Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2007-1 >>> Сокольский, Харовский, Вологодский  районы

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 301

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Вологодский р-н,
Новленский с/с
с. Новленское
05.02.2007

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.

 
Исп.: Улитина Елена Александровна, 1930 г.р., род. – д.Перхурьево
 

01.

Сики лихи-мики лихи,
Летали воробилихи
По кустам, по настам,
По лебедям – курастам,
Чагрыш – выгрыш,
Курандыш. Вон!

- текст
- комм.: на кого попало «вон» - тот и выходит, кто останется, тот и водит, в круг все вставали и считали
- повтор
- комм.: младшие дети учили такую считалку от младших
 

Считалка

02.

О плясках:

- «Заиньку» играли под гармошку с песнями

 

Репортаж

Вологодский р-н,
Новленский с/с
с. Новленское
05.02.2007

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.

 
Исп.: Теева Екатерина Степановна, 1918 г.р., род. – д.Фелютино
 

03.

О религиозной вере:

- здесь был приход Михаила Архангела, там в Фелютино – Ильинский, церковь была богатая
- до 1929 года в церкви служили
- сама ещё была на венчаниях и на службе перед Пасхой, в церкви пели: «Христос воскресе», с мамой ходила, 10 лет было
 

Репортаж

04.

О раскулачивании:

- отец ходил на заработки, т.к., земли не было, землю только на мужчин давали
- две старые девы – тётки отдали землю отцу, он их за это потом докармливал
- отец разводил семена отборные, коров держал, деньги на книжку откладывал, журнал «агроном» выписывал
- землю отец по - научному обрабатывал, купил молотилку с ручным приводом и веялку, за это его потом раскулачили, отправили на лесозаготовку и на сплав
 

Репортаж

05.

О бытовых обрядах:

- в Пасху бывает самая тёмная ночь, Пасха не в числах
- д.Фетюнино была большая и чистая, весь мусор в печках жгли, а помойки были в огороде
- избы были не крашеные, всё мыли дресвой и веником – голиком, ногами шаркали
 

Репортаж

06.

О престольных праздниках:

- в каждой деревне были свои праздники
- в д.Фетюнино было два праздника, в Ильин день собиралось гуляние, приходили молодёжь с Вотчи (12 км.), Вилегонки, Березняка, Новленского, всю ночь гуляли до утра, гармошки играли, песни пели
- на второй день было гуляние в Плющёве
- 3 августа с утра гуляли в Еремееве, Теляшове, а к ночи переходили в Плющёво
- молодёжь была дружная, не боялись родители отпускать
- в Фелютине в каждой семье было по 5-7 человек
- в Ильин день гуляли два дня
- на Украине отмечали праздники так, что «хоть камни с неба», а здесь и в праздник, если осталась копна, то ездили за сеном
- зимний праздник – Крещенье, на лошадях родня приезжала
- во время войны уже на праздники не собирались
- в Новленском было летом гулянье – в Заговинье, в воскресенье
- в Троицу ходили в Березняки в сады, там были липы насажены, жил барин, собирался народ, торговали, женщины приходили смотреть, девушки меняли платья, сначала приходили в шёлковом, потом в другой наряд, до трёх раз переодевались
- второе гулянье было в Кириллов день на полуострове, около д.Кряжёво, приходили из Вотчи, Березняков, Кириллова
- Кириллово – это полуостров, там были д.д.Княжёво, Павлово рядом
- днём в Кириллов день ходили на полуостров, а вечером гуляли в Павлово
- девушки в Кириллов день переодевались в кустиках у реки
- почти во всех больших деревнях было гуляние
- в Нестеровском было Успенье Пресвятой Богородицы
- в Новленском от Пасхи до Троицы в каждое воскресенье ходили гулять
- из д.Фетюнино шли партиями гулять, одна партия шла гулять в сады, а другая – в Новленское, у кого, где была любовь, туда и шли
- на третий день родственники – тёти и дяди уезжали
 

Репортаж

07.

Об отношениях людей:

- раньше народ был добрее, замков не было, дверь на палку подпирали, иногда под палку заходили, друг у друга хлеба могли взять, потом отдать
 

Репортаж

08.

О календарных обрядах и праздниках:

- о престольных праздниках:
- Ильин день праздновали во всех деревнях, а в двух деревнях вечером гуляли
- те, кто замужем и маленькие дети гулять не ходили, ходила только молодёжь, лет с 12
- в Новленское приходили вечером в Заговинье, гуляли вдоль села взад-вперёд, до моста не доходили
- днём работали, а вечером собирались
- зимой были беседы, посиденки, а летом до глубокой осени ходили гуляли, гуляли до Богородицына дня на улице, а потом уже на улице не гуляли
- Святки:
- поленницы ломали, санки под гору спускали
- мальчики у девочек, у девушки – у парней баловали
 

Репортаж

09.

О драках:

- были драки и убивали, парни из-за девушек дрались, деревня с деревней
- в Плющёве в Ильин день парня убили
 

Репортаж

10.

О свадебном обряде:

- на венчание приезжал поезд, маленькие дети бегали смотреть
- невеста была в шёлковом платье, сзади и с боков стояли люди, дружка был в перевязанном наискосок полотенце
- венцы над головами держали, круг аналоя водили
- смотрящих была полная церковь
- в церковь ездили отдельно жених с невестой, на разных лошадях
- жених приезжал за невестой, но ехали к церкви на разных лошадях, а после церкви – на одной
- переодевали невесту у попа в доме, рядом с церковью
- невесту в церковь привозили не в венчальном платье, а переодевали в доме попа, фата у невесты на голове была, волосы были не распущенными
- позднее стали выходить замуж самоходкой
- мама рассказывала, что в церкви с женихом на паперти познакомилась
- одна бабушка показала на мать жениху, жених с братом, сватом приехал в деревню к невесте, её дома не было
- отец с матерью знали, что деревня Фелютино – богатая, все из маленьких деревень старались в Фелютино попасть, но надо было спросить невесту, поехали за ней специально в другую деревню, невеста дала согласие
- на третий день пришли благословлять молодых, потом стали готовиться к свадьбе, много подарков надо было, полотенец, рубах
- на свадьбе подарки дарили
- раньше не расписывали, в церкви батюшка вёл свою «канцелярию», записывал
- устанавливали день свадьбы, приглашали всех родных, те тоже на свадьбу с подарками приезжали
- невеста до свадьбы сидела дома, жених в гости приходил
- в свадьбу невесту девушки готовили, а у парня свой был праздник
- дружка с женихом ехали на первой паре, лошадей украшали бумажными цветами, шёлковыми лентами
- у некоторых не было своих хороших лошадей, в Новленском Черепановы специально держали хороших лошадей и сани для свадеб, у них все брали, для почты были сани
- невесту закрывали платком, причитали
- отец с другом ездили сватом, было две сестры, одна старше, другая моложе, одна красивая, а другая страшненькая, невесту подменили, парень любил выпить и не посмотрел под фату, а под венец привезли и уже нельзя обратно везти невесту, не долго с ней прожил
- невеста причитала, девушки что-то пели
- если невеста шла не за любимого, то сильно причитала
- к одной невесте сватался богатый жених, она сильно причитала, на венчании даже не могла стоять, сидела

 

Репортаж

Вологодский р-н,
Новленский с/с
с. Новленское
06.02.2007

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.

 
Исп.: Теева Екатерина Степановна, 1918 г.р., род. – д.Фелютино
 

11.

О барщине:

- в сады ходили гулять, там липы и берёзы росли, в середине были пруды
- на барщине работали три дня
 

Репортаж

12.

О традиционной одежде:

- кофты носили в 19 веке
- платок назывался фатой
- от мамы сохранились ботинки, мама замуж выходила в них (показывает)
- ботинки делали в городе, их на ярмарках покупали, дочерям покупали родители
- ботинки хранили всю жизнь, только на гулянья одевали, до гуляния шли босые
 

Репортаж

13.

О беседах:

- зимой были беседы – весёлые, в гости девушки ходили к тёткам, сёстрам, девицам, у одной девушки от 12 до 20 девиц в гости приходили на два дня
- девушки переодевались, одежду с собой приносили в корзинах, в узлах
- беседы проводились в большом помещении или в амбарах у богатых (стены там были выстроганы), делали там скамейки, изгородь, чтобы отделить помещение
- на беседу приходили в одних платьях, кофтах, только дорогу перебегали
- приезжие снимали свою одежду у знакомых, приходили в наряде, без верхней одежды
- весёлые продолжались до войны
- раз в год в Фелютино, раз в год в Новленском и т.д. были беседы
- в Новленском с/с были большие, богатые деревни, народу было очень много, до 7 человек детей было в семье
- весёлая была раз в год, но не в каждой деревне, а только в больших, где народу было много, в д.д.Отолино, Макарово не было весёлых, д.Семёновская не большая, но в ней была весёлая
- немного девиц – это до 10, а больше 10 – это много
- зимой, чтобы не скучать, собирались на посиденку, девушки в возрасте до 16 – на одну посиденку, а после 16 лет – на другую, на посиденке плели, вязали
- по очереди ходили на посиденки к каждой девушке, девушка готовила лампу, были лампы висячие, если своих не было, то занимали
- когда приходили ребята, девушки убирали подушки (тюрбаны, набитые соломой)
 

Репортаж

14.

О ремёслах и промыслах:

кружевоплетение:
- сама плести умеет
- на кружева прицепные надо было меньше коклюшек
- была кружевная в д.Перхурьево, девушки даже домой не ходили, жили в кулацком доме
 

Репортаж

15.

О беседах:

- когда парни приходили, девушки клали подушки под полати в угол
- прялки тоже убирали подальше и начинали играть «Заиньку»
- на посиденку одевали чистую, хорошую одежду, но не шёлковое
- приходили в ботинках и в валенках
- когда парни уходили, девушки снова садились плести, ждали следующую партию парней, так было до 12 часов и дольше
- весёлая в деревне была только один раз в год, но гуляли три дня всё в одной деревне, в одной комнате
- в 1945 или 1946 году была весёлая в д.Поповка, много народа приходило смотрящего, ставили специально скамейку для них
- на весёлой весь вечер плясали «Заиньку» - два парня брали двух девушек, бойкие девушки с «кону» не сходили, а некоторые и весь вечер могли просидеть и не поплясать
- в «набор» играли – всех девчат оставляли сидеть на скамейках, а парней всех удаляли, девушка заказывала водящему, кого послать ей с улицы, она называла, всех девушек так спрашивали
- не по одному гармонисту было на беседе
- в семье передавалось по наследству умение играть на гармони
- «Набор» делали, чтобы парень с девушкой познакомились
- сидели на коленях друг у друга, чуть не в два ряда, девушки у ребят и ребята у девушек сидели на коленях
- если девушка парня вызывала, то он садился к ней на колени или её на колени садил, и сидел с ней какое-то время
- был руководитель весёлой, чтобы не было драки, если все захотят поплясать, обычно это был парень
- пока одна пара плясала, другие сидели и смотрели, разговаривали
- собирались 3-4 парня, ехали на лошади в другую деревню на посиденку
- были девушки в деревне, которые издалека замуж взяты
- на весёлые приходили гости и из далёких деревень
- у отца сестра была выдана за 10 км., у неё были золовки, мать (исполнительницы) сообщала им, когда будут весёлые 

Репортаж

         

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398