Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2005-4 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 221

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Визьменский с/с
д. Сафроново
24.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Щупак Г. Н.
Самойлова Е. В.

 

 Исп.: Иванов Василий Семенович, 1933 г.р., род. - зд. 

01

Сибирская подгорная

- комм.: у кирилловской гармони басы косые
 

Наигрыш на гармони

02

Песни

- фр-ты
 

Наигрыш на гармони

03

О деревне:

- раньше в деревне было много людей
- в1952 г. в деревне было 87 трудоспособных граждан
 

Репортаж

04

Под пляску

- фр.
 

Наигрыш на гармони

05

Под драку
 

Наигрыш на гармони

06

Под пляску
 

 

07

Семеновна
(с переходом под пляску)

- комм.: играть можно «пореже» и «почаще», все зависит от настроения
 

Наигрыш на гармони

08

Под пляску

- фр.
 

Наигрыш на гармони

09

Под пляску

- фр.
 

Наигрыш на гармони

10

Я марка

- комм.: раньше мог перенимать игру других гармонистов
 

Наигрыш на гармони

11

Под пляску
(со вступлением)
 

Наигрыш на гармони

12

Под пляску
 

Наигрыш на гармони

13

Под пляску

- снач. комм.:  для парней и для девушек игра разная
 

Наигрыш на гармони

14

О музыкальных инструментах:

- у самого есть несколько гармоней
- все гармони делали в кирилловском районе
- на Севере есть гармонь – 8 планок, которая весит 11 килограмм
- мать играла на однорядной гармони, которую получила от своего отца
- раньше играли на балалайках
- сам играл с детства
- в 1940 году отец купил в Белозерске гармонь

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Визьменский с/с
д. Камешник
25.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Щупак Г. Н.
Самойлова Е. В.

 

Исп.: Парталоха Анна Ивановна, 1918 г.р., род. - зд. 

15

Об игре на гармони:

- у самой было 4 брата, которые играли на гармони
- хотелось научиться играть так, что даже на беседы не ходила, а сидела в бане и училась
 

Репортаж

16

Под пляску  

А я плясать-то не умею
И пляшу не хорошо
А только <…>хромочка
Играёт хорошо


<…>

Говорят, шшо не красива

<…>

Я любила рожь высокую,
Любила низко жать


<…>

Поиграй повеселее,
Веселее этово,
Любила дролю – хулигана,
Хорошо одетово

Хорошо игрок играёт,

<…>

Моё серцо возражаёт

<…>

Ты играй повеселее,
Я люблю твою игру,
Ты игр
?ёшь – лехче делаецца
Серцу моему

<…>

Я любила рожь высокую,
Любила низко жать


<…>

 

Наигрыш на гармони с частушками

17

Под пляску
(правой рукой)

- снач. комм.: сначала училась играть одной рукой, потом – другой
 

Наигрыш на гармони

18

Под пляску
(на басах)
 

Наигрыш на гармони

19

Под пляску

- снач. ком.: когда научилась играть отдельными руками, стала сводить вместе

А я люблю, как ветер дует,
И черёмуха цветёт
Я люблю, как моя мамонька
Гармошку розведёт

- ком.: такую частушку поют дочери
 

Наигрыш на гармони с частушкой

20

Под пляску

- комм.: эта игра называется «русская пляска»
- «на розвал» – другая игра
 

Наигрыш на гармони

21

Под пляску
 

Наигрыш на гармони

22

Под пляску

- комм.: под такую игру плясали «ланчика»
 

Наигрыш «под язык»

23

Под пляску 

Я гулять-то с тобой, миленькой,
Цево-то всё боюсь,
Кажеццы, ягодиночка,
От любови откажусь

Ты играй повеселее,
Веселее этово,
Любила дролю гармониста
Хорошо одетово

 Всё наборы, да наборы,
На молоденьких робят,
Што за ёкар в душу мать,
Когда жо девок будут брать
 

Наигрыш под язык с частушками

24

Под пляску

- снач. комм.: под пляску играют почаще, а по деревне – пореже
 

Наигрыш на гармони

25

О музыкальных инструментах:

- раньше еще играли на балалайках
- ансамблями не играли
- игрой на гармони успокаивала дочь, чтобы та не плакала
 

Репортаж

26

Баю, беньки, баю,
Живёт барин на краю,
Он не нужен, не богат,
У ево много робят

- интонированный текст
 

Колыбельная

27

О работе на сплаве:
 

Репортаж

28

О календарных обрядах:

- праздновали Николу и Ильин день
- на праздник девушки приходили с 3 платьями, которые заворачивали в платок
- когда девушки шли в гости в соседнюю деревню, то брали с собой пирог
- в праздники девушки меняли платья каждый день
- праздники гуляли по 3 дня
ЖАТВА
- последний сноп приносили домой, а потом в Покров его скармливали скотине
- вместе с последним снопом домой приносили березовый веник
- в сноп втыкали серп
- кто дожинался последний, про того говорили »остался на киле»
- после окончания жатвы женщины катались по полю 

Репортаж

 

(продолжение репортажа о календарных обрядах:

ПАСХА
- бились яйцами, катали яйца по лотку
- водящему завязывали глаза и раскручивали, а кто-то в это время относил яйцо на 30 шагов, водящий должен был найти эьл яйцо
- яйцами бились
- по домам ходил священник
- пекли «паску»
СВЯТКИ
- девушки гадали, ходили слушать на кресты
- мать надела длинную рубашку, хотела напугать девок, а сосед сам надел длинную рубаху и напугал мать
- на крестах девушки загадывали, что-то должно было почудиться
- гадали на картах
- девки «пололи снег»
- по домам ходили и пели «каледу», за это хозяева давали денег
ТРОИЦА
- на Троицу было гулянье
- ходили в лес за березками, которые потом ставили вокруг дома
 

Репортаж

29

О похоронно-поминальных обрядах:

- на 40 день душу покойного пригашают домой и поминают до 12 часов, а потом отпускают ее на кладбище
- накануне урочных дней топят баню и покойного туда приглашают
- в баню можно приглашать причетом
- сама боялась покойников, но матери перед тем, как та умерла, наказала, чтобы та дала знак, так и случилось
- покойники ходят до 40 дня, а после этого срока им уже нельзя ходить
- одной девочке приснилась умершая мать, девочка просила ее остаться, но мать сказала, что на кладбище большие двери, и если она опоздает, то больше ее не пустят
- на кладбище свой порядок
- самоубийц на кладбище не хоронят, их туда не пускают
- два брата подрались, и один другого убил; оставшийся в живых брат пошел в баню, а к нему пришел умерший и предложил покурить, он был в той же одежде, что и похоронили
- до 40 дня на угол дома вывешивают полотенце, чтобы покойник мог ходить
- после бани вечером покойного поминают
- обязательное блюдо на поминках – блины и кисели, которые подают в последнюю очередь
- когда покойник лежит в доме, приходящие оставляют деньги, которые потом приносят в церковь
- в переднем углу ставят чай и закуску для покойного
- когда приносят что-то покойному, то за это нельзя благодарить
 

Репортаж

30

Помяни, Господи, на лёхкоё лежаньицо 

Поминальный приговор

31

О похоронно-поминальных обрядах:

- умерла жена брата, и муж по ней тосковал так, что она каждую ночь к нему приходила
- если тосковать, то покойники ходят
- покойника кладут на скамейку вдоль половиц
- в гроб покойному кладут листья от березовых веников
- в гроб кладут те предметы, которыми покойного обихаживают
- в могилу, перед тем как опустить гроб бросают деньги
- перед тем как зарывать могилу, бросают по горсти земли
- если при копке могилы нашли камень, то этот камень зарывают, он принадлежит умершему
- заплаканные платки бросают в могилу
- гроб в могилу опускают на веревках
- над гробом делают потолок, раньше так не делали
- крест на могиле ставят ближе к ногам покойного
- одна женщина любила цветы, и ей на могилу положили их очень много, она во сне приснилась своей дочери и попросила убрать цветы, т.к. они давят ей на грудь
- одна женщина поставила на могилу ограду, которая была выброшена с другой могилы ,во сне ей приснилась женщина и попросила отдать ограду
- в Троицу на кладбище поминают покойных пирогами с рыбой
- на кладбище нельзя оставлять корки от пирогов и вино
- раньше, когда поминали на кладбище, стелили на могилу полотенце
- на кладбище сыплют зерно, чтобы поминали «тютеньки» (птицы), нельзя сыпать на то место, где голова покойного – птицы могут выклевать глаза
- стружку от гроба сжигают на пожке и при этом смотрят, если дым идет на деревню, то будет еще покойник
- веники, листья с которых стелили в гроб, тоже сжигают
- чтобы не бояться покойников можно перепрыгнуть через пожог, в котором горят стружки
- когда покойного провожают в 40 день, то на руках несут икону, и провожают до того места, где жгли стружки
- после того, как покойного проводят, на улице накрывают стол
- поминают киселем
 

Репортаж

32

О скотоводческих обрядах:

- в Егория обходят скотину
- пекут «моленник», в который запекают шерстинки от всех животных, потом этот пирог делят между всеми животными, чтобы они знали друг друга
- скотину обходят с топором и «моленником», который кладут в решето, в котором стоит иконка и свечка
- после обхода топором на матице во дворе высекают крест
 

Репортаж

33

О пастушеских обрядах:

- у пастухов был свой обычай, они самим обходили все стадо
- пастухи играли на барабане, его звук было слышно на 7 километров
- один старик что-то пошептал «лессовому дедушке» и все коровы вышли к нему
 

Репортаж

34

О представлениях и верованиях:

- один мужчина поставил дом не на том месте и его коровы никогда не могли благополучно отелиться
- леслвлй бывает плохой и хороший; два мужика легли отдохнуть в лесу, плохой лессовой сказал, что их затопчет, а хороший заступился, сказав, что они легли благословясь
- один мужчина поехал в город, а другой хотел его догнать, побежал и на дороге увидел телегу и лошадь, догнал, сел и сказал «Господи, благослови», телега и лошадь исчезли и он оказался на дороге
- есть дворовой и домовой хозяин, они любят, чтобы в доме все было хорошо, без ссор
- у всех хозяев есть семьи
 

Репортаж

35

Богушко-батюшко, дай ты мне, Господи бодрости-то, смелости-то, подави во мне боязнь-то всю. Бо¥ушко-батюшко и боженятка милые, вы-то помогите мне

- комм.: у Бога есть свои дети
 

Молитва

36

О представлениях и верованиях:

- раньше стояла мачта, которая отводила грозу
- раньше были приметы на Великий четверг

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Визьменский с/с
п. Визьма
25.08.2005.

Зап. Кулев А. В. 
Щупак Г. Н.

 

Исп.: Андреева Евдокия Ивановна, 1923 г.р., род. - д. Климшин Бор 

37

О похоронно-поминальных обрядах:

- до 40 дня душа покойного должна облететь все места, где человек бывал при жизни
- после 40 дня душа улетает до полугодовщины, потом она прилетает в годовщину смерти
- в полугодовщину раньше причитали
- после годовщины душа улетает на вечно
 

Репортаж

38

Приходи-ко в байну парушу
Вода ключовая согретая,
Винички все роспареные,
Для тебя все приготовлено

- текст
- комм.: когда приглашают покойного в баню – слов не много
 

Поминальное причитание

39

Ты уходишь на веки вечные,
В города бесконечные,
Во сырую мать-земелюшку,
Во сырой-то мать-земелюшке
Нет не выходу, не выезду

- текст
- повтор фр. текста
- комм.: так причитают, когда гроб стоит над могилой
- сама причитала только на похоронах своих родственников 

Похоронное причитание

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298