|
|
Зап.: Самойлова
Е.В.,
Кулиганов В.А. |
Исп.: Генералова Мария Трифоновна, 1925 г.р, род. – г.Кропоткин
(Кубань)
(здесь живёт с 1949 г.)
|
|
О календарных обрядах и праздниках:
- качели ставили на
Троицу у клуба, четыре качали ставили, отец рассказывал, круговая
качель была
|
Репортаж |
|
Я одену бело платье,
Надевай, подружка, ты
[нрзбр.]
А мы скажем, что не ты
- текст
|
Частушка |
|
Я одену бело платье,
Белоё, прибелоё,
Я такого ухажера
Из бумаги сделаю
- комм.: так на
качели пели
|
Частушка |
|
Я одену бело платье,
Бело платье не наряд,
Как одену голубое,
Завидуют все, глядят
|
Частушка |
|
О музыкальных инструментах:
- сама на ложках
играет, сама научилась, папа играл на балалайке, брат – на гитаре
|
Репортаж |
|
О полевых работах:
- лён руками
теребили, вязали, в бабки ставили
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- на Троицу берёзки
приносили в дом, хозяин приносил берёзку, ставил на улице до ворот,
под окна
|
Репортаж |
|
Скоро, скоро Троица
Земля травой покроется,
Скоро миленький приедет,
Сердце успокоится
|
Частушка |
|
Гляди, миленький, на небо,
А потом и на меня,
Как на небе тучи ходят,
Так в сердечке у меня
|
Частушка |
|
Скоро, скоро Троица
Земля травой покроется,
Скоро миленький приедет,
Сердце успокоится
|
Частушка |
|
Скоро, скоро, я уеду,
Скоро утки поплывут,
Скоро милого не станет,
Завтра в армию возьмут
|
Частушка |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- до Троицы берёзку
не рвали
- веточки берёзки, когда они высохнут, сжигали в печи
|
Репортаж |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- в Троицкую
субботу ходят на кладбище
- вторая Пасха – Красная Горка, яйца красили, это прощание, отдание
Пасхи, проводы
- Пасха и Красная Горка – в воскресенье
- гулянья были, вечером гуляли
|
Репортаж |
|
Прокатилось
Времечко весёлоё,
А тепере наступило
Самое тяжёлоё
- текст
|
Частушка |
|
Где те лунные ночи,
Где так пел соловей,
Где те карие очи,
А кто их ласкает теперь
|
Поздняя лирическая |
Сокольский р-н,
Архангельский с/с
с. Архангельское
31.01.2007 |
|
Зап.: Самойлова
Е.В.,
Кулиганов В.А. |
Исп.: Еремеев Анатолий Аркадьевич, 1920 г.р., зд.
|
|
О календарных обрядах и праздниках:
Масленица:
- сбрую чистили до блеска, чтобы на солнце зайчики играли, чёрная
дуга была
- в каждом доме были для молодёжи куплены сани – скочки?
- железные чёрные, отделаны бархатом, выездная сбруя, откормленные
лошади
- молодёжь к 10-11 часам собиралась в Село
- кавалер с барышней катались, впереди облучок ездока
- с деревни по 5-6 пар приезжали, собирались все в Село и
устраивались катки, по селу проезжали, спускались с горы по реке
Бохтюге, с другой стороны заезжали в село
- устраивали гонки на лучшую лошадь, на приз, у кого лошадь
выносливее и чья быстрее бегает
- сначала устраивали соревнования, заезд, потом свободно катались
- начинались катки с 10 часов, заканчивались в 6 вечера
- собирались со всей Вохтоги не только молодёжь, но и пожилые
- женщины ходили смотреть, как их дочь выглядит в Масленицу, как
кавалер на лошадке показывает свою удаль
- Масленицу справляли до 1930 года, в 1929 году образовался колхоз,
ещё один год из колхоза ездили на катания, потом всё прекратилось
- в Советский период на Масленицу посреди деревни ставили столб,
предмет какой-нибудь весили на верх, и забирались по столбу, чтобы
снять приз, это уже совсем другая Масленица
- огонь жгли на проводы Масленицы, это было в старину
Святки:
- крестьяне всё прибирали, всё убирали в сарайки, чтобы на улицу не
было видно, иначе в ночное время молодёжь и подростки ночью собирали
всё что лежало на улице, во дворе – дровни с дровами
- если не прибрали, то молодёжь стаскивали всё в одну кучу, делали
большой стог, потом каждый хозяин находил своё в куче и увозил домой
- в д.Брязгино хозяин приехал с брёвнами (по 9 метров), лошадь
выпряг, а брёвна не сложил, парни взяли дровни с брёвнами и
отпустили под гору в прорубь, оглобли связали, кверху поставили,
мужик потом ходил к ребятам, просил их стащить на место, за это
водку купил – выкупил брёвна
- это всё было в Святки около Рождества
- ряжеными ходили днями, не вечерами, девушки и парни с гармошками,
в вышитых нарядах ходили
- кто-то для смеха делал наряд, это называлось «ряженым ходить»,
ходили по населённым пунктам
- обычно парни ходили в ту деревню, в тот дом, где его суженая
живёт, народ собирался из деревни смотреть, ряженые плясали, потом
шли в другую деревню, в тот дом, где у девушки парень живёт
- за день обходили по 5 деревень, в каждой деревне надо было
поплясать, повеселиться
- ходили ряжеными и девушки и парни вместе
- маскировались – делали сами маски, чтобы скрыть лицо, чтобы не
узнали, наряжались Бабой Ягой, шубу выворачивали мехов наружу
- некоторые ходили в хороших нарядах, а некоторые – для смеха
- ряженые ходили днём, уходили на целый день
- был период 1-2 недели, когда можно ряженым ходить
Крещенье:
- на Бохтюге за Селом вырубали прорубь, воду священники святили
крестом, но не купались, едали прорубь между Селом и д.Тупицино
всегда в одном месте
|
Репортаж |
|
О ярмарках:
- ярмарка была
осенью – в сентябре, после уборки урожая
- делали ярмарку в Селе за церковью внизу
- выставляли породистый хороший скот, ручные изделия – деревянный
велосипед, ручной из дерева, зонт деревянный
- привозили на ярмарку выращенный урожай – свеклу, брюкву, капусту,
наиболее массивную, за то, кто лучшие товары представит, давали
призы давали
- коновязи были – можно было привезённый скот привязать
- молодёжь ходила гулять на ярмарку
- первый трактор появился в 1926 году, народ встречал его, потом
выехал на поле и показал, как пашет
- ярмарки были до коллективизации, до 1930 года
|
Репортаж |
|
Об истории края:
- Село было богатое
и привлекательное
- было много культурных мероприятий
- широкая Бохтюга славилась
|
Репортаж |
Сокольский р-н,
Архангельский с/с
д. Семёнково
1.02.2007 |
|
Зап.: Самойлова
Е.В.,
Кулиганов В.А. |
Исп.: Щапкова Ольга Осиповна, 1922 г.р., зд.
Радов Сергей Васильевич, 1929 г.р., род. – д.Савкино (с №26)
|
|
О календарных обрядах и праздниках:
- в деревне
праздновали Тихвинскую, была часовня
- часовню после войны сломали
Пасха:
- все ходили в часовню молиться
- на большие праздники ходили в церковь
- священник по домам ходил в Пасху, молился, все стояли, тоже
молились
- священника угощали пирогами своими
- священник освящал зерно летом, ходили по полям, священник святил,
потом шёл по огородам по всей деревне
- батюшко обходил и дома и огороды
|
Репортаж |
|
О жатвенных обрядах:
- когда жали,
снопик приносил домой
- батюшко в доме всё святил и на сарае
- последний сноп приносили, приглашали батюшку, он молился, освящал
сноп, этот сноп подавали коровам
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- в первую грозу
катались по земле и детей посылали кататься
- надо ровно перекатываться, кругом
Святки:
- с третьего дня ходили ряжеными по деревням, кто как окутывался
- молоденькие наряжались нарядно, а те, кто постарше, наряжались
посмешнее
- молодые красиво наряжались, т.к. там женихи на них смотрели, к
женихам ходили плясать
- сама на Озёрко за 7-8 км. ходила, там жених жил
- с гармошкой ходили в деревню, шли и девушки и парни, ходили в тот
дом, где у девушки был ухажёр, потом в другую деревню, к другому
ухажёру
- про парня песни пели
- парни к невестам ходили в дом, к самой ходили
|
Репортаж |
|
О беседах:
- на посиденки
собирались, приходили к девушкам кавалеры
- собирались с кружевами только плести, а на посиденки собирались
плясать
- парни приходили только по воскресеньям
- в Святки можно каждый день ходить
- ко всем девушкам на посиденки по очереди ходили
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- ряжеными ходили
вечером, днём работали, если далеко ходили, то выходили раньше
- смешные ряженые выходили плясать, дурить, сажей мазались
- шляпу надевали, кушак
- смешные закрывали лица
- ходили вместе ряженые и красивые, и смешные, сначала красивые
плясали, потом смешные начинали чудить
- был один гармонист в деревне, у него была большая гармошка
|
Репортаж |
|
О плясках:
- плясали на
посиденках парень с девушкой
- на 4 пары плясали
- «Боровецкую» плясали
- «Семёнковская» - пляска д.Семёнково, плясали хоть на сколько пар
- девка с девушкой могли плясать, могли 4 девки и 4 парня,
кружились, девушки пели: «Задушевная подружка», парни свои песни
пели
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
Святки:
- девушки гадали, на кресты ходили, смотрели, куда упадут, туда и
замуж выйдут, завязывались, чтобы не видно было, кружились и падали
- ряжеными ходили девушки, упевали своих кавалеров песнями, плясали,
наряжались в ленты, воротушки, фартуки, это красивые
- девушки приходили в деревню, если есть дружок, то пели ему: «Дроля
мой»
- парни наряжались, лицо закрывали, шубу выворачивали
- ряженые ходили со своим гармонистом, ходили по всем деревням в
округе до 5 км.
- когда ряженые приходили, вся деревня собиралась смотреть
|
Репортаж |
|
Супостаточка моя,
Ты не ладно сделала
- снач. комм.: если дружок изменил девушке, то переб?йщице
пели
- фр. текста
- комм.: пели про парней и про девушек
|
Частушка |
|
Об отношениях молодёжи:
- парень девушку
провожал с посиденки
- если девушке нравится парень, а ей самой не сказать, то она
наказывала подружке, та приглашала парня с девушкой погулять
- больше девушки наваливали себя парням
- редко было так, что парень с девушкой годами гуляли; чаще парни
шли в одну деревню на посид?нку, там девушку провожали, в другой деревне - другую
|
Репортаж |
|
Об играх:
- садились на стул
спинами, если оба повернутся, то поцелуются, а если в разные стороны
повернутся, то не поцелуются
- кому хотелось поцеловаться, старались подтолкнуть девушку, чтобы в
одну сторону повернуться
- боевая девушка вела эту игру
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
Святки:
- ряженые ходили днём, смешные и красивые ряженые ходили вместе
- ходили ряженые, просили погадать, стукались
Крещенье:
- девушки снаряжались в самые хорошие шубы, шапочки, кто побогаче,
парни приезжали на лошадях, на скочках – санках, парни садили своих
девчат и катали по кругу, от деревни в деревню
- если девушка что-то парню сделала, то он мог пригласить её
покататься, увезти куда-нибудь и высадить, потом она в шубе сама шла
- батюшка крестик отпускал, в речке воду святил, потом воду набирали
Масленица:
- в Масленицу тоже девок катали
- марали лицо, подбегали, тряпкой с сажей мазали
Троица:
- яйца катали, делали ровный круг, дёрн снимали, песок клали, лоток
делали – кору сушили
- собирались все мужчины, женщины приходили смотреть, брали с собой
по 10-20 яиц
- сначала договаривались о цене – по сколько яиц спускать сначала,
потом начинали катать, если кокнет яйцо, то забирает его себе
- тот, кто прокатывал все яйца, покупал у других за деньги, и деньги
ещё проигрывал
- сначала было просто накатано по 3-4 яйца, а потом начинали
выбивать
- если отпустил яйцо и оно чьё-нибудь задело, то забирали себе оба
- чем больше яиц накопится, тем больше выиграешь |
Репортаж |
|
|
|
|
|