Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2005-4 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 210 |
|
||||
|
|
199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | > 299 |
219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | |
229 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | |
259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | |
279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 |
Вологодская область, Белозерский район, Бечевинский с/с д. Катилово 16.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н. Гринькин Г. В. |
Исп.: Павлова Евдокия Егоровна, 1923 г.р., род. - д. Большое Заречье Бечевинского с/с
Егорова Екатерина Константиновна, 1923 г.р., род. - д. Ануфриево Кукшевского с/с
01 |
ГАДАНИЯ - из спичек делали «колодчик» и «крюк», которым достают воду и все это клали под подушку, жених должен был во сне придти за водой - бросали обувь - бросали дугу и смотрели, куда она покажет концами, туда и замуж идти, бросали вперед и вверх - ходили на кресты, зачерчивались и слушали, если послышится звук колокольчика или стук копыт лошади, то выйдешь замуж - гадание – связь с нечистой силой - гадать можно в 12 часов ночи - на крестах зачерчивались палочкой, которую приносили с собой, ходить на кресты нужно поодиночке - сестра на крестах услышала далекое пение - брали плоскую широкую посудину в форме ладьи, и вней трясли снег, что-то загадывали - перед иконами жгли смятую бумагу и смотрели, какая получится фигура из пепла, смотрели на тень - старшие сестры смотрели в зеркала - одной девушке нагадывалось что-то нехорошее, потом она «нагуляла» ребенка; нагулять ребенка – позор
|
Репортаж |
|
02 |
- раньше девушки могли уйти замуж самоходкой, когда оставались жить с парнем без сватовства и свадьбы - когда выходили замуж по правилам, то после сватовства жених забирал невесту к себе на 1-2 недели, а потом привозил к родителям, и после этого начинали готовиться к свадьбе - после того, как невеста прожили с женихом, как с мужем, то отказаться от договоренности было нельзя - потом чаще стали уходить «самоходкой», но все равно делали свадьбу, если невеста хотела, то устраивала девишник - после того, как невеста возвращалась в дом к родителям, родители жениха и невесты начинали готовиться к свадьбе - раньше невесту могли отдать замуж против ее воли, позже так уже не делали - сама ушла самоходкой (Павлова), 2 ночи ночевала в доме жениха, а потом вернулась домой готовить приданое - после сватовства невеста могла жить в доме жениха разное время, 2 недели или несколько дней - накануне свадьбы девишника не делали, но молодежь собиралась на вечеринку, если позволяли средства родителей невесты - раньше, когда были девишники, после них невесту водили в баню (Павлова) - «старый» парень высватал молодую девушку, а на девишнике, когда невеста плакала, он запретил ей это делать, т.к. был председателем - на девишник приглашали причетальницу; была женщина, которую звали Абросимовна, она ходила на все девишники, слова подбирала в зависимости от ситуации; если невеста была сирота или не было одного из родителей - после того, как председатель запретил плакать, молодежь устроила веселье с пляской
|
Репортаж |
|
03 |
- раньше пол не красили и мыли дресвой - пол мыли, скоблили до самой улицы - по избе ходили босиком, а на двор к корове – в плетеных ступнях - полы мыли песком, дресвой и с камнями - когда стены дома и пол вымыты чисто, то они имели желтый оттенок, а если вымыто плохо – синий - пол и стены покрывались копотью от свечей и лучины, их приходилось долго отмывать - мылись щелоком, сваренным из золы, мыло было редкостью, его покупали в Белозерске - мылись в печах, не было бань
|
Репортаж |
|
04 |
Во последний путь, да во дороженьку
- фр. текста - комм.: (?)причеты записывали на бумажках
|
Похоронное причитание |
|
Вологодская область, Белозерский район, Бечевинский с/с д. Катилово 16.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н. Гринькин Г. В. |
||
|
|
|
|
Исп.: Агапова Александра Васильевна, 1914 г.р., род. - зд.
Купричева Ольга Васильевна, 1930 г.р., род. - зд.
(сестры)
05 |
На чужую сторону Во чужую семью
- фр. текста - снач. комм.: пели на свадьбах по несколько человек - повтор (Купричева)
|
Свадебная |
06 |
- снач. комм.: сватали невесту с определенными словами - комм.: многих отдавали не по любви, а так, чтобы было выгодно - мать вышла не по любви (Купричева)
|
Свадебный приговор |
07 |
- видела один девишник, невеста выходила по любви, но причитала - на девишнике песен не пели, только плакали - поют на свадьбе - на девишнике присутствовали одни женщины - в песнях пели про «волю вольную» - на свадьбе песни пели тогда, когда гости сидели за столами, но пели не сами гости, а женщины, не сидящие за столом; за пение угощали пирогами и пивом - свадьбы справляли после того, как закончиться уборка урожая
|
Репортаж |
08 |
- во время жатвы пели песни протяжным голосом
|
Репортаж |
09 |
Э-э-э-э-эй, да стало сонце ниже ели, Э-э-э-э-эй, да мы поести захотели, Э-э-э-э-эй, да дубинушка, ухнем, Э-э-э-э-эй, да роззелёная сама пойдёт, идёт
- напев - снач. комм.: на сплаве пели «Дубинушку», когда разбирали заломы - комм.: на последних словах все вместе дергали бревна
|
Трудовая припевка |
10 |
Э-э-э-э-эй, да не идёт никто проведать, Э-э-э-э-эй, пойдёмте, деушки, обедать, Э-э-э-э-эй, да дубинушка, ухнем, Э-э-э-э-эй, да роззелёная сама пойдёт, идёт
- напев - снач. комм.: когда близко не было начальства, пели такие слова
|
Трудовая припевка |
11 |
- фр.текста - снач. ком.: пели под конец
|
Трудовая припевка |
12 |
Э-э-э-э-эй, да Оля бейся, хоть не бейся. О-о-о-о-ой, да ты на Ваню не надейся, О-о-о-о-ой, да дубинушка, ухнем Э-э-э-э-эй, да роззелёная сама пойдёт, идёт Подтянём, подтянём, да ухнем
- комм.: все баграми зацепятся и вместе потянут - пели, чтобы веселей работать, всем вместе - иногда могли подавать команды, но с песней работать лучше - «Дубинушку» могли петь и просто, «от нечего делать»
|
Трудовая припевка |
13 |
- на жатве пели такие же частушки, как в пляске, но протяжно - пели, чтобы веселее было работать
|
Репортаж |
14 |
- снач. комм.: в лесу аукались громким, протяжным голосом - комм.: имя не выкрикивали
|
Ауканье |
|
15 |
Тибе холодно в лесу, Прилети на нашу крышу, Разгани мою тоску
- комм.: такую частушку пели, когда слышали кукованье кукушки
|
Частушка |
|
16 |
Тибе холодно носку, Прилети на нашу крышу, Разгани мою тоску
- комм.: так пели кукушке - на жатве пели немного по-другому - кукушке пели редко
|
Частушка |
|
17 |
Тибе холодно носку, Прилети на нашу крышу, Разгони мою тоску
|
Частушка |
|
18 |
Моя интелегеночка, Полюбилась дураку Юбка до коленочка
- текст
|
Частушка |
|
19 |
Весёлая игра, Играет, што переливаетца Холодная вода
- снач. комм.: девушки ходили по деревне вслед за гармонистом и пели песни
|
Частушка |
|
20 |
Весёлым голоском, А не сыграёт ли тальяночка За тёмненьким леском
|
Частушка |
|
21 |
Замужом не до тово, Не дадут другова милова, Гледи на одново
|
Частушка |
|
22 |
О представлениях и верованиях:
- на «кокушкин голос» можно петь любые частушки - когда слышали кукушку, то могли загадывать, сколько лет до свадьбы, до смерти, до женитьбы
|
Репортаж |
|
23 |
- отец делал горшки, лепил их на круге, который вращал рукой - лепил большие и маленькие горшки, сохранились только большие
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Бечевинский с/с д. Катилово 16.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н. Гринькин Г. В. |
||
|
|
|
|
Исп.: Павлова Евдокия Егоровна, 1923 г.р., род. - д. Большое Заречье Бечевинского с/с
Егорова Екатерина Константиновна, 1923 г.р., род. - д. Ануфриево Кукшевского с/с
24 |
Весело не пожили, Это всё из-за войны Гуляночки отложили (напев плясовой)
(Павлова)
|
Частушка |
|
25 |
Любить-то некому миня, Хотя и было бы кому, Не надо серцу моему
- комм.: так пели на жниве
|
Частушка |
|
26 |
Тибе холодно носку,
Прилети ко мне на крышу, (напев плясовой)
- комм.: могли петь протяжно
|
Частушка |
|
27 |
Живём не очень хорошо,
А поиграют, да попляшом,
- комм.: на жниве пели для того, чтобы было веселее, жали под вечер, чтобы было не жарко - пели жалобные песни - могли петь по двое, если жали на соседних полосах
|
Частушка |
|
28 |
- снач. комм.: играет языком правнуку, а тот пляшет - комм.: детям играют, или тогда, когда нет гармони
|
Наигрыш «под язык» |
|
29 |
- снач. комм.: в деревне почти каждый человек умеет играть языком - комм.: когда по деревне ходили языком не играли, ходили за гармонистом
|
Наигрыш «под язык» |
|
30 |
Только веники жовать, Проводил миня до дому, Не сумел поцоловать (напев плясовой)
|
Частушка |
|
Вологодская область, Белозерский район, Бечевинский с/с д. Коровино 16.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н. Гринькин Г. В. |
||
|
|
|
|
Исп.: Андреева Анна Васильевна, 1922 г.р., род. - д. Боково Кукшевского с\с
31 |
|
Репортаж |
32 |
Пресвятая Богородица, царица, мать небесная
- фр. текста - комм.: в детстве ходила подпаском, а пастухом была монашка, которая научила молитвам - умела заговаривать змей, знала другие заговоры
|
Молитва |
33 |
- в деревне был пастух, мать которого давала «огороды» пастухам - пастух барабанил на деревянной барабанке - пастух не разрешал хозяйкам выгонять коров с непокрытой головой; скотину нужно выгонять в платке - однажды пастух потерял барабанку, а на барабанке особые слова - пастух ходил в теплом тулупе, в шапке и подпоясанный - на барабанку брали особые слова - коровы знали звук барабанки - в руки барабанку брать нельзя никому кроме самого пастуха, пастух ее всегда носил с собой - пастух запрещал детям приходить на пастбище, чтобы те не мешали есть коровам - пастух ночевал и питался по очереди в каждом доме
|
Репортаж |
34 |
- на Егория мать обходила скотину, взяв с собой решето, в которое был положен кусочек пасхи, яички - мать коров отправляла «только с Богом» - в решето при обходе мать клала ветки вербы, припасенные с вербного воскресенья - после первого выгона ветки вербы хранили
|
Репортаж |
35 |
- на свадьбу пекли каравай, на который сажали печеных уточек, украшенных цветными тряпочками; когда приходили парни, то им дарили уточек с каравая - после этого парни заводили «ланчик» - каравай с уточками пекли на девишник - на девишнике женщины причитали, после причетов молодежь плясала «ланчик», в который брали невесту - невесту подруги водили под руки - раньше вина пили мало, чаще – пиво - на свадьбе молодых поднимали «на ура», сажали на скамейку и поднимали под потолок с криком «горько» - на свадьбе шутили – разбивали об пол корчагу с углями и землей, бросали на пол деньги и заставляли невесту подметать и собирать деньги, жених забирал деньге, а его трясли и снова высыпали деньги на пол; так делали на второй день свадьбы
|
Репортаж |
36 |
Накануне Рождества, Искала каледа Государева двора.
- текст - комм.: дети и подростки бегали по деревне и пели под окном; хозяева могли выругать
|
Колядка |
37 |
- накануне Нового года заваливали двери дровами, хозяева ругались
|
Репортаж |
38 |
Накануне Рождества, Искала каледа Государева двора.
- текст - снач. комм.: «это вроде молитвы» - комм.: подходили к окну и произносили, хозяева могли угостить пирогом, а могли и выругать - повтор - комм.: хозяева старались что-нибудь дать
|
Колядка |
|
|
199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | > 299 |
219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | |
229 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | |
259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | |
279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 |