Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 386 |
|
||||
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Лукинский с/с., д. Сиротово 18.07.2008 |
Начало см. 385 Совпадает с 398 № 24-26
|
Зап.: Теленков И. С. Лопатенко Н. М. Сысоева М. А. |
||
Исп: Янченкова Евдокия Васильевна, 1924 г. р., зд.
|
||||
1. |
Об одежде (продолжение):
– «гре́би» - плотная толстая. Затем по толщине идет лен. – «па́чеси» - как коленкор, тонкий. – бабушка исп. шила себе «сборник» в старости – головной убор, который был в форме шапочки (на лбу гладко, а сзади на затылке стягивалось веревками, волосы убирались под шапочку). – носили сарафаны. Наверх могли одевать кофту. Сарафан носили с фартуком. Также были юбки однотонные или в мелкую клетку. Мать исп. сарафан уже не носила.
|
Репортаж |
||
2. |
О еде:
– их солодовой муки делали тесто, которое ели с ягодами. – готовили щи, супы, каши. – пекли житные «колобу́шки», пшеничные пироги. «Колобу́шки» делали с ягодами, картошкой. Пироги делали с черникой, луком и яйцом. Пироги также делали с рыбой: голову отрезали, жарили, а потом запекали в пирогах. У такого пирога снимали верхнюю корку или просто разрезали кусками. – кисель варили из клюквы. Делали густым. Овсяный кисель готовили. – холодец был обязательным блюдом на любом празднике. Варили из головы и ног коров, свиней, овец. Называли «студень». – делали «яи́шницу»: варили пюре картофельное жидкое, потом на сковородке перемешивали с яйцами и жарили. – готовили мясо с картофелем в печи.
|
Репортаж |
||
3. |
О воспитании детей:
– исп. с 5 лет нянчилась со своими младшими братьями и сестрами. – детям из хлеба делали соску: в «то́чаную» тряпочку заворачивали хлеб. И ребенок ее сосал. – шили кукол. Шили куклу целиком. Руки и ноги пришивали. – мать наказывала ремнем. Мать была строгая. – куклам делали одежду. Волос не делали, лицо было чистое – ничего не рисовали.
|
Репортаж |
||
4. |
Об одежде:
– горшки были раньше из глины красного цвета. – низ сарафана украшали тесёмками. – пояса были. От 3 см.
|
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Лукинский с/с., д. Лукинское 19.07.2008 |
|
Зап.: Теленков И. С. Лопатенко Н. М.
|
||
Исп: Федулинский Анатолий Иванович, 1935 г. р., зд., род. д. Совоте́ево (3 км от д. Лукинское )
|
||||
5. |
О праздниках:
– переехал в д. Лукинское в 1967 году. Перевез дом. – в каждой деревне был свой праздник. Все праздники были религиозные. – Сергий – 18 июля в д. Чикусово. Успеньё – 28 августа. Тихвинская – 9 июля в Анишино, Петров день – 12 июля в Лукинском. – из соседних деревень приезжали люди на праздник. Родственники из дальних деревень приезжали. – пиво варили. Октябрьскую отмечали. – 21 июля в д. Олисово будет праздник Казанская. – пиво варили на хмеле. Варили дома. Квас делали хлебный. У исп. мать варила. На праздники варили 2 ведра пива. Делали из своей ржи. Рожь проращивали, в печи парили, мололи на жерновах в муку – и варили. – молодежь собиралась из соседних деревень на гуляния с гармошками.
|
Репортаж |
||
6. |
О музыкальных инструментах:
– гармони были хромки. У одного дедушки из п. Чагода исп. видел гармошку «Балаго́вка» - маленькая по размерам гармошка. – были балалайки в основном. Также были гитары. Больше играли парни на музыкальных инструментах. – о гуслях не слышал.
|
Репортаж |
||
7. |
О праздниках:
– по деревне ходили девушки, взявшись под руки, а впереди них шел гармонист. Девушки пели песни. – парни устраивали пляску «Русского». Молодежь плясала больше всего. – драки устраивали. «Деревня на деревню». Дрались неженатые парни. С каждой стороны было по 30 человек. Могли использовать ножи, но редко. Тростей не было. Кидались камнями.
|
Репортаж |
||
8. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – святки были в Рождество. Раньше рядились и ходили ряжеными по домам. Одевались «как смешнее» и чтобы никто не узнал. Шубу выворачивали. – молодежь собиралась вместе. Девушки пряли, вязали. А ребята играли в карты. Плясали под гармонь или балалайку. Плясали «Русского», «Цыганочку». – была пляска на 4-рых человек под гармонь под игру «Русского». – дорогу перегораживали, двери припирали-закрывали, разваливали поленницы дров. Хозяева не обижались.
|
Репортаж |
||
9. |
О проводах в армию:
– исп. уходил в армию в 1954 году. Делали светлый вечер: плясали, играли. Родственники, конечно, собирались за столом, а молодежь парня провожала на светлом вечере. – отмечали только в последний день. Устраивали только вечера. Провожали на призывной пункт на лошадях. – исп. служил в армии 3 года и 4 месяца. Отпуск давали на 10 дней. Служил за Новосибирском в Восточном Казахстане во внутренних войсках.
|
Репортаж |
||
10. |
О ремеслах:
– старики плели лапти, корзины из сосны. Исп. сам плетет. Кадки делал. – лапти плели из березового или липового лыка. Мать исп. плела лапти. Лыко заготавливал отец. – в п. Чагода сплавляли лес. – отправляли на лесозаготовки. – корзины использовали под картошку, ходили в лес за ягодами и грибами. – кадки делали для воды. Изготавливали из ели. Из сосны – «смоло́вая». Ель брали на «брусничнике». Лес заготавливали зимой, весной – «пока не в соку». – «до́шники» делали по 30 ведер вместимости. – исп. научился делать кадки от отца Ивана Григорьевича 1902 или 1904 г. р. – из ели делали кольца длиной 1,5 метра для стягивания. Распаривали в печи, а потом на самом изделии загибали. – делали большие бочки под крошево капустное. Прижимали кругом деревянным сверху и камнем. Если плесень появлялась в теплую погоду, то ее смывали. – кадки каждый год парят вересом, сморо́дником (ветки смородины). Парить можно в любое время. Верес растет на болотах. – стяжки на бочки делали из «подса́да» (мелкие елочки, которые растут около большой сосны). – фуганок – «фуга́нить» доски, затворник – предмет для вставления дна бочки. – раньше исп. продавал кадки. Один день нужно потратить на изготовление кадки. Для этого нужно заранее доски обтесать, высушить на печи, затем строгали рубанком, а потом собирать. В конце дно ставили. – исп. учился у своего отца делать кадки. – исп. учился в ФЗО, там они строили баржи. За 6 месяцев строили одну баржу. Гвозди использовали кованые. Для строительства использовали сосну или ель. Также там делали лодки небольших размеров. Баржи «паклева́ли» после постройки, а потом смолили гудроном. Размеры баржи 30х10 метров, высотой 1,5 м.
|
Репортаж |
||
11. |
О себе:
– по распределению после ФЗО исп. был отправлен в Котлас. – потом в 1967 году вернулся домой. Работал в колхозе: летом на полях, зимой в лесу.
|
Репортаж |
||
12. |
Об играх:
– в детстве играли мячиком. – был «чирку́н». – были «городки» – вышибали из круга. – мячи были торговые. – зимой ходили на лыжах в школу. – ребята делали себе деревянные коляски. Колеса выпиливали из дров. В основном на них что-то возили. – из глины исп. не помнит, чтобы делали себе игрушки.
|
Репортаж |
||
13. |
О мастерах:
– был мужчина, который шил сапоги – «по очереди шил». Был приезжий. – также были приезжие портные, которые шили на заказ одежду. Кому шили одежду, у тех в доме эти мастера и жили.
|
Репортаж |
||
14. |
Об одежде:
– носили «то́чаные» рубахи. – женщины ткали на кроснах половики, полотно и т.д. Зимой пряли, потом сновали, а потом уже ткали.
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Мегринский с/с., д. Серёдка 20.07.2008 |
|
Зап.: Теленков И. С. Лопатенко Н. М. Соловьёва А. |
||
Исп: Аккуратный Петр Петрович, 1922 г. р., зд. Помогает дочь.
|
||||
15. |
О праздниках:
– Деревенские праздники: Михайлов день – 22 ноября. Спас – 19 августа. – на праздники собирались гости, приходило много людей. Гуляли, с гармонью ходили по деревне. По домам собирались. А молодежь гуляла на улице. – гармонист шел впереди, за ним парни и девушки. Гармони были «Хромка». Также были «Балаго́вки». Гармони покупали в магазине. Гармоней ручной работы не было. Также были балалайки. Исп. раньше сам играл на балалайке. – на праздники приходили с Мегрина, с Люботины, из соседних деревень. Ходоили взрослые и молодежь. – на праздниках были драки. «Резали друг друга». По «пьянке» не поладили – и начиналась драками. Дрались палками, кулаками, ножами. Атаманов не было. Частоколом дрались – палки от забора. – плясали «Русского» парни. Могли с девушками. На Люботине в Бабаевском районе плясали парами: 4 пары (8 человек) собиралось и плясали. Парни пели частушки. – исп. на праздники ходил в Заозерье, в Мегрино к тете.
|
Репортаж |
||
16. |
О молодежных гуляниях, беседах:
– молодежь собиралась на беседах вечерами в доме. Просились к кому-нибудь в дом. Хозяева впускали без какой-либо платы. – взрослые не приходили. Девушки ходили с прялками. – когда приходили парни, то плясали «Русского». В игры не играли.
|
Репортаж |
||
17. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – Святки были 14 дней. «Вы́рядны» ходили. Святки начинались с 7 января до Крещения. – рядились лошадью два мужчины (один за голову, другой за туловище). – в Святки в д. Середка молодежь собиралась постоянно в одном доме. Туда приходили ряженые. Главное, было спрятать лицо – чтобы никто не узнал, также ничего ряженые не говорили. – ряженые приходили на «бисе́ду». Они больше плясали, шумели. – медведем не наряжались. Девушки переодевались парнями. – Коляду исп. сам не пел. – в Святки никто не хулиганили. МАСЛЕНИЦА – Масленицу везде отмечают. Собирались на застолье знакомые, друзья, родственники. Отмечали 2 дня Масленицу. Костер не жгли.
|
Репортаж |
||
18. |
О мастерах:
– отец исп. делал сбрую для лошадей. Хорошо разбирался в породах лошадей. – был в деревне хороший мастер – плотник, столяр – который строил дома, мельницы. Аккуратный Иван Михайлович – дядя исп. – в д. Львов Двор было 3 кузнеца. Федор Иванович и Иван Иванович, и одни еще жил на хуторе. – многие плели корзины из дранки сосны, лапти. Исп. сам плел корзины, лапти. Лапти были разной формы (тупоносые, остроносые). Лапти плели из липового лыка и из березовой бересты. Липовые лапти лучше – «дольше стоят». |
Репортаж |
||
Продолжение см. 387
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |