Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2007-3 >>> Сокольский, Вытегорский районы

 

АФ 322

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Сокольский р-н,
Пельшемское с/п
д. Алфёровская
21.08.07

Зап.: Кулёва С.Р.,
Кулёв А.В.,
Колесова И.В.,
Маркова Л.Ф.

 Исп.: Красоткина Лидия Евлампиевна, 1907 г.р., род. – д.Нариме 

01.

О похоронно-поминальных обрядах:

- везли покойника с причётом
- пять братьев, сестёр, отца и мать похоронила
- сама тех, кто умер, просит «увести» её
 

Репортаж

02.

О свадебном обряде:

- сама замуж выходила, подруги причитали
- причитали на девичнике
 

Репортаж

03.

Всё прошло и прокатилось
Времечко весёлоё,
А тепере настаёт
Самоё тяжёлоё

- текст
 

Частушка

04.

О представлениях, верованиях:

- отца во сне видела, с ним лежала, просила её с собой увести
 

Репортаж

05.

О семье:

- три сестры умерли молодыми
- пять братьев на войне убило
 

Репортаж

06.

О свадебном обряде:

- сватом приходили, венчалась
- девки с причётом невесту провожали
 

Репортаж

07.

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойника обмывали, старуха обмывала, воду потом в сторону выливали
- в гроб полотно клали, подушку, полотном закрывали
- саван шили портнихи
- если кто-то близкий умирал, по нему шибко орали
- что на ум приходило, то и причитали, о том, как жили, ехали на машине, возле гроба сидели и причитали
- дома причитали
 

Репортаж

08.

Милой ты мой,
Почто ты умер,
Как я без тебя жить буду

- снач. комм.: у женщины муж умер, она сидела возле гроба и причитала, по голове его гладила
- фр. текста в пересказе
- комм.: причётом выговаривали о том, как жили
 

Похоронное причитание

09.

О похоронно-поминальных обрядах:

- причитали, когда дома покойник лежал
- при выносе покойника причитали
- сестра по брату причитала, когда покойника выносили
- перед опусканием гроба, когда все с покойником прощались, причитали
- на 9, 15 день, сорокоуст, годины ходили на кладбище
- если не успели покойника отпеть, то потом молитву читали и что-то в землю закапывали
- после покойника одежду сжигали, чтобы не «блазнило»
- хорошую одежду после покойника раньше раздавали
- холстину стелили в гроб, веник клали, а теперь стружку кладут
- подушечку ватную шили из полотна, заранее не шили
- обшивали крупными стежками подушку
- именную иконку в гроб клали в бок
- очки в гроб покойнику клали, если он при жизни их носил
- если человек с палочкой ходил, то палочку в гроб клали
- хоронили в тапках, зимой – в тапках и чулках, в валенках и сапогах не хоронили
- одежду заранее готовили, бывало, чтобы гробы делали заранее
- дед из Замошья сама себе гроб заранее сделал, он на потолке лежал
- говорили, что душа до сорокоуса «ходит»
- на сороковой день блюдо и ложку оставляли на столе, могло поблазнить, что ложка побрякала
- постель, на которой спал покойник, сжигали
- дверь до сорокоуса запирали
- покойника клали вдоль пола на стулья, клали гроб под иконы, головой к иконе, чтобы выносить ногами вперёд
- после того, как покойника вынесут, на стульях надо было посидеть, скамейки и стулья опрокидывали, чтобы не бояться покойника, за ноги держали, чтобы не бояться
- после кладбища, прежде чем зайти в дом, мыли руки, с ведром стояли, поливали
- в Пасху ходят на кладбище, по всем праздникам ходят на кладбище, в Родительскую
- в Пасху яйца на кладбище не носят, носят через неделю после Пасхи, тогда говорят, что «покойники разговляются»
 

Репортаж

10.

Об обрядовой пище:

- колачи пекли в какой-то праздник, туда клали деньгу и лучинку, печинку
- печинка - к печали, лучинка – к смерти, копейка – к деньгам
- кресты тоже пекли
- колачи – круглые 

 

Репортаж

Сокольский р-н,
Двиницкое с/п
д. Княжево
21.08.07

Зап.: Кулёва С.Р.,
Кулёв А.В.,
Федорина Н.Б.

       

 Исп.: Романова Екатерина Андреевна, 1931 г.р., зд.  

11.

О похоронно-поминальных обрядах:

- молодые не ходили на кладбище, работали, потом гулять шли, покойников раньше меньше были
- в Троицу праздновали в Шадрине, в гуляли по деревне, у церкви не гуляли
- причитали раньше те женщины, которые в церковь ходили, молитвы над покойником читали
- опричитывали покойника
- сама над хозяином причитала о том, как жили с ним
 

Репортаж

12.

О родильно-крестильных обрядах:

- за то, что крестила сына, хотели исключить из комсомола, а свекровь с некрещёным внуком не хотела водиться
- сестру из комсомола исключили за то, что ребёнка крестила в церкви
 

Репортаж

13.

О трудовых обрядах:

- все гармонисты по-разному играют
- на сенокос за 8 км. ходили, по дороге шли, частушки пели, одна запевала, все подпевали
- ходили на Низы с песнями
- сенокос далеко был, оставались на неделю, ночевали в сеновалках
- после сенокоса могли и пляску завести, гармонь с собой брали
 

Репортаж

14.

О посиденках:

- котлаские брали с собой гармониста на чужие посиденки, чужой гармонист мог отказаться им играть
 

Репортаж

15.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
ряженье:
- в любой день Святок ходили ряжеными, с Рождества до Нового года
- не все ходили ряжеными, только бойкие
- парни рядились «покойником», «конём»
- «покойнику» зубы страшные вставляли, на посиденку приходили, маленькие дети боялись ряженого «покойником», на печку забирались
- ряженый «покойник» вставал, всех хватал
- с кадилом ходили, «покойника» приносили, клали на лавки, поп ходил, его отпевал, потом «покойник» оживал, хватал всех
шутки:
- женщина в печке намылась, а парни воду в трубу вылили, окатили её грязной водой, надо было идти ей ополаскиваться, а парни ворота заперли
- если девушка не нравилась, парни все ворота дёгтем мазали, дёготь не отмывается, его соскабливали
- дёгтем кресты ставили и «ХУ» писали
- дорогу загораживали, поленницу раскатывали, в Святки старались дрова во дворы спрятать
- дёгтем на ворота дома девки ставили кресты, если девка парню изменила
- парни могли подраться на посиденке, друг другу песни выпевали
гадания:
- рисовали в круге буквы, клали тарелку, пальчиками держали, стрелку рисовали, она останавливалась у буквы, читали, какой кавалер будет
- под подушку клали замок, какой кавалер придёт отпирать – во сне приснится
- на дорогу – кресты клали, какой мужчина первый появится, спрашивали его имя, то имя и будет у жениха
- в овине гадали (там раньше зерно сушили), ребята туда «покойником» пришли
- за овин выходили, кому какой голосок покажется, парни «покойником» пришли, за девками побежали, в снегу стали девок купать
 

Репортаж

16.

Суженый-ряженый, приди,
Замочек отопри

- текст
 

Приговор при гадании

17.

Суженый-ряженый, отзовись

- снач. комм.: на крестах
- комм.: если никто не покажется, значит, в этот год не будет суженого; девушки на крестах по - одному стояли, остальные – в стороне, девушка становилась в центр крестов, стояла определённое время – по полчаса стояли
 

Приговор при гадании

18.

О гуляниях молодёжи:

- по деревнях ходили на праздники, бражку могли выпить немного
- девушки здешние ходили в Глебово, а парни глебовские – здесь гостили
- гостили, могли ночевать остаться
 

Репортаж

19.

О календарных обрядах и праздниках:

СВЯТКИ:
- гадания:
- крестики запекали в хлеб, этого крестика боялись, если попадётся, то не миновать могилы
- хлеб выпекали и клали туда лучину крестиком и денежку, кому что попадётся, денежка – богато жить, крестик - могила
- в блюдо отпускали ложки на всю семью, если ложки не распадутся – семья не разделится, если чья-то ложка отошла, значит, тот человек куда-то отделится
- это в Святки гадали
- каждый знал свою ложку, своей семьёй так гадали
- отпускали в блюдо ложки, говорили: «Господи, благослови», если у парня ложка отошла, его могли в армию взять, девка – замуж выйдет. Старушка - умрёт
- в пирог крестик запекали в конце Святок
- крестики в притвор клали, по уголочкам не только в Святки, это спасение от нечистой силы, чтобы Бог хранил имущество, вербы за иконы клали
- сама всё благословляла, святой водой брызгала
 

Репортаж

20.

О представлениях, верованиях:

- нечистая сила – Дьявол, он может навредить
- все недобрые дела совершают Дьяволы, их много – «12 девок косматых, беспоясных по домам бегают, знобят»
 

Репортаж

21

Храни, Господи, благодатный дом,
Скотинку – матушку

- снач. комм.: когда дом закрывают, говорят
 

Приговор

22.

О представлениях, верованиях:

- кормилец в доме живёт
- надо благословесь всё делать, если всё время говорить: «Да ну тебя», то кормилец так заплетёт гриву у лошади, что не расчесать будет, придётся обстригать
- если немытую посуду оставишь на столе, придёт кормилец, всю посуду вылижет
- если оставляешь немытую посуду, надо сказать «Господи, благослови» и закрыть полотенцем, чтобы кормилец не «вымыл»
- кормилец – не благовловлённое существо
 

Репортаж

23.

Батюшко – кормилец,
Прими мою коровушку,
Батюшко – кормилец,
Корми мою коровушку,
Пой и корми

- снач. комм.: корову на двор приводили, говорили
- комм.: надо проситься у кормильца, чтобы пустил коровушку
 

Приговор на новую скотину

24.

От Бога не до порога

- комм.: везде надо с Богом
 

Поговорка

25.

О представлениях, верованиях:

- везде есть хозяева и в поле, и в лесу
- есть несчастное место на заправке в Чекшино, там всегда блудились, ночью там огонёк горит
- если в лес пойдёшь не благословясь, может куда-нибудь увести, придётся старухам отмаливать, можно в круг попасть – кругом ходить, пока старушки не выведут с круга
- если скажешь корове: «Понеси тебя водяной» - корова попадёт на круг, надо говорить только: «Пойди с Богом»
- если корова в круг попадёт, она на одном месте ходит, люди около её ходят, но не видят, пока старушка молитву не отчитает
- очень часто корова в лесу пропадала раньше
- старушки читают молитву, потом говорят, где корову забрать или она сама выйдет
- Водяной – это Леший – Дьявол – нечистая сила
- в воде есть водяной, бывает, что на сухом берегу люди тонут
- мужик один купался, отошёл на метр и пропал, не могли долго найти, потом с иконкой нашли его мёртвого
- бывает, что делают добро и худо
- Дьяволы иконки боятся
- кормилец – хозяин, он только по-хорошему делают
 

Репортаж

26.

О пастушеских обрядах:

- пастухи с Лешим договариваются
- на какую корову пастух положит что-то, та корова за лето не откормится, но она всё стадо за собой водит
- пастух в рожок трубил, а одна корова всех коров выводила в одно место
 

Репортаж

27.

Имитация игры на барабанке

- снач. комм.: пастухи в рожок играли или в барабанку били
- показ наигрыша на барабанке исполняется на столе
- комм.: на рожке играли пастухи
 

Имитация игры на барабанке

28.

О пастушеских обрядах:

- пастух на корову что-то клал
- пастух обходил всё стадо, когда выгонят коров первый раз
- в праздники скотину не выпускали и в понедельник
- выпускали, когда травка появится
 

Репортаж

29.

О календарных обрядах и праздниках:

Вербное воскресенье:
- старую вербу относили во двор, куда-нибудь втыкали или сжигали, на улицу не кидали – это часть от Бога, он по вербам поднимался на небеса
- здесь вербу чтут, а где нет вербы – кипарис
- в Вознесенье пекли рогульки, чтобы по рогулькам и соченькам – щипочкам Иисус Христос поднялся на небеса 

Репортаж

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398