Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2006-4 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 260

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Вытегорский район,
Андомский  с/с
с. Андомский Погост
16.08.2006.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В. 

 Исп.: Якунина Зинаида Михайловна, 1913 г.р., род. - д.Мольян Цименского с/с  

01

О местности:

- Цименского сельсовета теперь нет, эти деревни относятся к Макачевскому сельсовету
 

Репортаж

02

О календарных обрядах:

- на праздники ходили в д. Замошье, Цимино, Верховьве
- на Рождество в Цимино ездили на лошадях
 

Репортаж

03

Христос рождается – славится

- фр. текста
 

Рождественский тропарь

04

Рождество твое, Христе Боже наш,
Воссия мира и свет разума

- интонированный текст
- снач. комм.: в Рождество небольшие ребята ходили по домам и славили Христа, за это хозяева им что-то давали
 

Рождественский тропарь

05

Христос рождается – славите,
Христос в небе – зрящите,
Христос на земли возноситеся
Пойте Господи вся земля и веселия

- интонированный текст
- комм.: Христа славили маленькие дети, ходили по домам с раннего утра
- хозяева подавали копейки или выпечку: калитки, пироги
 

Рождественский тропарь

06

О календарных обрядах:

- елку раньше ставили на новый год – 1 января, ее украшали конфетами и игрушками
- в канун Крещения ходили в церковь за святой водой
- дети, которые славили Христа, заходили в дом
- в деревнях Цимино, Замошье делали «ёрд
?ны» (иордани), но в них купались летом – в праздники; в Цимино – на Петров день, а в Замошье – на Иванов
- «ёрда
?н» делали в форме большого сруба, который спускали в землю, а внутри была вода
- в канун Крещения углем черкали крестики на дверях и над окнами
РЯЖЕНЫЕ
- в Святки ходили «окрутниками», наряжались в одеяла, сшитые из тканых дорожек, лицо закрывали платком
- окрутники приходили в дом, плясали, если хозяева их узнавали, то они открывали лица
- могли вывернуть наизнанку шубу и изобразить «медвежонка», которого приводили в дом на длинной веревке; открывали дверь и очень долго тянули за веревку
- два человека делали «лошадь»; морду делали из материала ,рисовали глаза и нос
ГАДАНИЯ
- девушки ходили слушать – брали крюк (кочергу) и ходили на перекресток, причем, выходить из дому нужно было «вз
?апятки»
- на перекрестке очерчивались и говорили какие-то слова; если слышался звон колокольчиков – к свадьбе, а если стук – к покойнику
- однажды на реке слушали стоя на коже, неправильно очертились и поднялся страшный шум ,а на другой день на этом месте нашли волосы и кровь – это черти дрались
- кожу брали от убитой коровы или теленка, очерчивались крюком - слушать ходили четным числом, а нечетным был крюк, идти нужно было след в след, и из дома выходить друг за другом
- ходили слушать вечером в двенадцатом часу
- девушки в Ане сеяли золу кучками, а потом смотрели, чья кучка сдвинута, та и замуж выйдет
- на печи садились вдвоем в хомут и смотрели в зеркало, у кого из девушек на голове покажется венец, та выйдет замуж; нужно было смотреть в зеркало через хомут
- золу сеяли через решето
 

Репортаж

07

Собачка, собачка

- фр . текста
- снач. комм.: на перекрестках пололи снег – набирали его в передник и бросали через плечо
- комм.: где собака залает, туда девушка замуж выйдет
 

Приговор на гадание

08

О календарных обрядах:

- «окрутники» приходили в дома, могли придти на беседу
- «окрутниками» ходили парни и девушки, приходили в дом и молча плясали
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
- в великий четверг никому ничего не давали
- обрезали у коров хвосты и в день первого выгона запекали в колоб, замешанный на воде, а потом кормили эти колобом скотину
 

Репортаж

09

О скотоводческих обрядах:

- коров выпускать нужно во вторник, четверг или в воскресенье
- бабушка что-то клала в решето, обходила скотину о словами, а потом выпускала
- в летние праздники коров пригоняли к часовне, где священник служил молебен и кропил скотину водой
 

Репортаж

10

О пастушеских обрядах:

- пастухи брали «отпуска», а потом в лесу обходили скотину, но не раньше, чем на деревьях вырастет полный лист
- отпуск брали у лешего, с ним нужно было знаться
 

Репортаж

11

О колдовстве:

- раньше, когда терялась скотина, знающие старики или старухи ходили и разговаривали с лешим, при этом распускали волосы
- с лешим можно разговаривать через лес, но самого его не видно
- леший мог сказать, где скотина и когда она придет
- после отела скотину нужно было «ставить», чтобы она не лягалась
 

Репортаж

12

О календарных обрядах:

ИВАНОВ ДЕНЬ
- 7 июля праздновали Иванов день, в гости приходила родня
- на иванской неделе ходили в лес за вениками, которыми потом парились в бане
- в Ивановскую ночь девушки ходили за цветами
ТРОИЦА
- Троицу праздновали в Андоме
- после Троицы – Духов день, по нему смотрели, какое будет лето
ПАСХА
- в Пасху ходили в церковь ко всенощной
- в Пасху ничего не делали, даже печь топили накануне ночью
- пекли белые пироги, делали «паску» из творога
- красили яйца; парни отбирали яйца у девушек; если парень с девушкой гулял, то она ему дарила крашеное яйцо
- на Пасху в овине весили качели и качались на них всю Светлую неделю
- на Светлой неделе по домам ходил священник, за ним носили иконы и кресты по всем деревням
- к приходу священника хозяева выставляли на стол решето ячменя, каравай и тарелку с яйцами, а псаломщик, который ходил вместе со священником, все это забирал с собой
- на гумнах молодежь собиралась на «игришша», а в Пасху «игришша» не делали
- на «игришшах» парни и девушки плясали кадриль под гармонь
- летом в праздники ходили по деревне из конца в конец
- на «игришшах» песен не пели – плясали
- зимой были «бесёды»
 

Репортаж

13

Христос воскресе из мертвых
Смертию смерть поправ

- напев
- снач. комм.: когда качались на качелях – пели
- повтор
 

Пасхальный тропарь

14

Воскресения день,
Просвятимся, людия,
Паска, Господня Паска,
Святи бо жизни

- интонированный текст
- комм.: пели, когда с иконами ходили по домам
 

Пасхальная стихира

15

О календарных обрядах:

- в Вербное воскресенье украшали лоскутками ветки вербы, носили в часовню, а потом дома ставили к иконам
 

Репортаж

16

Вербушка, вербись, вербись,
Курушка, кладись, кладись

- снач. комм.: вербой хлестали кур
- комм.: хлестали днем, после того, как приходили из часовни
 

Приговор на Вербное воскресенье

17

О свадебном обряде:

- на второй день свадьбы невеста дарила новой родне подарки, которые готовила заранее
 

Репортаж

 

18

Наша невеста
Не по бору ходила,
Не шишки собирала –
Дары сподобляла

- снач. комм.: невеста дарила полотенца, или вышитые сорочки
- комм.: дарили от имени невесты другие люди, невеста просто сидела
 

Приговор на дары

19

Наша невеста
Не по бору ходила,
Не шишки собирала –
Дары сподобляла

- интонированный текст
- комм.: это значило, что невеста готовила дары, а не ходила по лесу
 

Приговор на дары

20

Наша невеста
Не по бору ходила,
Не шишки бра
?ла –
Дары сподобляла

- комм.: невеста свекрови дарила сорочку, свекру и братьям мужа – полотенца
- дары подносили на подносе, раздаривали целый сундук
 

Приговор на дары

21

О свадебном обряде:

- в первый день свадьбы на невесте было свадебное платье, а на второй день – обычное
- первый год после замужества женщина – молодуха носила белый платок, завязанный концами вперед, а потом носила большие платки, как все другие женщины
 

Репортаж

22

Ох-ти, мне же да миня беднушку,
По севоднишнему денешку
А, ето есь у миня у беднушки
Да желанн
? родитель мамушка
А подойди ко мне ко беднушке
А, ты погладь-ко по головушке

- напев
- комм.: невеста ходила, наклонялась и плакала
 

Свадебное причитание

23

Ох-ти, мне же да миня беднушку,
По севоднишнему денешку
Да, где-то есь у миня у беднушки
Да желанн
?а родитель мамушка
А подойди ко мне ко беднушке
А, ты погладь-ко по головушке

- интонированный текст
- комм.: после этого подходила мать, гладила невесту по голове
- к невесте подходили все родственники
 

 

24

Ненамылась, ненапарилась,
Только бедна обызьянилась

- фр. интонированный текст
 

Свадебное причитание невесты

25

О свадебном обряде:

- на свадьбе пели тогда, когда невесту провожали
- невесту увозили на санях – зимой, а летом – на тарантасе
- когда ехали молодые, то им загораживали дорогу
- когда молодых подвозили к дому, то на кольях огорода зажигали обмолоченные снопы «маятники», они стояли с двух сторон
- молодых встречала свекровь; молодые пили вино и разбивали рюмки
- молодых встречали с караваем
- у невесты спрашивали, какое зерно, а она отвечала: «овес – меня жених (имя) привез»
 

Репортаж

26

Друженька, хорошенько,
Друженька, пригоженько
Што у друженьки тулуп, да
Девяносто один руп
Друженька, хорошенько,
Друженька, пригоженько
 

Свадебная припевка дружке

27

О свадебном обряде:

- приданое невесты приносили в сундуке
- за столом молодые сидели на подушках
 

Репортаж

28

Роспрекрасная Анюта,
Она в сирочистве росла,
Ой, красотой своей приличной
Мальчишка Колю завела

- напев
 

Лирическая

29

Экой Ваня, да розудалая голова,
Да розудалая головушка, Ваня, твоя 

Ой, розудалая головушка твоя
Да, скол(и) ты далече уежжаешь, Ваня, от миня

- напев
 

Лирическая

30

Западай-ко вси пути-дорожки,
Сюда не… да сюда нечево больше нам ходить

- фр. текста
- напев
- повтор
- комм.: такие песни пели в праздники
 

Лирическая

31

Не што в полюшке ли да у нас
Несколыхнеце,
Один грозной был(ы) да напев
В поле слышился

Один грозной был(ы) да напев
В поле слышился
Пастушочик напевал
Песню новую

- фр. текста
- напев
 

Лирическая

32

У моёго-то было у милого
Под окошечком было зелен сад

Што во этом-то было во садочке
Соловей-ко писни ли да поёт

- фр. текста
- напев
- комм.: много песен пели те, кто приехали из лесов
 

Лирическая

33

Из-за лесику, да
Лесу тёмного, да
Ай, лел
, лел, да
Лесу тёмного

Лесу тёмного,да
Саду зелёного,да
Ай, лели
?, лели?, да
Саду зелёного

- напев
 

Хороводная

34

О пляске:

- кадриль плясали под гармонь или под балалайку
- под кадриль были песни
 

Репортаж

35

Уж, вы сени, мои сени,
Сени новыи мои, да
Сени новыи кленовыи
Решеччатыи 

Сени новыи кленовыи
Решеччатыи, да
Зарешеччатыи,
Семисекельчатыи

- фр. текста
- напев
 

Плясовая

36

Наш хозяин начинает
Сени новыи мои, да
Сени новыи кленовыи
Решеччатые

- комм.: описание кадрили
- комм.: командир говорил «первая фигура, первая кадриль»
 

Плясовая

37

Первая фигура, первая кадриль
Втарая фигура
Третья фигура
 

Команды кадрили

38

Я под горку шла,
Решато несла,
Решато несла,
Решато овса

- снач. комм.: под кадриль играли на гармони
- под третью фигуру играли эту песню
- комм.: гармонисты знали, что играть
 

Плясовая

39

О прежней жизни:

- раньше перед едой молились
- отца раскулачили
- перед едой стелили скатерть
- чай могли пить за голым столом
- ели из одной миски
- раньше пахали сохой – «орали»
- для леса была маленькая лесная соха
 

Репортаж

40

О пище:

- пекли «розанцы» (хворост)
 

Репортаж

41

О плясках:

- плясали «кадрель», «б?роню»
 

Репортаж

42

Уродиласе я
В поле, как былинка,
Без отца, без матери –
Кругла сиротинка

 Лет семнацэти я
По людям ходила,
Где качала я детей,
Там коров доила

- напев
 

Лирическая

43

Поля, ты, Поля, ты,
Поля, розовы цветы,
Поля, я в тебя влюбился,
Поля, влюбишься ли ты

- снач. комм.: пели под «русково»
 

Частушка

44

Дорогая ты моя,
Страдаю я из-за тебя
Верю, верю, дорогой,
Страдаем оба мы с тобой

- повтор напев
 

Частушка

45

Мой-то миленькой с повиночкой,
На спинушке горбок
Руки-ноги по соломинке,
Во рту один зубок

- напев
 

Частушка

46

Полюбила, девки, я
Долгоносово руля,
Бабы хают, што худой,
А мне-ка, девушки, любой

- напев
 

Частушка

47

Я на печку – скок,
На лежанку – скок,
Думала, што женишок,
Обняла муки мешок

- напев
 

Частушка

48

Целовала, целовала,
Целовала, хаяла,
Всю я ночку простояла
И ево промаяла

- напев
- комм.: пели, когда ходили «русского»
 

Частушка

49

Баюшки, ба
Ба
?ю маленьку мою

- фр. текста
- напев
 

Колыбельная

50

Спи, младенец мой прекрасный,
Не рони-ко слёз напрасно

- фр. текста
- напев
 

Колыбельная лит. Происхождения

51

Спи, младенец мой прекрасной,
Баю Баюшки, баю,
Не рони-ко слов напрсно,
Я те песенку спою

- фр. текста
- напев
 

Колыбельная лит. Происхождения

52

Скочки, поскочки,
Сидит баба на бочке,
Пришол бора
?н,
Козанул рогам
Баба кверху ногам

- комм.: ребенок прыгал на руках
 

Пестушка

53

А, рита-рита-рита-ту,
Да дала барыня попу
Батюшку духовному.
Старосту церковному
Господину – за полтину,
Становому – за пятак,
Холостым ребятам – так

- комм.: ребенка поднимали на руках и пели
 

Потешка

54

Сорока-ворона
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей дожидала
Што долго гостей не видать,
Стала кашу роздавать

- повтор
- повтор (с показом)
 

Пестушка

55

Ладушки, ладушки,
Где были – У бабушки
Где ели кашку,
Где пили бражку,
 

Потешка

56

Ладушки, ладушки,
Где были – У бабушки
Што ели – Кашку
Што пили – Бражку
 

Потешка

57

Радуга-дуга,
Не давай дожжя

- фр. текста
 

Закличка радуги

58

Дожжик, дожжик,
Перестань,
Мы поедем
На росстань
 

Закличка

59

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойник лежал дома две ночи
- покойника клали на лавку, теперь сразу кладут в гроб или на табуретки
- раньше покойника могли положить на стол, стелили простыню
- покойника нужно класть ногами к иконам, чтобы смотрел на иконы
- когда покойник лежал, зажигали лампаду, теперь зажигают свечу
- в двенадцатом часу, перед тем, как выносить покойника, зажигают 4 свечки, которые ставят на гроб
- после того, как покойника вымоют, руки и ноги завязывают, а перед выносом – развязывают, а завязки кладут в гроб
- мыло и тряпочку, которыми мыли покойника, кладут в гроб, потому что «покойник там моется», а воду выливают на улицу
- до 40 дня покойнику наливают чай, каждое утро – свежий, кладут закуску – печенье
- в 40 день после того, как придут с кладбища, садятся за стол и поминают, а потом провожают; провожать должен тот, кто его мыл
 

Репортаж

60

Вы, гости, ешьте, пейте,
А (имя отчество покойного) надо идти, там ждут его
Сорок дней проходил, теперь забудь сюда дорожку,
У тя своя квартирка есь – там и живи, в своёй квартирке
Господи, благослови

- снач. комм.: провожают покойного в двенадцатом часу
- комм.: выходят на улицу и на перекрестке выливают угощение
 

Приговор на 40 день

61

О похоронно-поминальных обрядах:

- сама раньше мыла покойников, а потом провожала в 40 день
- поминают покойников в 9, 20 и 40 день
- когда человек умирает, нужно завесить зеркало, чтобы покойник не портился, занавешивают окна, чтобы не попадало солнце
- сама обкладывала покойников крапивой, покойник дольше лежит
- можно под стол поставить крепкий раствор марганцовки
- в гроб «сморкают» листья от веников, а оставшиеся прутья сжигают в печке
- чтобы не бояться покойника, нужно подержаться за его ноги
- сама никогда не боялась; «помрёшь – не придёшь»
- говорят, что покойник все слышит, пока в могилу не бросят первую горсть земли
- раньше покойнику шили «са
?вен» (саван), под которым прятались руки и видно было только лицо, на ноги надевали  чулки, сшитые из «точева»
- когда покойнику шили одежду и постель, то стежки делали вперед иглой
- гроб выносят вперед ногами, разворачивают «по солнцу»
- сначала несут венки, потом крышку гроба, а потом гроб с покойным
- сразу после выноса в доме переворачивают вверх ногами табуретки, моют дом и готовят обед
- на кладбище с покойным идут родственники
- после того, как гроб опустят в могилу, все присутствующие бросают по горсти земли
- до того, как гроб опустить в могилу, туда бросают медные деньги – «окупают землю»
- гроб в могилу опускают на веревках
- цветы и венки, лежащие на гробе в могилу не зарывают, а кладут сверху
- раньше на могилы памятники не ставили, только кресты
- кладбище было далеко от деревни, поэтому на все урочные дни не ходили, поминали дома
- крест на могиле ставят ближе к ногам
- на кладбище сначала поминают яйцом, потом рыбой
- нельзя поминать щукой
- рыбу либо запекают в пирог, либо жарят
- на могилку ничего сыпать нельзя, «чтобы птицы не выклевали покойному глаза»
- раньше были старухи, которые плакали голосом (причитали)
- с покойником можно передавать приветы другим покойникам
- после посещения кладбища, после похорон нужно было вымыть руки на улице
- для покойного за столом место не оставляют, но кладут еду для него на середине стола
- в 40 день эту еду бросают на дорогу
- на поминальный стол готовят пироги
- для поминания готовят рисовую кашу, которой поминают на кладбище – всем дают по ложке
 

Репортаж

62

О пище:

- раньше варили кашу из овсяной или ржаной муки, которую называли «густ?а», ее ели со сметаной
 

Репортаж

63

О календарных обрядах:

- во время жатвы пели песни
- после жатвы по дороге с поля и  у крыльца пели длинные песни
- в первый гром женщины кувыркались, чтобы во время жатвы не болела спина
- первый сжатый сноп приносили домой и ставили к иконам
- последний сноп завязывали и оставляли на полосе, при этом говорили «Богушку на бородушку
- по окончании жатвы праздновали «отжин
?иху», варили кашу из ячменя
- позже «отжинаху» стали делать в колхозе
 

Репортаж

64

О гармонях:

- в деревне было три гармони 

Репортаж

 

 

КОНЕЦ  ЗАПИСИ
Сост. Теленков И. С.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298