Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2007-1 >>> Сокольский, Харовский, Вологодский  районы

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 295

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298


 

Вологодская обл.,
Сокольский р-н,
Нестеровский с/с
д. Деревенька
31.01.2007

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.

 
Исп.: Задунайский Василий Васильевич, 1927 г.р., зд.
Задунайская Анна Дмитриевна, 1924 г.р., род. – д.Сверчково
 

01.

О религиозной вере:

- в 1930-х годах церковь закрывали
- в с.Покровское была церковь, всю разобрали, сейчас стоит деревянная часовня
- почти в каждой деревне была часовенка: в Лагуново, Нестерово, Чопорово, Сверчково, Меленке
- в Грибцово была часовня, туда со всей волости приходили, по воскресеньям ходил батюшко, отпевал
- в Глушицкой была часовня
- у каждого попа был свой доход
- Грибцовские ходили молиться только в свою церковь
- если годовой праздник был в деревне, приходил батюшко
- если надо было кого-то помянуть, то денежки кидали в часовенку
 

Репортаж

02.

О престольных праздниках:

- на Сверчкове было два праздника – Ильин день и Пасха, батюшко приезжал
- в д.Деревенька не было часовенки, батюшко не приезжал, в Нестерово ходили
 

Репортаж

03.

О скотоводческих обрядах:

- была мода освящать скотину, когда выпускали
- на Николу выгоняли (22 мая)
- бывало, что скотину выгоняли до Николина дня, если тепло было
- батюшко молебен пел, отпевали скотинку, чтобы хорошо отходила
- бывало, что скотина из леса не приходила, чтобы ходила, делали молебен
- если скотина в лес уйдёт, то ходили к колдунам – знахарям, те говорили, что скотина придёт
- раньше пасли в поскотинах – в лесу
 

Репортаж

04.

О пастушеских обрядах:

- постоянных пастухов не было, нанимали на лето до Покрова, когда в паскотине травы не будет, в полях начинали пасти
- пастух по очереди ходил есть
- в Покров скотину уже заставали
 

Репортаж

05.

О приметах:

- есть примета – ива пушиться (в середине сентября) за месяц до снега
- бывало, что в Покров снег уже навалит
 

Репортаж

06.

О пастушеских обрядах:

- бывало, что из другой деревни пастуха нанимали, он за картошку мог пасти
- пастух не знал ни приговоров, ни заговоров
 

Репортаж

07.

О скотоводческих обрядах:

- когда корова отелится, телёнка приносили в избу, в притвор двери отец клал топор
- обычно, корова телилась зимой, поэтому телёнка домой приносили
- когда корова отелится, из первых удоев варили дрочёну, в печь ставили
- дрочёна – как сыр, резали кусками
- когда корова отелится, вымя мыли
 

Репортаж

08.

О представлениях, верованиях:

- бывало, что что-то сделается с телёнком, ходили к старухам, те знали заговоры
- у самих телёнок не вставал, ходили в д.Дьяково к старухе, та наговорила что-то на воду, велела разжечь уголь в душнике, обойти телёнка три раза, попрыскать святой водой; стала третий раз обходить телёнка, он вскочил и упал, т.к. ноги отлежал
- старуха сказала, что это было ветренное, это седок сидел на нём – нечистая сила
- кормилушком называли нечистую силу
- к старухе ходили, если что-то скотине сделается или от людей сделается
- седок – кормилушко – дворовушко, он кому-то показывался
- старуха жила в деревне, рассказывала, что вышла на сеновал, видела, что старик прошёл, пришла домой, а он говорит, что никуда не ходил – это кормилушко был, он корову кормил
- если ко двору скотина, кормилушко её любит, то скотина хорошей будет, если не ко двору, то он её заморит
- если скотину любит, то он её обязательно накормит, поэтому называли кормилушко
- кормилушко может показаться человеком и зайцем
- в лесу есть хозяин, корова или овца не придёт, то ходили к колдунам, он говорили, придёт скотина или нет, колдун говорил заговор и скотина возвращалась
- могло и людей уводить, сама заблудилась, 10 раз на одно место возвращалась, «водило»
- одну девку мать проклянула, она ушла и не пришла, её люди видели в лесу, потом она пришла
- мужик одни на конях ехал из одной деревни в другую, надо было отвод отворить, в это время лошадь убежала, найти её не мог, он пошёл к знахарю, тот сказал, что лошадь привязана, стоит у ёлки в таком-то месте, сказал, где надо искать, мужик её нашёл
- говорили, что ест Лесник
- саму муж не отпускал за ягодами, а она всё равно ушла, в лесу повесили бумагу, чтобы не заблудиться, несколько раз в одно место возвращалась, стала молиться, вышла в поскотину
 

Репортаж

09.

О лечении:

- старуха была на Бохтюге, лечила детишек от разных болезней
- у внука появились бородавки на руках, не знали, как быть, пошли к старухе, все бородавки прошли
- от грыжи лечила старуха
- сама за лечение детей у старухи в избе мыла
- старуха предлагала научить лечить грыжу, её надо было передать
 

Репортаж

10.

Жила мати Мария
В городе Иерусалиме, во церкви во Божьей,
Во престоле Рождества
Привиделся ей страшный сон

- снач. комм.: старуха научила читать молитву, когда из дома выходишь или кто-то уезжает
- комм.: кому-то старуха передала, к ней много народу ходило, хорошая была, кто что давал
 

Молитва

11.

О лечении:

- у внука была золотуха в паху, старуха на мыло что-то наговорила, у парня всё прошло
- молитву «Шла мати Мария» надо читать, если ребёнок не спит, на воду молитву прочитать и вымыть ребёнка, если изурочиться
- бывает от людей, человек придёт «обойкает», а ребёнок потом не спит
 

Репортаж

12.

Жила мати Мария
В городе Иерусалиме, во церкви во Божьей,
На престоле Божества,
Привиделся ей страшный сон

- снач. комм.: можно молитву на воду читать, а потом ребёнка вымыть
- комм.: нападшая сила – заблудишься, бывает баба «обойкает», «от пустые думушки» - бывает подумаешь что-нибудь, и ребёнок потом плачет, «от девки-татарки» - незамужней, «от бабы лихорадки» - из хитрой
 

Молитва

13.

О представлениях, верованиях:

- на Дьякове была старуха, которая телёнка нашла; корова не вставала, то же к старухе ходили, та что-то наговорила, потом кругом коровы обошли, корова встала
 

Репортаж

14.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Крещенье батюшка над прорубью молебен пел, крестик отпускал, эта вода называлась святой, ею умывались, домой брали
- святой водой надо спрыскать скотину, если заболеет или умыться
- попа приглашали, он всё прыскал
 

Репортаж

15.

Об обрядах при переезде в новый дом:

- если в новый дом переходили, святой водой прыскали
 

Репортаж

16.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Троицу поп приходил, всё дома прыскал
 

Репортаж

17.

Об обрядах при переезде в новый дом:

- если в новый дом переходили, святой водой прыскали
- переходят в новый дом днём
- раньше, когда дом строили, под углы деньги клали
- в Вологде купцу дом строили, под первое дерево крест положили, лунку выдолбили, потом вторым бревном закрыли, потом ночью два мужика крест вынули и пропили
- под заклад клали монеты, заклад – первое дерево на камень, могли золотые монеты положить
- если хозяин скупой, не понравится плотникам, то они ставили бутылку под бревно, чтобы она гудела во время ветра
- под ма
?тницу тоже что-то клали
- за матицу выпивали, надо было её замочить, чтобы не упала
 

Репортаж

18.

У меня милая Нюрка,
Ну и имя хорошо,
Замечает Анна Дмитревна
Люблю из-за того

- снач. комм.: в Святки девушки наряжались, ходили по деревне туда, где ребята, упевали их, кого хаили, кого хвалили, так до Крещенья ходили; сам тоже упевал
- текст
- комм.: в гармонь играет и поёт
 

Частушка

19.

Задунаевский три брата
Знаем, как поупевать,
Володя боёк, Вася ловок,
Александрович богат

- снач. комм.: в деревню ряжеными ходили три брата, их упевали
- текст
- комм.: парень с гармонью ходил, побогаче всех был
 

Частушка

20.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- специально ряженые собирались, одевали воротушки отшитые, фартук, шляпу, у кого не было, находили
- лица не завешивали, мазилами мазали
- ряжеными ходили от второго Рождества (второй день – 8 января) до Крещенья, на второе Рождество (с 7 на 8 января) ещё не ходили ряжеными
- ряженые ходили днём, много девок собиралось, если маленькая деревня была, то могли объединиться
 

Репортаж

21.

Задушевная подружка,
Ваня Маликов хорош,
У его мать не распорядится,
Люби, какую хошь

- текст не с начала
- повтор
- комм.: в деревню заходили, шли сразу к парню, если пустят, могли не пустить, тогда ряженые шли в другой дом
 

Частушка

22.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- со свей деревни приходили собирались ряженых смотреть
- чучелам ходили – закрывались, наряжались, вечером ходили
- бабы рядились, приходили к самой, когда техничкой работала, плясали
- чучел
? ходили тоже в Святки до Крещенья
- на Глуш
?це не ходили ряжеными, там была Никольщина, две недели гуляли, вечёрки делали, туда и ряжеными не ходили
 

Репортаж

23.

О ремёслах, промыслах:

- здесь катаники катали, в Грибцове к?таники катали, а в Глушице корзины плели, катаники не катали, пестери плели, кружева
 

Репортаж

24.

О беседах:

- каждый своим сельсоветом гулял, на вечёрки записки писали
 

Репортаж

25.

О календарных обрядах и праздниках:

- Никольщина – с 19 декабря, до Рождества гуляли
- Михайлов день праздновали осенью
- с Рождества до 19 января – Святки, а потом грешно было ходить
- на Глушице гуляли весеннего (22 мая) и осеннего Николу, три дня гуляли
- зимой долго гуляли, парням волю дай, дак они неделю прогуляют
 

Репортаж

 

26.

О беседах:

- на вечёрки пускали те, у кого ничего не было, ради картошки и дров
- в Великом Дворе в кельи была вечёрка, церковь не работала, девки керосин собирали на лампу
 

Репортаж

27.

О календарных обрядах и праздниках:

Масленица:
- Масленицу у всех справляли, ребятишки собирали, жгли чучело, таскали в поле за деревню ворох всего и сжигали
- из соломы чучело вязали как снопы и жгли
- зятья ходили к тещё в гости, пироги пекли с рыбой, пиво варили, суп варили
- у самой матери не было, но зятья к отцу ходили
Святки:
- сажей мазали в Святки, в кожухе руку мазали
- бегали, ворота запирали, дрова валили
- одна девка мылась в печи, парень зашёл, замарал руку в кожухе, замарал девку сажей
 

Репортаж

 

28.

О бытовых обрядах:

- в печах мылись, печи были большие
- в печи лучше мыться, прогреться можно
- раньше в печи только парились, а мылись – окатывались на сарае или в корыте, если ребёнка
 

Репортаж

29.

О мужских развлечениях:

- мужики шутили: посылали кого-нибудь к другому мужику, чтобы тот лошадь запряг, отвёз табак куда-то, а сами клали в мешки опилок
 

Репортаж

30.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Святки парни наряжались в рога и хвост, ходили туда, где девки собрались, в окно стучали, пугали
- парни нарядились, санки к окну подставили, один парень залез на санки, ж.. к окну подставил и постучал
- к большим девкам ребята с Гушицы на конях ездили, своих Святок у них не было, и ряжеными не ходили
 

Репортаж

31.

О беседах:

- одна беседа была, ходили взрослые девушки, а маленькие бегали смотреть
 

Репортаж

32.

О календарных обрядах и праздниках:

Троица:
- в Мельцино ходили гулять и под Кокошилово, Никулинские ходили на Маленку на третий день
- Троицу отмечали не один день, по дням были распределены населённые пункты, чтобы не скопом ходить – первый день отмечали в Мялицине
- отсюда ходили на Троицу или в Мялицино или под Кокошилово в Глушицу, качуля была круговая
- где есть знакомые, туда и ходили
- второй день гуляли в Никулинском, а на третий день – на Меленку
- круговая качель – вкопанный столб и 4 беседки, беседки были приделаны к валу, качалась как шатун, были специальные люди, которые качали, качались только на Троицу, после праздника некого было качать, только на праздник много народу собиралось
- тем, кто качал, тому что-то давали
- в своих деревнях были маховые качели, для детей делали качели на сарае
- берёзки носили, вкапывали, в окна втыкали
- в Вербное воскресенье ходили за вербами, потом с ними скотину выгоняли
Великий четверг:
- соль оставляли, скотине клали, если заболеет
- хвост отстригали немного, потом в навоз выкидывал
- в Середокрестие пекли кресты из муки
- с какого-то дня бывает 40 утренников
 

Репортаж

33.

Под пляску

- фр. наигрыша
- фр. наигрыша
 

Наигрыш на гармони

34.

Под пляску с частушкой:

- Замечает Анна Дмитревна
  Люблю из-за того
- фр. напева
 

Наигрыш на гармони

35.

О календарных обрядах и праздниках:

О катании яиц:
- песок мелкий рассыпали по дороге, кору осиновую обдирали, делали лоток, длиной 1,5 метра, шириной 10 см., мужики катали яйца
- некоторые носил десяток яиц, полтора, деньги приносили, если все выкатают, покупали, одно яйцо стоило копейку
- катали по очереди, сначала все по яйцу отпускали, потом начинали катать, если мимо прокатил, там яйцо и оставляли, если кокнулось яйцо, то забирали два, снова катали
- первым катал всегда Леонид Невзоров, он был зачинщиком
- яйца выкатывали, потом их домой уносили
- если яиц не было, вместо яйца городок клали и деньги
- так катали только накануне Троицы, за день 

Репортаж

         

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298