Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 092 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чуровский с/с, д. Демсино 26.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П. |
||
Исп.: Скворцова Анастасия Яковлевна, 1928 г.р., род. на х. Колышкин (д. Якунькино)
|
||||
01 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- на могилу ставили крест, а в ноги покойника садили небольшое дерево (рябину, черемуху), потому что раньше оград не было, а крест мог сломаться, поэтому садили дерево, чтобы не потерялась могила - покойника старались обмыть, пока он не окостенел, обмывать приглашали родственников; обмывали теплой водой и тряпочкой, воду выливали к углу дома, там, где никто не ходит - в гроб клали чистые тряпочки, шили подушечку руками, не на машине, набивали ватой - покойника закрывали коленкором - в церкви дают проходную и венчик, чтобы класть на лоб; когда покойник лежит в гробе, икону кладут на него, а перед тем закрывать гроб, икону убирают из гроба - когда выносят гроб из дома, то по дороге от дома до кладбища кидают еловые ветки – «лапушки», в могилу на дно тоже кладут «лапушки», потом на них опускают гроб - в могилу бросают деньги (мелочь) – «откупают место»
|
Репортаж |
||
02 |
Дай местечко рабу Божью.
- снач. комм.: крестились и говорили, когда кидали в могилу деньги - текст
|
Приговор на кладбище |
||
03 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- если покойник снится, надо в церкви заказывать молебен - после кладбища дома обязательно моют руки, могут выносить на улицу ведро с водой, чтобы все могли вымыть руки, и полотенце, чтобы вытирались - когда гроб увозят на кладбище, дома остается кто-нибудь прибираться, надо вынести из дома еловые «лапушки» и сжечь их за деревней, потом моют в доме пол, начиная от переднего угла, собирают стол с закуской - плохие тряпки после покойника сжигают за деревней в той стороне, куда увозят покойника на кладбище - когда покойник лежит в доме, то в доме ставят таз с водой и марганцовкой, чтобы не было запаха, потом этот таз выливают около дома - раньше зажигали лампадку, обносили ее около гроба, читали молитвы - сейчас около гроба ставят свечки - покойника кладут головой к переднему углу вдоль половиц, ногами к дверям - когда в дом приходят люди прощаться с умершим, на гроб кладут деньги, потом, перед выносом гроба, эти деньги собирают и несут в церковь – «на свечку», в церкви на эти деньги покупают свечки, поминают в 20-й, 40-й день - когда после покойника убирают в избе, стулья переворачивают кверху ножками
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чуровский с/с, д. Демсино 26.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П. |
||
Исп.: Гренева Лидия Алексеевна, 1932 г.р. зд.
|
||||
04 |
- в Демсино праздновали Петров день, варили пиво, гнали самогонку, вечером девки из чужих деревень приходят в гости к девкам, а ребята – к ребятам, гуляли; девки угощали девок, а ребята – ребят
|
Репортаж |
||
05 |
- у пастуха был подпасок – молоденький паренек - если коров была «блудящая», не выходила из леса, на нее надевали «погромок» (колокол)
|
Репортаж |
||
06 |
- раньше считалось, что леший водил в лесу
|
Репортаж |
||
07 |
Отец разбудил сына с матюгами, отправил его в выгороду за лошадью, ему повстречался мужик (леший), сорвал с него крест, посадил к себе «на закукры» и унес. Мальчика искали трое суток. Люди сходили к старухе, она покричала чего-то в трубу и сказала, что тот мужик отпустит мальчика. Мальчик вышел из леса, от него пахло псиной. Старуха сказала, чтобы мать не обнимала сына, но мать не послушала, обняла сына и умерла на третий день.
|
Бывальщина |
||
08 |
Леший кажется другим людям каким-нибудь знакомым человеком. Бабка пошла в другую деревню, встретила знакомого мужика, он шел по левую сторону, это был леший. Леший перепрыгнул через огород, а бабка сказала: «Ой, Господи, мне не перепрыгнуть», леший тут же исчез. Она потом еще не сразу дорогу нашла.
|
Бывальщина |
||
09 |
- если человек с утра не умоется, то его может водить леший - леший боится молитвы, надо ходить «благословесь» - раньше были бабки, которые знались с лешим; такие люди должны перед смертью передать свои знания («колдовство») кому-нибудь (дочкам), иначе будут тяжело умирать - когда бабка хотела узнать, что стало с пропавшим в лесу человеком, она открывала «душник» (труба в печке для самовара) - чтобы не бояться покойника, трогают его за ноги
|
Репортаж |
||
10 |
- были женщины, которые снимали лишаи, чирьи, как-то наговаривали на сучки в стенах избы - в д. Мальгино есть старуха (живет в Череповце, а на лето приезжает в деревню), она лечит от радикулита, ходит по больному человеку ногами
|
Репортаж |
||
11 |
- если родители были против того, чтобы дочь выходила замуж, парень мог подговорить девку и увезти ее с беседы самоходкой; потом делали свадьбу
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чуровский с/с, п. Подгорный 27.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П. |
||
|
||||
12 |
- в Курье были праздники Никола вешняя и зимняя, Богослов; гуляли, пиво варили, пироги пекли
|
Репортаж |
||
13 |
- с младшими детьми нянчились старшие - у детей были зыбки, детей качали, байкали
|
Репортаж |
||
14 |
Спи, Витя, усыпай.
- фрагмент текста
|
Колыбельная |
||
15 |
- раньше с детьми много разговаривали и носили на руках, чтобы ребенок был ближе к маме - кормили грудью
|
Репортаж |
||
16 |
- мать рожала детей дома, отец приводил к ней бабушку, чтобы она помогала - рожали дома, в бане или в поле (летом) - отец при родах не присутствовал, это было «женское дело»
|
Репортаж |
||
17 |
- мужчина не умел доить коров; случай из жизни: жена рожала и послал мужа подоить корову, он не умел, пошел на двор, сел под корову, руки соскользнули с сосков и брякнули по ведру, он пришел, сказал жене, что оторвал у коровы титьки, они упали в ведро - женщины работали на сенокосе, жали, все делали вручную - мужчины всю зиму ездили в лес, заготавливали бревна, т.к. для каждого сына нужно было построить дом; только последний сын оставался в доме родителей, он должен был поить и кормить родителей до смерти
|
Репортаж |
||
18 |
- весь скот забрали в колхоз - колхозы были бедные, потому что руководителями ставили бедных, нищих или городских людей, которые не имели своего хозяйства, поэтому они не могли руководить колхозом - люди жили очень бедно, мать все, что было в доме, променяла на хлеб
|
Репортаж |
||
19 |
Об обрядах перехода в новый дом:
- когда заходили в новый дом, сначала запускали кошку, и сейчас так делают
|
Репортаж |
||
20 |
- детям заговаривали грыжу, золотуху (диатез) - золотуха – болезнь наследственная, передается ребенку - от этих болезней надо заговаривать, можно вылечить - когда ребенка выносили на улицу, у него затекали глаза гноем и ушки гноились, значит, у него была золотуха; ребенка свезли к бабке, она сказала придти к ней два раза на заре, она наговаривала, у ребенка все прошло - ребенка могли сглазить, тогда надо было спрыснуть с угольков и сказать какие-то слова - нельзя показывать маленьких детей, чтобы не сглазили
|
Репортаж |
||
21 |
- раньше в деревнях были торговые дома, в подвале (как первый этаж) была лавка, туда приходили за покупками – за промтоварами (ситцы и др.), за продуктами - раньше в какой деревне был праздник, в той деревне устраивалась ярмарка; это было до революции
|
Репортаж |
||
22 |
- когда снег начала таять, появлялись проталинки, дети босиком бежали туда, играли - летом играли в прятки - на проталинках играли с мячом, делали черту (клеточки) и скакали - мальчики играли в гонки – «попа гоняли», у них были биты (палки), они делали фигуры из столбиков и выбивали их - девочки и мальчики играли отдельно - в каждой деревне было несколько качелей, на них качались все лето - было чертово колесо (стульчики крутились кругом) - в деревне было две качели – маленькая для маленьких детей и большая качель («гигант») - чертово колесо крутили руками, оно крутилось кругом - дети бегали в лес, когда снег стаивал, играли на лужайках, пекли картошку
|
Репортаж |
||
23 |
- раньше за лесом следили, были лесники - родители учили своих детей пользоваться лесом - если человек заготовлял в лесу дрова, то нельзя было оставлять пенек выше 10 см, делянка должна была быть чистой, чтобы сучки не валялись, надо было их сжигать; лесник потом приходил и проверял, чистая ли делянка - в лесу пасли скот, поэтому лес содержали в чистоте - раньше брали только белые грибы и рыжики, других грибов не признавали
|
Репортаж |
||
24 |
- в Любомирове верили в колдовство, там леший «водил» скот и людей - на Угле был старик-колдун, который помогал людям найти скот и людей - бывало так, что корова «попадала на круг» (ходила по кругу, а выйти не могла), это значило, что ее «водит леший», старик говорил, что надо сделать, чтобы она вышла - привораживали людей другие люди – ворожеи - колдуны, которые помогали людям, считали, что у них «Божий дар», и денег за свою помощь не брали
|
Репортаж |
||
25 |
- дети раньше ходили босиком, обуви не было, поэтому весной на проталинки дети бегали босиком; в школу тоже ходили босиком - у детей раньше были только валенки, катали катовалы, приходили на дом и катали на всю семью, в это время жили в этой семье - для катания валенок на струне били овечью шерсть, потом складывали в формы, стирали - раньше кросна были в каждом доме, все ткали тканины, половики - раньше у невесты было все приданое тканое - верхняя одежда у мамы была из тонкой шерсти (кашемир?) - у девушек была одежда: юбки, сарафаны; юбки были «бористые» (много боров), сверху носили кофты; раньше носили пары (костюмы – юбка и казачок)
|
Репортаж |
||
26 |
- сказки – «складки», потому что их рассказывали, когда что в голову придет; их передавали из поколения в поколение
|
Репортаж |
||
27 |
Где ты ночку ночевала? Под листом на берёзке, Под кустом на осинке.
- текст - комм.: раньше с ребятами занимались больше, чем сейчас; эту потешку пели
|
Детская потешка |
||
28 |
Звонкие хлопошки, Где вы побывали, Что вы повидали?
- текст
|
Детская пестушка |
||
29 |
- На канаве] воду пил. Выпил рюмку, выпил две, Зашумело в голове.
- текст - комм.: такие «сказки» рассказывали, когда ребенка укладывали спать
|
Детская потешка |
||
30 |
- раньше дети не матюгались - если дети долго прогуляют, отец наказывал их – запрещал детей кормить, но мать потихоньку все равно кормила - отец не бил детей
|
репортаж |
||
31 |
Фима-коза, [Лубяные глаза] Где ты была?
- Коня пасла. - текст
|
Детская потешка |
||
32 |
Выше города плетень, На печи колачи, Как огонь горячи.
- текст - комм.: это присказка
|
Детская потешка |
||
33 |
Скрипи, липовая, Все по сёлам спят, По деревням спят.
- текст - комм.: эту песенку пели после сказки - пересказ сказки «Медведь на липовой ноге» - проба напева песенки, повтор
|
Песенка к сказке, сказка |
||
34 |
- отец занимался с детьми, нянчился - у мамы через полтора года рожались дети, она ребенка кормила один год грудью, потом отнимала от груди, передавала отцу, отец спал с ребенком, мама рожала следующего - раньше по воскресеньям и по праздникам не работали, мама наказывала дочерям, чтобы они не работали в эти дни - у каждого дома лежали бревна для строительства новых домов, бабы собирались на этих бревнах, разговаривали, с ними рядом играли маленькие ребятишки - младшая сестренка долго сосала грудь, до пяти лет, она уже стеснялась этого, подходила на улице к матери и говорила: «Мама, пойдём, дай титьки» - раньше делали жвачку из хлеба, завернутого в тряпку, его давали детям сосать - мальчику делали соску с медом, он целый день его сосал - самый лучший мед – с разнотравья
|
Репортаж |
||
35 |
Золотой гребешок, Выгляни на улку, Дам тебе рогульку, Масляную, Перемасляную.
- текст - комм.: эту песенку пела в сказке лиса, когда пришла за петушком
|
Песенка к сказке |
||
36 |
- песенка лисы: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко, Дам тебе горошка, Масляного, Перемасляного. (текст)
- петушок кричит: Котик-братик, Несёт меня лиса За дальние леса, За высокие горы, В глубокие норы, Спаси меня! (текст)
|
Сказка с песенкой |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чуровский с/с, п. Подгорный 27.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П. |
||
Исп.: Смирнова Римма Яковлевна, 1924 г.р., род. в д. Васильево
|
||||
37 |
- в Васильево был праздник Вознесеньев день, была гулянка, ходили кругами вокруг деревни с гармошкой, плясали; три-четыре человека брались под руки и шли – где гармонь, там и пляска - пекли пироги – с картошкой, с яйцами, с грибами, с ягодами - рогушки пекли каждый день, не в праздник - могли гулять неделю, гнали самогонку - на второй или третий день праздника могли приходить к соседу «на допивки», если у него оставалось пиво и самогонка - самогонку могли гнать из муки, ягод, из всего, чего было много
|
Репортаж |
||
38 |
О календарных обрядах и праздниках:
- Пасха: ходили в церковь на молебен - поп ходил по домам, собирал яйца – кто сколько даст, ребятишки ходили с попом, носили яйца, провожали его до дома - поп читал молитвы - попу давали яйца и пироги
|
Репортаж |
||
39 |
- КОНОНОВ ДЕНЬ (18 марта): в д. Дуброва приходил батюшка на каждый двор, святил углы во дворе и всю скотину - в каждой деревне был свой «общественный» праздник – в Васильево Вознесеньев день, а в Дуброве праздник Конана Гладаря - в такие праздники гуляли каждый в своем доме, приходили гости - бабушка пекла до пятидесяти пирогов; была большая родня с обеих сторон, приходило много гостей - дедушка гнал самогонку в овине, бабушка варила пиво - из солода варили целые корчаги сладкого теста, кисель варили из ржаной муки, потом хлебали с молоком или с суслом, кисель резали ножиком и раскладывали в тарелки
|
Репортаж |
||
40 |
- собирались со всей округи в одну деревню на беседу - парень звал девку в «Горе», если она ему понравилась, потом ее спрашивал: «Кого тебе позвать?»
|
Репортаж |
||
41 |
- Кому? - Римме! - От ково? - <…>
- снач. комм.: если парень пошел в «Горе» с другой девушкой, считалось, что он изменил, кричали «Трубу» - текст
|
Выкрик на беседе |
||
42 |
- в «Горе» могли облить водой парня с девкой - выгоняли из «Горя», говорили: «Выходи из «Горя»
|
Репортаж |
||
43 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: ходили «нарядные», плясали, надевали тулупы, пальто - наряжались «покойником», надевали простынь, «покойник» сам приходил; ряженые плясали, палкой орали; ряженым могил устроить «проводы» - «хвостанут» палкой - МАСЛЕНИЦА: жгли Масленицу, дедушка помогла ребятам собирать кузовки сенные (в которых носили коровам сено), их складывали в кучу и вечером поджигали, когда Масленица сгорала, нельзя было есть молока и мяса - Масленицу делали высокую, чтобы было видно в соседних деревнях, кузовки поднимали вверх - ребятишки со всей деревни собирали дрова для Масленицы; дедушка помогал ребятишкам делать Масленицу; жгли за деревней – «за усадьбами» - у костра ребятишки бегали, потом костер раскидывали - дедушка делал детям корёжки из дерева (как саночки), дети на них катались с горы, корёжки дедушка обливал водой, чтобы они заледенели
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Раменский с/с, д. Раменье 28.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Гуреева В.В., Кукушкин А.В. |
||
Басалаева Лидия Федоровна, 1937 г.р., род. в д. Ковжа (с № 58)
|
||||
44 |
Не ложися на краю, Придёт серой волчок, Тибя схватит за бочок.
- снач. комм.: детей «байкяли» - текст
|
Колыбельная |
||
45 |
Спи, моё родноё, Песенку спою.
- фрагмент текста
|
Колыбельная |
||
46
|
Спи, Андрюшенькя, усни, Спи, Андрюшенька усни Крепкой сон тибя возьми.
|
Колыбельная |
||
47 |
Прилетали гуленьки Стали гули ворковать, Стал Ондрюша засыпать.
- текст - комм.: детей пугали Букой - повтор текста
|
Колыбельная |
||
48 |
Начинали ворковать. Спать Андрюше не давать.
- фрагмент текста
|
Колыбельная |
||
49 |
Спи, Ондрюша дорогой, Спи-ко, мальчик милой мой.
- фрагмент текста
|
Колыбельная |
||
50 |
Думаёт, горюёт, Кабы мне валенки, Полушубок маленькёй, Шапоцьку папаху, Тёплую рубаху.
- текст (+)
|
Детская потешка (?) |
||
51 |
Где ты ночку начовала? - Там, там на болотце, В пригороде на завутре.
- текст - комм.: это «сказка», ее не пели
|
Детская потешка |
||
52 |
Прикованы коляска К ситу, к бриту, К серому корыту.
- фрагмент текста
|
Детская потешка |
||
53 |
- На конаве воду пил, Выпил рюмку. Выпил две, Зашумело в голове.
- фрагмент текста - комм.: эту не пели, рассказывали
|
Детская потешка |
||
54 |
Баюшки, баю, Я тибе, моя родная, Песёнку спою.
- фрагмент текста - фрагмент напева - комм.: читала в книжке стихотворения, потом рассказывала детям
|
Колыбельная |
||
55 |
Полтораста рублей сани, Полтора рубля дуга.
- фрагмент текста
|
Детская потешка |
||
56 |
- В огороде, баушка. - Чево делал, Саушка?
- фрагмент текста
|
Прибаутка |
||
57 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: кудесами ходили на беседы, девка наряжалась цыганом, моряком, плясала «по-парнячьи»
|
Репортаж |
||
58 |
- для девок и парней гармонь играла по-разному – «Русского» для женщин», «Хулигана» (наигрыш назывался «семисят вторая») для ребят, ребята плясали «наперебой», гармонист играл «под драку», тогда начиналась драка - плясали «Восьмёру», «Ленчика»
|
Репортаж |
||
59 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: «цыганом» наряжалась, надевала широкие брюки с напуском, рубаху, жилетку, сапоги; «цыганка» наряжалась в широкий сарафан, гадала и говорила: «Замарочила на весь век, проколупила весь мир» - «сдоблялись» и ходили по беседам, по домам ходили мало; «сдоблялось» много народу - «цыган» ходил с «цыганкой» - «покойником» наряжалась старуха - другие старухи на Рождество «сдоблялись» - «быка кололи», заносили человека, который «насдобился быком», и «кололи» его - «покойник» наряжался во все белое - наряжались «журавлём», брали швейку и махали ей; парень «клевал» девку, которая ему навредила; в швейку были воткнуты иголки, ими кололи девок - «коледовать» ходили, приходили женщины и врали «чего попало» девке, которая дружила с парнем, говорили ей что-нибудь про этого парня, девка должна была им что-нибудь дать |
Репортаж |
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |