Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2007-3 >>> Сокольский, Вытегорский районы

 

АФ 339

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398


 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
с.Ошта
29.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Батракова Е.А.

 

Исп.: Сафронова Мария Павловна, 1927 г.р., род. – д.Нажмозеро  

01.

О похоронно-поминальных обрядах:

- если родственники не умели причитать, то могли позвать кого-нибудь
 

Репортаж

02.

О святых местах:

- в часовенку носили масло и полотенце, масло бедным отдавали, а полотенца вешали на деревянные специальные вешалки
- в часовенке свечи зажигали, полотенце вешали, масло приносили, перекрещивались, молились и уходили
- в часовенке были большие иконы
- полотенце клали на вешалки, а большие полотенца на икону
- в других деревнях тоже были часовенки - в д.Клёнозеро и д.Кривозеро
- у самой мать работала в часовенке
- старухи в часовенку ходили, носили с собой полотенца

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
с.Ошта
29.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Батракова Е.А.

 

       

Исп.: Быкочева Надежда Пименовна, 1927 г.р., род. – д.Нажмозеро
Быкочева Анатолий Иванович, 1930 г.р., род. – д.Рокса
 

03.

О календарных обрядах и праздниках:

- праздновали Илью и Михайлов день, Вздвиженье (27 сентября)
- до обеда работали, а после обеда праздновали
- в д.Клёнозеро и Кривозеро ходили на праздники, в д.Кривозеро праздновали Вздвиженье, а в д.Клёнозеро – тёплую Николу - пирадники
- тёплая Никола не в числах – 21 или 22 июля, только в воскресенье
- в д.Нажмозеро Илью праздновали, после работы гуляли, с Кривозеро, Клёнозеро приходили, из Ленинградской области
- гости по домам ходили,  угощенье готовили в этот же день с утра
- в гости только свои приходили – родственники и знакомые
- дома делали бражку или пиво
- молодые на балалайке играли, гармонист в деревне был один молодой
 

Репортаж

04.

О плясках:

- плясали «Ланчика», «Кадрель»
- «Ланчик» - 8 человек плясали
- «Русского» плясали
- «Кадрель» - 4 человека, «Ланчик» - 8 человек
 

Репортаж

05.

Под пляску

- снач. комм.: под песни плясали, «языком» играли – тырырыкали
- фр. наигрыша
- комм.: не один человек играл, другие плясали
- фр. наигрыша
- комм.: отец заставлял ещё песни петь
 

Наигрыш «под язык»

06.

Об исполнении песен:

- отец любил песню «Мамашенька ругалась», женщины кругом собирались и песни пели длинные, женщины стояли кругом и песни пели
- в праздники песни пели и в дни рождения
- летом собирались женщины песни петь
 

Репортаж

07.

О свадебном обряде:

- свадебные песни пели, когда за девушкой приезжали, с ней прощались, пели песни женщины
- мать невесты плакала
- причитали жалобно, невеста сама не причитала, была специальная женщина, она сама приходила
- сваты приходили, залог давали
 

Репортаж

08.

Об обрядовой пище:

выпечка:
- колобы пекли с толоконной начинкой из ржаной муки
- калитки пекли тонкие
- сладкие пироги пекли
 

Репортаж

09.

О календарных обрядах и праздниках:

- Рождество везде праздновали
- Ильин день праздновали
 

Репортаж

10.

О жатвенных обрядах:

- баранину варили в колхозе, праздновали уборку урожая, это было после войны - это отжинки
- последний сноп домой приносили, весили его, потом скотине отдавали
 

Репортаж

11.

О календарных обрядах и праздниках:

- перед Пасхой вербушки приносили, на двор ставили
- в Троицу носили веточки берёзы, на кладбище носили, на все могилы клали
- сама скотину с Богом выгоняла – со словом
- вербочками куриц хлопали, чтобы лучше яйца несли
- с кладбища приносили веточки вербы, куриц хлопали, домой ставили и на двор
- куриц по хребтине хлопали вербочками
- Егория праздновали 6 мая и 9 декабря
- весной на Егория скотину выгоняли
- дети с колоколами вокруг дома бегали
 

Репортаж

12.

О пастушеских обрядах:

- делали собрание, нанимали пастуха накануне выгона
- пастухи спуски знали – на себя наказывали, надо было выполнять обещание
- у одного старика кошель маленький был, на него спуск был сделан, кто-то тронул этот кошель, и что-то случилось с ним
 

Репортаж

13.

О представлениях, верованиях:

- мать сказала сыну: «Леший тебя неси» и он пропал на три дня, родители к бабке ходили, мальчик потом рассказывал, что сидел под ёлочкой, его кормили лесные хозяева
- некоторые бабки в лес ходили, чтобы вернуть человека или скотину, никто этого не видел
- скотине не говорили: «Иди!», надо говорили: «Пойди!»
- бабка одна рассказывала, что Лесной минуту даже искал, если только скажешь что-то, скотина и потеряется
- у самой скотина потерялась, к бабке ходила, та в душник что-то шептала
 

Репортаж

14.

Хозяин, хозяюшка, с малыма детушкам,
От такой хозяйки на такую хозяйку пришла

- снач. комм.: если новую скотину покупаешь, надо попроситься
- комм.: не один раз говоришь, сама всегда просила, когда поросят покупала
 

Приговор дворовому

15.

Хозяин, хозяюшка, с малыма детушкам,
Такая-то у меня коровушка,
Берегите, пойте, кормите и обратно домой верните 

- снач. комм.: гостинец выгоняли в лес, гостинец носили и куда-то клали со словами, у Лесового просились
- комм.: так выгоняли, чтобы скотина домой приходила
 

Приговор дворовому

16.

Об обрядах со скотиной:

- если корова лягалась во время доения, женщина какая-то налаживала – обходила её, сама подоила
- первотёлки обычно лягались
 

Репортаж

17.

О колдунах:

- раньше было больше колдовства, на людей колдовали
- было, что с кем-то поспоришь, что-то могли сделать
- отец ударил колдуна, после этого год лежал в постели - болел, колдун «спустил по ветру» что-то
- если кто-то по ветру пустил, то надо было найти кого-то, чтобы исправил
 

Репортаж

18.

О лечении:

- были люди, которые грыжу заговаривали
- не от каждой колдуньи может быть польза, кровь у колдуньи и ребёнка должна быть одинаковой
- были люди с «нехорошими глазами», если такой человек смотрел, то в лес лучше было не ходить
 

Репортаж

19.

О молотильных обрядах:

- когда жали, песни пели
- с утра молотили, потом шли на другую работу
- в овин снопы клали, сушили
- семь снопов клали и молотили по три человека
- колотили по очереди

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
с.Ошта
29.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Батракова Е.А. 

       

 Исп.: Редькина Анастасия Ивановна, 1930 г.р., род. – д.Коштуга (запись плохая) 

20.

О календарных обрядах и праздниках:

- перед Новым годом праздновали Медосов день (31 декабря), потом - Рождество, Крещенье, Трём Святым (12 февраля), Сретенье (15 февраля), Масленица
- в д.Коштуга праздновали Медосов день, Сретенье, Благовещенье (7 апреля), Никола, Егорий (праздновали в округе)
- в Петров день (12 июля) много народу собиралось на мосту, играло 4 гармошки
 

Репортаж

21.

О плясках:

- плясали «Кадриль», «Русского», танцы
- между пятой и шестой фигурами в «Кадрили» плясали «Русского»
- когда маленькими были – уже начинали молодцевать, в бане собирались плясать, за дом надо было платить
 

Репортаж

22.

О календарных обрядах и праздниках:

- на праздник собирались в первый день до обеда, гости из других деревень приезжали, на второй день – весь день гуляли, в деревне собирались, на мосту
- калининские «Елецкого» плясали под песни
- «Портянку» плясали так же, как и «Елецкого» рядами
- парни и девушки по деревне ходили, частушки пели
 

Репортаж

23.

О жатвенных обрядах:

- во время жатвы пели частушки протяжно
- жали серпами до темноты
- сначала жали рожь, потом рвали горох, потом яровые - овёс, пшеницу, жито вязали в снопы, клали в  суслоны
- рожь клали в семерики – семь суслонов
- суслоны клали на россоху – девять снопов ставили вместе вокруг ёлочки, одним снопом сверху закрывали
- утром, когда всё высохнет, собирали в стога
- когда жали, пели частушки ближе к вечеру
- каждый брал по полосе для жатвы, пели каждый своё, вместе не пели, каждый свою частушку
 

Репортаж

24.

О молотильных обрядах:

- молотили в 3 и 4 привяза, привяз – две палки одна длиннее, другая короче, привязывались друг к другу ремнями
- во время молотьбы получался такой звук, хоть пляши
- когда молотили вчетвером, очень красиво получалось
- возили снопы сушить в гумна
- овин сушили те, кто молотил
 

Репортаж

25.

Овин топить ленивому,
А баню – станливому

- комм.: баню надо топить чаще, чтобы жарко было
 

Поговорка

26.

О календарных обрядах и праздниках:

- на Александров день молодёжь снимала дом, на второй день на улице гуляли
- зимой тоже молодёжь собиралась

Святки:
- с Рождества до Крещенья, окрутники приходили - шубы переворачивали, в дома приходили, плясали, лица закрывали
- парни «покойником» нарядились, на доски его положили, принесли в барак
- ряженые по своей деревне ходили
 

Репортаж

27.

Чашки – ложки перемыла,
Поварёшку позабыла,
Побежала по избе,
Поварёшка …

- текст
 

Частушка

28.

О календарных обрядах и праздниках:

Гадания:
- гадать на росстань ходили
- буквы писали, блюдечко клали

Шутки:
- закрывали трубу, что-то в неё совали, чтобы дым не шёл
- дровни на крыльцо закатили
- «лошадью» рядились 2-3 человека, один вставал сзади, другой – спереди, один был наездником

Масленица:
- на конях катались

Пасха:
- куличи пекли, яйца красили луковым пером, ольховой коркой – получались коричневые
 

Репортаж

29.

Об игроках и музыкальных инструментах:

- отец и два брата были гармонистами
- на 25 домов было несколько гармонистов
- были балалайки, один балалаечник был
 

Репортаж

30.

О пастушеских обрядах:

- некоторые пастухи играли на рожке, другие на дощечке с верёвочками и палочками 

Запись испорчена

 

Репортаж

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Оштавское с/п
д.Низ
30.08.07

Зап.: Теленков И.С.,
Батракова Е.А.

 

       

Исп.: Малафеева Клавдия Михайловна, 1925 г.р., род. – д.Мартыновская Кривозерский с/с 

31.

О календарных обрядах и праздниках:

- в д.Мартыновская праздновали Прасковью Пятницу и Рождество Богородицы 21 сентября, в д.Верхняя Водлица праздновали Рождество Богородицы в первый день, а в д.Мартыновская – второй день
- Николу праздновали на Шарге, Солозере
- со всех деревень собирались на праздники
- молодёжь собиралась, плясали, песни пели
- на праздники самогон сами делали, пиво варили из солода на печке прямо в бутылях
- гости собирались ближе к вечеру в 5-6 часов, за столом разговаривали
 

Репортаж

32.

Пташечка на речке жалобно поёт

- снач. комм.: за столом песни пели: «Шумел камыш»
- фр. текста - упоминание
 

Лирическая

33.

О вепсах:

- в д.Мартыновская были одни вепсы, между собой по-русски не говорили, и в школе учились на вепсском языке
 

Репортаж

34.

О плясках:

- молодёжь на гумно уходили вечерами, там плясали «Кадрели», «Ланцию»
- «Кадрель» плясали вчетвером, «Ланцию» - 8 человек
- плясали под балалайку
 

Репортаж

35.

По двадцати-пяти-пяти,
По двадцати-пяти-пяти,
По двадцати-пяти-пяти

- снач. комм.: если не было балалайки
- фр. наигрыша
- комм.: все кричали и плясали
 

Наигрыш «под язык»

36.

О свадебном обряде:

- свадебные песни пели, когда невесту отдавали, пели взрослые женщины
- мать невесты пела вместе с остальными
- когда невесту наряжали, ей песни пели, жениха ещё не было
- пели «Вылетает наша доченька»
- сватались за неделю или 10 дней до свадьбы
- жених со сватами приезжал
- невесту без жениха наряжали, ей песни пели
- невесте волосы убирали, на голову платок надевали, две косы заплетали
- когда жених приезжал, стол накрывали, он невесту брал за стол
- невесту от жениха прятали не один раз, он должен был выкупать деньгами
- жениху песни пели
- на свадьбу много народу приезжало
- жениху загадывали загадки, жених невесту выкупал, невесту выводили, они садились за стол
- на второй день ездили к жениху домой, там тоже застолье было, родители приезжали
- приданое невеста потом забирала, сундуки были, скотинку давали в приданое
- молодых после свадьбы в баню водили
- свадьбы чаще зимой были, на лошадях ездили
- на праздниках знакомились, а потом сваты приезжали
 

Репортаж

37.

О посиденках:

- молодёжь не пускали на вечера, сами собирались на гумнах
- собирались в доме у одинокой старушки или в нежилом доме, топили его, собирались и девушки и парни
- бабки собирались вечерами, песни пели и пряли, собирались у кого-нибудь в доме
- у молодёжи были особые вечера, в балалайку играли, плясали
 

Репортаж

38.

О плясках:

- пляска «Портянка» - в две линии вставали, частушки пели и плясали друг перед другом, одна плясала, песню пела, в чужой ряд вставала, все менялись местами, переплетались, как «Портянка»
- «Кадриль» играли, «Русского»
- под «Портянку» одна музыка, а под «Кадриль» - другая
- в «Кадрели» было пять фигур, под каждую была своя музыка
- гармонист объявлял фигуры: «Первая, вторая»
- были такие «Кадрели», в которых одни девушки плясали
 

Репортаж

39.

По двадцати-пяти-пяти,
По двадцати-пяти-пяти,
По двадцати-пяти-пяти

- снач. комм.: девушки плясали
- фр. наигрыша
- комм.: все вместе плясали и пели так
 

Наигрыш «под язык»

40.

О посиденках:

- в праздники девушки и парни по деревне ходили
- молодёжь больше в гумнах собирались молодёжь, и балалаечник туда же приходил, до работы плясали, пока овины сушили
- собирались с лучинками, могли ребятишек посадить, за лучинкой смотреть
 

Репортаж

41.

О календарных обрядах и праздниках:

- наряжались в чудилки, по домам ходили, лицо укутывали и ходили по деревне плясать
- лицо закрывали, чтобы не узнать было
- бабки под заслонку плясали
 

Репортаж

42.

О пастушеских обрядах:

- когда коров пасли, играли на барабане так хорошо, что плакать хотелось
- барабан – дощечка с двумя палочками, чтобы волки не пришли
 

Репортаж

43.

Под пляску

- снач. комм.: на заслонке так же, как на барабане играли, двумя деревянными ложками; бабки играли на заслонке и плясали
- комм.: бабки заслонки брали, когда чудилки приходили
 

Наигрыш на заслонке

44.

О календарных обрядах и праздниках:

- чудилки приходили, плясали, их угощали конфетами
- ворота в Святки заливали, парни девочкам ворота заливали
 

Репортаж

45.

О бытовых обрядах:

- в самоварную трубу кричали, чтобы лучше слышно было, кричали в длинную часть трубы, вверх её поднимали
 

Репортаж

46.

У-ух!
У-ух!

- снач. комм.: в лесу друг с другом улюкались, если не видно было
- комм.: голос давали друг другу
 

Аукание

47.

Ух! Таню!

- показ выкрика
- повтор
 

Аукание

48.

Об обрядах со скотиной:

- если скотину «не ладно» в лес отправляли, то она могла потеряться
- могли сказать: «А, иди!»
- нельзя с голой головой и босиком выгонять скотину, пастух мог заругать за это
- если корову с голой головой отправишь, она потеряется, мог сам  пастух потеряться
- благословясь надо скотину провожать
- если сами не могли скотину найти, ходили к кому-то
 

Репортаж

49.

О представлениях, верованиях:

- парень один «не на тот след попал», к бабке ходили
- «на чужой след попал» - это значит, что попал след Лесового
- в лесу есть Лесовой
- женщина сказала, что скоро придёт, в лесу потерялась, потом рассказывала, что под ёлкой ночевала, легла на дорогу, её Лесовые выгнали, сходили к знающей бабке, та сказала, что ночью нельзя идти возвращать, сходила к лесу утром, и та женщина вышла
- знающая женщина сказала, что после 12 часов ночи в лес нельзя ходить, пошла туда утром, там надо было ей с Лесовым разговаривать
- в лесу нельзя говорить, что скоро придёшь
- женщина в лесу потерялась, увидела знакомую дорожку, но не могла выйти, сидела под ёлкой, как привязанная
- дед рассказывал, что в лесу нельзя лишнего говорить, что «скоро ты придёшь»
 

Репортаж

50.

Лесовые хозяюшки,
Пустите меня ночевать под эту ёлочку

- снач. комм.: если потеряешься, то надо под ёлочку сесть и просить у ёлки и Лесовых разрешения ночевать
- комм.: некоторые на дорожку ложились, одной женщине не дали Лесовые на дорожке спать
 

Приговор Лесовому

51.

О деревьях:

- под ёлкой оставались ночевать, осина – опасное дерево, в неё молния может попасть, в грозу нельзя под неё вставать
- ёлку гроза с корнем вырывает, а осину сверху ломает
 

Репортаж

52.

О пастушеских обрядах:

- пастух с лесом связан, он должен Лесового знать
- одного пастуха спросили, почему он ходит по деревне, он сказал, что «скотину и без меня пасут»
- пастухи по спуску пасли
- пастух велел провожать скотину до забора
- одна женщина проводила коров с голой головой, пастух сказал, что его сегодня будет не найти
- делали спуск на то, чтобы пастух не пил никогда или в лесу ни одной ягодки не ел – это у многих пастухов было
- ягоды можно было пастуху собирать в корзину, а есть в лесу нельзя было - пастух целое лето не стригся
- в сентябре ещё пасли скотину, иногда и в октябре
- если пастух спуск нарушал, то наказание могло пойти на следующего пастуха
- один пастух нарушил спуск, ему бык кишки выпустил и следующего пастуха тот же бык в воду загнал, спуск был на этого быка сделан
- пастуху казалось, что на него медведь напал, а это бык был
- пастух одну корову главной делал, её называли - стадовод 

Репортаж

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.  

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398