Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2006-4 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 266

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Вытегорский район,
Коштугский  с/с
д. Алексеевская
22.08.2006.

Зап. Самойлова Е. В.
Кулиганов В. А.
Митрошкина Н. А.

 Исп.: Ермакова Анастасия Степановна, 1917 г.р., род. - д. Курваш Оштинского с/с 

01

О похоронно-поминальных обрядах:

- в 40 день кто-то из родственников приходит на могилку и обкладывает ее дерном
- памятник или крест ставят на 40 день
- на помин приносят пироги и крупу
- крупу не сыплют на голову
- говорят, что на кладбище не нужно приносить никакой еды, кроме крупы
- один умерший мужчина явился во сне и сказал, что птицы выклевали ему глаза, потому что родственники разложили пироги по всей могиле
- зерно на могилку можно посыпать, но не на голову
- покойному наливают стопку водки, а раньше наливали только чай
- в 40 день еду и чай выливают на улицу за забор
- раньше первым поминальным блюдом была кутья – рис с песком и изюмом
- кутью брали на кладбище
- раньше кутью варили из пшеницы
- на поминки обязательно готовили холодец, суп, пекли пироги: тонкие, ватрушки
- тонкие пироги пекли с песком
- раньше пекли пироги с толокном, с рыбой
- раньше на помин варили овсяный кисель, который хлебали с молоком
- кисель подавали на больших поминках (на 40 день), могли сварить ржаной кисель
- «кисель – выгонщик», его подавали в конце застолья
- пока покойник лежит в доме, все приходящие кладут ему деньги, раньше так не делали
- перед тем, как опустить в гроб в могилу, все близкие родственники должны бросить в могилу деньги, откупить землю, бросать нужно медные деньги
- полотенца, на которых опускают гроб, оставляют в могиле, теперь чаще опускают на веревках
- раньше в гроб «сморкали» листья от веников
- наволочку шьют «вперед иголкой»
- женщине на голову повязывают платок, а если умер мужчина, то его кладут с непокрытой головой, а кепку кладут рядом
- в карман пиджака или кофты кладут расческу или гребенку
- обмывать покойника должны чужие, соседи, если умер мужчина, то моют мужчины, а женщину – женщины
- на ноги покойному надевают новую обувь – тапки
- мыло и тряпочку, которыми обмывали покойного, кладут в гроб, ближе к ногам
- голиком, который остался, после того, как листья сбросили в гроб, вслед за покойником метут пол поливая его водой, мести начинают от того места где лежал покойник
- раньше, когда гробы делали сами, то стружки и голики сжигали в поле, при этом смотрели, в какую сторону идет дым, там будет покойник
- когда покойный лежит в доме, нельзя топить печь
- возле покойного кто-то должен сидеть все время, в комнате, где он лежит, завешивают окна
- когда человек умирает, нужно открыть печную трубу
- если покойник долго не коченеет, то будет еще покойник, но сама этому не верит
- после похорон топят баню

 

Репортаж

Вытегорский район,
Коштугский  с/с
д. Алексеевская
23.08.2006.

Зап. Самойлова Е. В.
Маркова Л. Ф.
Теленкова Д. Н.  

       

 Исп.: Ермакова Анастасия Степановна, 1917 г.р., род. - д. Курваш Оштинского с/с 

02

О жатве:

- жать начинали, когда желтел хлеб
- первой убирали рожь, потом ячмень, овес
- раньше жали серпом, а потом появилась жнейка, после которой нужно вязать снопы
- мать приносила домой три колоска и ставила их за икону
- колоски брали вместе с хлебом, солью и  иконкой и обходили коров, перед тем как в первый раз выпускать
- мать заворачивала все в скатерть и клала в решето, туда же клала вербу
- хлеб раньше пекли без дрожжей
 

Репортаж

03

Где стояла студеную зимушку,
Тут знай красное летышко

- снач. ком.: мать, когда обходила скотину, приговаривала
- комм.: колоски мать клала под матицу на дворе, а иконку ставила на место
- корову всегда выгоняла березовой вицей, никогда не брали ольховую вицу
- вица всегда хранилась у входа в хлев
- когда выгоняли корову, то на голове должен быть платок, а на ногах – обувь
 

Приговор на первый выгон скота

04

О пастушеских обрядах:

- раньше пастухи пасли с обходами
- у одного пастуха был обход – какая корова первой выйдет из огорода первой, та будет отдана лесовому
- у самой теленок вышел первым, а потом его задрал медведь
- пастуху помогают «черти», пастух  читает слова, в которых описаны условия договора
- пастух пас с трубой, в которую трубил когда коров выгоняли или собирали в лесу
- один пастух собирал коров свистом
- обход пастухам давали старые знающие люди
- некоторые пастухи пасли с рожками, которые делали из коровьего рога
- иногда играли так, что можно было плясать
- пастух обходил коров во вторник, в четверг или в воскресенье
- понедельник и суббота – «крайние дни», а среда и пятница - постные
- пастух обязательно подпоясывался, когда обходил скотину
- у одного пастуха был запрет на то, чтобы ничего не брать из леса, а он сорвал три стручка гороха, и медведь покалечил трех коров
- дома мать выпускала коров в Егория, если еще не пасли, то коровы ходили около дома
 

Репортаж

05

Как эта грязь-матушка сидела в животе,
Так моя коровушка Мартынька стоит при доении

- снач. комм.: когда корова отелится, то последом протирали вымя и клали корове на спину и говорили слова
- комм: после этого корова хорошо стоит во время дойки
- послед потом зарывали в землю
 

Приговор на отел коровы

06

О представлениях, верованиях:

- новую корову в хлев с какими-то словами заводила соседка
- председатель отдал нетелку, но вести велел без веревки, а сама накинула веревку на рога, и корова идти не захотела, председатель потом ругался, корова должна была идти сама
- ко двору приходятся коровы только одной масти, у самой хорошо стояли только черные коровы
- корову принимает «дворовой»
- у соседки не велись овцы, а новые хозяева в этом же доме легко их разводят
 

Репортаж

07

Хозяин, хозяюшка,
С малымя дитям,
С гостям приходяшшим,
Простите миня грешную
В чем я провинилась,
Простите миня грешную

- снач. комм.: если в доме обо что-то ушибешься, то нужно говорить слова
- комм.: «польза есть»
- повтор
- комм.: говорить нужно четыре раза – в каждый угол, начиная с переднего
 

Приговор домовому

08

О представлениях и верованиях:

- при переходе в новый дом первым пускают петуха, в новом доме его кормят и закрывают там, где он будет жить
- сама так не делала, но слышала от людей
- когда сама переходила в новый дом, то овцу с ягнятами привела с собой, а баран был в поле и пришел сам к новому двору
 

Репортаж

09

О календарных обрядах:

- если курица плохо неслась, то в Великий четверг ее хлестали вербой с какими-то словами
- священник говорил, что в Великий четверг нельзя работать
- в Великий четверг можно есть рыбу
- батюшка говорил, что скоромного поесть – не грех, а грех – ругаться и плохо говорить
- в Кириков день делали иордань из досок, вода в нее текла по лотку из родников
- перед праздником иордань мыли; это делали только девушки, женщинам мыть было нельзя
- вода в иордани была очень холодная
- сама купалась в иордани в праздник Смоленской Божьей Матери – 10 августа в Мегре
- был специальный колодец, куда бросали серебряные монетки и брали воду
- сама брала воду в колодце, вода зимой не замерзает и не портится уже три года
- раньше в Рождество по домам ходил священник – «ходили кресты»; священник ходил по домам, хозяева ему давали зерно
ГАДАНИЯ
- девушки воровали зерно у псаломщика и в Святки гадали – рассыпали зерно кучками и выпускали петуха, чью кучку петух поклюет, та девушка выйдет замуж
- с девушками ходила слушать, слышала сильный шум, сказали, что кто-то умрет, и в конце года погиб брат с женой и ребенком; с тех пор сама больше не гадала
 

Репортаж

10

Христос рождается,
Сами знаете,
Я пошшо к вам пришел
За медным пятаком,
Вам на – потешки,
А мне – на орешки

- снач. комм.: когда была маленькая, ходила славить Христа в Рождество
- интонированный текст
- повтор
 

Рождественское славление Христа

11

О своей жизни:

- рассказ о том, как ходила просить милостыню
- рассказ о том, как курице отрубила голову, потом мать заставила ее ощипывать
 

Репортаж

12

О календарных обрядах:

- Христа славили дети, чаще всего мальчики, их пускали в избу, угощали пирогами или хлебом, давали деньги
 

Репортаж

13

Дома ли овечки? – Дома
Дома ли коровушка? – Дома
Дома ли лошадка? – Дома
Дома ли хозяева? – Дома
Бох попути

- снач. комм.: в канун Егория дети бегали с колоколом вокруг домов и кричали
- комм.: хозяйка выходила на крыльцо и отвечала
 

Приговор на Егория

14

О календарных обрядах:

- после рождества начинались Святки
- наряжались, чтобы не узнали, сама одевалась в свадебное платье невестки и закрывала лицо
- ряженые приходили в дом, где были посиделки и плясали
- заходили в дома, если не было гармони, то хозяева пели, а ряженые плясали
 

Репортаж

15

По двадцэти-пяти-пяти
По двадцэти-пяти-пяти

- снач. комм.: так пели ряженым, чтобы те плясали
- комм.: могли стучать по заслонке или по доске
- иногда с собой брали гармониста
 

Наигрыш «под язык»

16

Под пляску

- повтор (палочками)
- повтор
- комм.: однажды сама барабанила на доске, так что можно было плясать
- ряженых не угощали
 

Наигрыш на заслонке

17

О беседах:

- девушки просили избу у одинокой женщины, за то что пускала, приносили что-то съестное
- девушки приносили с собой работу, пряли или вышивали, могли попеть песен или поплясать
- иногда на беседу собирались в бане
- сама песен не помнит, мать песен не любила
 

Репортаж

18

Спой мне, мама, песню, как бывало,
Мы ведь не встречались сколько лет,
Смотрит мама грустно и печально,
Только улыбается в ответ

- напев
 

Авторская песня

19

Вот пришла и я к тебе проститься
И кончаю я к тибе ходить,
У миня машина у крылечка,
Хочет миня в город увозить

- напев
 

Авторская песня

20

Некто-то миня не пожалеет,
Ой, никому миня не жаль,
Некто-то судьбы моей не знает,
Ой, не с кем розделить печаль 

Печальненькоё моё сердечко,
Катитесь, горькие, из глаз,
Катитесь горькие ручьями,
Ой, по моёй белой груди

- напев
- комм.: такую песню пела мать
 

Поздняя

21

О пище:

- на праздник пекли пироги с творогом, тонкие – с песком
- колоба и калитки пекли на Рождество
 

Репортаж

22

О календарных обрядах:

- ряженых называли «маскированым»
- братья взяли мотовила, надели на них матрац и ходили по домам; люди думали, что это нечистая сила
 

Репортаж

23

Первой, первой, первой,
Другой, другой, другой

- снач. комм.: старая женщина мотала пряжу и приговаривала, чтобы не считать нитки
 

Счет на мотание пряжи

24

О календарных обрядах:

- мужики могли наряжаться «лошадью» или «медведем»
 

Репортаж

25

О скотоводческих обрядах:

- накануне Егория коровам и лошадям подрезали хвосты и клали их под матицу
 

Репортаж

26

О календарных обрядах:

- Святки продолжались с 8 по 19 января
- в Крещение старые люди посылали молодежь, которая ходила ряжеными, купаться в прорубь
- в Крещенье ходили за водой на родники, воду приносили после службы в церкви
- крещенской водой умываются и пьют, а оставшуюся воду хранят
 

Репортаж

27

Рассказ о том, как ходила в церковь в Санкт Петербурге
 

Репортаж

28

О календарных обрядах:

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
- в Великий четверг ходили за водой с подойником, чтобы корова лучше доилась
- водой из подойника поили скотину
- перед тем, как взять воды, бросали в реку деньги
- нужно было шевелить золу, чтобы находить в лесу птичьи яйца
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
- ломали вербушки, ставили на могилках, теперь не ставит, потому что они прирастают
- в Троицу на могилку ставят березовые веточки
- раньше старым людям вербушки приносили дети, детям давали за это яйца в Фомино воскресенье
- в Пасху покойных поминают яйцами
 

Репортаж

29

О похоронно-поминальных обрядах:

- на кладбище покойников поминают в Вербное и Фомино воскресенье
- сама ходит в Пасху и на «Христову поминку» – (Радуницу)  
 

Репортаж

30

О календарных обрядах:

- Иванов день не праздновали, но знали
 

Репортаж

31

О родинах:

- сама рожала дома всех детей, кроме одного сына
- одну дочь родила на сарае
- рожала, стоя на коленях
- соседка положила новорожденного на порог и велела перешагнуть; так делали, чтобы ребенок был спокойным
- детей качали в зыбке, подвешенной на очеп
- в зыбку клали нательный крест, под подушку клали воскресную молитву, написанную на бумаге
 

Репортаж

32

О похоронно-поминальных обрядах:

- на смерть готовят все новое или праздничное
- одна женщина жила очень бедно, одеть ее было не во что, и соседка принесла все, что нужно для похорон
 

Репортаж

33

О верованиях:

- если ребенка оставляли одного, то в зыбку клали ножницы или медную иконку; для чего – не знает, научила мать
 

Репортаж

34

Бай, баюшки, баю
Спи, младенец мой, в раю
Папа на роботушки,
Спи-ко без заботушки

- напев
 

Колыбельная

35

Об игрушках:

- кукол делали из тряпочек, рисовали лицо
- кукол лепили из глины
- играть приходилось мало, потому что была десятой в семье 

Репортаж


КОНЕЦ  ЗАПИСИ
Сост. Теленков И. С.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298