Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2006-4 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 272

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

 Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Саминский с/с
п. Октябрьский
17.08.2006

 

Зап.: Щупак Г.Н.,
Кулиганов В.А.,
Маркова Л.В.

 
Исп.: Бобылёва Александра Алексеевна, 1925 г.р., род. – д. Югозеро Андомрецкий с/с
 

01.

Не поются теперь песенки,
Дела не веселят,
Милашу голосу леш
?ли,
Из деревни выселят

- текст
 

Частушка

02.

Птичка – пташка – кинар?йка,
Расскажи горе моё.
Расскажи горе моё, да
Моё горе всем известно – мил уехал далеко.

- напев
- текст-продолжение
 

Лирическая

03.

На ветке на зелёной
Поёт там соловей,
Загублены годы младые,
Злодейкою судьбой

- текст
 

Поздняя лирическая

04.

Во субботу да день нен?сный,
Нельзя в поле, нельзя в поле, в поле робот
?ть. 

Нельзя в полюшке работать,
Не сборонить, не сборонить, не вспахать.

 - текст
- комм.: надо протяжно
- фр. напева
- комм.: пели все вместе, запевали обычно женщины, потом все подхватывали
- текст – продолжение
- комм.: дедушка пел
- текст – продолжение
- комм.: дедушка – папин отец
- текст – продолжение
 

Лирическая

05.

При  лужке, лужке, лужке,
При широкой доле

- снач. комм.: папина песня
- фр. текста
 

Авторская

06.

(Недозрелая калинушка),
Ей нельзя залом
?ать,
Недозре
?ла красна девушка,
Её нельзя замуж взять

- снач. комм.: бабушкина песня, бабушка хорошо пела
- фр. текста
 

Лирическая

07.

О заготовке леса:

- народ собирался зимой лес заготавливать, летом - по реке сплавлять
- лес возили на лошадях, были сани и подсанки
- лес вязали в пучки и плоты таскал буксирный пароход до Онеги
- сами делали большой плот, сплавляли по реке 18 км.
- запасались хлебом, мукой, мясом, чтобы сплавлять
- на плот спереди приделывали большое весло, 4 мужчины управляли, на конце плота тоже было весло, 2 мужчины управляли
- река была с порогами, мог плот перевернуться
 

Репортаж

08.

Ой, дубинушка, ухнем!
Сама пойдёт!
Подде
?рни, подде?рни!

- снач. комм.: брёвна тянули из залома, кричали «Дубинушку»
- текст
- фр. напева
- комм.: это мужики кричали, громко кричали, залом мог быть высотой с дом; «Дубинушку» кричали, чтобы легче было тянуть
 

Трудовая припевка

09.

О заготовке леса:

- канатом зацепляли брёвна
- бывало, что тонули на сплаве
 

Репортаж

10.

Ой, дубинушка, ухнем!
Ой, сама пойдёт, сама пойдёт,
Подд
?ернем, подд?ернем!
Да ухнем!

- фр. напева, продолжение текстом
 

Трудовая припевка

11.

О заготовке леса:

- был начальник сплава, давал указания
- мастер был на сплаве
 

Репортаж

12.

О песнях:

- пели «Разудалая головушка Ваня твоя»
 

Репортаж

13.

Ой, Ванька – кл?ючник, да
Злой разлучник, да
Разлучил князя с женой, да
Князь на Ваньку, да рассердился

- текст
 

Баллада

14.

Ваня – разудалая голова,
Разудала
?я, головушка, Ваня твоя

- фр. текста в пересказе
 

Лирическая

15.

Лучше бы я, девушка,
С Пахомушкой жила,
Ой, день с утра до вечера
Улочку мела
 

Лирическая

16.

О похоронно-поминальных обрядах:

- раньше поп отпевал
- причитали раньше
- женщина умерла, причитали: «Оставила малых детушек», причитали плачущим голосом, слова выговаривали протяжно
 

Репортаж

17.

Самоходочкой за милого
Хотела убежать,
Продуумалась я девушка
В обмане содержать

- текст
 

Частушка

18.

О дожин?льных обрядах:

- отжин?аха – когда всё кончится, варили кашу, в чугунах подавали
- ячневую или пшеничную кашу варили, всех за стол садили
- бревешки делали, чтобы много народа поместилось
- все взрослые ели вместе из одной, детям отдельно подавали
- хлопали деревянной ложкой, что масло выскакивало
 

Репортаж

19.

О правилах поведения за столом:

- в семье из одной миски ели, маленьким детям отдельно клали
- мясо отдельно клали на деревянные тарелки, сами делали
 

Репортаж

20.

О ремёслах и промыслах:

- ткали полотенца, дорожки сами
- деревянные тарелки делали из осины или берёзы
- ковшики делали из нароста на берёзе, выделывали, потом в ковш клали угольки
- чага – нарост на берёзе
- шаечки, подойники делали деревянные
- некоторые украшали дерево лаком, цветочки рисовали
- бересту загибали в два ряда и ели суп в лесу
 

Репортаж

21.

О представлениях, верованиях:

- люди с дороги могут сбиться, чтобы выйти некоторые раздевались донага, трясли свою одежду
- сама в лесу блудила – пошла за грибами, много грибов набрала, заблудилась, никогда в том месте не была, вышла на большую дорогу, встретила мужчину, тот ей дорогу показал
- попала на то место, в котором ещё никто не был
 

Репортаж

22.

У-у-у-у!
Эй!

- снач. комм.: когда за ягодами ходят несколько человек, то переукиваются
- текст
- комм.: руки ко рту подносят, как рупор
 

Ауканье

23.

О представлениях, верованиях:

- надо в лес ходить со словами: «Господи, благослови, пойти»
 

Репортаж

24.

Хозяйнушко-б?атюшко,
Пусти нас жить

- снач. комм.: в новый дом переезжаешь, надо у хозяйнушка попроситься
- комм.: надо сначала положить круглый каравай хлеба, кошку, круглый каравай хлеба надо катнуть, чтобы катился, не переступая порог; бабушка брала решето, буханку хлеба, кошку, курицу или петуха, надо попроситься; потом каравай, который катали, съедали
 

Приговор «хозяину»

25.

О календарных обрядах и праздниках:

- Святки:
- ряженье:
- наряжёными - окрутниками ходили
- ходили каждый год и взрослые люди, сейчас только школьники иногда приходят
- ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ:
- Покров праздновали в д.Деньдино
- Пречистую (21 сентября) праздновали в д.Мастерово
- в д.Югозеро была часовня, церковь – в д.Никольский Повост
- часовня стояла при въезде в деревню, на дороге
- в часовне были квадратные иконы с большими вышитыми полотенцами, с ними ходили в Пасху
- распятье было, его два человека носили

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Тудозерский с/а
д. Щекино
18 .08.2006

 

Зап.: Щупак Г.Н.,
Митрошкина Н.А.

 
Исп.: Лапсакова Евдокия Васильевна, 1921 г.р., зд.,
№ 39, 40 (поёт Митрошкина Н.А.)
 

26.

В одном полевом лазарете,
Где дежурили доктор с сестрой,
В полумр
?ачном весеннем рассвете
Умирает катран - капитан

- текст
- комм.: на сенокосе сама про себя пела
- фр. напева
 

Поздняя лирическая

27.

О песнях:

- «Вот моя милая роща» - это не Вытегорская песня, её от подруги выучила, в лесу одна пела
- «Вдова жила молодая» - эта песня из Карельского края, было много переселённых в Андомской Горе
- «Недозрелую калинушку», «Экой Ваня» пели
 

Репортаж

28.

Два соседа поехали на дырявой лодке, был туман, утонули, нашли их в канун Троицы – одна женщина шла мимо озера и видела, как из озера выныривала женщина с длинными волосами, плескала воду, женщина поняла, что утопшие должны подняться с этого места. Это, наверно, был водяной. На второй день в Троицу в этом же месте подняло тела мужчин.
 

Бывальщина

29.

О представлениях, верованиях:

- у самой сын потонул с двумя мужчинами, через девять месяцев их подняло
- женщина, которая купалась в озере – это был водяной, он может по - всякому показаться.
 

Репортаж

30.

Помоги, хозяин воды,
Подняться моему сыночку и тем,
Которые были с ним, если сможешь

- снач. комм.: когда сын потонул, ей подсказали, что надо взять 10 медных денежек и спустить в ручеёк, она зашла в воду, спустила денежки и сказала
- текст
- комм.: надо три раза плюнуть в водичку, потом сына около ручейка и подняло, вторую женщину нашли в октябре, а третьего не подняло
- текст
- комм.: надо плюнуть через левое плечо три раза в воду, туда, где денежки клал
 

Приговор водяному

31.

О представлениях, верованиях:

- у самой никакого греха нет, с чистой душой придёт «к нему»
- какая-то силушка есть
- с детства под кресты становились, в Пасху на крёстный ход ходили, потом школа перестала пускать
- когда мужа похоронила, пришла цыганка, попросила ведро картошки, за это цыганка отдала серебряные серьги
- свекровь ответила: «Господь сказал: люблю вдову, но только без серёг», сама испугалась, что Господь её не будет любить, серьги больше не трогала
- сама никуда не ходит без Господа Бога
 

Репортаж

32.

О разном:

- росомаха – голова как у кошки, передние ноги короткие, а задние длинные
- Гавда – полуостров, там любили цыгане раскидывать шалаш
 

Репортаж

33.

О престольных праздниках:

- Макария праздновали в д.Носоново, там церковь была
- здесь был Иванов день, праздновали д.Устье и д.Щекино
- молодёжь собирали разные цветы на поле, накануне Иванова дня топили баню и парились цветами, на полях собирали цветочки, делали веники и парились
- слышала, что костры жгли, но сама не видела
 

Репортаж

34.

О воспитании детей:

- кукол сами делали, из глины лепили игрушки, ручки приделывали
- что родители делали, то и дети делали, палочку ставили «стог метали»
- коровушек делали
- куколок шили из тряпочек
- жили 4 брата, у всех по 5 детей, девочки вместе играли, кукол из белой глины лепили, ножки, ручки и голову приделывали, веточки от ольхи ломали, на них насаживали голову, ручки и ножки
 

Репортаж

35.

Чики-чики-та?лочки,
Кто едет на палочке

- снач. комм.: упрядушкой играли, считались
- фр. текста
- комм.: обрядушки – это прятки
 

Считалка

36.

О воспитании детей:

- делали столики, кукол за стол садили, чай пили
- как родители жили, так дети и играли
- коровушек делали, телят, лошадку
- играли до школы, когда стали учиться в школе, стали читать книги
 

Репортаж

37.

О календарных обрядах и праздниках:

- окрутниками ходили в д.Насоново за 2 км.
- сокрутились, чтобы не узнали
- одевались под старушку, под молодёжь
- женщины одевали мужские штаны, шапку
- мальчик надевал юбку, сарафан
- «коня» наряжали – спереди женщина и сзади женщина, голову лошади приделывали
- вставали две женщины, третья ложилась - ноги на одну, голову – на другую клала, накрывали одеялом
- гриву конскую и хвост приделывали
- лошадь приводил «хозяин»
- в Андомской Горе сокрути
?лись, гроб принесли, девушка отца упала в обморок, после этого перестали ходить
- были гармошки, балалайки, молодёжь по деревне с песнями ходила
 

Репортаж

38.

О плясках:

- «Кадрль» плясали, много фигур было
- «Кадр
ль» под балалайку плясали
 

Репортаж

39.

Шумом дождик идёт,
Сомневается девица,
Кто до дому доведёт,
Уж вы сени, мои сени

- напев, продолжение текстом
 

Плясовая

40.

[] о бревно,
Мы щуки
?нцев не любили за одно,
Мы павш
?инцам-то приказывали,
Под порог место указывали.

- напев
- комм.: это деревни стояли
- напев – продолжение
 

Шуточная

41.

О свадебном обряде:

- невесту водили в баню утром, а потом увозили
- если невеста далеко уходила, то в баню могли вести с вечера
- около себя поясок вязали в два рядочка, и в него клали жито, чтобы жизнь велась, неделю держали около себя, не снимали, даже когда с мужем ложились
- клали зёрна жита, 9 зернинок
- поясок одевали на голое тело, а потом сорочку
 

Репортаж

42.

Слава тебе, Господи, Господь
Напоил, накормил земныма благами,
Не забудь меня и небесных

- снач. комм.: когда покушаешь
- комм.: сестра учила
 

Молитва

43.

Слава тебе, Господи, накушалась я,
Спасибо Господу Богу
 

Молитва

44.

Расцвела под окошком
Белоснежная вишня

- снач. комм.: когда поминает маму в её день рождения, поёт теперешнюю песню
 

Авторская

45.

(Во субботу день нена?сной),
Нельзя в поле роботать,
Нельзя в полюшке роботать
Не сборонить, не вспах
?ть

- фр. текста
- комм.: это от старых старушек слышала
 

Лирическая

46.

О похоронно-поминальных обрядах:

- в Череповце са?ван делали – простынь накидывали на плечи, руки свободными оставались, в саване хоронили
- считается, что душа человека «ходит»
- сын потонул, на третий день послышалась, что за воротами стучится, и кричит: «мама», может, когда кончина жизни наступила, он в воду падал, вспомнил маму и крикнул
- не душа ходит, а мысли человека
- сестра пришла и сказала, что видела, как будто сын утонувший домой шёл, а самой послышалось, как будто он кричал: «Мама» и колотился
- одна женщина каждый гроб оплакивала, пока могла, с Устья была женщина
- ночью, перед тем, как тело сына поднялось с воды, приснился сон, как будто сын сказал, что он поедет в Тудозеро к женщине, которая с рыбаками зналась
- сын всё время просил его к отцу похоронить, если рано умрёт
- сын 9 месяцев в воде пролежал
 

Репортаж

47.

- Дома ли кони, дома ли коровы, дома ли овцы? 

- снач. комм.: 6 был Егорий, на этой неделе дети бегали
- текст
- комм.: пересчитывали, надевали колокольчики на грудь
- интонируемый текст
- комм.: детей угощали
- текст
- комм.: дети около избушки бегали, к соседям бегали, собиралось 3-4 человека, это было до колхозов; дети бегали, припевали, приплясывали, хозяйка отвечала: «Спасибо, спасибо, все ещё дома», гостинец выносила, если что-то пекла, бегали 6 числа, до Егория не отпускали скотину
- интонируемый текст
- повтор
- комм.: три группы было – кони, коровы и овцы, больше никого не держали, свиней стали держать после колхозов; бегали в Егорьев день, выпускали скотину после Егорьева дня
 

Выкрик в Егорьев день

48.

О пастушеских обрядах:

- у пастуха было правило - когда пойдут за скотинкой, надо, чтобы хозяйка была в платочке, фартуке, обутке, с голой головой не выбегала хозяйка
- пастух мог нахлестать хозяйку по ногам, если она без платка будет
 

Репортаж

49.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Макария выгоняли коровушек, назывался «праздничек коровий»
 

Репортаж

50.

О представлениях, верованиях:

- какой-то праздник был у соседей в Троицу, песни пели, на второй день у соседей медведь задрал лошадь, в стадо пришёл и задрал именно соседскую корову, так получилось, потому что в Троицу песни пели
 

Репортаж

51.

О пастушеских обрядах:

- раньше коров улицей пастух прогонял
- на ту корову, которая уходила от стада, привязывали колокола
- отпуск
? были у пастухов

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Тудозерский с/с
д. Щекино
18.08.2006

 

Зап.: Щупак Г.Н.,
Митрошкина Н.А.

 
Исп.: Тормозова Анна Яковлевна, 1926 г.р., род. – д.Кузнецово Тудозерского с/с
 

52.

О престольных праздниках:

- в Иванов день ездили на Устье
- «Кадриль» деревенскую ходили
- накануне каждого праздника ходят в баню, грязь смывали, чтобы на праздник были чистыми

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Тудозерский с/с
д. Щекино
18.08.2006

 

Зап.: Щупак Г.Н.,
Митрошкина Н.А.

 
Исп.: Хватов Иван Иванович, 1932 г.р., род. – д.Ряпсино Спировский с/с

Хватова Ольга Петровна, 1929 г.р., род. – д.Мелькино (с № 63)

 

53.

В том в саду при долине
Громко пел соловей,
А я мальчик на чужбине
Позабыт от людей

- напев
 

Поздняя лирическая

54.

Ком?аринский мужик,
Раском
?аринский, комаринский

- фр. текста
 

Плясовая

55.

О престольных праздниках:

- в д.Мелькино праздновали Успеньёв день (28 августа), Николу (второй выходной зимой)
- Большую Николу (19 декабря) праздновали в д.Остров
- в д.Мелькино праздновали второй выходной декабря – Маленького Николу
- варили деревенскую брагу
- собирали вечера
- играли на гармошке, «Кадриль деревенскую» плясали, танцы: «Вальс», «Фокстрот», «Русского», «Цыганочку»
- много народу собиралось
- праздник начинали вечером, гости к вечеру приходили и второй день гуляли
- игрища были, плясали прямо на деревне
- игрища устраивали в избе-читальне и прямо в деревне
- молодые и пожилые ходили по деревне с частушками
 

Репортаж

56.

О музыкальных инструментах и игроках:

- с гармонистами было трудно, один гармонист был
- в основном танцевали под гармошку, были балалайке, гитары
- женщины стали играть на гармошках после войны
- были хромки – 25 Х 25, потом пошли баяны
- брат играл на гармони, потом отец гармонь продал
- были самодельные гармони
- Кирилловские гармони хвалят
- в бригаде рыбаков была гармонь 25 Х 25, вечером плясали, песни пели
 

Репортаж

57.

Эх, Дубинушка, ухнем!
Ещё ухнем!

- фр. текста
- комм.: это пели, когда баржи таскали
- фр. текста
- комм.: баржи строили, лес тащи и эту песню пели, чтобы дружнее было, один командовал
- текст
- комм.: дружно дерево тянули
 

Трудовая припевка

58.

Во солд?атушки, ребятушки

- снач. комм.: сам частушки на ходу сочинял
- фр. текста
 

Частушка

59.

О пастушеских обрядах:

- пастухи делали рожок, чтобы утром пройти по деревне, сыграть, чтобы все хозяйки выгоняли коров
- рожок – деревянная трубочка, оббитая берестой, в трубочке были дырочки
- пастух пас с отпуском, обходил коров в первый день и больше не волнуется о них, отдыхает
- отпуск был разный – либо животным рассчитаться, или ягод не есть или с хозяйкой не спать, кто какой отпуск брал
- некоторые пастухи животным расплачивались – во время пастьбы Лесовой брал самую лучшую животину
- отпуск пастух брал у кого-то, в д.Насоново старик отпуск писал, велел куда-то положить этот отпуск – под Кудрину (дерево, сваленное грозой)
- пастуху надо было запомнить, куда он клал отпуск, чтобы осенью, когда закончит пасти, его снять, если не снимет, то были случаи, что «замучают»
- старичок пастуху объяснял, что надо сделать
- в первый день пастух обходил всё стадо, выпускали в воскресенье, четверг, во вторник
- обходил коров, чтобы они ходили кучно
- пастух утром коров выпускал и уходил, вечером выходил, играл на рожке и коровы все, одна за одной шли, какая-то есть сила
 

Репортаж

60.

Без Бога не до порога,
А с Богом хоть за море

- снач. комм.: в Бога не верим, а Бог есть
- комм.: если ты поехал и перекрестился, то и за морем тебя Бог спасёт
 

Поговорка

61.

О религиозной вере:

- бывало, что чуть не тонули, говорили: «Господи, спаси нас!» и погода сразу менялась
 

Репортаж

62.

О ремёслах, помыслах:

- рыболовство:
- сами сети и орудия лова делают
- полотно раньше вязали, теперь покупают сети, а насаживают и р
?мят сами, всей собираются бригадой и шьют, бригадой рыбачат
- раньше для себя сети сами вязали зимой, хозяйка лён прядёт, а муж сети вяжет
 

Репортаж

63.

О календарных обрядах и праздниках:

- за столом пили вино, потом плясали
- Иванский веник ломали, бросали в озеро
- веник делали из берёзы, куда веник комлём упадёт, туда и замуж выйдешь
 

Репортаж

64.

О свадебном обряде:

- старушки причитали
 

Репортаж

65.

Суженый  - богоря?женный,
Приходи ко мне ключа просить

- снач. комм.: сама в Святки под подушку замок клала и мужа выглядела
- комм.: ключ от замка под подушку клали, муж приснился, три года с мужем дружила
 

Приговор при гадании

66.

Эх! Дубинушка, ухнем!

- снач. комм.: гонки по озеру гоняли, пели
- фр. текста
 

Трудовая припевка

67.

О воспитании детей:

- сами из тряпья игрушки шили
- посудину сломают - становится игрушкой – «это наша бобка»
 

Репортаж

68.

О песнях:

- «Экой Ваня» папа пел
- «Суковатое девятое бревно» (поёт Митрошкина Н.А.)
 

Репортаж

69.

Дождик, дождик, поливай!

- фр. текста 

Закличка

         

Конец записи.
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298