|
|
Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р. |
Исп.: Груздева Антонина Николаевна, 1938 г.р., род. –
д.Хватковское
Смирнова Нина Никандровна, 1928 г.р., зд.
|
|
О календарных обрядах и праздниках:
- в Пасху до сих
пор дома обходят, чтобы Бог дом сохранил, в доме потом обходят со
свечкой и маленькой иконкой, ко скотине ходят
- если на улице свечка погаснет, то возвращаться зажигать свечку
домой нельзя
- обходишь дом, потом дома свечку ставишь
- обходили дом, от несчастных случаев
- в Егорьев день обходили дом с Иконой Егория, а в Пасху с любой
иконой
- обходили дом с иконой до восхода солнца, в 4 утра или в 12 часов
ночи
- обходили дом и говорили: «Христос воскресес», а в дом заходишь и
говоришь: «Во истину воскресе»
- от Пасхи до Вознесенья (40 дней после Пасхи) говорят: «Христос
воскресе»
- яйца красили, куколки собирали, луковыми корками красили, маслом
мазали по яйцу
- куколки - жёлтые цветы, в Заговинье (через неделю после Троицы)
яйца красили
- за рекой в д.Низовье была церковь Заговинья
|
Репортаж |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- в Троицу ходят на
кладбище к родителям, раньше в Троицу на кладбище не ходили
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- мужики ямки
делали и яйца катали
|
Репортаж |
|
Об окказиональных обрядах:
- во время первого
грома кувыркались, чтобы спина не болела
- одного парня молнией убило, сквозь него прошла
|
Репортаж |
|
О представлениях, верованиях:
- говорили, что
дворовушко ночами скотину кормит, ласкает и сено даёт
- бывает, блазнит, одному мужику казалось, что в стену ломили,
кто-то его обнимал, сама у него святой водой всю комнату обошла,
побрызгала, перестало пугать
- пугала нечистая сила, если бы не было креста на себе, то нечистая
сила бы задавила
- нечистая сила – это черти
- одной женщине показалась мать, она перекрестилась и мать исчезла,
это она не благословясь вышла, не перекрестилась
- из избы надо выходить и говорить: «Господи, благослови», когда
ворота открываешь, то же надо сказать
- говоришь: «Спаси меня, Господи, благослови» и дверь надо
перекрестить
|
Репортаж |
|
О колдунах:
- раньше были
старушки, которые делали и худо и добро
- женщины ходили к старухе, в воду смотрели, одной женщине муж
показался живой, а матери показался крест – муж умер
- старухи могли приворожить и на «смерть клали», если сильно
досажали, то человек заболевал и умирал
- в деревне было две старухи – колдуньи, теперь их дети и внуки
плохо живут, т.к. на худо делали
- старухи кому-то передавала знания перед смертью, ей было не
умереть, если бы не передать
- женщина выводила «волос» – когда раны не заживают, она «волос»
белый выматывала куда-то
|
Репортаж |
|
О родильно-крестильных обрядах:
- раньше батюшку
привозили специально в деревню, чтобы детей крестить
|
Репортаж |
|
О религиозной вере:
- один мужчина
ломал церковь, сам рано умер, и у детей счастья нет, самого через
три дня на войне убило – это Бог наказал
- церковь была долгая из белого кирпича
- часовня была круглая, маленькая из досок, большими часовни не
бывают
|
Репортаж |
|
О местной топонимике:
- полосы часовенные
назывались – земля
- всё названия были
- из леса выходить – Кошелиха, Нелюбиха, Пенники, Часовенные полосы
- даже в лесах были названия
- Сенокосы, Мироново, Луга
|
Репортаж |
Харовский р-н,
Харовский с/с
д. Дьяковская
02.02.2007 |
|
Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р. |
Исп.: Смирнова Зоя Алексеевна, 1924 г.р., род. – д.Харинская
|
|
У нас Славушко жениться собиралсе,
Ему матушка головушку чесала,
По три волосинки в кудринку завивала,
Ты поедешь, моё дитятко, жениться
- снач. комм.:
накануне свадьбы, вечером девки парню за дверями песни пели
- текст
|
Свадебная |
|
О свадебном обряде:
- девку отдавали
замуж, она на столе причитала, каждый по - своему причитал,
маленькие дети у печи стояли
- девушки под руки водили на двор
- мать отдали далеко в 18 лет, отец уехал отец за овчиной на шубу, а
сам в это время дочь запоручил
- плаканье было накануне свадьбы, невеста шубу чуть не разорвала
- ухажёр самоходкой звал уйти, но побоялась отца
- первого зятя по 1 Масленице привозили, да 2 Масленицы он сам
приезжал
- брат женился, самоходкой привёл, бабушка пошла прогонять невесту
домой, она не ушла
- зятей по 1 Масленице привозили домой к тёще, по 2 Масленицы сам
зять ездил к тёще
- в среду привозили молодых на Масленицу, всю неделю гостили
- вином поили зятя, он не работал, гостили до Чистого понедельника,
потом обратно увозили
- если зять недалеко жил, всё равно на лошади за ним приезжали
|
Репортаж |
|
О колхозной жизни:
- отец долго в
колхоз не вступал, за это на него налог наложили, зажимали, пришлось
в колхоз вступить
- колхоз организовали, а дворов не построили, колхозные коровы по
домам стояли
- жена не хотела в колхоз вступать, одного мужа не хотели брать,
заставляли с женой развестись
- когда в колхоз вступили, пришлось семена озимые сдать, картошку
посаженную, яровые
- те, кто до колхозов плохо работал, тот и в колхозе на всём готовом
жил, а во время войны голодал
- жили в бараках на нарах, работали
- в д.Якшино жили богатые люди
- 800 г. пайки давали за выполненную норму, 600 г. – за
невыполненную норму, 900 г. – за перевыполненную
- барак до 7 часов вечера был закрыт, с 7 утра начинали работать
- в колхоз вступали, отдали гумно, амбар, упряжь праздничную с
серебром, простую упряжь, двое саней (простые и скочки -
праздничные), тарантас (в деревне больше ни у кого не было), две
лошади, четыре коровы, четыре телёнка и овец много
- скочк?
- кованные, красивые сани
|
Репортаж |
|
О свадебном обряде:
- зятя на Масленицу
привозили в скочках
- молодых в сани одеяло подстилали
- когда невесту к венцу везли, её завешивали
- над одним женихом пошутили – мужика нарядили, завешали, вывели в
место невесты и повезли в церковь венчаться, открыли, а там мужик
- пошутили над тем же мужиком, сделали свадьбу, когда надо было
молодых вести спать, жениха оттолкнули, а невесту её парень увёл
- одну невесту сватали, просили много хлеба у матери, не могли
договориться, три раза приходили
- муж сестры одежду невесты отвез и муки положил, чтобы не
выглядело, что на готовый хлеб невеста пришла
- в Межговинье делали свадьбы
- в май нельзя свадьбу делать, всю жизнь будешь маяться
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- Святки – с
Рождества (7 января) до Крещенья (19 января)
- ходили ряженым, после Крещенья уже не ходили
- если своих рубах не было, ходили по деревне, просили у пожилых,
одевали длинную юбку и рубаху вышитую
- на пояс и на шею полотенце вышитое одевали
- выряжёнки приходили на посиденку, всех приглашали на ряженых
посмотреть, полная изба баб собиралась
- выряжёнки – девки приходили со своим гармонистом, плясали
- не долго в деревне плясали, потом в другую шли
- ходили выряжёнками в Низовье – в д.д.Кудрявцево, Земница,
Кортинскую, Шалиху, Фёдоровскую, Колибаниху, всю ночь до утра ходили
- девки парнем наряжались
- из пяти деревень вместе выряжёнки собирались и ходили большой
партией
- выряжёнки шляпки прежние одевали
- парнями наряжались девушки, у парней рубахи и костюмы просили
- парни ходили вместе с девушками, но не наряженными
- кикиморам ходили только по своим деревням, шубу, рукавицы на левую
сторону выворачивали, лицо закрывали
- в своей деревне по домам ходили
- девушки парней хвалили и ругали
- женщины приходили смотреть на своих невест
- ряженые ходили больше в те деревни, где ухажёры были
- лицо ряженые не закрывали
- с Коледой ходили в Рождество
- Масленица бывает через 7-8-9-10 недель после Рождества, потом
будет 7 недель Говинья после Пасхи
- зятя к тёще возили
- на конях катались, катали маленьких детей
- отец в первую очередь бабушку катал кругом деревни, на санях, та
одевала ступни на ноги, одну ногу из саней выставляла, сначала по
одной улице катал, потом по другой, кругом часовни
- у часовни была круговая качуля из трёх деревень собирались гулять
- отец сначала бабушку катал на санях, потом полные сани ребятишек
садил, а потом уже большие катались
- бабушка на смех одевала ступни на ноги, одну ногу из саней
выставляла
- 6 мая Егорьев день, осенью Кузьмов день 14 ноября праздновали в
д.Харинская
- в Троицу не работали нигде
- Троицу и Михайлов день (21 ноября) праздновали в д.???, потом в
Ильин день вся деревня сгорела за 2 часа, 90 домов было до пожара,
потом 45 домов только выстроили
- раньше в этой деревне (???) праздновали Троицу и Илью, когда
сделали колхозы, Ильин день запретили праздновать, поэтому деревня и
сгорела |
Репортаж |
|
|
|
|
|