Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2005-4 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 212 |
|
||||
|
|
199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | > 299 |
219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | |
229 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | |
259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | |
279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 |
Вологодская область, Белозерский район, Гулинский с/с д. Агеево 18.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н. Гринькин Г. В. |
Исп.: Костромина Нина Петровна, 1912 г.р., род. - Кукшевский с/с
Валентина Александровна (дочь)
01 |
- в Масленицу из соломы делали «соломенную бабу», которую сжигали после того, как накатаются с горы, «бабу» сжигали мужики - в Масленицу собирали столы, праздновали, обязательно пекли блины, могли печь прямо на улице, на костре
|
Репортаж |
02 |
- комм.: когда молодежь возвращалась с катания, то мужики поджигали «соломенную бабу» и кричали, подняв руки вверх
|
Выкрик на Масленицу |
03 |
- после Масленицы был день – Чистый понедельник ,с этого дня нельзя было есть скоромную пищу - в Троицу была служба в церкви, потом гуляли, ходили по деревне с гармонями - на Троицу церковь украшали березками, ставили их возле окон домов, где они стояли до тех пор, пока не высохнут - в Вербное воскресенье приносили ветки вербы, ставили дома и на дворе - на Пасху и в Заговенье красили яйца - с вареными яйцами ходили в Троицу или накануне в субботу на кладбище - в Пасху могли тоже ходить на кладбище - осенью праздновали Александров день ГОРУШКИ - весной по вечерам молодежь ходила «на горушки», там собирались парни и девушки и пели песни, плясали - «на горушки» ходили, начиная с Пасхи и до сенокоса - «на горушках» водили хороводы рядами, взявшись под руки - когда заканчивалась жатва, то приносили домой последний овсяный сноп, который ставили в передний угол весте с березовым веником, в сноп втыкали серпы
|
Репортаж |
04 |
А Иванушка – в дом
- комм.: так говорили, когда приносили домой последний сноп
|
Приговор на выгон мух |
05 |
Иванушка с Марьюшкой – в дом
- комм.: Иванушка – сноп, а Марьюшка – веник - сноп стоял долго, а потом, когда скот заставали на зиму, то сноп скармливали, дав всем животным по горсточке - последний сноп жала сама хозяйка, сжав, она клала его на землю
|
Приговор на выгон мух |
06 |
На берегу реки
Стоял красивый домик,
В нём жил рыбак с рыбачкой, Рыбачиха – жена, У них три сына было – Красавцы, хошь куда
- напев
|
Поздняя |
07 |
- сама умеет лечить разные болезни - раньше умела вылечивать «бельма» (катаракту), для этого варила капли: варила яйцо, из которого вынимала желток, разрезав напополам, клала в яйцо сахар, соль, наливала воды, потом закрывала и ставили в печь в маленькой чашечке, получались капли, которыми лечила глаза; слов при этом никаким не нужно было говорить - умеет лечить от сглаза, от укусов змей - «озык» – сглаз - «пратка» – когда неожиданно что-то заболит
|
Репортаж |
08 |
Ножом режу, ложой схлебну, как розлучацца вода с песком, так отойди прочь тоска и досада, скорби и болезни, озыки и уроки на темные леса, с раба божия Алексея, прочь вся худоба. Амин
- повтор - комм.: кто эти слова знает, тот может лечить - словами можно лечит разные болезни
|
Заговор |
09 |
Во имя Отца и Сына и Святово Духа. Аминь
- снач. комм.: если вдруг от ветра заболели глаза, то можно вылечить словами - комм.: эти слова нужно сказать на глаз, а потом его завязать
|
Заговор |
10 |
- воду нужно наговаривать у печки, при этом нужно крестить печь ножом, чтобы на кирпичах оставался след; когда наговаривается вода, нужно, чтобы никто не разговаривал и не ходил
|
Репортаж |
11 |
Раба Божьево в дом, А нечистая сила – вон
- комм.: в дом заходили с иконой
|
Приговор на вселение в новый дом |
12 |
Примите мила живота, Пойте и кормите, любите, как я. Аминь
- снач. комм.: новую скотину приводили на двор со словами - повтор - комм.: хозяин – дворовой, он не показывается
|
Приговор |
13 |
О представлениях и верованиях:
- раньше, если горел дом, то его обходили с иконой и какими-то словами, пожар прекращался
|
Репортаж |
14 |
О родильно-крестильных обрядах::
- раньше женщины рожали дома ,помогали старые бабки, которые знали - послед завязывали в тряпочку и клали ребенку под подушку; там он лежал, пока не засохнет, потом куда-то прибирали - если ребенок родился в «пелене», то считалось, что это хорошо, ребенок будет счастливый - старушке, которая помогала роженице, дарили какой-то подарок - крестить ребенка старались как можно раньше, через неделю после рождения - на крестины собирали стол
|
Репортаж |
15 |
- на берегу озера был святой ключик, вокруг него на деревьях развешивали тряпочки, ленты, детскую одежду; ключик считался лечебным - для того, чтобы лечить людей, нужно, чтобы были зубы, если зубов нет, то эффективность лечения падает - если потеряется скотина, то есть какие-то слова
|
Репортаж |
Вологодская область, Белозерский район, Гулинский с/с д. Агеево 18.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н. Гринькин Г. В. |
Исп.: Орелёв Анатолий Васильевич, 1929 г.р., род. - зд.
16 |
- праздники распределялись по приходам церквей - здесь праздновали Троицу и Александров день - теперь церквей нет ,их разрушили во время войны - на праздники варили пиво из ржаного солода - пекли пироги с рыбой, скали сочни, варили мясные щи, каши, «тушенку» – картошку с мясом, «жаренину» - на праздник делали до 12 закусок - в Троицу работали до обеда, а с обеда и весь следующий день – не работали - в гости приходили родственники из других деревень за 10 и более километров - на праздниках происходили драки, парни из соседних деревень дрались из-за девок - парни ходили по деревне партиями и если дорогу не уступали, то начиналась драка - дрались камнями, палками, девушки могли помогать своим парням – в подолах носили камни - на праздники приходили парни и девушки из дальних деревень; парни ночевали в сеновалах, а девушки – у своих подруг или родственников - летом молодежь собиралась на «горушки», там ходили «ланчика» БЕСЕДЫ - зимой были беседы, снимали в аренду дом, на беседах сидели в 3 ряда, народу собиралось много - на беседах плясали «ланчик» на 4 или 6 пар - если девушка за весь вечер ни разу ни с кем не поплясала, то про нее говорили: «с корягой пошла» - на беседах иногда собиралось по 3 гармониста - курить парни выходили на мост - на беседу могли приходить пожилые женщины, чтобы посмотреть, чем занимается молодежь, они стояли у входа и смотрели, так же они приходили смотреть на свадьбы
|
Репортаж |
17 |
- накануне свадьбы делали девишник, где невеста плакала, с ней была старуха, которая причитала - на следующий день после девишника была свадьба, жених приезжал и увозил невесту на регистрацию - после регистрации, когда молодые ехали домой, мужики их встречали ружейными залпами - мужики подбегали к саням и делали «ура» – поднимали вверх сани, вместе с сидящими в них женихом и невестой - возле дома молодых встречали родители, раньше встречали с караваем на полотенце - вслед за невестой везли приданое, когда выходила старшая сестра, то у нее было 7 постельников – тюфяков, набитых соломой - на свадьбу невеста готовила подарки родне жениха - раньше жених и невеста до свадьбы могли жить вместе некоторое время и только потом праздновали свадьбу - ездили свататься, и сразу после сватовства привозили невесту в дом жениха - свататься ездили вечером - раньше могли девушку выдать не по любви, а по расчету родителей - после девищника невеста могла сделать беседу, где молодежь плясала - раньше свадьбы делали сначала в доме жениха, а на другой день – в доме невесты - на свадьбу могли подарить каравай хлеба, вина, кусок мяса
|
Репортаж |
18 |
- 31 декабря – Модестов день - с Рождества до какого-то дня - Святки - в Святки нельзя было есть скоромного - в Пасху ходили в церковь, а приходя затопляли печь и готовили угощение МАСЛЕНИЦА - в Масленицу катались на лошадях, с гармонью - лошадиную упряжь украшали лентами, колокольцами - раньше в колхозах было много лошадей - одевались празднично, могли устроить пляску на дороге
|
Репортаж |
19 |
|
Репортаж |
20 |
- раньше на праздник могли придти дальние родственники из дальних сельсоветов ГОРУШКИ - «горушки» – то же, что и беседы, только на улице в теплое время года – с мая до сентября - беседы начинались тогда, когда выпадал снег
|
Репортаж |
21 |
- в большие праздники из Кукшевского с/с приходил мужчина с бубном - бубен делали наподобие решета, натягивали нанего собачью кожу
|
Репортаж
|
|
|
199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | > 299 |
219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | |
229 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | |
259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | |
279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 |