Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 079 |
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская область, Сямженский район, Коробицинский с/с д. Подгорная 07.12.02. |
Зап. Соловьев Л.Г. Коротаевская О.В. |
Исп.: Дьяков Николай Леонтьевич, 1923 г.р., род. – д. Бурцево, Коробицинского с/с
Дьякова Луиза Витальевна, 1928 г.р., род. – здешняя
1. |
- < … > - < … > - < … > - комм: пальцы сами находят нужную кнопку
|
Наигрыш на гармони с частушками |
2. |
- снач. комм.: гармонист подстраивался под плясуна, бывают плясуны, под которых трудно подстроиться - про плохих исполнителей говорили: «Песню на гармонь кладет»; гармонист всегда смотрел плясуну на ноги - про плясуна говорили: «мышей топчет или по-настоящему пляшет» - комм: игра на разжим – «ростягать мех», на сжим – «сводить мех» - повтор, фрагмент - комм.: «по деревне» так надо больше «ростягать» мех
|
Наигрыш на гармони |
3. |
- «если умеешь играть переборы – играй» - фр. наигрыша (играл друг) - фр. наигрыша (другой гармонист) - фр. наигрыша (играл двоюродный брат жены) - фр. наигрыша «по тафтински» - так играли в Тафтинской волости – ныне Погореловский сельсовет
|
Фрагменты наигрышей с комментариями |
4. |
- снач. комм.: под пляску поют быстрее, а по деревне – медленнее - комм.: по деревне шли, кто куда встанет, рядом с гармонистом и сзади него
|
Наигрыш на гармони |
5. |
Поиграй повеселяе, Веселяе, веселяй Ягодиночка далече Много лесу и полей.
Поиграй повеселяе Ты весёло поиграл Ты веселым малолеточкой Басы перебирал
Весело играет Я не подпеваюсё < … > < … >
Вам спасибо, да и спасибо Хороший игрочек Я не буду <…> А попела бы еще
|
Наигрыш на гармони с частушками |
6. |
Стукни поварешка Не бывать тебе бы в людях, Кабы не гармошка.
- текст - комм.: гармониста «подковыривали» - высмеивали в песне, если он плохо играл - чтобы научиться играть на гармони нужно стремление, без этого ничего не получиться - гармонист должен понимать пляску, чтобы подстроиться под плясуна; пляска и гармошка должны звучать «в такт» - некоторые плясуны гармони не чувствуют
|
Частушка |
7. |
О сельскохозяйственных работах:
- молотили рожь, овес специальными «молотилами» (в других местах называли «цеп») - молотили по 3 человека, молотить надо было в ритм, чтобы не ударить друг друга - молотили по2, 3, 4 человека, каждый должен был ударять по очереди, чтобы не попасть по соседу – один замахивается, другой бьет, а третий собирается - говорили, кто умеет молотить, тот, сумеет и подпеть песню под гармонь
|
Репортаж |
8. |
В поле как былинка Нет не матки, не отца, Горька сиротинка
- фр. текста - напев - снач. комм.: когда работали, песен не пели; отец пел длинные, старинные песни, мать тоже пела
|
Лирическая |
9. |
Не буйный гром гремит, Как милый на войне.
- фр. текста - напев
|
Лирическая |
10. |
- девушкам и парням одинаково играли; девушки плясали по 2-3 и больше человек кружком, игра та же, только помедленнее
|
Репортаж |
11. |
- радовались весне: «Эй, эй, эй весна пришла, тепло скоро будет!»; детишки бегали босиком по снегу, по проталинкам - ребята играли «в городки», «в чижа»: ставили столб, на него крепили штучку и ударяли палкой, кто дальше забросит - играли «в шара»: несколько человек, один из играющих водящий; по очереди ударяли по шару, если попадали, то водящий и играющий должны были добежать до шара; кто быстрее добежал, тот и становился водящим; водящий подбрасывал шар, остальные ударяли по шару палкой, стараясь попасть в него и успеть добежать до бума; бум – отметка, это могло быть бревно или камень; если в шар никто не попал, то били палками в бум, тот кто не попал в бум, становился водящим; в бум били с того же места, откуда били в шар; палку бросали в шар
|
Репортаж |
12. |
О календарных обрядах и праздниках:
- на праздники готовили «загибошники»: «яишники», с луком, с рыбой –«рыбники»; маленькие пирожки пекли редко, чаще большие «загибошники», потом из разрезали; пироги пекли на праздники: Троицу, Покров, Оспожин день, Рождество - Оспожин день «Рождество Богородицы» праздновали в сентябре, когда уберут урожай - здесь праздновали Троицу – летом, и Покров – осенью - были круговые качели: столб с веревкой, качались вокруг столба; были такие качели, когда сначала бегали вокруг столба, потом взлетали ПИВО - на праздники варили пиво в складчину; мужики складывались – кто сколько мог дать ржи - для пива были специальные чаны, для киселя бочки; пиво варили на конце деревни у ключа; были знатоки по изготовлению пива - проращивали рожь, затем сушили на овинах, мололи и оставляли выхаживать - пиво варили в чугунных котлах; котлы были покупные (привозили из Тотьмы) - пиво варили не на всю деревню, только на тех, кто соглашался на складчину; пиво варили в большие праздники - дома тоже варили пиво; секретов не было, «всяк знал, как пиво варить»
|
Репортаж |
13. |
У кого какая дроля У меня так педагог - фр. текста - напев
|
Наигрыш на гармони с частушкой и пляской |
14 |
Нажимай на нижние
- фр. текста - комм.: нижние голоса считались более веселые, верхние более грубые
|
Частушка |
15. |
- парни приходили на вечеру, садились, кто куда, могли сесть к девушке на колени (сейчас наоборот); раньше девушке стыдно было сесть на колени к парню, «нехорошо, бесчестно», такое поведение девушки осуждалось, про такую девушку говорили: «Бесстыдная девка» - подходили к гармонисту, просили поиграть и начинали плясать - девушки плясали с парнями на перепляс; если плясали с девушкой, то парень плясал, а девушка ходила вокруг парня, поворачиваясь, то в одну сторону, то в другую - парень мог переплясать со всеми девушками, сколько было на вечере, вызывая их на пляску по очереди - одну частушку могли повторить несколько раз - парень первой на пляску вызывал «полюбовницу» – любимую девушку, а дальше по порядку, или по симпатии - «в горюна» могли сидеть не обязательно со своей девушкой; «в горюне» недозволенного ничего не делали - при народе не целовались
|
Репортаж |
16. |
- местность называлась Семенжево, была Семенжевская церковь, вокруг нее были деревни
|
Репортаж |
17. |
О календарных обрядах и праздниках:
- праздновали Покров, приходили из других деревень МАСЛЕНИЦА - в войну Масленицу не праздновали - на лошадях мало катались, один раз видел, как приезжали мужики из другой деревни - маленькие дети с горы катались каждый день - костры не жгли - на Масленицу ждали в гости молодых, пекли блины, шаньги простые, без начинки; молодые приезжали в гости в понедельник масленичной недели, или накануне; за молодыми приезжал кто-либо из родственников ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК - девушек и парней купали в снегу: выкапывали в снегу ямку, девушку и парня сталкивали в эту ямку, припорашивали снегом, иногда обливали водой; так поступали с девушкой и парнем, которые дружили между собой - если они сопротивлялись, то их вытаскивали из дома силой и сталкивали в снежную яму; яма была не глубокой - некоторые сами ложились в яму, зная, что все равно не избежать данной процедуры - за ворот, за пазуху снег не клали - так валяли в снегу холостых парней и девушек - в чистый понедельник девушки старались не выходить на улицу, боясь, что их изваляют в снегу; валяли в снегу неженатые парни «из этой же партии»; такое валяние в снегу считалось очищением от всех грехов СВЯТКИ - на старый новый год «ворожили»: около полуночи девушки спускались в подполье, ставили там специальную свечку, два зеркала друг напротив друга, смотрели «суженого» – кто покажется; кому «суженый» показывался, а кому и гроб; это слышали от старших людей - гадали на овине, наверху, где сушили снопы: становились задом, ждали – если дотронется голая рука, значит, суждено выйти замуж за бедняка, а если мохнатая рука – за богатого; парни забирались в овин, пугали девушек; девушки думали, что черт их гладит мохнатой рукой - ходили «ворожить» на кресты «до нас» (в старину) - «ворожили» на шкурах у колодца, где варили пиво: зачерчивались, произносили какие-то слова, чтобы черти не унесли; была легенда: когда зачерчивались, хвост (шкура была от коровы, с хвостом) забыли зачертить, и черти утащили за хвост шкуры всех, кто гадал на ней; эту легенду слышал от своих деревенских стариков - на Новый год расстилали солому, или раскатывали поленницу от дома девушки до дома парня, с которым эта девушка гуляла; это делали для того, чтобы все знали, кто с кем гуляет - в Святки воровали сани, утаскивали их за деревню - был случай, когда девушки стащили сани и поволокли за деревню, а парень предложил им свою помощь, потом оказалось, что он стащил свои сани - старики относились к такому озорству спокойно – так делали всегда, «шпакурили» (т.е. насмехались); был случай, когда сани затащили на крышу и связали оглобли - замораживали двери: заливали водой или залепляли мокрым снегом РЯЖЕНЫЕ - наряжались «кулесами», «выряжёнками» - «выряжёнки» это, когда девушки наряжались в нарядную одежду, - «кулеса» наряжались кто во что, надевали вывернутую мехом наружу шубу и бегали по деревне, обходили каждый дом, плясали под гармонь, с «кулесами» ходил гармонист - приносили в дом снег – заходили в дом в валенках со снегом, пели песни, лица были закрыты - парни наряжались в женские юбки, девушки наряжались парнями; мазались сажей - слыхал, что где-то носили «покойника», здесь такого не было - ряженые меняли голос, чтобы их не узнали, ряженые плясали «гуртом» (т.е. все вместе) - плясали не так как на вечерах – топтались безо всякого ритма - парни махали руками; хозяева старались сорвать маску с лица - был случай, когда хозяин на «кулесов» пошел с ножом, а тот был ряженый в попа, и вместо кадила у него было ведро, он ведром ударил хозяина по голове; поп пел что-то на мотив молитвы; «кулесов» называли красивыми ЖАТВА - последний сноп на дожинках обмолачивали, сушили и пекли из этого зерна первый свежий хлеб или варили кашу - последний сноп приносили домой, сначала ставили в передний угол, потом обмолачивали;
|
Репортаж |
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |