Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2008-5 >>> Чагодощенский район   

 

АФ 390

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398

 

 

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

п. Чагода

ул. Маяковского, 33

22.07.2008

Начало см. 389

Зап.:

Теленков И. С.

Лопатенко Н. М.

Каданцев А. Ф.

 

Исп: Стольников Николай Федорович, 1936 г.р., род. – д. Никитина

Устюженский р-н.

Стольникова Зоя Ивановна, 1937 г.р., род. – д. Залозно Мегринский с\с.

Кирилловская гармонь 21х12 , гармонь «Хромка» 25х25.

 

1.

«Под драку» с частушками

 

Ой, чи шевелись,

Чтобы курицы велись,

Чтобы дома кла́лися,

Бабы не руга́лися.

 

Попляшем, попляшем,

Товарищ дорогой.

Ох, если мало по сударушке,

Найдём и по другой.

 

– наигрыш с напевом.

 

Наигрыш на кирилловской  гармони с частушками парней

2.

«Семёновна» с частушками

 

Ох, Семёновна,

Какая бойкая,

Наверно выпила,

Пол литра го́рькова.

 

Ой, Семён, Семён,

Ой, милой Се́нечка,

А поцелуй разок

Да хороше́нечко.

 

Ой, на Семёновне

Да юбка в клеточку,

А отбывал Семён

Да пятиле́точку.

 

– наигрыш с напевом.

 

Наигрыш на кирилловской гармони с частушками

3.

«Цыганочка» с частушками

 

Ты – цыган, и я – цыганка.

Оба мы – цыгане.

Ты в карман, а я в другой.

Оба за деньгами.

 

Ты – цыган, и я – цыганка,

Оба мы кочуем.

Ой, дело к вечеру подходит,

Где же мы ночуем?

 

За цыгана выйду замуж,
Хоть родимая убей.

Буду ездить по деревне

И обманывать людей.

 

– наигрыш с напевом.

 

Наигрыш на кирилловской гармони с частушками

4.

«Соло́мушка»

 

– снач. комм.: тоже самое, что «под частушки». Устюженская традиция

– наигрыш.

 

Наигрыш на кирилловской гармони

5.

«Соло́мушка» с частушкой

 

Все я песенки припе́ла,

Все весёлы прибрала,

Ой, своево́ сердца рети́вова

[ нрзбр] замела.

 

– наигрыш с напевом. Устюженская традиция.

 

Наигрыш на кирилловской гармони с частушкой

6.

«Соло́мушка» с частушками

 

-Ой, мой милёнок богаче́ет,

Ой, многа хлеба он имеет.

-Ты, подружка, дорогая,
Да и правда, он буржуй.

Вы́нял порох из кармана:

«Накось, милая, пожуй».

 

- Мой милёнок, топит ри́гу.

У него башка с ковригу.

- Задушевная подруга

 

Тёше под окошком

На пригорке попляшу.

Погляди-ко, тёша-мать,

Развесёлой будет зять.

 

– наигрыш с напевом. Устюженская традиция.

 

Наигрыш на кирилловской гармони с частушками

7.

«Соло́мушка» с частушками

 

[нрзбр]

 

Гармонист какой хороший,

Он в рубашке голубой.

[нрзбр]

 

[нрзбр]

 

– наигрыш с напевом.

– комм.: это «соло́мушка».

 

Наигрыш на гармони «Хромка» с частушками

8.

«Под пляску» с частушками

 

Ой, у гармошки синий мех,

Любил сударушку на смех.

А я любил ее смехо́м,

Она считала женихом.

 

– наигрыш.

 

Наигрыш на гармони «Хромка»

9.

Обучающая игра на гармони «Хромка» - басы

 

– снач. комм.: исп. начал учиться играть с 9 лет на басах. Учил двоюродный брат. Учился на «Хромке» играть.

 

– наигрыш

 

Наигрыш на гармони «Хромка»

10.

Обучающая игра на гармони «Хромка» басы и голоса

 

– снач. комм.: потом к басам прибавляли еще голоса.

– наигрыш.

 

Наигрыш на гармони «Хромка»

11.

Обучающая игра на гармони «Хромка» басы, голоса с «переборами»

 

–  наигрыш.

 

Наигрыш на гармони «Хромка»

12.

Обучающая игра на гармони «Хромка». Прием «танцовочная прихватка»

 

– наигрыш.

– комм.: прием на басах – использование не только трех основных басов, но и других, которые в основном используются в наигрышах под авторские песни. Исп. сам придумал.

 

Наигрыш на гармони «Хромка»

13.

Обучающая игра на гармони «Хромка». Первые приемы

 

– прием на басах.

– прием на голосах.

– прием на голосах с «перебором».

– прием на басах и голосах с «перебором».

– повтор приема на голосах.

– повтор приема на голосах с «перебором».

– комм.: исп. слышал игру разных гармонистов и брал от каждого приемы, которые нравились. Так сложился стиль игры у исп.

 

Наигрыш на гармони «Хромка»

14.

Наигрыш под пляску «Ползунка ленивого»

 

– наигрыш.

 

Наигрыш на гармони «Хромка»

15.

О плясках:

 

– в Устюженском районе плясали 4 девушки – «пара на пару». А в д. Залозно Мегринского с\с. Чагодощенского района плясали вместе с девушками и парни. Пляска называется «Лансе́й». Под эту пляску играли «Русского».

– под пляску «Русского» для особых плясунов игрок старался сыграть и «по-чаще», и с «перебором».

 

Репортаж

16.

«Русского»

 

– снач. комм.: игра «по-чаще», с «перебором».

– наигрыш.

 

Наигрыш на кирилловской гармони

17.

«По деревне»

 

– наигрыш.

 

Наигрыш на кирилловской гармони

18.

За игру тебе спасибо,

За весёлую – два раз.

Да еще спасибо раз

Сыграли весело для нас.

 

– снач. комм.: существовала форма общения между плясунами и игроком – частушки.

– текст.

 

Частушка

19.

«Под пляску»

 

– снач. комм.: если игрок устал, то он заканчивал так.

– наигрыш.

 

Наигрыш на кирилловской гармони

20.

Об обучении игре на музыкальных инструментах:

 

– хорошо играть исп. начал в 13-15 лет. С этого времени под его игру стали плясать и петь частушки.

– начал учиться играть исп. в 9 лет у двоюродного брата.

– исп. усыплял младших братьев и сестер игрой на гармони: «И качать не надо».

– в чагодощенской игре под пляску «Лансе́й» есть особый перебор.

 

Репортаж

21.

Под пляску «Лансе́й»

 

– наигрыш.

– комм.: чагодощенская игра «Русского».

 

Наигрыш на гармони «Хромка»

22.

Под пляску

 

– наигрыш.

– комм.: обычная игра «Под пляску».

 

Наигрыш на гармони «Хромка»

23.

О строении музыкальных инструментов:

 

– у гармони есть «голосовая» и «басовая» планка.

– на планках есть клавиши.

– на одной гармони есть регистры. Чтобы звук был «пото́ньше»

 

Репортаж

24.

Смена регистров у гармони «Хромки»

 

– наигрыш.

– наигрыш.

– наигрыш.

 

Наигрыш на гармони «Хромка»

25.

«Под песни» с частушками

 

Ох, частушки заиграли,

Девушку обидели.

Вы гуляли, не видали,

Расставались, видели.

 

Ох, залётка дорогой,

Приди на вечёрочку.

Проводи по старой памяти

Меня девчоночку.

 

Говорят, что я мала

Своему милёночку.

Никогда не заморозит

У ворот девчоночку.

 

Раньше было запою,

Реби́на закача́етца,

А теперь я запою,

Тово́ не получа́етца.

 

– наигрыш с напевом.

 

Наигрыш на гармони «Хромка»

26.

Ка́леда-ма́леда,

Наша-то Калёдка

В двери не йдёт,

В окошка шьёт,

Через тын подаёт.

Кто даст соченька́,

Тому двор живота.

Кто не даст соченька́,

Тому си́вая кобыла

В лес побежала,

Задницу показала.

 

– текст.

– повтор.

– комм.: так пели в Устюженском районе. Пели дети под окнами домов. Хозяева выносили «ко́лобы» из картошки.  

 

Колядка

27.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– ряжеными ходили: медведь, гусь: делали клюв, его разрисовывали, надевали шубу и ползали на «карачках». Медведь: одевали тулуп, лицо как-то закрывали маской, его водил за длинную веревку «вожа́к» (наряженный мужчина). Веревка была длинная: «вожаќ» уже зашел в дом с веревкой, а медведь еще на улице. Медведь «щупал» девушек и катал их по полу, боролся с парнями. Гусь: сам человек прятался в шубу, в руках держал корягу с заостренным клювом, рисовали глаза. «Всё ходишь, а девки вижжа́т там».

– были «беседы» и «светлые вечера».

– гуся за веревку водил «вожак».

– «покойника» приносили ряженого: одевали в белое полотно, белили мелом лицо. Приносили «покойника» на носилках. Девушек заставлял целовать покойника. Вырезали из клубня картофеля зубы, которые ряженый в покойника брал в рот. Четыре человека несут на плечах носилки с покойником, и идет поп с кадилом. Поп говорил: «Аллилуйя, аллилуйя, Господи, помилуй раба Божьего (имя)». Мужчины, которые принесли покойника, заставляли девушек подходить и целовать покойника. Поп ходил с кадилом (подсвечник на трех цепочках), внутрь которого клали головешки. Чтобы лучше дымило, подкладывали торф.

– ряженые одевали на лицо марлю, чтобы люди их не узнали, а самим ряженым можно было все видеть.

– «лошадь»: два человека были лошадью, одевали «по́лог», голову на палке изготавливали. Лошадь ее водил «вожак», одевал на шею лошади «подга́рки».

 

Репортаж

28.

Об играх на беседах:

 

– игра: на скамейку спинами друг к друг садились парень и девушка. Между ними по скамейке ударяли ремнем. Если повернутся в одну сторону – целуются, если повернутся в разные стороны – не целовались.

– «ремень» вызывали. Говорили: «Тот-то то́нёт». Бросали ремень на пол, говорили такие слова. Девушка должна была вытащить парня, а парень – девушку. Если девушке парня жалко, то она поднимала ремень, если нет, то выходила и топала ногой около ремня. Девушка могла вообще не выйти, тогда «вожак» бил этим ремнем.

– если парню нравилась девушка, то он на беседе мог попросить своих друзей «вытащить» ему нужную девушку: «Иди, тебя вон Ванька ждёт». Если девушка с парнем давно гуляли, то она спокойно выходила к нему. В обратном случае сильно сопротивлялась.

 

Репортаж

29.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

– Святки проходили с Рождества до Крещения. Потом шла Масленица.

МАСЛЕНИЦА

– на Масленицу собирали веники и жгли на краях деревни в кострах. Приходили на костры старики – следили.

ИВАНОВ ДЕНЬ

– шалили: ворота пускали сильно, что их не возможно было открыть. Могли ворота завязывать, чтобы их не отрыть. Поленницы раскатывали. Привязывали к скобе двери веревку, дергали – как бы стучали. А сам человек прятался за угол. А хозяева все откликались и искали тех, кто стучал. Трубу печную на крыше закрывали стеклом.

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Чагодощенский р-н,

Первомайский с\с,

п. Смердомский

23.07.2008

 

Зап.:

Теленков И. С.

Лопатенко Н. М.

Сысоева М. А.

 

Исп: Калиничева Анна Ивановна, 1922 г.р., род. – д. Марённо Озерёвского с\с.

 

30.

О разном:

 

– раньше деревня была присоединена к разным областям, то к Вологодской, то к Ленинградской и т.д. Теперь деревня присоединена к Вологодской области.

– исп. приехала в п. Смердомский в 1959 году. Замуж вышла в своей деревне. В мужем прожила 3 месяца, потому что его забрали на войну – он не вернулся.

Репортаж

31.

О праздниках:

– в д. Марённо праздники: Спас (19 августа), Петров день «12 июля». В эти праздники приходил народ из чужих деревень. Это два самых главных праздника.

– в Петров день до обеда все работают, потом с обеда приходят  люди в гости из других деревень. «Столько найдут, что по головам ходи».

– отмечали праздник один день. Ходили по деревне с гармошкой. Девушки сцеплялись в ряды по несколько человек. Парни с гармонистом шли впереди, а следом за ними – девушки.

– плясали под гармонь. Парни с девушками парами плясали кандре́ль «Лансе́й». Обычные пляски девушки плясали отдельно от парней.

 

Репортаж

32.

Полюбила недалёко,

Видно крыша и труба.

Всей семе́юшке не надо,

Только милому люба.

 

– снач. комм.: исп. любила одного парня, но его родители не разрешали ему брать ее замуж, потому что она – бедная. Дядя исп. уговорил исп. выйти замуж за учителя – «Доченька, выходи за Бо́шина. Не будешь ломи́ть в колхозе, он всё таки гра́мотной».

– текст.

 

Частушка

33.

О похоронно-поминальном обряде:

 

– умершего в доме, пока нет гроба, клали на скамейку головой к «Боженьке». В Хвойной клали наоборот – ногами к иконам. Подушку в гроб набивали «куде́лей». На кромку гроба ставили свечку у головы покойного. Свечка сгорала.

– при выносе гроба исп. считает, что родственники выходили за гробом.

– при движении к кладбищу кидали еловые ветки. В д. Марённо ветки не кидали. Здесь лавки «перекувы́ривали», в д. Марённо – нет. В доме гроб обходят с зажженным ладаном «встречь солнца». Слов нет. Обходят три раза.

– на кладбище в могилу бросают деньги монетами – надо «место покупать». Когда гроб опущен в могилу стараются бросить гость земли. Монеты кидают в яму еще до опускания гроба. Сразу же поминают. В доме потом тоже поминание. На улице моют руки.

 

Репортаж

34.

Слёзы и го́рё в землю ушло.

А радость и весе́льё домой пошло.

 

– снач. комм.: как идут с кладбища после похорон, нужно говорить.

– текст.

 

Молитвенный приговор

35.

О праздниках:

 

– Яблочный Спас – праздник. Ходили в Ленинградскую область за пшеничной мукой. Пекли пироги из манной крупы с разными ягодами. Ходили сдавать ягоды в Новгородскую область.

– о последнем снопе исп. не слышала.

– Рождество – праздник в д. Тура́ндино (10 км). Колядки не пели.

СВЯТКИ

– «самокру́ткам» ходили – наряжались, озоровали. Одевались так, чтобы никто не узнал: «хто как сумеет».

 

Репортаж

36.

О беседах:

 

 – беседы начинались осенью, после жатвы. На беседах девушки пряли. Раньше хороший лен сдавали ,а плохую кудель пряли. Парни приходили на беседы, садились за прялки. Парни «озоровали»: девушка отойдет ненадолго, а парни на ее прялке сделают «сосулек» из ниток.

– на беседы собирались каждый день в другой избе – по очереди.

– девушки тоже озоровали: в подполье старушка чесала лен, дверь в подполье была открыта, а девушки застелили дырку половиком. Пришли на беседу парни, и один из них туда провалился. Дак старушка сказала: «Ой! Гришеньку Бог послал!» Старушка знала, что девушки дырку закрыли.

– на беседах плясали. В игры не играли.

– в СВЯТКИ ходили «самокру́тки». Ходили даже взрослые мужчины. Дети, чтобы не узнали, намазывали сажей брови. Девушки летом собирали на поле траву «молодушка», а зимой откапывали в подвале и ее листьями мазали щеки, от чего щеки становились красными.

 

Репортаж

37.

Об играх:

 

– играли в «корону́шки» на улице, «забо́рчик»: «Двое стоят, а плетень этот бежит».

– зимой катались с горы на ледянках, на санках. Так катались каждый вечер.

– бабушка шила куклы из тряпочек: голова, туловище, руки, ножки без пальцев. Корзинку вешали как «зы́бку» и качали куклу.

 

Репортаж

38.

У моёво крёстново,

Есть рубаха пёстрая.

Нечово́, что пёстрая,

Была бы шишка во́страя.

 

– текст.

 

Частушка

39.

О разном:

 

–  исп. с подружкой вместе играла в куклы, качали в корзине.

– были в деревне гармонисты.

– о пчеловодстве. Дед исп. собирал диких пчел в дуплах. Главное – нужно поймать матку («она заметная»), остальные пчелы за ней последуют. Истории из жизни, как ловят рой пчел.

 

Репортаж

40.

Об одежде:

 

– сами ткали: рубахи точаные, юбка ««краси́к»». Краску покупали для окрашивания ткани. Юбку красили в темный однотонный цвет. На подоле юбки делали белые «наши́вочки». Наверху одевали кофту. Кофты одевались поверх кофты. Манжеты были с кружевами. Воротник был откладно́й и вышитой.

– «реди́тце было не во что».

– о половиках. Исп. шила шапки-ушанки.

– исп. ходила сновать за 7 км. от деревни. Нить навивали на «порочки».

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

Конец записи

Сост. реестра: Павлова К. В.

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 > 399
319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338
339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358
359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378
379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398