Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2007-3 >>> Сокольский, Вытегорский районы

 

АФ 333

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

 Вологодская обл.,
Сокольский р-н,
Замошское с/п
д. Подольное
22.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Федорина Н.Б.

 Исп.: Балабанова Христина Германовна, 1933 г.р., род. - д.Заречье
Балабанов Авенир Фёдорович, 1936 г.р., род. – д.Малая Серёдка
 

01.

О плясках:

- ходили по деревне, песни пели
- в праздники бабы собирались, игроков много было
- парень играл, с ним шли 6 девок, по три с каждой стороны, частушки пели, останавливались, начинали плясать
- бывало, шли с сенокоса, гармонь играла, одежду с собой в узелках или в корзинках носили, женщины плясали
- плясунья могла вперёд выйти, начать плясать, к ней все вставали
- «Сударушку» плясали, по-одному
- «Сударушка» - одна стоит, друга пляшет, та, которая стоит, пела песню, вторая останавливалась, первая шла плясать
- втроём плясали «Сударушку», две девушки стояли, одна плясала
- «Ельчика» плясали, одна стояла, одна плясала, тот, кто песню спел, тот сейчас плясать пойдёт
- вчетвером плясали помедленнее, в «Сударушку» была другая игра
- «Кадрель» плясали, два парня брали девчонок, семь кадрелей было, на посиденке тот, кто низко сидел, кого зажимали, мог ни разу не поплясать, кто-то мог в каждой кадрели поиграть; парень все семь кадрелей играли, а девушка только одну кадрель
- одна девушка в семи кадрелях может пять раз побывать, а другая девушка – ни разу
- под «кадрель» играли наигрыш для ребят
- девушки плясали «Рабанскую» - две «Кадрели» и парни и девушки плясали
 

Репортаж

02.

О посиденках:

- собирали посиденки по очереди у каждой девушки, а в Покров – нанимали
- ротом играли, если не было гармониста, это редко было
 

Репортаж

03.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Пасху гуляли первый день днём, вечером не гуляли, а на второй день – Богодицин день - днём и вечером на посиденке
 

Репортаж

04.

О драках:

- драки были
- у ребят были ремни с бляхой и налодошник из олова
- пришли гулять в д.Подольное из Заречья на Николу (22 мая), драка была, сама стояла в стороне, т.к. ни брата, ни кавалера не было
- марковские – пельшмяна приходили на праздник, из Телячья, из Заречья собирались, на Дикое ходили
- марковские могли подраться с семенскими, чужие дрались
- одного парня с Озерён набили, девки его на взвоз затащили, а утром на лодке домой увезли
- с корбанки парни приходили
- парни одни шли, песни пели с матюгами, хулиганские
 

Репортаж

05.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Святки наряжались
- коровой наряжались, шкуру от коровы с рогами надевали, вставали 4 человека
- «покойников» носили, над ним пели, потом он вскакивал, начинал на всех прыгать
- «лошадь» приводили, она на дыбы, на задние лапы вставала, ржала
- полушубки выворачивали
- «цыганом» рядились, ходили днём по деревне, выпрашивали что-нибудь
- папа был в лесу на лесозаготовке, там разодрался, послал матери рваную рубаху, мать напекла пирогов, послала ему за рубаху пироги без мяса
- ряжеными собирались два человека, ходили по домам
- мать надевала пальто шубное папино с воротником, щёки намазала, пришла к себе же домой, дочь не узнала мать
- девушки красиво одевались в становины с оборкой, рукава были широкие с прошвой, частушки пели, приходили на посиденку в свою деревню, могли и в чужую деревню прийти
- ряженые со своим игроком приходили, могли в «Кадерль» заиграть
- парни могли девушками нарядиться, прийти на посиденку
- красивые ряженые приходили вечером на посиденку
- девушки, наряженные парнями, плясали как парни и песни пели с матюгами, «Кадрель» играли как парни под парнячью игру, лицо могли закрыть
- дрова валили в Святки, трубы закрывали
- деревня вся была отводами огорожены по 5-6 отводов, в Святки дровни к отводам стаскивали
- на пруд могли всё утащить и дровни, и чунки, никто не обижался
 

Репортаж

06.

Крещенье – святкам запрещенье

- текст
- комм.: на Рождество разговлялись, с 8 до 19 ходили ряжеными, в Рождество не ходили
- повтор
 

Поговорка

07.

Каледа-маледа,
Дай пирога,
Кто не даст пирога,
Тому кряж в ворота

- текст
- повтор
- комм.: в избу приходили и начинали, к самой дети приходят, что-то поют, она и в ответ частушку поёт
- текст
- комм.: сейчас детям конфеты, печенье, яблоки подаёт, а раньше пироги давали с Рождества, мясо могли дать, ребятишки приходили; на второй день святок приходили с колядой; если ничего не дали, дети пели: «Тебе кряж в ворота»
 

Колядка

08.

О посиденках:

- в Пасху была первая посиденка – взрослая, вторая – подростки, третья – малышня
- старшая посиденка – 20 лет, вторая – 16-18 лет
- на третью посиденку приходил игрок со средней посиденки, эту посиденку только на Пасху собирали
- с третьей посиденки приходили на вторую посиденку смотреть
 

Репортаж

09.

О календарных обрядах и праздниках:

- гадали в Святках, на дороги ходили, с какой стороны суженый покажется
- Троица – летний праздник, в Марковском праздновали, в Печеньгу в гости ходили, гулять ребята ходили, бригадой приходили и уходили
- после Троицы можно веники для бани запасать
- яйца красили в Пасху и Троицу луковой шелухой
- много Заговений было, в Спасов день заговлялись, а в Успеньё разговлялись
- в ноябре было Заговинье, заговлялись на Рождество
Масленица:
- Масленица – запрягали лошадей в сани, забирали парни своих подруг и катались
- если у парня не было, то он двух девок садил, у которых тоже не было кавалеров, и катались
- в Кадникове на Масленице съезжались
- те, кто недавно поженились, катались
- подруги с парнями катались
- если у пары не было лошадей, то они нанимали кого-нибудь
- после Масленицы заговлялись на Великий пост
 

Репортаж

10.

Об обрядовой пище:

- в пост говели, бабушка топила молоко для детей, с молока пену снимала
- Говенье ломалось через 3,5 недели, кресты пекли из ржаной муки, палочку делали, «растяпывали серединку», клали копейку, уголь, палочку, зерно, другой половинкой закрывали
- если пустой крестик попался, так же будешь жить, если палочка – к смерти, зерно – к богатству
- мама пекла целый противень крестиков, печинка попадалась к печальной жизни, печинка – от печи
- зерно попадалось – надо было засевать
- мама утку пекла, утяток садила на утку, в любой день так пекла
 

Репортаж

11.

О свадебном обряде:

- самой было 8 лет, стояла «на огороде» возле печи во время свадьбы
- варили студень, суп, рыбник
- песни пли, плясали
 

Репортаж

12.

Баеньки-баёк,
Бай-бай,
Спи с Богом, засыпай,
Придёт Боженька
Ляжет возле бочок

- снач. комм.: в зубке качали детей
- текст в пересказе
- комм.: ребята с ребятами водились, у самой было 8 ребят и две девушки, помогали с работой и с детьми водились
 

Колыбельная

13.

Родня, родня, родня, родня

- снач. комм.: мать своим пальчиком водила по пальчику ребёнка, приговаривала
 

Пестушка

14.

Бораны, бораны, бораны, чёк

- комм.: головой
 

Пестушка

15.

Ладушки, ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки.
- Что пили, йили?
- Кашку варили 

- напев
- повтор
 

Пестушка

16.

Дыб-дыб-дыб-дыб-дыб-дыб-дыб,
Дыб-дыбонёк,
Пошёл тебе второй годонёк
Дыб, дыб, дыб,
К нам, к нам, к нам

- снач. комм.: чтобы ребёнок лучше стоял, поставишь его
- интонируемый текст
 

Пестушка

17.

Об играх:

- на досках играли, выручалкой, «попа гоняли», в «городки» играли, по кругу бегали, мячом кидали, перекидывались мячом
- на досках прыгали – клали доску на брёвнышко, два человека на разные концы вставали и прыгали
- клали на один конец доски 10 палочек, по второму концу били, пока один собираешь, другие прятались, могли ещё раз палочки разбить
 

Репортаж

18.

Ехала торба,
С великого горба,
В этой торбе хлеб, пшеница,
С кем угодно, с тем делися

- текст
- комм.: кому не досталось, считали, кто остался, тот и водит
- повтор
- комм.: кто последним оставался, тот и водил
 

Считалка

19.

Радуга-дуга,
Не давай дожжа,
Дай солнышка –
Полудённышка
 

Закличка

20.

Солнышко - солнышко,
Выгляни на брёвнышек,
Там где тепло,
Где холодно

- текст
 

Закличка

21.

Дождик, дождик, ливани,
Нас с работы прогони

- текст
 

Закличка

22.

Дождик, дождик,
Перестань,
Богу молиться

- фр. текста
 

Закличка

23.

Божья коровка,
Выпучи рога,
Дам пирога

- текст
 

Закличка

24.

Божья коровка,
Завтра вёдро или дождь

- текст
 

Закличка

25.

Божья коровка,
Выпучи рога,
Дам пирога

- текст
 

Закличка

26.

Богу молиться,
Христу поклониться

- фр. текста
 

Закличка

27.

О представлениях, верованиях:

- в лес кто-то пойдёт, сама скажет: «Пойдите с Богом, храни тебя, Бог» и провожает всех с такими словами
- бывало, что люди блудились
- всех внуков посылает так: «Пойди с Богом»
- пошли в поскотину и заблудились, одежду всю перетрясли, оделись и вышли
- коровы потерялись, их медведь угнал, одну корову медведь задрал
- чищенье – это покос, кордёги – это тоже чищенье
 

Репортаж

28.

О пастушеских обрядах:

- дети подпасками ходили, чтобы коровы по полям не ходили, стогов не трогали
- по очереди пасли коров
- пастух пас с кнутом, у пастуха была барабанка – доска с верёвкой и две стукоталки

 

Репортаж

Сокольский р-н,
Замошское с/п
д. Подольное
22.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Федорина Н.Б.

       

 Исп.: Ханкина Галина Константиновна, 1930 г.р., род. - д.Хомово Замошского с/с 

29.

О календарных обрядах и праздниках:- было 4 деревни

- в д.Хомово было 50 домов
- в д.Хомово праздновали Фролов день (31 августа), в д.Монастырская – Спасов день (14 августа)
- в праздники гуляли по деревне, со всех деревень приходили
- гармони играли, плясали «Кадрели»
- в Замошье ходили по улице гулять по воскресеньям
- в д.Подольное в праздники вся улица «народом захлебнётся», из Замошья приходила молодёжь, «Кадрели» плясали, по деревне до утра гуляла молодёжь
- гармонь играла, девушки плясали или парень шёл в середине, девушки – по краям шли и песни пели
- парни дрались, с тростями железными ходили
- пиво варили на праздники, в деревянных бочках был кран на боку, горшки ставили в печь
- пьяного пива не варили
- колхозные праздники праздновали, пиво варили, суп, пироги пекли
- на Божественные праздники собирались люди со всей округи
- из марковского парни приходили, спорили, драться начинали
- не один гармонист был в деревне
 

Репортаж

30.

О наигрышах на гармони:

- под пляску одна игра была, для парней – другая
- в «кадрели» игра на гармони менялась, под пляску парней одна игра, когда они кружились с девушками, другая игра была
-  под песни для парней была одна игра, а под песни девушкам – другая игра
- если девушки с парнями шли вместе по деревне, то  по очереди песни пели, разная игра на гармони была
 

Репортаж

31.

О плясках:

- «Сударушку» плясали, «Кадрили», вдвоём, вчетвером, по – одинке девушки, ходили кругами
- здесь «Рабанской» не было, своя была игра
 

Репортаж

32.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
Ряженье:
- в чужие деревни ходили
- были становины, вышитые фартуки, наряжались и ходили в Замошье ряжеными
- ряженые и днём и вечером ходили, днём в дом заходили, гармонист играл, ряженые плясали, частушки пели
- с ряжеными девушками ходил гармонист, чтобы не подвести девок
- во всё белое одевались, «покойником» наряжались, его заносили, клали на лавку, все кричали, ухали
- «медведем» рядились, шубу выворачивали на левую сторону, шапку выворачивали, в избу «медведь» на четвереньках заползал, рявкал, на посиденку приходил «медведь»
Гадания:
- стукались батогами по домам в Святки, спрашивали, как зовут «суженого-ряженого», по стене стукали
- тарелку брали, газету поджигали и смотрели на пепел
Масленица:
- на санках катали своих жён, ездили кататься в Кадников, по Замошью на своих лошадях
- родители катались на лошадях, сбрую красивую только на праздники надевали
- парни своих девушек катали
 

Репортаж

33.

О посиденках:

- парни пьяные приходили, лампу разбивали
- сидели в три ряда
- плясали
- ребята в «Кадрель» играли
- посиденки были в воскресенье, субботу и в четверг
 

Репортаж

34.

О свадебном обряде:

- отец с бабушкой сватом приехали, отцу надо было жениться, его попросили по избе походить, чтобы проверить, не хромой ли жених
- иконами обносили
- сватом мать с сыном ездили, кучер с ними был, кучером брали соседа
- когда сосватывались, образовку делали – иконами обносили, потом угощали
- образовка – молодые сидели за столом, их иконой обносили
- расписываться с мужем на лошадях приезжали
- раньше за богатство отдавали
- племянницу матери отдавали силой замуж, за стол на руках несли
- богатство смотрели, чтобы горшков, бочек  было много и скотины полный двор
 

Репортаж

35.

Об обрядовой пище:

- середину поста отмечали, кресты пекли, клали лучину, копейку, печину, кому что достанется
- птичек – уточек пекли, их потом ели
- крестики разламывали, если лучина попадётся – к смерти, копейка – к богатству
- дети уточек выносили на улицу
 

Репортаж

36.

О календарных обрядах и праздниках:

- часовни были в д. Хомово и д.Мизгирёво (Кокшары), в Пасху ходили молиться
- было 4 деревни – Хомово, Мизгирёво, Монастырская, Василёво
- в Пасху денежки отпускали куда-то, часовни были высокими
- в праздники у часовни сидели
- «Христос воскрес» пели
- пироги пекли, пиво ставили на Пасху
- завару делали из ржаной муки – нагревали глиняный горшок до красна, муку туда клали и заваривали водой, потом вынимали из горшка и мочили в варенье в Пасху
- яйца красили луковым пером
- дети с крашеными яйцами бегали по деревне, хвастались, менялись
- яйцами бились
 

Репортаж

37.

Об окказиональных обрядах:

- в Замошье была большая церковь, священник ходил по домам крестить детей
- в грозу народ брал иконы и ходил вокруг деревни, чтобы не загорелась деревня
- во время грозы бабка всех детей наряжала в одежду и не давала никому спать
- молитву читали во время грозы, свечки зажигали
- обходили горящий дом с иконой, чтобы огонь на другой дом не перекинулся
- д.Кокшары горела, не могли спасти, ребята на повети сено подожгли, почти вся деревня сгорела, скотину не могли спасти
 

Репортаж

38.

Об обрядовой пище:

- в Говинье не ели яиц, молочного не давали
- в Пасху разговлялись, варили суп мясной в горшке, яичницу из яиц и молока, пироги пекли из накопленной сметаны
- в Говинье и детям не давали молочное есть
 

Репортаж

39.

О календарных обрядах и праздниках:

- на Масленицу катались на дровнях со взвозов, с гор катались
- в д.Хомово был карьер, там катались на чунках
 

Репортаж

40.

О жатвенных обрядах:

- сначала начинали жать рожь, ставили суслоны и снопы
- сплетали пояс, потом клали по горсти зерно, сноп делали, из нескольких снопов делали суслон, два снопа связывали вместе и закрывали суслон сверху, чтобы дождём не мочило
 

Репортаж

41.

Туку-туку

- снач. комм.: молотили по 6-8 человек, надо, чтобы было парно, молотила были
- комм.: надо, чтобы ровно получалось, если кто-то сбился, то все останавливались; снопы в два ряда стелили, веялки были, руками веяли
 

Имитация молотьбы

42.

Об обрядах со скотиной:

- первый раз скотину выпускали с иконами, чтобы не напугало ничего
- двор обносили иконами каждый свой двор, обносила хозяйка
- у пастуха коровы не убегали, он знал что-то
- коров угоняли в лес, они возвращались в одно и то же время
- у одних пастухов были дудки, а у других доски были, батогами брякали
- пастух по деревне шёл, брякал, после этого все коров выпускали
- раньше только в лесу пасли коров
- если корова потерялась, ходили искать
- у самой корова убежала в лес, ходили с иконой искать, на второй день нашли в лесу с телёнком
 

Репортаж

43.

О календарных обрядах и праздниках:

- Вознесенье – пивной праздник в д.Телячье
- Троицу в Марковском праздновали, в д.Кузнецово в саду гуляли
- берёзки приносили, к каждому окну ставили целую берёзку, у каждого дома стояла не одна берёзка
- яйца варили и красили на Троицу
- по сей волости Троицу праздновали
 

Репортаж

44.

О похоронно-поминальных обрядах:

- чужие люди обмывали покойника, своим нельзя
- обмывали покойника, одевали, потом в гроб клали
- раньше на дно гроба клали веники берёзовые и полотно сверху домотканое
- подушечку шили и бельё покойнику
- для родителей сами гроб делали, стружку клали в гроб, большие щепки сжигали на улице
- причитали протяжно
- приходили соседи
- двое суток покойник в доме лежал, в 1 час дня увозили покойника
- перед трактором шла женщина и бросала еловые ветки от дома до самого кладбища
- доски клали поперёк могилы, потом ставили гроб, гроб спускали на верёвках
- землю в могилу бросали, крест сразу ставили к «ногам» покойника
- с кладбища возвращались домой, там уже столы были приготовлены
- поминали покойника на 9 день и сорокоуст, чужие люди не ходили, стол собирали, на кладбище ходили
- хоронили покойника головой на запад, а ногами на восток
- сама покойного мужа никогда во сне не видела, это хорошо

 

Репортаж

Сокольский р-н,
Замошское с/п
д. Подольное
22.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Федорина Н.Б.

       

 Исп.: Смирнова Валентина Павловна, 1927 г.р., род. - д.Пардеево Замошского с/с 

45.

Наша деревня людьми позаброшена,
Живности нет, не поют петухи,
Под окошком трава не скошена,
Выше забора растут лопухи

- фр. текста
 

Стихотворение

46.

О календарных обрядах и праздниках:

- полная деревня народа собиралась на Покров и Николу
- Покров 14 октября, и Никола 22 мая – это пивные праздники
- в д.д.Пардеево, Кашкино и Подболотное были одни праздники
- Покров целую неделю праздновали, каждый день в разной деревне
- Заговинье праздновали
- мама все молитвы знала, старухи неделю заговлялись, молочного не ели, в Масленицу заговлялись
 

Репортаж

47.

О староверах:

- в деревне были старухи – староверки, молочного не ели в Говинье
- листья смородины на сенокосе заваривали
- староверки были православными
- староверы были свои, не приезжие
- молельные были свои у староверов
- матушкой называли старушку – староверку
- матушка старушку вылечила молитвами
 

Репортаж

48.

О лечении:

- была старушка, которая скотину лечила, помогала, она что-то наговаривала
- самой старушка зубы заговаривала на масло сливочное, но не помогло
 

Репортаж

49.

О плясках:

- на посиденке вдвоём, вчетвером, по одиночке плясали
- парни в «Кадрели» плясали, 7 фигур было, плясали два парня и две девушки
- «Сударушку» плясали по двое – одна плясала, а вторая – песню пела, когда она споёт, та, которая плясала, становилась на место, а та, которая пела, шла плясать
- вчетвером плясали
 

Репортаж

50.

О календарных обрядах и праздниках:

- по деревням ряженые ходили в становинах
- больше ряжеными бабы ходили
- воротушки, становины надевали
- башмаки надевали зимой
- летом в Замошье ходили босиком, а около деревни ботинки надевали
- летом в Замошье по деревне гуляли, у магазина плясали и в «Кадрели» играли
- девки брали гармониста под руки и ходили с ним по деревне
- вся волость в Замошье собиралась
- до 2 часов гуляли, потом шли домой молотить сразу
 

Репортаж

51.

О деревнях:

- Рамино – д.д.Губино, Останково, Казарново, Перхурьево, Братское, Литвиново, а теперь ни одной нет деревни
 

Репортаж

52.

О посиденках:

- маленьких на посиденку не отпускали родители, с 15-16 лет начинали ходить на посиденку
- нанимали дом
- знали, что на Подольном посиденка, собирались всей деревней и шли туда, там местные девчонки нанимали дом
 

Репортаж

53.

О песнях:

- частушки сами сочиняли
- плясали и песни пели
- частушки друг от друга перенимали
 

Репортаж

54.

О посиденках:

- посиденки устраивали в воскресенье и в четверг, реже – во вторник
- повады были – это та же посиденка, только гостей приглашали
- если в другой деревне была подружка, то девушка собирала платья и переодевались на посиденке, ходили к подружке, у которой гостили переодеваться – это называлось повадой
- могли три раза переодеваться
- посиденка - это когда просто все вместе собирались
- на поваду с узлом ходили в гости и с ночлегом, а там ходили на посиденки, на праздники были повады
 

Репортаж

55.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Пасху разговлялись, собирались у кого-нибудь в избе
- на улице начинали гулять с Николы (22 мая), на Подольном собирались все и в Раменье
- с Николы до Покрова гуляли на улице
- с Покрова начинались посиденки
- в каждый праздник ходили в какую-нибудь деревню
- здешние ходили больше на Подольное и Раменье
- Замошье раньше называлось Вралово, туда со всего сельсовета приходили летом
 

Репортаж

56.

О посиденках:

- на посиденку приходили только Кокшаровские, Подольновские и этот «угол»
- парни могли пойти туда, где родные были, девушки ходили только в ближние деревни, на Нодиму не ходили
 

Репортаж

57.

О воспитании детей:

игры:
- кукол сами шили из тряпок
- соломенные куклы делали, солому загибали и перевязывали
- мячом – даровкой играли, на одной стороне стояли и на другой, перекидывались мячом
- «попа гоняли», тычки ставили, до Подольного гоняли
- «чижиком» играли – из дерева что-то стругали и сбивали
- чурпала – палка с ручкой ею «попа» гоняли
 

Репортаж

58.

Мы просо сеяли, сеяли,
Мы просо вытопчём, вытопчем

- снач. комм.: в школе играли, вставали в два ряда
- фр. текста
 

Хороводная

59.

О воспитании детей:

игры:
- «попа» гоняли девчонки и ребята 

Репортаж

 

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398