Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2007-1 >>> Сокольский, Харовский, Вологодский  районы

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 290

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298


 

Вологодская обл.,
Вологодский р-н,
Новленский с/с
с.Новленское
05.02.2007

 

Зап.: Самойлова Е.В.,
 Кулиганов В.А.

 
Исп.: Кукушкина Екатерина Ивановна, 1916 г.р., зд.

                                                                                                                                 

01.

О представлениях, верованиях:

- ходила в д.Глазково молотить зерно, заблудилась, до 4 часов утра тропу искала, это «водило»
 

Репортаж

02.

У нас дело-то сделано,
По рукам у нас ударено,
Быть девичьему девичнику

- снач. комм.: в клуб ходили с девушками, участвовали с постановке свадьбы, как девушку выдавали за богатого, ставили девичник, пели песню
- фр. текста
- комм.: ставили постановку «Бедность и порок», как бедную девушку выдавали за богатого старика
 

Свадебное причитание

03.

О свадебном обряде:

- мама рассказывала, как силой замуж выдавали, родители сватали
- одну девушку мать силой выдала за мастера золотых изделий, вторую дочь силой выдала за купца из Ярославля, который ездил по деревням, собирал кружева, третья дочь самоходкой ушла, четвёртую дочь силой отдала за вдовца

 

Репортаж

Вологодский р-н,
Новленский с/с
с.Новленское
06.02.2007

 

Зап.: Самойлова Е.В.,
 Кулиганов В.А.

 
Исп.: Кукушкина Екатерина Ивановна, 1916 г.р., зд.

                                                                                                                                 

04.

О религиозной вере, церквях:

- молельня была в д.Тетерняково, там жили староверы
- молельня была для староверов, у них вера была другая
- тётка заболела, у неё была сестра – староверка, перекрестила тётку в старую веру, когда крестили, в холодную воду отпускали
- староверы не разрешали пить из той посуды, которой сами пользовались
- староверами были только пожилые люди
- староверское кладбище было отдельно, были большие плиты и памятники на могилах
- часовня была в Новленском, когда ходили по полям, брали крест и иконы в часовне
- молиться ходили в церковь, а в часовню приходили только Новленские
- крест большой стоял в часовне, на кресте Христос был, крест был золотой
- когда церковь нарушили, крест забрала женщина домой, к ней потом ходили больные люди, она обливала крест водой и лечила
- позднее с креста всё золото сняли, крест стоял на дороге
- когда по полям ходили, носили небольшой крест, брали икону
- когда человек болел, обливали крест водой, смотрели, если человек умрёт, то вода останется на кресте, если будет жить, то не останется
- если человек болел, надо было с него снять крест и прийти к золотому кресту
- приходил батюшка исповедовать людей перед смертью из церкви Михаила Архангела
- раньше были монастыри, на острове Каменный Спас была церковь, отец там работал кладовщиком, там были только молодые монахи, они скот, улья держали
- в Кириллове был монастырь
- в г.Вологда на ул.Чернышевского был монастырь
- в д.Тетерняково жили староверы семьями
 

Репортаж

05.

О престольных праздниках:

- Кириллов день (22 июня) был
- за 5 км. от Новленского была церковь Ильи Пророка на Ильинской Горке
- во все праздники была служба в церкви и в Кирилов и в Михайлов день
- в д.Кириллово ходили гулять в Кириллов день
- в Иванов день рано утром на росе катались, чтобы Бог здоровья дал (женщина из Полтавы рассказывала)
- молебны были в простые воскресенья, кругом часовни обходили, по полях ходили
- по полям ходили, если была засуха или дождь
 

Репортаж

06.

О гуляниях молодёжи:

- по вечёрам молодёжь собиралась кататься на большой лодке, на которой мужики груз возили
 

Репортаж

07.

О разном:

- буксир возил товар, товар перекладывали на лодку и привозили в Новленское
- река была большая, её чистили, краном большие камни убирали, теперь вся река в камнях
 

Репортаж

08.

О гуляниях молодёжи:

- молодёжь собиралась на лодке или на мосту
- собирались только свои сельские
- в селе было 40 парней, а девчонок ещё больше
 

Репортаж

09.

О драках:

- парни дрались из-за девчонок на гуляниях
 

Репортаж

10.

О гуляниях молодёжи:

- на мост начинали ходить гулять весной, когда тепло станет
- в Говинье не ходили плясать
- заканчивали гулять, когда холодно станет, начинали ходить в клуб
 

Репортаж

11.

О селе Новленское:

- здесь был большой магазин
- брат работал в магазине мальчиков – подносил всё
- было три магазина – с мануфактурой, бакалейный, хозяйственный
- керосин продавали в будке за рекой
- магазины был в частных домах Возвездиных, Палкиных, дома были большие двухэтажные, крашеные, с мезонинами
- село было богатое
 

Репортаж

12.

Репа и горох сеются для воров

- снач. комм.: жили в селе все своим, сеяли редьку, горох
 

Поговорка

13.

О селе Новленское:

- были зажиточные хозяйства, держали по три коровы, лошадь, работницу и работника
- у дяди была нянька, работник, работница, две лошади, три коровы, жена ничего не делали, только распоряжалась
 

Репортаж

14.

О бытовых обрядах:

- раньше полы «шваркали» мочалкой с дресвой, потом стали мыть голиком
- за неделю до Пасхи начинали готовиться, мыли потолок и стены
- перед Пасхой баню топили, всё стирали, в баню ходили и грязное белье стирали, чтобы ничего грязного не осталось
 

Репортаж

15.

О процессе обработки льна:

- льна много сеяли, сами обрабатывали
- лён дёргали, сушили, околачивали вальком, носили семена бить (за 10 км. ходили), приносили потом бутыль (5 литров) масла, за работу масло брали
 

Репортаж

16.

Об обрядовой и будничной пище:

постная пища:
- в Великий пост молочного и мясного не ели, ели горох, гороховый кисель
- гороховый кисель наливали в тарелку, он застывал, кусочками резали, масло наливали
- оладьи гороховые пекли, пышные получались
- гороховую муку на снегу делали, раньше снег чистый был
- гороховую муку клали в кипяток и болтали, разливали по тарелкам глиняным, он застывал
- картошку жареную с маслом ели
- в гороховый кисель и оладьи клали соль
- гороховые оладьи едят с маслом и со сметаной, тесто делают из муки, воды и соли
- в войну ели мороженную картошку – спасанцу (не успевали картошку убрать, людей не было), её отрывали весной, когда снег сойдёт, из неё сухари сушили, варили, только было спастись, поэтому называли «спасанца»
 

Репортаж

17.

О календарных обрядах и праздниках:

Масленица:
- говорили, что в Масленицу всё сгорело, всё сожгли, мама детям так говорила
Пасха:
- гуляли в саму Пасху, уходили в ночную в церковь с 6 часов вечера до 3-4 часов ночи
- утром в 4 часа уже пироги были готовы, приходили из церкви, завтракали, хритосывались, яйцами чокались
- приходили из церкви, ели и ложились спать, гулянье начиналось в 12 часов дня
- гуляло только своё село
- было много гармонистов, плясали
- девчонок не отпускали на долго гулять, парням разрешено было гулять хоть всю ночь
- в Ильин день гуляли в д.Нестеровское, в Богослов – в д.Перхурьево, парни ходили гулять
- до колхозов в праздники до утра гуляли, во время колхозов приходил участковый, разгонял гулянку
- чужие из близких деревень (за 5 км.) приходили гулять в каждое воскресенье в клуб в с.Новленское, потом гуляли по селу
 

Репортаж

18.

Об играх:

- парни играли вечером после работы в «городки», доставали из-под крыльца городки, палки-куликилки, домики ставили и играли
 

Репортаж

19.

О календарных обрядах и праздниках:

- чужие приходили в деревню, никуда не заходили, приходили и уходили
 

Репортаж

20.

О беседах:

- у самих дом был большой, на две половины, в одной половине посиденка была
- играли «Заиньку»
- мама вечером взяла лампу и пошла разгонять посид
?лку
- чужие девчонки не приходили на посид
?нку, а чужие парни приходили
 

Репортаж

21.

О календарных обрядах и праздниках:

- у стариков  в Святки е шутили, старались шутить там, где были здоровые люди
- в Преображеньев день или в Заговинье к брату приходили парни в гости, парни сначала ходили по селу, потом приходили к ним в дом угощаться; девчонки своих подружек приводили
- на Заговинье со всех сторон приезжали
- большое гулянье было, много молодёжи собиралось, люди впритык ходили
- после войны стали маленькие гулянья
- после войны в село из 40 парней вернулись только 5 человек
- на гуляньях парни подходили у девчонкам, расходились по парочкам, у каждого дома на скамейках сидели одна - две парочки
- в Троицу берёзки ставили, потом сжигали или куда-нибудь убирали, а потом на Масленицу отдавали на костёр
- ездили на Масленицу к тёще доедать барана
- на Масленицу хозяин лошадей чистил, цветы вплетал
 

Репортаж

22.

О свадебном обряде:

- летом ездили на тарантасах – большие колёса, беседка для двоих, на них ездили расписываться, на тарантас стелили накидку
- накидки были из бархата с кистями
- молодые на тарантасах ездили венчаться
- свидетели ездили тоже на украшенной лошади
- жених и невеста ездили к венцу на разных лошадях
 

Репортаж

23.

О пастушеских обрядах:

- на лошадях возили хлеб, сено, а вечером лошадь уводили в ночное, ребята пасли ночью лошадей, много ребят собиралось, костёр разжигали
 

Репортаж

24.

О свадебном обряде:

- двоюродная сестра ездила венчаться на тарантасе украшенном
- мама вышла замуж в 30 лет, брат женился, маме никакой жизни не стало, невестка была не умная
- один парень девку украл, она его не любила, братья приехали за ней с разгоном, жениха набили, девку увезли
 

Репортаж

25.

О беседах:

- старой девой называли ту девку, которая уже засиделась
- на весёлые богатые девушки приходили, парни в «Заиньку» приглашали бедных девок, богатые могли за весь вечер не поплясать
- парни приносили на весёлую конопатки и молоток, конопатили и говорили: «Старые девки законопаченные», про тех, кто за весь вечер не поплясал
- парни могли сговориться и не приглашать богатых
- парни брали деревянный молоток и деревянную конопатку, конопатили и говорили: «Старых девок законопатим», чтобы их никто замуж не взял
 

Репортаж

26.

О развлечениях молодёжи:

- ставили две-три скамейки, все садились, один человек говорил слово на ухо другому, так слово передавали, потом последнего спрашивали, какое было слово, это игра называлась «телефон»
- слышала, что пели: «А мы просо сеяли, сеяли»
- зимой река замерзала, все ходили на коньки на реку, собиралось 20 человек, поперёк реки катались
- на реке был сделан каток – столб, то него была жердина, к жердине была приделана беседка, в неё садился человек, второй жердиной водили, это называли «карусель»
- коньки были деревянные
- лыжи делали из решета, худое решето ломали, приколачивали к дощечке, делали крепление
 

Репортаж

27.

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка –
Колоколнышка

- снач. комм.: дождик начинался, дети бежали на улицу
- текст
- комм.: то когда не надо дождя было
 

Закличка

28.

Дождик, дождик, перестань,
Мы поедем в Аристань.
Богу молиться,
Христу поклониться

- текст
 

Закличка

29.

Дождик, дождик, лей,
На меня и на людей,
На людей по ложке,
На меня – по крошке

- текст
 

Закличка

30.

О воспитании детей:

- у самой было шесть детей, младшие в школу ходили, старшие помогали
- дети поливали, пололи, воду носили, дрова носили, корову в поле гнали, теперь дети в потолок плюют, вода есть, двор не надо, скота нет, родителям не надо помогать
- раньше у каждого была своя работа, девочки полы мыли с 10 лет, сын с 12 лет в колхозе на лошади, на конной косилке косил
- сын коров пас
- с самого детства приучали детей к труду
- сейчас детей только во время рекламы кормят, а раньше до 1 года кормили грудью, в потом всем кормили, а теперь ничего нельзя детям
- раньше маленькие дети оставались с бабушками, если не было своей бабушки, оставляли с соседями
- раньше соседи были дружные, помогали друг другу
 

Репортаж

31.

О помочах:

- раньше друг к другу помогали навоз возить по 6 лошадей, договаривались
- сама сидела дома с ребёнком, картошка была не выкопана, соседи помогли
- было так, что у соседей картошка в подполье замёрзла, на семена не было картошки, они приносили мороженую картошку, а взамен брали хорошую
 

Репортаж

32.

О воспитании детей:

- мама велела детей пеленать, делали ленты – свив?льники длинные, с двумя ленточками на конце, ребёнок спал, как солдатик, хорошо
- сейчас не пеленают, ребёнок встрепенется и испугается
 

Репортаж

33.

Баю-баю-баю-баю,
Приходил к нам Бабай,
Кричал: «Сенечку отдай»,
Я сказала на ответ:
«У меня Сени дома нет»

- снач. комм.: раньше байкали
- текст
- комм.: много прибауток было, некоторые от старых людей слышали
 

Колыбельная

34.

О воспитании детей:

- очапы делали, в люльках качали, кольцо в матицу приделывали
- была нянька 4 лет
- была сделана верёвочка, чтобы ногами зыбку качать
 

Репортаж

35.

О родильно - крестильных обрядах:

- тёток не по матери называли божаткой, у неё сын родился под суслоном, соседка роды помогла принять
- бабушки помогали рожать
- больницы давно были, мать их уже в больнице рожала
- много женщин в родах умирало
 

Репортаж

36.

О праздничной и будничной пище:

выпечка:
- пекли пироги с рыбой, рыжиками – закрытые
- открытые пироги – с вареньем, сметаной и яйцом
- яйцо разделывали мелко, клали сметану
- мазали пироги сметаной
- с рыбой пироги делали закрытые, могли рыбу кусочками или целой положить
- раньше в озере было много сигов, нельма была очень жирная, ловили сигов на 5 кг. 800 г.
- на Петров день огурцы на грядке поспевали
- тесто растворяли вечером, дрожжи с молоком наводили, утром замешивали, чтобы получилось не крутое и не жидкое
- маслом руки мазали, чтобы тесто не липло
- тесто делали на молоке, два яйца и масло клали
- из ржаной и пшеничной муки пироги делали
- картофельные лепёшки пекли, картошку варили, с молоком и яйцом толкли
- рогульки пекли, урезники, капустники
- урезники – картошку сырую резали, сочень катали, клали картошку, солили, пекли
- мама на огне пекла рыбник - чёрное тесто с солью
- закваска была, её держали для того, чтобы тесто замесить, в той кринке, которой пекли, немного оставляли закваски, она стоит, засыхает, потом молоком заливали и снова пекли
- закваска на чёрные пироги и хлеб одинаковая
- капусту жарили, загибали, как рыбник, маленькие капустники делали, загибали, бывало, так, чтобы шов был внизу
- плюшки делали – тесто катали, сахар сыпали, разрезали
- каши в праздники не варили
- «сальник» делали – рис в блюдо клали, заливали молоком, солили, ставили в печь, с пеной получалось
- делали овсяный, пшеничный сальник
- на первое подавали суп, на второе – сальник
- холодильников не было, были погреба, телёнка закалывали в октябре, до следующего телёнка мясо хранилось, и летом суп с мясом ели
- на первое варили суп, на второе – сальник или жареную картошку на сале
- раньше мяса много ели, держали не по одной корове, не одного телёнка, овец
- целое стадо овец гоняли, отдельный был пастух, пас овец и коз
 

Репортаж

37.

От Новленска до Етки
Всё возвезденские детки

- снач. комм.: богатый мужик держал пароходство, про него была поговорка
- текст
- повтор
 

Поговорка

38.

О раскулачивании:

- Возвездина и дядю в 1936 году выселили
- у дяди дом был большой, дом увезли, переделали на школу-интернат
- дядя был из бедной семьи, а женился на богатой и стал торговать
- Палкины торговали, их дом отдали под почту

 

Репортаж

Вологодский р-н,
Новленский с/с
с.Новленское
06.02.2007

 

Зап.: Самойлова Е.В.,
 Кулиганов В.А.

 
Исп.: Шагин Вадим Васильевич, 1931 г.р., зд.
Шагина Надежда Михайловна, 1935 г.р., род. – ст.Пундуга Харовского р-на (присутствует)

                                                                                                                                 

39.

О календарных обрядах и праздниках:

- Новленский праздник – Преображеньев день (19 августа)
- гулянки были, по селу ходили, в Троицу гуляли, не праздновали
- три гулянки было - в Ильин день, в Преображеньев день
- Ильин день праздновали в Березняках, там церковь была
- Преображенье день праздновали в Новленском, был праздник и гулянка, ещё было две дополнительные гулянки, т.к. село большое было
- в Преображенье день девчонки и ребята собирались партиями, ходили с частушками, плясками
- в Пахарь ходили гулять на Ивана Богослова
- ходили по всей округе, Гед какой праздник, туда и шли
- взрослые женатые люди не ходили в другие деревни
- молодёжь ходила вечером гулять, по гостям ходили
- какой приход справлял праздник, туда приглашали родню
- Заговинье праздновали у церкви, а в Новленском была только гулянка
- на Пасху яйца красили, ребята яйцами чокались, кто разобьёт, себе яйцо забирает
- жульничали, могли каменное или деревянное яйцо положить, за это лупили
 

Репортаж

40.

О драках:

- протяжных песен не пели, вдоль села ходили и пели частушки залихватские песни, ходили, сталкивались и начинали драться; пели про «паразитов», про «супостатов»
- начинали драку партия на партию
- сильная партия прогоняла из села слабую партию
- гармонист под драку играл яростно
- командир просил гармониста сыграть под драку
- игра под драку очень частая, звуки сильные
 

Репортаж

41.

Изогнулась, извилась
Тростка вересовая

- снач. комм.: дрались тростями, кольями, трости делали из железа, из вереса
- фр. текста
 

Частушка

42.

О тростках:

- сам тростки делал весной из ивы, иву прямую выбирал, делал весной, чтобы ива ещё сырая была
- фонарики на верху у тростки делал
- кругом вырезы делали на тростках
- если гладка ива, то фонарики делали через всю палку
- фонарики делали из кожуры, кожура на соку съезжает легко
- раненные ребята приходили с войны, просили им подарить тростки
 

Репортаж

43.

О драках:

- до драки парни на гулянках с девушками знакомились, все из разных приходов были, не всех знали
- новленские парни с березниковскими дрались
- в Березниках атаманом был Захар, у него голова была ранена, поэтому сам не дрался, только командовал, как самый опытный
- в Новленском были смелые ребята Озеровы, не боялись
- на одной гулянке новленские ребята выгнали ребят березниковских, те ушли за конюшню, стояли у огорода, их новленские ещё раз пошли прогонять, березниковские колья из огорода вырвали, стали кольями драться
- зимой на посиденки ходили, там редко дрались, если только какой-нибудь дурак найдётся
 

Репортаж

44.

О гулянках:

- летом гулянки начинались с Заговинья
- ходили гулять в сады, там раньше жил барин (Олешев), который вырыл большой пруд, посадил сад, по пруду на лодках катался; туда ходили гулять в какой-то праздник
 

Репортаж

45.

О престольных праздниках:

- в д.Кириллов ходили, там церковь была, потом её по кирпичам разобрали, в Кирилове праздновали Кириллов день 22 июня
- Пасха всегда бывает рано (в апреле или в мае), ещё сыро было гулять
- раньше молодёжи много было, всё Новленское было от начала до конца занято
 

Репортаж

46.

О советской власти:

- молодёжь дома была, потому что советская власть не давала никому паспорта, не выпускала никуда из колхоза, ребята через тюрьму на свободу вырывались, а девушки через замужество
- сам был свободным человеком, поэтому девушки за ним бегали, чтобы из деревни выбраться
- только в 1970 году колхозники получили свободу, паспорта, стали из колхоза выезжать
 

Репортаж

47.

О гулянках:

- в Пасху большой не было гулянки, первая гулянка была на Заговинье, после Троицы
- последняя гулянка была на Преображеньев день 

Репортаж

         

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298