Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
АФ 389 |
|
||||
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Мегринский с\с. д. Низ. 22.07.2008 |
Начало см. 388 |
Зап.: Теленков И. С. Лопатенко Н. М. |
||
Исп: Денисов Анатолий Семенович, 1932 г.р., зд.
|
||||
1. |
О драках:
– трости использовали в драках. Прутья были железные длиной около 1 метра или деревянные (вересовые). В основном носили «для форса». Оставляли на трости сучок – делали ручку. Также делали из ивы: кора хорошо отдирается – по спирали снимали кору. – драка начиналась «по одно́му», а кончалась общей дракой – «арте́льно». – девушки старались разнять. – драку начинали командиры команд. – гармонист обязательно ходил с ребятами на драку. Он играл «Русского» только «с азартом». Во время драки могли ударить по гармони. Пели задиристые частушки. Это было до войны.
|
Репортаж |
||
2. |
О плясках:
– «Лансе́й», «Маленькая» плясали парами. – «Русского» по одному плясали девушки и парни. «Кто мастера, плясали здорово». – после войны больше стали переходить от плясок к танцам.
|
Репортаж |
||
3. |
О беседах:
– вечерами собирались на «бесе́ды». «Беседы» начинались осенью, а заканчивались весной, «когда день длинный стано́витце». – девушки ходили с прялками, другие вязали. Приходили парни играли в карты, плясали с девушками, как гармонист приходил.
|
Репортаж |
||
4. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – в Святки в январе «бу́кам ходили» – переодевались. Мужчины переодевались в «медведя», женщины в других переодевались. Так приходили на «беседу»: «тут и смех и хохот». Шубу выворачивали на изнанку. «Медведь» ползком передвигался по дому, где была «беседа». «Медведь раз девчонку и под себя». – «буками» ходили в Рождество 7 января. Они закрывали лицо, плясали. А потом открывались – «и так знают, кто тут кто». Приходили в дом, молча, потом «кто мог менять голос – меняли, кто не мог – так просто говорили». – одевались «лошадью»: одевали «по́лог» на двоих человек. Морду заранее делали из тряпок, форму делали. А сверху сидел цыган, хвост приделывали. – «покойником» не приходили. – старики пугали: рассказывали, что на озере ходили девушки гадать и им привиделись черти, пышущие огнем изо рта. Также говорили, что нужно идти гадать «на кресты»: загадывать на жизнь, на замужество. Нужно себя обчертить – «по́лё очерчивают». Так делали девчонки. – молодежь в Святки не шалили: труб не закрывали. МАСЛЕНИЦА – на лошадях катались. В основном молодежь. – костер не жгли.
|
Репортаж |
||
5. |
О пастушеской и скотоводческой обрядности:
– в Егорей обходят стадо коров, «чтобы они «ходили арте́льно». Нанимали пастуха. Пастух обходил коров. – потом делали выстрел из ружья – «чтоб в стадо никакой зверь не приходил». – пастух обходил стадо 3 раза «встречь солнца». Он брал с собой на тарелке пирог, яйца и икону. – в первую очередь утром в Егорей каждый на своем дворе обходил корову. Тоже самое брали с собой: пирог, яйца, икона. Обходили весь домашний скот, чтобы они «жили дружно». Должен обходить хозяин. Исп. сам обходил. За пояс затыкали топор, лозинка. Также обходить по кругу «встречь солнца». Часть пирога скармливали скоту, остальное уносили домой. Топор после обхода «то́ркаетце» перед дверью в стену вдоль дерева в бревно. – топор находится так неделю, потом его вытаскивают, потому что «работать надо». – пасли скот «как природа позволяла». В основном пасли до Покрова 14 октября. Могли пасти и весь октябрь, если было тепло. – в Покров скот «закармливали»: давали сена, «пойку». – пастуха нанимали пасти коров. Нанимали пастуха и из своей деревни, и из чужой. Нанимается в апреле – «составляет соглашения»: сколько каждый хозяин ему будет платить. Пастух ходил «по дням» – жил в домах хозяев коров по очереди. «Сево́дня у меня, допустим, завтра у тебя». Он питался (завтрак, обед, ужин) и ночевал. На обед ему готовили с собой на пастбище еду. – у пастуха была дудка – вырезана из ивы, например. Сердцевину выкручивали, вырезали отверстия, делали язычок, который в рот. Пастух дует в трубочку, зажав язычок, а пальцами по отверстиям «руководит». На дудочку делали рожок из бересты. Загибали бересту и прямо, и кверху. Отверстий было 3. «Он пальцам потом выигрывает». – пастух играет в дудочку утром – чтобы коров выпускали на пастбище. А вечером собирает коров на пастбище, чтобы гнать стадо в деревню. Коровы запоминают голос пастуха и дудочки и легко на него собираются. – многое зависит от «обхода», который есть у пастуха. Это связано «с молитвой по-церковному» – у каждого может разное. – когда исп. дома обходил скот, то его мать читала молитву, а он обходил. – были какие-то запреты, чего нельзя было делать пастухам: «у каждого пастуха свой обход» и каждый должен был что-то особенно делать или не делать. Говорили, что был такой «обход», что пастуху нужно было сделать так, чтобы одну корову из стада утащил зверь – и тогда весь сезон выпаса пройдет хорошо. – пастухи приходили сразу с «обходом». Где они брали его, исп. не знает – может, в церкви их давали. – не было такого, чтобы пасли без «обхода», «даже колхозных». Без обхода коровы могут «разброди́тце», а с «обходом» они «дружно все». – «Без обхода не опасти́ коров, они ведь все разбреду́тца». Раньше в полях не пасли, пасли по лесу и на пожнях за 5-6 км от деревни. На полях пасли только осенью, когда уберут урожай.
|
Репортаж |
||
6. |
О трудовых обрядах:
МОЛОТЬБА – молотили снопы на гумне. Раскладывали снопы: где солома – отдельно, а где колос – вместе. Вставали 4 человека, по двое с каждой стороны. Били «приузя́м» так, чтобы получалось в такт. Ритм получался «как выплясывает». Если кто-то сбивается, то переставали бить все, и начинали заново. – снопы сушили на «ри́ге». Снопы потом скидывали на гумно, где обмолачивали, затем снова уносили на «ри́гу». – «ри́гу» топили, там находились «колосняки́», на которые устанавливали снопы. ПАХОТА – чтобы пахать в поле на лошади, нужно за ней сходить на двор, поймать ее и во время прийти с ней в поле. Лошадь нужно было в перерыв накормить сеном и напоить. – коровам «в то вре́мё хоро́шево сена не доставалось». Хорошим сеном кормили телят, овец и лошадей, а коровам – «что осталось». СЕНОКОС – во время сенокоса жилив «стану́». Жили с понедельника по субботу. Звенья были по 10-12 человек. Посередине «ста́на» было «огневи́ще», на ночь оставляли дым, чтобы отпугивать комаров, а по бокам спали люди. – брали на сенокос гармонь. Когда косили, было время, чтобы немного отдохнуть. А когда гребли, то свободного времени вообще не было. «Гребли раньше, пока роса не нападёт». Потом наметывали стога и огораживали их от коров. СПЛАВ – по р. Внина́ был сплав до 1961 года. – в устье Внины, где она впадает в Чагодощу, «плоти́ли» и гнали лес в Ле́нтьево. На р. Чагодоща много «рё́лок» (островов), на которые часто натыкались плоты с лесом. На плотах было несколько человек: одни следили впереди, другие посередине, а третьи в конце плота. Сплав леса в зависимости от скорости течения реки назывался «го́нка». Гнали лес от Чагоды до Лентьева 2-3 суток. – чтобы остановиться на привал, нужно было человеку (который был сзади плота) соскочить на берег и с помощью «сохи́» (длинный кол в 2 метра, один конец заострен) и привязанной к ее середине веревке остановить весь плот – причалить его к берегу. Веревку приматывали к «мертвяка́м» (три бревна, соединенные вместе), чтобы плот не уплыл. Одна веревка держала всю «гонку». В конце «гонки» на последнем плоту была «кашева́рня», которая плыла отдельно от «гонки». Этот плот делали только, когда гнали «муль». Когда была «гонка», такого плота не было. Каждый еду брал с собой. По берегу реки всегда стояли люди с баграми на «пропусках» (местах, где могут быть заторы), которые направляли бревна, которые могли застопорить всю «гонку». В месте затора собирались все сплавщики и баграми растаскивали бревна. – потто прекратили сплав, потому что было много «топняка́». – исп. слышал, что на сплаве мужчины могли петь песню «Дубинушка». Пели до рождения исп. – плыть, как на лодке, можно было на «горбатом» бревне, потому что оно не будет крутиться в воде. – сплав начинали весной сразу после ледохода. – по р. Внина стояло 3 «за́пани» до впадения в р. Чагодоща (плотины), которые держали воду. Лес спускали по реке постепенно. Сначала сплавляли до одной «за́пани», затем до другой.
|
Репортаж |
||
7. |
О ткачестве:
– раньше ткали из тряпок половики. – снова́льницы. – «пе́рьё» – пряжу наматывали. – мать исп. одна заправляла станок. В каждом доме был станок. Сновать нужно 2-3 часа. Сначала нужно напрясть, потом ссучить, смотать – в этом помогали дети.
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, Мегринский с\с. д. Мегрино 22.07.2008 |
|
Зап.: Теленков И. С. Лопатенко Н. М. |
||
Исп: Лысова Мария Федоровна, 1923 г. р., род. – д. Горка.
|
||||
8. |
О праздниках:
– Мико́ла весенний и зимний, Троица, Пасха, Ма́сленца. – к каждому празднику пиво варили. Любой праздник гуляли 3 дня. Делали тушеную картошку, суп, «рогу́шки» творожные, пироги (с капустой, морковью, с рыбой). – в Троицу ходили на кладбище. «Чево́ напекут, то и понесут». Яйца красили в луковой «шкорлухи́», брали с собой на кладбище. Ходили на кладбище утром. Затем садились за столы. «К тебе придут в гости, потом ты пойдешь в гости». На праздник из других деревень приходили родственники. Два дня гуляли, а на третий день «опохмеля́лисе». МА́СЛЕНЦА – катались на лошадях по деревне. В другие деревни не ездили. – Масленицу провожали – жгли Масленицу по улице.
|
Репортаж |
||
9. |
О беседах:
– зимой девушки вечерами ходили на «беседы» прясть. «Сево́дня у мня, а завтра к тиби́». Ребята с гармонью приходили – плясали. – «беседы» начинались осенью, когда лён «изомнут». Потом его треплют, чешут и прядут. Всю зиму пряли. Потом ткали. – девушки на «беседы» каждый вечер собирались в другом доме – «по очереди». «Старухи по своим домам пряли». – плясали «кандре́ль» «Лансе́й» (кадриль «Лансе́й») – вставало 8 человек на пляску. Плясали также «Русского» по одному, по двое. Плясали и парни, и девушки. – на «беседе» пряли до 12 часов ночи. – раньше носили все «точёное». «Кле́тчатина» – ткань клетчатая.
|
Репортаж |
||
10. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ – «бу́кам» ходили. Наряжались «толкача́ми» – снег приносили в катышах в избу. Обязательно закрывали лицо, чтобы не узнали. «Буки» приходили, снегом кидались. ГАДАНИЯ – исп. не помнит, на какой праздник ходили гадать: слушали на улице у окошка «Выйдешь замуж или нет». Так слушали под чужим окном, что говорят в доме. – ходили на кресты слушать. Также ходили в «ри́ги» слушать. В «ри́ги» могли спрятаться парни, которые потом девушек пугали. Девушки слушали разговоры. КАЛЕДА – Каледу-маледу пели – ходили по избам и пели.
|
Репортаж |
||
11. |
Каледа-маледа, Дай пирога…
– фрагмент текста.
|
Колядка |
||
12. |
О праздниках:
ПАСХА – в Пасху красили яйца. Родня собиралась в одном доме. Девушки и парни с гармонистом ходили по деревне, пели. На крестах в деревне останавливались и плясали «Лансе́й», «Русского». – на праздниках бывали драки. Драли ребята между собой. – на праздники в Мегрино приходила молодёжь из д. Семенково (на другом берегу реки находится), с Низовского куста деревень.
|
Репортаж |
||
13. |
О музыкальных инструментах:
– брат исп. играл на гармони «Русского», «Под песни». – были гармони «Балаго́вки», балалайки.
|
Репортаж |
||
14. |
О разном, о деревне:
– исп. не было 20 лет перед войной. – во время войны окопы рыли. – отец исп. не пошел в колхоз – семья жила единолично. – д. Горка состоит из 3-х краев: Собачий край, Волчий край и Сопляко́вской край. Исп. раньше жила в д. Сопляко́во. – исп. вышла замуж в д. Залозно, а потом переехали в Мегрино. – исп. работала на серого́не.
|
Репортаж |
||
15. |
Об одежде:
– туфли покупали в магазинах. Были черные ботинки со шнурками – полусапожки. – покупали чулки длинные. Вязали носки. Сапоги делали из шерсти. Носили юбки с кофтами, платья. На кофте были складочки. Шили из ситца. – домотканую одежду носили «старые люди». – ситец был самой разной расцветки. Рукава у кофт были длинные. На голове носили платки. – косы были длинные. – делали фартуки из ситца, а также были точёные – они считались рабочими – обряжаться со скотом. Фартуки были прямые. – также раньше носили точаны́е рубашки.
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, п. Чагода ул. Маяковского, 33 22.07.2008 |
|
Зап.: Теленков И. С. Лопатенко Н. М. Каданцев А. Ф. |
||
Исп: Стольников Николай Федорович, 1936 г.р., род. – д. Никитина Устюженский р-н. Стольникова Зоя Ивановна, 1937 г.р., род. – д. Залозно Мегринский с\с. Кирилловская гармонь 21х12 , гармонь «Хромка» 25х25.
|
||||
16. |
«По деревне»
– наигрыш. – комм.: это «устюженская» игра.
|
Наигрыш на кирилловской гармони |
||
17. |
По деревне с колотушкой, Девки думали: «пожар». Это маленькой парни́шко Без портов домой бежал.
– текст. – повтор текста.
|
Частушка |
||
18. |
«По деревне» с частушками
Ой, ба́тько женит, матка нет. Пойду нажа́люсь в сельсовет. Рассержу́ся, не женю́ся До восьмидесяти лет.
Ходил бы к тибе́, милая, Каже́нный вечерок. Не мешала речка быстрая, Зелёненький лесок.
– наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на гармони-хромке с частушками парней |
||
19. |
«Под песни» с частушками
А мы с милашкой на реке Бельё мыли. До чево́ доцелова́лись – Што штаны уплыли.
– наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на кирилловской гармони с частушками парней |
||
20. |
«Под пляску»
– наигрыш.
|
Наигрыш на кирилловской гармони |
||
21. |
«Под пляску» с частушками
Ой, Пресвятая Богородица, Узнала ли меня? Из деревни Кулева́нихи Данилихин Илья.
Я гуляю, веселюсь, В байну жить переселюсь. Вставлю раму и стекло, Да будет све́тло и тепло.
Где бы мы ни погуляли, Нас нигде на ха́яли. Ой, в этой чертовой деревне Ни во что поставили.
Я и дро́ля, я и дро́лечка. Она и не гледи́т. А ты чево́ же, глазки серые, На ми́лово сердит.
– наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на кирилловской гармони с частушками парней |
||
22. |
«Под драку» с частушками
Ты заигрывай под драку,
Пока финский не согнётце,
Гуляем два брате́льника, Ишшо́ брате́льник есть.
Соберёмся три брате́льника, – снач. комм.: «под драку» та же игра, что и «по деревне».
– наигрыш с напевом.
|
Наигрыш на кирилловской гармони с частушками парней |
||
|
|
|
|
|
Продолжение см. 390
Конец записи
Сост. реестра: Павлова К. В.
|
|
299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | > 399 |
319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | |
339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | |
359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | |
379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 |