Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2007-1 >>> Сокольский, Харовский, Вологодский  районы

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 289

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298


 

Вологодская обл.,
Вологодский р-н,
Новленский с/с
с.Новленское
05.02.2007

 

Зап.: Самойлова Е.В.,
 Кулиганов В.А.

 
Исп.: Кукушкина Екатерина Ивановна, 1916 г.р., зд.

                                                                                                                                 

01.

О календарных обрядах и праздниках:

- Масленица:
- здесь праздновали Масленицу
- катались на лошадях, кругом ездили в одной половине села, круг был
- лошадей украшали, сбруя была светлая, украшенная, начищенная, цветки делали
- санки украшали, закрывали плюшевыми «штуками»
 

Репортаж

02.

О ярмарках:

- каждую субботу в селе был базар
- базар был только до середины села
- привозили дрова, брёвна, дрова колотые, чурбаками, жерди
- рыбой торговали, были большие пестери
?сделаны из бересты
- пряниками, орехами торговали
- чугуны, горшки привозили
- рыбу, мясо можно было купить
- торговали ершовой смесью (из ершей)  в пестерях
- базары были только зимой, как только начнутся холода, каждую субботу
- изо всех сельсоветом, из Вологды приезжали на лошадях на базар
- базар по всему селу был, только по субботам, один день
- позднее базары отменили, стали делать столы, на них торговать картошкой, сметаной, колхозной продукцией, столы по две стороны стояли
- на базаре столов не было, стояла лошадь с дровнями, а на дровнях стояли большие пестери
- торговали огурцами, рыжиками
- базары называли ярмарками
 

Репортаж

03.

О календарных обрядах и праздниках:

Масленица:
- катались на лошадях
- детей катали по деревням
- у дяди было две лошади, он запрягал лошадь с большими санями, дети садились, он вёз их к Березнякам, Вотче
- детей катали отдельно, чтобы в селе не путаться, в селе каталась молодёжь
- в селе катались девушка с парнем
- почти в каждом хозяйстве была лошадь
- парень катал ту девку, с которой гулял
- катались молодые, которые только что поженились, свадьбы были перед Масленицей
- парни одевали валенки с калошами, у богатых с саней мех свисал, волочился по снегу
- много было ротозеев, стояли и смотрели, как катаются
- молодые приезжали на лошадях, из Вотчи, Березняков, Шолохова, изо всех деревень, чтобы покататься
- на второй день после катания снег становился чёрным
- катались в сам праздник Масленицы
- Масленку жгли, собирать на Масленку начинали рано, собирали и взрослые парни и девки, и подростки, стукались и спрашивали: «Что есть на Масленку?»
- собирали худые сапоги, корзины, подъезжали на лошадях, туда всё складывали
- сжигали Масленку на поле, она большая была, приходили и взрослые, и дети
- мазались сажей так, что глаз не видно было, парни всех мазали сажей
- когда Масленка начинала сгорать, могли друг друга толкать на Масленку, все валенки в саже были
- чужих на Масленке не было, только новленские
- у костра визжали, кричали, толкались
- молодые к теще на блины приезжали, гостили всю Масленую неделю, могли к тещё на блины несколько лет ездить, молодые сами приезжали
- некоторые молодые неделю у тёщи гостили
 

Репортаж

04.

О бытовых обрядах:

- старые люди просили прощенья: «Простите меня, кому досадила», просили, когда плохо было старому человеку
- собирали своих родственников и просили прощенья
- в д.Митинская жила старуха, которая много кому досадила, просила мужа позвать всех, кому досадила, она просила прощенья, всё рассказала, у кого что сделала, потом поправилась
 

Репортаж

05.

Об обрядовой и будничной пище:

Постная пища:
- Чистый понедельник – это не праздник, мясо и молоко уже сгорело, начинался пост, ничего есть нельзя
- если в пост свёклу, брюкву пареную, гороховый кисель, гороховый суп, капусту, картошку, рыжики
Обрядовая выпечка (с показом изготовления птичек):
- птичек пекли в Вознесеньев день (15 февраля), сами ляпали
- на второй день птичек выносили на улицу, это были птицы для птиц
- наблюдали из окошка, когда птицы прилетят клевать
- раньше птиц много было
- птичек на снег клали
- брали кусочек теста, защипывали головку и хвост, катали полоску из теста и нарезали
- не маленьких птичек делали, 10 см.
 

Репортаж

06.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Вербное воскресенье приносили вербы, ставили в вазочку, чтобы они распустились
- на Троицу ломали берёзы и украшали дома окна, когда берёзки засохнут, их сжигали на костре
- сама в церковь не ходила, т.к. была пионером, брат с сестрой ходили в церковь на Пасху, приходили обратно в 3 часа ночи
 

Репортаж

07.

Рождество твоё
Христе Боже наш

- снач. комм.: батюшко с пономарём приходили в Рождество, пасху и Троицу по домам
- фр. текста
- комм.: молитву пел в дверях, мать собирала пироги, клала пономарю в корзину, в Пасху мать пекла два кулича, один отдавала батюшке с пономарём, а второй сами съедали; батюшко только в дверь заходил, сразу с порога начинал петь
 

Рождественский тропарь

08.

Об окказиональных обрядах:

- мама рассказывала, чтобы были молебны во время засухи
- моленная часовня была посреди села с большим палисадом и навесом (в праздники во время дождя все под навес прятались)
- во время засухи или дождя ходили по полям с крестом, батюшко шёл и все люди собирались, все поля обходили, батюшко молитву пел
- через один - два дня после молебна начинался дождик
 

Репортаж

09.

Светило, Михайло Архангел,
Отведи острым мечом Иуду,
Совращающего раба твоего Божьего (назвать имена),
Укроти сердце и душу.
Во имя отца и сына и Святого Духа. Аминь.

- снач. комм.: была церковь Михаила Архангела, сама знает молитву Михаилу Архангелу

- фр. текста
- повтор
- текст – продолжение
- текст
 

Молитва

10.

О деревенской жизни:

- в клубе ставили спектакли, сами новляне участвовали, и пожилые и молодые
- одна тётка торговала вином ночью, про неё сценку поставили
 

Репортаж

11.

О беседах:

- праздновали Михаила Архангела (21 ноября)
- собиралась посиделка в амбаре (там, где зерно, сбрую хранили), делали весёлую, собиралась молодёжь, плясали, песни пели
- из других деревень приезжала молодёжь
- новленские девчата приглашали своих знакомых девчонок, вместе шли в амбар
- в амбаре стояли скамейки
- не одна гармонь была на весёлой
- «Заиньку» играли, были разные названья: «Петровская», «Исаевская»
- «Исаевская», два парня таскали двух девчонок за руки, потом менялись девчонками
- в «Петровской» не менялись, плясали не за руку, перебегали девчонки и парни
- лодка была большая «Стенька Разин», на лодке этой товар возили, по воскресеньям собиралась молодёжь с гармонистом в эту лодку, устраивали пляску, это летом было
- зимой делали посиделки, а весёлая была только на Михайлов день
- весёлую делали в амбаре, весёлые были по всем деревням
- летом по селу гуляли с песнями, гармонистов было много, парни и девчонки песни пели
- весёлая в Святки начиналась
- Михайлов день – начало весёлый, потом начинались Святки
 

Репортаж

12.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- поленницы раскатывали, много варзали, в трубу веник засовывали, чтобы дым не шёл, закрывали двери
- сани от дома утаскивали в другой конец, хозяин потом их искал
- молодёжь баловала
 

Репортаж

13.

О гуляниях молодёжи:

- за рекой была площадка, с турником, качелью – гигантом, вечером там молодёжь собиралась, кто, чем занимался
 

Репортаж

14.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- брат почту возил, уснул в санях, ряженые шли мимо, вывалили брата из саней, лошадь распрягли
- на тех, кто варзал, не сердились
- на Рождество ходили ряженые в клуб, надевали маску на лицо, чтобы не узнали
- цыганом, цыганкой рядились, военным
- рядились в мать, отца и семерых детей, у всех детей была разная профессия – инженер, агроном
- ряженые по домам ходили, рядилась молодёжь
- в клуб рядились и не молодые люди
- парень девкой рядился, девка – парнем
- ряженые заходили в любой дом, там плясали, с гармошкой приходили
- на лицо ряженые делали маску из марли, глаза и рот открывали
- на маску платок одевали или кепку
- плясали ряженые с песнями
- шубу выворачивали, медведем наряжались два человека или волком, медведь ворчал
- ряженый медведь приходил в клуб
 

Репортаж

15.

О беседах:

- весёлые были в амбарах
- для посиделок просились в дома, девушки обещали помочь жать и молотить, а парни - дрова привезти
- на посиделке «Заиньку» играли
 

Репортаж

16.

Об играх:

- в клубе играли в «Третий лишний» - собирался круг, один человек был лишним, он бежал, вставал к какой-нибудь паре, его могли не пустить
- «Почтой» играли – один почтальон письма собирал, потом раздавал, парень девушке мог написать о том, что пора им идти домой, могли девушка девушке написать, выругать её - супостатку
 

Репортаж

17.

Я пришёл на посиденку,
Под иконой супостат,
Разрешите супостата
Под иконой отхлестать

- снач. комм.: парень пел
- комм.: пожилой мужчина пел своему супостату, сам был уже женат, и дети были
 

Частушка

18.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- ряженые девушки с парнями по деревням ходили
- 35 лет как перестали ряжеными ходить
- одевались красиво – в длинные шали, длинные юбки
- в другой деревне ряженые могли прийти на посиденку, если не было её, то в дом
 

Репортаж

19.

Если богатый, то хлопни рукой мохнатой,
А если жених бедный, то хлопни, рукой голой

- снач. комм.: мама рассказывала, как её сестра с подружками гадала в бане – открывали, зад голый выставляли и говорили
- комм.: брат подслушал и пришёл в баню с рукавицей; первыми начинали гадать богатые девушки, брат услышал, кто пойдёт гадать, и хлопнут девушку голой рукой
 

Приговор при гадании

20.

О беседах:

- на посиденки ходили прясть и плести в коклюшки, когда надоест прясть, начинали плясать с парнями
 

Репортаж

21.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- ходили гадать на кресты, в д.Дмитриевской была мельница, около неё была крестовая дорога, там гадали
- ложили на кресты и загадывали, с какой стороны поедет жених, с какой стороны послышится звон, оттуда и будет жених
 

Репортаж

22.

Суженый, ряженый, приснись

- снач. комм.: перед Сочельником (Сочельник – накануне Рождества), клали под подушку, полотенце, гребёнку, кто придёт утираться полотенцем, тот и жених
- комм.: клали полотенце и девушки и парни
 

Приговор при гадании

23.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- гадания:
- самой приснился сон в тот год, когда замуж вышла.
- с подругой пошли на прорубь на реку, подруга велела ей раздеться и лечь около проруби, сама что-то приговаривала, сказала, что будет заговаривать, потом велела доставать из проруби три камешка на себя и на неё, потом стала расколдовывать, камни велела положить под подушку. Когда шли обратно домой, встретила будущего мужа, он вырвал два камешка, один остался. Камень дома положила под подушку, ей этот же парень приснился, как шла с ним к какому-то дому, там два старика жили, собачка бегала.
- на следующий день парню рассказала сон, тот сказал, что её его дом приснился
- в Рождество гадала, а в декабре замуж вышла
- гадать в подругой ходила перед Рождественским Сочельником
- перед Крещенским Сочельником тоже гадали
Крещенье:
- ходили в прорубь брать воду ночью после 12 часов
- говорили, что вода в Крещенье сама крестится
- водой от Крещенья голову мыли, в бутылочки наливали и ставили, когда что-то заболит, пили
Ряженье:
- ряженые ходили только вечером все Святки две недели
- двое нарядились медведем, пришли в клуб
 

Репортаж

24.

О танцах:

- в клубе было много танцем, начинали с вальса, потом было «Яблочко», «Лезгиночка», «Коханочка», «Дусеп», «Краковяк»
- иногда гармониста не было, девушки пели и танцевали
 

Репортаж

25.

Яблочко, да
На тарелочке,
Надоела жена,
Пойду к девочке

- текст
 

Плясовая

26.

Эх, яблочко.
Куда катишься,
Попадёшь ко мне в рот,
Не воротишься

- текст
- комм.: это пели и танцевали
 

Плясовая

27.

О плясках:

- одна девушка плясала, вызывала другую, другая шла плясать
- плясали и частушки пели
- одна плясала под гармошку и песни пела, а потом перед другой девушкой начинала выплясывать и та девушка выходила
- женщины по кругу плясали, приплясывали, в одну сторону шли
- на гармошке играли под частушки, под пляску, под танцы
 

Репортаж

28.

О календарных обрядах и праздниках:

- Пасха – большой праздник
- раньше парни в Пасху и в Троицу яйца катали, в саму Троицу и на второй день яйца катали
- мама яйца варила, красила, брат с сестрами бился яйцами, выбивал и шёл их катать
- если брата яйцо пробилось, он отдавал яйцо, если у сестры, то брат забирал яйцо себе
- парни собирались яйца катать
 

Репортаж

29.

Об играх:

- была у парней игра «Чиж», в одну сторону на два км. гоняли «Чижа», и в другую сторону на два км.
- у всех были палки, выбивали «Чижа»
 

Репортаж

30.

О календарных обрядах и праздниках:

- брат днём уходил яйца катать
- у клуба была качель – делали 4 ящика, в них были скамейки для двоих, была круговая качель – ящики крутились
- два парня качали качель
- если парень на девчонку рассердился, то он мог её сильно раскачать
- у клуба была обыкновенная большая качель
- качель «гигант» была у клуба – большое дерево с верёвками, разбегались и качались, кругом бегали, один человек жердью качель раскачивал; 4 верёвки было на качели, 4 человека качались
- «гигант» - верёвка со скамеечками
- качели парни делали
- в каждом доме была качель, у кого на сарае, у кого в доме
- клуб сделали в помещении какого-то помещика, в этом помещении с одной стороны были магазины
- в Пасху ходили по селу
- в Заговинье – первое воскресенье после Троицы собирались в Новленское со всех сельсоветов, на лошадях приезжали, так приходили
- гармошек много было
 

Репортаж

31.

О драках:

- парни с гармонями ходили толпой по 20 человек, играли в гармошку, пели песни
- с другой стороны парни с гармошкой и песнями шли
- один парень мог толкнуть плечом парня с другой стороны и начиналась драка
- драки были только по праздникам
- когда драка начиналась, мужики выскакивали из домов, следили, разнимали
 

Репортаж

32.

О календарных обрядах и праздниках:

- девушки ходили по 6-8 человек, под руку брались, могли пойти по 2-4 человека, частушки пели
- девушки могли супостаткам петь частушки
 

Репортаж

33.

Ой, стукали по рамам,
Вылетали косяки,
Неужели нас посадят
За такие пустяки

- снач. комм.: парни матюжные песни пели
- текст
 

Частушка

34.

О календарных обрядах и праздниках:

- в селе плясали, гармошка играла
- в селе дорога была из камней, камни стёрлись, получился как асфальт
- ходили по дороге, останавливались и начинали плясать с песнями
 

Репортаж

35.

По-исаевски сыграем,
По-петровскому споём
От исаевских от девок
Кавалеров отобьём

- снач. комм.: «Заиньку» плясали «Петровскую» и «Исаевскую», песня была
- фр. текста
- повтор
- текст
- комм.: плясали две пары, там «Исаевскую», там «Петровскую»
- фр. текста
 

Частушка

36.

О складчинах:

- пожилые люди делали складч?ны
- когда молодые ехали на свадьбу, их останавливали, брали выкуп, подавали вино или деньги, мужикам деньги давали и бабам, мужики сразу выпивали, а бабы деньги берегли, когда жатва кончится, покупали вино или самогонку и складчина собиралась в одном доме, пели, плясали, длинные и короткие песни пели
- у самих был большой дом, бабы приходили, спрашивали разрешенья в доме собраться
 

Репортаж

37.

О процессе обработки зерна:

- самогонку гнали в подовинниках – большой деревянный гуменник, где сушили снопы, там была большая печь, на полунастил, на который клали снопы, ночью печь затапливали и всю ночь за печкой следили
- снопы клали колосками в одну сторону, комельем – в другую, так молотили
- зерно на ветру веяли
- в гуменниках были наделаны сусеки, в них зерно клали
- гуменники были в каждом доме в огороде, в самом заду
 

Репортаж

38.

О биографии:

- у самой был дядя, который женился на богатой, вместе открыли магазин, торговали
- у второго дяди в Ленинграде был свой дом
- отец и брат его были бедными
 

Репортаж

39.

О праздничной и будничной пище:

- мама пекла пироги, студень делала, рыбу жарила, делала тушёнку, если было мясо, делали винегрет
- были кисели клюквенный, из разных ягод, кисели были густые, их клали на тарелочки, разрезали кубиками, на столы клали тарелочки, кисель ели вилками или ложками
- пироги пекли с рыбой, со сметаной и яйцом, с ягодами, с вареньем
 

Репортаж

40.

О календарных обрядах и праздниках:

- собирались на праздник двоюродные родственники, богатый дядя не приходил, приходил бедный с семьёй, тётка с семьёй, были только свои родственники, только своих угощали
- парни собирали парней, девчонки собирали девчонок, собирались дома
- в праздник девушка приглашала свою подружку, брат приглашал своего друга и не одного, потом к ним на праздник ходили отга
?щивать
- гости приходили к обеду, а вечером расходились
- гулять ходили вечером и днём
- в Троицу днём шли гулять все девчонки и парни, гармошка играла
- иногда гуляли только новленские, не каждый раз приходили чужие, чужие приходили только в Заговинье
- свои собирались в Троицу, Михайлов день, из ближних деревень могли прийти
- в Заговинье весь день гуляли на улице до самого утра
- у каждого дома была скамеечка, парочками на скамеечках сидели
- яйца красили в Пасху и на Троицу
- батюшко приходил в дома в Рождество, в Новый год, Старый год, в Троицу, Михайлов день
- с батюшкой ходил пономарь с корзиной, в Троицу в корзину клали яйца, пироги, в Пасху клали кулич – пасху, большой, высокий, с изюмом, маслом, кулич украшали, сверху ягоды клали
- в 4 часа утра в Пасху у матери уже было всё готово
- в Пасху батюшко приходил, с разу с порога начинал петь
- на праздники мать скатерть стелила на стол
- на праздники всё прибирали
 

Репортаж

41.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Вербное воскресенье приносили вербы, ставили на стол
- в доме была большая киота, в ней стекло открывалось, туда мама веточки вербы ставила, когда они начнут крошиться, их выкидывали
 

Репортаж

42.

О похоронно-поминальных обрядах:

- в Пасху ходили на кладбище, кладбище было в д.Коробово за рекой, там была церковь и кладбище, переезжали на лодке
 

Репортаж

 

43.

О календарных обрядах и праздниках:

- у церкви в д.Коробово в Пасху долго по берегу гуляли, был гладкий, хороший берег, теперь всё застроили
 

Репортаж

44.

О похоронно-поминальных обрядах:

- и в Троицу и в Пасху ходили на кладбище
- сама ходила на кладбище в саму Паху и Троицу до обеда
- пироги приносили на кладбище, зерно, крупу, в Пасху – яйца, конфеты приносили, на могилы клали, цветы приносили
- в Преображеньев день на кладбище носили яблоки
- зерно, крупу, пироги приносили
 

Репортаж

45.

Царствие вам небесное,
Светлое место,
Пусть вам будет земля пухом

- снач. комм.: сама приходит на кладбище и говорит
 

Поминальный приговор

46.

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойников, которые умерли не своей смертью, не хоронили на кладбище
- сейчас перед праздником ходят убирать могилы, чтобы потом прийти, а всё уже было убрано
- прибираться ходят днём, на кладбище вечером не ходят
- хоронят во второй половине дня, после 13.00
- раньше причитали, а теперь плачут
- поминают на 9, 20, 40 дни, на полгода и годовую, ходят на кладбище
- одна женщина мужа молодым похоронила, ходила каждый день на кладбище поминать, разговаривала с ним
- у одних родителей сына сбило машиной, они каждый день ходили на кладбище
- в 9 день старались сходить на кладбище днём, собирались только свои родственники, на 20 день – тоже родственники, на сороковой день приходили чужие
- стаканчик, тарелочка всегда стоят на кладбище на столе
- дома рюмку «на покойного» оставляли, она долго стоит
- у самих хозяин только одну ночь «ночевал» в доме, у некоторых две ночи покойник ночевал, некоторые хоронили в тот же день
- покойника клали в передний угол, к иконе головой
- у самой мужа дочь обмывала
- на дно гроба клали мелкие стружки, потом стелили простынку, клали подушку, гребешок
- окно, которое было перед покойником, было завешено
- когда повезут хоронить покойника, один человек оставался прибираться
- когда возвращались с кладбища, столы были уже накрыты
- в могилу землю горстками кидали
- гроб отпускали на могилу на полотенцах, на верёвках
- сама мужа каждый день поминает
- слышалось, что стукало что-то у ворот
- когда мать умерла, жена двоюродного брата всю ночь сидела и читала молитвы
 

Репортаж

47.

Пресвятая Богородица,
Спаси меня, грешную,
Помоги мне уснуть

- снач. комм.: когда спать ложится, читает
 

Молитва

48.

О прежней жизни:

- мама говорила, что за девок землю не давали, только на парней
- у самих был доход только от молока, держали две коровы
 

Репортаж

49.

О жатвенных обрядах:

- хлеб поспевал на Преображеньев день
- когда жн
?итва кончалась, мама приносила сноп и ставила в угол рядом с иконой, ставила два снопа не молоченные на пол, что-то говорила
- когда снопики высыхали, мама их околачивала
- мама брала последний сноп с последней полосы, приносила домой
 

Репортаж

50.

О лекарственных травах:

- маленькими ходили жать, если обрежут палец, мама жевала какую-то травку (как морковка), клала на рану и перевязывала платком, всё заживало
- мама пила от всех болезней пила только валерьянку, больше ничего не признавала
 

Репортаж

51.

О лечении:

- если ребёнок плохо спал, говорили, что у него грыжа, ходили к бабкам, те наговаривали на льняное масло, этим маслом 3-4 дня капали на ребёнка, всё проходило
- в д.Княжево была бабка, которая наговаривала
- у самой ребёнок плохо спал, сама масло льняное спускала и всё прошло
 

Репортаж

52.

Об обрядах со скотиной:

- Егорья (6 мая) здесь не праздновали
- сама, когда выпускает скотину, говорит: «Иди с Богом»
 

Репортаж

53.

О пастушеских обрядах:

- нанимали пастуха, собирали сход, решали, сколько будут пастуху платить, как его будут кормить, где он будет жить
- если одна корова была в доме, то пастух один день жил и кормился, если две коровы – то два дня
- во время колхоза, собственных коров пас колхозный пастух, ему отдельно платили
- раньше скот пасли в лесу – в поскотине, там был пруд, к обеду к пруду всю скотину сгоняли, у пастуха был колокольчик, он подходил к пруду, звонил в колокольчик, и вся скотина собиралась
- здесь коров тоже пасли в поскотине, был сделан прогон (шире, чем изба, с одной стороны ворота и с другой стороны - ворота) от самого Новленского до леса, у Новленского и у леса были сделаны отвод
?, прогон был длинной 3 км.
 

Репортаж

54.

Тимка, Тимошка,
Наполни лукошко,
Кверху дном,
Книзу – полотном

- снач. комм.: маленькими детьми бегали за грибами в прогон, кидали корзины и кричали
- текст
- комм.: у кого корзина на дно упадёт, значит, много насобирает, если на бок или «кверху дном» - ничего не насобирает
- фр. текста
- текст
- комм.: ходили в лес не одни, парни пугали девчонок, те старались грудкой ходить; раньше в лесу было чисто, даже палки не валялись; были борки: Бредниковский, Колпаковский 

Выкрик в лесу на сбор грибов

         

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298