Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 027 |
|
||||
|
|
ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская область, Харовский район, Кубинский с/с д. Сорожино 04.09.02.
|
Зап.: Зеленина О.Н., Гуляшова Н.С. |
Исп.: Селезнёва Лидия Ивановна, 1919 г.р., род. д. Злодеиха Кубинского с/с
1. |
- качели ставили в СПАСОВ ДЕНЬ в д.Бережок, на ДЕНИСИЯ - в д.Ивачино - ставили круговые качели, садились 2 человека, мужчины качали
|
Репортаж |
|
2. |
- собирались девушки, плели кружева - приходили парни с гармошкой, плясали - девушки плясали кругом по двое, пели частушки, парни плясали по одинке – сначала один, потом второй - горюн устраивали, отгораживали за занавеской, заводили девка и парень, кто первый выходил, вызывал девушку - те, кто дружит, могли другой горюн завести, до полвечера сидели - на гулянках было много горюнов, а на посиденках – один, горюн устраивали в одном месте
|
Репортаж |
|
3. |
- снач. комм.: если парень ушёл с другой девушкой, то кричали «Борода»
|
Выкрик на беседе |
|
4. |
- снач. комм.: если девка с другим пошла, то парню кричали - выкрик - комм.: имя называли - выкрик - комм.: кричали на весь дом, не один раз, кричали все вместе
|
Выкрик на беседе |
|
5. |
- кукол не было, шили детям родители, старушка из д. Горбатиха хорошо шила куклы - куклы были небольшие – 15 см., в сарафане с руками, с ногами, лицо рисовали, шили кукол из тряпочек - дети сами давали куклам имена - лепили игрушки из глины, из соломы делали куклы - детям колыбельные песни пели
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Харовский район, Кубинский с/с д. Чернухино 04.09.02. |
Зап.: Зеленина О.Н., Гуляшова Н.С. |
||
|
|
|
|
Исп.: Улочкина Анна Васильевна, 1925 г.р., род. д. Шабаниха Кубинского с/с
6. |
- после войны свадеб не делали - церковь была в д. Ивачино, не венчалась
|
репортаж |
|
7. |
- Иванов день (7 июля), Вознесеньев день, Васьянов день (23 октября) праздновали в д. Шабаниха - после войны в праздники варили брагу, до войны – пиво варили - Иванов день праздновали в д.Шабаниха, Тихвинскую праздновали в д. Большая (9 июля) - из одной деревни с одного праздника переходили на другой в другую деревню - праздновали два дня, родственники приезжали в гости, ночевали - по деревне ходили под руку девушки (взад, вперёд), парни своей партией шли с гармонью, останавливались на дороге, плясали «кружок» - ходили в гумна парень с девушкой целоваться (сейчас на дом ходят, раньше надо было всё воровски, чтобы родители не знали, сама прятала от родителей письмо парня, который был в армии) ИВАНОВ ДЕНЬ: - сейчас ходят купаться в росе после 24 часов - в деревне ходили из избы в избу, гармонистов приглашали ЗАГОВИНЬЕ: - красили яйца - на качели качались, платили за качание яйцами, качали взрослые мужики, за каждый круг качания – сколько-то яиц давали - за рекой в д.Филинская ставили круговую качель - качались весь день, почти до утра - те, кто налаживал качель, после праздника её убирали, чтобы не сломали беседки, в праздник опять налаживали - мужикам из д.Филинская надо было подзаработать, они ставили качель - о хозяйстве (единолично жили): 5 коров было, две лошади - катали яйца по лотку, выигрывали друг у друга - на ВТОРОЙ ДЕНЬ престольного праздника парни ходили по деревне, собирали яйца на селянку, ещё давали сметану, масла (скупые – меньше давали) - собирались на опохмелье: мужики своей артелью, женщины – своей и ребята своей, ребята собирали и девок кормили - селянку жарили у кого изба побольше, кто пускал - яйца варили в ТРОИЦУ, ЗАГОВИНЬЕ – яичный праздник
|
репортаж |
|
8. |
- по очереди девушки (сколько есть в деревне) отводили вечера - приходили на вечера ребята (пашуковские, гриденские), били керосиновую лампу – для форсу, бахвалились, били кулаком; могли кого-нибудь колонуть (девушке одной глаз вышибли) - собирались деревня на деревню, были случаи, что убивали кого-нибудь - девушка выходила замуж, делала плаканье, проплакивали девку, у неё в избе была гулянка, могли на плаканье драться, у сестры на плаканье пришёл парень с ружьём, стрелял в забор, в окна для форсу (остались дыры от пуль) - парни ходили с ножами - летом во время драки парни отламывали от огорода батоги, ими колотились, разнимать боялись - подруга парня, который дрался, могла разнимать - дрались деревня на деревню
|
репортаж |
|
9. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ: - варзать - делать на дурак, шалить - заливали ворота водой, поленницу раскидывали, в войну запрещали варзать, трубу закрывали, чтобы дым не прошёл, дровни, сани спускали к реке под гору - после войны наряжёнками не ходили ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК (понедельник – второй день Масленицы): - дети собирали всё ненужное, кто дрова давал, хлам, делали чучело – потом его жгли - «купали» девок и молодых в снегу - чучело (из соломы) жгли в поле ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: - ходят за вербушками - первое воскресенье после Пасхи - веточки вербы берегли, клали за иконы, потом выпускали скотинку с ней - в ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ (6 мая) - обходили с иконой дом
|
Репортаж |
|
10. |
И скотинка знай своё место, Свой хлев, свой двор
- снач. комм.: носили ремешок на себе, потом клали его под порог, через который будут выгонять скотину, чтобы скотинка через ремешок ходила, приговаривают - комм.: если скотинка перейдёт через ремешок, она станет домой ходить, пояс - верёвочка всё лето лежал под порогом, его не убирали, на следующий год другой клали
|
Приговор на выгон скотины |
|
11. |
- домовой живёт в хлеву - был случай, что домовой корову задушил (голова под кормушкой была), у другой коровы домовой хвост забрал, рассердился, это домовой незалюбил хозяев - ходили к старухам, чтобы задобрить домового, старухи наговаривали, всё налаживалось - в д.Хомок была старуха Фаина, если корова или лошадь на след попали, то ходили к ней, она снимала со следа, на второй день лошадь или корова приходили к дому - два телёнка убежали в лес, тоже ходили к старухе, она наговор делала на соль, на хлеб - одна хозяйка не в час выпустила овец, одна овца перепрыгнула через забор и убежала - невестку овцы пугались, фыркали, на стены скакали, им всё блазнило, ходила к старухе, она наговорила на воду, соли велела в ноздри и уши положить, дала муравьёв, перестали скакать, домой ходили, не терялись, старуха поясок велела положить - если овцы домой приходили, но боялись заходить, то тоже к старухе ходили - старуха Фаина на добро делала, лечила людей - телята терялись, если не в час выпускали или кто-нибудь сглаживал - одна женщина своих овец пасла и сглазила телёнка исполнительницы - в году есть 16 дней нехороших, выпустишь скотинку не в час – может что-нибудь случиться (также и для людей) - старуха с нечистой силой зналась, «на дурак делала»: привораживала, отвораживала - эта старуха Фаина дочери ничего не передала - когда умирают колдуны, они обязательно должны отдать свои знания, если не отдадут, то им умирать тяжело - старуха брала с людей мало денег, говорила: «Только Богу на свечку» - от грыжи детей лечила - если человек заблудился, ходили тоже к Фаине снимать со следа - у самой муж был коммунистом, не верил ни во что, у него нетель (не телилась года два) ушла, попала «на след», ходил к Фаине, та сказала, что нетель завтра вернётся - попасть на след – значит, нечистая сила водит, закрывает дорогу домой, надо «со следа» снимать - Леший водил – на след попадали, заблуждались - Фаина брала воду с трёх ключей в лесу, разную болезнь лечила водой с разных ключей, могла лечить болезнь водой с одного ключа, если не помогло, на другой ключ шла - в печи заслонку открывала, определяла какой наговор у людей – тяжёлый или лёгкий, если лёгкий, то лечила - водой изо рта сбрызгивали скотину - первой в дом запускали кошку, она нечистую силу, бесов выгоняла из дома
|
репортаж |
|
12. |
О календарных обрядах и праздниках:
Великий четверг: - нужно было до солнышка накормить петуха, чтобы он был сильным, никто его не обижал, кормили зерном или картошкой
|
репортаж |
|
13. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- причитали перед выносом гроба: «На кого оставляешь» - когда умрёт человек, ревели, не причитали - причитали на кладбище - в гроб кидали листья от веника |
репортаж |
|
|
- мыло, которым обмывали покойника, клали в гроб, чтобы он «там» помылся - сейчас поминают на 2-й, 9-й, 40-й дни - в войну и после войны – ставили крест деревянный, когда он сгнивал, на это место снова хоронили - хоронили около церкви - поминать ходили в церковь - в 40-й день приходили поминать в дом, накрывали стол (как на свадьбу)
|
|
|
Вологодская область, Харовский район, Кубинский с/с п. Нижнекубенский 05.09.02. |
Зап.: Зеленина О.Н., Гуляшова Н.С. |
||
|
|
|
|
Исп.: Дорофеева Фаина Евграфьевна, 1922 г.р., род. - д.Вондошь Яхренского с/с Усть-Кубинского р-на
14. |
- в 50-м году регистрировались - были причитанья - приходили сватать, были дружки, специальные люди - смотрины были: приезжали к невесте, её наряжали, заставляли кое-что сделать - раньше пряли, шили вручную, смотрели, как невеста шьёт на швейке, прядёт; это называлось «смотрины», были родственники жениха, смотрели, как невеста пройдёт по половице - наряжали невесту, одевали казачок – юбка и кофта с борами, на голове была шляпка, прикалывали к шляпке бант, одевали шляпку, когда к венцу поедут - к жениху ездили «смотреть место» для невесты - обе стороны смотрели, и свадьба была сначала у жениха, потом у невесты - когда невесту засватают, приходили подружки, невеста причитала, ей помогали подруги, были специальные женщины, которые всё знали - причитали накануне свадьбы, невеста сидела запорученной, причитали в своём доме - на свадьбе упевали свата и сваху, которые сватали - от венца молодых встречали родители жениха хлебом, солью на полотенце
|
репортаж |
|
15. |
О календарных обрядах и праздниках:
- в каждой деревне был свой праздник, и был общий – большой праздник, праздновали все деревни прихода церкви ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ: - Богородицин день (21 сентября) праздновали в д. Вондошь - гуляли два, три дня, приезжали гости из других деревень – родственники, знакомые, с которыми дружили, ночевали 2 ночи обязательно, могли и 3 ночи - приезжал батюшка (до 1930-х гг., в 1934 г. закрыли церковь), в д.Вондошь в часовне служил, потом ходил с иконами по домам, освещал дома и скотину, на выгоне скотину кропил водой - Пасху служили в главной церкви, после ПАСХИ ходили с «Богородицей» в каждый дом, сначала служили в часовне, потом заходили в каждый дом, там пели, батюшку угощали, чаем поили - в праздники молодёжь плясала, пела под гармошку, по деревне ходили, собирались в одном доме, потом переходили в другой - плясали девушки кружком, парни плясали на перепляс, пели песни - в ПАСХУ, ТРОИЦУ и ЗАГОВИНЬЕ варили и красили яйца - играли: катали яйца; в карты на яйца играли – кто больше очков наберёт, играли в доме женщины и мужики, играли в Троицу и Заговинье - выбивали (у кого крепче яйцо): зажимали в кулак и бились, чьё разобьётся яйцо – отдаёт, бились на улице ПАСХА: - ставили качели в каждом доме - в д. Яхреньга ставили большую качель на улице – столб с тремя верёвками и беседками - в доме на сарае вешали качели - большие качели раскачивали батогами
|
репортаж |
|
16. |
- собирались каждый день по очереди, девушки пели кружева, пряли - приходили парни - были три посиденки в разных избах: женщины постарше (старше 20 лет), средний возраст (до 20 лет) и молодые девушки (17 лет) - парни приходили на посиденки соответствующего возраста, им давали место сесть, они разговаривали, провожали девушек домой - если приходили парни с гармонью, девушки оставляли работу и плясали - собирались каждый день вечером, могли днём, если не было никакой работы - без работы собирались на праздники
|
репортаж |
|
17. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ (с Рождества до Крещенья): - не работали, только гуляли, веселились - ходили ряжеными: пожилые мужчины ходили, закрывали лицо, чтобы не узнали - рядились «покойником», заносили в настоящем гробу, приходили туда, где девушки собирались - девушек заставляли целовать «покойника» (прощаться), одевали «покойника» во всё белое – рубашку, кальсоны, накрывали холстом - водили «медведя» (надевали вывернутую овечью шкуру, на морду что-то навязывали), его заставляли плясать, он просил, чтобы дали что-нибудь хорошее - гадали: в зеркало смотрели, ходили в нежилую избу МАСЛЕНИЦА: - ребята собирали по деревне дрова, корзины, потом жгли в поле костёр, бегали кругом костра - катались кругом деревни на лошадях, не все деревни были на два порядка, не во всех можно было кругом кататься - катались молодые и пожилые, упряжь украшали лентами, колокольчиками, катались с песнями под гармошку, гармониста брали, заезжали в другие деревни, чтобы похвастаться СВЯТКИ: - молодёжь каталась на санках с горы - примораживали ворота у домов, поленницы раскатывали, повозки с горы спускали, запирали двери, в трубу опускали куриное перо – дым шёл в дом
|
репортаж |
|
18. |
- на 2-й день свадьбы гости марали всех сажей из печи из кожуха, мазали гости, которые оставались на второй день
|
репортаж |
|
19. |
О календарных обрядах и праздниках:
ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: - всех, кто попадёт, в снегу валяли, молодых валяли - гости уезжали по домам - на кануне ТРОИЦЫ (в пятницу, субботу) ставили около дома берёзки (в лесу вырубали), ставили не одну берёзку, в землю втыкали - берёзки стояли долго, когда завянут, убирали на дрова, берёзки ставили высокие
|
репортаж |
|
20. |
ПЕРВЫЙ ВЫГОН СКОТА: - выгоняли скотинку с веткой вербы (с вербного воскресенья), тут же скормят её скотинке (выбрасывать нельзя, она святая) - берёзку ставили под окошко, к иконам, их тоже отдавали скотинке
|
Репортаж |
|
21. |
На меня и на людей, На попову рожь, На наш ячмень
- текст - комм.: дети просили дождя на улице, нараспев кричали
|
Закличка |
|
Вологодская область, Харовский район, Кубинский с/с п. Нижнекубенский 05.09.02. |
Зап.: Зеленина О.Н., Гуляшова Н.С. |
||
|
|
|
|
Исп.: Великанова Анна Алексеевна, 1919 г.р., род. - д. Харинская Пустораменского с/с
Великанов Алексей Михайлович, 1954 г.р., род. д. Кудрявцево Иваченского с/с (с№23)
22. |
- за неделю до свадьбы к невесте приходили подруги – ровесницы, упричитывали, невеста была завешена платком – причитала, ревела - невесту под руки выводили на сарай с причётом - на свадьбу приходили женщины, пели песни, им за это родители жениха давали пирог со сковороды и литру вина - выводили невесту на сарай за двери, причитали - первый день была свадьба у жениха в его деревне, венчались - немолодые бабы на свадьбе пели песни, им надо было подать литр вина - жили бедно, было много детей (подавали детям пироги, хлеба)
|
репортаж |
23. |
- фр. наигрыша - комм.: это простая деревенская игра - наигрыш
|
наигрыш на гармони |
24. |
- комм.: это играли, когда плясали, а когда в деревню гармонист заходил, играл с переборами, под драку была игра
|
Наигрыш на гармони |
25. |
- Как гармошка заиграет,
Видно надо выходить, И подруг повеселить
- А вот какая я была, Да вот какая стала, Хулигану Мишеньке, да Подчиняться стала
- От Низовья до Посёлка Много маленьких полей, Здесь <нрзбр.> жить не хуже, Много лучше, веселей
|
Наигрыш на гармони |
26. |
- Ко мне хозяин тянется, да Про <нрзб.> Я сижу да думаю, Не пропил мил мою м…
- А вот какая я была, Да вот какая стала - фр. напева
|
Наигрыш на гармони |
|
|
ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |