Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 011 |
|
||||
|
|
ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская область, Харовский район, Харовский с/с п. Ситинский 1.09.02. |
Зап.: Станкевич Е.В. (MD) Гуляшова Н.С. |
Исп.: Макарова Евфалья Дмитриевна, 1924 г.р., род. – д. Дуриха Харовского с/с
Державина Антонина Дмитриевна, 1933 г.р., род. – д. Дуриха Харовского с/с
1. |
Чтобы волк не съел, Медвидь не обглодал
- снач. комм.: садились все кругом - овечки, один – хозяин двора, над каждой головой говорил слова, всех проходил – «подсьтригёт», уходил в сторону, медведь приходил, одного уносил - играли, пока всех не вытащит - текст - комм.: все сидели кругом, хозяин запирал двор – на одной ноге скакал, говорил: «Запирайсё, двор», кот отпирал: «Отпирайсё, двор», все кринки опрокидывал, так обходил, пока всех не выбьет (игры путают, вспоминают это одна игра или две)
|
Игра |
2. |
- Ворон, ворон, что ты делаешь? - Ямки копаю. - Зачем тебе ямки? - Камешки класть.
- снач. комм.: все вместе ворона спрашивали, в конце убегали, кого ворон поймал – выходил из игры; играли, пока ворон всех не поймает - текст - комм.: на последних словах дети убегали от ворона - в 10 палочек все вечера играли
|
Игра |
3. |
О календарных обрядах и праздниках:
- были не престольные праздники – по всему округу, мужики собирались вечером - после того, как колхозы сделали, мужики перестали собираться - в д. Дуриха яйцами играли в Загивинье, в Троицу яйца не варили ТРОИЦА: - под каждое окно ставили берёзки метра по 2 высотой - накануне полы в избе мыли - утром пироги пекли - берёзки приносили высокими, чтобы до окна доставали, в двухэтажных домах – до верхнего окошка ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: - до солнца надо хозяину помело принести, чтобы в печи подмести, на веник принести, «куриц погонять» по огороду - изобразить, чтобы летом в огород не ходили - помело из сосны делали, к батогу привязывали, в воде мочили, в печи подметали - веник делали из берёзы - полы были не крашенными, сыпали дресву и веником тёрли, до бела надо выскоблить, тремя водами мыли, сухо затирали, скамейки, стол также мыли (лаптем из бересты), зимой снегом мыли - перед праздником целый день всё мыли, гости приходили ПАСХА: - мыли все полати, разбирали по дощечке, полочки – судёнки мыли - скатерть была праздничная с кружевами и только для Пасхи - службы по деревням были, первый год поп начинал обходить деревни с одного конца, на второй год – с другого - поп в деревне по всем избам проходил, в каждом доме молитвы читал, потом в другую деревню шёл - в деревнях знали, когда поп к ним придёт, шли встречать иконы - в избах стелили скатерть на стол, яйца варили красные, пироги на стол ставили - в передний угол на лавки ставили 4 корзины – с горохом, овсом, рожью, ячменем – корзины были новые, в них ставили иконы, батюшка пел - за батюшком ходили псаломщики с мешками, им зерно и всё, что на столе клали в мешки - на стол не все накрывали, только те, кто побогаче - батюшка угощали, бывало напивался, т.к. пиво варили - за день обходил 5 деревень: Глазунья, Матв?ха, Галактиониха, Дуриха, Чупино - целую неделю ходил по деревням - на третий день Пасхи начинал обходить, сначала с одного конца деревни, на следующий год - с другого - поп носил один крест большой на батоге и пять икон - из избы в избу дети носили иконы - приносили иконы и ставили в избе, после того, как отпел, иконы забирал, шёл в другую избу - иконы ставили, чтобы лучше хлеб рос ИВАНОВ ДЕНЬ: - 7 июля - служба была, мужики приносили большую икону в деревне делали козла деревянные, перевивали листками, за иконой ходили мужики в церковь за 3 км - козла делали посреди деревни - скотина стояла на дворе - поп сначала служил молебен, потом шёл по дворам, начиная с крайней избы, святил скотину - перед попом открывали ворота, он всё кропил святой водой, когда всё обойдёт, выпускали скотину и поп провожал её до поскотины (до леса) - в каждой церкви был свой престол, к Бережецкой церкви относились деревни от Злобихи до Дору - молебен в Иванов день служили только в д. Дуриха
|
Репортаж |
4. |
О процессе приготовления пива:
- солод делали: мочили рожь 2-3 дня, раскладывали на столешне, закрывали тёплой тряпкой, ждали, когда она прорастёт, потом раздёргивали, клали в мешок на печь, неделю лежала - солод сушат в печи на противне, мелют на жерновах - пиво в кадушке (на 4 ведра) варили: солод вешали, высыпали в кадушку, заливали кипятком - калёные камни из печи клали в кадушку деревянными клешнями - пиво стояло день (остужалось) - солод оставляли на решете - присголовок делали: сусло наливали, хмель клали, муку, в печь ставили, сусло должно быть холодным - пиво зимой на Николу ставили в нежилую избу - утром ставили, а на следующий день пиво уже готово - летом тоже варили пиво - чтобы пьяное пиво было, клали сахар, пьяное пиво получалось на второй день - в двух кастрюлях пиво ставили, чтобы сделать пьяное и непьяное пиво - дети пиво пили: о себе – как 4-х годовалую напоили с ложки пивом - пиво из картофеля: картошку варят, толкут, буханку хлеба мочат, вместе мнут, в кастрюле ставят в печь, сутки стоит, вынимают, разламывают на куски, сушат до сухарей, потом их заливают кипятком и варят - пиво могло получиться хорошим и плохим
|
Репортаж |
5. |
О календарных обрядах и праздниках:
- на Пасху попа пьяным пивом поили - на Иванов день молебен был, праздника не делали, старого хлеба уже не было, старый не поспел ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: - утром с серебра умывались: в умывальник серебреную монету отпускали - коровам, лошадям хвосты подрезали рано утром (до свету) - в 1931 г. загнали в колхоз ТРОИЦА: - в церковь ходили, у нее матери некогда было в церковь ходить СПАСОВ ДЕНЬ (престольный праздник): - ходили в церковь, после службы старушки домой уходили, молодёжь оставалась на гулянье - днём из других деревень молодёжь приходила - гуляли в хорошей одежде - пироги носили в церковь - после службы на могилы ходили, пироги ели - в 1937г. службу в церкви запретили, учительница в школе ругала за то, что в церковь ходили (о себе) - в церкви колокола были, красиво звенели, маленькие колокола сняли, оставили большой ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: - общий праздник, не пивной, не пировали, просто не работали - всего два пивных праздника в деревне было - Крещенье, Рождество, Новый год, Старый год – общие праздники - Спасов день и Никола – пивные праздники - в каждой деревне разные праздники были СВЯТКИ: - молодые гуляли - вырежёнками ходили, что смешнее, то и одевали - вырежёнки ходили в ту избу, где гуляли - гармонист играл, а вырежёнки плясали - вырежёнки в лапти одевались, в юбки долевые рваные, изношенные, всё худое одевали, лицо тряпкой закрывали - частушки пели выряжёнки - из д. Попчиха в д. Дуриха вырежёнки приходили - выряженки переодевались в другой избе в обычную одежду и приходили на беседу - выряжёнки голос изменяли, чтобы их не узнали - всегда узнавали - случай был: отец матери испугался «покойника» - ряженого, хотел голову отрубить, тот в голбец успел спрятаться - ряженого в «покойника» приносили на скамейке, он одет во всё белое, зубы из репы делали - деревни маленькие были - медведем рядились: шубу овечью выворачивали на левую сторону, на руки и на ноги одевали катанки, балахон накидывали, привязывали несколько вожжей, тянули долго, заводили в избу – выстуживали, медведь прыгал на задних лапах, на девок прыгал - раньше из ржи ставили 10 суслонов, одиннадцатый – шляпа, эту шляпу на балу-маскараде одели на голову человека, подвязали - рядились коровой – простынкой закрывали, рога делали, бодалась, за ней шла доярка с ведром на руке - клоуном рядились – одна половина пёстрая - цыганками рядились: просили погадать, голос меняли, им подавали ЖАТВА: - суслон – это 10 снопов связывают вместе по два, 11-й - шляпа - в последнюю очередь дожинали овёс - последний сноп ставили в красный угол вместе с серпом - тех, кто приходил на помочи, угощали вином, праздник делали, стол делали - последний сноп стоял две недели, потом его скармливали скотине по горсточке - мужчины не жали, они землю пахали СВЯТКИ: - гадали - подруга гадала: в нежилую избу ходила, пояс, гребёнку снимала, чтобы ни одного узелка не было, в зеркало смотрела - мужчина в белых катаниках и шубняке показался МАСЛЕНИЦА: - отец невесты увозил молодых с понедельника по вторник домой к невесте к тёще на блины - молодые целую неделю катались на лошадях ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: - молодых «купали» в снегу - как её из овина вытащили – « искупали» в снегу, целые штаны снега напихали (без штанов до 20-ти годов ходили) - в уши, везде снега могли напихать
|
Репортаж |
6. |
- текст - снач. комм.: на гулянках за занавеской заводили «горюн» парень и девка, меняются пока не выберут пару, которые остаются сидеть «дружиться», несколько пар (до 5-6-ти пар) заводили - комм.: если парень девушке изменил, ей кричали «бороду» - текст
|
Выкрик на беседе |
7. |
Не могу идти, девки, сосна волокётся дальше меня
- снач. комм.: девушка после гулянки подругам говорила, если на гулянке её никто не позвал в «горюн» - текст - комм.: если девушке парень изменил, то ей кричали «бороду», парням не кричали
|
Выкрик на беседе |
8. |
А бороде радёхонькя, А я от этой бороды Гуляю веселёхонькя
- текст - снач. комм.: парни девушек домой не провожали
|
Частушка |
9. |
- плясали кружок девушки - парни с девушками не плясали - на вечёру приходили молодёжь разных возрастов - избу не жилую покупали - воз дров приносили - молодёжь из той деревни, в которую ходили гулять платили за избу; керосин приносили - хозяйка сама говорила, что надо дать ей за избу
|
Репортаж |
10. |
Навалился на косяк, Так и надо форсяку, Не присохнет к косяку
- текст
|
Частушка |
11 . |
- девушки летом в праздники гуляли по деревне, вставали в шеренгу по 6 человек, гармониста с собой брали, он играл, а девки частушки пели (короткие) - парни артелями собирались, гармонист играл «под драку», парни частушки пели с матюгами, ходили по деревне взад-вперёд быстро - ярово, значит драка будет - на пивные праздники дрались - на смерть парней резали - ножами дрались - гармонист назло играет, уноравливали - камнем чаще дрались, палками - девушки, пацаны камни подносили - если парни быстро по деревне заходят, частушки запоют, значит будет драка - парни камнями могли прогнать других до полполя - могли нечаянно попасть камнем и в девушек - на Пригорок молодые мужики ходили драться
|
Репортаж |
12. |
Я на драку побежал, Отрубили мне-ка сраку, Я без сраки убежал
- напев - комм.: парни пели
|
Частушка |
13. |
Меня судили за наган, За наган, за горюшку, Ещё за б…. за милушку
- напев - комм.: парни пели с матюгами
|
Частушка |
14. |
Не любят девушки меня, Вы любите, не любите, Хулиганить буду я
- напев
|
Частушка |
15. |
С одиннадцати лет, До чего дохулиганил, За решёткой места нет
- напев
|
Частушка |
16. |
Мне и дома не велят, С хулягановым дружочками Не будете гулять
- текст
|
Частушка |
17. |
А я-то на другой, Супостатка наговаривает…
- снач. комм.: бывают частушки на одну тему, много частушек про «дролечку», супостатки друг про друга песни пели, вместе не плясали - фр. текста в пересказе
|
Частушка |
18. |
Не в чем ягоды толчи, Отобила дорогого, Толстобрюхая, молчи
- напев
|
Частушка |
19. |
Дак на бизмене свешаю, Если семь пудов не вытенёт, Зарежу к лешому
- напев
|
Частушка |
20. |
А мне не выстрамить, Пойдёт плясать, коленка выставит, Да мне не выставить
- напев
|
Частушка |
21. |
Тоненькая задница, Четыре юбочки на ёй, А ёй ещё бы ватница
- текст - комм.: значит она «сухая» (худая) - на вечёре друг другу супостатки пели
|
Частушка |
22. |
Экая мудрёнка, Навила она кудрей, Похожа на ягнёнка
- напев
|
Частушка |
Вологодская область, Харовский район, Харовский с/с п. Ситинский 1.09.02. |
Зап.: Станкевич Е.В. (MD) Гуляшова Н.С. |
Исп.: Румянцева Градислава Николаевна, 1923 г.р.,
род. – д. Саманиха Слободской с/с
23. |
КАНУН свадьбы: - невеста причитала, девушки приходили накануне вечером слушали, с ней тоже причитали - накануне свадьбы бабы под окошком упричитывали невесту, а подружки вместе с невестой в избе сидели - бабы под окном слушали и помогали причитать - ПРИДАНОЕ невесты клали в сундуки и везли на лошади - в Катрому, Арзубиху выходили девушки замуж - в приданное клали постельные принадлежности, за ним приезжали после свадьбы - второй день – ХЛИБИНЫ: пиво пьют, могли у невесты и у жениха справлять (у кого больше места было) - на хлибинах угощали деревенских баб и мужиков - СВАТОВСТВО: договаривались о свадьбе (нахваливали невесту, если нравилась – договаривались о свадьбе, если нет, то её пробирали) - свадьба была: одна сестра была красивая, другая некрасивая, сватали одну, а замуж отдали другую - подменили - на сватовстве только свои были - на другой свадьбе невеста на сватанье была красивая, а на самом деле ходить не могла, а уже повенчались (расходиться нельзя было) - бань не было, невеста в печи мылась - благословленье давали ПОСЛЕ ВЕНЦА – сначала отец благословлял, потом мать, иконой водили по голове, молодые целовали - от венца молодые ехали вместе на лошадях с колокольцами, кто богаче, у того сбруя серебряная была - встречали молодых караваем с вышитым полотенцем, обсыпали зерном - если свадьба бывает у жениха, то встречает мать жениха, если у невесты - мать невесты - жених вёл невесту за стол; молодые сидели наперед?, рядом с невестой подруга
|
Репортаж |
|
24. |
Тысецький холоденёк, Хорошенёк, пригоженёк
- снач. комм.: тысецький сводит свадьбу - проба текста
|
Свадебная |
|
25. |
- молодых садили на шубу - рядом с невестой сидела подруга, рядом с женихом парень, потом родня – братья, сёстры, тётки - молодые хлебали суп из одной тарелки - сначала ели суп, потом саломат, кашу, кисель, вина мало было – пили из рюмочки (на высокой ножке), наказывали, чтобы много не пил - спать молодых уводил отец жениха в сенник - утром у жениха друзья спрашивали: «Лёд ломал или грязь топтал?» - отец жениха провожал молодых спать, утром их будил - горшки на свадьбе били, чтобы богато жили - клали деньги в глиняные ставки, невеста разбивала об пол ставок, потом они с женихом собирали деньги, кто больше насобирает, тот и будет хозяином в доме - на ВТОРОЙ ДЕНЬ выкупали невесту – клали на стол бусы хорошие, деньги, брошки, потом это всё забирал жених или подруга невесты - шутили на свадьбе: молодого заставляли дрова колоть или сапог закропить (жениха с невестой заставляли)
|
Репортаж |
|
26. |
О календарных обрядах и праздниках:
- ТРОИЦА в д. Симаниха - большой праздник - варили пиво, суп, холодец, соломат, кисель, как на годовой праздник - на Троицу приходили гости с ночлегом, праздновали 3 дня - в колхозное время запрещали Троицу справлять
|
Репортаж |
|
27. |
ЖАТВА: последний сноп ставили в передний угол, чтобы на другое лето всё наросло - сноп стоял до лета - сноп делали как человека, похожего на Фалю Кустову: толстые груди, подвязали, как старушку, делали руки, ноги и голову из ржи; глаза, рот, нос углём делали, на ноги лапти одевали - последний сноп делали как настоящего человека, по всему району так делали; делали хозяева сами - на поле ставили суслоны, груды - на помочи ходили (когда единолично жили) за это угощали, пиво варили
|
репортаж |
|
28. |
О календарных обрядах и праздниках:
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: - примечали: если будет дождь, значит всё время будет дождь - до этого проверяли, умрёшь ты или нет СВЯТКИ: гадали: - выходили на крестовую дорогу ночью, замечали откуда лошади пойдут с бубенцами, оттуда жених приедет - ходили на гумно, в овин голую ж… высовывали в окно, если мохнатой рукой щелкнёт, то за богатого замуж выйдешь, если голой – за бедного - дед шутил: знал, когда девушки пойдут гадать, лопатой по ж… ударил одну - на большую дорогу выходили, слушали откуда колокольцы забрякают, откуда женихи приедут, если от церкви – то приедут из Карачунова, если от Семёновской – значит с Малинника приедут - в стакан с водой опускали золотое кольцо - петуха ночью приносили, садили на стол, сыпали зерно, если поклюёт, то выйдешь замуж, если нет, то нет РЯДИЛИСЬ: - рядились как смешняе: старушечьи тряпки одевали, лицо закрывали - заходили в те избы, в которых шутки принимали - вырежёнок могли чаем напоить, пирогом накормить - ходили со своим гармонистом, плясали, частушки пели, старались голос менять - узнавали по походке, по поведению, если хромает – Антонина, если головой вертит – значит Градислава, если плясать не идёт - Авдотья - «покойника» ряженого приносили, клали на табуретки, одевали всё белое (кальсоны, рубаху), зубы делали из картошки - парень с глиняным ставком ходил вместо кадила, на руках приносили и уносили «покойника»; - «Извини меня грешную, может, чего и досадила», - прощались с покойником ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: - девок в снегу «купали»: в снегу яму выкапывали, туда кидали девку (раньше ходили без портков, девки одевали отцовы портки, подвязывались верёвкой), снегом запорошат - девки в подполье прятались, парни оттуда их вытаскивали, в яму кидали - с молодых «грязь смывали» (спали вместе) – в снегу «купали» - молодых с гор катали на корёжках, козлах, чунках, управляющий впереди сидел, опрокидывали молодых ПАСХА: - поп ходил по всей слободе две недели, его угощали яйцами, пирогами, маслом, кто что даст, с ним ходили монашки, всё подбирали - после Пасхи поп ходил с иконами, дома освещал, людей веником брызгал МОЛЕБЕН: - праздник был летом: у часовенки ставили кадушку, каждую скотинку подводили к кадушке, батюшка брызгал и выгонял на поскотину - святили скотину, чтобы волк не разорвал, не потерялась
|
Репортаж |
|
29. |
- отпускали скотинку, говорили: «Иди, Бог с тобой» - случай: хозяйка отпустила быка, сказала: «Понеси тебя, леший!», он всё лето бегал, не могли найти - Катерина в деревне была, на чёрта прошение писали на бересте углём, если живой телёнок, то находился - к Катерине все приходили из других деревень, из Катромы были, прошение писали на бересте, относили на пенёк или на землю в поскотине - в хлеву хозяин есть - случай: корова потела- от животного ласки, старушка хлеба отрезала, что-то наговорила, велела идти дорогой, ни с кем не разговаривать, хлеб – р?зень дать корове - в хлеву есть дворовушка - как заблудились, по одному месту ходили, чтобы не заблудиться, надо благословясь идти
|
Репортаж |
|
30. |
О календарных обрядах и праздниках: ТРОИЦА: - берёзы (большие) ставили под окна - на второй день ребята вытаскивали берёзы, мазали ими девок - 10 берёз надо было поставить, стоят, пока не вытаскают - подметали улицу по всей деревне
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Харовский район, Шевницкий с/с д. Гостинская 2.09.02. |
Зап.: Станкевич Е.В. (MD) Кулёв А.В. (VHS) Колесова И.В. |
||
|
|
|
|
Исп.: Головкина Анна Андреевна, 1915 г.р., зд.
31. |
Первый год потяжелей, Как-нибудь промаешься
- текст
|
Частушка |
32. |
Отдала в такую даль, Вся семеюшка чужая, Никому меня не жаль
- снач. комм.: невеста причитала, причитальницы были, песни пели - текст - повтор
|
Частушка |
33. |
Ревела у полей, Не понежели родители И некому теперь
- текст
|
Частушка |
34. |
- за нелюбого могли отдать (если родителям богатство понравилось) - если родители согласны, отдавали - из родни кто-то сватал - богомолье делали, потом расписываться ездили, потом свадьба была - на свадьбы много родни было - вечером родители жениха и жених приходили, когда сосватали, Богу молились, иконой благословляли – БОГОМОЛЬСТВО, благословляли иконой жениха невесту вместе жениховы и невестины родители - потом невеста запорученкой была - богомолье бывает у невесты, приезжают родители жениха - на венчании тоже благословляли - богомолье устаивали вечером, чтобы никто из соседей не знал, не пришёл и свадьбу не расстроил - благославляли иконой обоих жениха и невесту сразу: «Господь Бог, благослови жениха и невесту», сначала жениховы родители благословляли, потом невесты, давали поцеловать икону - случай был: на благословление, растворились двери (раньше знаки были), дак говорили, что это умерший отец приходил благословить невесту - если отца не было, то вместо него кто-то из родни благословлял - невеста ЗАПОРУЧЕНКОЙ сидела: как Богу помолились, невесту благословили, она никуда не ходили, вечером дары шили - полотенца - запорученная невеста причитала - жених вечером ходил «гулять» – проведывал невесту, девушек угощал конфетами - невеста на свадьбе (когда от венца приехали в дом жениха) дарила свекрови и свёкру полотенца, платки - два дня справляли свадьбу: первый день у жениха с жениховой роднёй, второй - у невесты - с невестой приданое давали, могли телёнка дать - после свадьбы приданое невесты забирали - «приёмыш» – жених к невесте приезжал жить, за него в приданое дали мельницу
|
Репортаж |
35. |
Отдала в такую даль
- снач. комм.: после того, как женихова родня уезжала после богомольства, невеста начинает причитать – плаканье называлось - фр. текста - комм.: на плаканье соседи собирались смотреть, причитальницу звали (сама не умела причитать)
|
Свадебное причитание |
36. |
Мне жених понравился да, хлеба – сусеки да
- снач. комм.: невеста без матери была - проба текста - комм.: голосом причитали
|
Свадебное причитание |
37. |
Да отдала меня в такую даль Вся семеюшка чужая, Никому меня не жаль
- проба напева - комм.: невеста о стол хлопалась, мать плакала - фр. текста
|
Свадебное причитание |
38. |
Отдала молодёхоньку да, Не пожалела да, В чужи люди добрыё
- фр. текста - комм.: невеста хлопала руками о стол, а мать плакала, причётами обиду выговаривала - подруги приходили, пожилые люди ходили смотреть как невеста причитала - причитальница причитала, а невеста только плакала и хлопалась
|
Свадебное причитание |
39. |
Как бы был сердечной батюшко, дак Не отдал бы меня, да молодёшеньку да, За волоки, да за длинныё, да за далёкиё
- снач. комм.: причитала, если нет отца и матери - фр. текста - повтор текста - комм.: во всю избу большим голосом причитали - повтор текста
|
Свадебное причитание |
40. |
- как мать в колхоз не хотела идти, а из-за этого им земли не давали, мать в с/с вызывали
|
Репортаж |
41. |
- «красоту красила» невеста - ходила по полям, причитала, ревела - невеста ходила с подругами - с полями прощалась невеста (ходила по полям), если свадьба была летом, зимой не ходила - невеста шла красить красоту, после того, как её запоручат - если свадьба летом, то невеста долго запорученкой не сидела, работать надо - пиво варили к свадьбе, если долго запорученкой невеста сидела
|
Репортаж |
|
|
ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |