|
|
Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р. |
Исп.: Теева Екатерина Степановна, 1918 г.р., род. – д.Фелютино
|
|
Об играх:
- в костыги играли
на улице в том месте, где травы не было
- в костыги играли только парни, у каждого парня были костыги,
плитка оловянная была
- плитку кидали плавно, выбивали костыги
«Кожевня»:
- молодёжь и даже взрослые играли в «Ершовню» - «Кожевню» - большой
круг, собиралось 20 человек парней и девушек, вставали парами по
росту, по возрасту, разбивались на равные партии, брали резиновый
мяч
- «Кожевню» выкладывали из палок, камней, палки и камни собирали по
всей деревне, делали большой круг на земле
- жребий дёргали, чтобы определить, какая партия будет бегать в
кругу, а какая по-за кругу, той партии, которая будет бегать по-за
кругу, отдавали мяч, они уходили в сторону, прятали мяч за пазуху,
те, у кого не было мяча, держали за пазухой кулак
- партия, которая стояла внутри круга, не знала, у кого мяч, надо
было всех в кругу выбить
- тот, у кого был мяч, должен был выбивать кого-нибудь в кругу и
убегать, те, кто в кругу, ловили мяч и должны были выбивать тех, кто
по-за кругом
- тот, кого выбили, выходил из игры, побеждала та партия, в которой
больше народа осталось, та и будет по-за кругу стоять, интереснее
было по-за кругом играть
- играли до вечера
- играли в лунки – ямки, посреди дороги были выбиты ямки, резиновые
мячи катали по ямкам
- в некоторые игры играли и взрослые, в костыги играли мужики
- играли в любое время после работы
- «Кожевня» и «Ершовня» - это одна и та же игра
- жребий делали из палочек – одну палочку отламывали, а вторую целой
клали, уславливались, например, длинную вытащишь – по-за кругу,
короткую – в кругу
|
Репортаж |
|
- Чижик-пыжик, где ты был?
- В канавке воду пил.
- фр. текста
- комм.: игра была такая, куда-то бегали
|
Игровая |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- качели:
- от Пасхи до Троицы стояли качели
- в д.Фелютино были две качели – для взрослых и для детей, для
взрослых качель делали из толстых брёвен – слёг, ставили три бревна,
перекладину, на перекладину – канат, беседку делали из доски,
качались только взрослые, раскачивали такую качель кольями
- для подростков делали из слёг и верёвок качель
- у качели всегда собиралось много народа
- с Троицы качели убирали, качались с Пасхи
- Масленица:
- обязательно мужики запрягали лошадь или две и всю деревню катали
- в д.Лесюнино было два дома, отец двух дочерей возил показать эту
деревню
- в Масленицу обязательно всех катали
|
Репортаж |
|
О свадебном обряде:
- парни собирались
все вместе и договорились, что все женятся в этот год, рассказывали,
кто куда поедет за невестой
- подруга рассказала, что брат её поедет за невестой, самоходкой
привезёт
- брат невесту привёз, посадил её на переднюю лавку
- раньше свадьбы больше зимой были, до Масленицы
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- в Масленицу
костёр жгли, собирали старые корзины, пестер?,
ёлки, веники, кто что даст
- каждая деревня костёр жгла
- жгли костёр далеко за деревней, не уходили, пока не потухнет,
быстро костёр сгорал, резину не жгли раньше, как сейчас
- взрослые на костёр приходили, прыгали через костёр, когда он
начинал прогорать, это всё духов отгоняли
- «молочко, всё скромноё горело», Великий пост потом наступал,
молоко не давали, говорили, что «молоко сгорело»
- детей 4-5 лет водили на костёр
- Масленку зажигали поздно, но чтобы до 12 часов сгорело, зажигали в
8 часов, когда темнеет
- прыгали через костёр, когда всё прогорит, прыгали ребята
|
Репортаж |
|
Об отношениях молодёжи:
- сама летом в
Сямже была на гулянии, там парни выводили парня за отвод за деревню,
девки выводили девку, парень с девушкой вместе не гуляли, как здесь
- здесь парень подходил к девушке, они на пару уходили
- в Сямже парня и девушкой оставляли одних за деревней, они уходили
за баню, за другие постройки, чтобы никто не видел, не узнал
- если бабы ссорились, то могли сказать в обиду друг другу, что дочь
у одной и за баню не водят, и в овин не водят
|
Репортаж |
|
О плясках:
- зимой на гулянии
девки сидели на одной стороне, а парни - в другой стороне
- никаких «Заинек» не было, гармошка играла «Отвори да затвори», а
две или четыре или шесть девушек плясали, в одну сторону шли,
обратно возвращались, с песнями
- парни плясали отдельно, по двое, сразу узнавали, какие парни
пляшут – друзья, враги или супостаты
- после того, как парни заканчивали плясать, шли плясать девушка и
парень вдвоём, один против другого, как петухи и песни специально
набирались
|
Репортаж |
|
Погоди, милой не езди,
Подожди ещё годок
- снач. комм.:
парень пел: «Скоро в армию поеду», а девушка ему это пела
- фр. текста
|
Частушка |
|
О беседах:
- чтобы
познакомиться в Сямженском районе на беседе было заведено собираться
в одной избе, а в другой – закоулке, кухне, была тёмная
- уходили в тёмную то девка, то парень, сама была в первый раз на
такой беседе, спрашивала у девок, что происходит, ей рассказали
- уходили несколько пар в «тёмную», потом спрашивали, кого надо
вызвать, тот приходил, и спрашивал: «Кто меня звал»
- в «тёмной» целовались и миловались, там темно было
- веселье шло и в тёмную ходили
- здесь такого не было, было только в Сямже такое, здесь только
«Заиньку» плясали, по двое парень с девкой не плясали, иногда только
просили поплясать девушку, которая хорошо плясала
- в праздники девушки плясали все вместе с песнями, кругом шли
- в Сямженском районе можно было узнать, кем являются парни друг
другу – друзья или супостаты (за одной девушкой ухаживали)
- бывали драки, лампы били
- на весёлой мужики дежурили, если парень пел похабную песню, мужики
его «за шкирку» выгоняли
- мужики дежурили незаметно, в гуще народа стояли
|
Репортаж |
|
О сторожах:
- по очереди
сторожили в деревне, т.к. пожаров много было
- чтобы знали, что есть дежурный в деревне, он стучал палкой об
доску
- каждую ночь дежурил кто-нибудь
|
Репортаж |
|
О пастушеских обрядах:
- всегда нанимали
пастуха
- утром пастух выгонял скотину и обратно пригонял
- у лошадей пастуха не было, их обычно привязывали ночью на верёвку
|
Репортаж |
|
Об окказиональных обрядах:
- были всегда
дежурные лошади у пожарной машины
- пожары были часто
- до 1929 года был дежурный в церкви, если случался пожар, то
звонили в колокола, звонили особо - набат
- видела в Сямже, как во время пожара бабушка обходила дом с иконой,
и ветер с деревни стал дуть за деревню
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- Троица:
- берёзки освящали в церкви и хранили их дома, берёзка –
хранительница очага
- на кладбище носили берёзки
- берёзки выкидывали, когда они совсем повянут
|
Репортаж |
|
О посиделках:
- когда парни
приходили, девушки подушки, прялки убирали в сторону
|
Репортаж |
|
О раскулачивании:
- закулачили мужика
за то, что у него была куплена молотилка с ручным приводом
- соседа раскулачили, всё хозяйство сожгли и разломали
- первыми сожгли гуменники, которые были крыты не соломой, а тёсом
- самых хороших дойных коров уничтожали, было так до 1930 года
- у самих всё отобрали, нечем платить стало
- их соседней деревне мужика раскулачили и посадили в тюрьму, а ему
пришёл орден за службу на войне, его из тюрьмы выпустили, дом отдали
- отцу тоже всё, кроме дома вернули, за то, что хорошо служил
- сами каждый день ожидали, что придут раскулачивать, все платья на
себя одевали,чтобы быть готовыми
- была дома картина «Ленин в Горках», её описали, забрали в колхоз
- отец не курил и не пил, поэтому не очень дружен был с мужиками, им
завидовали, что хорошо жили
- у отца было много зерна, он делился с людьми или менялся – зерно
низкого качества на зерно отборное
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
Святки:
- ряженье:
- надевали на себя всё лучшее, юбку делали из полотенец кружевных,
шляпки носили соломенные, на них были ленты и цветы
- маску делали из кружева или марли, чтобы просвечивало
- по дороге из деревни в деревню маску снимали, а в деревне в доме
накидывали
- на руки кольца одевали, всё богатство показывали
- даже зимой надевали сапоги, чтобы стукало во время пляски или
надевали валенки с калошами
- обходили круг, были в 7-8 деревнях, там пускали в дом
- парни ходили ряжеными, девушки наряжались парнями, чтобы «Заиньку»
поплясать
- больше ряженые плясали кружком
- парни собирались в один дом, договаривались, кто как нарядится
- ходили ряжеными девушки, могли парнями рядиться, парни ходили, но
не рядились
- круг из 7-8 деревень ряженые обходили, были только в своём
приходе: в д.д.Горбово, Вебрино, Павлово, Пряжёво, Орлово, Крюково,
Еремеево, обходили за один вечер, немного плясали и шли в другую
деревню
- обходили деревни и возвращались в свою д.Фелютино, в своей деревне
не плясали
- ряженые плясали в том доме, где в этот день была беседа, если не
было беседы, то пускали в дом те, у кого дом был больше
- ряженые шли с гармошкой, песнями, шумом, кто-нибудь был на улице,
видел
- молодёжь в Святки не сидели дома, что-то творили
- ряженые видели в каком доме была посиделка – ярко свет горел, или
шумно было
- дети с 5 по 7 класс долго играли на улице
|
Репортаж |
|
О жизни до колхозов:
- раньше скупо
жили, надо было лошадь содержать, сбрую
- в д.Феклютино было три мельницы – одна шатровая и две ветрянки,
надо было купить решето и лукошко
- до колхозов земля была разделена по едокам, чем больше едоков, тем
больше надел, чем меньше едоков, тем меньше земли
- многие уходили на заработки
- на себя надо было много всего купить – валенки и сапоги, чтобы
сшить сапоги, надо было кого-то заколоть
- был кожевенный завод, но хозяина его раскулачили
|
Репортаж |
|
О традиционной одежде:
- носили широкую
юбку и ремень резиновый широкий с большой бляшкой
- в Сямже носили шерстяник? - сарафаны, в красную, синюю полоску
- мама троим дочерям из одной юбки три платья сшила
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- Святки:
- ряженье:
- выряжёнки – это ряженые, которые рядились красиво
- были смешные ряженые, рядились чёртиками, всё чёрное надевали,
мордочку и рожки делали
- медведем рядились, шубу выворачивали
- две женщины заходили в избу, там чудили, их угощали тем, что было
- смешные ряженые только вечером ходили в любой день Святок
- бедокурили молодёжь друг над другом, поленницы дров разламывали,
замораживали
- парни в деревне у всех девчонок заморозили ворота, потом девушки
собрались и парней всё подморозили
- у тех, у кого были низко крыши, в трубу засовывали что-то
- у стариков запрещали бедокурить
- до колхоза дровни, сани за деревню вывозили и спускали под гору
- в Святки бедокурить не считалось хулиганством
- даже женатые мужики и молодые женщины дурачились
- ряженый медведь тоже в кругу плясал
- медведь только внутри деревни ходил, какая-нибудь женщина могла
медведем в два-три дома в своей деревне зайти
- ряженый «чёртик» мог в другие деревни заходить |
Репортаж |
|
|
|
|
|