Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2006-4 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 268

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298


 

Вологодская область,
Вытегорский район,
Коштугский  с/с
д. Алексеевская
23.08.2006.

Зап. Самойлова Е. В.
Маркова Л. Ф.
Теленкова Д. Н.

 Исп.: Ермакова Анастасия Степановна, 1917 г.р., род. - д. Курваш Оштинского с/с 

01

О похоронно-поминальных обрядах:

- а могиле мужа невестки посадили цветы и каждый день поливали, а потом самой приснился муж и сказал, что у него все хорошо, только каждый день идет дождь, после этого сама пошла и все цветы выкопала, посадила рядом с могилой, и все цветы стали расти
- если человек утонул и его не нашли, то в реку бросают цветы в 40 день
- рассказ о том, как нашли и похоронили утонувшего
- рассказ о смерти брата мужа
- если человек утонул и его не нашли, то все равно поминают во все урочные дни
 

репортаж

02

О представлениях и верованиях:

- в любом месте есть свой хозяин
 

Репортаж

03

Потонул желанный Сашенька
Под самой бережок,
Одна шапочка осталася
Лежать на бережок

- снач. комм.: так пели про парня, который утонул
 

Частушка

04

О представлениях и верованиях:

- в поле хозяин – «полевой царь-батюшко», в лесу – «лесовой  царь-батюшко»
 

Репортаж

05

Лессовой царь-батюшко,
Примите мою животную,
Пойте, кормите,
Про себя берегите
К вечерку домой пригоните

- снач. комм.: когда в первый раз корову выгоняли в лес, то говорили слова
- комм, так говорили трижды, а потом уходили домой
 

Приговор лесному хозяину

06

Рассказ о том, как искали в лесу коров

- коровы не могли выйти из леса, потому что сама заранее сказала – сказала, что истопит баню
- на завтра можно оставлять только хлеб, а дела нельзя
 

Быличка

07

О плясках:

- раньше плясали «краковяк», «польку», падэспань», «яблочко»
- ходили «кадрель» на две пары под гармонь
- описание фигур кадрили
 

Репортаж

08

Шла по жордочке, да
Шла по тоненькой
Шла по тоненькой,
По еловенькой
Тонка жордочка
Гнецэ не сломицэ,
Хорошо с милым живеца,
Не тошнеца

- напев
- комм.: под такую песню плясали шестую фигуру кадрили
 

Плясовая

09

Первая фигура, первая кадриль!
Ко второй приготовицы!
Третья кадриль!
Пятая – наша наступае!

- комм.: командовал один человек
 

Команды в кадрили

10

О плясках:

- плясали «русского», «цыганочку»
- мужики плясали вприсядку
 

Репортаж

11

Начинае аш приятель,
Начинает и поёт

- фр. текста
- снач. комм.: кадриль начиналась с песни
 

Плясовая

12

Эх яблочко,
Да куда котисся

- фр. текста
- комм.: под «яблочко» плясали четвертую фигуру
- под пятую – «светит месяц»
- песни пели, когда не было гармони
 

Плясовая

13

Ах, вы, сени, ах, вы, сени,
Ах, вы, девушки – засери

- фр. текста
- комм.: парни так шутили, когда пели
 

Плясовая

14

О детских игрушках:

- отец покупал свистульки, фигурки из глины, детскую посуду
 

Репортаж

15

Между гор, между Карпатских.
Между двух огромных скал
Пробирался ночкой темной
Санитарный наш отряд

- напев
- комм.: пели после войны
 

Военная песня

16

На опушке леса
Старый дуб стоит.
А под этим дубом
Партизан лежит

- напев

 

Военная песня

Вытегорский район,
Коштугский  с/с
д. Мелуково
24.08.2006.

Зап. Самойлова Е. В.
Кулиганов В. А.

       

 Исп.: Гудкова Екатерина Алексеевна, 1928 г.р., род. - зд.  

17

О календарных обрядах:

- праздновали Сретенье и Петров день
- в Петров день все собирались на мосту
- много было гармонистов
- пели, плясали, водили хоровод
- с песнями ходили из деревни в деревню
- плясали по кругу с частушками
- по праздникам ходили в гости в другие деревни
- по деревне гармонист шел впереди, а за ним – толпа
СВЯТКИ, РЯЖЕНЫЕ
- ходили «окрутниками» – наряжались, выворачивали шубы, могли придти в любой дом; их везде пускали, угощали
- если хозяева угостили плохо, то ряженые могли утащить на крышу сани, раскатить поленницу
- «окрутники» пели частушки, плясали
- могли приделать рога, хвост
- одна женщина наряжалась «чертом»
- могли принести ряженого «покойника»
- «покойника» приносили на носилках, около него причитали, плакали
- наряжались «лошадью»
- на Рождество обязательно пекли пироги, чаще всего сладкие
- накануне Рождества – сочельник; в этот день все готовили к празднику
- на Рождество ходили в церковь, саму водила бабушка
- на Рождество славили Христа
- девушки гадали – «пололи снег»
- Христа славили пожилые женщины, которые знали молитвы
- молодежь собиралась в «бесёдных» избах, веселилась
- в Крещение некоторые купались в проруби
- в Спасов день купались в «ёрдане»
- в «ёрдане» брали воду, когда ходили за водой, молчали, потом дома молились
- в «ёрдан» могли бросать мелкие деньги, что-то у Бога просили
- в Рождество около церкви ходили крестным ходом, потом священник ходил по домам; в каждом доме его угощали, давали деньги
- водой из «ёрдана» кропили скотину и дом
- на беседах плясали «ланчика»
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
- молились, зажигали свечи
- перед выгоном скота скотине подрезали хвосты
- в Вербное воскресенье приносили вербу, а потом ею выгоняли скотину
- скотину выгоняли в Егорьев день
 

Репортаж

18

Егорий – с водой, а Никола – с травой
 

Примета

19

О календарных обрядах:

- в разных деревнях свои праздники
- в д. Мелуково праздновали Ильинскую пятницу; в этот день приходили гости
- на Егория выгоняли скотину
 

Репортаж

20

Дома ли овцы?
Дома ли коровы?

- снач. комм.: в Егория дети привязывали на шею колоколец, бегали по деревне и кричали
- комм.: дети бежали по деревне и кричали, возле домов не останавливались
 

Выкрик на Егория

21

О календарных обрядах:

- Троицу праздновали в с. Мегра
- на Троицу в дом и к воротам приносили березки
- ходили на кладбище, на могилу ставили веточки березы
- Иванов день праздновали не все; девушки собирали цветы, плели венки
- в праздники не топили баню, топили накануне
- самое большое гуляние было на Петров день
ПАСХА
- в Пасху славили Христа, красили яйца луковой шелухой
- крашеными яйцами бились, могли угощать друг друга
- дети ходили по домам, славили Христа, за это их угощали яйцами и конфетами
- в вербное воскресенье за вербой бегали дети, приносили ее тем, кто сам сходить не мог, детей за это в Пасху угощали- крестные родители одаривали яйцами своих крестников
 

Репортаж

22

Об играх:

- парни и девушки играли в городки, в «кислый круг» – мячом попадали в лунки
- мяч был покупной резиновый или самодельный деревянный
- играли в прятки
 

Репортаж

23

Гори, гори ясно
Штобы не погасло
Птицьки летят,
Колокольцики звенят

- фр. текста
 

 

24

Об играх:

- парни перетягивали канат
- играли в чехарду
- в доме играли в карты и в домино
 

Репоратж

25

О календарных обрядах:

- женщины в бесёдные избы приходили с прялками
- после уборки льна молодежь и подростки собирались и целую ночь жгли костицу – отходы, при этом пели песни, веселились
ЖАТВА
- жали раньше серпами
- пожилые женщины первую горсть связывали и приносили домой
- женщины кувыркались с горы, чтобы спина не болела
- по окончании жатвы праздновали «отжинку», варили пиво, кашу, варили ягоды
- делали саламату – мололи муку из проращенной ржи и варили с ягодами
 

Репортаж

26

Сорока ворона
Кашу варила,
Гостей поджидала
Гостей угощала

- текст
 

Пестушка

27

Дождик, дождик, пуще,
Станет травка гуще

- повтор
- комм.: дети бегали и кричали
 

Закличка на дождь

28

Дождик, дождик лей
На миня и на людей
 

Закличка на дождь

29

Дождик, дождик, перестань,
мы поедем на Ердан
Богу поклонница,
Христу поклонница

 - фр. текста

 

Закличка на дождь

Вытегорский район,
Коштугский  с/с
д. Мелуково
24.08.2006.

Зап. Самойлова Е. В.
Кулиганов В. А.

       

 Исп.: Шлыпакова Нина Александровна, 1935 г.р., род. – г. Череповец  

30

Разговор о работе в школе

- собирала информацию о языке, об истории деревне
- изучала жизнь Клюева
- церковь Прокопия и Иоанна была построена в 1693 г., а в 1720 г. – Сретенская церковь
- раньше в этой местности жили старообрядцы 

Репортаж

+ Феклистова Капитолина Егоровна, 1938 г.р., рол. - д. Иевлевская (Низ) 

31

О календарных обрядах:

СВЯТКИ
- ходили «окрутниками»
- сама до сих пор ходит к соседям, наряжается «цыганкой»
- «окрутники» плясали, хозяева могли подыграть на заслонке
 

Репортаж

32

Под пляску
(Шлыпакова)
 

Наигрыш на заслонке

33

Под пляску

- проба
(Феклистова)
 

Наигрыш на заслонке

34

О календарных обрядах:

- ряженые могли принести «покойника», его отпевали женщины, плакали
- девушки гадали: брали пучок кудели и поджигали, если она сгорела и зола осела, то девушка не выйдет замуж, а если вспыхнет –выйдет замуж 

Репортаж

+ Шлыпаков Александр Иванович, 1937 г.р., рол. - д. Шлыпаково 

35

Христос рождается, славите
Христос в небе зрящете,
Христос на земле

- интонированный текст
- комм.: в Рождество мальчики ходили славить Христа, девочкам или женщинам ходить было нельзя, считалось, что это плохо, хозяйка могла замазать лицо сажей
- в Новый год и в Рождество первым в дом должен зайти мужчина, если зашла женщина – к чему-то плохому
- мальчишек всегда пускали, хозяева их награждали деньгами или угощали
- славить могли придти взрослые, но ходили редко
 

Рождественский тропарь

36

О календарных обрядах:

- на Пасху колотились яйцами
 

Репортаж

37

Христос воскресе из мертвых
Смертию смерть поправ
И сущий во гробе
Живот даровав

- снач. комм.: с Пасхи до Вознесения пели Христа (тропарь)
 

Пасхальный тропарь

38

Дома ли кони?
Дома ли коровы?
Дома ли телята?
Свиньи, поросята
Маленьки ребята

- интонированный текст
- снач. комм.: в Егорьев день дети бегали по деревне с коровьими колоколами и кричали
- повтор
- комм.: бежал по деревне, останавливались под окнами и кричали
 

Выкрик на Егория

39

О скотоводческих обрядах:

- коров в первый раз выпускали с благословеньем
- перед тем как выпустить, хозяйка обходит коров с решетом, в которое положена верба, свечка яйцо и круглая буханка хлеба
- обходить коров нужно трижды
- сама видела, как обходила мать и так делает
- есть слова, чтобы корова хорошо стояла, но рассказывать этого нельзя
- нельзя выпускать коров в постные дни и в тот день недели, на который приходиться Благовещенье
- на Егория коров на пастбище не выпускают, только ненадолго возле дома
 

Репортаж

40

Егорий – с водой – Никола – с траой

- комм.: если на Егория пошла вода, то на Николу будет трава
 

Пословица

41

О скотоводческих обрядах:

- коров выгоняют березовой или ивововй вицей
- нельзя выгонять ольхой, потому что ольховой вицей убивают змей
 

Репортаж

42

О пастушеских обрядах:

- раньше всех коров пас один или два пастуха
- у пастуха был «спуск», который он прятал
- «спуск» был написан на бумаге, там говорилось о том, как нужно обходить стадо, были написаны запреты; не брать черных или красных ягод; если нарушить запрет, то с коровами что-нибудь случится
- «спуск» давали знающие люди
- один старик матери, работавшей конюхом, предложил «спуск», в котором были запреты: не брать ягод и не ломать веники, мать отказалась
- «спуск» брали в Ендозере
- когда коров первый раз выгоняли коров, то все хозяйки стояли вместе с животными в кругу, пастух обходил, а потом всех женщин просил уйти и оставался один с корова
- у одного пастуха «спуск» был в ружье, он выстрелил, и все коровы собрались возле него: этот пастух был неграмотный и коров считал палочками
- раньше пастухи играли на рожках, некоторые барабанили на колотушке
 

Репортаж

43

О знахарстве, колдовстве:

- если корова терялась, то ее искали, но были знающие люди, которые колдовством возвращала коров, но об этом никто не рассказывал
- если знающий человек, чем-то помог, то после визита к нему нельзя разговаривать до тех пор, пока не придешь домой
 

Репортаж

44

О скотоводческих обрядах:

- коровам подрезают хвосты каждый год в Великий четверг или в Егория
- хвост кладут под матицу на дворе, чтобы корова знала дом
- когда на Егория обходят коров, то берут вербу принесенную на Вербное воскресенье в этом году
 

Репортаж

45

О календарных обрядах:

- раньше за вербой ходили дети, могли принести ее тем, кто сам сходить не мог
- в канун Троицы ходили за березками и ставили их перед окнами
 

Репортаж

46

О похоронно-поминальных обрядах:

- в Троицу на могилы приносят ветки березы
- на кладбище покойных поминают яйцом и пряженным пирогом
- крупу на кладбище приносить нельзя, обязательно нужно принести хлеб
- покойников поминают на 9, 20, 30, 40 день, в полгода и в год
- саамы большие поминки в 9 и 40 день
- в 40 день поминают утром, а потом в полдень покойного провожают, выносят на улицу кисель; 1 – 2 человека не оглядываясь идут до кладбища, а остальные остаются возле дома
- кисель раньше ставили на скатерть, расстеленную на земле
- все прощаются, кланяются перед скатертью по направлению к кладбищу
- накануне 40 дня покойного зову домой, приходят на могилку и приглашают ужинать
- в 40 день покойного нужно проводить до 12 часов, после полудни покойных не пускают
- раньше на поминках причитали, а теперь просто говорят
- после смерти покойник должен 2 ночи ночевать дома
- покойного кладут в передний угол под иконы
- возле покойного сидят, иногда целую ночь
- в причетах рассказывают всю жизнь покойного
- причитать по покойному нужно, когда его выносят из дома, а потом – на кладбище
- можно причитать, когда только что положили в гроб
- в гроб раньше клали листья от березовых веников, а голик потом сжигали вместе со стружками, оставшимися после изготовления гроба
- жечь нужно сразу после того, как гроб увезут на кладбище, при этом смотрят, в какую сторону дым, там будет покойник
- перед тем как гроб зарыть, бросают землю; раньше была старушка которая следила, чтобы землю на гроб бросали только одинокие
- в могилу бросают медные деньги, чтобы купить землю
- гроб опускают на полотенцах или на веревках
- полотенца оставляют в могиле или привязывают к тем шестам, на которых стоит гроб
- полотенца могли бросить на гроб и зарыть
 

Репортаж

47

Роздайся, мать земля,
Покажись, гробова доска

- фрн. Текста
- снач. комм.: мать причитала на поминках
 

Поминальное причитание

48

О похоронно-поминальных обрядах:

- после того как гроб вынесут из дома, кто-то из женщин переворачивает все стулья и скамейки и моет пол; сжигают стружку и веники
- когда гроб выносят, то за ним идет человек и через веник льет воду с какими-то словами, это называется «смыть следы», так делают от места, где стоял гроб до самой улицы
- раньше старушки собирали заранее «смертный узелок», где лежала одежда для похорон
- нельзя было надевать не стираную, совсем новую одежду, только после стирки
- умершей женщине на голову повязывают платок, а мужчине – ничего, кепку клали рядом в гроб
- старушки раньше носили «побойники», которые им надевали и  после смерти
- покойному обязательно повязывали пояс на нижнюю рубаху, а потом надевали верхнюю одежду
- в гроб кладут расческу, тем, кто носил очки – кладут их в гроб, курящим кладут папиросы
- пока покойный лежит в доме, все приходящие приносят деньги и кладут их в гроб
- на поминках покойному наливают чай, вино кладут закуску
- когда покойный лежит в доме, закрывают трубу, окна и двери, чтобы не двигался воздух
- когда человек при смерти, его не нужно беспокоить
- в Пасху ходят на кладбище, но не поминают покойного, а христосуются с ним
- на 9 день после Пасхи – «родительская поминка»
- на кладбище обязательно носят пироги
- поминать человека нужно рыбой, а хоронить – мясом (на похоронах едят мясо)
 

Репортаж

49

О календарных обрядах:

- в каждой деревне свой праздник
- в Коштугах гуляли на мосту
- девушки перед праздником мост мыли, а в праздник там плясали
- плясали кадриль, парни командовали
- кадриль плясали на 4, 6 пар
- в кадрили было 6 фигур
- плясать могли под гармонь, балалайку или под песни
- первую фигуру плясали под песню «Светит месяц», четвертая – «Коробочка»
- в старину плясали «ланцей» и «полуланцей», потом стали плясать кадрили и танцы
 

Репортаж

50

О воспитании детей:

- раньше детей качали в зыбке, которую весили на очеп – гибкую березовую жердь
- зыбку делали из целой доски, гнули
- в зыбку стелили солому, под голову – подушку, но не перьевую
- в зыбку клали крестик 

Репортаж

 

 КОНЕЦ  ЗАПИСИ
Сост. Теленков И. С.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298