Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2013-1 >>> Бабаевский район

Оригинальная коллекция Бабаевского ЦТНК

АФ 681

 

<<< предыдущий

следующий >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Комоневского с/с
д. Ракуново
12.07.05.

Зап.: Кукушкин А.В.
Соловьёв Л. Г.

Исп.: Беляев Александр Иванович, 1935 г.р., род. - д. Ракуново 

01.

«Русского»

- комм.: последняя игра «с двойным прижимом»;
 

наигрыш на балалайке

02.

«Русского»

- снач. комм.: более медленно «с двойным прижимом»;
 

наигрыш на балалайке

03.

«Продольного» с частушками
 

наигрыш на хромке
 

04.

Я люблю как заиграет,
У товарища баян. Ух!
Разрываетца ретиваё,
Моё, да, напополам
 

частушка

05.

Я не знаю чья гармонушка
Только знаю, да играка.
Поиграй хароший парень,
Для меня для молодца
 

частушка

06.

Ты играй повеселее,
Хромки нечево жалеть.
Скоро ты не заиграешь,
Да, и я не буду пе[т]нь
 

частушка

07.

Походили, да мои ножиньки,
Дарожинькой лесной.
Заростай теперь дароженька,
Асокой зеленой
 

частушка

08.

Покосил бы, да сенокосу,
Где густая травушка.
Заходил бы, да в ту деревню,
Где мая сударушка
 

частушка

09.

Сероглазая девчоночка,
Калины, да не ломай.
Ты в деревне, я на хуторе,
Меня не забывай
 

частушка

10.

Эта хромка не моя,
Моя порезовиень.
Эта милка, да не моя,
Моя почернобровиень
 

частушка

11.

Эта хромка, да не моя,
Да, мотня сине мехая,
Эта милка, да не моя,
Моя гулять уехала
 

частушка

12.

Девушки гулять гуляйте,
Вечерами дольше.
Молодось – не красно лета,
Не вернёца больше
 

частушка

13.

Задушевно товарища,
Машина, да, увезла.
За высокие за горы,
За дремучие леса
 

частушка

14.

Задушевново товарища,
Не стало, да у меня.
Он не придет, да ну гуляньице,
Не выручит миня
 

частушка

15.

Атаман, да идёт по бережку,
Обрезам, да машет сам.
Ох, неужели, да пуля медная,
Ему достанетца
 

частушка

16.

Атаман-то большово роста,
Атамант головорез.
Атаману, да навернули,
Полител из рук обрезь
 

частушка

17.

Это дефки, да из-за вас,
Атаман убит у нас.
Под колодиной лежит,
Кравь халодная бежит
 

частушка

18.

Где убили, да атамана,
Там не вырастёт трава.
Где ево похоронили,
Там пасохнут дерева
 

частушка

19.

На гуляначку справлялсэ,
Мне наказывала ма[т]нь.
На тебя ребята сердяца,
Бери с сабой ухва[т]н
 

частушка

20.

Походили, да мои ноженьки,
Дарожинькой лесной.
Заростай теперь, да дорожинька,
Осокой зеленой
 

частушка

21.

На весёлой на гулянке,
Нету брата, да моево.
Не весёлая, угрюмая,
Харошая ево.
 

частушка

22.

«Русского» («На развал») с частушками

наигрыш на хромке
 

23.

Дефки любят офицеров,
Бабы любят шоферов,
Дефки любят из-за денег,
Бабы любят из-за дров
 

частушка

24.

Загорелось во трубе,
Да, затрещали – муж пришёл,
Теперь девушки скупыи,
Не дают поцеловать
 

частушка

25.

Я хотел было женица,
Нета лошадь, петухов,
Может дальняя девчонка,
На дровешках сенокос
 

частушка

26.

Всё ходил, да уговаривал,
В гароху, в полосу,
До чеволь дауговаривал,
Попало по носу
 

частушка

27.

Всё хадил, да ль уговаривал,
Калхознова быка.
Не оставь в коровый яма[л],
А миня без молока
 

частушка

28.

Ты жини мини мамаша,
На любой на девушке.
Не буду плакать, не рыдать,
Ни а какой биседушке
 

частушка

29.

Ты не ладный ле жених,
Тако ума не хлодново,
Да, не подумали ково,
Задавим же способново
 

частушка

30.

Брейте, брейте никрутов,
Да, брейти по порядочку,
Моево товарища,
Оставте на гуляночку
 

частушка

31.

Наша малинькая партия –
Ребята хороши,
Да, нашу малинькую партию,
Ни[к]то не вороши
 

частушка

32.

Наша малинькая партия
Куда девалася?
Часть прихода в частных землях,
Тусовать осталося
 

частушка

33.

Когда в армию поеду,
Накажу ребята вам.
Ты обидь ли мою милую,
Подробни ни ставан
 

частушка

34.

О гармонных наигрышах:

- игра «На развал» побыстрее «Продольного», медленнее «Русского»;
- «Продольного» играли, когда ходили с весёлым настроением от деревни до деревни, в клуб;
- «Продольного» - «отрывистая, резкая» игра;
- «Некрутскую» играли, когда гуляли некрута, когда их провожали;
- если среди некрутов были гармонисты, то один из них играл наигрыш «Некрутского», а остальные пели некрутские частушки;
 

репортаж

35.

«Некрутского»

наигрыш на хромке
 

36.

О пляске:

- в д. Ракунов плясали «Ленчика», «Семёновну», «Чурина»;
- начинали плясать «Ленчика», переходя на пляску «Чурина»;
- с детства Беляев А. И. помнит, что одни ребята плясали «Чижа»;
- в 7 – 8 лет Беляеву А. И. взрослые рассказывали, что парни плясали «Чижа» парами, как «Ленчика»;
- Беляеву А. И. запомнилось, что «Чижа» плясали одни ребята, парень с парнем в 4, 6 пар;
- «Ленчика» плясали в минимальном количестве – 4 пары, но могли плясать в 6, 8 пар, благодаря чему пляска растягивалась во времени;
- очень сильно была распространена среди девушек пляска «Семёновна»;
- в тех деревнях, где жили «сильные» гармонисты, девушки были сильными плясуньями;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Комоневского с/с
д. Конец
12.07.05.
 

Зап.: Кукушкин А.В.
Соловьёв Л. Г.

Исп.: Алексеев Василий Фёдорович, 1933 г.р., род. - д. Конец
Неробова Антонина Сосепатровна, 1936 г.р., род. - д. Якутино Комоневского с/с
 

37.

«Русского»

- снач. комм.: брату Алексеева В. Ф. купили гармонь, но он не научился играть, а Алексеев В. Ф. научился «самоучкой» игре на гармони; Алексеев В. Ф. помнит свою первую игру на гармони;
- фрагм.;
- комм.: постепенно Алексеев В. Ф. стал понемножку добавлять в наигрыш другие голоса;
 

наигрыш на хромке

38.

«Русского»

наигрыш на хромке
 

39.

«Русского»

- снач. комм.: в молодости у Алексеева В. Ф. была такая игра;
- фрагм.;
- комм.: в 1954 году, когда Неробова А. С. приехала из д. Якутино в д. Конец, Алексеев В. Ф. по молодости играл под пляску такой наигрыш, под который плясали;
 

наигрыш на хромке

40.

«Русского»

- снач. комм.: постепенно Алексеев В. Ф. в своём наигрыше «прибавлял» голоса и наигрыш уже зазвучал по другому;
 

наигрыш на хромке

41.

«Русского»

наигрыш на хромке
 

42.

«Продольного» с частушками
 

наигрыш на хромке 

43.

Ой, говорят только боевая,
Боевая я и есь.
Боёвая я и дома,
Боевая я и здесь
 

частушка

44.

Ягодиночка на льдиночке,
И я стаю на льду. Ох!
Милый брось мине птесиночку,
К тебе перебугу. Ох!
 

частушка

45.

За комота нейти сыра,
За кавота ийти в грязь.
Валагодские-то ребятушки,
То портушечки не наш.
 

частушка

46.

Ягадиночка ты мой,
Да, глазки сераватые.
А ты завлёк меня пцеганку,
Теперь я винаватая
 

частушка

47.

О наигрышах, гармонистах, гуляниях, праздниках:

- наигрыш «На развал» раньше называли – «Продольного»;
- на гармони хорошо играл отец Алексеева В. Ф.;
- парни шли с гармонью, сзади шли девушки, захватившись под руку;
- парни играю наигрыш, девушки поют песни по дороге в клуб или на беседу;
- к «конецким» гармонистам примыкала молодёжь с других деревень, потому, что «конецкие» ребята были гармонистами;
- в 1954 году на гулянках играли Платонов Виталий, Алексеев Василий;
- Боря Никуличев мало играл, Василий Проничев уже жил в Череповце;
- на гулянке играл Миша Васильев, которого ныне нет в живых;
- в 1954 году Платонов носил фуражку с козырьком;
- самое главное, что в 1954 году в деревне были гармонисты;
- муж Неробовой А. С., родом с Петреневского района, деревни Пажецкой очень хорошо играл на гармони;
- в праздники собиралось много гостей – 6 пар, пока был в живых гармонист - муж Неробовой А. С.;
- как только погиб при несчастном случае муж Неробовой А. С., праздники все пропали, так как не осталось в деревне ни одного гармониста;
- «без гармошки какой праздник»;
- пока был гармонист, деревенские жители знали все современные песни – «За городом Горьким, где ясные зорьки»;
- после смерти гармониста пропали все песни и праздники;
- через 30 лет после смерти мужа Неробова А. С. познакомилась с Алексеевым В. Ф., после чего они стали собираться на праздники с его родственниками;
- Алексеев В. Ф. единственный гармонист в семье, который веселит свою родню на праздниках;
- не будет Алексеева В. Ф. и праздники исчезнут;
 

репортаж

48.

О гармонистах:

- Ольга Павловна проживает на ул. Ленина г. Череповца;
- Ольга Павловна раньше могла в любой праздник сыграть наигрыш «Под драку»;
- теперь она не может играть на гармони, так как у неё парализованы пальцы;
 

репортаж

49.

«Под драку» с частушками с переходом «Под пляску»

наигрыш на хромке
 

50.

Эх!
Давайте партия на партию,
Которая возьмёт.
Ай, наша маленькая партия,
Любую завернёт
 

частушка

51.

«Продольного»

наигрыш на хромке
 

52.

«Продольного» с пляской и частушками:

наигрыш на хромке
 

53.

А раньши было запою,
Калина закалышитца.
Да, а теперь, дак, запою,
Кругомо всемь ослышитца
 

частушка

54.

Эх, дурь, дурь, дурь,
Вшарами подумаю.
Раньше б я тебя любила,
А теперь не думаю
 

частушка

55.

Говорят, шты боевая,
Да и прады атаман,
А на горячий камень встану,
Но залётки не отдам. Эх!
 

частушка

56.

О плясках, беседах, об обучении пляске:

- для «Ланчика» нужно 4 пары;
- первой, «с выходкой», выходила продольная пара;
- две продольные пары начинали «проходку»;
- фрагм. наигрыша «Под пляску»;
- после чего те же движения повторяли две поперечные пары;
- после этого пары «перебором» переходили до тех пор, пока пара не возвращалась на своё место;
- после «переборов, начинали подводиться пары»;
- фргам. наигрыша «Под пляску»;
- после обхода с парой парень «прощался» со своей девушкой и переходил к девушке другой пары, а к его девушке, с которой он плясал, переходил другой парень;
- ту же фигуру выполняли поперечные пары;
- следующей фигурой была «звёздочка», состоящая из девушек, которые в пляске меняли направление движения в противоположную сторону;
- следующей фигурой после «звёздочки» были «переборы»;
- после «Ланчика» оставались 2 пары, которые начинали «боронить»;
- под «Ланчик» играли наигрыш «часто», как только нужно было 2 оставшимся парам «боронить» игра резко менялась на «Продольного»;
- фрагм. наигрыша «Продольного»;
- после хлопка проходящих пар гармонист начинал часто играть «Продольного»;
- фрагм. наигрыша «Продольного»;
- в д. Конец помнят как «боронили Ланчика» - Тамара, Нина;
- в д. Комонево помнит как «боронить Ланчика» Сергеева Александра;
- «здорово, когда Ленчика пляшут»;
- в Белозерске «Ланчика» плясало большее количество пар с другими фигурами;
- в д. Конец плясали «Семёновну», «Цыганочку», «Русского»;
- в д. Конец после «Ланчика» называли пляску «Боронить»;
- из дома выносили кровати, для подготовки дома для беседы;
- девушки писали и отправляли записки с приглашением молодёжи на беседу в д. Старая, где был большая изба в бывшем кулацком доме, недостроенном пятистенке семьи Неробовой А. С.;
- мать Неробовой А. С., в связи стем, что было трудно жить, сдавала дом под беседу, за что ей ребята привозили воз дров;
- ребята на беседу приносили большую керосиновую лампу;
- Неробова А. С. вместе с другими маленькими ребятами смотрели из под «зимовки» печки на беседу;
- строгая учительница - Галина Ивановна, в молодости ходила на беседу;
- дети собирались на печке, посмотреть, как пляшут на беседе, до прихода на беседу Галины Ивановны;
- как только на беседе говорили: «Галинушка идёт», дети рассыпались по углам, чтобы их не увидела их учительница;
- так Неробова А. С. вместе с другими детьми учились пляске;
- на углу д. Конец стоял новый овин со стенами и полом, в котором девочки учились плясать;
- Неробова А. С. научилась играть языком;
- Неробова А. С. играла наигрыш «Под пляску», а остальные девочки учились плясать;
- фрагм. наигрыша «Под пляску языком»;
- Неробова А. С. помнит, как она училась плясать со своей подругой Ниной: Неробова А. С. играла наигрыш «Под пляску» языком, так как подруга играть наигрыш языком не умела;
- фргам. наигрыша «Под пляску языком»;
- так как многие девочки не умели дробить, то остальные деовчки смотрели как дробила ногой её подруга Нина, чтобы «перенять» дробь;
- постепенно Неробова А. С. научилась по настоящему дробить в пляске;
- в д. Стунино никто не плясал, никто не пел, поэтому в этой деревне девочки были «как молодые старухи»;
- в д. Стунино жило только 2 девушки;
- в д. Конец гармонисты, ребята плясали, девушки были «исключительными плясуньями», которых теперь уже нет;
- такая была история «Великосельского сельского совета»;
- во время обучения пляске девушки пели песни;
- с песнями плясали «Цыганочку», «Семёновну»;
- одна девушка так хорошо умела плясать «Цыганку», раскрывая через песню весь жизненный круг «цыганки», начиная с детского, юношеского её возраста, когда девушка начинала кого-то любить до сюжета трагического расставания с милым или выхода её замуж;
- под наигрыш «Цыганочка» девушка смогла через песню уложить всю жизнь «цыганки», либо «Семёновны»;
- в д. Конец, в Троицу была Алексеева Александра (проживает в с. Борисово), которая под наигрыш Алексеева В. Ф. рассказала через песни трагическую жизнь «Семёновны», которая любила одного, а вышла замуж за другого;
- мать Неробовой А. С. плясала более медленно, «с выходом»;
- Неробова А. С. «любовалась» пляской своей матери;
 

репортаж

57.

«Русского» с пляской и частушками

наигрыш на хромке
 

58.

Ягодиночка ты мой,
Глазки сероватые.
Я любила, и люблю,
Оба виноватые
 

частушка

59.

О пляске:

- Неробова А. С. не видела в пляске своей матери дроби;
- так же плясала тётя Маня Алексеева В. Ф., которая умерла в возрасте 92 лет, сестра Алексеева В. Ф., которая умерла в 85 лет;
- у плясунь 1910 – 1915 годов рождения,  была «единая выходка, тех годов довоенных»;
- раньше плясали «плавно», в пляске не припрыгивали, «как утки плавали»;
- в пляске удар каблуком, старшим поколением, использовался «мало»;
- в военные годы старое поколение не веселилось;
- после войны старое поколение носили сапоги, так как не в чем было ходить;
- в молодые годы старое поколение носило сапожки со шнурками;
- мать Неробовой А. С. долго хранила сапог, который она носила в свои молодые годы;
- некоторые в пляске могли дробить;
- мать Неробовой А. С. и тётя Маня плясали одинаково, «тихонько» переставляя ноги;
- в 1977 году, когда женился сын Неробовой А. С., она в последний раз видела, как плясала её мать;
- Раиса, которой уже нет, использовала в пляске различные колени, как и многие «конецкие» девчонки тех лет;
- «конецкие» девчонки прошлых лет, были исключительными плясуньями;
- младшая сестра Алексеева В. Ф. - Таисия, проживающая в г. Череповец, показывала всякие «манеры»: вставала на колени и била об пол руками;
- Екатерина, проживающая в г. Череповец так же пляшет как и сестра Алексеева В. Ф.;

репортаж

 

Вологодская область,
Бабаевский район,
Комоневского с/с
д. Горка
12.07.05.

Зап.: Кукушкин А.В.
Соловьёв Л. Г.

Исп.: Антонов Василий Павлович, 1930 г.р., род. - д. Горка 

60.

О музыкальных инструментах:

- первым инструментом, на котором научился играть Антонов В. П., была балалайка;
- Антонов В. П. с детских лет научился играть на балалайке;
- сложнее научиться играть на гармони;
- на гармони «выбор большой, всё можно сыграть»;
- «хороший мастер» игры на гармони «всё сыграет»: под песни, под пляску, танцевальную музыку;
- на балалайке можно играть только «Под пляску»;
- некоторые «специалисты» игры на балалайке могли «подыгрывать под песни»;
 

репортаж

61.

«Русского»

- комм.: на балалайке стоят не заводские струны, поэтому «уже звук не тот»;
 

наигрыш на балалайке

62.

Об обучении игре на балалайке:

- Антонов В. П. осваивал наигрыши на балалайке постепенно, иногда получались отдельные приёмы;
- раньше в деревне было много игроков, кто умел играть на балалайке;
- Антонов В. П. начал учился играть на балалайке с 12 лет;
- в войну, после войны в деревне было много балалаек;
- раньше в деревне народ жил бедно, поэтому было мало гармоней;
- все мужчины из деревень ушли воевать на фронт;
- чаще всего на беседе звучала балалайка;
- раньше балалайки были в свободной продаже;
- Антонов В. П., когда у него сломалась балалайка, заказал себе новую, во время олимпийских игр, в Москве, которую ему выслали «посылторгом»;
- в г. Кириллове изготавливали гармони, но теперь там осталось мало мастеров;
- начинали учиться играть на балалайке с того, что её нужно настроить по слуху;
- существует 2 строя у балалайки: один из них минорный, который Антонов В. П. уже забыл, а другой – «простой», которым теперь Антонов В. П. и пользуется;
 

репортаж

63.

«Русского»

- комм.: «теперь уж возраст не тот, пальцы не подчиняются»;
 

наигрыш на балалайке

64.

Об обучении игры на балалайке:

- правой рукой нужно «взад, вперёд ударять» по струнам;
- для удара по струнам иногда используются 2 пальца правой руки;
- большим пальцем правой руки можно зацеплять 2 струны;
- оба пальца правой руки в игре между собой «чередуются» (показ фрагмента игры с использованием чередования 2 пальцев правой руки);
- поперёк струн на балалайке располагаются лады;
- когда Антонов В. П. ещё не умел играть, то в «простой» игре использовал 2 пальца левой руки, которыми зажимал лады (показ фрагмента «простого» метода игры, с использованием 2 пальцев левой руки); 
 

репортаж

65.

«Русского» (с использованием 2 пальцев левой руки)

- снач. комм.: кто не умел играть на балалайке, играл «проще», с использованием 2 пальцев левой руки, которыми зажимал лады на балалайке (показ), под который можно было плясать;
 

наигрыш на балалайке

66.

«Русского»

- снач. комм.: «основная» игра была такой;
- комм.: когда играют все 3 струны; в наигрыше чередуются 2 пальца правой руки;
 

наигрыш на балалайке

67.

Об обучении игры на балалайке:

- чтобы наигрыш на балалайке был «неоднотонным», большим пальцем правой руки прихватываются 2 струны (показ приёма);
- такой же метод используется и при игре на гармони;
- «мастера» игры на гармони на голос нажимают не один раз, у них «автоматически вздрагивает правая рука», благодаря чему получался «прерванный голос, с каким-то выражением»;
- при овладении наигрыша постепенно получалось его «развитие»;
- на гармони учились играть с малолетства;
- в старом возрасте научиться играть трудно, потому, что «не подчиняются суставы»;
- «с молодости пальцы ходят легко»;
- раньше играли на балалайке «Сулико» и другие песни с использованием метода пиццикато;
 

репортаж

68.

«Продольного»

- комм.: «Продольного», это тоже самое что и наигрыш «Русского», только у него «протяжнее произношение звука»;
 

наигрыш на балалайке

69.

«Продольного»

- комм.: «не кончился этим, вот и всё»;
 

наигрыш на балалайке

70.

«Семёновна»

- снач. комм.: раньше Антонов В. П. играл «Семёновну», которую теперь забыл;
- проба;
- комм.: больше 20 лет Антонова В. П. не играл на балалайке;
 

наигрыш на балалайке

71.

О пляске:

- «Ланчик» состоял из 4, 2 пар;
- мужчина с женщиной или с девушкой вставали «на дольную» половицу, вдоль пола – 2 пары, и 2 пары вставали «поперёк» половицы;
- подходила 1 пара, парень поворачивал женщину противоположной пары и возвращался обратно к своей женщине;
- затем туже самую фигуру выполняла вторая «продольная» пара, затем 2 «поперечных» пары;
- после «Ланчика», оставалось 2 пары, которые «поедут боронить» - «такая поговорка была»;
- после «Ланчика» говорили: «Поехали боронить»: сходились 2 пары, которые друг друга крутили, «подводились» к противоположной паре, дробили;
- в «забаранивании» использовалось «несколько колен»;
- одна из 2 пар с дробью и пляской «подводилась» к противоположной паре, стоявшей в 5 метрах от неё;
- мужчина несколько раз через голову своей супруги «крутил» руку;
- после этой фигуры пара вставала на своё исходное место, а туже самую фигуру выполняла противоположная пара;
- игра для «забаранивания» менялась на более длинную (протяжную);

репортаж

 

 

 

 

<<< предыдущий  

следующий  >>>

592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 692 >
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631
632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671
672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691