Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2006-4 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 258

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
г. Вытегра
24.08.2006

 

Зап.: Маркова Л.Ф.
Митрошкина Н.А.,

 

 
Исп.: Новосёлова Анна Васильевна, 1927 г.р., род . в д. ВасютиноШалгокемского с/с

(бывш. Чарозерского р-на, сейчас – Вашкинский р-н, никто не живет)

 

01

Об обработке льна:

- лен рвали, ставили в бабки; когда бабки просыхали, то лен колотили (обмолачивали семя), потом лен расстилали на луг, потом мяли мялками
- когда мяли, трепали трепалками, то женщины пели длинные старинные песни (например, «У церкви стояла карета»)
- трепали на дворах, то, что оставалось (костра), добавляли в навоз; костру не сжигали
 

Репортаж

02

О беседах:

- собирались на бесёды (вечеринки) – «бесёдовали», пряли лен; зимой по вечерам вечером собирались по очереди в домах, пели песни
 

Репортаж

03

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: в сочельник под дверями подслушивали, что услышишь, так и будешь жить
 

Репортаж

04

Суженый-ряженый, покажись

- снач. комм.: в ночь на старый Новый год (после 12 ч.) наливали в стакан воду, клали кольцо (мамино) и смотрели в кольцо, сама А.В. увидела своего будущего мужа в военной форме
- текст
- комм.: потом в войну встретила того парня, которого увидела в кольце
 

Приговор при святочном гадании

05

О представлениях, верованиях:

- бабушка сказала детям: «Неси вас леший!», после этого дети на болоте заблудились; сама А.В. залезла на елку, переодела всю одежду наизнанку, после этого увидела дома, и они вышли из леса; ходили у дороги и не могли выйти, обращались к Господу, просили, чтобы их вывел
- «неси леший» - очень плохие слова
- когда заблудишься, надо переодевать одежду на левую сторону
 

Репортаж

06

О престольных праздниках:

- в д. Васютино была церковь (Воскресения Христова ?), престольные праздники были Пасха и весенняя Никола, в эти дни не работали и даже не сеяли (в Николу)
- отец в колхозе отказался сеять в Николу, его за это посадили на 15 суток
- в Николу варили пиво (водки не было), делали солод: мочили рожь, рассыпали на столах, высушивали, потом клали в бочонки, делали солод
 

Репортаж

07

О календарных обрядах и праздниках:

- ПАСХА: дети ходили в поле, катали яички по меже (может быть путает, сначала упоминала Николу)
- яйца красили луковой корой
- перед Пасхой из домов всё выносили на улицу, мыли дома, потолки и стены «шоркали чурой» (чистили песком, гравием), одну избу могли мыть четыре женщины (нанимали женщин)
- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: дети ходили в лес, ломали вербушки, ставили в доме к иконам; дети могли приносить вербы не только себе в дом, но и, например, одинокой женщине, у которой не было детей; потом взрослые убирали вербы от икон (сама не помнит)
- если курица снесет яйцо в другом месте, то дети бегали, искали яйца (в любое время)
 

Репортаж

08

О детских играх:

- играли в городки, в лапту, в прятки, в ручеек
- в городки вместе с детьми играли мужики; в городки играли на горе
 

Репортаж

09

О календарных обрядах и праздниках:

- ПАСХА:  окна были все открыты; ходили в церковь, несли в яйца, пироги на вышитых полотенцах; играли на гармонях
 

Репортаж

10

О детских играх:

- дети ходили к портнихе, брали у нее лоскутки, делали кукол: делали головку, пришивали ручки, шили платьице, ножки не делали; шили для кукол постель, укладывали их спать
 

Репортаж

11

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: парни катали девок в снегу
- наряжались так, чтобы не узнали; окрутники должны были ходить с балалайкой, чтобы «не стояли как куклы»; лицо закрывали платками, окрутники не говорили, только плясали, чтобы их не узнали;
- в первую очередь в избу заходил балалаечник (девки приглашали парней), спрашивал разрешения у хозяев, если разрешали, тогда заходили окрутники (девки) и плясали «Русского»
- славить Христа ходили взрослые
- хозяева могли угостить окрутников (например, конфетой)
- после того, как окрутники обойдут все дома, собирались в клубе (или в избе-читальне); после обхода домов парни все (наряд) «сдирали» с девок, валяли их в снегу
- девки снимали «квартиру» у старушек, сидели с лучиной; на беседе парни курили
- девки нарядились, пришли на беседу, их не узнали, девки сами открываться не захотели, тогда парни уронили их в снег и развязали (лицо), чтобы посмотреть, что за девки пришли
- на беседах танцевали кадриль под гармошку и ланчик; в кадрили у каждой фигура была своя мелодия
 

Репортаж

12

О рекрутском обряде:

- некрута гуляли по две недели, катались на тройке лошадей; когда некрута катались, «сердце замирало»
 

Репортаж

13

Некрута гуляют тихо,
Одоляет скука их,
Они родины лишаются,
Сударушок своих.

- снач. комм.: некрута пели песни, когда катались
- текст
- повтор (напев)
- комм.: пели с гармошкой
 

Частушка

14

О рекрутском обряде:

- слышала от бабушки причеты, когда отправляли некрута
- на доме, из которого сын ушел в армию, вешали красную ленточку
- некрута катались: три лошади запрягали в тарандас, дуги украшали ленточками, колокольчиками
 

Репортаж

15

О календарных обрядах и праздниках:

- МАСЛЕНИЦА: катались на лошадях; дети катались с горки на санках
- СВЯТКИ: проказничали, закладывали двери, прикатывали к дверям дровни, раскатывали поленницу; хозяева не сердились
- отец наряжался «медведем», между ног привязывал колокол, надевал вывернутую наизнанку шубу, надевал шкуру (медведя иди волка); медведь «кам
?дил», собирал за собой всю деревню, заставил их всех нарядиться и вел их в клуб (отец был «камедьян»); «медведь» лез ко всем, «медведь» ходил сам, его никто не водил
- кто-то наряжался батюшкой с бородкой, приходили «славить Христа»
- взрослые (два мужчины) ходили вечером по домам, славили Христа
- в праздники обязательно пекли пироги: ватрушки, толоконники
- ХРОЛОВ ДЕНЬ (31 августа): делали «хролы» из толокна с маслом (маленькие кругленькие шарички), потом их опускали в горячее топлёное молоко и кушали
- РОЖДЕСТВО: делали рыбники, ватрушки, капустники, ягодники (брусничные пироги; этими пирогами могли одаривать тех, кто ходил славить Христа
- славить Христа ходили с иконами, что-то пели; ходили несколько пар; Христа славили «богомолы», они поздравляли хозяев с праздником, а хозяева их одаривали
 

Репортаж

16

О свадебном обряде:

- невеста мылась в бане, у бани собралась вся деревня и баню снаружи закрыли (м.б. от жениха прятали ?)
- жених вез невесту на тройке с бубенцами
- невесту вели в баню во всем «одеянии», лицо было закрыто (фатой или платком), у бани родители (мать) ее оплакивали с причетами
- жених вез невесту домой в тарандасе; вместе с ними ехали ша
?феры с обеих сторон (от жениха и от невесты); на лошадях невеста ехала уже с открытым лицом
 

Репортаж

17

О престольных праздниках:

- случай из жизни: в Троицу две девушки поехали к родственникам на Пуштору (Вашкинский р-н), первый день праздновали в д. Нестерово, второй день – в Занине
 

Репортаж

18

О колдунах:

- случай из жизни: мать одной девушки навела порчу на отца, он оставил семью (с семью детьми), ушел к этой девушке; потом мать нашла в коридоре под ступенькой «ком всякой дряни» (были связаны разные волосы, кости); отец очень тосковал по детям, но не мог уйти от той девушки (его «тянуло»); когда отец умер, ту девушку парализовало – «Бог наказал»
 

Репортаж

19

О полевых обрядах:

- сама жала серпом пшеницу и овес
- на «жнейках» (на лошадях) жали овес и рожь
- последний сноп (жито) бабушка ставила в передний угол; сноп был небольшой
- лечиться ходили к знахаркам, они «снимали плохое»
- ночами возили навоз, женщины пели старинные песни, пока дети отвозили навоз; женщины накладывали, а дети отвозили
- во время жатвы женщины пели (не короткие песни)
- до Пречистой (Успеньё) должны были закончить жатву; «на Пречистую чтобы все поля были чистыми» (примета)
- в сентябре ходили рвать лен
- были «жнейки», в них запрягали лошадь или две лошади, и лошадь таскала «жнейку»; сверху жнейка косила, а сверху граблями откидывала; за «жнейкой» ходили женщины, забирали и связывала то, что она накосила
- во время первого грома кувыркались
- о сарафанах, домотканных рубахах (с коротким рукавом)
- лен белили: сначала «золили» (в золе вымачивали или посыпали золой?), потом полоскали на реке, сушили,  расстилали на лугу 

Репортаж

         

 

Конец записи
Сост.: Кулева С.Р.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298