Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 387 |
|
||||
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Мегринский с/с., д. Серёдка 20.07.2008 |
Начало см. 386 |
Зап.: Теленков И. С. Лопатенко Н. М. Соловьёва А. |
||
Исп: Аккуратный Петр Петрович, 1922 г. р., зд. Помогает дочь.
|
||||
1. |
О мастерах:
– корзины плели из сосны. Исп. плел много корзин раньше. Плели кузова – траву, мякину носили. В лес ходили с небольшими корзинами.
|
Репортаж |
||
2. |
О семье:
– дети раньше играли немного. – исп. закончил школу в 1937 году. Стал работать на лошади – ездил под Пустынь. 66 лет отработал. – семья у исп. была небольшая – всего 5 человек. В д. Львов Двор, например, была семья 31 человек. Женщины обряжались со скотиной, затем отправляли мужчин на работу – кормили их вторыми. Школьников-детей кормили последнюю очередь. – у хозяина за столом всегда было одно и то же место.
|
Репортаж |
||
3. |
О мастерах:
– был печник в деревне. Клал русские печи. – исп. сам сапожником был. Кожу выделывали самостоятельно. Каблуки делали из плохой кожи. «Казённые» сапоги были со скрипом. Было три номера: детские, мужские, женские. Исп. шил сапоги из овчины. Шили на руках. Валенки ремонтировал. – в краю деревни был мастер – катал валенки. В д. Львов Двор было 2 мастера валенок. Делали серые валенки. – сапоги шили «поднаряд», «подхрестье».
|
Репортаж |
||
4. |
О музыкальных инструментах:
– балалайка у исп. раньше была 4-хструнная.
|
Репортаж |
||
5. |
Настройка балалайки
– проба. – была игра «под пляску». В деревне было два игрока.
|
Настройка балалайки |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Мегринский с/с., д. Серёдка 20.07.2008 |
|
Зап.: Теленков И. С. Лопатенко Н. М. Соловьёва А. |
||
Исп: Богданова Евдокия Ивановна, 1926 г.р., род. – д. Бобынино. Евстигнеева Екатерина Петровна, 1942 г.р., зд. Евстигнеев Николай Алексеевич, 1941 г.р., род. – д. Липовец.
|
||||
6. |
О праздниках:
– Спас яблочный в августе отмечали, Егорей зимний и летний, Пасха, Троица. Это праздники по всем деревням. – в д. Середка деревенские праздники – Спас яблочный 19 августа и Михайлов день 21 ноября. – в д. Низ также отмечали Спас. «Успенья́» (28 августа) - д. Осипо́во. – Иванов день 11 сентября, Александров день 12 сентября. – все праздники отмечали. Иванов день праздновали в д. Гера́симово. Александров день – в д. Заозе́рье. – в какой деревне праздник, туда со всех близлежащих деревень собирался народ на гуляние. Родня приходила. Собиралось много молодёжи. Раньше «только гармошки трещали». Почти в каждом доме был гармонист. Родственники собирались в домах за столами.
|
Репортаж |
||
7. |
О плясках:
– молодежь под гармонь плясала «Русского», «Цыганочку», «Частушки», «Семёновну». – плясали «на пару», «в четверо», «в восемь» человек. – пляска на 8 человек называлась «Лансе́й», на 4 человек – «Маленькая». Это плясали парни и девушки парами.
|
Репортаж |
||
8. |
О музыкальных инструментах:
– были гармони «Хромка», «Вятка», «Балаго́вка». – «Мино́рок» не было.
|
Репортаж |
||
9. |
О праздниках:
– молодежь гуляла по деревне: гармонист шел впереди с ребятами, а девушки шли сзади с песнями. Ребята также пели. «Ребята свои песни пели, а девчонки – свои». Пели по очереди, не перебивали друг друга. Игра для ребят и для девушек была разная: «гармонь одна, а играют по-разному, не играли одинаково». Девушки ходили рядами, взявшись под руки. Парни также в ряд ходили. Гармонист шел вместе с ребятами в середине ряда. – во время проходки по деревне в этой местности никто вперед гармониста не выходил плясать и петь частушку. Это было где-то на востоке области – возможно в Бабушкинском районе. – по деревне ходили в сам праздник днем. Праздник отмечали два дня, могли и больше. В первый день работали, а начинали гулять вечером, второй день праздника уже не работали.
|
Репортаж |
||
10. |
О беседах:
– зимой были «беседы» – молодежь собиралась по домам по очереди. Девушки вязали, вышивали, пряли. Вот сколько есть девушек в деревне, во столько домов по очереди и ходили «по беседам». Ребята с гармошкой приходили на беседы. Начинались пляски. – беседы начинались, когда была окончена вся работа в поле. Собирались по вечерам. Начинали собираться с 7 вечера и сидели до 12 часов ночи. – было две беседы: «маленькая и большая». На «маленькую» беседу ходили девчонки 15-16 лет. Девушки 18-20 лет собирались на другую беседу. Детей младше «не спуска́ли» на беседы. Родители ходили на беседы смотреть: «придут, стоят и слушают». Родители не учили и не ругали. – на беседах играли.
|
Репортаж |
||
11. |
Об играх:
– на беседах играли. Ставили «посередь пола» скамейку, сажали на нее парня и девушку спиной друг к другу. «Взгля́нут» в одну сторону, заставляли целоваться. Посередине скамейки ударяли ремнем, если парень и девушка поворачивали голову в одну сторону, то они должны были поцеловаться. Если в разные, то один оставался, а на другое место садился другой. – «столо́б горит». Парня ставили к «косяку», он говорил, какую девушку к нему нужно привести – «то́жо целова́тце на́ды». Другой человек подводил ее. «Девки не шли целова́тце-то» - дак с ремнем водили. Парень стоял у косяка, у двери. Одни девушки сопротивлялись, дак их «ре́мнем отхво́щут, а другая с добра́ идёт». Девушка целовала парня, парень уходил, а девушка оставалась у косяка. Она уже вызывала другого парня, «како́во ей на́ды». Игра называлась «столо́б горит». Когда парень вставал у двери, то говорили: «Столо́б горит», и игра начиналась.
|
Репортаж |
||
12. |
О беседах:
– на беседах играли, плясали. Парень брал на пляску ту девушку, которая ему нравится. – было такое, что одних девушек всегда брали в игры и пляски, а других очень редко или вообще не брали. Больше в пляску брали тех девушек, которые знали много «песен» (частушек – прим. Павлова К. В.). – на беседы приходили из других деревень. Например, в д. Бобынино на беседу приходила молодежь из д. Осипово.
|
Репортаж |
||
13. |
О драках:
– на беседах не дрались. Трезвые не дрались. «Большинство-то» дрались на праздниках. – дрались из-за девушек, «чево́ присни́тца ребятам». Дрались «деревня на деревню». – в драках использовали жерди, палки, поленья, камни. Под драку была особая игра «под драку». Ножей мало использовали. На Спас приходили даже из д. Мегрино. После драки мирились, «не старались, чтоб в большое ко́локоло, а то ведь потом на суд пота́щат».
|
Репортаж |
||
14. |
О календарных обрядах и праздниках:
МАСЛЕНИЦА – катались на лошадях. Лошадь украшали: на шею лошади надевали ремень в шаркунка́ми (маленькие колокильчики), а на дугу вешали колокол. Маленькие колокольчики еще называли «подга́рки». «Шлею́» одевали – «вся с блёстках». Ездили по деревням в гости к родственникам. Ездили и взрослые, и молодёжь. Ездили в санях. – в Масленицу молодых первого года замужества катали на лошадях. Раньше почти у каждого была своя тройка лошадей. Были и разные повозки: сани, тарантасы, дроги. – в гости ездили друг к другу. К теще ездили на блины. – костер в Масленицу не жгли.
ПАСХА – яйца красили луковой шелухой и листьями от веника. От шелухи яйца будут красные, а от листьев – желто-зеленые. – девушки с ребятами менялись яйцами. – на качелях, которые ставили в гумнах, катались. Веревку перекидывали через балку, по краям доски ее заматывали – и катались. Также ставили качели на жальниках. Продолжали качаться и летом – «всё время там, в жальниках-то, и были». – когда девушки катались одни, без ребят, то пели «Христос воскресе».
|
Репортаж |
||
15. |
Христос воскресе, Смертию смерть поправ, И суши во гробе живот даровав. – снач. комм.: пели раньше.
– текст. – комм.: «а на голос, как сумеешь спеть. Даже под гармонь пели. Пели только в Пасху. Так можно петь почти до Троицы – до Вознесения, потому что «Христос воскресе, улетит».
|
Пасхальный тропарь |
||
16. |
О календарных обрядах и праздниках:
ВОЗНЕСЕНИЕ – Христос улетает в Вознесенье (бывает всегда в четверг). Религиозный праздник. РАДОНИЦА – Радоница после Пасхи через неделю во вторник (на 9-й день после Пасхи – прим. Павлова К. В.). Ходят на кладбище – поминают. Кутью готовили (из пшеницы варили), варили яйца. На могилку клали или на стол – это клали специально для птиц. «Тю́тьки съедят». ТРОИЦА – обязательно ходили на кладбище. Ходили в субботу перед Троицей. «В субботу лучше, чем в воскресенье» - закон. – ходили за березками в лес, «нато́ркаем» в окна, в двери. Перед домом ставили березки небольшие, если около дома не растет. Выкапывали ямку и срубленную березку туда ставили. Так березки стояли до тех пор, пока не засохнут. Когда засыхала, то их вытаскивали и сжигали на улице в костре. – на Троицу красили яйца. Угощали друг друга, на кладбище носили. Яйца оставляли на могилы. Пекли сдобное тесто – пироги, «рогу́шки» с творогом, картошкой. На кладбище «можно любой пирог сне́сть». Раньше на могилах вино не пили – «не поло́жено». Поминали едой, которую принесли. – утром ходили на кладбище. В гости ходили. Кладбище было в д. Мегрино. – березки не украшали. – в субботу перед Троицей ходили за березками. До Троицы нельзя было веники рвать. В баню ломали веники свежие. Также домой веники ломали – подметать. ВОЗНЕСЕНИЕ – Христос 40 дней или 50 после Пасхи ходит по миру. А в Вознесение «по рогу́шкам» улетает на небо. Пекли небольшие «рогушечки» с картошкой и с творогом. Края теста защипывают, чтобы начинка не упала. По этим «рогушкам» Христос улетает. Раньше «рогушки» пекли и в обычные дни. ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ – исп. не помнят, чтобы за вересом ходили в этот день. – обрезали хвосты коровам, обрезы клали над дверью в хлеву. В колхозе хвосты обрезанные выбрасывали в навоз. Обрезали для того, чтобы в лесу, когда коровы там пасутся, ни за чего не зацеплялись. ПОКРОВ – коров закармливали в Покров.
|
Репортаж |
||
17. |
Как я молчу, так и ты, коровушка, весь год молчи, всю зиму. – снач. комм.: закармливали корову в Покров, давали хлеба и говорили:
– текст. – комм.: так делали, чтобы корова не мычала, сытая была. Делали в Покров 14 октября.
|
Приговор на закармливание |
||
18. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– до Покрова коров пасли. Начинали выпас 6 мая в Егорей. ЕГОРИЙ – 1-й ОБХОД – в Егорей делали обход в поле. – Егорей есть вёшний 6 мая и зимний 9 декабря. Вёшний Егорей – «праздник для коров». – есть икона в честь этого праздника. С этой иконой и с «обходом» пастух обходит стадо. Также брали хлеб и яйца. Мужики стреляли из ружья, чтобы оградить стадо от зверей. – сначала каждый обходит свой скот дома. Хозяин обходит с топором, яйцами и иконой с хлебом. Хлеб с солью и яйцами в чашке, икона в другой руке, а за поясом топор. Обходили во дворе весь скот. Здесь хозяин тоже что-то читает, как и пастух на поле при обходе – возможно небольшая молитва. Обходить нужно «встречь» солнца 3 раза. После обхода хозяин каждой скотинке дает кусок хлеба с солью. Яйца домой уносили: «Кто обходил, пусть он поест». Топор втыкал в доловой косяк в двери во дворе (нет разницы в какой: правый или левый). Топор там находится до Покрова. – после домашнего обхода скот выпускали на улицу с вербушками. Клали в блюдо хлеб, яйца и гнали в большое стадо для общего обхода. – пастуху отдавали всю еду, что приносили (хлеб, яйца). У пастуха также есть топор, икона, хлеб и яйца. ИЛЬЯ – 2-й ОБХОД – У пастуха должно быть два «обхода». До Ильи – один, после Ильи – другой. Илья – 2 августа. В этот праздник пастух обходил скот в лесу без народа. Там пастух меняет «обход». ОБХОД – «обход» – специальная молитва, которую пастух либо помнит наизусть, либо читает по бумажке. «У каждого пастуха свой обход». Пастухи, видимо, передавали «обход» друг другу. – «обход» нужен: так если пастух крикнет, то все коровы его услышат и придут к нему. – выпас коров был в лесу. Пастух сидел на одном месте, а коровы паслись по всему лесу. Вечером, когда нужно гнать стадо в деревню, пастух начинал кричать: «Домой! Домой!», и коровы собирались на его крик. – без «обхода» ни одну корову домой не пригонишь. Без «обхода» коровы не слушаются пастуха. – после того как все стадо пастух обойдет, хозяева выбрасывали вербушки (которыми пригнали своих коров на общий «обход») в реку. Пастуху отдавали хлеб и яйца. У него набиралось много еды. «Сколько скажет, столько и давали». – стреляли из ружей, чтобы «звери боялись». Пастух обходил стадо, а мужчины стреляли из ружей в небо – «одним порохом заряжали». – с пастухом хозяева сразу оговаривали цену: деньги или продукты и сколько по сумме и количеству. – пастух ходил по домам «по дням»: по очереди в каждом доме его утром кормили завтраком, на обед ему с собой давали еды (молоко, яйца и т.п.), а вечером он после выпаса приходил на ужин. Ночевал пастух у себя дома. ЗАПРЕТЫ – для пастухов были запреты. Например, был такой «обход», что пастуху нельзя «резать скотину» – помогать резать поросенка и т.д. «У каждого свой обход», в каждом обходе написаны свои условия. В одном, может быть, написано, что нельзя брать в лесу ягоды и грибы. – если «обход» нарушит пастух, то «со скотом может быть что-то не ладное»: «может зверь подерёт». – рассказ из жизни: несколько коров из стада зашли в реку напиться воды, к ним пришел медведь и ходил между ними. Пастух ничего не делал: не кричал и не двигался. И медведь коров не тронул – «обход действует». Если бы пастух крикнул или еще что-нибудь сделал, то медведь какую-нибудь корову задрал. ПОКРОВ – ЗАКАРМЛИВАНИЕ – раньше коров летом после выпаса дома сеном или травой не кормили. А в Покров утром давали сено, хлеб с солью – закармливали.
|
Репортаж |
||
19. |
О календарных обрядах и праздниках:
– к Покрову в дом приносили сноп (ржаной, пшеничный или житный) и ставили в угол. Исп. так видела в детстве «у стариков». – стоял, чтобы зима была сытная. Наверно, всю зиму стоял. – этот обряд был еще до колхозного времени. – в колхозное время к Покрову был праздник, назывался «Октябрьская» (название получил в колхозное время). К Покрову заканчивалась уборка зерна с поля.
|
Репортаж |
||
20. |
О домовых:
– у дома есть хозяин. Его нужно всегда просить. Например, во двор приводишь новую скотину, нужно с приговором к хозяину обратиться, чтобы он разрешил. С собой брали хлеб с солью и медные монеты. – в новый дом без разрешения хозяина нельзя переходить. Иначе он будет вредить.
|
Репортаж |
||
21. |
Пожалуйста, сохрани, благослови мою скотинушку. А я тебя благословляю хлебом-солью и золотою монетою. Хлеб-соль тебе на закуску, золотая монета – во все четыре угла.
– текст. – комм.: монеты нужно раскидать по углам в хлеву. Встать спиной к углу и через спину бросить монетку. Нужно бросить 4 монеты.
|
Приговор на новую скотину |
||
22. |
[Дворовой хозяин] батюшка, дворовая хозяйка матушка со своими малыми детушками, сыновьями и дочерьми. А я, раба Божья … (имя), прошу платить и кла́нятце, из чести избавитца. Благослови меня скотом и животом матушкой коровкой, матушкой лошадушкой, матушкой овечкой, матушкой поросёночком, матушкой телёночком. А я вас благословляю хлебом с солью, золотою казною. Хлеб соль вам на закуску, золотая казна – во все четыре угла. Во веки веков. Аминь.
– текст. – комм.: нужно прочитать 3 раза. Исп. дали этот текст, когда переделывали хлев.
|
Приговор на новую скотину |
||
23. |
Об обрядах, связанных с новосельем:
– текст особый нужно читать, когда переходишь в новый дом – просить у хозяина-домового, чтобы все члены семьи «были живы, здоровы». Также нужно взять хлеб в красной тряпочке куда-то положить, монетки бросить (не понятно, в каком именно месте и куда нужно бросить – прим. Павлова К. В.). – при заходе в новый дом, нужно вперед себя в дом запустить кошку. «Кошка – хозяйка». При переезде (не зависимо от того, новостроенный дом или нет) нужно взять с собой хозяина из прежнего дома в новый.
|
Репортаж |
||
24. |
Хозяин с хозяюшкой. Я переезжаю на другое место. Пойдёмте вы с нам.
– текст. – комм.: сказать так и хозяин пойдет в новый дом.
|
Приговор на новоселье |
||
25. |
Об обрядах, связанных с новосельем:
– если хозяина не позвать, то на новом месте либо все удачно сложится без хозяина, либо не удачно. – при переезде в новый дом с хозяином нужно и в новом доме попроситься. В доме, куда переезжаешь, нет хозяина. Его нужно привезти со старого места. У своего же хозяина, перенесенного со старого места, нужно в новом доме попроситься на житье.
|
Репортаж |
||
26. |
Хозяин и хозяюшка, и малые детушки, спасибо вам на ба́енки. Тебе, ба́енка, на стоя́ньё, а нам на до́броё здоровьё.
– снач. комм.: в бане тоже есть такие же хозяева, как и в обычном доме. Как вымоешься, нужно говорить. – текст. – комм.: говорят, когда из бани выходят.
|
Приговор в бане |
||
27. |
О домовых:
– вечером в субботу в бане нельзя выливать воду, чтобы хозяину можно было помыться. – хозяин бани моется в субботу в 12 часов ночи после того, как все члены семьи вымоются. – «видеть не должен никто хозяина нигде, нигде». – «Как себя ведёшь, так и хозяин будет себя вести». «Надо к нему хорошо, дак и он к тебе хорошо». Хозяин – божественный. «Это всё связано». |
Репортаж
|
||
Продолжение см. 388
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |