Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2006-4 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 276

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Аннинский с/с
д. Павшозеро
24.08.2006

 

Зап.: Щупак Г.Н.,
Зубакина Н.В.,
Теленков И.С.

 
Исп.: Шаровикова Александра Ильинична, 1920 г.р., род. – д.Кябелово Бурковского с/с
 

01.

О похоронно-поминальных обрядах:

Троица:
- на кладбище ходят, собираются родственники, поминают родителей
- говорят словами: «Помяни, Господи, родителей»
- вино пьют в Троицу, поминают, не чокаются
- яйца варят, на кладбище поминают первым яйцом, потом съедают, крошат яйцо на могилу, чтобы птички поминали
- 40 дней женщина ходит в чёрном платке
- поминали в 9, 20, 40 дни, справляли 9, 40 дни, полгода
- в год ходят поминать на кладбище
- был обычай пугать родственников, когда они приедут с кладбища: «Гляди-ко, в печке-то и устье пало», пугали хозяйку

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Аннинский с/с
д. Павшозеро
24.08.2006

 

Зап.: Щупак Г.Н.,
Зубакина Н.В.,
Теленков И.С.

 
Исп.: Аксимова Валентина Александрова, 1929 г.р., род. – д.Пустынь Пустынского с/с
Мяксинского р-на (ныне Череповецкого)
 

02.

Под песни
 

Наигрыш на балалайке

03.

Под песни с частушкой: 

- А недалёко вышла замуж,
  Неохота и домой,
  А мил
ашкина-то матушка
  Получше и родной
 

Наигрыш на балалайке

04.

Под песни

- снач. комм.: это под частушки
- наигрыш
- комм.: под эту игру плясали и пели, «Кадрель» плясали и пели, это «Русского», под такую игру «Кадрель» играли
- фр. наигрыша
 

Наигрыш на балалайке

05.

Под песни
 

Наигрыш на балалайке

06.

О плясках:

- только танцы были, «Ланчика», «Кадириля», «Русского» плясали
- гармошка была, «Русского» играли ребята, всех на войну забрали, один остался, на гармони играл
- по деревне с балалайкой ходили, играли под частушки, потом останавливались плясать, играли так же, только почаще
 

Репортаж

07.

Почаще, почаще,
Залёточка играй,
Почаще на руку заглядывай,
Кольцо не потеряй

- текст
 

Частушка

08.

Почаще, почаще,
Повежливее,
Чтобы я тебя любила
Понаде
жливее

- текст
 

Частушка

09.

Под песни

- фр. наигрыша
- комм.: в Мяксе «Ленчика» плясали
 

Наигрыш на гармошке

10.

О песнях:

- «Там в саду при долине», «Хасбулат удалой» пели, «Напиласе я пьяна»
 

Репортаж

11.

О жизни в 1930 годы:

- отмечали Рождество, Старый, Новый год, запрещали всё
- брат в 1937 году родился, отец привозил попа
- за всё давали 58 статью, боялись слово сказать
 

Репортаж

12.

О процессе приготовления пива:

- пиво варили, на жерновах мололи, солод делали
- рожь замачивали, она разбухала, ей расстилали, потом она на печи разбухала, прорастала, на противнях в печи сушили, на жерновах мололи, заваривали тесто в глиняных горшках с дырочкой внизу и со штырьком, кипело, потом кидали хмель, всё бродило
- мама пиво варила, дети с кружками бегали, сусло давали
- всё сливали, кипятком заливали, получался квас
 

Репортаж

13.

Об обрядах со скотиной:

- скотинку заводила, надо слова знать
- когда покупаешь скотину, из рук в руки передавать нельзя верёвку, ей кладут под ноги, другой человек поднимает
- если корова отелилась и не стояла, ей устанавливали
- обращаются к хозяину леса
 

Репортаж

14.

Хозяин и хозяюшка,
Примите мою скотинку,
Пойте, кормите, для себя берегите,
Вам по шерсти, мне по уму

- снач. комм.: заводишь скотинку и обращаешься к хозяину
- комм.: три раза надо сказать, положить денежки мелкие в четыре угла; «по шерсти» - по масти
 

Приговор «хозяину»

15.

Об обрядах со скотиной:

- «хозяину» не каждая масть нравится, бывает, что приходишь, а корова мокрая, говорят, что «хозяину не нравится, хозяин загонял, не ко двору, не ко хлеву»
- если корова плохо стоит во время доения, то надо струёй молока налить корове на задние ноги на копыта
 

Репортаж

16.

Хозяин, хозяюшка,
Пустите ночевать

- снач. комм.: когда в лес заходишь, вешаешь котомку, говоришь
- комм.: нет, дак говорят, что пугало, так говорили, когда ночевать надо в лесу

 

Приговор Лесовому

Вытегорский р-н,
Аннинский с/с
п. Аннинский Мост
24.08.2006

 

Зап.: Щупак Г.Н.,
Зубакина Н.В.,
Теленков И.С.

 
Исп.: Богданов Альберт Семёнович, 1933 г.р., род. – д.Якшино (на берегу Курского озера)
 

17.

У самого Белого моря
 

Наигрыш на гармони

18.

Русского
 

Наигрыш на гармони

19.

Страдания

- снач. комм.: были «Страдания», девчата пели, страдали
 

Наигрыш на гармони

20.

Об обучении игре на гармони:

- научился играть маленьким
- соседка оставила с ним сына маленького нянчиться и гармошку оставила
- слушал игру и учился сам играть
 

Репортаж

21.

Русского

- снач. комм.: начинал учиться играть с басов, потом двумя руками
 

Наигрыш на гармони

22.

Семёновна

- снач. комм.: девчата играли «Семёновну»
 

Наигрыш на гармони

23.

О песнях:

- играли старые песни «Когда б имел златые горы», с этой песни начинались все праздники, свадьбы
 

Репортаж

24.

Русского

- снач. комм.: связывать левую руку с правой – чтобы они играли в такт, начинали играть с «Русского»
- фр. наигрыша
- наигрыш
- комм.: это без перебора
 

Наигрыш на гармони

25.

Русского

- снач. комм.: с переборами
- комм.: в клубе были танцы, играли песни и «Кадриль»
 

Наигрыш на гармони

26.

Об обучении игре на гармони:

- много переборов, каждый гармонист играет свой перебор
- частушки поют нараспев – нарастяг и быстро
- пляшут медленно, а кто-то дробит
 

Репортаж

27.

Русского
 

Наигрыш на гармони

28.

Под песни

- снач. комм.: у стариков слушал, они пели и играли нараспев
- фр. наигрыша
- комм.: в голове держится, а пальцы не подчиняются
- наигрыш
 

Наигрыш на гармони

29.

Под песни с частушками: 

- Я песни попою,
  Про участь горькую свою,
  А участь горькая моя,
  Не любят девушки меня 

- Брось-ко, матушка, тужить,
  А не один пойду служить,
  Служит Федька, служит Влад,
  Там найдётся много нас
 

Наигрыш на гармони

30.

Под пляску
 

Наигрыш на гармони

31.

Под пляску по-другому

- комм.: есть регистр, переход на низкие и высокие
 

Наигрыш на гармони

32.

Показ высокого голоса
 

Наигрыш на гармони

33.

Показ низкого голоса

- комм.: если низкий голос в правой руке, то низкий и в левой
 

Наигрыш на гармони

34.

Об игре на гармони:

- сначала играют внизу, если надо подзадорить, то переходит на высокий голос
- бывает пять регистров
- всё дело в игроке и в плясуньи, один бывает зад†ристо пляшет, ему задористо и часто играют
- бывает, девушки часто дробят и с развалкой
 

Репортаж

35.

Почаще, почаще,
Повежливее,
Чтобы девушки любили
Понад
?ежливее

- снач. комм.: девчата пели
- комм.: как девушка пляшет, под её пляску надо подыграть, если часто пляшет, то чаще и играть, если
 

Частушка

36.

Под пляску

- наигрыш
- комм.: редко играют
- повтор
 

Наигрыш на гармони

37.

Почаще, почаще,
Повежливее

- снач. комм.: этим же голосом, только почаще играют
- фр. текста
 

Частушка

38.

Под пляску

- снач. комм.: просто скорость перебора увеличиваешь
- комм.: собирались пар 7, начинали песни петь с картинками девушки
 

Наигрыш на гармони

39.

Об отношениях гармониста и плясуна:

- если гармонисту не нравился плясун, он путаницу делал: не под ногу играл, начинал играть быстрее, чем плясун частушку пел
 

Репортаж

40.

Милка брови, милка брови,
Милка брови чёрные,
Милка брови чёрные,
Не спятся ночи тёмные

- фр. текста
- комм.: это ребячья
- фр. текста – продолжение
 

Частушка

41.

Под песни с частушкой: 

- Новола?дожска телега,
  Вытегорско колесо,
  Милка маленького роста,
  Но целует резво 

- снач. комм.: это в старину пели про Вытегру
- комм.: кто больше знает частушек, обычно девчата выигрывали, сами сочиняли частушки; Новая Ладога выпускала телеги, а Вытегра - колесо
 

Наигрыш на гармони

42.

Вот Семёновна,
Кончается,
После Семёновны
Сыграйте Русского

- снач. комм.: девчонка пляшет «Семёновну» и поёт частушку
- текст в пересказе
- комм.: она частушкой уже поёт и гармонист переходил на «Русского» или заказ делали девчата: «»Нам Русского»
 

Частушка

43.

О плясках:

- «Страдания» танцевали 8 человек и пели «Страдания», девчата и ребята пели
 

Репортаж

44.

Русского

- снач. комм.: можно в «Русском» сделать вступление
- фр. наигрыша
- наигрыш
- комм.: самое главное – попасть под пляску и песни, бывает, что девчонка пляшет хорошо, а в ритм не попадает плясать
- показ окончания игры «Русского»
- комм.: показываешь, что устал – дёргаешь, переборов не делаешь, все понимали, что гармонист устал
 

Наигрыш на гармони

45.

О рекрутских обрядах:

- в армию отправляли, лошадь парно запрягали, с гармошками по деревне ездили кататься
 

Репортаж

46.

Под песню

- [нрзбр.]
  Отгремела лихая пора,
  [нрзбр.]

- фр. напева
 

Наигрыш на гармони

47.

Под песни с частушками: 

- Почто, матушка, тужить,
  А не один иду служить,
  Служит Стёпка, служит Влад,
  Там найдётся много нас 

- Думал, думал, не забреют,
  Думал, мать не заревёт,
  Посмотрю во чисто поле,
  Мать катается, ревёт 

- Запряг?ай-ко, батька, тройку,
  А в серёдке воронка,
  Скоро, скоро потеряешь
  Ты последнего сынка 

- снач. комм.: про рекрутов
- комм.: кто побогаче, тот пять лошадей запрягал, на телегах, молодёжи было много
 

Наигрыш на гармони

48.

О жизни во время войны:

- в войну из деревень молодёжь уезжала, денег в колхозе не было
- без паспорта ездили, если поймают, возвращали обратно, назначали полгода принудительных работ, опять сбегали
- до войны работали вручную, косой косили, на лошадях пахали
 

Репортаж

49.

Я песни попою,
Про участь горькую свою

- снач. комм.: частушки можно петь нараспев – протяжно и побыстрее, играть наразва?л - замедленнее
- фр. текста
- комм.: медленно – наразв
?ал
 

Частушка

50.

Под песни
 

Наигрыш на гармони

51.

Ой, Ново да ла?дож(ы)ска телега,
Ой, Вытегорско да колесо,
Милка маленького роста,
Но целует резво 

- фр. напева
- комм.: и играют нарзв
?ал
- фр. напева – продолжение
- комм.: наразв
?ал пели только парни, девушки пели почаще, позадористее
 

Частушка по-долгому

52.

Без балалайки и гармошки
Нигде свадьба не пройдёт 

- снач. комм.: в праздник надо и песни спеть и поплясать, «Цыганочку» плясали, «Семёновну», «Русского», без «Русского» не обойтись; на свадьбе обязательны были гармошка и балалайка, песня пелась
- фр. напева
 

Частушка

53.

Под развал

- комм.: разный игрок играет свои переборы, получается одни наигрыши «Русского», «Страдания», но со своим ритмом
 

Наигрыш на гармони

54.

Под развал

- комм.: меняешь тона и получается другой наигрыш
 

Наигрыш на гармони

55.

Об игре на гармони:

- аккорд – единый звук, в левой и правой руке нажал, надо, чтобы звуки совпадали
- аккорд – 2-3 звука нажимается, два звука на басах
 

Репортаж

56.

Под развал

- наигрыш
- комм.: вверх через одну клавишу играет, эта игра подходит «под развал», через одну по одной нажимаешь
- наигрыш
- комм.: опять через одну, все перебираешь через одну
 

Наигрыш на гармони

57.

Когда б имел златые горы

- комм.: эта старинная песня, на всех праздниках она начиналась
 

Наигрыш на гармони

58.

Товарищ, сходи в магазин за вином,
Магазин находится слева
Возьмёшь там два литра, придёшь [нрзбр.]
И там загуляем мы [нрзбр.]

- наигрыш на мотив «Раскинулось море широко»
- комм.: это пели запорожские немцы, сосланные, они все наши песни переделывали
 

Наигрыш на гармони

59.

О драках:

- драки были зачастую, милиции не было, зачинщика садили в амбар
- деревня с деревней дрались, даже взрослые, в озеро загоняли те, у кого силы больше
- гармонист подыгрывает только начало, потом уходил гармонь было тяжело купить
- в обеих компаниях гармонисты не участвовали
- начиналась драка под гармонь, играют «Русского» и «Под развал»
- только пьяные дрались, трезвые – нет
- сначала начинался спор, гармонист играл, чтобы разжечь драку, начинали хаять друг у друга гармонистов
- дракуны начинали песни петь
- девчата про ребят, а ребята про девчат пели
- старались не показать, что здесь драка, как будто пляска, делали круг, внутри его дрались
- когда начинается по-настоящему, круг разваливался, гармонист уходит
- обычно дрались на кулаки, могли колья пойти
- сначала все здоровались, потом могли какое-нибудь слово не так понять
- например, слово салага – унизительное в армии, а у других салака – это любимый человек
- слово за слово и начинают драться
- бывало, что заранее не поладят, обязательно подерутся
 

Репортаж

60.

Об игре на гармони:

- надо всё время пальцы тренировать, иначе они не будет подчиняться, мыслишь одно, а пальцы отстают – «будешь картавить»
- песню играешь, куплет надо потише играть, а припев – подзадорить, потому что он повторяется, иначе народ не будет слышать, что поёт
 

Репортаж

61.

Романс
 

Наигрыш на гармони

62.

О музыкальных инструментах:

- Шуйская гармошка хорошая, её строй для гуляния подходит
- Кирилловские гармошки бывают глухие и задористые, кто как делал
- во время войны в магазинах было много гармошек, а после войны стали делать только по заказу
- мастера могут сделать гармонь с регистром, чтобы переводить строй, или без регистра, глухую или задористую, они и  настраивают гармонь
- бывают мастера, которые хорошо делают и настраивают гармонь, а играть не умеют
- чтобы гармонь подучилась глуше или звонче, у мастеров есть замер
?тель тембра голосов, липки, через которых вибрирует воздух, делают тоньше или толще
- одну гармонь может играть, а её не будет слышно, другую слышно на другом конце деревни – это задористая гармонь
- здесь были в основном Кирилловские гармони, на них начинал учиться, были хромки, тальянки, Кирилловская хромка
- были венские гармони, наверное, Вена выпускала, строй у неё был точно такой же
- были вятки – в одну сторону тянешь – один звук, в другую – другой, были кнопки и лопатки
- сам начинал с Кирилловской хромки, были хорошие Кирилловские баяны
- есть гармони – 25х25 – полубаян и 12х21
- 12х21 – для игры под пояску и под частушки басы расположены буквой «Г»
 

Репортаж

63.

О плясках:

- под «Кадриль» командовали, какую игру надо: «Русского» (девочка парня занимает разговорами), потом девочка «Русского» пляшет
- командир командовал, чтобы все одинаково плясали
- была фигура – «ваши на наших»
- 7-8 пар плясали
- фигура – «пляшут мальчики крест-наперекрест»
- фигура – «девочки мальчиков занимают разговорами» и наоборот, так и командовали
- всё время играли «Русского»
- за вечер могли 3-4 «Кадрили» танцевать
- гармонисты отдыхали
- игра под «Кадриль» меняется, когда чаще, когда-то реже
 

Репортаж

64.

Под развал

- снач. комм.: для фигуры «Девочка мальчика занимает разговорами» игралось «под развал», гармонист музыкой забивал их разговор
- фр. наигрыша
- комм.: они разговаривали, но ничего было не слышно, рядом танцующие тоже не слышали
 

Наигрыш на гармони

65.

Под пляску с частушкой:

- Ох, милая моя,
  Худо Богу молишься,
  Выйдешь замуж за меня, дак
  По миру находишься 

- снач. комм.: фигура «наши на ваших» плясалась с дробью, одна партия подходила с дробью к дугой и наоборот
- комм.: раньше пели частушки на две половины – половину поют, дробят, потом вторую половину, так пели и в Кириллове и в Белозерске
 

Наигрыш на гармони

66.

Барыня

- снач. комм.: «Барыню» под «Кадриль» не командовали, всё командовали «задористо», если кто-то не так сплясал, его могли наказать, командир мог плохо командовать
- фр. наигрыша
- наигрыш
- комм.: не подходит, «Барыню» командовали под ту фигуру, когда парень с девчонками держались за руки, все строились, под руками проходили и снова становились
 

Наигрыш на гармони

67.

О плясках:

- была фигура «вертиловка», когда парень с девчонкой крутились, но она называлась по-другому
- вчетвером крутились
- у каждой фигуры было своё название
- под «вертиловку» чем быстрее играешь, тем быстрее крутишься
- под фигуру «девочка мальчика занимает разговорами» могли играть «Яблочко», смысл был в том у гармониста, чтобы забить разговоры
 

Репортаж

68.

Под пляску

- фр. наигрыша
 

Наигрыш на гармони

69.

Почаще, почаще,
Повежливее

- снач. комм.: если так играешь, то могли спеть тебе
- фр. теста
 

Частушка

70.

Под пляску с ускорением
 

Наигрыш на гармони

71.

Светит месяц

- снач. комм.: в «кадрили» играли «Светит месяц, светит ясный»
 

Наигрыш на гармони

72.

Бальный танец

- снач. комм.: были бальные танцы, там не командовали, но все ходили как по одной команде
 

Наигрыш на гармони

73.

Бальный танец
 

Наигрыш на гармони

74.

Об игроках и наигрышах:

- на Кирилловской гармони все играют по-разному, и всё «Русского»
- сокольские играют с переборами, перехватами
 

Репортаж

75.

Русского

- снач. комм.: перехват – перебор с передяргиванием
- фр. наигрыша
- комм.: передяргиваение – игра «Русского» с перехватом для задора
 

Наигрыш на гармони

76.

Об игре на гармони:

- сам от чужих игру не перенимал, для себя выбрал что-то общее
- гармонист мог игру у любого человека подделать, показать
- на любом празднике гармонист должен уметь «Русского» сыграть и песню
 

Репортаж

77.

Песня
 

Наигрыш на гармони

78.

Вологда

- наигрыш
- повтор
 

Наигрыш на гармони

79.

Песня
 

Наигрыш на гармони

80.

Девушки, не утка ли,
Отбила не Анютка ли,
Девушки, ой, утка - гусь,
Отбила, дак Анютке пусть 

- снач. комм.: девушки пели
 

Частушка

81.

О развлечениях молодёжи:

- частушки пели пополам
- раньше часто артисты в клуб приезжали из Ленинграда, Москвы, Вологды
 

Репортаж

82.

О музыкальных инструментах:

- молодёжь играла на гитаре, балалайке, гармони – основные инструменты
- балалайку специально подстраивали под гармонь
- настраивали на инструменте тот аккорд, на котором будешь играть под пляску
 

Репортаж

83.

Соколовский хор у яра
Был когда-то знаменит,
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит

- снач. комм.: была такая песня
 

Романс

84.

О музыкальных инструментах:

- гитары были семиструнные
- сам играл на балалайке плясовую и «Раскинулось море», больше «Руского»
- играют «Светит месяц» на балалайке 

Репортаж

         

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298