Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2005-4 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 217

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Антушевский с/с
д. Березово
21.08.2005.

Зап. Кулев А. В.
Щупак Г. Н.
Гринькин Г. В. 

 

Исп.: Глыбина Лидия Ивановна, 1929 г.р., род. - д. ???

01

О свадебном обряде:

- невесту везли на лошади, на другой лошади везли приданое
- молодым загораживали дорогу и требовали выкуп, откупались обычно вином
 

Репортаж

02

О похоронно-поминальных обрядах:

- после смерти человека обмывали, старались для этого пригласить кого-нибудь постороннего
- оставшуюся воду выливают на улицу
- до того, как сделают гроб, покойного кладут на доски, раньше клали на стол
- хоронят обязательно после полудня
- раньше покойных хоронили возле церкви
 

Репортаж

03

О календарных обрядах:

- раньше праздновали Пасху, мать варила яйца
- в Святки молодежь замораживала ворота, могли утащить дровни

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Антушевский с/с
д. Ростани
21.08.2005.

Зап. Кулев А. В.
Щупак Г. Н.
Гринькин Г. В. 

 

       

Исп.: Иванова Мария Афанасьевна, 1928 г.р., род. - д. Георгиевское
Куликов Иван Игнатьевич, 1924 г.р.
 

04

О похоронно-поминальных обрядах:

- раньше на каждый урочный день топили баню, поминали покойного за столом
- урочные дни: 9, 20, 40 – для покойного топили баню, приглашали его с причетами, приносили чистое белье, наливали воду
- в 40 день покойного провожали с иконой
- после того как пригласят покойного в баню, шли мыться сами, но не сразу, а спустя некоторое время
- белье, приготовленное для покойного уносили, а на другой урочный день снова приносили
- иногда покойники могут давать знаки, приходить по ночам
- одному мужчине покойная жена показалась в картофельной яме
- в поминальные дни ходят в баню, так же, как и в день похорон
- когда покойного увозят на кладбище, кто-то собирает стружки от гроба и выносит на дорогу, где сжигают
- после похорон, те, кто копал в могилу ходят в баню
- раньше в гроб стелили  листья от березовых веников, на гроб нужно было 4 веника
- сама не хочет, чтобы ей в гроб положили веники, по этому приготовила подушечки
- у самой отец сам сделал себе гроб и до смерти он лежал на сарае
- когда сжигают стружки, то замечают, если дым идет в сторону деревни, то вскоре будет еще покойник
- когда покойного везут, то по дороге брызгают святой водой
- раньше покойного из избы никто не выходит – сначала выносят гроб, а потом выходят люди
- святой вода становится, если в нее окунуть иконку
- когда покойного провожают, то впереди идет человек, в руках которого решето, в которое поставлена иконка, он идет и брызгает святой водой
- после кладбища все собираются за стол
- на кладбище ездят только близкие родственники
- с иконкой покойного провожают до завора
- прощаются с покойным перед тем, как его вынести из дома, а потом на кладбище
- когда прощаются с покойным, то могут причитать
- раньше многие умели причитать, а теперь почти никто не умеет
- причитать можно в доме и на могиле
- воду, после обмывания покойного выливают на улицу
- одеяло, на котором покойник лежал во время обмывания, часто выбрасывают на улицу
- в доме покойного кладут вдоль половиц головой в передний угол на скамейку или на доски, положенные на стулья
- раньше покойных умерших молодыми или детьми клали на столы
 

Репортаж

05

О старинном быте:

- стол в доме должен стоять в переднем углу
- стол – «пристол»
- раньше старики не разрешали молодежи ставить на стол локти или класть руки
- за нарушение дисциплины за столом отец мог ударить ложкой
- стол должен стоять в переднем углу
- раньше стол застилали скатертью
- у всех членом семьи за столом было свое место: хозяин сидел в переднем углу, его жена – напротив
- в праздники все гости сидели за одним столом, женщины и мужчины вместе; если народу было много, то ставили 2 стола
 

Репортаж

06

О пляске:

- раньше плясали под гармонь
- старики плясали под игру на одних басах, она называлась «запрягу да выпрягу»
- раньше много плясали «ланчика», а теперь только вертятся
 

Репортаж

07

О календарных обрядах:

- раньше были гулянья по праздникам
- праздновали Покров, Пречистую, Петров день
- в праздники собиралось много народу, гуляли несколько дней
- Покров гуляли целую неделю
- девушки на праздники приносили с собой по несколько нарядов, чтобы каждый день переодеваться
 

Репортаж

08

О сельскохозяйственных работах:

- при молотьбе использовали молотило
- молотили вчетвером, если стукали правильно, то получался ровный ритм, под который можно плясать
 

Репортаж

09

О календарных обрядах:

- когда жали, пели песни, особенно хорошо было петь вечером, когда голос раздавался
 

Репортаж

10

О жизни в голодные годы:

- когда был голод, ели мох
- корова доила плохо, и мать разбавляла молоко водой
- сахара не было
- толкли головицу и из нее пекли лепешки
- пахали на себе, в плуг впрягались впятером
 

Репортаж

11

О календарных обрядах:

ИГРЫ НА БЕСЕДАХ
- на беседе парень и девушка садились на скамейку и вместе поворачивались, если повернулись в одну сторону, то целовались
СВЯТКИ
- ходили «кудеса
ам», наряжались, закрывали лицо
- наряжались стариком и старухой
- могли привезти «медведя» на цепочке; «медведь» ходил на четвереньках, одет он был в вывернутую наизнанку шубу или тулуп; медведь мог катать девушек по полу, мог испачкать сажей
БЕСЕДЫ
- девушки на беседе сидели с прялками
- когда не было керосина, жгли лучину
- лучину готовила та девушка, которая принимала в своем доме беседу
- беседы проводились по очереди у каждой девушки
- девушкам матери давали задания – напрясть определенное количество, если не выполняли, то дома ругали
- парни могли пошутить, спрятать прялки или сжечь кудель, девушки на это не обижались
- ряженый «медведем» катал по полу ту девушку, с которой дружил
- «старик» и « старуха» не разговаривали, молча приходили на беседу и плясали
- на беседу могли принести «покойника»
- приносили кузов с «поросятами» 
 

Репортаж

 

Продолжение репортажа о календарных обрядах:

- в кузов сажали маленьких детей по 3-4 года, которые хрюкали изображая «поросят»
- в кузов наливали воды, чтобы «поросята» визжали
ГАДАНИЯ
- в Святки девушки ходили на кресты со сковородником, что-то приговаривали, зачерчивались
 

Репортаж

12

Чур, полно, чур, полно!

- снач. комм.: на крестах слушали, а когда что-то услышат, то приговаривали
 

Приговор при гадании на крестах

13

О календарных обрядах:

ГАДАНИЯ
- ходили слушать к коням, к колодцу, слушали, как капает вода
- слушали на крестах, если послышится песня, то девушка замуж выйдет, а если стук досок – к скорой смерти
- под овин пихали голый зад; один мужчина подкараулил девушек, залез под овин и погладил меховой рукавицей
 

Репортаж

14

Каледа, каледа,
Накануне Рождества,
Мы ходили, мы искали
Святую каледу

- текст
(Куликов)

 

Колядка

Вологодская область,
Белозерский район,
Глушковский с/с
д. Пушкино
22.08.2005.

Зап. Кулев А. В.
Щупак Г. Н.

 

       

 Исп.: Воеводина Анна Кирилловна, 1926 г.р., род. - д. Акишево Кукшевский с/с

15

О календарных обрядах:

- в своей деревне и в д. Текарево праздновали Петров день
- на праздник в пивных горшках варили пиво из ржаного солода
- в других деревнях праздновали Спасов день, Казанскую
- на праздник готовили много разной еды
СВЯТКИ
- ходили «кудесам», наряжались, чтобы было смешно
- надевали старушечью одежду, мазались сажей
- «кудеса» приходили в дома, плясали
 

Репортаж

16

О труде:

- работала на сплаве, и в лесу
 

Репортаж

17

О церкви, крещении:

- сама помнит, как ломали церковь
- младшего брата священник крестил тайно дома
- в крестные выбирали близких знакомых
- сама была крестной у брата
- крестную называли «божка»
 

Репортаж

18

О календарных обрядах:

- в праздники парни и девушки ходили «караводом»
- девушки брались под руки, а парни просто шли и пели песни под гармонь
- в какое-то время гулянья запрещали, милиция разгоняла молодежь
- праздновали Здвиженье
- однажды из деревни милиция выгоняла молодежь камнями
- молодежь гуляла после работы, старались побыстрее отработать, чтобы осталось время для веселья
ЖАТВА
- во время жатвы пели песни, частушки
- могли в перерывах петь сидя на снопах
СВЯТКИ
- в Святки ходили с каледой по домам, за это хозяева что-то подавали
- девушки ходили на кресты слушать
 

Репортаж

19

О свадебном обряде:

- раньше девушек сватали, но могли уводить «самоходкой»
- были девишники, на которых пели особые песни
- сама выходила замуж не по-старинному, но девишники видела в детстве
- за невестой приезжал жених, ему пели песни
- песни пели на девишнике и на свадьбе
- невеста не пела, а только плакала
- на девишник собиралось много народу
- вечером жених увозил невесту, а на утро ехали венчаться
- на девишник пекли каравай, который украшали уточками, которых потом бросали в толпу
- каравай с уточками пекли подруги невесты
- песни могли петь старушки и девушки

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Глушковский с/с
д. Никиткино
22.08.2005.

Зап. Кулев А. В.
Щупак Г. Н.

 

       

 Исп.: Маркова Лидия Егоровна, 1928 г.р., род. - д. Шаймозеро

20

О представлениях и верованиях:

- до Троицы березу не ломают
- на Троицу приносит домой березовые ветки для того, чтобы Бог приходил и молился
- прошлогодние ветки сжигают в печке
- в Егория с березовых веток кропит скотину святой водой и просит хозяина, чтобы тот сберегал животных
- когда прогоняет корову в поле, то трижды веткой проводит по ее спине от головы к хвосту
- скотину можно поить водой с иконки
- хорошо поить водой с иконки маленьких детей
 

Репортаж

21

Царство небесное, помяни, Господи

- снач. комм.: когда поминает умерших родственников, то утром натощак, «пока крошка во рту не была» говорит такие слова перед иконой
- комм.: поминает пирогами или оладьями
- можно поминать и без пирогов
 

Приговор на помин души

22

О свадебном обряде:

- раньше перед свадьбой делали девишник
- у самой девишника не было , потому что не было родителей
- сама была на 12 свадьбах
- на девишнике причитают, невеста плачет
- невесту наряжали красиво, делали «уваль»
 

Репортаж

23

О календарных обрядах:

- ходили «кудесам», наряжались в смешную старушечью одежду, приходили на беседу, плясали
 

Репортаж

24

О представлениях и верованиях:

- икону нужно весить в передний угол – он главный
- ветки от Троицкой березки втыкают к иконе
- некоторые весят икону на дворе, где стоит скотина – напротив дверей
- у скотины специальная икона
- на крещение угольком нужно рисовать крестики во всех помещениях для того, чтобы черти не ходили
- крестики рисуют на дверях бани
 

Репортаж

25

Хозяин и хозяюшка,
Милые детушки,
Дайте баёнку истопить
Я намоюсь и вас намою

- снач. комм.: в бане есть хозяин; однажды сама хотела постирать поздно вечером, пришла к бане и услышала, что кто-то моется
- перед тем, как затопить баню просит разрешения у хозяина
- комм.: когда говорит слова, крестится
 

Приговор баннику

26

О представлениях и верованиях:

- черти есть везде, от них рисуют на дверях кресты
- один мужик в полночь пошел в баню и на него сзади прыгнул кто-то мохнатый, мужик на плечах донес его до крыльца, и тот спрыгнул и убежал; это был «баенник»
 

Репортаж

27

Хозяин и хозяюшка,
Милые детушки,
Дайте баёнку истопить
Сама намоюсь и вас намою

- снач. комм.: перед тем, как затопить баню говорит
- комм.: «баенника» не видно, но он есть
- эти слова должен сказать тот, кто затопляет баню
 

Приговор баннику

28

О колдовстве:

- была старуха, которая колдовала
- сама была околдована и эта старушка сняла порчу
- старушка показала тех людей, которые навели порчу
- когда сама выпила наговоренной воды, то упала на пол, а когда пошла домой, то старушка наказала ни с кем не разговаривать и никому ничего не рассказывать, а с собой дала бутылку с наговоренной водой 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298