|
|
Зап.: Щупак Г.Н.,
Теленкова Д.Н.,
Кулиганов В.А. |
Исп.: Пахомкова Олимпиада Васильевна, 1927 г.р., род. - д.
Великий Двор
|
|
О свадебном обряде:
- сама с мужем
просто расписались, без свадьбы
|
Репортаж |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- когда человек
умрёт, надо сразу трубу открыть, т.к. душа «ходит»
- умёршего мыли, потом клали на стол
- мужчину мыли мужчины
- протирали чистой тряпочкой, мыли, чтобы чистыми были, воду
выливали
- маленькую иконку положила умершему мужу на руки
|
Репортаж |
|
О жизни в 30-е годы:
- церковь
коммунисты разоряли, ночью на конях приезжали, сначала иконы увезли,
потом колокола ломали
- в 1935 году церковь разрушили, потом в ней сделали колхозный
склад, потом избу-читальню и клуб
- много мужиков репрессировали
- отца репрессировали, а в 60-х годах оправдали
|
Репортаж |
|
О престольных праздниках:
- 21 июля
праздновали Сисентия и Михайлов день (в ноябре)
- на Сисентия старые люди в церковь ходили, пироги пекли
|
Репортаж |
|
О беседах:
- раньше на беседы
с прялками собирались, пряли, собирались зимой
- девушки пряли, а парни рядом сидели
- на беседах пели растяжные песни
|
Репортаж |
|
О плясках:
- танцевали
«Кадриль», первую и вторую фигуру, потом «верт?ловка»
была – парни девок вертели
- вожак объявлял первую и вторую фигуры, гармонь играла
- под гармошку плясали
|
Репортаж |
|
О воспитании детей:
- своих детей
бабушка нянчила
- работали долго, детей только ночью видели
- бабушка сказки детям рассказывала
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- Святки:
- ряженье:
- окрутникам ходили – наряжёными, ходили с Нового до Старого Нового
года (с 1 до 14 января) или с Рождества до Старого Нового года
- наряжались, стучались, потуполятся – попляшут
- колядовать раньше ходили, гадали
- могли пустить и не пустить
- страшными наряжались
- многих не пускали
- лохмотьями наряжались
|
Репортаж |
|
О родильно-крестильных обрядах:
- в Великом Дворе
старушка была, помогала женщинам рожать – «ба?бничала»,
она нигде не работала, её кормили, одаривали
- мама её на сенокосе родила
- сама до больницы не дошла, родила у скотного двора, платок
положила, на колени встала и родила
|
Репортаж |
|
О традиционной одежде:
- юбки были с
рукавчиками, юбки носили
- нижнее бельё сами шили из своего точива - льна
- бабушка сама кальсоны кроила и шила
- одежда была белая
- праздничные наряды были отдельно
- платки надевали, чепчик были, волосы убирали, чепчик на шнурок
заделывали, сначала надевали чепчик, потом надевали платок
- дом ходили только в чепчике, а на улицу надевали платок
- молодые женщины назад платок завязывали, старушки – наперёд
|
Репортаж |
|
О колхозной жизни:
- отец вступал в
колхоз, отдал и лошадь и сбрую
|
Репортаж |
Вытегорский р-н,
Андомский с/с
д. Гонево
15.08.2006 |
|
Зап.: Щупак Г.Н.,
Теленкова Д.Н.,
Кулиганов В.А. |
Исп.: Кузнецова Екатерина Алексеевна, 1927 г.р., род. - д.
Слобода
|
|
О календарных обрядах и праздниках:
- раньше был колхоз
«Активист»
- в Самино отмечали Ильин день, Макария (7 августа), в д.Куржеца
отмечали Спасов день
- к празднику всё пекли, варили
- гости приходили
- вечером гуляли, ходили по деревне по дороге
- гуляли с песнями, пели весёлые и протяжные песни
- много гостей съезжалось, даже с Андомой Горы приезжали
- гулянье называлось
- гармошка обязательно была
|
Репортаж |
|
О плясках:
- «Кадрель» под
гармошку плясали
- 6 или 7 наименований было в «Кадр?ели»
- 1 фигура – кавалер брал барышню, командовал: «1 фигура»
- 6 фигура – «верт?ловка» – за руки вертелись, потом опять 1 фигуру плясали и кончалась «Кадрель»
- 6 пар плясали
- 1 фигура – командовали: «танцуют мальчики», выходили парни, 2
фигура «танцуют девочки»
- командовал кто-то смелый, в основном ребята
- 1 фигура - «Русского» плясали парни, потом брали девушку, с ними
вертелись, потом командовали «Танцуют девочки», девочки выходили
- танцы плясали «Яблочко»
- старые женщины «Русского» и «Кадрель» плясали
- парень плясал, топал, вызывал себе другого парня, или девушка
плясала, потом топала, себе напарницу брала
- частушки пели
- под «Кадрель» не пели, пели под «Русского»
|
Репортаж |
|
Голубая лента с бантом
По озерышку плывёт,
Нам с тобой, товарка, в жизни
Некоторой не везёт
- текст
- комм.: под пляску
|
Частушка |
|
Выхожу и выручаю
Милую тов?рочку
- фр. текста
|
Частушка |
|
Желаю гармонисту
Восемь дочек
И жену красивую
- фр. текста с
пересказе
- комм.: на работе пели в поле, когда рожь убирали, пели частушки
|
Частушка |
|
- Ты где?
- Я здесь!
- Мы на болоте!
- снач. комм.: в
лесу переукивались, кричали друг другу «Ау!»
- текст
|
Выкрик в лесу |
|
О свадебном обряде:
- когда невесту
сватали, за стол садились
- на лошадях приезжал жених, с отцом и матерью, невесту садили в
сани и уезжали
|
Репортаж |
|
Ой, ты, любушка,
Ой, ты, милая,
Куда ты собрал?се,
Куда ты уходишь от нам
- снач. комм.: мать
умерла, приходила двоюродная сестра, что-то сама с собой говорила,
на тоне выпевала
- текст
- комм.: причитала перед выносом, на кладбище тоже можно было
причитать
|
Похоронное
причитание |
|
Прощай, мой дорогой сыночек,
Я тебя больше никогда не увижу
- снач. комм.:
племянника хоронили, мать сама по нему причитала
- фр. текста
|
Похоронное
причитание |
|
Прощай, извини меня,
Прости меня за всё
- фр. текста в
пересказе
|
Похоронное
причитание |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- деревенские
жители ходили на вынос покойника, прощались с ним, просили его
передать привет кому-то из умерших родственников, говорили вслух
- клали покойника сначала на стол, потом привозили гроб, клали в
гроб
- одна старушка умерла, просила из листьев веников сшить подушку
- белым каленкором закрывали
- на третий день хоронили
- гроб в комнате дома стоял
- ставили гроб на стулья, табуретки
- покойник лежал к иконам ногами, потом выносили ногами вперёд
- до сорокового дня ту кровать, на которой спал покойник,
расправляли на ночь, на день заправляли, говорили, что покойник до
сорокового дня «ходит домой спать»
- ворота не запирали до 40 дня, на заложку не заложи?ли,
«покойник придёт домой»
- стакан с водой оставляли, каждый день наливали свежий чай или
водочку, ставили на стол, чай наливали каждый день новый
- после сорокового дня выходили на дорогу, кидали через левое плечо
чашку, кружку и еду, которые стояли на столе
- чай наливали каждый день, а еда поминальная лежала с поминок
- тарелку разбивали, еду выкидывали на перекрёстке дорог
- на 40 день до 12 часов ходили на кладбище, в 12 уже поминали дома
- на могилках есть столики
- в Троицу и Радоницу тоже ходили до 12 часов
- мама говорила, что после 12 «там уже никто не ждёт»
- в похороны варили рис и каждому давали с ложки рис – это
называлось «кутья», всех обходили
- когда ели, говорили: «За упокой»
- некоторые люди до 40 дня телевизор не включали
- полугодие отмечали, собирались только свои, пили чай, год отмечали
- 9 день отмечали, на 20 день только чай пили, даже на кладбище не
ходили, а в 40 день были поминки
- извинялись перед покойником
- собирались вечером, сидели перед гробом
- родственники сидели всю ночь перед гробом, соседи не надолго
приходили
- сначала несли крышку гроба, потом гроб несли мужчины
- на носилках гроб носили, потом их на кладбище оставляли у дерева
- гроб на верёвках отпускали
- с покойником по дороге нельзя было останавливаться
- хвою кидали всю дорогу до кладбища позади машины с покойником
- обкладывали могилу хвоёй, до 40 дня не убирали
- причитали, когда выносить будут и когда понесут
- причитали по молодым, жалко было
- недавно сгорели в машине сын, маленький мальчик и зять, когда три
покойника выносили, причитали сильно
- трубу открывали, когда покойник умрёт, чтобы «душа ушла»
|
Репортаж |
|
Б?юшки-баю,
Я тебе варежку куплю
- снач. комм.:
свекровь с детьми занималась, маленькому ребёнку пели
- фр. текста
- повтор
|
Колыбельная |
|
Сорока-ворона
Кашу варила
Детей кормила
- фр. текста
- повтор
- текст
- комм.: утешали
- фр. текста
|
Потешка |
|
О жатвенных обрядах:
- серпом жали
- отж?нка
– варили кашу, когда всё с поля уберут, ячмень на жерновах мололи,
варили кашу дома, это в сентябре было, много народу было
- маленький снопик ставили на божницу, потом им поминали весной
|
Репортаж |
|
Два Егория подо льдом не бывают
- снач. комм.: два
Егория было 9 декабря и 6 мая – Вёшный Егорий
- текст
- комм.: если 9 декабря замёрзнет, значит 6 мая уже река пойдёт
- текст
|
Примета |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- 6 мая у коровы
хвост отрезали, заматывали, клали под попер?чку
в хлеву, не выкидывали
|
Репортаж |
|
Об обрядах со скотиной:
- в первый день,
когда выпускали корову, обходили её в хлеву
- выпускали, как погода, на Егория не выпускали, выпускали на Николу
(22 мая)
|
Репортаж |
|
Как бы эта
верёвочка вил?се,
Так бы моя бурёночка домой возвращ?ласе
- снач. комм.:
верёвочку брали, клали в придворок, чтобы корова через верёвочку
прошла, снаружи порога, клали простую верёвочку
- комм.: когда выпускаешь корову, так говоришь, в тот день, когда
корову выпускали, нельзя было никому ничего давать, плохо скотине
будет, молоко не давали, и сейчас так делают; витую верёвочку брали
|
Приговор на выгон
скота |
|
Как бы эта
верёвочка вил?ась,
Так бы моя бурёночка домой плела?сь
|
Приговор на выгон
скота |
|
О пастушеских обрядах:
- здесь в деревне
пастуха не было, сами пасли по очереди
- в Андоме были пастухи, только 2-3 года, как нет
- раньше пастухи на конях пасли
- раньше утром пастухи в рожок трубили
- раньше пастухи пешком пасли, колхозных коров уже пасли на конях по
2 пастуха
- пастух трубил, чтобы коров выпускали, в рожок трубил
- в лесу коров пастух собирал, тоже трубил
- отпуск был у пастуха, чтобы коровы не пропадали
- если пастух пасёт, то у него был такой отпуск, что лето нельзя
было бриться, с бородой ходил, и ягод в лесу нельзя было брать
- если отпуск нарушит, то может со скотом что-то быть
- с отпуском пасли
- коровы сами домой шли, т.к. отпуск был
- не брился и ягод не брал пастух
- разные отпуска были, у одного пастуха - один, у другого – другой
|
Репортаж |
|
О ткачестве:
- мать изо льна
юбку сшила и кафтан длинный на пуговицах, в этом ходила
- сорочки, полотенца сами ткали
- полотенца красным ткали
- точиво ткали, в трубы заворачивали, весной, когда начнёт таять,
белили, получалось белое, тонкое полотно, из него шили и одеяла и
матрацы
- тюфяк набивали соломой
- полати, скамейки были деревянные
- когда начинал таять снег, полотно раскатывали на 3 дня,
переворачивали на другую сторону, потом дома стирали, полоскали и
сушили, потом шили
- сама ещё в лаптях ходила, лапти плели из бересты, летом с лаптях
ходила
- рубашки были разукрашенные и простые
- летом одну рубашку носили, зимой балахон ещё одевали
- красили матрацы – красили нитки, потом ткали – нитка белая, нитка
красная
- нитки шли через бёрда
- какое бёрдо, такой ширины и было полотенце
- раньше аршинами мерили длину
- ни?тяницы
– толстые нитки, помогала маме шить
- стена – это дорожка длинной с длину комнаты
- если надо широкое бердо, клали широкое, если узкое – то узкое
- кивцу делали из бересты, на неё нитки наматывали
- нитки клали в челонок
- ск?ло
– это ки?вцу
ткать
- нитки наматывали на мотушку на крестовине, потом с мотушки
наматывали на ки?вцу
- скатерётки шашечками ткали
- на стане были две лыжи – подножки
- шашечки тоже на двух подножках ткали, нитки подставляли
|
Репортаж |
|
О традиционной одежде:
- девушки носили
платок, а бабушки носили чепчики со шнурком
- чепчики могли быть чёрными, были и красивые
- чепчики носили старушки
- на работу носили простые, не вышитые рубашки
- полотенца ткали из тонких ниток
- полотенца вышивали или ткали полосками
- пояса были, две кисточки делали, чтобы красиво было, из ниток
выдёргивали, кисточки тоже красили
- пояс плели, а кисточки руками делали
- пояс был круглый, к нему две кисточки приделывали
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- Святки:
- у кого что было, в то и наряжались
- телогрейку на левую сторону одевали, на глаза – платок
- одевались так, чтобы не узнавали
- один платок одевали на голову, другой – на лицо
- наряжёнок называли окрутниками
- взрослыми были уже, сокрут?лись, мужик их остановил и стал с лица платки
срывать
- когда окрутники ходят, их нельзя было трогать
- с корзинками ходили, кто что давал, даже сырую картошку клали
- наряжёнки плясали «Русского», им могли подпеть
- наряжёнки плясали, потом лица открывали и садились с хозяевами за
стол с бутылочкой
- покойником нарядился мужик, пришёл в общежитие к девчонкам с
кочергой, к каждой подходил, пугал
|
Репортаж |
|
Суженый – ряженый,
Приди ко мне
- снач. комм.: на
ростанях гадали, кочергой вокруг себя обводили, угадывали суженого,
где собака залает, с какой стороны, туда и замуж выйдешь
- комм.: куда собака залает, туда и замуж выйдешь, зимой ходили
|
Приговор при
гадании |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- Святки:
- гадания:
- ложились спать, что-то клали под подушку, чтобы приснился
суженый-ряженый
|
Репортаж |
|
О представлениях, верованиях:
- хозяин есть,
когда дом покупаешь, надо подав?аться
у «хозяина» - попроситься
- в хлеву тоже должен быть хозяин
|
Репортаж |
|
Хозяин – ба?тюшко,
Храни мою коровушку,
Храни и береги
- снач. комм.:
когда скотину покупали, говорили
- текст
- повтор
|
Приговор дворовому |
|
О представлениях, верованиях:
- Леший есть в лесу
- в статье было написано про то, как на Анинском мосту женщина ушла
с лес, 17 дней в лесу проблудила, ей показалась мать живая во сне,
она вся переоделась, взмолилась, подняла руки к небу и сказала:
«Мама, покажи дорогу мне» и вышла на мужчин
- если корова домой не пришла, то ходили к старушке, она что-то
делала, корова возвращалась – «отворачивало»
- мужик сказал, что телёнка сдаст вечером, а он домой не вернулся,
потом в лесу только шкуру нашли
|
Репортаж |
|
Я на бочке сижу,
Слёзы капают,
Никто замуж не берёт,
Только сватают
- текст
|
Частушка |
|
О родильно-крестильных обрядах:
- об имя наречении:
- сама родилась 4 декабря, а 9 декабря был Егорий, всех называли
Катеринами
- брат родился в мае, т.к. Никола в мае, назвали Николаем
- сын родился 1 июня, т.к. Никола в мае, тоже назвали Николаем
|
Репортаж |
|
О приметах:
- 14 марта Евдокия,
примечали, с какой стороны завеет ветер, такая и весна будет
|
Репортаж |
|
О родильно-крестильных обрядах:
- об имя наречении:
Евдокия была в марте, вех, кто родился в марте, называли Евдокиями
|
Репортаж |
|
О приметах:
- в Иванов день
должен быть дождик
- в Петров день должно подождить, иногда был дождь, иногда – нет
- лук надо садить 20 мая, а картошку - с 22 по 25 мая
|
Репортаж |
|
О ткачестве:
- ки?вцы
– став ткать, кругленькие, сделанные были из бересты, на них скали
пряжу
- ск?ло
– деревянное колесо, ручку крутили и навивали пряжу
|
Репортаж |
Вытегорский р-н,
Андомский с/с
д. Великий Двор
15.08.2006 |
|
Зап.: Щупак Г.Н.,
Теленкова Д.Н.,
Кулиганов В.А. |
Исп.: Аверина Мария Ильинична, 1932 г.р., род. - д.Вакулово
Стерельниковского с/с Великоустюгского района (здесь живёт с 1952
г.) (№57)
Омеличева Александра Петровна, 1929 г.р., род. – д.Ухтозеро
|
|
Собрались не на
гуляьице,
С тобой на роспрощ?ньице,
Собрались сыночки милые,
Все невестушки любимые
- снач. комм.:
когда муж умер, не знала, как причитать, «само пришло»
- текст
|
Похоронное
причитание |
|
Ты последние минуточки, да
Ты последние секундочки, да
Во своём увитом гнёздышке, да
Со своей да бедной бабушкой
- снач. комм.:
утром, причитала
- текст
- комм.: мама хорошо причитала, а сама не умела, а когда надо стало,
пришло в ум
|
Похоронное
причитание |
|
А последние минуточки, да
Ты последние секундочки, да
Во своём в увитом гнёздышке, да
У своей у бедной бабушки
- текст
- комм.: когда выносили
|
Похоронное
причитание |
|
Собрались не на гуляньице, да
С тобой на вечное росстав?ньице, да
С тобой, родимой ба?тюшко,
На вечное росстав?ньице
- снач. комм.: когда приехали
- текст
- комм.: кто как умеет, сама громко причитала, плакала, ревела
|
Похоронное
причитание |
|
Собрались не на гуляньице,
С тобой на росстав?ньице, да
На вечное роспрощ?ньице,
Собрались сыночки милые.
- снач. комм.: гроб
заносили, ставили, сидела сама и две сватьи, все собрались, дак
запричитала
- текст
- комм.: это по мужу причитала, не знала причитаний, само пришло
|
Похоронное
причитание |
|
Ты, сов?етна
мила ладушка, да
Уж ты белая лебёдушка
- снач. комм.: мама
причитала по папе, на могилках причитала
- комм.: дочь помрёт причитала, это по молодому мужу, причитают,
когда помрёт
|
Похоронное
причитание |
|
Ты последние минуточки, да
Ты последние секундочки, да
Во своём в увитом гнёздышке, да
У своей у бедной бабушки
- снач. комм.:
перед выносом причитают
- текст
- комм.: приговаривала, когда на улицу понесли, сватьи за руки
держали, люди ходили кругом гроба, прощались, сама стояла, плакала;
когда мама померла, не причитала, только кричала на крик
|
Похоронное
причитание |
|
Ой, ты последние минуточки, да
Ты последние секундочки, да
Во своём в увитом гнёздышке, да
Со своей да бедной бабушкой
|
Похоронное
причитание |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- на кладбище не
причитали
- у покойника сидели, плакали, кто тихо приговаривал
|
Репортаж |
|
О свадебном обряде:
- свадьбу не
играли, только расписались
- пели какие-то песни раньше, как просватают
|
Репортаж |
|
Ты, Германия [нрзбр.]
Поскорей кончай войну
- фр. текста
|
Частушка |
|
Гармониста не любила,
И не приход?лосе,
А теперь в гармониста
Девушка влюб?ласе
- снач. комм.: про
гармонистов пели
- текст
|
Частушка |
|
Гармонист, гармонист,
Не гляди глазами вниз,
Гляди прямо на меня,
Завлекать буду тебя
- текст
|
Частушка |
|
Ты играй, гармошка, тише,
Спит сударушка моя,
Она на розовой подушечке
Забыла про меня
- текст
- комм.: «Русского» играли, так и пели
|
Частушка |
|
Пойдёмте, девушки,
киж?
Кижа, кижа, кижёночка,
Вы побольше критикуйте
Моего милёночка
- снач. комм.: если
не было гармони, были балалайки
- напев
- комм.: раньше пели языком
- текст
|
Частушка |
|
Пойдёмте, девушки,
киж?,
Спляшемте по-новому,
- фр. текста
- комм.: киж? - это круг, плясали девушки под гармонь
|
Частушка |
|
Раз портянка, два портянка,
Три, четыре да и пять,
Розреш?те-ко,
товарищи,
Портяночку сплясать
- текст
- комм.: портянка – это тоже пляска, девки и парни стояли друг перед
другом и дробили, в лесу работали, так плясали, туда отовсюду
приезжали, с Воронежа
|
Частушка |
|
О плясках:
- «Кадрель» - 1
фигура, 2 фигура, «Русского» плясали
- в «Кадрели» ходят парень и девка, парень девушку приглашал
- когда парень приглашает девушку, ей надо сплясать круг, сама не
пошла круг плясать, сразу подошла к парню, а парень её спросил: «Ты
почему пешком?», она ответила: «машины нет»
- несколько фигур ходят в «Кадрели»
- есть фигура «Прогулочка» - когда девушка отчитывается перед
кавалером, или кавалер перед барышней
- есть фигура «Русского»
- была фигура «Вертиловка» - кавалер кружит всех барышень
|
Репортаж |
|
В каждой избушке
свои поделушки
|
Поговорка |
|
Баюшки-баю,
Не лож?ся
на краю,
Спи, мой сын,
Спи, юз?н
- текст
|
Колыбельная |
|
О представлениях, верованиях:
- в каждом доме
должен быть домовой
- есть дома, в которых чудиться, застукает
- самой сны пожар предвещали, приснилась женщина толстая в цветном
сарафане, как будто она в окошко прыгнула, говорят, что это к пожару
- приснилось в детстве, что старушка – соседка, в дом забежала, всех
перещупала, по дому пробежала, стала колотиться, сказала, что это
смерть пришла, на следующий день старушка умерла
- вещие сны бывают
- цветной сарафан приснился – это огонь, дом сгорел
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- Святки:
- окрутники ходили
- шутки:
- под окном кричали девушке, что ей замуж не выйти, а парню – на ней
не жениться
- закрывали в домах, лестницы разбирали, парни - у девок, а девки –
у парней - на Новый год это было
- костры выкладывали, двора снашивали на крыльцо
- ряженье:
- рядились цыганами, старыми людьми
- ряженые уголь в шапку положили, плясали, а сажа сыпалась
- ведьмами, солдатами рядились
- мужикам окрутники надоели, они в подполье их спустили
- окрутники в избе плясали, пели: «Снаряд?ишко,
попляши»
- брали куклу, приходили как будто с ребёночком
- цыганом ходили с веником, с ребёнком, просили ребёночка с печи
попарить,
сами в печь воду выливали, у одной женщины на блины воду налили
- «беременная» женщина приходила, подушку к животу клала
- гробы выносили
- «журавль» приходил
- окрутники с гармонистом приходили, мог хозяин дома поиграть
- «журавль» в клуб пришёл, клюв делали, он клювом клевал
- «гроб» приносили, сзади покойника шли, плакали, причитали
- занавеской лицо завешивали, чтобы не узнали кто пришёл, платок
надевали и накидку тюлевую
- взрослым окрутникам могли водку налить
- не все окрутников пускали, не пускали, где были маленькие дети,
окрутники знали, куда надо идти, в каком доме пустят |
Репортаж |
|
|
|
|
|
|
|
|