Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 392 |
|
||||
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Мегринский с\с, д. Залозно 24.07.2008 |
Начало см. 391 |
Зап.: Теленков И. С. Сысоева М. А. Лопатенко Н. М. |
||
Исп: Хоничев Илья Гаврилович, 1915 г.р., зд.
|
||||
1. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– в каждой деревне собирали «сход», на котором выбирали пастуха, который будет пасти единоличных коров. – пастухи утром по-разному обходили деревню, чтобы хозяйки выпускали коров на пастбище. Один пастух обходил деревню с рожком – играл в него – знак подавал: «Готовьте к выпуску коров». У рожка еще была дудка из «берёсты». Из-за нее у рожка получался особый звук. Некоторые пастухи утром играли на гармошке – также сигнал для выпуска коров. – коровы привыкали к звуку рожка или гармони. – был «обход». Пастух жил и питался «по очереди» в каждом доме, откуда есть корова в его стаде. Сколько коров из одного дома пастух пас, столько дней он жил и питался в этом доме. – коров на дворе должен был в первый раз обходить мужчина. За поясом у него был заткнут топор. Мать отправляла исп. еще маленьким мальчиком обходить с иконой во дворе коров. Каждую весну так делали. – в Егорий обходили коров и в первый раз выпускали. Готовили яйца, пироги и икону – и обходили. – исп. не помнит, обходил ли всё стадо потом. – в Заветный праздник коров прогоняли по берегу, где стояла часовня. Поп опрыскивал коров водой. После опрыскивания коров, все люди подходили в иконе, целовали ее, а священник каждому давал в ложечке «какого-то прича́стия».
|
Репортаж |
||
2. |
О жатвенной обрядности:
– раньше приносили последний сноп в дом. Исп. не знает для чего это.
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Белокрестский с\с, д. Марьино 25.07.2008 |
|
Зап.: Теленков И. С. Сысоева М. А. Лопатенко Н. М. |
||
Исп: Кудряшова Нина Васильевна, 1926 г.р., зд. Григорьев Юрий Кузьмич, 1930 г.р., род. – д. Лешутина Гора Белокрестского с\с.
|
||||
3. |
О праздниках:
– праздники в деревне: Спас 19 августа, Воздвиже́ньё Креста Господня – заветный праздник. Спас отмечали везде, а Вздви́женье – в этой деревне. – пиво варили на праздники. – отмечали Пасху, Масленицу. – на праздники гости приходили, молодежь гуляла по деревне, собирались на мосту – плясали «Русского», «Цыганочку».
|
Репортаж |
||
4. |
О музыкальных инструментах:
– гармони: хромка (23х12 Тульская с прямыми басами – была у исп.), 25х25; немецкая «минорка». Исп. учился играть на «минорке». Также была «балаго́вка».
|
Репортаж |
||
5. |
Об играх на музыкальных инструментах:
– исп. играл «Краковяк», «Под испа́нь», военные песни, «По деревне». Под песни для девушек была «деревенская игра».
|
Репортаж |
||
6. |
О праздниках:
– по деревне шли большое количество молодежи. Гармонист в середине, парни рядом с ним, песни пели. В войну в клуб все собирались. – под игру «под драку» ходили по деревне, парни пели частушки. – в праздники была «мода» драться. Дрались в клубе, на улице. Кулаками дрались, девушки разнимали ребят. Ножи не использовали. Чужие ребята приходили с палками вересовыми (коптили, а потом вырезали ножом квадраты, фигуры разные). Мало было тростей. – в каждой кампании ребят был «вожатый». Драки возникали «из-за вина». Перед дракой пели обидные задиристые песни. – на празднике местные парни шли колонной по деревне, а навстречу колонна ребят из другой деревни. Гармонист переставал играть во время драки. – отец у исп. был задиристый, у него была кличка – Кузя горячий. Исп. сам приводил домой отца с драки из клуба. – драки в праздники прекратились после войны. Стали меньше отмечать праздники. – раньше во время праздников гостили в каждом доме, ходили из дома в дома – это взрослые делали. Молодежь собиралась вечером. – два дня отмечали праздники. Родня приходила.
|
Репортаж |
||
7. |
О календарных обрядах и праздниках:
МАСЛЕНИЦА – Масленицу раньше отмечали с четверга – приглашали зятя в гости. В воскресение кончали праздновать. – чучело на Масленицу не жгли в д. Лешутина Гора. В д. Марино исп. помнит, что после войны жгли чучело на льду. Раньше чучело не жгли. – кататься на лошадях начали в советское время в Сазоново – «Проводы русской зимы».
|
Репортаж |
||
8. |
О ремеслах:
– на Смердомле зимой в какой-то день была ярмарка. Там покупали прялки, кадки, ложки деревянные, лапти из бересты. Липовых лаптей не плели раньше, в войну липовые лапти плели. «Ступни» еще делали берестяные – отец исп-цы плел. Лапти были тупоносые. У «ступней» голени́ще повыше, а у лаптей были «обо́ры». – корзины плели в каждом доме из сосны. Плели зимой. – валенки подшивали. В Пи́льно были катова́лы, которые делали валенки. Валенки были черные, серые, белые. В деревне не было мастеров. – глиняную посуду привозили на лошадях в Устюженского района. Посуда была красного цвета. Верх красили чем-то. Возили молочные кринки, горшки большие. – пиво варили в горшках глиняных. На праздники вари пиво.
|
Репортаж |
||
9. |
О рекрутском обряде:
– парней в армию провожали на лошадях с гармошкой. – устраивали прощальный вечер, а на следующий день – в военкомат. – парни, как получают повестку, все время гуляют.
– их называли призывники, йрмонью, – в д. Лешутина Гора было мало ребят плясунов. Плясали по двое.
|
Репортаж |
||
10. |
Об обучении игры на музыкальных инструментах:
– исп. умел играть на гармони еще до 1-го класса. – учился играть в бане, потому что старший брат не давал гармонь. – играл «под песни», «под пляску». – исп. хорошо играл. – исп. записей своей игры не делал.
|
Репортаж |
||
11. |
О пастушеском и скотоводческом обряде:
– в Его́рей был «обход» скота. Жители нанимали пастуха, который обходил все стадо коров. Он обходил с фонарем и решетом. Охотник при этом стрелял в воздух, как только пастух обходил вокруг стада целый круг – и так каждый следующий круг. – пастух обходил стадо «встречь солнца». – у пастуха в решете были яйца и пирог, которые приносили хозяева. – также каждая хозяйка приносили пирог «мо́леник», которым угощала каждую хозяйку на пастбище после обхода стада пастухом. Пастуху отдавали по полпирога, яйца – складывали в корзину. – у пастуха при обходе был фонарь – «чтобы скоти́нинку спасать». – у пастуха был «обход», который он читал во время обхода. В решете нес пирог, яйца, икону. – во дворе в каждом доме перед общим обходом также делали обход. Обходили своих коров 3 раза. Хозяин с хозяйкой обходили дома коров. Хозяин за пояс затыкал топор, а после топор втыкали в дверь, где были веточка вербы и вереса. Слов исп. не говорил, но что-то говорили.
|
Репортаж |
||
12. |
Коровушка в по́лё, а следок на двор.
– текст. – комм.: эти слова исп. произносила, когда «голико́м» (веник) запахивала следы, оставленные коровой во время ухода со двора на пастбище. – повтор текста. – комм.: мели на двор. Корова только прошла, а хозяйка сразу же заметает оставленные ею следы. – повтор текста.
|
Приговор на выпуск коровы со двора |
||
13. |
О пастушеском и скотоводческом обряде:
– у пастуха был кнут, которым он собирал коров. – пастухи были разные: кто-то умел пасти до самого вечера, а у кого-то сразу разбегались по домам. – когда новую скотину запускали во двор, то расстилали на земле ремень, чтобы корова, заходя на двор, его перешагнула. Хозяйка при этом что-то приговаривала.
|
Репортаж |
||
14. |
Дворовой хозяин, дворовая хозяюшка. Примите мою коровушку и дайте ей до́брово здоровья.
– текст. – комм.: так говорили, когда приводили любую скотину на двор: поросят, например. Ремень после прихода скотины оставляли на дворе.
|
Приговор на новую скотину |
||
15. |
О праздниках:
– на Троицу ходили на кладбище. Большого гуляния не было. – на Троицу около домов ставили березки – перед фасадом. Рубили небольшие березки и втыкали перед фасадом домов. Также везде в доме ставили веточки. – на кладбище брали пирог, веточки березы. Веточки «торкали». Раньше расстилали полотенце на могиле и накладывали еду. Пироги рыбные делали. В Республике Коми запекали в пироге рыбу с головами. Здесь – целые, но без головы.
|
Репортаж |
||
16. |
О беседах:
– «беседы» устраивали. Каждый вечер устраивали в домах «по очереди». – девушки на «беседах» пряли. Приходили парни. – плясали «Русского». – в клубе плясали «Лансе́й», Кадриль.
|
Репортаж |
||
17. |
Об играх:
– «Лапта», «Рюхаго́нка» - типа «городков». – «Лапта» – мячик били палками. – девочки шили кукол из тряпок. Делали руки, ноги. Кукол-мальчиков не делали. – отцы делали детям на улице домики маленькие для детей.
|
Репортаж |
||
18. |
О свадьбе:
– исп.-цу сосватали без ее согласия за соседа, а любимый парень в это время уехал учиться. Исп. на свадьбе хотела сбежать. – в первый день свадьбы гуляли в доме невесты – была родня жениха. А на второй день – в доме жениха отмечала родня невесты. – «сорок дней не отказу, не приказу». Исп. вышла замуж в 1947 году.
|
Репортаж |
||
19. |
Об одежде:
– раньше ткали половики, полотенца. Родители носили домотканую одежду. У мужчин были портки. Полотно само называли «то́ча». – белили полотно на снегу или «бу́чили» золой. – в войну ходили пешком в Чагоду за тканью. Были большие очереди на ткань.
|
Репортаж |
||
20. |
О полевых работах:
– во время пахоты женщины пели частушки, длинные песни. Раздавалось по всему полю. – в основном пахали девушки молодые 18 лет-20 лет.
|
Репортаж |
||
21. |
О календарных обрядах и праздниках:
– девушек раньше старались дочерей выдать в срок 20 лет. – парней, которые долго не женились, называли их «бобыли́». СВЯТКИ – в Святки «вы́рядками» ходили по «беседам». – было две «беседы»: «маленькая беседа» и «большая беседа». – «вы́рядки» ходили по домам в Старый Новый год. – на «маленькую беседу» ходили молоденькие девочки. А на «большую» ходили «невесты» 17-18 лет. – «вы́рядки» на «беседе» плясали и потом уходили. Лицо у них были завешаны марлей, чтобы не узнал их никто. В зверей не одевались. Просто переодевались: женщина мужиком, парень – девушкой. Они просто приходили и плясали. Им ничего не давали. – Колядой здесь не ходили.. ПАСХА – маленькие дети в Пасху бегали по домам «сто́сатьсе»: бились яйцами, собирали. Яйца исп.-ли не катали. А родители еще катали по лотку. Кто больше накатает, тот выигрывал.
|
Репортаж |
||
22. |
Дождик, лей, лей, лей На меня и на людей.
– снач. комм.: когда дождь пойдет. – текст. – комм.: нужно громко кричать. – повтор текста.
|
Закличка на дождь |
||
23. |
Райдуга, Не давай дождя, Дай солнышка, Упеко́лнышка.
– текст. – повтор текста (интонированный).
|
Закличка на радугу |
||
24. |
Дождик, дождик, перестань, Я поеду в Ерестань,
Богу моли́тцы,
– текст (интонированный). – комм.: тожо приговаривали.
|
Закличка на дождь |
||
25. |
Домовой хозяин, домовая хозяюшка, ваши детушки. Примите нас пожить. Дайте до́брово здоровья.
– снач. комм.: когда заходили в новый дом. – текст. – комм.: так же говорят, как и новую скотину на двор заводят. Первой в новый дом запускают кошку. Нужно обязательно остаться на ночь в новом доме.
|
Приговор на новоселье |
||
26. |
Благослови, Христос.
– текст. – комм.: говорят, когда из бани выходят.
|
Приговор в бане |
||
27. |
Заами́нь, Господи, окна и двери, потолок и трубы. Все ангелы по углам, Пресвятая Богородица над нам.
– снач. комм.: мать научила исп.-цу. Перед сном нужно говорить. – текст. – комм.: нужно сказать 3 раза.
|
Молитва перед сном |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Белокрестский с\с, д. Еро́хово 25.07.2008 |
|
Зап.: Теленков И. С. Сысоева М. А. Лопатенко Н. М. |
||
Исп: Максимов Николай Петрович, 1932 г.р., зд. Максимова Анна Елизаровна, 1930 г.р., род. – д. Бельское Наумовского с\с.
|
||||
28. |
О праздниках:
– праздники в деревне: Покров (14 октября), Пасха, Рождество, Старый Новый год, Иванов день (7 июля). – собирались по домам в праздники. Ходили из одних гостей в другие. Не в каждой деревне отмечали Иванов день. – на Крестах (Белые Кресты – прим. Павлова К. В.) отмечали деревенский праздник Покров. – Покров – деревенский праздник. Деревней всей гуляли. В гостях сидели. По деревне гуляли, частушки пели под гармошку, плясали.
|
Репортаж |
||
29. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – рядилоись, пугали друг друга, под окошком слушали – кому чего послышится. Рядились лошадью (морду специально делали из соломы), цыган ходил с кнутом за лошадью. Они ходили по «светлым вечерам» (беседы молодежи в доме – прим. Павлова К. В.). – в Святки гадали: На Рождество и Крещение слушали, кому какой жених послышится. Также гадали на зеркалах и под окном.
|
Репортаж |
||
30. |
Суженый, ряженый. Приходи ночевать.
– снач. комм.: ставили на стол зеркало и говорили слова. – текст. Суженый, ряженый, покажись мне. – текст. – комм.: гадать нужно в темноте и одиночестве. По окончании гадания «зачуркиваются».
|
Приговор при гадании |
||
31. |
О календарных обрядах и праздниках:
МАСЛЕНИЦА – масленая неделя идет одну неделю. Пекут блины, оладьи. – катаются на лошадях на санях. Украшали сани лентами. Лошади на шею вешали «подга́рки» – маленькие колокольчики и один большой колокольчик – «шаркуно́к». Колокольчики вешали на дугу. – жгли чучело – спорная информации. – по родственникам ходили. РОЖДЕСТВО – ребята небольшие ходили по домам, им давали угощение.
|
Репортаж |
||
32. |
Каледа, Каледа, Накануне Рожества, Кто даст пирога, Тому двор живота. Кто не даст пирога, У тово́ корову со двора.
– текст. – комм.: ходили с колядками дети.
|
Колядка |
||
33. |
О календарных обрядах и праздниках:
РОЖДЕСТВО – пели колядки уже в доме. За это хозяева детям давали пироги, блины. ПАСХА – дети бегали по домам за яйцами. РОЖДЕСТВО – пели дети 9-12 лет. Ходили вечером «Каледу петь». Ходят в канун Рождества – 6 января. – взрослы люди ходили в церковь на службу. Раньше ходили в лаптях, дак люди приходили в церковь и снимали уличную обувь, а одевали красивые сапоги. Священник причащал во время службы. Раньше дети не ходили в церковь – «тогда меньше понятия было». Служба была ночная – «всю ночь стоят».
|
Репортаж |
||
Продолжение см. 393
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |