Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2005-4 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 242

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Глушковский с/с
д. Малая Краснова
22.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Трескина Александра Федоровна, 1917 г.р., род. - зд.
Стряпухина Мария Дмитриевна, 1925 г.р., род. - д. Потеряево Третьяковского с/с ныне Глушковский с\с)
 

01

О плясках:

- плясали «субботу», «па д эспань»,
(Трескина)
 

Репортаж

02

По деревне

Мою милую вчера
Кучера и повара,
Вся и рота, и пехота,
Приходи, кому охота
(Трескина)
 

Наигрыш под язык с частушками

03

Под пляску

У милашки – чепчик,
Дак, у миня – жеребчик,
Дай, милашка, чепчика,
Напоить жеребчика
(Трескина)
 

Наигрыш под язык с частушками и пляской

04

Под пляску

Дома милово ругают
И миня не милуют,
Дроля, вашему богацтву
Наши не завидуют
(Трескина)
 

Наигрыш под язык с частушками и пляской

05

<...>
Два садила у него
У другого бедного,
Нет садила едного
(Трескина)
 

Частушка

06

Другая игра
(Трескина)
 

Наигрыш под язык

07

По деревне 

Дроля в армию поехал,
Не велел печалитца,
Велел на крышу пялитца,
Е...нутца и оскалитца 

Всем товаркам писма ходят,
А мене обидушка,
С тово свету нету писем,
Не напишет милушка
 

Наигрыш под язык с частушками

08

По деревне
(Трескина)
 

Наигрыш под язык

09

Парень белой, вышитой,
Рубашка кудреватая,
В огород забор попал
Суслон теленка рострепал
(Трескина)
 

Частушка

10

Сарафан – большие клетки,
Шчи мясные сварены,
В огороде на берёзе
Рукавицы росцвели
(Трескина)
 

Частушка

11

По деревне 

Парень белой, вышитой,
Рубашка кудреватая,
В огород забор попал
Суслон теленка рострепал 

Сарафан – большие клетки,
Шчи мясные сварены,
В огороде на берёзе
Рукавицы росцвели
(Трескина)
 

Наигрыш под язык с частушками

12

Краковяк
(Трескина)
 

Наигрыш под язык

13

...
Пот везде,
А молодой Семён,
А утонул в воде
- напев «семеновна»
(Стряпухина)
 

Частушка

14

Семеновна

А Коля бойкой был,
Носил тужурочку,
Да полюбил Коля
Девчонку Нюрочку 

А Коля бойкой был,
Носил тужурочку,
Да полюбил Коля
Девчонку Нюрочку

У Коли Нюрочка
В своёй дер
?вёнке,
Да Коля стал ходить,
Да от неё отбил

 Ребята здешние
На Колю злилися,
Да отомстить оне
Ему решилися 

Не унывал Коля,
Да не болел с тоски,
Да не ушёл Коля
Да до гробовой доски 

А Коля с Нюрочкой,
Да на крыльце стоял,
Конешно Колечка
Да ничево не знал 

Да подскоцили тут
Цетыре мальцика,
Да первый выстрелили,
Да из наганцика 

А кровь горяцяя
Да потекла руцьём,
А Коля Нюроцьке
Да стал махать рукой 

Да подойди Нюра,
Цево хоцю сказать,
Из-за тибя, Нюроцька,
Хоцю в земле лежать 

А утром женщины,
Да на реку пошли,
А Нюру бедную,
Да у реки нашли 

Одели платьицо
Да под небесной цвет,
И Коли с Нюрою.
Теперь на свете нет

- комм.: есть еще слова
(Трескина)
 

Наигрыш под язык с частушками

15

Под пляску

Говорят, што я старуха,
Я в старухи не гожусь,
Я от хера и от рюмки
Некогд
?а не откажусь
(Трескина)
 

Наигрыш под язык с частушкой

16

О свадебном обряде:

- на девишник приходила вся окрестная молодежь
- пекли каравай, в который втыкали уточек, на палочках, этих уточек раздавали девушкам, а потом невеста разламывала на куски каравай, каждый кусок завязывала в салфетку и бросала, на кого кусок упадёт, тот выйдет замуж
- вечером на девишник приезжала родня жениха
- когда невеста раздавала уточек, женщины пели песни
- могли принести невесте деревянную ложку, которую она ломала ударом руки и вместе с караваем бросала
- девушки подаренных уточек хранили, а могли съесть
- во время девишника невеста сидела за столом в переднем углу, возле нее сидели женщины, которые пели песни
(Стряпухина)
 

Репортаж

17

Ах вьюн на воде
Извиваетца
Кавалер у ворот
Убиваетца

- фр. текста
- напев
- комм.: называли имя
(Стряпухина)
 

Свадебная

18

Ах вьюн на воде
Извиваетца
Кавалер у ворот
Убиваетца

- фр.
- напев
- окончание текст
(Стряпухина)
 

Свадебная

19

Мне начесь молодешиньке,
Мне малым мало спалося
Мне малым мало спалося
Мне во сне много снилося

- фр. текста
- напев
- комм.: такую песню пели на девишнике, когда невеста причитала(Стряпухина)
 

Свадебная

20

Мне начесь молодешиньке,
Мне малым мало спалося
А-а-а-а-а

- фр. текста
- напев
(Стряпухина)
 

Свадебная с пробой причета

21

Мне начесь молодешиньке,
Мне малым мало спалося

- фр. текста
- напев
- комм.: невеста плакала без слов
(Стряпухина)
 

Свадебная

22

Што при вечере вечериночке,
Што при Машином девишничке

- фр. текста
- напев
- комм.: пели, когда начинался девишник
- песен было много, пели весь вечер, а невеста плакала
- пели женщины
(Стряпухина)
 

Свадебная

23

Кудрявцик, кудрявцик,
Кудреватая головушка

- фр. текста
- напев
(Трескина)
- комм.: пели жениху на девишнике
- на свадьбе песен не пели, а только угощались
 

Свадебная

24

Кудреватая головушка,
У хорошева у молоцца

- фр. текста
- напев
(Трескина)
 

Свадебная

25

О свадебном обряде:

- на девишнике стола не было, невеста сидела на лавке
- на девишнике сама не плакала, а парень изображал причитание, и все смеялись (Трескина)
- чтобы заплакать, терла луком глаза (Стряпухина)
- на голове у невесты была надета «ув
?аль» - фата
- девишник заканчивался приездом жениха
- когда нужно было встречать умершего отца, невесту к дверям под руки водили девушки
- когда приезжал жених, то собирали стол
- на второй день жених приезжал, забирал невесту и приданое,
- во время девишника жених сидел за печью, ночью ушел домой, а наутро приехал за невестой, когда молодые поехали, девушки привязали к саням клубки ниток; приданое везли на второй лошади
- когда приданое выносили из саней, то брали его не голыми руками, а в рукавицах
- приданое выносила родня жениха
- невесту встречала свекровь с караваем и вином, «спрыскивали» приданое
- когда молодые приезжали, сразу все садились за стол
- за столом возле невесты сидела мать, а с женихом – его отец
- подруг на свадьбу не приглашали, за столом сидели только родственники
 

Репортаж

26

Я на свадебке была,
С сахарином чай пила,
С сахарином чай пила,
Невестку милую взяла

- текст
- снач. комм.: на свадьбе такую частушку пела бабка (мать (?) жениха)
 

Частушка

27

О свадебном обряде:

- на свадьбе невеста могла плясать, но сама не плясала
- на столе было много угощения, вина было мало, пили бражку и пиво
- песен на свадьбе не пели
- невеста готовила подарки родителям жениха, сама дарила свекру «папаше» рубаху, а свекрови «мамаше» платок
- мать благословляла иконой перед тем, как невеста уезжала в дом жениха
- свадьба длилась до вечера
- спать жениха с невестой клали отдельно от всех
- на свадьбе невеста должна была мести пол, на который бросали деньги и мусор, сама стала мести от порога, а свекровь подошла и сказала, что нужно мести от порога
- на пол бросали корчагу с углем, а невеста мела и подбирала деньги, ей помогал жених
- сама ушла  к жениху без свадьбы и прожила 3 дня, а потом он повел ее домой и после этого через месяц был девишник и свадьба; мать ругалась, зять не нравился

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Визьменский с/с
п. Визьма
23.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Куликова Евдокия Евдокимовна, 1919 г.р., род. - д. Шолгумзь Визьменского с/с 

28

Рассказ о себе
 

Репортаж

29

О календарных обрядах:

- праздновали 5 праздников: 2 Егория, Казанскую, Хролы, преподобного Модеста
- преподобный Модест – обетный праздник – погибала скотина и в церкви дали этот день – 31 декабря
- Хролы – 31 августа
- Егорий – 6 мая и осенью
- Казанская – 21 июля
- скот могли выгонять в любой день, необязательно в Егория
 

Репортаж

30

О пастушеских обрядах:

- пастух обходил скотину, для этого он брал обход
- вместе с пастухом шел другой мужчина, они брали зажженные свечи, икону Егория Многомилостливого и обходили стадо кругом и после этого скотину выгоняли на пастбище
- мужчина, шедший вместе с пастухом, нес пироги
- обход брался от зверей, чтобы волкам и медведям скот казался камнями и пнями
- обход пастух зарывал в землю и откапывал только после окончания сезона пастьбы, если обход зарыт в сыром месте, то коровы будут хорошо доиться, а если в сухом – хуже
- у одного пастуха все коровы, проходя на пастбище или с него, обязательно подходили к тому месту, где был зарыт обход, нюхали и шли дальше
- пироги для обхода приносили хозяйки и отдавали их пастуху, пастух обходил стадо и оставлял пироги себе
- в «катальные» праздники, когда катали яйца, пастуха угощали яйцами, кроме того, пастух питался в доме каждого хозяина у которого была корова
- обход раньше давали знающие люди, колдуны
- за обход нужно было платить, и пастух рассчитывался одной из коров – корова пропадала
- если обход был взят на корову, то в стаде эта корова всегда ходила первой
- пастухом был парень подросток, после обхода он отправил коров на пастбище, а сам почти все время был в деревне, и ни одна корова не пропала
- лошадей пасли по очереди по ночам, в колхозе давали наряд, и приходилось всю ночь барабанить в барабан, чтобы отогнать волков
- корову порвал волк, оказалось, что пастух специально не пошел пасти, чтобы отдать за обход корову
 

Репортаж

31

О представлениях и верованиях:

- однажды корова пропала, и никто не мог найти, попросили одну женщину знахарку, та трижды в полночь куда-то ходила и корова вернулась; такие знающие люди давали обходы пастухам, для этого они договаривались с «дедушком лесовым»
- есть лесовой, водяной и дворовой
- знахарка пекла специальный пирог, шла к лесовому, разговаривала с ним и отдавала ему пирог
- с лесовым знался один мужик, когда его попросили показать лессового, то он долго отказывался, но потом согласился за ушат пива; ночь лесовой целиком снял овин до самого пола, а мужик потом сказал, что если бы лесовой сплясал, то от овина бы не осталось ничего
- мужики ездили ловить рыбу и увидели, что над рекой стоит лессовой, поставив ноги на ее Берга, один мужик сказал: на эти тононы одеть бы красные шшаны», после этого лесовой засмеялся, ушел и потерялся
- лесовой может показаться обычным человеком
- когда потеряется животное, то обращаются к знахарям и те помогают найти
- однажды пропала лошадь, и знахарь помог, сказал хозяину, что нужно идти по лесу, никуда не сворачивать и рассыпать соль, а тот свернул; на второй раз знахарь велел идти и с дороги ничего не поднимать, а хозяин поднял 20 копеек, а в третий раз лошадь вышла сама с перетертой кожей на горле, потому что провисела на веревке почти 40 ней; т.к. успели найти лошадь до истечения 40 дней, то смогли ее спасти
 

Репортаж

32

О пастушеских обрядах:

- пастуху приносили пироги все хозяйки
 

Репортаж

33

О календарных обрядах:

ПРАЗДНИКИ
- яйца катали по лотку в праздники Николу, Троицу, Вознесенье и Заговенье; на эти праздники пастуху все давали по 2 яйца
- лоток для катанья яиц быль длиной около 2 метров, ставился на чурбак, по нему катали яйца, стараясь попасть в другие, поставленные в линию на определенном расстоянии
- на пивные праздники собиралось много народу
- Пасха – тоже катальный праздник
- в праздники играли в «огорелы», бежали парой, кто-то должен был поймать
- играли в «цы
бы» – палкой выбивали городки
- плясали «ланчик» на 6 или 8 пар, парни пели частушки
- в праздники женщины могли ходить по деревне с частушками, взявшись за руки
- в Пасху солнце «радуется», во время восхода «играло»; во время войны солнце не разу не радовалось
 

Репортаж

34

О скотоводческих обрядах:

- в Егория – 6 мая нужно было обходить «хоромы» – все постройки; для этого брали пирог рыбник, яйцо, икону, свечи и вербу, обход нужно было сделать до обеда, после обхода садились за стол
- для обхода пекли «моленик», пирог, в который запекали шерстинки от всех домашних животных, »моленик» делили между всеми животными
- во время обхода двора и обхода пастухом стада все должны молчать, если будет «рык» (разговор), то зверь может порвать скотину
- скотину обходили с иконой Егория
- для обхода брали вербу оставшуюся с Вербного воскресенья
- когда пастух обходил скотину, то у всех хозяек в руках должны быть вербы
 

Репортаж

35

О календарных обрядах:

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
- вербное воскресенье – за неделю до Пасхи
- вербу окатывали святой водой и ставили на божницу, и она там стояла до тех пор, пока не придет время выгонять корову
- каждый год приносили новую вербу
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
- вставали до восхода солнца и ходили по лесам, ломали сосну на помело, делали мутовки, пели песни
- 20 копеек клали в блюдо и из этого блюда умывались
- в лесу можно было петь любые частушки, только без мата
- мутовки выбирали такие, чтобы на них было пять сучков
- в праздники ходили в рощу, качались на качелях и пели песни
- в Великий четверг коровам обрезали хвосты и прятали, а перья из хвостов кур и клали в гнездо, окуривали гнездо, чтобы куры дома неслись и никуда не ходили
МАСЛЕНИЦА
- бывает за 7 недель до Пасхи
- молодежь собирала по домам сено и дрова и в поле жгли – провожали М
?асленку
 

Репортаж

36

Масленца б…
Не дала погулять

- снач. комм.: бегали вокруг костра и пели, кричали
 

Масленичная припевка

37

Масленца б…
Не дала погулять,
Уехала в город
Кренделям торговать

- снач. комм.: бегали вокруг костра и пели
 

Масленичная припевка

38

О календарных обрядах:

- в Масленицу катались на лошадях
- в четверг родители ездили за молодыми семейными парами – за теми, кто женился в этом году
- зятя теща угощала
- у деда была лошадь, которая в Масленицу сама его отвозила в гости и привозила обратно
- на второй день Масленки был чистый понедельник
СВЯТКИ
- святки – с Рождества до крещения
- ходили ряжеными, по домам ходили «каледой», за это угощали, потом все собирались в одном доме и съедали все собранное угощение
 

Репортаж

39

Зародилась каляда
Накануне Рождества,
Кто даст перога,
Тому двор живота

- текст
- комм.: пели голосом, могли зайти в дом, или хозяева выносили угощение за двери
 

Колядка

40

О календарных обрядах:

СВЯТОЧНЫЕ РЯЖЕНЫЕ
- в Святки могли нарядиться «цыганам», мазались сажей, приходили в дом, «гадали» и чего-нибудь просили
- на беседы приходили «ряженые», могли нарядиться в хорошее и в плохое
- могли обвязаться вениками, между ног подвесить колокольчик и так плясать
- наряжались «медведем», выворачивали шубу и на беседе валяли девок, «медведя» приводили на веревке
- на беседе могли «удить рыбу», парни приходили «мельницей», а потом с девушек требовали расчет за помол – сажали девушку на плечи и стегали
- могли придти «кузнецом»
- в ведро с водой клали золу и навоз, на беседу приходили и разбрызгивали, это называлось «удить рыбу»
- «мельница» – чем-то стукали, а потом требовали расчет – стегали скрученным полотенцем, иногда попадало больно
- приходила «белая бабка», вся в белом, босиком и с зубами из редьки, она прыгала, всех пугала
- приносили «покойника», с ним заставляли прощаться; вокруг «покойника» ходил «поп», который поджигал лапоть, набитый берестой, лапоть изображал кадило
- девушки раньше гадали, девушки ходили на кресты, зачерчивались и слушали
 

Репортаж

41

Взлай, взлай, собацька
Где моя судьба

- снач. комм.: пололи снег – задним полотнищем рубашки набирали снег и трясли и приговаривали
 

Приговор на гадание

42

Полю, полю беленький снежочик,
Где мой женишочик

- фр. текста
 

Приговор на гадание

43

О календарных обрядах:

ГАДАНИЯ
- загадывали женихов, самой приснился незнакомый парень, а через неделю встретилась с ним в другой деревне
- клали под подушку ключ от замка, а во сне должен был придти суженый «коня поить и миня гля
?дить», но сама так не делала
- ставили поленья и смотрели, куда полено упадет, с той стороны будет жених
- на Рождество пекли пироги и варили холодец, чтобы угощать тех, кто придет с «каледой»
- посредине деревни стоял столб, а молодежь стаскивала со всех дворов сани, дровни, утвари и привязывала к этому столбу, это называлось «ярманка»
- после Крещения все безобразия прекращались
ПРАЗДНИКИ
- в праздники катали яйца, играли в «церту», в «огорело», а вечером ходили на «гац
?улю», там собиралось много молодежи
- первой жали рожь, а потом все остальное
- накануне Кузьмов варили кашу из ячменя, а в Кузьмы ходили в овин и на садиле эту кашу съедали, так делали все хозяева
- Кузьмов день осенью – 14 ноября
ПОЖИНКИ
- последний – «пожинальный» сноп приносили домой и ставили к иконам, а в Покров его скармливали скотине
- в последний сноп втыкали серпы
- каждая хозяйка старалась закончить жатву побыстрей, чтобы не остаться «с килой», говорили, кто остался «с килой», тот весь год будет жить «с килой»
- в Хролы детей отправляли собирать осыпавшийся горох
- во время жатвы в поле пели песни
- поминальные дни бывают несколько раз в год
- поминают накануне Троицы, осенью и через неделю после Пасхи, когда «родители заговляются»
- в Пасху варили яйца, а через неделю после нее поминали этими яйцами родителей
- пекли «паску», могли ее съесть сразу, а могли на неделю оставить и съесть потом, когда будут поминать
 

Репортаж

44

О похоронно-поминальных обрядах:

- когда ходят на кладбище поминать, то приносить можно любую пищу
- на кладбище можно приносить зерно, но его нельзя сыпать прямо на могилу; после того как насыпала на могилу, приснилось, что умерший муж пожаловался на то, что выклевали все глаза
- перед тем, как человек умрет, около него ставят кружку с водой, чтобы душа, покидая тело, могла помыться, а потом улететь
- покойника кладут в передний угол; раньше покойного клали на лавки
- женщин не кладут на стол, а мужчин можно
- раньше покойного клали на лавку, которая стояла вдоль половиц, подстилали сено
- раньше в гроб щипали листья от веников, а теперь стелют то, что есть; сама стелила в гроб сыну одеяло и простыню
- березка – святая, поэтому положено класть в гроб листья
- прутья, оставшиеся от веника сжигали в то время, когда покойника увозили на кладбище, там же сжигали стружки, оставшиеся от гроба; те, кто боялся покойника, могли перепрыгнуть через огонь, чтобы перестать бояться; теперь не прыгают
- если дым на поселок, значит, будет еще покойник
- на кладбище едут только родственники, а остальные люди провожают до реки
- в могилу бросают медные деньги, чтобы «выкупить могилу», могут бросать платочки, чтобы оставить в могиле слезы
- гроб в могиле опускают на веревках, которые хранятся на складе; раньше гроб опускали на полотне, которое потом отдавали в церковь
- крест на могилу ставят сразу же, когда хоронят
- в гроб покойному можно положить разные вещи, сама положила сыну костюм, рубашку, приемник, часы, пепельницу и курево, кладут полотенце, которым покойного обмывали
- когда покойник находиться дома, то на грудь ему ставят тарелку, на которую все приходящие кладут деньги, которые потом нужно отнести в церковь
- после того, как покойного увозят на кладбище, дом окуривают вересом, пока покойный лежит в доме, вокруг гроба три раза обходят с зажженной свечкой, обходят «по солнцу»
- покойного поминают на «деветины», «полусорочины» и «сорочины», собирают стол, пекут пироги
- раньше на второй день после похорон на кладбище не ездили, а теперь ездят
- за поминальным столом покойному оставляют место, кладут приборы, ставят закуску и вино, в 40 день это вино выливают на передний угол дома, если вино высохло, то его доливают
- на поминки варят кисель, раньше варили изо ржи, а теперь – любой, его подают в конце застолья
- раньше накануне урочных дней топили баню, кто умел – причитали
- баню топили в день похорон, туда приносили белье для покойного и оставляли до 40 дня
- все, кто ездил на кладбище, прежде чем зайти в дом должны были в бане вымыться
- накануне поминальных дней первым в бане моется покойный, а потом все остальные
- покойного нельзя звать с кладбища, в другие дни кроме 40, однажды позвали с собой мужа и потом 2 километра бежали бегом, поднялась страшная буря
- на 40 день покойного с кладбища звали причетом, дома причетом встречали, сама причитать не умеет, поэтому умерших звала просто слезами 

Репортаж

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298