Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2006-4 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 248

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298


 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Андомский с/с
д. Марино
15.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
 Маркова Л.Ф.,
Кулева Н.

 
Исп.: Никитина Ольга Константиновна, 1924 г.р., род. в д. Гонево
 

01

О престольных праздниках

- в д. Пытручей был Успеньев день; собирались гости (родственники), из других деревень приходили девочки к девочкам, мальчики – к мальчикам; гуляли на улице
- варили пиво в бутылях
- чужие в гости не ходили, только, те, кого пригласили; приглашали родственников
 

Репортаж

02

О родильно-крестильных обрядах:

- поп давал имена: девочкам «вперед» (например, родилась 17-го, а имя давал по 24-му числу), а мальчикам «назад»
- родители тоже могли сами выбирать имя
 

Репортаж

03

Сорока-ворона
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей дожидала,
А гости-то не пришли,
И ребята кашку рознесли.

- текст (показ с Настей Кулевой)
 

Детская пестушка

04

Ладушки-ладушки,
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку,
Что пили? – Бражку.
- фрагмент напева

- повтор (напев, показ с Настей Кулевой)
- повтор (напев)
 

Детская пестушка

05

Птичка, пташка-канарейка, расскажи горё моё.
Расскажи горё моё… да
Мое горе всем известно, мил уехал(ы) далеко.

- окончание – текст
- уточнение слов
- комм.: пели за столом в любой праздник, когда выпьют; пели на работе в «катавалке», когда валяли валенки; пели вместе мужчины и женщины 

Поздняя лирическая

         

06

Лучше бы я девушка с Пахомушком жила,
Ой, ден(и) с ут(ы)ра до вечера улицу мела.

Мела да мела улицу, распахивала,
Ой(и), кофе
?шку г(ы)р?шнёво с месяц не пила.

- текст (вспоминает)
- напев
- комм.: пели вместе, во время обеда репетировали, когда работали в катавальном цехе;
 

Поздняя лирическая

07

Об исполнении песен:

- «надо правильно поймать мотив», тогда «лучше голоса раздаваются», если неправильно «поймать», то можно перепутать слова
- у каждой песни свой мотив
- раньше старушки передавали песни; девушки приходили, прислушивались к старушкам и запоминали
- поют «в один голос»
- «из песни слова не снимешь»
- мужчины пели «своима голосамы», их голоса отличаются от женских; у мужчин голоса громче
- мужчины и женщины пели «заодно»
- когда мужики выпьют, дак пели «шло-брело-ехало»
 

Репортаж

08

Скакал казак через дорогу,
Через Маньжурские поля,
Скакал казачик одинокий
Блестит колечко на руке.
 

Поздняя лирическая

09

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: парни и девчонки ходили «окрутниками», если их где-то не угостят, то они могли накидать в доме угольков и растоптать их – поплясать
- «окрутники» плясали, пели частушки
 

Репортаж

10

Мы пришли, пришли, пришли,
Все по лавкам сели,
Моего да твоего,
Наверно, волки съели.

- текст
- комм.: могли петь на беседе, или «окрутники»
 

Частушка

11

Девушки, вы, девушки,
Прядите лён-куделюшку.

- текст
 

Прибаутка

12

О беседах:

- девка сидела, пряла, а ее  парень сидел рядом с ней «у бочка у ёй»
- мать спрашивала девушку, «сколько выпряла», если мало, то могла в следующий раз не отпустить
- на беседах «ходили» в старинную кадриль (4 человек, на две пары); выбирали командира (который «бойкой»), и он командовал; командиром мог быть парень или девка
- в кадрили было шесть фигур; плясали «под музыку» (под наигрыш)
- под песни плясали другую кадриль; «в лесах» (в Сойде) плясали под песни, а здесь под гармонь
- под кадриль пели песню «Сени, сени, мои сени» (упоминание)
 

Репортаж

13

 

Экой Ваня да разудала голова, да
Разудалая головушка, Ваня, твоя.

Разудалая головушка твоя да
Сколь далёко уезжаешь, ой, да от меня.

- снач. комм.: «надо вытягивать»
- окончание – текст (путает с песней «Ни зимой, ни летом»)
- повтор напева (путает конец)
 

Лирическая

14

О престольных праздниках:

- в гости приглашают родственников, друзей
- варят пиво, пьют вино; поют песни, пляшут под гармонь
 

Репортаж

15

Прилетела птичка-пташечка да
Пташечка задела крылышком…

- снач. комм.: раньше причитали, это считалось хорошо
- фрагмент текста (в пересказе)
 

Поминальное причитание

16

О представлениях, верованиях

-  случай из жизни: муж «маялся», не мог умереть, потом старушка дала «книжку колдовства», О.К. начала ее читать, муж начал «засыпать» (умирать), в это время кто-то пришел, стал стучать в дверь, мужу стало тяжело, его стало «м‰чать», когда гость ушел, О.К. снова стала читать эту книгу, и муж «заснул» (умер)
- в этой книжке было написано «божественный сон»
- муж стал умирать, а его жена заплакала, напугала его, не дала ему спокойно умереть; тогда позвали старушку, она всех из горницы выгнала, стала с ним говорить и он «уснул»
- когда человек умирает, то нельзя его пугать, надо, чтобы была тишина
- у одной женщины мать умирала, а ее дочь вызвала врача, ей сделали укол, после этого женщина мучалась 12 дней, ее «стронули», не дали умереть
- хорошая смерть – умереть во сне
 

Репортаж

17

О похоронно-поминальных обрядах:

- когда человек умрет, он должен полежать два часа, чтобы он «отстыл»; потом его моют, одевают и «валят» на стол (который стоит наискосок), ногами в угол; когда будут выносить из дома, то переворачивают ногами вперед
- когда выносят покойника, то сначала несут венки, потом крышку, потом гроб, потом все идут за гробом
- когда сделают гроб, то покойника сразу перекладывают в гроб, закрывают коленкором
- раньше старушки причитывали
- раньше листья от веника (5-7 веников) клали в гроб и в подушечку («для шумчику»); говорят, что покойник «там тоже шевел
?тся»
 

Репортаж

18

О представлениях, верованиях:

- случай из жизни: когда в могилу к отцу рядом подхоранивали сына, то один из родственников сказал: «Ну, папаша, встречай сына»; потом умерший отец приснился во сне этому родственнику и сказал: «Ну, зят?ло, я не мог встр?тить сына, я был в Устёновой на работы»
- Ольге Константиновне приснился умерший муж, был  сердит и сказал: «Рано стала губы красить, чтобы другой полюбил»; после этого  она перестала краситься
- Ольга Константиновна бегала мимо кладбища на работу, а на кладбище к мужу не заходила; умерший муж приснился и сказал: «Ты мимо бегашь, а не зайдешь. Я не знаю, как вы там живете»; после этого она стала чаще заходить на кладбище
- когда приходишь на кладбище, то надо помахать («попахать») платком по могиле и сказать: «Помяни, Господи, Сергея Александровича»
- с умершим разговаривают, например: «Прости меня, мне некогда было забегать»
- считается, что до 40-го дня душа летает, а в 40-й день уходит «на небушко»; до 40-го дня душа может прийти и поколотиться
 

Репортаж

19

Помяни, Господи, желанных родителей,
На сей день господён напой и накорми.

- снач. комм.: каждое утро перед едой поминает родителей
- текст
 

Поминальная молитва

20

О представлениях и верованиях:

- в праздничные дни и воскресенье никогда не стирают и ходят в баню; если очень нужно, то лучше все это сделать ночью
 

Репортаж

21

Где Господь, там и вера,
А где земля, там и мера.

- текст
 

Пословица

22

О похоронно-поминальных обрядах:

- «окомолки» (остатки от веника, ветки без листьев) и стружки от гроба нельзя жечь в печи, а то потом не будут румяниться булочки, хлеб; все это нужно сжигать на улице
- белье после покойника тоже жгут на улице, подальше от дома; жечь нужно все (листья, стружки, белье) в одном месте и после того, как похоронят
- родственников хоронят рядом – в одну могилу рядом со старым гробом ставят новый (например, сына к отцу); две могилы могут соединить в одну и поставить один на двоих памятник (например, для мужа и жены)
- если крест упал, то можно поставить новый
- каждый год ходят чистить могилы
- родительские дни: Вознесенье и Троица, в могилки (ближе к ногам) втыкают березовые веточки
- на могиле расстилают полотенце, на него кладут еду и поминают
 

Репортаж

23

О традиционной выпечке:

- пекут калитки: с творогом, с картошкой, с пшеном, с ячневой крупой; могут брать на кладбище
- пекут кислопряжие пышки
- пекут «пальчики»: делают из кислого теста овал, мажут растительным маслом, сыплют песок, потом сгибают пополам, опять мажут маслом и сыплют и еще раз сгибают пополам, потом также делают третий раз, снова смазывают  и посыпают песком и разрезают ножом на три «пальчика» (см. рисунки в экспедиционной тетради Марковой Л.Ф.); эту выпечку называют «медв
?жьима ла?пкамы»
- кислое тесто делают на свежем молоке с дрожжами
 

Репортаж

24

О гончарстве:

- в Макачеве мастера делали свистульки, потом возили на лошадях, пробавали; свистульки делали в виде птичек с ножками, дырочки были сбоку
 

Репортаж

25

О скотоводческих обрядах:

- у пастухов были деревянные трубы, деревянные колотушки (ручка и два шарика), пастух шел и стучал, чтобы хозяйки выгоняли коров
- на выгон коров у пастуха был «отпуск»; в зависимости от того, какой был «отпуск», на пастуха накладывался запрет: например, нельзя курить, или нельзя читать, или нельзя спать с женщиной
- «отпуск» был написан «у Господа Бога»; «отпуска» были разные – «от зверей» и «молочный»
- пастух должен был обойти коров до того, как лист будет «полный»; когда пастух пасет, то он сначала распустит пояс, и коровы расходятся, пасутся, а когда надо загонять домой, то пастух пояс затягивает, и коровы все собираются
- «отпуск» помогал от зверя: если зверь зайдет в стадо, то скотину не тронет
- пастух срубал «дерев
?инку», замыкал ее замком и спускал в «ручей», надо, чтобы до конца пастьбы «дерев?инка» не пересыхала, тогда коровы будут хорошо доиться
- перед выгоном коровы в общее стадо, хозяйка обходила дома свою корову (со своим «отпуском»); а в общем стаде пастух обходил со своим «общим отпуском»
- когда березовый лист «не полный», то «отпуск» считается не действительным;
- березовый лист бывает «полный» и «неполный»
- примета: «как лист полной, и пахать полно»
- «неполным» считается маленький листочек, который еще растет (весной)
- когда лист «полный», то отпуск считается действительным, а когда лист «не полный», то «там уж Господь Бог пасет, не ён [не пастух – С.К.]»
- сын пас, когда он распускал ремень, коровы уходили пастись подальше, в лес, а когда надо было коров собирать, он затягивал ремень, и коровы сами собирались
 

Репортаж

26

О календарных обрядах и праздниках:

- ТРОИЦА: на Троицу лист всегда бывает «полным»; после Троицы уже не пашут
- ИВАНОВ ДЕНЬ: веники заготовляли перед Ивановым днем (до 7 июля), из веников, заготовленных после Иванова дня, во время парения будет выпадать лист
- девушки собирали цветы, делали венок и бросали в реку, примечали, куда понесет венок, туда и замуж выйдешь
 

Репортаж

27

О скотоводческих обрядах:

- держать скотину можно и без «отпуска», но надо все делать благословясь, «надо знать маленюшко»
 

Репортаж

28

О полевых обрядах:

- урожай начинали убирать с Ильина дня, сначала поспевает рожь, потом – яровые
- с Александрова дни начинали убирать картошку

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Андомский с/с
д. Князево
16.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Митрошкина Н.А.
Кулева Н.

 
Исп.: Нестерова Мария Александровна, 1931 г.р.,
род. в д. Сидорово бывш. Верховского с/с (теперь Макачевский)
 

29

О самодеятельном коллективе:

- в клубе в д. Князево был коллектив, пели, ездили выступали
- на одном выступлении спели псеню «Сашенька» («Ни зимой, ни летом»), в этом песне есть слова про Бога («Бога вспомнили»), из-за этого коллектив не отправили выступать в Вологду
 

Репортаж

30

О свадебном обряде (рассказывает Н.А. Митрошкина):

- у жениха была тетка, она «все знала – и на худое, и на хорошее»; тетка пришла вместе с женихом и его матерью свататься, она погладила по голове невесту, и ее родители быстро согласились отдать ее замуж
- потом после отъезда жениха и тетки, в печке в доме невесты нашли огарки от лучинок, которые тайно подложила в печку тетка жениха; потом, когда у мужа с женой жизнь «не заладилась», и они хотели разойтись, женщине сказали, что у нее не получится разойтись с мужем, т.к. «все сожжено»; видимо, тетка незаметно что-то наговорила на лучинки и сожгла их, чтобы после этого парню и девушке уже невозможно было расстаться
- эта тетка была «с лесов», а там все «всё знали»
 

Репортаж

31

О лечении:

- была «божественная» бабушка, к ней ходили люди, она их лечила; говорила какие-то слова
 

Репортаж

32

Не зимой, не летом, а раннею весною,
Мы гуляли, Саша, Сашенька, с тобою.

В саду кинарейка да громко роспевала,
Громко так уныло, голос раздаётся.

- комм.: раньше старушки по праздникам пели старинные песни за столом
 

Поздняя лирическая

33

О престольных праздниках:

- в д. Сидорово был праздник «Скорбяшша» (6 ноября)
- собирались гости, играли на гармошках
- в д. Князево праздник – Спасов день
 

Репортаж

34

Лучче бы я, девушка, у батюшка жила, ой,
День с утра до вечера улочку мела.

Мела, мела улочку, распахивала, ой.
Кофее
?чку гре?шнево с месяц не пила.
 

Поздняя лирическая

35

[Птичка-пташка] кинарейка, росскажи горё моё.
Мое горе всем известно, мил уехал далеко.

- напев не устойчивый

Поздняя лирическая

         

 Конец записи
Сост.: Кулева С.Р.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298