Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2005-4 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 240

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Антушевский с/с
д. Антушево
21.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Дудинкина Лидия Петровна, 1923 г.р., род. – д. Енино Енинский с\с (5 лет жила в Бабушкинском р-не)

01

Полевой хозяюшко-батюшко,
Полевая хозяюшка-матушка,
Полевые хозяйские детушки,
Возьмите вы мою коровушку в поле.
Аминь
Да и покажите ей траву, воду и божью волю

- снач. комм.: если корова плохо ходила в общем стаде, то хозяйка рано утром выводила ее в поле и на все четыре стороны говорила такие слова
- комм.: после этого корова начинает ходить вместе со всем стадом
 

Приговор полевому

02

Домовой хозяюшко-батюшко,
Прими скотинку и дай ей покой

- снач. комм.: когда построили новый хлев, то обращаются к домовому хозяину и кланяются на 4 стороны начиная с востока
- комм.: над воротами стояла икона Егория на белом коне
 

Приговор домовому

03

О представлениях и верованиях:

- домовой и полевой – разные хозяева, домовой – в доме, а полевой – в поле, они оба «от Бога» – хорошие 
- сама просила полевого, когда корова не хотела ходить со всем стадом, при этом брала с собой икону Николы
- леший может увести в лесу
- одна хозяйка корову привязала возле скотного двора, а когда пришла проведать, то коровы не оказалось, ночью пошли ее искать, но безуспешно, а на другой день пошли искать, предварительно вывернув на себе одежду наизнанку, но снова не нашли, тогда обратились за помощью к цыганке, а та отправили к дедку Алёше; тот сказал, что корова ходит не по своей воле и завтра – последний день, когда ее можно разыскать, для этого ее нужно обойти кругом, когда так сделали, то корова сама домой пришла; потом женщины сказали, что какая-то злая женщина сказала корове «л
ешой бы тибя понёс»
- чтобы корова нашлась, обязательно нужно переворачивать одежду
- леший – лесной хозяин, но он вредный, дурной, от дьявола, с ним договариваются тёмные люди
- темные люди – злые
- злая колдунья тяжело умирала т.к. ей нужно передать кому-то свои знания, но никто не захотел их брать, и тогда она передала их на распаренный веник в бане и тут же умерла, а веник потом сожгли, и знание утратилось
- злых людей на тот свет не пускают грехи
- мальчик потерялся, и его нашли через неделю забитым между жердей осека
- для того, чтобы пропавший человек или животное вернулось, то пользуются хорошими словами от знающих людей
- раньше было много злых людей, но много и добрых, а теперь все грешат
- домового и полевого никто не видит, но они есть
 

Репортаж

04

О календарных обрядах:

ПАСХА
- на Пасху ходили в церковь рано утром, даже маленькие дети
- на Пасху обязательно пекли кулич, но его не ели в Пасху, а через 2-3 дня резали на кусочки и съедали, давали скотине по кусочку
- кулич украшали узорами из теста, добавляли изюм, тесто было сдобное
- яйца красили листьями и луковой шелухой; дети и взрослые яйцами бились
- в яичное заговенье – через неделю после Троицы, яйца катали – выкладывали в линию и выбивали яйцом
- раньше во все праздники были гулянья
- в Троицу ходили на кладбище, так же как и теперь, поминали умерших, рядом с могилкой бросают рис, а раньше бросали зерно, чтобы птички помянули
 

Репортаж

05

О похоронно-поминальных обрядах:

- когда покойного везут на кладбище, то перед ним идет человек и бросает зерно
- крышку несут перед гробом и закрывают только перед тем, как гроб опустить в могилу
- крышку обычно несет один человек на голове, придерживая за края
- венки раньше делали из ползучей болотной травы или из ветвей ели
- гроб в могилу опускают на веревках, потом их забирают домой
- теперь над гробом делают потолок, а раньше так не делали
- перед тем, как опустить гроб, бросают в могилу мелочь – медные деньги – выкупают могилу
- на дно гроба кладут вату и застилают простыней, раньше в гроб бросали листья с березовых веников
- одной женщине в гроб положили сено, и после этого она целый год ходила – «залетала в форточку и щипала свою дочь»; эту женщину плохо похоронили – одели в плохую одежду, в день похорон родственники поругались, и после смерти она не давала им покоя
- на похоронах нельзя ругаться
- женщина, которую плохо похоронили, прилетала не сама, а прилетала ее душа, ее видела только дочь, а другие люди ничего не видели и не слышали
- покойного поминают в 9, 40 день, в полгода и в год, готовят ту еду, которую любил покойник
- в 40 день приходят на кладбище и зовут покойного на последний обед
 

Репортаж

06

Миленькая маменька,
Пойдём со мной,
На последнее застольице,
На последнее свиданьице

- фр. текста
- снач. комм.: если дочь приглашает мать, то говорит такие слова
- комм.: после кладбища, когда покойного пригласил, нужно сразу идти домой, никуда не заходя; перед домой моют руки и садятся за стол
 

Поминальное причитание

07

О похоронно-поминальных обрядах:

- до 12 часов дня покойного нужно проводить, для этого берут выпивку и закуску, которая была положена покойному после похорон, и выходят на улицу, где старший сын или старшая дочь бросает на передний угол дома, а покойного провожают
- «там» принимают только до 12 часов, стоит праведник
 

Репортаж

08

Анекдот о том, как пускают в рай
 

Анекдот

09

О представлениях и верованиях:

- в земной жизни люди в гостях, а на том свете – настоящая жизнь
- умершая мать явилась дочери и на вопрос той, почему она одета иначе чем в день похорон, то та ответила, что на том свете переодевают, они там работают, там хорошо и нужно было уйти раньше
- одного парня зарезали, и мать переживала, что он редко приходит, он сказал матери, что много работы и ходить некогда
- там «другой свет»
одной женщине в гроб забыли положить какую-то вещь, она во сне приснилась кому-то из родственников и попросила передать вещь с недавно умершим человеком, и после этого перестала сниться
 

Репортаж

10

О похоронно-поминальных обрядах:

- в 40 день покойного приглашают домой с кладбища, а дома их кто-то встречает, покойному за столом оставляют место, а потом его провожают
- в день похорон топят баню, чтобы, вернувшись с кладбища помыться
 

Репортаж

11

У стола не стоит, а своё возьмёт

- комм.: так говорят про покойника, имея в виду то, что все урочные дни нужно отмечать
- умерла женщина, а ее сын и невестка отказались отмечать 40 день; ночью  она пришла и стащила пьяного сына с печи; соседи слышали, как в этом доме всю ночь ухало, а наутро оказалось, что околела корова, говорили, что на 40 день приходила душа покойной
 

Поговорка

12

О похоронно-поминальных обрядах:

- на похоронах раньше причитали, причитать могли родственники – те, кто умел или приглашали женщин, которые знали причеты
- причитать начинали тогда, когда покойник лежит в гробу, перед тем, как гроб выносить из дома, на кладбище
- говорят, что покойник двое суток слышит
- когда человек умирает, гасят свет и закрывают окна
- покойника одного не оставляют, около него все время кто-нибудь сидит
- про покойника можно говорить или хорошее или ничего, плохое о покойнике говорить нельзя
- в гроб покойному кладут расческу, мыло и полотенце, которыми его обмывали, курящему мужчине могут положить сигареты и спички
- когда покойного опускают в могилу, то бросают туда мокрые платки, чтобы ушло горе
- в Пасху на кладбище поминать покойных не ходят, есть специальные дни: Дмитриевская суббота – осенью, Вознесение, годовщина похорон; в день рождения покойного на кладбище не ходят
- на кладбище приносят пироги и яйца, которые крошат около могилы, чтобы поминали птицы
- когда могилу зароют, то сразу ставят крест, раньше его ставили на грудь, а теперь ставят на ноги
- покойник должен лежать головой на запад, чтобы смотрел на восток
- в доме покойного кладут в передний угол
- на углы гроба ставят зажженные свечи
- стружки от гроба сжигают и смотрят, куда дым, оттуда будет следующий покойник
 

Репортаж

13

О календарных обрядах:

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
- в Великий четверг подстригают у куриц хвосты и кладут их в гнездо, чтобы курицы неслись дома
- у коровы отстригают кончик хвоста и кладут под матицу в хлеве
- раньше в поле жгли верес и прыгали через него, чтобы проходили болезни
- умывались с серебра, чтобы было хорошее зрение
- весной заготавливали мутовки, чтобы было 5 или 7 сучков, считали «мутовка – не мутовка – мутовка»
 

Репортаж

14

Весь урожай ко мне, весь урожай ко мне

- снач. комм.: одна женщина в неурожайный год вырастила огурцы; подготовленные к посадке семена завязала в узелок и протащила на веревке по земле со словами
 

Приговор

15

О календарных обрядах:

- последним раньше жали овес, и каждая жница приносила домой последний овсяный сноп, его ставили в передний угол, где он стоял до Покрова, а в Покров закармливали всю скотину – всем давали по горсти колосьев из этого снопа
окончание жатвы – «пожи
нки», варили пиво и устраивали праздник
- в Бабушкинском районе варили общее пиво в большом щане прямо на поле
 

Репортаж

16.

О рекрутских обрядах:

- раньше парней в армию провожали всей деревней, дарили им по 3 рубля
- накануне отправки парни устраивали гулянки
- парни завязывали на деревьях ленточки, чтобы оставить о себе память
 

Репортаж

17

Некрута наши гуляют,
Зеленое вино пьют,
Зеленое вино пьют,
Да скоро в армию пойдут

- текст
- комм.: некрутов раньше уважали, они могли зайти в любой дом, и их там угощали
 

Частушка

18

О свадебном обряде:

- старших сестер сватали
- приезжали сваты – женщина, отец жениха и сам жених
- пред свадьбой назначали девишник, куда приходили подруги невесты, приглашали причетальщицу, которая причитала, невеста плакала
- во время девишника топили баню и невесту туда водили
- в конце девишника приезжал жених, а на другой день была свадьба
- иногда невесте подносили к глазам лук, чтобы она заплела
- на девишнике невеста сидела на стуле, а подруги вокруг нее, напротив – причетальщица, которая старалась невесту расклевить – заставляла заплакать
 

Репортаж

19

Улетала лебёдушка
Из стада лебединово,
Оставляла своих да милых подруженёк

- фр. текст
- комм.: такими словами пела причётальщица, невеста плакала
- подруги пели песни невесте
 

Свадебная

20

О свадебном обряде:

- на девишнике после обеда невесту водили в баню, потом приезжал жених
- парни на девишнике не присутствовали
- между сватовством и девишником проходило 2 недели, в это время приходили подруги и готовили невесте приданое
- свадьбы были в «мёжговвиньё»
- первое застолье было в доме жениха, через 1- 2 дня – «отводины» – застолье в доме невесты, после которого забирали приданое и невеста уезжала жить в доме жениха
- в течение 2 недель между сватовством и девишником невеста ходила в гости к своим родственникам
- молодых благословляла мать невесты
- когда молодые приезжали в дом жениха, их встречала его мать, а благословляла мать невесты на «отводинах», благословляла иконой перед выходом из дома
- мать жениха встречала молодых в рукавицах, чтобы не брать приданое голыми руками, так же, как и другие родственники, которые носят сундуки с приданым
- невеста должна была привезти с собой «постельник» - матрац, набитый соломой
- свекрови невеста дарила платье или сарафан, свекру – рубашку, сестрам жениха – головные платки, а братьям – пояса
- подарки невеста раздавала тогда, когда все гости сидели за столом
- раньше венчались перед свадьбой, выезжали из дома невесты
- перед молодыми разметали дорогу веником, обычно это делала пожилая женщина, ей невеста дарила фартук
- молодых встречали с караваем, как правило, отец жениха, смотрели, кто больше откусит
- на свадьбе жениху невесте и всем гостям пели песни
- за песни одаривали деньгами; песни пели женщины
-  жениху пели «Кудрявчика»
- на свадьбе пели и плясали
- жених с невестой сидели в середине стола вдоль пола, рядом с ними – родители
- на свадьбе столы ставят буквой «П» – пир, а на похоронах – буквой «Г» – горе   
- молодые сидели на шубе, положенной на скамейку, покрытую половиком
- молодым на свадьбе нельзя было пить вино
- если свадьба бала зимой, то молодых клали спать в доме, а если летом – на повети

- на второй день свадьбы невеста подметала пол, на который бросали корчагу с углями и деньги, мешали невесте мести, топтали и разбрасывали мусор, могли набросать мякины

- на свадьбу голову невесте украшали цветами, которые передавались от одной невесты к другой
- невеста отдавала «красоту» самой близкой подруге
- невеста одевалась в белое, на рукавах и на груди – вышивка, а жених в черный костюм
- причетальщицу на девишнике угощали обедом, а на свадьбе ее не было
- на девишнике кормили подруг невесты
- когда на второй день свадьбы невеста подметала пол, то веник ей должна была дать свекровь
 

Репортаж

21

О родинах:

- раньше могли рожать в доме или в бане
- когда сама собиралась рожать, то свекровь отправляла в баню, но сама отказалась и полезла на печь, родила дома
- слышала, что в тепле рожать легче
 

Репортаж

22

О воспитании детей:

- детям делали «пяльца», в которых они спали
- у самой сын спал в ящике от комода
- пяльца весили на «оцэп», сделанный из еловой жерди
 

Репортаж

23

Баю, баюшки, баю

- фр. текста
- снач. комм.: детей раньше байкали
 

Колыбельная

24

Баю, баю, баю, бай,
Спи, сыночик, засыпай

- фр. текста
- напев
 

Колыбельная

25

Баю, баю, баю, бай,
Спи, сыно(а)чик(ы), засыпай,
Придёт(ы) серен(и)кий волчок
Тибя ухватит(ы) за бочок
Ба-а-а-ай

- текст
- напев
 

Колыбельная

26

Баю, баюшки, баю, да
Живёт барин на краю

- фр. текста
 

Колыбельная

27

Сорока-ворона,
Кашу варила,
Детей скликала

- проба
- фр. текста
 

Пестушка

28

Сорока-ворона,
Кашу варила,
Детей скликала.
Одному дала на ложке

- интонированный текст
 

Пестушка

29

Ладушки, ладушки, да
Где были? – у бабушки, да
Чево ели? – кашку, да
Чево пили? – бражку

- текст
- напев
 

Пестушка

30

Ладушки, ладушки, да
Где были? – у бабушки, да
Чево ели? – кашку, да
Чево пили? – бражку

- текст
- напев
- снач. комм.: «поёшь, а ребёнок хлопает»
 

Пестушка

31

Уточка мохов?я,
Где ты ночесь ночевала

- фр. текста
- комм.: пели голосом
 

Потешка

32

Об играх:

- девочки играли в куклы, мальчики – в городки, в мяч
 

Репортаж

33

Чикилики, микилики,
Летали голубилики,
По кусту, по насту,
По лебедю укасту

- интонированный текст
- повтор
 

Считалка

34

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду на рестань
Богу молица,
Кресту поклоница

- интонированный текст
 

Заклицка на дождь

35

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду на рестань
Богу молица,
Кресту поклоница

- интонированный текст
- комм.: так кричали и дождь прекращался
 

Закличка на дождь

36

Дожжик лей, дожжик лей,
На миня и на людей

- фр. интонированный текст
- комм.: там еще какие-то слова, но сама не помнит
 

Закличка на дождь

37

Дожжик, дожжик припусти,
Штобы хлебушки росли

- интонированный текст
 

Закличка на дождь

38

Радуга, дуга,
Перекинь дожжа,
Давай солнышка

- интонированный текст
 

Закличка на радугу

39

Радуга, дуга,
Перекинь дожжа,
Давай солнышка

- интонированный текст
- снач. комм.: кричали громко
 

Закличка на радугу

40

Солнышко-рогулька,
Выгляни на улку,
Я те дам пирожка
Гороховика

- интонированный текст
 

Закличка на солнце

41

Солнышко-рогулька,
Выгляни на улку,
Я те дам пирожка
Гороховика

- интонированный текст
 

Закличка на солнце

42

О представлениях и верованиях:

- когда шли в лес за грибами или за ягодами, бросали корзинку и смотрели, как она упадет: если станет на дно, то наберешь, а если упадет па бок, то можно в лес не ходить
 

Репортаж

43

А-у-у-у-у.  А-у-у-у

- снач. комм.: в лесу аукались
 

Ауканье

44.

А-у-у-у-у.  А-у-у-у!
 

Ауканье

45

Дожжик, дожжик припусти,
Штобы хлебушки росли

- интонированный текст
 

Закличка на дождь

46

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду на рестань
Богу молица,
Кресту поклоница

- интонированный текст
- комм.: так кричали, чтобы прекратился дождь
 

Закличка на дождь

47

О воспитании детей:

- детям раньше рассказывали сказки
- самой рассказывала мать и бабушка
- бабушка пела песни
- сказки рассказывали про зайку, про волка

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Антушевский с/с
д. Антушево
21.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Мошнина Анна Максимовна, 1925 г.р., род. – д. Поленовская Хлопузовский с\с  

48

О календарных обрядах:

- праздновали Николу – 19 декабря
- в Николу катались на лошадях, родственники ходили в гости
- в Масленицу зять ездил в гости к теще, катались на лошадях, мужики собирались и играли в карты
- Масленицу праздновали целую неделю, а в понедельник все топили баню
- в Рождество ходили «кудес
?ам», намазывали лица, закрывались, заходили в дом и пели «каледу»
 

Репортаж

49

Каледа, каледа,
Накануне Рождества

- фр. текста
- комм.: заходили в дом и пели
 

Колядка

50

Каледа, каледа,
Накануне Рождества
Кто подаст пирога,
Тому мир живота

- текст
- комм.: «кудеса» пели, заходя в дом
 

Колядка

51

О календарных обрядах:

СВЯТКИ
- «кудеса» наряжались в старинную одежду, «стариком» и « старухой», приходили в дом, плясали
- могли нарядиться «лошадью», «медведем»
- в Святки девушки гадали, ходили на кресты, стояли и слушали, что почудиться
- когда слушали на крестах, очерчивались кругом и что-то говорили
ПАСХА
- раньше праздновали Пасху, а всю ночь уходили в церковь
- мать рассказывала, что в Пасху солнце играло радугами, это была хорошая примета
- на Пасху красили яйца, ими стукались
ЗАГОВЕНЬЕ
- в д. Поленовская праздновали яичное заговенье, катали яйца; женщины пели «волузя» («во лузях»), ходил по улице кругом
- собирались компаниями, ходили по деревне
- женщины ходили по кругу, как-то перехватывались, что-то пели
- летом праздновали Тихвинскую, собиралась молодежь со всей округи
- кругом женщины ходили только в заговенье
- молодёжь ходила на горку, жгли костер, пели частушки, плясали под гармонь
ЖАТВА
- жать начинали на Ильин день
- из первой ржи пекли хлеб
- последний сноп овса приносили домой, его как-то называли
- раньше во время жатвы женщины пели песни, но не так, как по пляске, а протяжно, чтобы по полю голос разносился
- в д. Антушево праздновали Иванов день
- в д. Пяшница – Успленьё
- перед Пасхой – великий четверг: рано вставали, ходили за вересом, считали деньги, мерили зерно, чтобы его было больше; за вересом ходили по насту или на лыжах, вставать нужно до восхода солнца 
- в Вербное воскресенье – ходили за вербой в церковь
- в Егорьев день выгоняли первый раз скотину, делали какой-то обход
 

Репортаж

52

О пастушеских обрядах:

- пастух в день первого выгона обходил скотину
- в д. Перховта пастух играл на рожке, другие пастухи играли на барабанке
- коровы привыкают и понимают сигналы барабанки или рожка
 

Репортаж

53

О воспитании детей:

- детей раньше качали в зыбках, плетеных как корзины
 

Репортаж

54

Об играх:

- в детстве играли в прятки, водящего выбирали по считалке, а потом водил тот, кого первого найдут
 

Репортаж

55

О свадебном обряде:

- раньше до свадьбы делали девишник, приглашали причитальницу, невеста плакала
- на девишник приходили подруги невесты, пели песни
- невеста сидела на скамейке, около нее подруги, а причитальница – в углу
- невеста сидела или могла ходить и кланяться, ей дарили подарки
- парни на девишник не приходили
- на голове у невесты была надета корона, ее брали у одной старушки на все свадьбы, эту корону называли «цветы»
- в конце девишника приезжал жених
- на другой день ехали в дом жениха и праздновали свадьбу, там молодых встречала мать жениха с караваем, который они откусывали
- на свадьбе дарили подарки – вышитые полотенца
- на свадьбе пели песни, пели всем, кто сидит за столом, припевали жениха и невесту
- пели «Что у месяца рога золоты», песен было много
- на второй день свадьбы невеста мела пол

 

Репортаж

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298