Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2005-4 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 216 |
|
|
|||
|
|
199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | > 299 |
219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | |
229 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | |
259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | |
279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 |
Вологодская область, Белозерский район, Гулинский с/с д. Кема 20.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н.
|
Исп.: Колюшкина Мария Ивановна, 1918 г.р., род. - д. ???
Непина Анна Ивановна, 1922 г.р., род. - д. ???
Захарова Зоя Кирилловна, 1931 г.р., род. - зд.
01 |
- в Рождество дети обходили с «каледой» все дома, а потом собирались в доме Захаровой и пили чай - ходили «кудесам» (Захарова)
|
Репортаж |
|
02 |
- снач. комм.: под окном спрашивали судьбу (Захарова)
|
Выкрик на гадание |
|
03 |
- у конюшни слушали, если лошадь фыркнет, значит в этом году девушка замуж выйдет (Захарова)
|
Репортаж |
|
04 |
Приходи печку топить Да миня гледить
- снач. комм.: в открытое подполье бросали дрова и кричали (Захарова)
|
Выкрик на гадание |
|
05 |
Ты куда поплывёшь – Там и век проживешь
- снач. комм.: в блюдо наливали воды и пускали плавать чашку - повтор - комм.: на краях блюда были написаны названия деревень (Захарова)
|
Приговор на гадание |
|
06 |
Цветики степные,
И о чем звените вы,
- текст (Захарова)
|
Песня лит. происхождения |
|
07 |
По-ударному идёт, Ходит заветный, в трубку курит, Рожка на поле гниёт
Рожка на поле гниёт, Обратно ряду не даёт, Бригадиры не большие, Без ево обрать не смили
- текст (Захарова)
|
Частушки |
|
08 |
- причетам учила причетальница (Захарова)
|
Репортаж |
|
09 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- на кладбище иногда причитают - причеты похожи по напеву на свадебные, но унылые и слова другие (Захарова)
|
Репортаж |
|
10 |
Мне и севодня, да ден(и) севодня, Мне и севодня, да ночка тёмная, Мне не спалася, да не дремалася, Уж я собералась, да сиротиночка (сюжет «пораздуйтесь ветры буйные»)
- снач. комм.: сама причитает, когда приходит на могилы родителей - комм.: причитать научила пожилая женщина из Череповца - на 40 день причитала так же (Захарова)
|
Поминальное причитание |
|
11 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- в 40 день душу приглашали с кладбища домой, а потом провожали - раньше провожали с причетами, а теперь просто выносят на улицу блюдце с угощением для покойного - до 40 дня душа домой ходит, а потом уходит - самой покойники о себе не напоминали, только однажды приснился сон, в котором стучалась в двери, на крыльцо вышла мать а крючок закрылся и обе остались на крыльце, после этого сама тяжело заболела
(Захарова)
|
Репортаж |
|
12 |
Выгляни в окошко
- комм.: дети кричали и что-нибудь бросали (Захарова)
|
Выкрик |
|
13 |
И гармошку – от души, Говорила гармонисту, Не губи моей души
- текст - комм.: в поле пели так же, только продолжительней - в лесу не пели
|
Частушка |
|
14 |
- после того, как невесту сосватают, она жила в доме родителей - невеста с подругами готовили приданое - иногда девушки уходили без разрешения родителей – «самоходкой», а потом все равно делали свадьбу
|
Репортаж |
|
15 |
- комм.: на работе, чтобы что-то сделать разом пели песни, а потом припевали (Колюшкина)
|
Трудовая припевка |
|
16 |
Ставила по одному Милый сделает изменушку, А жалко самому
- текст - снач. комм.: на жатве пели «под работу» (Колюшкина)
|
Частушка |
|
Вологодская область, Белозерский район, Гулинский с/с д. Рябово 20.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Филиппова Александра Петровна, 1929 г.р., род. - зд.
17 |
|
Репортаж |
18 |
- сама выходила замуж «по-старинному» и детей так же отдавала - некоторые девушки перед свадьбой делали девишник ,на котором невеста плакала, а рядом с ней сидела причитальница и причитала, вокруг них сидели подружки
|
Репортаж |
19 |
- фр. текста - снач. комм.: подружки выходили на улицу и приглашали невесту в баню
|
Свадебная |
20 |
- после бани девушки плясали «ланчик», а невеста их разгоняла - после пляски приезжал жених - у одной девушки жених служил в Германии и привез оттуда ковер, который подарил невесте на давишнике - жених увозил невесту, а на другой день праздновали свадьбу в его доме - следующий день гуляли в доме жениха - девушки пели песню про баню, но на самом деле невеста в баню не ходила, а просто сидела и плакала
|
Репортаж |
21 |
Дак наплачешься за столбом
- снач. комм.: раньше так говорили о свадьбе
|
Пословица |
22 |
- на свадьбе причетов не было - на девишнике девушки сидели вокруг невесты, помогали причетальнице, а потом становились в «ланчик» - причитали всегда одни и те же слова, благодарили - когда разгоняли «ланчик», то невеста ходила, плакала, а причетальница сидела на лавке и причитала словами - в конце девишника за невестой приезжал жених и уводил ее в дом к родителям - девишник проходил не в доме невесты, а в другом - накануне свадьбы невеста и жени спали вместе - жениху на девишнике пели какую-то песню - первый день свадьбы гуляли в доме жениха, а второй – у невесты - на свадьбе веселились, пели, плясали под гармонь - иногда парень уводил девушку «самоходкой» – без согласия родителей - 3 ночи девушка ночевала в доме парня, а потом делали «отводы» – девушку возвращали домой и договаривались о свадьбе - до свадьбы невеста жила дома - на «отводы» жених приходил вместе со своими родителями - причитали только на девишнике, на свадьбе не причитали
|
Репортаж |
23 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- когда умирал человек – причитали, но не так, как на девишнике
|
Репортаж |
24 |
- с Николы зимнего начинались Святки, и продолжались до Крещения
|
Репортаж |
25 |
Накануне Рождества, Вот шли прошли робята-калядошники
- фр. текста
|
Колядка |
26 |
Накануне Рождества, Вот шли прошли робята-калядошники
- фр. текста - комм.: такой песне учила мать
|
Колядка |
27 |
- фр. текста - снач. комм.: парни и девки ходили отдельно – «свой хоровод» - комм.: приходили под окна и пели - могли зайти в дом и попросить чего-нибудь
|
Колядка |
|
28 |
- в Святки ходили «кудесам», закрывали лица, чтобы было не узнать - «кудеса» приходили на беседу и плясали молча
|
Репортаж |
|
29 |
Дубинушка, сама пойдёт, сама пойдёт
- фр. текста - комм.: раньше пели такую песню
|
Трудовая припевка |
|
30 |
- в Масленицу катались на конях - на Пасху весили в овине «качулю» и качались
|
Репортаж |
|
31 |
На миня и на людей, На миня поменьше, На людей побольше
|
Закличка на дождь |
|
32 |
Всех с роботы угони
|
Закличка на дождь |
|
33 |
Всех с роботы угони
- снач. комм.: когда долго не было дождя - кричали
|
Закличка на дождь |
|
34 |
- фр. текста
|
Закличка на дождь |
|
Вологодская область, Белозерский район, Антушевский с/с д. Березово 21.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Мухина Александра Ивановна, 1920 г.р., род. - д. Старое Село
35 |
- в разных деревнях были разные праздники, которые распределялись по приходам - в д. Антушево – Введеньё, в других деревнях – другие праздники - у каждого прихода была своя церковь, но могли ходить в церковь и из других приходов - на праздники приходили гости из других приходов - в д. Березово праздновали Успеньё, в Старом селе – Смоленская, в Каспине – Заговенье, в Перховте и Пальцеве – Пречистая - на праздники собиралась родня, в гости к родственникам на праздники ходить нужно обязательно - на Масленицу катались на лошадях, девушек катали парни - на лошадях катались целую неделю - зятья ездили в гости к теще - самые большие церковные службу - Пасха, Троица и Благовещенье – так говорила бабушка - Пасху праздновали везде, гости собирались после службы в церкви, отдыхали, а потом садились за стол - в Пасху по домам ходили с крестом, хозяева на стол стелили скатерть, выставляли угощение, каравай хлеба - на Пасху весили качели, качались - 6 мая – Егорий – праздновали в д. Росстани
|
Репортаж |
|
36 |
- в Егория выгоняли скотину, для того чтобы она хорошо ходила, хозяин обходил с караваем, свечкой и вербушкой и церковной просвиркой всю скотину, при этом произносил молитву - обходили скотину не на улице, а на дворе
|
Репортаж |
|
37 |
Егорий Милостоливый,
Спасите скотинку милую на лето красное - снач. комм.: когда хозяин обходил скотину, то он называл животных не по именам, а по масти - комм.: обходили по солнцу
|
Приговор на обход скотины |
|
38 |
- пастух обходил все стадо после того, как каждый хозяин обойдет свою скотину дома - после обхода скотина хорошо ходила, и ничего с ней не случалось - пастух просил хозяина сохранить скотину - пастух брал какой-то «огород»
|
Репортаж |
|
39 |
Хозяюшка-матушка, Примите милово живота, Кормите, любите, ласкайте и поите
- снач. комм.: на дворе есть хозяин, когда появляется новая животина, то у него нужно попросить за нее - комм.: после этих слов нужно поклониться в 4 угла и тогда хозяин скотину будет любить - если попросить хозяина, то скотинка будет здорова - просят хозяина, когда народится или появится новая скотина на дворе
|
Приговор дворовому хозяину |
|
40 |
- раньше последний сноп приносили домой, а потом им закармливали скотинку, когда заставали ее на зиму на двор
|
Репортаж |
|
41 |
Накануне Рождества,
- фр. текста - снач. комм.: ходили в Святки - комм.: с такими словами ходили дети
|
Колядка |
|
Вологодская область, Белозерский район, Антушевский с/с д. Березово 21.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Глыбина Лидия Ивановна, 1929 г.р., род. - д. ???
42 |
- раньше теплиц не было, огурцы и помидоры сажали прямо на гряды - когда солили огурцы, то их не ошпаривали кипятком, а клали в рассол в деревянные кадушки - чтобы узнать качество рассола, в него опускали сырое яйцо, если яйцо плавает, то соли достаточно, а если тонет, то соли мало - раньше у всех были свои огороды - выращивали брюкву, которую потом парили и хранили в кадушках - брюкву и капусту заливали квасом и ели с картошкой - в праздники пекли пироги, делали каши и кисели - кисели были разные: клюквенный, овсяный, ржаной, который ели с суслом - в пироги рыбу запекали целиком, иногда с головой - рыбу ели вилками прямо из пирога - раньше рыбы было много - на праздники уху варили редко, чаще рыбу жарили - когда делали «сушшик», то отрезали голову и потроха, чтобы рыба не была горькой - раньше все готовили в печке, на 1-2 дня - вечером могли готовить в маленькой печке «столбянке» - на завтрак могли подавать уху, кашу или кисель
|
Репортаж |
43 |
О сельскохозяйственных работах:
- молотить вставали в 3 часа утра - после молотьбы женщины шли жать, а мужчины оставались в овине веять зерно - маленькие дети пасли скотину, во время сенокоса сушили сено, потом, когда его свозили на сеновалы – стояли и утаптывали - в огороде пололи сорняки - к труду приучали с малолетства
|
Репортаж |
44 |
- в летние праздники молодежь собиралась вместе и гуляла
|
Репортаж |
|
|
199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | > 299 |
219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | |
229 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | |
259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | |
279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 |