной Л. И. в праздники пели данный романс, от которых Савина Л. И. и выучила; пели мужчины, женщины, молодёжь в Троицу, Пасху, во время проводов и встречи из армии; Савина Л. И. ходила вместе со своей матерью по праздникам, где слышала в её исполнении романс, благодаря чему и выучила;
 

романс

18.

Частушка на вепсском языке
 

частушка

19.

Частушка на вепсском языке
 

частушка

20.

Частушка на вепсском языке

- комм.: данные частушки раньше исполнялись на беседе; в годы жизни Савиной Л. И. большинство пели уже частушки на русском языке; Савина Л. И. в настоящее время исполняет частушки на вепсском языке во время выступлений, пока позволяло здоровье; раньше частушки на вепсском языке исполняли девушки на беседе, где пряли и вязали;
 

частушка

21.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- девушки на беседу приходили с прялками, ещё при жизни Савиной Л. И.;
- Савина Л. И. ходила по снежным сугробам из д. Никонова Гора до д. Слобода, расположенную за 2 км. в одной «старинной» рубашке, в башмаках;
- по дороге в д. Слобода навстречу девушкам мог попасться ряженный «медведь», который их мял в снегу;
 

репортаж

22.

О проходке по деревне:

- Савина Л. И. с детских лет помнит, как в праздники девушки ходили с гармонистом и пели частушки  «по деревне»;
- раньше гармонисты хорошо играли;
- раньше были какие-то «маленькие» гармони;
- сзади гармониста шли толпой под ручку девушки, исполняющие частушки;
- впереди девушек, с гармонистом шли ребята;
- во время проходки по деревне, по детским воспоминаниям Савиной Л. И., частушки исполнялись на русском языке;
 

репортаж

23.

О беседе:

- на девичью беседу приходили ребята, где плясали: «Русского», «Семёновну» под частушки, «Ланчик» на 8 пар, «полу-Ланчик» на 4 пары;
- если в доме позволяло место могли плясать «Ланчик» на 10 пар;
- девушки и парни плясали «Русского» по одному или по два человека;
- парень мог плясать «Русского» с девушкой;
 

репортаж

24.

Я плесать больше не буду

- снач. комм.: девушка могла вызвать свою подругу на пляску частушкой;
- фрагм. текста;
 

частушка

25.

Вызываю, вызываю,
Вызываю-то ково,
Вызываю Аню милую,
А боле никово

- текст;
 

частушка

26.

Я плесать-то не умею,
А пойду, так дроби дам,

- фрагм. напева;
 

частушка

27.

Вызываю Маню милую,
А боле никово

- фрагм. текста;
 

частушка

28.

Вызываю, вызываю,
Вызываю-то ково? –
Да, вызываю Маню милую,
А боле никово
 

частушка

29.

Эх, топнула,
Юпка лопнула,
Дайте, юпку подвежу,
Я ещё пойду сплешу
 

частушка

30.

Двадцети пети копеек,
Не хватает до рубля,
У миня твоя измена,
Пот калошей у миня
 

частушка

31.

Говориш мине измена,
Говорят, што я

- фрагм. напева;
 

частушка

32.

Выхожу плесать я Семёновну

- фрагм. напева;
 

частушка

33.

Эх, Симёновна,
Да, начинаетцэ,
Да, игрочок сидит,
И улыбаетца

 

частушка

34.

Эх, Семён, Семён,
Да, дорогой совет –
Увидишь милово,
Передавай привет
 

частушка

35.

Передавай привет-та,
Не на шуточку,
Поговорить хочу,
Одну минуточку
 

частушка

36.

Одну минуточку,
И ту не целую,
Да я девчоночка,
Измену зделаю

частушка

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Куйский с/с
д. Берег
19.06.04.

Зап.: Кукушкин А.В.
Толстогузова Г. В.

Исп.: Сердцова Мария Леонтьевна, 1919 г. р., род. - д. Никонова Гора 

37.

О календарных обрядах и праздниках:

ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в д. Никонова Гора праздновали ИЛЬИН ДЕНЬ, ТРОИЦУ, весеннего и зимнего МИКОЛУ, ЕГОРИЯ;
- на праздники приходили и приезжали родственники из других деревень: Аксёново, Киндаево, Берег, Гора, Слобода, Туржино;
- мужчины и женщины ходили в праздник по домам, плясали и пели под гармонь;
- на праздник варили пиво, самогон;
- пекли открытые пироги с разной начинкой: толокно, творог, картофель;
- пекли закрытые пироги с разной начинкой: рыба, толокно;
- пекли «рогульки», «мякушки», «ватрушки»;
- пиво пили из маленьких стопочек и стаканов;
- женщины за столом пели частушки;
- на празднике женщины и мужчины плясали по одному «Русского», «Ланчика»;
- «Русского» по два плясали женщины, мужчина с мужчиной;
- раньше мужчины умели плясать «Русского»;
 

репортаж

38.

Я плесать-то бы плесала,
И дробить – дробила бы,
Кабы было розрешенье,
Из пети отбила бы

- текст;
 

частушка

39.

Я плесать-то плесала,
И дробить – дробила бы,
Да, кабы было розрешенье,
О из пети отбила бы

- комм.: отвечала девушка подруге, которая вызвала её на пляску;
 

частушка

40.

О пляске:

- «Русского» плясали по одному человеку, «Ланчика» плясали в 6 человек;
- во время пляски «Ланчика» пели частушки только девушки, а парни частушек не пели;
 

репортаж

41.

Я любела Шурочку –
За чёрную тужурочку,
Тужурка износилася,
С Шурой любоф изви<лася>

- фрагм. напева;
 

частушка

42.

Частушка на вепсском языке
 

частушка

43.

О проходке по деревне:

- на гуляниках, в «Ланчике», во время проходки по деревне парни пели «похабные» частушки;
- во время проходки по деревне гармонист шёл вместе с ребятами, сзади ребят шли девушки;
- раньше гулянье происходило на мосту;
- парни во время гулянки могли петь «похабные» и обычные частушки;
 

репортаж

44.

О драке:

- раньше было много драк;
- перед дракой парни частушки не исполняли, не существовало гармонного наигрыша «под драку»;
 

репортаж

45.

О проходке по деревне:

- во время проходки по деревне парни пели свои частушки, а девушки свои;
 

репортаж

46.

О гуляниях:

- во время гулянки женщины пели частушки, а парни пели свои песни;
 

репортаж

47.

Дадите, али нет эту дочку за моево сына?

- снач. комм.: сваты, заходя в дом невесты, говорили;
- комм.: родители невесты  могли дать отказ или согласие на свадьбу;
 

свадебный приговор

48.

О свадебном обряде:

- в случае согласия сваты вместе с родители невесты садились за стол пить чай;
- молодожёны венчались в каменной церкви д. Киндаево, расположенной неподалёку от школы;
 

репортаж

49.

О церкви д. Киндаево:

- раньше, в д. Киндаево было 2 церкви белого цвета;
- в церковь д. Киндаево приходили в Пасху и во все религиозные праздники;
 

репортаж

50.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- в святки, Сердцова М. Л., бегала ряженной по деревенским домам, надев на себя хорошее платье, закрыв лицо красивым платком;
- хозяева играли ряженным в доме на гармони, балалайке;
- осенними или зимними вечерами девушки собирались прясть на посиделки;
- в святки, парни и мужики приносили на девичьи посиделки с коридора на скамейке «покойника», ставили в передний угол дома;
- настоящего покойника кадили в доме;
- «покойник»: лицо мазал мукой, чтобы было белое, картофельные «зубы»;
- девушки нарочно причитали по «покойнику»;
 

репортаж

51.

О драке:

- больше всего из-за девушек дрались ребята с д. Кинаево, Слобода;
- в драке употребляли кулаки, ножи;
 

репортаж

52.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- в Святки наряжались «медведем»:надевали на руки и на ноги шубу, вывернутую наружу мехом;
- «медведь» заходил на беседу на четвереньках, где мял девушек, катал пойманную девушку по полу;
- раньше приходил «медведь» и приносили «покойника» только на посиделки или в клуб;
- ребята рядились «коровами», надевая на себя «колокола»;
- «пастух» барабанил в барабанку, а «коровы» брякали «колоколами»;
- в святки старались лица не открывать, закрывая его платком;
- раньше ребята мало пили;
- на посиделках парни и девушки плясали;
- на беседе играли в игры;
 

репортаж

53.

О гармонистах:

- у Сердцовой М. Л. играли в гармонь 2 брата и отец;
 

репортаж

54.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- ряженным хозяева дома играли под пляску на гармони, балалайке;
- раньше гадали, делали из спичек «колодец», который клали под подушку;
- колодец закрывали замком, «суженый» должен был прийти открывать замок;
- в святки девушки ходили слушать на «росстань», а ребята бежали сзади их;
- во время гадания девушек на «росстани» кто-либо из ребят мог заиграть в гармонь или позвонить в колокол, что предвещало девушке замужество;
КРЕЩЕНЬЕ:
- в Крещенье ходили за святой водой;
- в Крещенье, мужики топором рубили на реке прорубь, в которой люди купались;
ПРЕСТОЛЬНЫЕ:
- в д. Слобода, в УСПЕНЬЁ, опускали в речную воду иконы, после чего набирали в бутылку воду и приносили домой;
- хозяева дома святой водой поили скотину, мыли своё лицо;
КРЕЩЕНЬЕ:
- в Крещенье, священник святил возле моста, в большой проруби воду, в которой купались зимой деревенские жители;
- в проруби купались в сорочках женщины, старушки;
- по детским воспоминаниям Сердцовой М. Л., одна старушка, выкупавшись в сорочке в проруби, возвращалась домой босиком;
- в проруби купались люди, которые рядились в святки, чтобы «сдать грехи»;
- крещенской водой мыли скотину, своё лицо;
МАСЛЕНИЦА:
- в Масленицу катались на конях;
- коней украшали колокольчиками, вешали на дугу разноцветные ленты;
- катались на конях от д. Слобода до д. Гридино и обратно;
- раньше в любой день могли печь блины;
ВЕЛИКИЙ ПОСТ:
- раньше соблюдали Великий пост, употребляя в пищу картофель и не употребляя молоко и масло;
- во время Великого поста копили молоко и масло, которое хранили на коридоре в кадушках, бочках;
 

репортаж

55.

У!

- снач. комм.: когда шли в лес по грибы, то в лесу друг другу кричали;
 

выкрик

56.

О колдунах:

- раньше в деревнях были колдуны, которые разговаривали с лешим;
- если терялся в лесу человек, то знающая бабушка относила в лес лешему «гостинцы»;
 

репортаж

57.

Как носили лешему «гостинец»:

- Сердцова М. Л. пошла на остров, где после удара топором не смогла встать и уйти домой;
- Сердцова М. Л. кое как добралась до дому, сказав маленькой Галине, чтобы она позвала ей на помощь её брата, чтобы он помог войти в дом;
- через 2 недели Сердцовой М. Л. приснился в сон, в котором она увидела как пришёл парень с белой котомочкой, который заходя в дом поздоровался и попросил хлеба;
- Сердцова М. Л. во сне ответила незнакомцу, что у ней дома осталось мало хлеба, «одна кромочка»;
- незнакомец ответил Сердцовой М. Л. о том что хлеба хватит, и попросил разрезать её на 2 части;
- Сердцова М. Л. разрезала кромочку хлеба на 2 части, отдав одну из них незнакомому парню, после чего он ушёл;
- Сердцова М. Л. не могла встать на ноги в течении 3 недель;
- Сердцову М. Л. родные собирались везти в больницу, на что она рассказала им сон, в котором она видела парня, который просил у неё хлеба;
- Сердцова М. Л. сказала своим родным, что ей нужно поставить «гостинец» лешему;
- 2 бабушки друг за другом ходили в лес, ставить «гостинца» лешему, но пользы от этого не было;
- Сердцова М. Л. попросила маленькую Галю сходить к дяде Мише Смелову, чтобы он поставил лешему в лес «гостинца»;
- Смелов Михаил ходил с Галиной 3 раза в лес, ставили за Сердцову М. Л. «гостинец» лешему;
- за Сердцову М. Л. невестка доила корову;
- через 3 дня, после того как Смелов Михаил с Галиной отнесли «гостинец» лешему, Сердцова М. Л. на коленях уже доила корову;
 

бывальщина

58.

О веровании:

- с лешим могли общаться и просить у него что-либо только знающие люди;
- в д. Слобода, потерлась Фёдорова Люся, в д. Туржино – Глаша, которых долго искали;
- девочек водил в лесу леший;
- колдуны умели разговаривать с лешим в лесу;
 

репортаж

59.

Господи, благослови

- комм.: говорили, заходя в баню;
 

приговор

60.

Слава Богу, вымылась

- комм.: говорили, выходя из бани;
 

приговор

61.

О веровании:

- раньше, люди «староверы», родители Сердцовой М. Л., прежде чем сесть за стол, крестились;
- раньше, во время праздника, по воспоминаниям Сердцовой М. Л., прежде чем сесть за стол, хозяева дома крестились;
 

репортаж

62.

О календарных обрядах и праздниках:

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:
- раньше, в Вербное воскресенье приносили вербу в дом, которую ставили к иконам, где она стояла в течении всего года;
ЕГОРИЙ:
- в Егорий, с испечённым хлебом шли к скотине;
- в решето клали испечённый хлеб, шли на двор, обходили кругом скота 1 раз, после чего делили хлеб на весь скот;
- в решето клали помимо хлеба икону, которую брали с переднего угла дома;
- после обхода все вещи относили на прежнее место;
 

репортаж

63.

Об обрядах со скотиной:

- хозяева скота за обход приносили пастуху денег, яиц;
- пастух обходил с иконой кругом скота;
- пастух утром рано выгонял и поздно вечером загонял в деревню скот, исполняя наигрыш на барабанке;
- рано утром пастух шёл по деревне с барабанкой, исполняя наигрыш на выгон скота;
- пастух играл наигрыш на барабанке в лесу;
- вечером, пастух собирал  в лесу коров, исполняя наигрыш на барабанке;
- пастух играл вечером наигрыш в лесу на барабанке, чтобы собрать в лесу скот в единое стадо, так как в лесу много ходит разного зверя;
 

репортаж

64.

В Благовешынье птичка гнёздышка не вьёт,
А девушка косы ни плетёт

- снач. комм.: раньше в Благовещенье не расчёсывали волосы, говоря;
- комм.: так как Благовещенье считался «большим праздником»;
 

приговор на Благовещенье

65.

О календарных обрядах и праздниках:

ПАСХА:
- в Пасху девушки раздавали ребятам крашеные яйца;
- в Пасху маленькие ребята ходили по деревне с корзиной собирать яйца;
 

репортаж

66.

Христос воскресь

- снач. комм.: дети, собирающие в Пасху по деревне яйца, заходя в дом, говорили;
 

приговор

67.

Во истенной воскрес

- снач. комм.: хозяева, отвечали на приговор детей;
- комм.: после этих слов, хозяева дома одаривали детей яйцами;
 

приговор

68.

О календарных обрядах и праздниках:

ПАСХА:
- раньше, на горе, большие парни бились яйцами;
- на горе собиралась большая артель ребят биться яйцами, некоторые ребята могли разбить до 5 – 10 штук крашеных яиц;
- в середину яйца могли налить сапожный вар, из-за чего оно становилось плотным, таким яйцом парень мог у других ребят  выбить огромное количество яиц;
- в Пасху, тёща зятю красила в большом количестве яйца, пекла пироги;
- в Пасху зять приходил к тёще в гости, где для него на столе стояла большая тарелка яиц и пирогов;
ТРОИЦА:
- в Троицу приносили из леса берёзки, ставили возле дверей и окон, закапывая их в землю;
 

репортаж

69.

О качелях:

- девочки в «обыденный» день качались на качелях;
- Сердцова М. Л. качалась на доске, положенной поперёк бревна;
- на доске скакали только весной девушки, в любой день;
 

репортаж

70.

Не кукуй кукушка ета,
Не кукуй кукушка та,
<Раньше я была батрачка,
А> теперь богатая[м]

- фрагм. текста;
 

частушка

71.

Не кукуй кукушка ета,
Не кукуй кукушка там,
Раньше я была батрачка,
А теперь богатаям
 

частушка

72.

Частушка на вепсском языке
 

частушка

73.

Частушка на вепсском языке

- фрагм. напева;
 

частушка

74.

Частушка на вепсском языке
 

частушка

75.

О няньке:
- раньше Сердцова М. Л. пела много колыбельных песен, но уже не помнит;

репортаж

 

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691