|
|
Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р. |
Исп.: Улитина Елена Александровна, 1930 г.р., род. – д.Перхурьево
|
|
О престольных праздниках:
- Ивана Богослова
(21 мая) и 9 октября праздновали, один весенний, другой осенний
праздники были
- 10 августа – Яитра – праздник был, вокруг часовенки обходили, но
не праздновали, некогда было
- отмечали Масленицу, Пасху, Троицу
- Преображенье, Сретенье – праздники из двенадцати (двунадесятые) не
отмечали
- в деревне был человек, который доносил, что праздники праздновали
- 21 мая было гулянье на Ивана Богослова, на праздник приходила
милиция, из Кубенского милиция приезжала
|
Репортаж |
|
О религиозной вере:
- ходили по деревне
и спрашивали, верят ли люди в Бога или нет, некоторые иконы убирали
на чердак
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
Масленица:
- на лошадях катались в санях, сани были украшены, лошади были самые
лучшие
- в пятницу зять приходил барана доедать, мясо в пост не ели,
поэтому называлось, что зять приходил «барана доедать» - просто
мясо, этот день всегда отмечали
- блины пекли в печках
- «золовкины вечёрки были в пятницу»
- молодёжь с понедельника каталась на лошадях
- были специальные санки и розвальни
- полные санки девушек садились, девушки были наряжены в шёлковые
платки с кистями, шубы не у всех были, были жакетки – «саг»
- посты строго не соблюдались
Пасха:
- к Пасхе готовились, пироги пекли
- в комнате всё натирали дресвой, полы были не крашенные, самовары
медные натирали, умывальники, даже ухваты и лопаты дресвой натирали
- потолки мыли, друг к другу собирались помогать
- начинали готовиться к Пасхе за две недели, чтобы помочь везде
помыть
- куличи пекли
- яйца красили, яиц было мало, кур мало держали, яйца на Пасху
берегли
- дети яйца с горки катали, стучались
- красили яйца луковым пером, те, у кого деньги были красили яйца
краской – зелёной, красной, синей, если побольше луковой шелухи
положить, получались тёмные яйца
- к Троице тоже готовились
- примечали Вознесеньев день, считалось, что после Вознесенья
начнутся тёплые дни, Вознесенье – сороковой день от Пасха, оно
обязательно бывает в четверг
- Вознесенье, Рождество, Крещенье, Пасха, Троица, Масленица – это
общие праздники
- по деревням праздновали свои праздники
- в Нестеровском праздновали Успеньев день, в Шолохове – Ильин день
- в Крещенье в домах посиделки были
- где был праздник, там и праздновали, изо всех ближних деревень
приходили
- в д.Перхурьево приходили Новленские, из д.д.Курдумово, Телячьево,
Владычнево, Красного Пахаря, Сидорово, издалека приходила молодяжка
- Ильин день праздновали в двух деревнях – Фелючино и Княжее, шли
молодёжь туда, где были родственники, друзья
|
Репортаж |
|
О будничной и обрядовой пище:
- в праздники
обязательно собирали гостей в каждом доме, суп варили, студень,
пироги самые хорошие пшеничные, с рыбой, л?дошники
– глиняная ладка, в ней варилась каша рисовая на молоке с яйцом, там
и подавали в ладке, пшённую кашу варили
- за рисом и пшеном ездили в Вологду, по стаканчику покупали
- яичницу в ладошнике делали – молоко наливали, яйцо клали, в печь
ставили
- все блюда, которые делали в ладке назывались ладошники
- клюквенный кисель варили и подавали не в стаканах, а в блюдах
- овсяный кисель разливали по тарелкам, а когда бедно жили, делали
гороховый кисель – гороховую муку заливали крутым кипятком
- за озером были умельцы, привозили оттуда глиняную посуду - кринку,
горшок
- горох заливали крутым кипятком и разливали по тарелкам, разрезали
на мелкие кусочки, вилок не было, отец палочки строгал, наверх
киселя наливали льняное масло
- гороховый кисель варили не на праздники, а в будни
- кисель разливали по тарелкам, он остывал
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
Заговинье:
- Заговинье праздновали после Троицы в следующее воскресенье в
Новленском, после Заговинья начинался Петров пост
- в Новленское ходили гулять
- дома пироги пекли
- гуляли в Новленском по улице, ходили взад-вперёд, песни пели,
плясали
- Пасха, Троица, Рождество, Крещенье праздновали все
- песни пели, частушки, плясали на праздниках
- у одного и у другого дома пляски были
- праздник назывался Заговиньем, потому что после него начинался
пост, начинали говеть
|
Репортаж |
|
О жизни во время войны:
- во время войны
сообщали, что будут ночевать солдаты, надо было всех разместить
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
Святки:
- с Рождества до Крещенья были Святки, ходили ряженым
- наряжались модно, если своей одежды не было, то ходили к соседям,
просили старинные платья
- ходили в другие деревни
- парни с гармошкой ходили, заходили в дома
- безобразили в тех домах, где были невесты, женихи
- сестра пол мыла на Рождество, половики настелила, забежал парень
из деревни, кинул глиняный горшок с золой, он разбился, пришлось с
начала убирать, больше ничего не делали
- двери заливали, снегом заваливали
- делали такое только девушкам, парням, старым не делали
- учительница вышла замуж, её муж стал к другой ходить, молодёжь
собралась в 12 часов ночи, пришла к их дому, все дрова по канавам
раскидали, дровни под реку спустили, муж увидел, за ними побежал
- раскидывали дрова только у женихов и невест, двери закрывали,
больше делали так у тех, кто уже засиделся в невестах или женихах
- шубы выворачивали, рядились лесорубом, девушки красиво наряжались,
чтобы поплясать, ходили в дом жениха
- ряженые девушки и парни ходили вместе, дорогой играли на гармони и
плясали
- начинали ряженые ходить днём в другую деревню
- в двери ряженые не стучали, просто так заходили, им разрешали
заходить
- ряженые ходили в деревне по многим домам и к невестам, и к
женихам, и к старушкам
- к невестам и женихам ходили, это было как предупреждение
- горшок били, бросали в дом, могли горшок с копейками и с углями
разбить
Гадания:
- таракана в спичечном коробке клали под подушку, брат сестре под
подушку таракана положил, ей приснился парень
- в зеркало смотрели, в комнате так гадали, по баням не ходили
Крещенье:
- рядом реки не было, поэтому на реку не ходили
|
Репортаж |
|
О жизни в 1930-е годы:
- в 30-е годы
«чёрный ворон» приезжал, родственников врагом народа тоже забирали
- после войны с житьём было плохо
- человек, который доносил на всех, из деревни уехал, все дети у
него погибли не своей смертью, говорили все, что ему отомстило
|
Репортаж |
|
О религиозной вере:
- церковь была в
Погосте, Перхурьево к ней относилось, потом в ней картошку хранили
- церковь была Ивана Богослова, около неё Богослова и праздновали
- у церкви Михаила Архангела праздника Богослова не было
- Новленское относилось к Коробову, там церковь была
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- яйца красили в
Троицу
- Заговинье дома не справляли, гулять ходили
- в Пасху яйца с горки катали, надо было, чтобы яйцо к яйцу попало
- стукались яйцами
- в деревне была качель – гигант круглая, она не убиралась
- на гиганте были скобы, от каждой скобы была своя качель, мужики
смотрели за качающимися, чтобы ничего не случилось, чтобы старшие
ребята не хулиганили, сильно гигант не раскачивали
- качались не обязательно в праздники, в любой день
- к Великому Четвергу перед Пасхой должно было быть всё убрано
Масленица:
- молодая жена приходила в дом, она была зависима от всех, в день «золовкины
посиделки ей разрешалось посидеть с подругами», в этот день она была
свободна
- зять ездил к тёще барана доедать, невеста приезжала к своим
родителям с мужем
- зять тёщу дома угощал, тёща к нему тоже приезжала
- на гуляниях захватывались за руки и шли, много народу было, если
встречалась другая партия, то отвёртывались немного
- парни ли позади девок с гармонью, свои песни пели, девушки пели
песни под гармонь парней, парни могли и впереди идти
|
Репортаж |
|
О драках:
- парни забирались
- на праздниках бывало и убивали
- дрались деревня на деревню, бывало, что на одного все кидались
- девушки не вмешивались
- сама никогда никуда не вмешивалась, так дядю забрали
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- на Троицу берёзки
втыкали над окнами
|
Репортаж |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- на кладбище
раньше очень мало ходили, церковь далеко была, на кладбище веточки
берёзки на Троицу носили
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- вербочки на
Вербное воскресенье приносили, в вазочку ставили
- перелом Говинья замечали на четвёртой неделе
о престольных праздниках:
- Вознесенье праздновали в д.Песцово – это их основной праздник
- считалось, что с Вознесенья будет тепло
- в Яитру 10 августа ходили в часовенку в д.Перхурьево, молебен был
около часовни
|
Репортаж |
|
О плясках:
- плясали
«Русского», «Заиньку» на две пары
- «Заинька» - это новленская пляска, по всему сельсовету, парень от
одной девушки к другой ходил
- «заиньку» плясали только две пары, могли плясать сразу несколько
«Заинек»
|
Репортаж |
|
О беседах:
- посиденки были по
очереди, чья очередь была, тот и организовывал место, ребята
приходили, «Заиньку» плясали
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- в Чернево
праздновали Егорьев день (6 мая)
|
Репортаж |
|
О беседах:
- на посиденки
приходили из других деревень
- таких вечеров, на которые приходили только из своей деревни, не
было
|
Репортаж |
|
О воспитании детей:
Об играх:
- маленькие девочки из дома в дом ходили в гости, черепки были,
пироги из глины пекли
- ребята играли в «городки», «лапту», «кожевню»
- «кожевня» - рисовали большой круг, одна команда была в кругу,
другая – за кругом, мячиком надо было выбивать
- мячиком резиновых не было, ходили на скотный двор, выдирали шерсть
из коров, скатывали мячики
- «кожевня» - мячики был у кого-нибудь одного, те, кто был внутри,
не знали у кого мяч, надо было выбить всех из круга, потом менялись
местами, те, кто был в кругу, должны были уклоняться от мяча
- в «10 палочек» играли – доска с полешком под ней, 10 палочек
клали, кто поймает палочку, тот будет назначать водящего, это
прятки, это игра для подростков
- лапта и городки – это игры для больших |
Репортаж |
|
|
|
|
|