Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 078 |
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская область, Сямженский район, Коробицинский с/с д. Георгиевская 06.12.02. |
Зап. Соловьев Л.Г. Коротаевская О.В. Глушкова Т.Н. |
Исп.: Тиханов Иван Андреевич, 1928 г.р., род. – д. Середняя, Коробицинского с/с
Тиханова Ангелина Дмитриевна, 1931 г.р., род. – д. Шишаково, Коробицинского с/с
1. |
О календарных обрядах и праздниках:
- бились яйцами – тот, кто разбивал яйцо, забирал его себе; приносили по десять яиц; мужчины вставали кругом или сидели на лавках
|
Репортаж |
|
2. |
Простой бочоночек, На бочоночке написано – Люби девчоночек
- текст
|
Частушка |
|
3. |
- мужчины боролись: захватывались, ставили подножку, старались так, чтобы не расшибся; нужно было положить соперника на пол, на четыре лопатки; брали ловкостью - могли перебрасывать соперника через себя - мерялись силой на руках, нужно было повалить руку соперника на стол - ребятишки прыгали на одной ноге, перетягивали друг дружку - ребят до 12 лет не пускали на гуляния со взрослыми, с 15 лет разрешалось находиться вместе со взрослыми; младшие дети играли отдельно - старики не боролись, боролись мужчины до30-40 лет; неженатые парни 16-20 лет боролись отдельно, женатые мужики тоже отдельно - рассказывали сказки
|
Репортаж |
|
4. |
О календарных обрядах и праздниках:
БЕСЕДЫ - собирались девушки, парни; девушки пряли, плясали под гармонь - были тальянки - парни вызывали друг друга на пляску, плясали по одному - если парень приглашал девушку, то парень плясал, а девушка плясала вокруг него; парень мог переплясать не с одной девушкой; парень дробил, девушка ходила кружком
|
|
|
5. |
По деревёнке катаеца Большой бочоночок А на бочоночке написано: Люби девчоночок
<…>
|
Наигрыш на гармони с частушками и пляской (играет Соловьев Л.Г.) |
|
6. |
- работал на лесосплаве 5 лет, с 17 лет на реке Сигойма - лес сплавляли в апреле-мае - ломали «заломы» человек по 50 - были команды: «Ура, ребята!» - работали багром
|
Репортаж |
|
7. |
- снач. комм.: кричали, когда растаскивали заломы
|
Выкрик на сплаве
|
|
8. |
- сам строил дом - шил из кожи сапоги - пробовал катать катаники - лес на строительство дома выбирал в «приболотине» (возле болота); выбирали прямой лес; по звуку определяли качество леса: стучали по дереву, если звенит, значит хорошее, если звук дряблый, значит гнилое дерево - лес вывозили на лошадях, складывали «кострами» - при строительстве под углы дома подкладывали камни, под камни писали и подкладывали молитву - матицу тесал сам, чтобы получилась ровная, использовал нитку
|
Репортаж |
|
9 . |
О календарных обрядах и праздниках:
- отмечали Покров, Троицу - в Троицу собирались мужчины посреди деревни; собирались больше в летние праздники - Троицу, Духов день праздновали три дня - Покров – престольный праздник – гуляли 2 дня - Егорьев день - Успеньё СВЯТКИ: - парни ходили ряжеными: выворачивали шубу, штаны - ряженые приходили в дом и плясали – «топтались в куче»; мазались сажей; ряженых старались узнать-разгадать кто есть кто - ряженых называли «кудесами»; ряженые ничего не просили - наряжались «кудесами» – надевали вывернутые шерстью вверх тулупы, лицо закрывали женскими платками - мужчины надевали женскую одежду, а женщины мужскую; заходили и плясали молча, голос не показывали, чтобы не узнали; не пели, только плясали и уходили в другой дом - «кудеса» бегали с Рождества, запирали ворота, заливали водой; так баловали в Святки – замораживали ворота, заматывали проволокой, приволакивали ко крыльцу сани - в Святки молодые девушки «ворожили» в подполье; гадали на картах, кому замуж выйти
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Сямженский район, Коробицинский с/с д. Подгорная 07.12.02. |
Зап. Соловьев Л.Н. Коротаевская О.В. Глушкова Т.Н. |
||
|
|
|
|
Исп.: Дьяков Николай Леонтьевич, 1923 г.р., род. – д. Бурцево, Коробицинского с/с
Дьякова Луиза Витальевна, 1928 г.р., род. – здешняя
10. |
О календарных обрядах и праздниках:
- Покров праздновали - Оспожин день (Рождество Богородицы), Троица – летние праздники, собирались изо всех деревень, даже из Тотемского района; праздновали 3 дня – сначала в д. Бурцево, на второй день ходили в д. Сидориха, третий день по своим деревням; на первый день собирались в д. Бурцево, приходили из деревень: Сидорово, Коростелёво, из Семеньжево, с Тафты (20 км. отсюда, раньше был Тотемский район); собиралась молодёжь
|
Репортаж |
11. |
- играл с детства «в немку» (немецкий строй, подобный аккордеону), в тальянку, потом отец купил хромку 12 х 21 - продал 7 своих гармоней, осталось 3; была кирилловская гармонь, вологодская с баянной фабрики, тальянка
|
Репортаж |
12. |
О календарных обрядах и праздниках:
- дома украшали разной резьбой - Троицин день – летний праздник - Покров – праздновали осенью - мужчины собирались в праздники на улице, у домов - зимой выкупали дом, собирались парни, девушки - мужчины постарше собирались отдельно, играли в карты на деньги; сказок не рассказывали - в Троицин день мужчины катали яйца; катали в доме женатые мужчины 30-40 лет; собирались в одном доме; на полу под уклоном устанавливали специальный лоток , вокруг него делали ограничение шпагатом; по лотку скатывали яйцо, если оно попадало в другое яйцо, выигранное яйцо забирали себе; если яйцо не попало в другое, то оно оставалось на кону - играли в карты - здесь яиц не катали, а собирали яйца в кепку, помечали яйцо, затем вынимали и угадывали помеченное яйцо
|
Репортаж |
|
- один из мужчин - «забивалка» ходил по кругу и выбивал яйца, разбитые яйца забирал себе, потом следующий таким же образом; выбивали по 10-12 яиц - опытные мужчины стучали яйцом по зубам, определяя, таким образом его крепость; так играли на улице в троицу; мужчины, желающие играть, вставали в круг; женщины в таких играх не участвовали
|
|
13 |
Эй, бабка, давай пару яиц на селянку!
- снач. комм.: молодые люди подходили к дому и кричали - комм.: обходили каждый дом, давали по 1-2 яйца, потом вечером собирались и варили «селянку»; если хозяйка не давала яйца, ее по-всякому ругали; «селянку» варили на костре, либо нанимали бабку - был случай, когда собранными яйцами начали кидать друг в друга; - «селянка» и яичница почти одно и то же, только селянку размешивают на сковородке, а яичницу нет, в яичницу добавляют молока, а в селянку нет - костер жгли за деревней
|
Выкрик на сбор яиц в Троицу
|
14 |
А ну, бабка, давай яйца! Давай пару яиц!
- комм.: кричали с улицы
|
Выкрик на сбор яиц в Троицу
|
15 |
О календарных обрядах и праздниках:
- в Троицу приносили березки высотой примерно 2 м. - березу вырубали на пустыре, приносили к дому, выкапывали ямку, сажали в эту ямку березу, укрепляли ее, чтобы стояла - береза стояла до тех пор, пока не обсохнет лист, потом эту березку выбрасывали на дрова березу ставили перед окнами дома; ставили по 2-3 березки - в этой деревне берез не приносили - молодежь в праздники собиралась на улице, плясали, ходили рядами с гармонью по деревне - гармонист шел впереди или в середине, остальные должны идти справа от гармониста, чтобы было слышно голоса гармони; если гармонист шел с девушками, то он шел в одном ряду с ними, а если шел с парнями, то выходил вперед и шел впереди шеренги, мог и вместе идти в одной шеренге
|
|
16. |
Ухаем, да брякаем. Кому надо надаём, Долго не калякаем.
- текст - комм.: «не калякаем», значит «не говорим»
|
Частушка |
17. |
О календарных обрядах и праздниках
ПЛЯСКА: - если парень плясал с девушкой, то пели больше любовные песни, перепевались: девушка спела, парень отпевал «на эту тему»; в пляске парень с девушкой ходили друг за другом, парень дробил, а девушка не дробила, ходила вокруг парня - девушки плясали на перепляс, дробили - «Сударушку» плясали одни девушки на пару - когда шли по деревне, парни плясали впереди гармониста; обычно плясал один человек; так плясали парни из Тотемского района, когда приходили на гуляния - девушки с парнями по деревне не ходили - пели «коротенькие» песни; без гармони не пели БЕСЕДЫ - играли «в горюн», ходили в темную комнату, или за заборку; играли так, чтобы познакомиться парням с девушками - посылали пару: девушку и парня не знакомых между собой; пара находилась «в горюне» 5-10 мин.; не знакомые между собой не целовались, а знакомые целовались - девушки, уходя «в горюн», оставляли прялки; если девушка засиживалась «в горюне» у неё могли поджечь лен; парень, приходя на вечеру, садился рядом с прялкой девушки; если парню не хватило места рядом с девушкой, он мог поджечь у нее кудель - девушкам не давали хорошего льна, чаще давали отходы; хороший лен – хорошо вычесан, плохой – пакля, «отрепи» - на вечерах не дрались ДРАКИ - «буза» – скандал без драки - дрались на улице, больше по пьянке - дрались с железными тросточками; рвали рубаху на груди – показывали себя - дрались деревня на деревню; чужих парней гнали по деревне до леса - дрались ножиками; были смертельные случаи - со своими не дрались, только с чужими - гармонист «подсатанивал», играл «под драку» - девки – «плясальницы», парни – «плясальники» - если гармонист плохо играл, говорили: «Ноги не поднимаются», а если хорошо играл: «Так ноги и пошли в пляс»
|
Репортаж |
18. |
- снач. комм.: когда отец купил гармонь, так учиться в школе перестал - первая гармонь была «немка», первую игру учил «под пляску», на всех голосах
|
Наигрыш на гармони |
19. |
- отец не умел играть - научился сам, подбирал наигрыши, знающие игроки подсказывали - игра без переборов (фрагмент) - сначала играл «на три костылька», без переборов; кнопочки на гармони назывались «костыльки» - сначала играл на «немке»; немецкий строй, похожий на аккордеон, один ряд кнопок; «немка» небольшая гармошка, имела примерно12 клавиш в правой клавиатуре и четыре широких клапана в левой клавиатуре; здесь больше ни у кого таких гармошек не было; такие «немки» были в Тотемском районе; «немку» могли называть «венкой» - у «тальянки» два ряда кнопок и «хоркуны» (басы) - у «немки» строй на разжим и сжим был одинаковый, а у «тальянки» разный; сам играл на тальянке - у «немки», или ее еще называли «венка», строй был как у аккордеона - у «хромки» больше возможностей, можно больше переборов сыграть, поэтому перешли на гармони «хромки» - перебор - игра различными переборами - одновременное нажатие 2-3 клавиш – аккорд - для парней и для девушек игра одинаковая
|
Репортаж с показом |
20. |
|
Наигрыш на гармони |
21. |
Показ игры на нижних и верхних голосах
- комм.: если надо было «повеселее» играли на нижних голосах - повтор на нижних голосах
|
Наигрыш на гармони |
22. |
- Поиграй повеселяе < … > < … > < … > - снач. комм.: «по деревне» играли на верхних голосах
|
Наигрыш на гармони с частушкой |
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |