Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2006-4 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 255

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Анхимовский с/с
с. Анхимово
23.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Зубакина Н.В.,
Кулева Н.


Исп.: Опарина Анна Алексеевна, 1915 г.р.,
род. в д. Филиппово Анхимовского с/с (сейчас нет)
 

01

О свадебном обряде:

- были «приезды» - вечеринка у невесты дома; на второй день увозили к жениху, там играли свадьбу; свадьбы гуляли неделями
- невесте делали цветы («сокрутят»)
- дети приходили смотреть свадьбы; когда отойдет стол («гост
?бье»), невеста с женихом плясали, их поздравляли
- замуж выходили за местных женихов, за дальних не выходили
- как пройдет Великий пост, так начинались свадьбы; также свадьбы устраивали после Крещенья
 

Репортаж

02

О календарных обрядах и праздниках:

- в Крещенье в Анхимове катались в санях на лошадях до 12 часов, в 12часов на колокольне ударял колокол, и все разъезжались
- в Крещенье женихи выбирали невест: парень останавливал лошадь, и приглашал девушку покататься, мог прокатить по Анхимову несколько раз
 

Репортаж

03

О свадебном обряде:

- после Крещенья парни приходили сватать невест; когда невеста даст согласие, то назначали день свадьбы
- раньше девушки с парнями гуляли по 3-5 лет, потом женились
- после Крещенья недели через две парень мог приехать сватать;
- сватами ходили родители жениха
- если невеста сразу не соглашалась, то назначали число, в которое она даст ответ; невеста мог «дать отказ»
- ездили венчаться в церковь, были шафера, шафер
?ны; у шаферов были «погонялки» [хлысты], украшенные лоскутками; «погонялками» хлестали по полу
- на венчании со стороны жениха стояли шафера, а со стороны невесты – шафер
?ны
- накануне свадьбы у невесты в доме была вечеринка (сначала путает, говорит, что после венца); после венца невесту увозили к жениху; на следующий (третий) день шафера от жениха приезжали за родителями невесты, привозили их в дом жениха, собирали стол
- когда ехали на тарантасах к венцу, жгли бочки; на дровнях зажигали бочку, и лошадь везла ее после тарантаса, в котором ехал жених; впереди ехали жених, невеста, шафера, а позади них везли на дровнях горящую бочку; так ехали до церкви, потом бочку гасили
- жених и невеста к венцу ехали в одном тарантасе
- на «погонялку» навязывали красивые лоскуточки, жених ходил по избе, хлестал по полу погонялкой, а шафера что-то припевали
- невеста приглашали своих подруг в шафер
?ны, а жених своих друзей – в шафер?
- в церкви шафера держали над головами жениха и невесты «кумпол
?» [венцы], батюшка, пел, менял кольца, поздравлял; жених с невестой целовали иконы
 

Репортаж

04

(Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий),
Виноград зелёный,
Яблочок садовый

- снач. комм.: девушки пели свадебные песни
- фрагмент текста
- комм.: после венца, когда невеста с женихом сидели за столом, шаферины пели эту песню, гости подпевали
 

Свадебная

05

О свадебном обряде:

- у невесты дома была вечеринка, было «угост?бье», приезжали женихи – называлось «приезд»
- перед вечериной невесту водили в баню, после бани невесте припевали песни, приплакивали, невеста плакала; невесту «вытравляли» [заставляли плакать]
- песни для невесты пели старушки, которые приходили «со стороны»
- невесту водили вдоль по полу, что-то приговаривали про ее будущую жизнь
- старушки пели песню «Из-за лесу темного» (упоминание)
- после венца, когда жених с невестой ходили в баню, приходили старухи, ломали горшки – кидали об стену бани горшки (3-4 горшка), жених с невестой в это время мылись
- после венца молодых встречали с хлебом-солью на длинном полотенце; родители жениха выходили на улицу встречать молодых
- застолье после венца: все столы были накрыты, пекли розанцы, пряжёные пироги, делали тушонку; пекли большие пироги – рыбники; стол накрывали, пока молодые были в церкви
- после венца все раздевались, садились за стол
- раньше все было свое, покупали только чай, хлеб, сахар, конфеты
- молодые сидели «на простенке» в центре; по краям от невесты сидели шаферины, от жениха – шаферы
- у жениха могло быть по четыре шафера
- рядом с молодыми сидели родители – рядом с невестой мать, рядом с женихом отец, дальше – шафера и шаферины; потом садились приглашенные родственники
- после венца (на следующий день) делали «приезд» у жениха – привозили к жениху родителей невесты
 

Репортаж

06

Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий.
Виноград зелёный,
Яблочек садовый.

- фрагмент текста
- комм.: невеста с женихом ходили по полу, а гости пели
 

Свадебная

07

О свадебном обряде:

- на свадьбе танцевали краковяк, падэспань, вальс; плясали
- невеста с женихом после угощения сами выходили из-за стола, плясали вместе с шаферами; молодые ходили вдоль по полу, им припевали песни
- шутили: шафера садили на стул сватью, невесту, жениха, поднимали вверх под потолок, припевали песни
- на вечеринке (у невесты) и на «приезде» (у жениха) веселились
- когда поднимали на стуле, то кричали «ура»
- когда у жениха был «приезд», то гости кидали деньги на поднос, который лежал на столе
- невесте (?) дары дарили: полотенца, салфетки, сорочки (все было свое, тканое)
- когда дарили, говорили: «Наша невеста – не ткаха, не пряха» (упоминание приговора)
- были специальные люди, которые с подносом угощали всех; на подносах разносили стаканы, чашки с чаем
- варили пиво, делали квас, пекли большие квасники
- припоминает, что невесте косу расплетали, она прощалась с волюшкой
 

Репортаж

08

О полевых работах, о традиционном укладе жизни:

- серпами жали, лошадями плужили;
- папа сеял руками, ходил с ведром; надо было угадать, чтобы посеять «не редко и не часто», чтобы получился большой колос (20 см)
- с поля все убирали, чтобы не осталось ни одного колоска (родители учили детей так убирать)
- мать учила дочь жать; в 12-13 лет девочка уже жала по 5 суслонов
- снопы вязали так, чтобы они были красивые; 10 снопов – суслон; когда все высохнет, то отец убирал в стоги
- дети навоз по полям развозили
- отец учил боронить (на своих конях)
- летом родители будили детей очень рано, чтобы они шли на сенокос; в воскресенье отдыхали
- последний сноп – для себя жали «отжинаху»; мать говорила отцу: «Дожинайте и привезите снопочек овса, а я вам пирогов напеку, напряжу»; когда принесли последний сноп, мать велела положить его в угол, под икону; потом этот сноп мать скармливала коровам; последний сноп- «отжинаха»
- поговорка: «Пречистая – на полях чисто»; к Пречистой старались все убрать с полей
- мать отправила детей (дочь с сыном) дожинать последний сноп, они принесли его домой и положили под иконы; мать к этому времени напекла пирогов
- у папы был костюм из тонкой шерсти (мать сама пряла шерсть), рано утром в этом костюме отец ходил сеять
- отец выбирал место для посева, где посуше; отец ходил наблюдал за землей, за погодой, выбирал время, когда лучше пахать и сеять
- в семье А.А. было три поля, в каждом поле было пять полос; еще была четвертая поляна (тоже в пять полос); отец сам все пахал и сеял
- отец выбирал землю, чтобы земля была «как пух»
- когда жали, старушки пели песни; пели громко, было слышно, как поют
- отец держал много коров для навоза – «надо земелюшку оназемить»
- собирали навоз: там, где стояли коровы, подкладывали хвою (еловые лапки), сверху клали соломку
- навоз возили зимой, весной, летом; в Петров день возили навоз, чтобы садить картошку
- зимой отец уезжал на заработки, работал токарем; перед отъездом отец оставлял работу для семьи – высушить, намолотить зерно, чтобы потом, когда приедет, везти зерно на мельницу
 

Репортаж

09

Параход идёт на низ,
А параходу кланялись,
А лучше милого поклоны,
Лучше всех пондравились.

- текст
 

Частушка

10

Налей-ко, мама, самовар,
Золотые чашки,
Придёт милой чаю пить
В розовой рубашки.

- текст
- комм.: маленькие девочки (13-14 лет) жали и припевали песни; с песнями было веселее работать; на других полосах тоже пели песни, было слышно
 

Частушка

11

Косила, покосила,
О камень косу бросила,
Осёлочку под ёлочку,
Сама пошла к милёночку.

- текст
- комм.: пели не растяжно; в Белозерске пели растяжно, а здесь – нет
 

Частушка

12

Скоро, скоро Троица,
Скоро лист наполнится,
Скоро милинькой приедет
Сердце успокоится.

- текст
 

Частушка

13

Я иду, а милой пашет
Чёрную земелюшку,
А подошла, ему сказала:
- Получай изменушку.

- напев (декламационный)
- комм.: на жатве пели частушки и песни
 

Частушка

14

На улочке комарочки - не?льзя спать
Чуть уснула я, младенца.

- фрагмент текста (1 строка)
- комм.: могли петь на жатве; на праздниках собирались, пели песни; старые люди заводили, а девчонки подпевали
- повтор фрагмента текста (2 строки)
 

Лирическая (?)

15

О беседах:

- караводом ходили
- на вечерах плясали играли в хороводы
- ходили на бисёды; приходили звать на бисёду – кричали в окошко: «Приходите на бисёду»
- на бисёдах пели песни, плясали
- девочки на сарае учились плясать («Краковяк», Танец); потом, когда научатся, то приходили на бисёду
- бисёды могли быть по вечерам на неделе и в воскресенье
 

Репортаж

 

- продолжение репортажа

- девушки приходили на бисёды с прялицами, пряли
- мама ткала матрасы, полотенца, салфетки
- на беседах пряли шерсть (на носки, перчатки), вязали
- без прялки мать не отпускала на беседу, говорила: «Иди с прялкой, там сидите с прялкой, чтобы был напряден простень [веретено]»
- парни шутили («пригагутки»)
- девки сидели, а парни плясали «Русского»
- плясали «Краковяк», кадриль
- в пост бесёд было мало – грех было ходить, собирались только по воскресеньям
 

 

16

Об изготовлении одежды:

- в Великий пост мама ставила «став», «ставину»; дочь наматывала мотушки на барабан; мама сновала на «снуйки»; мать учила дочь вдевать ниченки
- в пост ткали, пряли
- мама ткала из шерсти и шила тонкие шерстяные «пинжачки», брюки, в такой одежде отце весной ходил в лес, к огородам
- праздничную одежду и обувь покупали; повседневную одежду шили сами
- полотенца ткали
- приданое копили
- на пяльцах вышивали «концы» полотенец разными рисунками
- у матери приданое для дочери было приготовлено заранее
- в свадьбу дары дарили
- мать не давала дочери прясть лён, дочь пряла «пачесы» и «отрепы» для половиков; мать сама пряла очень тонко
- лен надо было предварительно выдергать, замочить в ручей, потом, когда отмокнет, разослать, лен лежал две недели, чтобы стал белым; потом лен убирают, сушат (становят в бабочки, вяжут снопы), потом убирают в сарай и мнут на мялках, потом треплют, чтобы вышла шелуха и лен был мягким; потом мама чесала щетками; получались сначала «отрепы», потом «пачесы»
- костру после чесания льна куда-то убирали, м.б. закапывали
- в обработке льна старались успеть так, чтобы к марту, в Великий пост, можно было прясть, ткать, чтобы к Пасхе все было готово
- в конце лен «бучили» камнями, чтобы он был еще белее, или клали на снег, чтобы лен выбелился
 

Репортаж

17

О календарных обрядах и праздниках:

- ПАСХА: на Пасху к иконам вешали новые длинные полотенца
- когда в Пасху приходили гости, то на стол постилали салфетки
- в Пасху собиралась «родов
? большая» (много родственников), было «гост?вьё»
- мама к Пасхе пекла розанцы, пироги, делала сухари
- яйца красили разными красками: синими, розовыми, красными, коричневыми (краски покупала мама); красили в луковой коре, красили березовыми листьями (яйца получались желтые)
- парни собирались на улице, бились яйцами, кто больше выиграет; бились – один держит, а другой бьет; был случай, что парень выигрывал, а потом узнали, что у него было деревянное яйцо, потом этого парня наказали
- в праздник приезжали на конях торговцы; играли, веселись, песни пели
- детишки бегали по домам (к своим родственникам), их угощали яичками (специально готовили много яиц); детишки брали яички и сразу убегали
 

Репортаж

18

Христос воскресе и
Смертии смерть поправ,
И сущим во гробе живот дарова.

- текст
 

Пасхальный тропарь

19

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: мама не давала ничего делать, считали «за грех»; мама отправляла детей в церковь за вербушками и за святой водой; батюшка в церкви святил детей, наливал им святой воды в битончик; освященную вербушку мама клала под иконку, чтобы потом с ней выпускать коров
 

Репортаж

20

О скотоводческих обрядах:

- ЕГОРИЙ – первый выгон коров: мама брала икону и вербушку, обходила коров, прыскала их святой водой, принесенной в Вербное воскресенье,  и выпускала скотину «на Божью волю»;
- первый раз выпускали коров в стадо, пастух обходил все стадо на поляне, читал по бумажке что-то божественное
- вербушку, которой мама выгоняла коров, мама «кладовала» под иконку, вербушка там стояла весь год до «новой вербушки», когда ставила новую вербушку, то старую куда-то выкидывала
 

Репортаж

21

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ назывался сочельник перед Пасхой
 

Репортаж

22

О скотоводческих обрядах:

- когда корова отелится, то мама брала мягкой соломки, клала в ведро с крещенской водой крестик, этой водой мама мыла коровушку после отела, чтобы чисто было доить
- ближе к лету перед первым выгоном мама подрезала корове хвост
 

Репортаж

23

Дома ли корова,
Дома ли телята,
М
?леньки робята?

- в Егорий мама давала детям колокол?, дети бегали с ними по деревне
- текст
- комм.: это припевали; дети прибегали к каждому дому, колотили колоколами; каждый ребенок вешал колокол на шею, прибегали к дверям дома и припевали
- повтор текста
 

Припевка в Егорий

24

О детском воспитании:

- в каждой семье было много детей (до семи человек)
- дети обирались вместе, играли в городки, в козни, в «хлопту»
- мужики делали в деревне «гиган[т]», дети качались на нем в выходные дни (воскресенье)
- на неделе дети не бегали, ходили на сенокос, на жатву
 

Репортаж

25

Дома ли корова,
Дома ли телята,
Ма
?леньки ребята?

- текст
- комм.: дети бегали, припевали громко, «вси в голос»
- проба интонирования
- комм.: пока дети бегут от дома к дому, «барабанят» колоколами, когда подбегут к дому, то припевают; хозяева выходили к детям; дети стояли у дверей, «барабанили» колоколами и припевали «в крык»; взрослые детям говорили: «Ой, ребята, седни Егорей, бегите с колоколам», дети говорили: «Давайте колокола нам»
 

Припевка в Егорий

26

О скотоводческих обрядах:

- ЕГОРИЙ: мама обходила корову с иконкой и вербушкой
 

Репортаж

27

О календарных обрядах и праздниках:

- считали сорок утренников - «кладовали» камешки, примечали, сколько будет морозов; камешки клали на опечек; мама велела детям считать морозы
- БЛАГОВЕЩЕНЬЕ: мама говорила: «птичка гнёздышка не вьёт, красна девка косы не плетёт»; нельзя было работать
- НИКОЛА МИЛОСЛИВОЙ: примечали, когда Никола пройдет, то можно садить лук
- СВЯТКИ: окрутники бегали, собирались молодежь и бегали по своей или по соседней деревне; окрутники надевали мамины юбки, длинные бабушкины платья или штаны с шапками (мужиком); окрутники в доме плясали и убегали; хозяева пытались узнать, кто нарядился
- окрутники наряжались медведем – надевали вывернутую шубу, солдатом – надевали военную фуражку, моряком – морской пиджак брала у отца
- окрутники приходили на бесёду, надевали маску
 

Репортаж

28

Христос рождается, славите,
Христос в небе, здраствуйте,
Христос на земле возноситеся.
- снач. комм.: ходили «славить Христа»

- фрагмент текста
- комм.: пели дети
 

Рождественский тропарь

29

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: гадали, жгли бумагу «против тени», смотрели, что покажется
- МАСЛЕНИЦА: в Анхимове было катание; молодежь катались, выбирали себе невест, после масленичного катания сватали невест
- катались на санках с горы «в реку»; на горе была часовенка
- пацаны приносили дрова и поздно вечером жгли костер
- катались на «подсанках»
- для костра брали дрова каждый сам у себя дома; костер жгли на горе
- когда катались с горы, «стоит одно пищ
?енье»
- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: постились, детям говорили: «Надо терпеть до Пасхи»; говорили, что  если оскоромитесь («наком
?итесь»), то потом заболеете
 

Репортаж

30

О похоронно-поминальных обрядах:

- когда человек умрет, клали на диван или на скамейки, на табуретки
- бывало, что раньше причитывали по покойнику
- когда человек умрет, то кто-то один молча читает Библию
 

Репортаж

31

О престольных праздниках:

- здесь были праздники Покров и Троица
- в д. Филиппово были праздники – Мед†сей (зимой) и Фролов день (31 августа)
- служили в церкви молебен, в конце службы ударял колокол, и все из церкви уходили
- в д. Филиппово на горе была небольшая часовенка; в ней служили в Фролов день,
- ФРОЛОВ ДЕНЬ (ФРОЛЫ И ЛАВРЫ): коровушек гоняли и прыскали; делали «ерда
?н», батюшка служил над водой, потом собирали коров и батюшка их прыскал
- на Фролов день у реки специально делали «ердан»: делали доски, столбы, чтобы люди могли зайти
- коров прогоняли мимо реки, мимо «ердана» в деревню и прыскали
- праздновали Рождество, Пасху 

Репортаж

         

Конец записи
Сост.: Кулева С.Р.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298