01. |
О календарных
обрядах и праздниках:
- Успеньё
праздновали в Водлице и в Оште
- молодёжь
собиралась с гармошками, песнями
- в Сяргозеро
собирались на две Николу и Илью
- в часовне было
два зала – в одном молились, в другом – отпевали
- часовня в честь
Ильи была, на Илью варили баранов, на жерди под ёлками варили
баранов
- чтобы скотинка
сохранилась, завещали что-то и на праздник Ильи приносили к часовне
- колобы, калитки
пекли и картофельной и толоконной начинкой, калитка – круглая с
начинкой сверху и края защипнуты, с этим приходили на могилку,
расстилали на могилку бранные скатерти, раскладывали стряпню, суп
черпали и наливали в тарелки, ходили так по всем могилкам
- разносил суп с
мясом по могилкам тот, кто варил барана, варили только на Илью
- у кого скотина
гибла, тот завещал, что на Илью принесёт барана или овцу, чаще
барана
- барана варили и
по могилкам разносили
- на живые ёлки
клали жердь, разводили огонь и варили барана
- на Илью поминали
на могилках, а потом шли праздновать
- если у кого-то
недавно кто-то умер, то в праздник могли причитать на могиле,
поминать ходили в каждый праздник, на Николу и Илью
|
Репортаж |
02. |
О
похоронно-поминальных обрядах:
- чтобы причитать,
надо слова знать, саму свекровь учила причитать, но не смогла
- к своей матери
причитали женщины, которые умели это делать, они на все похороны
ходили
- сначала покойника
мыли, в гроб клали, на третьи сутки хоронили
- человека клали на
скамейки на одеяло
- в гроб клали
перед тем, как выносить
- покойника клали в
красный угол
- клали и выносили
покойника ногами к дверям
- когда покойника
клали в гроб, четыре церковные свечки зажигали
- могли всю ночь
сидеть около покойника
- деньги клали в
гроб покойнику, их хозяин забирал, а мелочь в могилу кидали - землю
откупали, деньги забирали из гроба только перед отпусканием
покойника
- в могилу надо
было кидать медные деньги, откупали землю у Господа Бога, потому что
Господь «взял» человека
- отпускали гроб на
полотенцах, или простынь пополам рвали и отпускали, полотенце там
оставляли
- баню топили для
покойника в Сумозере, в Водлице так не делали
- старушка одна
умерла, её племянница истопила баню, взяла бельё, сама там помылась,
это было накануне годовщины
- в годовщину
ходили на кладбище, звали покойника, приходили домой, делали обед,
чай
- звали покойника
на годовщину, сороковой, девятый день
- на третий день
обязательно ходили на кладбище
- звали душу
умершего, по имени называли, клали ему тарелку, чашку, ложку и стул
- блины делали на
поминки и обязательно рыбный пирог, на каждый поминки делали суп,
мясо клали на деревянную тарелку, каждый себе клал мясо
- свекровь учила,
как надо причитать, слова напевала
- какая-то женщина
встретила (исполнительницу) с причитаниями на похоронах матери,
обняла её и стала причитать
- звали специальных
женщин, которые умели причитать
- причитали во
время выноса, около дома причитали – прощались
- на кладбище не
причитали, там ревели
- могли звать с
кладбища покойник причитаниями
- в праздники
ходили на кладбище
- родительская
поминка бывает после Пасхи, в Пасху не обязательно на кладбище
ходить, а в родительскую поминку – родительскую Пасху – обязательно
- в Николу и Ильин
день, в воскресенье ходили на кладбище
- говорят, что
«родители» помогают
|
Репортаж |
03. |
Покойник не бьёт,
не мучит, а жить научит
- снач. комм.: у
одного мужика жена умерла, не прошло ещё года, а он решил жениться,
теперь никому не нужен
|
Поговорка |
04. |
О
похоронно-поминальных обрядах:
- самой деде на
тридцатый день показался, он по кухне ходил, она его спать на
кровать пригласила
- недавно
приснилось, что покойный муж за ноги её тянул, будил
- покойникам
налаживали постель на ту кровать, где он спал, тужа всё чистое
стелили
- до сорокового дня
покойнику постель всегда была налажена
- одно и тоже
полотенце носили на кладбище, которое стелили на кладбище после
похорон, на 9, 20, 40 дня это же полотенце носили
- на сороковой день
выносили на улицу рисовую кутью, всё, что оставалось, выливали на
красный угол, полотенце отдавали соседям
- в Ильин день со
скатертью ходили на кладбище, т.к. гости все на кладбище обедали, а
чай пить шли домой
- поминали, прямо
на могилку всё раскладывали, если не было столика
|
Репортаж |
05. |
О календарных
обрядах и праздниках:
- Ильин день –
заветный праздник
- на праздник
всегда была какая-то скатерть, чтобы стол не был пустым
- Медовый и
Яблочный Спасы были
- в Ильин день
ходили на могилу
- рано ставили мясо
вариться, чтобы к обеду приготовилось
- мясо говорили
накануне Ильина дня, разделывали мясо баран мужчины, а мыли -
женщины
- Ильин день –
заветный праздник для скотины
- в Водлицах
Казанская – заветный праздник
Святки:
- девки гадали в
Святки – снег пололи
Масленица:
- ребята на лошади
катались, плясали
- молодых катали,
девок и парней по своей деревне, песни пели, гармошка играла, в
санях ездили и гармонист, и парни, и девчонки
- Масленицу делали
из соломы и жгли, чучело – солому заворачивали, как голову, потом
туловище, ставили на палку и завязывали; одно чучело было
- чучело поджигали
и слова говорили: «Мы сжигаем чучело»
|
Репортаж |
06. |
О нищих:
- в пост печёное не
ели, а сушили на сухари, потом эти сухари давали нищим, которые по
деревням ходили
- нищие ходили.
Просили: «Дайте милостыню, Христа ради», ходили дети, пожилые,
больные люди
- парализованная
женщина красиво вышивала, лён пряла, по деревням ходила с
милостыней, Божественные стихи пела
|
Репортаж |
07. |
О календарных
обрядах и праздниках:
- в Нижней Водлице
– д.Волковская отмечали Ильин день, это большой праздник, хозяйки
накануне готовили стряпню, со всей округи собирались гости, из Вотчи
собирались гости
- варили баранов на
Ильин день, 5-6 человек собирались, убивали барана заранее, клали в
колодец в чане, чтобы не испортился
|
Репортаж |
08. |
Об обрядовой пище и
будничной пище:
- калитки, колобы
пекли, колоб – толстое тесто, а сверху начинка - картошка, пшено,
толокно, а калитки – тонкий сочень, клали начинку и края защипывали
- калитки пекли по
выходным из своей ржаной муки
- калитки из
голубики делали
- кокачи –
пироги с толокном, густо замешивали, масло, соль клали
- пироги – это
тонкий сдобный сканец, в масле пряжели
- калитки в печке
пекли и колобы, а пироги в топлёном коровьем масле пряжели
|
Репортаж |
09. |
О свадебном обряде:
- сватов угощали
пирогами
- сватами приходили
дружки, отец и мать
- сваты заранее
говорили, семья невесты готовилась, приготовляли всё
- бывало, что
сватам отказывали, но пироги всё равно пряжели
- к невесте родня
жениха приезжала
- невеста должна
была подарки подарить родственникам жениха, полотенце вышитое надо,
кальсоны, сорочки, матери – пара – кофта и юбка, свату – рубаху с
косым воротом
- девичник
собирался и мальчишник отдельно
- на девичнике
девушки песни пели
- парни сбирались
на мальчишник, играли на балалайке, плясали
|
Репортаж |
10. |
У чужого-то чужанина
Полки-то высокие
Клобницы-то
глубокие
Не достать калитки,
колоба да
Умереть придётся с
голода
- снач. комм.:
когда отдавали невесту, приговаривали
- фр. текста
- комм.: колобницы
– противни из железа
- фр. текста
- комм.: девка
плакала, это причёт
|
Свадебная |
11. |
О свадебном обряде:
- если родителей у
невесты не было в живых, она ходила причитать на могилу перед
свадьбой
- свадьбы больше
были зимой
- в свадебные обозы
садились невеста с женихом и гости
- обозы были с
колокольцами
- через дорогу
натягивали верёвку, на неё навешивали всякие платки, шарфы
- кошели жгли,
останавливали обоз, жених рассчитывался с мужиками
- под окном берёза
стояла, на неё привязали верёвку до соседнего дома и навешали
платки, шарфы
- дорогу закрывали
и кошель жгли, кошель был из бересты, за ягодами с ними ходили
- жених
рассчитывался, верёвку поднимали и пропускали обоз
- верёвку украшали
для красоты, натягивали – это была застава
- около дома тоже
заставу делали, жених рассчитывался деньгами, водкой
- если невесту
везли далеко в другую деревню, то несколько застав делали, жених
давал парням водку, если девчонки закрывали дорогу, им давали
платки, сорочки
- из чего-нибудь
другого заставу делали – клали козлы (для распиливания дров), просто
за руки брались 5-6 человек, выкуп за невесту просили
- заставу делали,
когда невесту к венцу везли и после венца
- одну знахарку не
пригласили на свадьбу, обоз в 25 лошадей на одном и том же месте
вверх ногами переворачивались, когда догадались, дали этой женщине
что-то
- «в костёр клали»
- мужчина потом не мог с женой ничего делать, портили мужчину, пока
не наладят, ничего не могли сделать
- зерно – ячмень
кидали, когда невеста заходила, чтобы жизнь была хорошая
- после венца ехали
к жениху
- от венца
встречали молодых родители, на полотенце клали каравай хлеба,
солонку с солью
- свекровь с
невестой выпила рюмку вина и тут же с ума сошла, медведей увидела
- девичник –
девушки – подружки, с которыми на бесёды невеста ходила, собирались
вместе, чай пили
|
Репортаж |
12. |
О беседах:
- девушки
собирались вместе, сочни пекли, парней не пускали, они под окном
просили, чтобы им дали пирогов
- на бисёды
ходили с прялицами, пряли лён, пироги пряжели в масле
в Сочельник (канун праздника)
|
Репортаж |
13. |
О свадебном обряде:
- девушки скали
пироги на девичнике за день или два перед свадьбой
- в девичник что-то
отпевали невесте, что она уже не будет в девушками
- на девичнике
расплетали косу у невесты, что-то приговаривали, песня была
|
Репортаж |
14. |
О календарных
обрядах и праздниках:
- на праздниках
пели песни, выпивали по рюмочке
- собиралось много
народу на Ильин день, Николу, Казанскую, Смоленскую,
- Казанскую
праздновали в д.Перфинская, Смоленская – в д,Мигра, Ильин день и
Егория по всей Водлице праздновали
|
Репортаж |
15. |
- Дома ли коровка?
- Дома.
- Дома ли лошадка?
- Дома.
- Дома ли овечки
- Дома.
- снач. комм.: в
Егорьев день скотину обходили, сама с колоколом бегала, спрашивала
- комм.: кругом
дома бегали в весеннего Егория, после Егория скотинку выпускали
|
Приговор в Егорьев
день |
16. |
О календарных
обрядах и праздниках:
Великий четверг:
- в Великий четверг
лучинкой шевелили, чтобы яиц больше было, гнёзда с яйцами находили
- нельзя никому
ничего давать, можно только брать, чтобы прибыль была
- замечали, кто
первый придёт в дом, если мужчина – год будет хороший, если женщина
– очень худой
|
Репортаж |
17. |
Об обрядах со
скотиной:
- когда корова
отелится, 3-4 дня её доили и не пили молоко, потом через 4 дня брали
ведро воды, мыло, мочалку, мыли всю корову и хвост отрезали
- с иконой ходили,
когда мыли корову, что-то приговаривали
|
Репортаж |
18. |
О бытовых обрядах:
- ходили за
вереском для помела, пироги садили на под
- плиты не было,
была выемка в печи, туда угли загребали
- котёл перед жаратником
на крючок вешали, если надо было вечером что-то сварить
- в печи мылись,
бань не было, в Пяжозере были бани по-чёрному, стены были не тёсаны,
потолок был чёрным
- избы тоже
по-чёрному топились, дым в потолок уходил, двери на улицу открывали,
когда всё истопится, дверь закрывали
- в избе по-чёрному
потолок и стены блестели
- пол драли так,
чтобы он был жёлтым
- в Нажмозере была
изба по-чёрному и летняя
- детей мыли в
печках, туда доску клали, ставили глиняный тазик, в венике большие
прутики убирали, оставляли маленький веничек, закрывали заслонку и
там детей парили
- старуха в печи
мылась, в сенях водой окатывались
- печь была
большая, дрова метровые клали в неё |
Репортаж |