Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2005-4 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 237

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Енинский с/с
п. Белый Ручей
18.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Макеева Антонина Николаевна, 1934 г.р., род. - д. Китова Горка Раменского с\с (ныне Енинский с\с) 

01

О календарных обрядах:

- жали серпами; жать надо правой рукой, а сама жала левой
- первой жали рожь, последним – овес, потом дергали лён и копали картошку
 

Репортаж

02

О пище:

- когда нажинали первый овин ржи, в колхозе давали зерно из которого пекли лепешку или варили кашу
- в голодные годы ели «куколки», крапиву
- изо ржи варили кашу «загусту» с ягодной подливой
- раньше варили ржаной кисель, который ели с пивным суслом
 

Репортаж

03.

О календарных обрядах:

ТРОИЦА
- ходили на кладбище
- ставили под окна березки
- красили яйца, мужчины собирались в группы и играли в яйца
ПАСХА
- Пасху праздновали везде, красили яйца, пекли пироги, «паску»
- «паску» мать украшала узорами из теста
- за 3 километра была церковь, которую хотели переделать
- в деревне жила «богомолка» с 2 дочерьми, накануне Пасхи к ней приходили дети, она им читала Библию до полуночи, а в полночь прекращала чтение, брала решето яиц и шла вокруг дома  с возгласом: «Исус Христос прилител»
 - женщины топили ночью печи и пекли пироги
 

Репортаж

04

Исус Христос прилетел с небес
Воистиный воскрес

- комм.: так кричала богомолка, а дети ей отвечали
 

Выкрик на Пасху

05

О календарных обрядах:

МАСЛЕНИЦА
- праздновали Масленицу, пекли блины, ходили друг к другу в гости
- раньше на Масленицу ничего не жгли
- маленьких детей катали на лошадях
 

Репортаж

06

Мы с товаркой с уговору
Теребили в поле лён,
Теребили, говорили
Доле замуж не пойдём
(напев жнивной)

- снач. комм.: раньше женщины пели во время жатвы ,могли петь во время уборки льна
 

Частушка

07

Задушевная подруга,
Из-за озера любой,
С
?мой бойкой лиходеечке
Иду на перебой
(напев жнивной)
 

Частушка

08

Задушевная подруга,
Из-за озера идут,
Развиваютца куделечки,
И мой залётка тут
(напев жнивной)
 

Частушка

09

В поле-полюшко не хаживать,
Малины не едать,
Боле с дролечкой не гуливать
И дома не бывать
(напев жнивной)
 

Частушка

10

А не пиши, залётка писем,
Не марай карандаша,
Се равно читать не буду,
Не учёна девушка
(напев жнивной)
 

Частушка

11

А не пиши, залётка писем,
Не пиши и не пиши,
А я не с кем гулять не буду
Мои годы не ушли
 

Частушка

12

|…| лада милая,
От миня да сиротиночки,
Ты оставил миня горькую
Да горюшиночку

- текст
- напев

 

Похоронное причитание

Вологодская область,
Белозерский район,
Гулинский с/с
д. Лундино
19.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Цветков Константин Александрович, 1926 г.р., род. - х. Митькин Агашинского с\с
Цветкова Лидия Васильевна, 1928 г.р., род. – Нюксенский р-н Брусноволоцкий с\с
 

13

О календарных обрядах:

- в округе была Родионьевская церковь; 11 октября праздновали Родионьев день, первый день гуляли в д. Трунино ,на второй день – в д. Орлово, на праздник приходила вся округа
- праздники сохранялись до 60-х годов
- праздновали 10-ю пятницу
- эти праздники праздновали старшие поколения, варили пиво
- в 60-е годы праздники стали запрещать
- на гуляньях ходили «ланчика» на 4, 6, 8 пар; первыми выходили парни, потом девушки
- парни учились плясать в овине, сначала смотрели, как пляшут взрослые, а потом пытались повторить сами
- многие парни умели дробить, сам раньше дробил
- плясали «берёзку», «арх
?ночку» (Лид. Вас.)
- в «ланчике» была фигура «перебор»
- «арханочку» плясали по 6 человек – по 3 в ряд (Лид. Вас.)
- плясали «оттоп», ходила одна пара ,потом парень приглашал другого парня, а девушка оттопывала, когда плясали – дробили
БЕСЕДЫ
- если на беседе девушка не поплясала – никто не пригласил, то про девушку говорили: «карягу понесла»
- на беседах играли в игры: парень и девушка по команде поворачивались, если повернулись в одну сторону, то целовались (К. А.)
- играли «ремешком»: парень хлопал девушку по спине, бросал ремень и убегал, начинала водить девушка (Л. В.)
- когда парень с девушкой садились целоваться, то сначала садился парень, а к нему подсаживалась девушка, если поворачивались в разные стороны, то девушка убегала и садилась другая; эта игра как-то называлась, но сам не помнит
- позднее в молодости танцевали вальсы и танго
- на беседы собирались в один дом, к одинокой старушке; девушки мыли пол в этом доме, а парни привозили хозяйке дров
- беседы были вечером
- если девушки собирались без парней, то приходили с работой, с прялками, с вязанием
СВЯТКИ, РЯЖЕНЫЕ
- в Святки ходили «кудесам», парни наряжались девушками, а девушки - парнями
- «кудеса» приходили в дома и плясали, лица закрывали, чтобы никто не узнал
- «кудесам» ходили до Крещения
- могли нарядиться «лошадью» или «медведем»
- «лошадью» наряжались двое, морду делали из картона, «лошадь» приходила на беседу и плясала
- могли вывернуть шубу, наряжались «волком», «медведем», «овцой»
- ряженый «медведем» мог валять девушек по полу
- парень мазал шапку сажей, а потом предлагал девушкам что-нибудь у себя спрятать, после чего «обнюхивал», пачкая при этом сажей
- в Святки замораживали двери – натаскивали снег и заливали его водой
- сам однажды во всех домах припер ворота дровнями
 

Репортаж

14

Каледа, ты, каледа,
Невеличка шла,
Дайте каледе
Потешица, порежица

- фр. текст
(Л. В.)
 

Колядка

15

Каледа, ты, каледа,
Невеличка шла,
Дайте лучинки
На новый год,
Потешица, порежица

- текст
 

Колядка

16

О календарных обрядах:

МАСЛЕНИЦА
- взрослые мужчины устраивали гонки на лошадях по льду озера
- дети и подростки катались с горы на конских санях
- на горе жгли костер, дрова для которого собирали в лесу
- через костер могли прыгать
- летом жгли костры и возле них сидели, пели частушки под гармонь
- весной, как только стаивал снег, молодежь собиралась не в домах, а на берегу озера у костра 
ЖАТВА
- первой начинали жать рожь ,из свежей ржи мололи муку и пекли «пряженники», варили кашу «повалиху»
- раньше, когда был убран весь урожай, делали колхозный праздник
- женщины приносили домой последний сноп ржи, пшеницы, льна
ПАСХА
- на Пасху красили яйца, пекли специальный пирог «паску»
- молодежь катала яйца
- до 30-х годов по деревням ходил священник
- накануне Пасхи есть великий четверг
- в Вербное воскресенье приносили домой ветки вербы, сам так и сейчас делает – ставит вербу дома и в хлеву
- есть примета: если на Великий четверг заморозки, то 40 дней будут заморозки
- в страстную субботу что-то нельзя делать
- в Духов день нельзя в земле копаться
- в Троицу поминают родителей
 

Репортаж

17

О свадебном обряде:

- раньше накануне свадьбы был девишник, невеста весь вечер плакала, а на второй день была свадьба
- девишник проходил во второй половине дня, там собирались одни женщины
- после того, как невесту просватали, она жила до свадьбы в доме жениха
- иногда девушки уходили «самоходкой», когда родители не разрешали выходить замуж
- у самого сестра ушла самоходкой
- если девушка уходила самовольно, то потом все равно играли свадьбу
- был случай, когда девушка ушла «самоходкой», прожила 3 дня и ушла, а потом вышла замуж за другого парня
- сам сватал девушку для своего друга
 

Репортаж

18

О пастушеских обрядах:

- в детстве был подпаском, научился играть на барабанке, даже песни под нее пел
- у одного пастуха была дудка, на звук которой коровы собирались в одном месте, у этого пастуха был «огород», который помогал пасти коров
- у другого пастуха тоже был огород, и у него ни одна корова не пропала
- старый пастух делал дудку из дерева, с одной стороны вставлял свисток, а с другой – трубу, сделанную из лыка; когда играла такая дудка, звук разносился далеко
- пастух эту дудку никому не давал
- труба на дудке была берестяная
 

Репортаж

19

О музыкальных инструментах:

- раньше играли на балалайках, гармонях хромках, у одного старика была «вятка»
- на гуляньях играли на барабане (бубне), вокруг которого были бубенцы, в этот барабан играли вместе с гармонью
- играли на барабане кулаком, локтем, коленом; в д. Орлово был игрок Карп Павлович Кузнецов

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Гулинский с/с
д. Орлово
19.08.05.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Кузнецова Мария Андреевна, 1915 г.р., род. – зд. 

20

О свадебном обряде:

- накануне свадьбы был девишник, на котором невеста плакала, а родственники и женихи дарили ей подарки
- девишник начинался утром
- утром второго дня невеста провожала «красну красоту», при этом она плакала
- «красну красоту» невеста держала в руке, ходила по полу и плакала
- «кра
сота» была на проволоке, с красивыми цветами – в виде короны
- после прощания невесту везли венчаться в церковь
- «кра
соту» прибирала мать
- невесту подруги выводили к жениху под руки
 

Репортаж

21

Красно краснота,
Родная матушка,
Я теперь не приеду в свой дом родной,
К своему да заслужаному

- фр. текст
- снач. комм.: невеста прощалась с матерью и плакала со словами
- комм.: невесту вели подружки; «красоту» невеста оставляла матери
 

Свадебное причитание

22

Спасибо, милые подруженьки,
За хороший подарок

- фр. текст
- снач. комм.: подруги и родня дарили невесте подарки, а она причитала
 

Свадебное причитание

23

Спасибо, милые подруженьки,
Я больше с вам да не буду гулять

- фр. текст
- комм.: так невеста прощалась с подругами на второй день
 

Свадебное причитание

24

О свадебном обряде:

- на девишник собиралось много народу
- невеста сидела или ходила по полу с плачем, когда ей дарили подарки
- на девишник приглашали специальную женщину, которая знала все причеты
- невеста всех благодарила за подарки
- невесте подстилали половик, а она на нем становилась на колени и кланялась
- подружкам невеста «спас
?ла» не становясь на колени
- невесте дарили тканые полотенца, могли подарить платье
- вечером после девишника собирали угощение для родственников
- на девишнике причитать помогали подружки, а невеста плакала
- первый день свадьбы проходил в доме жениха, а второй – в доме невесты
- перед венчанием родители благословляли невесту иконкой
- за невестой жених приезжал с кем-то из родных
- перед молодыми дружка – мужчина из родных разметал веничком дорожку
- когда молодых встречали от венца, тоже разметали дорогу
- после венца молодых встречали родственники жениха с караваем
- на свадьбе рядом с молодыми сидели родители
- девушки пели на свадьбе специальные песни
- на второй день свадьбы невеста мела пол ,на который бросали деньги и мусор
 

Репортаж

25

Кудреватой доброй молодец,
Кудреватая головушка

- фр. текста
- комм.: эту песню пели девушки на свадьбе
- песен было много, за песни девушкам давали деньги
- вечером после девишника невесту водили к родным ,вместе с ней ходила причетальница, невеста всех благодарила
- девушки пели песню «отставала лебёдушка»
 

Свадебная песня

26

Что привечере-вечериночке,
При позной да вечериночке

- фр. текст
- комм.:  это причет, его причитали на девишнике
 

Свадебная песня

27

О свадебном обряде:

- была старушка, которую приглашали на все девишники, она знала все причеты
 

Репортаж

28

Оставила своих ты милых детушек,
Своих да доченек,
Да и мужа милова,
Зачем ты это сделала

- комм.: умерла молодая женщина и по ней так причитала
 

Похоронное причитание

29

Повезут тибя, милая,
В путь дорожку,
Да не вернёшься больше на родину
Оттуда нет не ходу, да не выходу,
Не выезду
Закопают тибя земелюшкой

- фр. текста
- комм.: так причитали, когда покойного везли на кладбище
- по покойному причитают  родные

 

Похоронное причитание

30

Повезу тибя в дорожку дальную,
Да не вернёшься больше на родину

- фр. текст
 

Похоронное причитание

31

О календарных обрядах:

- весной и летом молодежь собиралась на горе, плясали и пели под гармонь, плясали «ланчика»
- в Святки пели «каледу»

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Гулинский с/с
д. Орлово
19.08.05.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Голубева Александра Ивановна, 1923 г.р., род. – д. Антушево
Голубева Эра Васильевна, 1937 г.р., род. – г. Санкт-Петербург
Голубева Александра Дмитриевна, 1929 г.р., род. – д. Скачки Пензенской обл.
 

32

О воспитании детей:

- сама в семилетнем возрасте водилась с маленьким племянником
- детей качали в зыбке и «байкали» – пели колыбельные
(А. И.)
 

Репортаж

33

О календарных обрядах:

ЖАТВА
- жать начинали в августе, первой жали рожь
- из первой ржи пекли лепешку
- когда заканчивалась жатва, приносили домой последний сноп овса и льна, их называли «Ванька и Манька», в овсяный сноп втыкали серп
- «Ваньку» с «Манькой»  ставили в передний угол, потом выносили
СВЯТКИ
- ходили «кудесами», наряжались «как смешнее», лица закрывали платком
- мужчины наряжались в женскую одежду, а женщины – в мужскую
- «кудеса» ходили по деревням, заходили в каждый дом, пели, плясали, при этом меняли голос
 

Репортаж

34

Каледа, каледа,
Зародилась каледа
Накануне Рожества,
Кто даст пирога,
Тому двор живота

- текст
- снач. комм.: пели дети и взрослые под окном
 

Колядка

35

О календарных обрядах:

- в Святки девушки гадали, но сама не гадала
- Масленицу праздновали везде, говорили: «куда не поедешь, всё равно попадёшь на праздник»
- когда Масленица проходила, делали чучело из соломы и вечером сжигали его
- в Пасху ночью разговлялись, утром садились за стол, праздновали
 

Репортаж

36

Троица, Троица,
Зелёный лес покроеца,
Ко мне миленький придёт,
Серце успокоица

- текст
 

Частушка

37

О календарных обрядах:

- в Троицу приносили из леса березки и ставили около дома
- в Пасху красили яйца
- был праздник – яичное заговенье
- в каждой деревне был свой праздник
БЕСЕДЫ
- парни и девушки собирались в одной избе, пели и плясали под гармонь, на беседу девушки приходили без работы
- когда девушки приходили с работой, то это называлось по-другому
- на беседах плясали «русского», «ланчика»
- ходили «чижика» – часть «ланчика, где парень пел частушки каждой девушке и обкруживал ее
- «ланчика» плясали на 4, 6, 10 пар, было много фигур
 

Репортаж

38

Баю, бюшки, баю,
Не ложися на краю,
Ложись посерёдочке,
В золотой пелёночке,
Придёт серенький волчок,
Хватит тебя за бочок

- текст
 (Э. В.)
 

Колыбельная

39

Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Ложись посерёдочке,
В золотой пелёночке,
Придёт серенький волчок,
Хватит тебя за бочок

- текст
- напев
 

Колыбельная

40

Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенькай волчок,
Тебя схватит за бочок

- текст
 (А. Д.)
 

Колыбельная

41

Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенькай волчок,
Тебя схватит за бочок

- текст
- напев
 (А. Д.)
 

Колыбельная

42

Сорока-ворона,
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала

- текст, напев
(Э. В.)
 

Пестушка

43

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на ме
?ли ели
(Э. В.)

 

Скороговорка

44

Суп не ест, не смотрит во щи,
Потому такой и тощий,
По панели зашагал,
Дунул ветер – он упал
(Э. В.)
 

Скороговорка

45.

Суп не ест, не смотрит во щи,
Потому такой и тощий,
По панели зашагал,
Дунул ветер – он упал
(Э. В.)

 

Скороговорка

Вологодская область,
Белозерский район,
Гулинский с/с
д. Орлово
19.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Карпуничева Екатерина Ивановна, 1929 г.р., род. – д. Старое Село Староникитского с\с
Цветкова Анна Федоровна, 1924 г.р., род. – д. Зимник
 

46

О календарных обрядах:

- в Старом Селе праздновали Смоленскую, по деревне ходил с частушками
- длинные песни пели за столом
БЕСЕДЫ
- парни и девушки собирались в одной избе по вечерам, плясали под гармонь
- женщины собирались по 3-4 человека с работой
- на беседах плясали «русского», «цыганочку», «Семеновну»
- в Святки ходили «кудесам», женщины наряжались мужчинами и наоборот, заходили в дома, плясали, лица закрывали
- «кудеса» могли придти на беседу
- девушки ходили на кресты, загадывали желание, слушали, при этом говорили какие-то слова
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
- в Великий четверг «курочка гнезда не вьёт, а девушка косы не плетёт»
- загадывали, чтобы скотина домой ходила
- что-то кричали в трубу
- когда первый раз выгоняли скотину, делали какой-то обход
- масленицу праздновали
- на Пасху ходили в гости

 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298