Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 397 |
|
||||
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Лукинский с\с, д. Лукинская 19.07.2008 |
Начало см. 396 |
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Редькина Ю. А. |
||
Исп: Каменева Антонина Александровна, 1925 г.р., зд. Федулинский Павел Александрович, 1927 г.р., зд.
|
||||
1. |
О похоронно-поминальном обряде:
– в окрестностях раньше было две церкви, поэтому было два прихода. Хоронят людей на кладбищах в зависимости от принадлежности к приходу. Кладбище на несколько деревень. С какой стороны от кладбища находится деревня, в той части кладбища и хоронят людей из этой деревни. Например, одна часть д. Бабушкино хоронит людей на одном кладбище, а другая часть деревни – на другом, потому раньше эти части деревни относились к приходам разных церквей. – гроб делают по меркам, с запасом не делают. Могилу роют так, чтобы гроб свободно помещался. Гроб опускают на веревках. Если в могиле сыро, то подстилают под гроб хвою. – умершего обмывали дома, клали вдоль половиц. Стараются на обмывание пригласить «посторонних» людей. Но исп. своих родителей мыла сама, т. к. считает, что они ее в детстве мыли, ухаживали, поэтому она должна их обмыть сама. – после обмывания умершего одевают и кладут на широкую скамейку, пока делают гроб. Потом перекладывают в гроб, клали подушку, постелю. – причитать начинали перед выносом тела из дома. Причитали родственники. Исп. причитала по своим родителям – «от себя что поговорила я – и всё».
|
Репортаж |
||
2. |
Матушка, родимая, Свеча неугасимая. Горела да растаяла, Жалела да оставила.
– текст. – комм.: это последние слова. – повтор.
|
Похоронный причет |
||
3. |
Матушка, родимая, Свеча неугасимая. Горела да ростаяла, Жалела да оставила.
– текст (с всхлипыванием). – снач. комм.: говорят чуть «на распев». – комм.: причитают так перед тем, как соберутся выносить гроб из дома.
|
Похоронный причет |
||
4. |
О похоронно-поминальном обряде:
– есть женщина, которая обкуривает гроб. При этом она читает какой-то «стих» про себя. Кладут верес на совок, поджигают. Обходят по солнцу один раз. Потом верес бросали в печь. – очередность при выносе: венки, крышка гроба, гроб. Все люди выходят из дома до выноса гроба. В доме остаются только родственники и люди, которые будут выносить гроб. Родственники выходят после гроба. Когда все выходят из дома, «опрокидывают» (переворачивают – прим. Павлова К. В.) скамейки, табуретки, стулья в той комнате, где стоял гроб. – «опрокидывают» табуретки, стулья, чтобы больше не было покойников в доме. – как гроб вынесут из дома – сразу «опрокидывают». В доме остаются люди, которые будут мыть, готовить столы на поминки. – после выноса гроба из дома его ставят на табуретки около дома. Здесь также прощаются с умершим. Здесь уже не причитали. – если кладбище находится недалеко, то гроб несли на руках прямо до ямы. – раньше в углы гроба ставили 4 свечи. Также 4 свечи втыкали в углы новой могилы, при этом что-то причитывали. – как гроб несут на кладбище, позади него бросают еловую хвою – давний обычай. Бросает кто-то «посторонний». – родственникам нельзя: кидать еловые ветки после гроба, нести гроб, делать гроб, копать могилу. – стружки от гроба сжигают за деревней, как только сделают гроб. – если в печь попадет стружка от гроба, то печь всегда будет холодная. – на кладбище тоже ставят на табуретки – прощаются. – если человек умер в течение 40 дней после Пасхи, то когда гроб стоит на кладбище на табуретках и когда его на руках опускают в могилу и зарывают, обязательно поют «Христа». Когда зароют – уже не поют.
|
Репортаж
Примета
Примета |
||
5. |
Христос воскресе из мертвых, У смертию смерть поправ, И сушше во гробе живот даровав.
– напев. – снач. комм.: поют 40 дней после Пасхи. Поют на кладбище, когда гроб стоит, его опускают и зарывают, если человек умер в течение 40 дней после Пасхи. – комм.: поют много раз. Когда гроб зарывают, поют только 3 раза.
|
Пасхальный тропарь |
||
6. |
О похоронно-поминальном обряде:
– когда на кладбище все простятся с умершим, его закрывают полотном и сверху крестообразно посыпают землей. Потом закрывают крышку. – когда гроб опустят в могилу, кидают деньги – «выкупают место». Могут кидать деньги, до опускания гроба в могилу, во время опускания и после. – после опускания гроба в могилу каждый человек, который находится на кладбище, должен бросить горсть земли в могилу 3 раза. – на кладбище берут в похороны еду. Кутью не берут. Кутью на кладбище берут только в Радоницу (после Пасхи). Пивом не поминают – пиво не варили на похороны. Пекли пироги. Каждый должен помянуть. – крест сразу ставят в ноги. Покойника кладут ногами на восток. «Христос на востоке». – раньше крестов не было, могли просто камень положить или воткнуть в землю ветку. У кладбища раньше была одна общая ограда, отдельных оград не было. – после похорон идут домой на поминки. Исп. знает, что в Бабаевском районе на поминки баню топят. Здесь такого нет. – после кладбища обязательно моют руки на улице. – раньше когда вынесут гроб из дома, то кто-то открывал «засторо́нок» и кричал в трубу что-то. – поминают в первую очередь люди, которые делали гроб, несли его, рыли могилу, закапывали. В последнюю очередь поминают родственники. Каждая очередь называется «застолица». – после обмывания маленькое полотенце, мыло, расческу кладут в гроб. Со следующим покойным отправляют на тот свет какие-либо вещи, которые забыли надеть умершему. – поминальные дни: на следующий день после похорон ходят родственники на кладбище, на 9-й день, 40-й день. – в день похорон после кладбища на поминках первую рюмку наливают покойному, накрывают хлебом и ставят на божницу или в «пережний угол». Стоит до 40-го дня. В 40-й день кто придет первым на поминки, тот эту рюмку выпивает – поминает. – полусорочины сейчас не отмечают. В сорочины ходят на кладбище, дома поминают за столом. Душу не зовут. Следующие поминки в годины.
|
Репортаж |
||
7. |
О календаре:
– в году несколько постов: Великий пост, Петровский пост. Самый главный – Великий пост. В течение года постные дни – среда и пятница. – Вербная неделя: в воскресение на этой неделе нужно принести домой вербушки. Ломали в лесу, носили на освящение в церковь. Людей, скот освящали вербой. Вербушки в доме ставили в «пережний угол», на дворе в хлеве над дверями.
|
Репортаж |
||
8. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– 6 мая в Егорий скотину выпускают в первый раз. Берут с собой вербушки, Пасху (специально пекут). Егорий считается «скотинный» праздник. – выпускали так: хозяин за пояс затыкал топор, брал ружье; хозяйка клала в решето Пасху (пирожки какие-либо), икону, яйца – шли в поле. Там обходили всё стадо и пели «Христа». – утром свой скот в хлеву с тем же набором обходил хозяин. Брал вербу, свечу, яйцо варёное крашеное и хлеб – обходил с молитвой. Есть специальная молитва. После обхода надо «закормить» – дать каждой скотине по кусочку хлеба. Яйцо крошил курицам, а вербу втыкал перед дверью во дворе. Топор в стену 3 раза «рубанёт» в виде креста. Потом выгоняют на поле, где был общий обход стада. Туда брали яйца, хлеб, вербу. – на общий обход шли все хозяева и хозяйки. Мужчины шли впереди с топором за поясом и ружьями, у кого были. Все женщины обходили стадо и пели «Христа». Обходят «встречь солнца». Мужчины стреляли из ружей один раз. Пастух стоит рядом со стадом. Он потом один сделает обход вокруг стада. – у пастуха есть свой «обход». – все, что хозяйки приносили с собой на поле на обход стада, всё отдавали пастуху из решета: ватрушки, яйца. Раньше носили всё в решете. Потом все хозяева уходят, остается один пастух . – обход стада на поле занимает примерно 2 часа. В это время следят за коровами, чтобы они не бодались. – пастух обходит стадо в какое-то определенное время. Это может быть не 6 мая. – «обход» у каждого пастуха разный. У одного пастуха «обход» – это соль, завязанная в пясточке (тряпочке), у другого зерно. У одного пастуха – камешки. Пастух с этим «обходом» обходит стадо, а потом прячет его где-то на поле до осени – до окончания выпаса. «У кого на что обход». – если пастух был чужой, то он жил и питался по очереди в каждом доме. На пастбище ему с собой давали еду. Одевали пастуха все вместе. – у пастухов были рожки – дудка из ивняка, из бреда. На одном конце дудки закручивали бересту, чтобы звук лучше был. Выбирали иву толщиной с палец, кожуру обдирали, выкручивали середину, делали на одном конце язычок. Потом к дудке приделывают рожок из бересты. – утром пастух идет по деревне и играет в рожок, чтобы все выгоняли скот на пастбище. На палочке вырезают 5-6 дырочек, пастух зажимает их – и получается «звук». Слышно было очень хорошо. Барабанки не было. Играл на рожке только утром. – была «охожа» – огораживали территорию пастбища. Пастух весь день находится со стадом на пастбище. Он разводит у «завора» (вход) костер. Был один пастух, который в поле играл на гармони, и коровы собирались ближе друг к другу в одном месте. Утром на гармони пастух не играл. – «обход» с весны до осени. Зимой пастух его хранит, может передать кому-то.
|
Репортаж |
||
9. |
О календарных обрядах и праздниках:
МАСЛЕНИЦА – молодежь каталась на санках с горки, на лошадях ездили в санях. На дугу вешали колокольчики, ленты привязывали. Молодоженов возили на санях в Масленицу. – горящего ничего по деревне не возили. С Масленицей не прощались, костра не делали. – на Масленицу пекли блины, кисели варили (овсяный, гороховый) – всю масленую неделю. Пекли оладьи. ПАСХА – пекли куличи, творожную Пасху. Для творожной Пасхи есть специальная деревянная форма, с каждой стороны крест. Кладут в форму марлю, чтобы не приставало. Масло, сметана, творог, яйца перемешивают. Заполняют форму, закрывают марлей и ставят пресс, чтобы лишняя жидкость вытекала. Изюм также добавляют. – священник после Пасхи на Пасхальной неделе ходит по деревне с дьяконами с крестами. Заходили в каждый дом, пели «Христа», священник освящал зерно и т.д. Так они ходят почти всю Пасхальную неделю во все дома всех деревень церковного прихода. Пасхальная неделя – святая. – на Пасхальной неделе ставили качели на гумнах – качались. Яйца катали по лоткам (лоток сделан из двух дощечек). Если твое яйцо разобьется, то ты его должен отдать тому, с кем играешь, если остается целым – оставляешь себе. РАДОНИЦА – красили яйца, кутью варили (пшеничную или рисовую) – ходили на могилы мужчины и женщины. Свечки зажигали, крошили яйца, клали кутью и пироги на могилы. Вокруг могилы обсыпали крупой. ТРОИЦА – в Троицкую субботу (накануне Троицы) ходят на кладбище. Обязательно помянуть на кладбище нужно в субботу перед Троицей, в саму Троицу – не обязательно. Кладут на могилы веточки березы. Исп.-ца не знает про запрет резать ножом на кладбище. У них в семье все время все готовят и разрезают заранее – дома. – кутью на кладбище носят только в РАДОНИЦУ. – на кладбище женщины должны быть обязательно в платках, а мужчины – снять шапки. Также мужчины снимают головные уборы на похоронах, на поминках. Грех – быть на кладбище без платка. Исп. каждое утро читает молитвы, уже с надетым на голову платком, рукав у одежды должен быть не короткий. – на Троицу ломали березовые веточки – втыкали в косяки дверные, клали к иконам. На улице не украшали. Качелей не ставили. В Троицу варили и красили яйца, не катали. – Яичного Заговенья не было.
|
Репортаж |
||
10. |
О предметах быта:
– веретено точили раньше на специальном станке. Самопряхи были. Веретено делали из березы. – напротив исп.-лей живет гармонист Дружков Сергей Иванович.
|
Репортаж |
||
11. |
Об обрядах перехода в новый дом:
– при переходе в новый дом с собой берут икону, хлеб. Вперед в дом запускают кошку. Также брали ветку вербы. Исп-ли переходили в новый дом после обеда ближе к вечеру. Вперед шла хозяйка, потом – хозяин. Дальше могли идти пожилые родители. Обходили дом.
|
Репортаж |
||
12. |
О детском труде:
– делали кукол маленьких. Дети играли летом на улице. – дети выполняли работу взрослых, когда тем было некогда. Например, рубили дрова.
|
Репортаж |
||
13. |
Каледа, Каледа Накануне Рожества, Вокруг каменева двора. Как эта Каледа Да ходила
– снач. комм.: Коляду поют накануне Рождества. – фрагмент текста.
|
Колядка |
||
14. |
Каледа, Каледа Накануне Рожества, Вокруг каменева столба. Как эти столбы, Столбы точаные, Подзолочаные…
– фрагмент текста. – комм.: исп.-ли уже не ходили по домам. От мамы научились. Ходили вечером по домам, пели Каляду, чтобы что-нибудь подали.
|
Колядка |
||
15. |
Каледа, Каледа Накануне Рожества Уж как ходит Каледа Вокруг каменева двора. Уж как этот-то двор На семи столбах, На восьми верстах. Столбы точаные, Подзолочаные.
– фрагмент текста. Вначале интонирование.
|
Колядка |
||
16. |
О лечении:
О ЛОДКАХ-ДОЛБЛЕНКАХ – раньше выдалбливали лодки из осины. Осину распаривали – лодку распирали. – были знающие люди – знахарки, которые лечили людей, скот. – закусывали грыжу, через скобу – от «призора» (от сглаза). – чтобы ребенок хорошо ходил: поставят ребенка на ноги, как только ему надо шагнуть, старушка перед ногами пересекала ножом «сукрест-накрест» – «путо перерезала». – молочные зубы – приговор.
|
Репортаж |
||
17. |
Мышка, мышка, на тебе репный, Дай мне костяной.
– текст. – снач. комм.: когда кидают молочный зуб на печь через левое плечо. – комм.: мать научила. – повтор.
|
Приговор на зубы молочные |
||
18. |
Дождик, дождик, перестань, Я поеду в горостань, Богу молитца, Христу поклонитца.
– текст. – комм.: чтобы не было дождя.
|
Приговор на дождь |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Мегринский с\с, д. Серёдка 20.07.2008 |
|
Зап.: Каданцев А. Ф. Глебкова М. Р. Редькина Ю. А. |
||
Исп: Акуленко Евгения Ивановна, 1933 г.р.
|
||||
19. |
О беседах:
– раньше было две беседы. Потом объединили в одну. Исп. пошла в 12-13 лет на первую беседу – собирались тогда у школы. На вторую беседу ходили уже взрослые – от 15-16 лет. – на простую беседу ходили в обычной одежде. Наряжались красиво в Святки. – девушки на беседе пряли, вязали, вышивали. Пряли лен. Кудель была привязана к прялке. Во время беседы могли напрясть на два веретна. – беседы проходили каждый день по очереди в домах. «Кто ходил на беседу – всех обхаживали». Каждая девушка готовила избу для беседы: убирала. – в 50-е годы беседы еще устраивали. – на беседу приходили парни из своей деревни. Парни просто сидели – ничего не делали. – на беседах играли в игры. Исп. не помнит. Плясали «Русского» – в кружок две девушки. Парни также плясали «Русского». В Кадрель плясали парами. «Русского» парни могли плясать с девушкой, друг с другом – на пару. В Кадрель плясали 4 человека или 8 человек парами под наигрыш «Русского» на балалайке или гармошке, пели частушки.
|
Репортаж |
||
20. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – были Святки с Рождества до Крещения. Ряженые ходили: маски, сарафаны одевали, лицо закрывали. Ряженые приходили, молча, плясали, пугали: медведем наряжались. Парни наряжались медведем – шубу одевали, девушек по полу катали. – рассказ о беседе, когда в дом пришел охотник с ружьем и собакой, медведь, все дети испугались врассыпную, а их с печки пугает бабка с волосами, усыпанными мукой. Двери держали – никого не выпускали. – гадали: под окна ходили слушать – «чего прислышитце». – старушки раньше знали много бывальщин. Девочки собирались в одном доме слушать бывальщины. «До чего досидим, что не знаем как домой идти – света-то раньше не было – осенью хоть в глаз ткни, ничего не видно». Больше рассказывали про покойников: они чудятся, приходят в дом. – бабку, которая была измазана в муке, клали на скамейку. Взрослые смеялись, а маленьким было не до смеха – страшно. – гадали: девушки ходили на перекресток слушать, кричали: «Чур, чур!». А другие их пугали – с колокольчиком подкрадывались. – гадали: ходили в ригу, «задницу голую хто сунёт». Если «хохлатой рукой проведут, значит, богатой жених будет, а голой, дак бедный». ПАСХА – на Пасху готовят столы. Дома не закрывали в Пасху. Могли придти люди и угоститься. – раньше молодежь шалила: трубу закрывали.
|
Репортаж |
||
21. |
О престольных праздниках:
– деревенские праздники: Спас 19 августа, Михайлов день 21 ноября. – в старину были заветные, пивные праздники. – на праздники варили пиво, готовили угощение: картошку, капусту, пироги с ягодами, грибами, рыбой. Квас делали после пива. Каждый праздник гуляли 2-3 дня. Мужики опохмеляются на 2-3-й день. На праздник приезжали родственники. Родственники на время праздника жили у хозяев. Играли в гармошки, плясали. Гуляли в доме и на улице. Ходили рядами по деревне. – на Спас приходил народ с Бабаевского района (с Люботины). Везде гудели гармошки. На улице в основном гуляла молодежь. – раньше были старинные гармошки – балаговки. – хозяйки в праздники ждали гостей – готовились к их приходу, накрывали столы. На праздниках гуляли все вместе: мужчины и женщины. На 3-4 день праздника мужчины и женщины собирались вместе – гуляли. – в праздники были драки. «Перепьют дак с ума сходят». С кем не поладят, с тем и дрались. Драки могли быть в доме, на улице. Дрались кулаками, колья вытаскивали, ножи брали. Специальных тростей не было.
|
Репортаж |
||
22. |
О святых местах, церквях, часовнях:
– около д. Серёдка у «жальника» была часовня. Теперь там остались одни большие елки. – старые люди рассказывали, что 400 лет назад на том месте был монастырь. Когда шла Литва и Польша, то его сожгли. В конце ельника была часовня. Тут было кладбище: если маленький ребенок умирал некрещеным, то его хоронили на кладбище у часовни. Есть на этом кладбище большие могилы – может это могилы монахов, которых убили, когда шла Литва. Рыли ямы для хранения картошки и находили кости. – в д. Мегрино есть ключ.
|
Репортаж |
||
23. |
О рекрутском обряде:
– родители устраивали вечер для парня, которого провожали в армию. Собирались родственники, молодежь. Приглашали также мужчин из деревни. Песни пели. – перед отправкой мать перекрещивала сына.
|
Репортаж |
||
24. |
О календарных обрядах и праздниках:
МАСЛЕНИЦА – раньше на лошадях катались, костра не жгли. ПАСХА – собирались гости, готовили пироги. Костры не жгли, из ружей не стреляли. Яйца красили луковым перьем – красные становились. |
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |