Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2006-4 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 257

 

<<< предыдущий

следующий >>>

 

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Алмозерский с/с
п. Волоков мост
25.08.2006

 

Зап.: Кулева С.Р.,
Зубакина Н.В.,
Кулиганов В.А.

 
Исп.: Нефагина Наталья Николаевна, 1925 г.р., род. в д. Веретье Низовского с/с

(недалеко от п. Мирный), в п. Волоков мост переехала в 1937 г.

 

01

О календарных обрядах и праздниках:

- КРЕЩЕНЬЕ: в полночь ходили на родник за водой
- Н.Н. сейчас ходит каждое Крещенье на родник, опускает в прорубь старинный крест на веревочке, и пока крест находится в воде, люди берут из проруби святую воду; Н.Н. крест остался от бабушки, которая раньше тоже с этим крестом ходила в Крещенье освящала воду
 

Репортаж

02

Господи Боже мой,
Да будет дар Твой святый и святая Твоя вода
В остановлении грехов моих,
В просвещении ума моего,
В укреплении душевных, телесных сил моих,
Во здравие души и тела моего,
В покорение страстей и немощей моих.
По беспредельному милосердию Твоему
Молитвами Пречистыя Твоя Матери и всех святых Твоих.

- снач. комм.: читает молитву, когда сама себе берет святую воду в Крещенье
- текст (читает по записи)
- комм.: эту молитву н.Н. взяла в церкви; святая вода стоит в течение года и не портится
 

Молитва для принятия святой воды в Крещенье

03

О календарных обрядах и праздниках:

- КРЕЩЕНЬЕ: в Новинках была иордань, в ней в Крещенье купались
 

Репортаж

04

О престольных праздниках:

- СМОЛЕНСКАЯ (9 июля): все купаются в этой же иордани, что и в Крещенье; в иордань бросают денежку, наверно, «выкупают место»
 

Репортаж

05

О календарных обрядах и праздниках:

- КРЕЩЕНЬЕ: в иордань тоже бросают денежку (как и в Смоленскую); в иордани вода стоячая, в отличие от родника
- в д. Новинки была церковь и там же была иордань
 

Репортаж

06

О детском воспитании: 

- три бабушки тайком от матери (Наталья Николаевна была коммунисткой) крестили ее сына – одна бабушка купала его в большой «кринке», а другая что-то пела (по рассказу маленькой девочки, племянницы Н.Н.)
- в советское время бабушки ходили, крестили детей без батюшки, у них был крест из церкви
- у детей Н.Н. была деревянная кроватка
 

Репортаж

07

Баюшки-баю,
Живет барин на краю,
Он не бедён, не богат,
У него много ребят.

- текст
 

Колыбельная

08

Сорока-ворона
Кашу варила,
Гостей встречала,
На порог ступала.

- текст
 

Детская пестушка

09

О лечении:

- была старенькая старушка Ширяева Мария Петровна, она заговаривала от родимца (детский паралич); к ней привозили детей, она шептала, мыла святой водой
 

Репортаж

10

Заговариваю дуб,
Заговариваю иву,
Заговариваю грыжу
Пуповую,
Паховую,
Яичную,
Чтоб не болело,
Не щем
?ло,
Не щипало,
Во веки веков аминь.

- снач. комм.: от грыжи надо наговорить на водичку и попоить этой водой
- текст (читает по записи Нефагиной Н.Н. Кулева С.Р., рукописный текст хранится в рукописном фонде)
- комм.: этому заговору Н.Н. научила своя бабушка; от грыжи заговаривали сразу, как ребенок родится, во время первого мытья
 

Заговор от грыжи

11

О родильно-крестильных обрядах:

- бабушка ходила, принимала роды
 

Репортаж

12

О календарных обрядах и праздниках:

- БЛАГОВЕЩЕНЬЕ: в этот праздник «всё разрешёно»
- примета: «Девушка косу не плетёт, а птичка гнёздышка не вьёт»; в этот день ничего не делали, ходили в гости
- бабушка говорила, чтобы в воскресные и праздничные дни никогда ничего не делали, самое главное – нельзя стирать и мыть, т.к. «это грех, и грех большой»
- ВОЗНЕСЕНЬЕ (40-й день после Пасхи): в эти 40 дней нельзя ничего бросать за окно, потому что под окнами «Христос ходит»; после Вознесенья можно кидать за окно
- в Вознесенье Христос уходит с земли на небо
- большая родительская поминка во вторник, на 9-й день после Пасхи: ходили на кладбище, носили яички; по-церковному нельзя на могилах ничего оставлять, а здесь принято оставлять
- на могиле приговаривали «Птичьи божьи, поминайте такого-то (имя)»; на могилу сыпали перловую крупу, пшено, рис
 

Репортаж

13

О похоронно-поминальных обрядах:

- как умрет человек, вымоют, оденут, положат; водичку после обмывания выливали с улицы на передний угол, чтобы не было пожара; тазик ставят под гроб и наливают марганцовку, чтобы покойник не испортился; мыло и тряпочку кладут в гроб
- для обмывания приглашают чужих людей
- покойника кладут на две табуретки и «щиток» (доска); головой кладут в передний угол; потом покойника перекладывали в гроб
- пока покойник в доме, к нему приходят люди, кладут в ногах деньги; на эти деньги потом могли купить свечи, могли «оставить на хозяйство», могли отдать нищим
- раньше причитали
- до 40-го дня каждый день наливали чашку чая, клали что-то закусить и ставили в передний угол (на лавку, на окно или на комод); старый чай выливали корове
- гроб мужики делали у дома; стружки, хвою из-под гроба сжигали на огороде
- на пол в доме под гроб клали хвою, чтобы не пахло
- постель покойного сжигали
- могилу можно было копать родственникам
- в гроб на дно клали вату, листья от веника, покрывало
- хоронили через двое-трое суток
- выносили из дома вперед ногами; за гробом шли со святой водой, с веточками и опрыскивали (Н.Н. сама сейчас ходит, опрыскивает)
- потом, когда увезут гроб на кладбище, Н.Н. остается в доме « «хозяйничать» - переворачивает стулья, все прыскает водой, потом все подметает, моет; в доме остаются три-четыре человека; пол моют к порогу «одной водой», воду не меняют
- чтобы не бояться, трогали покойника за ноги
- когда все возвращаются с кладбища, то на улицу выносят ведро святой воды, полотенце, все моют руки и идут за стол, поминают
 

Репортаж

14

Помяни, Господи,
Новопреставленного раба Божья такого-то (имя),
Прости ему, Господи,
Все согрешения винные и невинные,
Создай ему, Господи,
Вечную жизнь. Аминь.

- снач. комм.: когда все сядут за стол, Н.Н. Нефагина говорит молитву
- текст
 

Молитва перед поминками

15

О похоронно-поминальных обрядах:

- раньше варили кисель, он считался последним блюдом; сейчас кисель на поминки не варят, последним блюдом считается чай
 

Репортаж

16

Де?ньгу бросаю,
Квартиру такому-то (имя) покупаю,
Чтобы жил, не беспокоился,
Ушёл на покой и нас не беспокой.

- снач. комм.: в могилу бросают монетку и приговаривают
- текст
- комм.: говорит громко какой-то один человек; считается, что на том свете ему покупают «квартиру»
 

Приговор на кладбище

17

О похоронно-поминальных обрядах:

- поминают в 9-й и 40-й дни
- в 40-й день после поминок ставят на поднос тарелку с едой, стопку, чашку с чаем (то, что ставили для покойника) и идут на три дороги; там все это выливают
 

Репортаж

18

Ушёл на покой и нас не беспокой.
Святы Боже,
Святы крепки,
Святы бессмертны,
Помилуй нас. Аминь.

- текст
- комм.: этот приговор говорят много раз
 

Приговор в 40-й день на перекрестке

19

О похоронно-поминальных обрядах:

- еду и чай выплескивают на дорогу, несколько монеток тоже бросают на дорогу – это «ему на дорогу, чтобы ушёл на кладбище»
- считается, что до 40-го дня покойник находится рядом с людьми
- если покойник не снится, то, значит, он «доволен»
- если беременной женщине надо было идти на похороны, то ей под мышку клали красную тряпочку, чтобы ребенок родился не бледный
- на кладбище брали все, что приготовишь, особенно – кутью (рис с изюмом), каждому на ладонь клали по ложке кутьи (теперь каждому дают по салфетке, и на нее кладут кутью)
- когда Н.Н. приходит на могилу, то сначала говорит: «Помяни, Господи, усопшего такого-то», потом на могилку (или на столик) раскладывает полотенечко (у Н.Н. есть специальное полотенце, которое она берет на кладбище); раньше были старинные самотканые полотенца с вышивкой
- в старину поминальную еду клали на могилку (на полотенце), а теперь до 40-го дня кладут на могилку, пока нет столика
- оставшуюся еду оставляют на могиле, а полотенце забирают с собой
- когда до 40-го дня приходят на могилу, то машут платком по могиле так, «чтобы глаза открывал», т.к. его душа еще «п†верху ходит»; после 40-го дня машут в другую сторону, как бы закрывая ему глаза, говорят: «Закрой глазоньки, спи спокойно, не мешай»
- считается, что когда приходят поминать на могилу до 40-го дня и помашут платком по могиле, то покойник с открытыми глазами выходит к живым; после 40-го дня он «закрывает» глазоньки и душа «улетает на небо»
- считается, что до 40-го дня покойник находится вместе с живыми за столом и на могиле (во время поминок)
- крупу сыплют вокруг могилы, на могилу не сыплют; еду, которая остается после поминок, оставляют на могиле и салфетку стряхивают на могилу; все потом съедают птицы; приговаривают: «Птички Божьи, поминайте раба Божья такого-то»
- после 40-го дня поминают в полгода, в год; в 20-й, 30-й дни людей не собирают на поминки, сами собираются дома, пьют чай
- одежду для похорон каждый сам себе готовит заранее
- когда отец умер, то на него надели холщовую рубашку «косоворотку» (без вышивки), кальсоны, брюки, полуботинки; в гроб кладут головной убор, спички, сигареты, расческу (женщине – гребенку)
 

Репортаж

20

О полевых работах:

- жали серпами
- дети начинали рано работать
- во время первого грома кувыркались на поляне через голову, чтобы спина не болела
- во время колхозного праздника (окончание уборочных работ) сноп всегда стоял в углу; сноп ставили из овса; колхозники гуляли, это называлось «отжинаха»
- человека хоронили обязательно с крестиком; детям крестики могли передавать по наследству
 

Репортаж

21

О престольных праздниках:

- там, где жила Н.Н., в д. Веретье был праздник Егорий (весенний и зимний)
- в п. Волоков мост был праздник Покров (14 октября) и Александров день (12 сентября)
- в д. Веретье на праздники приезжали молодежь со всех деревень (даже с Вашкнского р-на); молодежь плясали, пели под гармонь
- гуляли по три дня, дрались; молодежь дрались, приезжали из д. Маньк†во Вашкинского р-на и дрались с местными
 

Репортаж

22

О календарных обрядах и праздниках:

- ПАСХА: накануне Пасхи красили  яйца, ночью бабушка и мама пекли пироги
- яйца красили с березовым листиком или с луковой шелухой
- на Троицу обычно красили с березовыми листьями
- ребятишкам давали по яичку
- СОРОК МУЧЕНИКОВ (22 марта): с этого дня  считали, что должно быть 40 севастийских утренников; если утром морозец есть, значит, утренник прошел
 

Репортаж

23

О свадебном обряде:

- старую деву звали «вековухой»
- была песня «двадцати пяти годов замуж не годятся»; лучше, если девушка выходила замуж раньше 25 лет
- неженатого парня звали «старый парень», «бобыль»
 

Репортаж

24

Притчи, наговоры, уговоры людские,
Отойдите от рабы Божьей такой-то.
Тьфу, тьфу. Аминь.

- текст
- комм.: если кто-то оговорил человека, надо сказать и плюнуть; можно наговорить на воду или так сказать;
 

Заговор от оговора

25

Тьфу, сли?на о землю,
А дума с рабы Божьей такой-то сквозь землю.
Амин, амин, амин.

- снач. комм.: если про себя что-нибудь плохое подумала
- текст
- комм.: если мать про себя подумала и про своего младенца; если подумаешь что-то плохое, то сразу это и случится
 

Приговор от плохой думы

26

Выйду я раба Божья Наталья
Из двер
?и в дв?рии,
Из ворот в ворота,
В ч
?исто поле.
В ч
?истом поле –
С
?ине море.
В синем море стоит камень,
У этого камня золотая лестница.
По этой лестнице спускается царица Богородица
В своем небесном плате.

- текст
- комм.: когда коровушка не может растелиться, надо выйти во двор, посмотреть на восход солнца (в ту сторону?), эти слова надо наговорить на воду и спрыснуть корову этой водой, помыть водой морду коровы
 

Заговор, когда корова не может растелиться

27

Вот твой двор,
Вот твой дом.
Твой дом сгорел,
И хозяин сгорел,
А хозяйка удов
?ела. Аминь.

- снач. комм.: когда приводишь новую корову во двор (купленную у другого хозяина), надо через порог бросить зерно, и сказать слова
- текст
- комм.: так говорят, чтобы корова не вспоминала старый дом; зерно бросают – ячмень, овес, рис, горох (любое), надо бросить через порог во двор
 

Приговор, когда заводят новую купленную корову

 

- продолжение № 27

- комм.: чтобы приучить корову к дому, можно использовать разные приговоры; если корова не ходит домой, то применяют все способы, чтобы заставить ее ходить домой
 

 

28

Хозяин с хозяюшкой,
С милыми детками,
Примите милую скотинушку.
Пойте, кормите,
Чисто водите,
Приплод сохраните.

- снач. комм.: когда коровушку заводят
- текст
 

Приговор перед тем, как новую корову заводят в хлев

29

Хозяин с хозяюшкой,
Примите таких-то жильцов (надо перечислять).

- снач. комм.: когда переезжают в новый дом, тоже просят хозяев
- текст
- комм.: при переезде в новый дом надо сначала бросить кошку, потом бросить через порог хлеб (круглый каравай) и смотреть, как он перевернется [как ляжет] – если прямо встанет, значит, будешь хорошо жить, если на
? бок – «не особо важно», если «вверх ногам» - плохо будешь жить; потом этот хлеб можно было съесть; потом заходили хозяин с хозяюшкой и другие жильцы 

Приговор при переезде в новый дом

         

30

Лес-батюшко,
Хозяйка-матушка,
Раба Божья такая-то пошла,
Наградите  её лесными дарами.

- снач. комм.: в лесу есть хозяин, у него надо в лесу проситься
- текст
- комм.: так надо просить, чтобы набрать грибов и ягод; так надо говорить, когда выходишь из дома перед тем, как идти в лес
 

Приговор перед тем, как идти в лес

31

О скотоводческих обрядах:

- у пастухов были разные «отпуска»; мог быть «простой» или «сложной»; если был «сложный отпуск», то значит, пастух знался с «лесовыми» 

Репортаж

 

Конец записи
Сост.: Кулева С.Р.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298