Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2002-3 >>> Сямженский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 078

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Коробицинский  с/с

д. Георгиевская

06.12.02.

Зап. Соловьев Л.Г.

Коротаевская О.В.

Глушкова Т.Н.

 

Исп.: Тиханов Иван  Андреевич, 1928 г.р., род. – д. Середняя, Коробицинского с/с

Тиханова Ангелина Дмитриевна, 1931 г.р.,  род. – д. Шишаково, Коробицинского с/с

 

1.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- бились яйцами – тот, кто разбивал яйцо, забирал его себе; приносили по десять яиц; мужчины вставали кругом или сидели на лавках

 

Репортаж

2.

По деревнюшке катается

Простой бочоночек,

На бочоночке написано –

Люби девчоночек

 

- текст

 

Частушка

3.

О мужских забавах:

 

- мужчины боролись: захватывались, ставили подножку, старались так, чтобы не расшибся; нужно было положить соперника на пол, на четыре лопатки; брали ловкостью

- могли перебрасывать соперника через себя

- мерялись силой на руках, нужно было повалить руку соперника на стол

- ребятишки прыгали на одной ноге, перетягивали друг дружку

- ребят до 12 лет не пускали на гуляния со взрослыми, с 15 лет разрешалось находиться вместе со взрослыми; младшие дети играли отдельно

- старики не боролись, боролись мужчины до30-40 лет; неженатые парни 16-20 лет боролись отдельно, женатые мужики тоже отдельно

- рассказывали сказки

 

Репортаж

4.

О календарных обрядах и праздниках:

 

БЕСЕДЫ

- собирались девушки, парни; девушки пряли, плясали под гармонь

- были тальянки

- парни вызывали друг друга на пляску, плясали по одному

- если парень приглашал девушку, то парень плясал, а девушка плясала вокруг него; парень мог переплясать не с одной девушкой; парень дробил, девушка ходила кружком

 

 

5.

Под пляску

 

По деревёнке катаеца

Большой бочоночок

А на бочоночке написано:

Люби девчоночок

 

<>

 

Наигрыш на гармони с частушками и пляской (играет Соловьев Л.Г.)

6.

О лесосплаве:

 

- работал на лесосплаве 5 лет, с 17 лет на реке Сигойма

- лес сплавляли в апреле-мае

- ломали «заломы» человек по 50

- были команды: «Ура, ребята!»

- работали багром

 

Репортаж

7.

Ура! Ура!

 

- снач. комм.: кричали, когда растаскивали заломы

 

Выкрик на сплаве

 

8.

О ремеслах и промыслах:

 

- сам строил дом

- шил из кожи сапоги

- пробовал катать катаники

- лес на строительство дома выбирал в «приболотине» (возле болота); выбирали прямой лес; по звуку определяли качество леса: стучали по дереву, если звенит, значит хорошее, если звук дряблый, значит гнилое дерево

- лес вывозили на лошадях, складывали «кострами»

- при строительстве под углы дома подкладывали камни, под камни писали и подкладывали молитву

- матицу тесал сам, чтобы получилась ровная, использовал нитку

 

Репортаж

9 .

О календарных обрядах и праздниках:

 

- отмечали Покров, Троицу

- в Троицу собирались мужчины посреди деревни; собирались больше в летние праздники

- Троицу, Духов день праздновали три дня

- Покров – престольный праздник – гуляли 2 дня

- Егорьев день

- Успеньё

СВЯТКИ:

- парни ходили ряжеными: выворачивали шубу, штаны

- ряженые приходили в дом и плясали – «топтались в куче»; мазались сажей; ряженых старались узнать-разгадать кто есть кто

- ряженых называли «кудесами»; ряженые ничего не просили  - наряжались «кудесами» – надевали вывернутые шерстью вверх тулупы, лицо закрывали женскими платками

- мужчины надевали женскую одежду, а женщины мужскую; заходили и плясали молча, голос не показывали, чтобы не узнали; не пели, только плясали и уходили в другой дом

- «кудеса» бегали с Рождества, запирали ворота, заливали водой; так баловали в Святки – замораживали ворота, заматывали проволокой, приволакивали ко крыльцу сани

- в Святки молодые девушки «ворожили» в подполье; гадали на картах, кому замуж выйти

 

Репортаж

Вологодская область,

Сямженский район,

Коробицинский  с/с

д. Подгорная

07.12.02.

Зап. Соловьев Л.Н.

Коротаевская О.В.

Глушкова Т.Н.

 

 

 

 

Исп.: Дьяков Николай Леонтьевич, 1923 г.р., род. – д. Бурцево, Коробицинского с/с

Дьякова Луиза Витальевна, 1928 г.р., род. – здешняя

 

10.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- Покров праздновали

- Оспожин день (Рождество Богородицы), Троица – летние праздники, собирались изо всех деревень, даже из Тотемского района; праздновали 3 дня – сначала в д. Бурцево, на второй день ходили в д. Сидориха, третий день по своим деревням; на первый день собирались в д. Бурцево, приходили из деревень: Сидорово, Коростелёво, из Семеньжево, с Тафты (20 км. отсюда, раньше был Тотемский район); собиралась молодёжь

 

Репортаж

11.

О гармонях:

 

- играл с детства «в немку» (немецкий строй, подобный аккордеону), в тальянку, потом отец купил хромку 12 х 21

- продал 7 своих гармоней, осталось 3; была кирилловская гармонь, вологодская с баянной фабрики, тальянка

 

Репортаж

12.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- дома украшали разной резьбой

- Троицин день – летний праздник

- Покров – праздновали осенью

- мужчины собирались в праздники на улице, у домов

- зимой выкупали дом, собирались парни, девушки

- мужчины постарше собирались отдельно, играли в карты на деньги; сказок не рассказывали

- в Троицин день мужчины катали яйца;

катали в доме женатые мужчины 30-40 лет; собирались в одном доме; на полу под уклоном устанавливали специальный лоток , вокруг него делали ограничение шпагатом; по лотку скатывали яйцо, если оно попадало в другое яйцо, выигранное яйцо забирали себе; если яйцо не попало в другое, то оно оставалось на кону

- играли в карты

- здесь яиц не катали, а собирали яйца в кепку, помечали яйцо, затем вынимали и угадывали помеченное яйцо

 

Репортаж

 

- один из мужчин - «забивалка» ходил по кругу и выбивал яйца, разбитые яйца забирал себе, потом следующий таким же образом; выбивали по 10-12 яиц

- опытные мужчины стучали яйцом по зубам, определяя, таким образом его крепость; так играли на улице в троицу; мужчины, желающие играть, вставали в круг; женщины в таких играх не участвовали

 

 

13

Эй, бабка, давай пару яиц на селянку!

 

- снач. комм.: молодые люди подходили к дому и кричали

- комм.:  обходили каждый дом, давали по 1-2 яйца, потом вечером собирались и варили «селянку»; если хозяйка не давала яйца, ее по-всякому ругали; «селянку» варили на костре, либо нанимали бабку

- был случай, когда собранными яйцами начали кидать друг в друга; - «селянка» и яичница почти одно и то же, только селянку размешивают на сковородке, а яичницу нет, в яичницу добавляют молока, а в селянку нет

- костер жгли за деревней

 

Выкрик на сбор яиц в Троицу

 

14

А ну, бабка, давай яйца! Давай пару яиц!

 

- комм.: кричали с улицы

 

Выкрик на сбор яиц в Троицу

 

15

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в Троицу приносили березки высотой примерно 2 м.

- березу вырубали на пустыре, приносили к дому, выкапывали ямку, сажали в эту ямку березу, укрепляли ее, чтобы стояла

- береза стояла до тех пор, пока не обсохнет лист, потом эту березку выбрасывали на дрова

 березу ставили перед окнами дома; ставили по 2-3 березки

- в этой деревне берез не приносили

- молодежь в праздники собиралась на улице, плясали, ходили рядами с гармонью по деревне

- гармонист шел впереди или в середине, остальные должны идти справа от гармониста, чтобы было слышно голоса гармони; если гармонист шел с девушками, то он шел в одном ряду с ними, а если шел с парнями, то выходил вперед и шел впереди шеренги, мог и вместе идти в одной шеренге

 

 

16.

По деревнюшке идем,

Ухаем, да брякаем.

Кому надо надаём,

Долго не калякаем.

 

- текст

- комм.: «не калякаем», значит «не говорим»

 

Частушка

17.

О календарных обрядах и праздниках

 

ПЛЯСКА:

- если парень плясал с девушкой, то пели больше любовные песни, перепевались: девушка спела, парень отпевал «на эту тему»; в пляске парень с  девушкой ходили друг за другом, парень дробил, а девушка не дробила, ходила вокруг парня

- девушки плясали на перепляс, дробили

- «Сударушку» плясали одни девушки на пару

- когда шли по деревне, парни плясали впереди гармониста; обычно плясал один человек; так плясали парни из Тотемского района, когда приходили на гуляния

- девушки с парнями по деревне не ходили

- пели «коротенькие» песни; без гармони не пели

БЕСЕДЫ

- играли «в горюн», ходили в темную комнату, или за заборку; играли так, чтобы познакомиться  парням с девушками

- посылали пару: девушку и парня не знакомых между собой; пара находилась «в горюне» 5-10 мин.; не знакомые между собой не целовались, а знакомые целовались

- девушки, уходя «в горюн», оставляли прялки; если девушка засиживалась «в горюне» у неё могли поджечь лен; парень, приходя на вечеру, садился рядом с прялкой девушки; если парню не хватило места рядом с девушкой, он мог поджечь у нее кудель

- девушкам не давали хорошего льна, чаще давали отходы; хороший лен – хорошо вычесан, плохой – пакля, «отрепи»

- на вечерах не дрались

ДРАКИ

- «буза» – скандал без драки

- дрались на улице, больше по пьянке

- дрались с железными тросточками; рвали рубаху на груди – показывали себя

- дрались деревня на деревню; чужих парней гнали по деревне до леса

- дрались ножиками; были смертельные случаи

- со своими не дрались, только с чужими

- гармонист «подсатанивал», играл «под драку»

- девки – «плясальницы», парни – «плясальники»

- если гармонист плохо играл, говорили: «Ноги не поднимаются», а если хорошо играл: «Так ноги и пошли в пляс»

 

Репортаж

18.

Под пляску

 

- снач. комм.: когда отец купил гармонь, так учиться в школе перестал

- первая гармонь была «немка», первую игру учил «под пляску», на всех голосах

 

Наигрыш на гармони

19.

О гармонистах и гармонях:

 

- отец не умел играть

- научился сам, подбирал наигрыши,

знающие игроки подсказывали

- игра без переборов (фрагмент)

- сначала играл «на три костылька», без переборов; кнопочки на гармони назывались «костыльки»

- сначала играл на «немке»; немецкий строй, похожий на аккордеон, один ряд кнопок; «немка» небольшая гармошка, имела примерно12 клавиш в правой клавиатуре и четыре широких клапана в левой клавиатуре; здесь больше ни у кого таких гармошек не было; такие «немки» были в Тотемском районе; «немку» могли называть «венкой»

- у «тальянки» два ряда кнопок и «хоркуны» (басы)

- у «немки» строй на разжим и сжим был одинаковый, а у «тальянки» разный; сам играл на тальянке

- у «немки», или ее еще называли «венка», строй был как у аккордеона

- у «хромки» больше возможностей, можно больше переборов сыграть, поэтому перешли на гармони «хромки»

- перебор

- игра различными переборами

- одновременное нажатие 2-3 клавиш – аккорд

- для парней и для девушек игра одинаковая

 

Репортаж с показом

20.

Под драку

 

Наигрыш на гармони

21.

Показ игры на нижних и верхних голосах

 

- комм.: если надо было «повеселее» играли на нижних голосах

- повтор на нижних голосах

 

Наигрыш на гармони

22.

По деревне:

 

- Поиграй повеселяе

 < … >

< … >

< … >

- снач. комм.: «по деревне» играли на верхних голосах

 

Наигрыш на гармони с частушкой

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100