|
|
Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Самойлова Е.В. |
Исп.: Сорокина Валентина Георгиевна, 1924 г.р., род. - г. Вятка
(здесь проживает с 1948 г.)
|
|
О беседах:
- ходили на
вечёрки, узнавали, где проводится в деревне
- вечером были посиденки, на них плели кружева; была артель от
вологодской фабрики «Снежинка», приезжали люди с фабрики, давали
сколы, а потом забирали кружева
- на вечорку собирались девки и ребята, плясали; бывало, что и на
вечорку приходили с подушками для плетения; когда ребята приходили с
гармонью, начиналась пляска, и девушки сразу убирали свои подушки
- плясали по-разному – поодинке и вместе; была пляска «Боровецкая» -
два парня и две девчонки, две пары вставали напротив друг друга,
переходили; в пляске парень крутит девку
- на бумаге писали пригласительную, приглашали на вечорку молодежь
из соседних деревень в определенную деревню, бумажку сворачивали
треугольником и отдавали кому-нибудь из соседней деревни, а этот
человек оповещал всю деревенскую молодежь; на вечорку приглашали
молодежь со всей округи, все собирались в одном доме
- была очередь, в каких домах будут проходить вечорки; очередь была
между домами, в которых жили парни и девки; вечорки могли проводить
в домах, где жили старики, просили у них разрешения, а потом
выполняли для них какую-нибудь работу – мыли полы, рубили дрова
- бывало так, что в один вечер проходило две вечорки в разных
деревнях, тогда молодежь выбирали, куда идти
- в основном, вечорки проводили в конце недели; на неделе работали,
плели кружева
- тем, кто состоял в артели, давали задание, а потом каждый у себя в
доме плел; днем девочки плели кружева у себя дома, а вечером
собирались на посиденки – в одном месте собирались девочки лет
16-17, постарше собирались в другой избе
- плести кружева начинали девочки с пяти лет, они плели дома с
родителями
- на «большую» посиденку ходили молодежь старшего возраста – невесты
(18-20 лет), они маленьких детей не пускали к себе на посиденку
|
Репортаж |
|
О свадебном обряде:
- родители жениха
приходили сватами к той девушке, к которой послал их сын; сваты
говорили прибаутки, потом ставили самовар, приказывали привести
невесту, спрашивали у нее согласия
- сватать приезжали на конях, могли приехать вечером
- сначала, когда приедут сваты, невеста куда-нибудь уходила, потом
ее приглашали, и, если она давала свое согласие, то ее мать или
сестры ставили самовар
- договаривались о приданном; в приданое должны были входить
постельные принадлежности (наматрасники, подушки, простыни,
полотенца)
- кто побогаче был, у того были покупные подушки, а кто победнее,
набивали подушки соломой или пухом от чертополоха
- специально для невесты набивали подушки чертополохом
- раньше причитали (слышала от старушек постарше)
- во второй день свадьбы, когда вставали молодые, то гости начинали
бить горшки (корчаги, кринки); потом начинали кидать деньги
(копейки), молодая должна была заметать; родственники специально
привозили на свадьбу горшок (выбирали который похуже), чтобы разбить
его во второй день; могли бить большие корчаги – «шарахнут, дак весь
дом продрожит»; что-то приговаривали
- утром приходили будить молодых
- жениха на улице заставляли колоть дрова (большие кряжики),
проверяли, умеет ли дрова колоть; позже все это делали в клубе
- когда невеста заметала деньги, то гости ходили и специально
распинывали эти деньги
- невеста одаривала родню жениха: отцу дарила рубашку или материал
для рубашки, матери – платье или материал для платья, фату (платок)
- раньше была своя холстина
- когда невеста (девочка) начинала подрастать, то начинала готовить
приданое, родители ей помогали
- приданое привозили в сундуках
- дары невеста дарила во второй день свадьбы; были какие-то
приговоры
- после венца молодых встречали с караваем на полотенце; мать жениха
выходила на улицу с караваем, что-то приговаривали; молодые
откусывали от каравая, замечали, кто первый откусит, кто первый
зайдет в избу, тот будет хозяином; старушки это замечали и сразу
говорили
- на свадьбу собиралась вся деревня
- в 40-е – 50-е годы свадьбы справляли в клубе, приходила вся
деревня, всех угощали
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: закрывают
двери, завязывают проволокой; раньше стекла намазывали пеплом
(золой) с водой, двери водой примораживали, приставляли к дверям
кряж, он стукал по лбу, когда хозяева открывали дверь; от конюшни
утаскивали сани; сейчас ребята даже трактор увозят
- раньше это считалось «законом», и никто на шалости не обижался
- залезали на крышу, ставили елку; в трубу опускали перья, чтобы дым
шел в избу
- дровни увозили в одно место – посреди поля складывали все дровни в
«костер»
- могли раскидать поленницу дров
- наряжались, ходили ряжеными; бегали в Морженгу (около 23 км);
ребята ходили с гармонью, по дороге выпивали вина
- когда ряженые приходили в деревню, то если им не понравился парень
или девка, то они могли выругать его песнями
|
Репортаж |
|
Ой, ряжены идут, ряжены идут!
- снач. комм.:
когда ряженые приходили, то говорили
- текст
- комм.: ряженые ходили по избам; когда их увидят, то бегали по
деревне и всем говорили, что пришли ряженые; тогда все собирались в
одну избу глядеть ряженых
|
Приговор на приход
ряженых |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: когда
ряженые напляшутся, то шли в другой дом; если девка или парень не
понравятся, то их могли выругать в песнях
- выряжались: мужики – цыганками (надевали длинные юбки с оборками),
женщины – мужиками
- выряжались так, чтобы было смешнее; выворачивали наизнанку шубу,
лица закрывали, делали маски из бумаги или из ткани, могли лицо
намазать
- ряженые меняли голос: мужик пел «по-женски», а женщина
«по-мужски»; мужчины плясали по-женски, а женщины – по-мужски
- когда ряженые шли от деревни к деревни, то тоже пели и плясали,
издалека было слышно, что в деревню идут ряженые, говорили: «Ой,
ряжены идут, песни поют»
- ряженые ходили большой «артелью»
- ряженые обходили всю «нестеровщину» (округу деревень)
- парни брали с собой бутылочки, чтобы по дороге «подогреться»
- девки ходили в туфельках, в ботиночках, чтобы можно было плясать –
«выколачивают каблукам»
- ряженые могли ходить и по чужим деревням, и по своей деревне
|
Репортаж |
|
У (имя парня) на сарае
Веники да веники,
Он гулять ни с кем не будет,
Надо из Америки.
- текст
- комм.: девки начнут «упевать» парня
|
Частушка ряженых |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: ряженые
заранее договаривались, к кому в дом они пойдут
- ряженые ходили в чужую деревню, по своей не ходили
- за один вечер в одну деревню могло прийти пять артелей ряженых из
разных деревень
- случай из жизни: когда В.Г. работала почтальоном, пришла в д.
Борщево, там бабы нарядились в вывернутые шубы, взяли толкушку
(пестик), привязали ее на веревку, сделали так, чтобы он высовывался
из-под шубы и болтался
- женщины договаривались, чтобы сделать вместе «складчину»,
приносили выпивку, закуску, приносили гармонь, плясали; собирались
вместе женщины и мужики
- дети ходили по домам, пели, чтобы им давали угощение; угощение
собирали в «зобеньку» (корзину); дети, когда приходили с «Колядой»,
тоже плясали
|
Репортаж |
|
О нищих:
- в деревне был
нищий, он ходили по домам, собирал яички, говорил: «Тёта, яичко,
тёта, тёта, дай яичко»; потом эти яички он продавал
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: гадали;
гадать могли девки, женщины, ребята
- ходили на кресты
|
Репортаж |
|
О престольных (пивных) праздниках:
- в пивные
праздники ходили гулять на кресты (на эти же, на которых гадали в
святки)
- в каждой деревне был свой пивной праздник; все собирались; вечером
в праздник в деревне ждали гостей
- молодяшка (девки, ребята) ходили на кресты, ребята брали гармошки;
там плясали, пели
- здесь, в Нестеровщине (Нестеровский с/с) около д. Нестерово были
кресты, на которые в пивные праздники со всех деревень собиралась
гулять молодежь
- в Грибцове не было таких крестов
- пивные праздники начинались с Пасхи
- Пасха – широкий праздник (справлялась во многих деревнях), Ильин
день тоже большой праздник (во многих деревнях)
- на Иванихе – Успеньё, в Большом Дворе – Вознесеньев день
- в Ильин день гуляли в с. Грибцове, в д. Новой
- зимой тоже праздновали праздники, приезжали в гости
- на пивные праздники варили пиво, делали солод; пиво варили в
печке; раньше кидали в бочку раскаленные камни
- масленица тоже считалась пивным праздником, тоже варили праздники
- Рождество Пасхи считались всеобщими праздниками
- Троица была пивным праздником, Михайлов день (осенью)
- гуляли – «когда как заберёт», могли гулять по три дня и даже по
неделе
- в праздники бабки могли сделать складчину, договаривались и
собирались, приглашали гармониста; складчину могли собрать и без
праздника
|
Репортаж |
|
О полевых работах:
- в колхозе, когда
заканчивались полевые работы (окончание посева, окончание уборки
урожая), то делали праздник на берегу реки, закалывали скотину,
делали столы
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: в
каждой деревне делали соломенную куклу из снопа, наряжали ее и
сжигали
|
Репортаж |
|
Масленка-б…
Не дала погулять,
Дала редьки хвост
На Великой пост.
- снач. комм.:
старухи пели песни, ругались
- текст
- старые старухи плясали вокруг костра и пели; было много «пригоношек»
- повтор текста
|
Масленичная
припевка |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА:
накануне Масленицы ребятишки собирали для костра дрова, венки,
льняные снопы, корзины, старые пестери, старые пальтушки
|
Репортаж |
|
На Масленку дайте!
- снач. комм.:
ребятишки просили для костра
- текст
- каждый хозяин давал что-нибудь ребятишкам; считалось, что для
Масленки надо было обязательно что-нибудь дать
|
Приговор на
Масленицу |
|
О календарных обрядах и праздниках
- МАСЛЕНИЦА: у
костра старушки плясали, взрослые и дети валялись в снегу около
костра, снег был весь в саже, поэтому с костра все приходили
испачканные в саже
- на Иванихе, пока костер не догорит, не расходились
|
Репортаж |
|
О престольных праздниках:
- в д.Нестерово
отмечают праздник Флор˜ - Флоров день (31 августа)
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- в Масленицу
обязательно пекли блины
- на Масленицу (накануне праздника) мылись в бане
- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: хозяйка с иконкой и свечкой обходит кругом дома (по
улице), что-то приговаривает
|
Репортаж |
|
Об обрядах со скотиной:
- в Егорьев день
первый раз выпускали скотину на улицу
- пастуха приглашали пасти стадо; договаривались на собрании,
сколько надо платить пастуху, надо ли его кормить
- пастуха кормили по очереди весь день; пастух ходил ночевать домой
- пастух утром (в 6 часов) собирал скотину, стучал в барабанку
- были такие люди (пастухи и люди, которые обряжали скотину в
колхозах), которые «много знали» по скотине
- было пастух, который в поле только «почмокает», как вся скотина
сама шла домой
- раньше скотину обходили
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- ЕГОРИЙ: дом
обходили с иконой Егория-победоносца и с зажженной свечкой – от
грозы; женщина, которая обходит, «что-то шопчот»
|
Репортаж |
|
|
|
|
|