Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2005-4 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 209 |
|
||||
|
|
199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | > 299 |
219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | |
229 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | |
259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | |
279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 |
Вологодская область, Белозерский район, Бечевинский с/с д. Катилово 16.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н. Гринькин Г. В. |
Исп.: Павлова Евдокия Егоровна, 1923 г.р., род. - д. Большое Заречье Бечевинского с/с
Егорова Екатерина Константиновна, 1923 г.р., род. - д. Ануфриево Кукшевского с/с
01 |
- на свадьбе пили самогон - пели, плясали, веселились - раньше ходили сваты, могли приехать издалека на лошадях - были специальные пожилые женщины, которые умели причитать - раньше были девишники, на которых учили невесту плакать - на свадьбы ходила старушка, которая приносила с собой «карону» – веночек из картона, и надевала его на невесту - «карону» украшали ленточками, бисером, бусинами - в конце девишника «карону» с невесты снимал жених, и причетальница уносила ее с собой и приносила потом на другой девишник
|
Репортаж |
02 |
- праздновали Пречистую – 21 сентября и Девятую Пятницу - праздники до обеда гуляли в одной деревне, а после обеда шли в другую - Рождество и Крещение – общие праздники, праздновали везде - на 9 пятницу ходили на кладбище - Ильинскую пятницу гуляли в д. Палкино и Остюнино - 14 августа – медовый спас, 19 – преображение, - на праздники в другие деревне девушки ходили, взяв с собой узелок с праздничным нарядом, туфли берегли и до деревни несли в руке - гостились в разных деревнях, подружки ходили друг к другу в праздники - плясали «ланчика» на 4, 6, 8 пар – парни и девушки - «могли плясать простой «ланчик» на несколько фигур, а могли – «долгово» – когда парни кружили каждую девушку - на беседы приходили женщины, чтобы посмотреть, как пляшут девушки, могли специально попросить вызвать какую-либо девушку, чтобы та поплясала, отказываться было нельзя - если в «ланчике» было 8 пар, то каждую девушку кружили 8 раз - для бесед нанимали какой-то дом или ходили в клуб - на беседы приглашали молодежь из других деревень, писали записки - на беседы девушки собирались с прялками, парни могли поджечь кудель - на беседы девушек не отпускали без работы, потому что вся одежда была домотканая, и нужно было обрабатывать много льна - родители девушкам не разрешали каждый день ходить на беседу - на беседах парни поджигали у девушек кудель, чтобы быстрей закончилась работа
|
Репортаж |
03 |
- на свадьбе невеста должна была одаривать подарками родню жениха - дарили полотенца, которые назывались «рушник?», их вышивали - жениху невеста вышивала рубашку - в приданом у невесты должны быть кружева и скатерти, которые делали из двух домотканых полотен, между собой сшитых прошвой - приданое готовили заранее, до того, как девушку просватают - после того, как невесту просватают, к ней приходили подруги и помогали готовить приданое, шили, вышивали - за несколько дней до девишника невесту учили плакать - на девишнике, если невеста не плакала, то к глазам подносили луковицу, чтобы вызвать слезы - на девишник приходила причетальница, которая причитала, а невеста плакала, девушки пели песни - после девишника молодежь переходила в другой дом, где плясали и веселились - после девишника невесту водили в баню, жених снимал с невесты «красоту» – «карону»
|
Репортаж |
04 |
- раньше женщины устраивали «супрядки», на которых все вместе обрабатывали, пряли лен - мужчины вместе собирались на «помощи», строили дом, хозяин всех угощал, деньгами за «помощи» не рассчитывались
|
Репортаж |
05 |
- на свадьбу пекли пирог с большой щукой, которую не разрезали на куски, а запекали целиком, так, чтобы с одной стороны торчала голова, а с другой – хвост - пирог с рыбой пекут на все праздники и по воскресеньям - на праздники обязательно делали студень - чтобы летом продукты не портились их хранили в специальном срубе, вкопанном в землю, в сруб клали с весны лед и снег, и летом, там было холодно, оставляли суп, холодец - к празднику мясо вялили, чтобы не испортилось - на праздник делились продуктами с теми, у кого их не было - из толокна делали соломату или тяпушку, заправляли льняным маслом
|
Репортаж |
06 |
- об изготовлении льняного масла - о гончарном промысле
|
Репортаж |
07 |
- на праздники пекут пироги и «рогушки» - Благовещенье – 7 апреля
|
Репортаж |
08 |
- когда лепили горшки, то сначала из глины делали колбаски, а потом на круге придавали им форму - делали «волок?» – крышки с ручками - всем ремеслам учились от родителей
|
Репортаж |
09 |
- снач. комм.: стучали по горшкам и кричали - комм.: если горшок тонкий, то должен звенеть очень звонко - делали пивные горшки и кринки
|
Выкрик торговцев |
10 |
- варили пиво, при его изготовлении получается сусло, с которым ели кисель - если в праздник на стол выносили кисель, то для гостей то был знак, что пора уходить - кисель варили ржаной или овсяный, его можно было хлебать с молоком или с суслом
|
Репортаж |
11 |
Выходитё, горшки покупать, выходитё
- комм.: горшки звенели - облитые суриком горшки не звенят - в глиняных «кашниках» варили детям кашу
|
Выкрик торговцев |
12 |
Выходитё, горшки покупать, выходитё, горшки продавать
- комм.: горшки возили зимой на розвальнях – специальных санях, ставили их в сено - горшки делал дядя Касаткин Михаил Яковлевич из д. Алексино - могли делать горшки не облитые
|
Репортаж |
13 |
- многие плели из дранки корзины, коробки, кузова, в которых носили траву - дранку делали из прямослойной сосны без сучков - гончары делали свистульки в форме птичек или собачек с ножками - свистульки могли делать из ивовой коры
|
Репортаж |
14 |
СВЯТКИ - Святки были с Рождества до Крещения - в Святки ходили в разные деревни, смешно одевались, закрывали лицо, чтобы никто не узнал, мазались сажей, надевали разную обувь - наряжаться моги в военную форму ДРАКИ - в праздники случались драки, парни дрались деревня на деревню - могли драться гирями, кольями, тростями |
Репортаж |
|
Продолжение репортажа о календарных обрядах:
- дрались резиной, которую обматывали вокруг пояса, а в нужный момент снимали - гири привязывали на веревку, дрались ножами - дерущихся парней старались разнять - девушки могли помогать своим парням, подносили в подолах камни - парни из д. Бечевинка дрались с парнями из Гулинского сельсовета - ходили по деревне с гармонью несколько партий, в какой-то момент гармонист менял игру, резко дергал гармонью, парни пели хулиганские частушки – это означало, что сейчас начнется драка - драка начиналась не сразу, парни ходили друг перед другом «ершами», а потом сходились в драке
|
Репортаж
|
15 |
- раньше было много гармонистов - хорошо играют Абабковы - в Кириллове была гармонная мастерская, там на гармонях играли почти все парни, играть умели многие женщины - раньше играли на гармонях «вятках», у которых был очень длинный мех - больше ценили хромку - за хорошим гармонистом ходило много народу - когда ходили по деревне, то могли у какого-нибудь дома остановиться и поплясать
|
Репортаж |
16 |
- в Покров гуляли 3 дня в разных деревнях, ходили в гости - праздновали 9 октября – Богослов, 10 – Изосимов день - Казанская бывает осенняя и летняя, праздновали 21 июля в д. Горка - в праздники девушки ходили в гости к подружкам в другие деревни, брали с собой узелки с нарядами - девушки гостили только у девушек, к парням не ходили, но парней никогда не боялись
|
Репортаж |
17 |
- раньше в округе были барские усадьбы, в разных деревнях - главный барин жил в д. Коровино - у бар были хорошие хозяйства - когда барин проезжал по деревням, то бросал детям мелочь или баранки, за то, что те открывали ему отвод
|
Репортаж |
18 |
- раньше пастухи пасли коров с барабанками ,по которым стучали палочками - мать получила увечье в лесу и 26 лет пасла коров в лесу - у пастухов был какой-то «огород», защищающий от зверей - когда мать пасла, то в стадо приходил волк, тряс коров за хвосты, но ни одну из них не тронул, помогали какие-то слова – «огород» - коровам весили колокольчики, чтобы было слышно, где ходят коровы
|
Репортаж |
19 |
- были люди, которые давали «огороды» и могли находить потерявшихся людей - пропал отец, мать пошла к колдуну, а он прямо с порога ей сказал, что она может домой возвращаться, отец нашелся, а в это время сын и зять разыскали его в лесу - знающие люди помогали при змеиных укусах, такой человек спас мать, когда ту укусила змея - колдун не может умереть, пока не передаст кому-то свои знания - кто-то самой посадил «килу», колдун увидел, пригласил в дом и дал лекарство
|
Репортаж |
20 |
- раньше девушки гадали, ходили в овины, слушали - с сестрой гадали так: бросали дугу и смотрели, куда она покажет концом, самой показала на болота, и оказалось, что в ту сторону вышла замуж; дугу нужно бросать со всей силы - в овины нужно было совать голый зад, чтобы кто-то погладил рукой, если мягкой – к богатой жизни, а жесткой – к бедной
|
Репортаж |
21 |
- в церкви была икона с изображением всех богов, она была написана прямо на доске - церкви ломали после 1929 года
|
Репортаж |
22 |
- раньше за стол садились все вместе, дети и взрослые - перед обязательно нужно было помолиться, сама однажды не помолилась, и за это из-за стола выгнали - хозяин сидел в переднем углу вдоль стола, а хозяйка около самовара - у каждого было свое место за столом - маленькие дети сидели отдельно, а когда подрастали, садились за общий стол - первым начинал есть отец, а потом все остальные - ели из общего блюда - детей приучали к труду с детства, самые маленькие пасли кур - воду носили на коромысле, на левом плече, чтобы отгонять от себя лукавого, а если носить на правом, то отгонишь ангела; за это взрослые осуждали
|
Репортаж |
23 |
Зародилась каледа Накануне Рождества Как пришла каледа Ко Ивану на двор
- фр. текст (Павлова) - комм.: приходили в дома, там чем-нибудь угощали - каледу пели на улице, около крыльца, в дом не заходили
|
Колядка |
24 |
Накануне Рождества Што пришла каледа Ко Ивану на двор
- фр. - интонированный текст - снач. комм.: пели взрослые девушки, маленьких не брали - комм.: петь каледу могли замужние женщины, парни и мужики не пели
|
Колядка |
25 |
- в Святки могли налить воды под ворота, так, что она к утру замерзала, и хозяева не могли открыть - стаскивали в одну кучу санки, оставленные хозяевами во дворе - парни могли закрыть трубу, а хозяйка утром не могла растопить печь - санки затаскивали на крышу дома или на дерево - двери могли завалить дровами или санями - ходили «кудесам» в разные деревни, заходили в дома, хозяева могли не пустить, но на это не обижались - на беседу могли принести «покойника» во всем белом, девушки его боялись, убегали, а парни их подтаскивали, заставляли целовать покойника - когда молодежь устраивала беседы, то могли придти посмотреть дети, старушки и женщины - Святки заканчивались в Крещенье
|
Репортаж |
26 |
Таракан-пошохон,
- снач. комм.: в Святки поймала таракана, положила в спичечный коробок и спрятала на ночь под подушку со словами - комм.: ночью приснился двоюродный брат будущего мужа, который ехал на лошади, на которой потом сама с мужем ехала расписываться, в тех же санях (Павлова)
|
Приговор на гадание |
27 |
- когда с мужем ехали расписываться, то с женихом сидели на подушках, накрытые одеялом, впереди сидел гармонист и кучер - незадолго до свадьбы сама пешком ходила в г. Череповец шить одеяло в приданое - на свадьбе было 3 литра самогона - пели частушки, плясали
|
Репортаж |
28 |
Сведи к сужоному-ряжоному в дом
- снач. комм.: перед тем, как лечь спать, положила под подушку таракана, легла и про себя сказала такие слова
|
Приговор на гадание |
|
|
199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | > 299 |
219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | |
229 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | |
259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | |
279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 |