Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2002-3 >>> Сямженский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 075

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Голузинский  с/с,

д. Пирогово

08.12.02.

 

Зап. Кулев А.В.,

 Чернышова Ю.А.,

 Соловьев Л.Г.

 

Исп.: Кузнецова Зоя Ивановна, 1940 г.р., род. - д. Ездунья Голузинского с/с (бывший Сидоровский с/с)

Кузнецов Василий Евгеньевич, 1937 г.р., род. – д. Пирогово

 

1.

Под пляску

 

Хорошо игрок играет,

Хорошо и пожелать

Я любила, лицемерила,

Заставила ругать

 

За веселую тальяночку

Чево и говорить

Мы желаем гармонисту

<>

 

 - комм.: плясуны пели частушку, дробили, кланялись гармонисту, говорили спасибо

- так плясали «кружка»

 

Наигрыш на гармони с частушками

2.

Под пляску

 

- ком.: девушка, когда заканчивала плясать, кланялась гармонисту, могла махнуть подолом

 

Наигрыш на гармони (играет Соловьев Л.Г)

3.

О традиционной одежде:

 

- в Кич-Городке девушки носили сарафаны широкие и длинные; женщины носили «пары». «казачки», широкие сарафаны – «дольники»

 

Репортаж

4.

О наигрышах:

 

- показ «прихвата»

- «основной перебор»

- игра «под крестики»

- можно мехом «лавировать»

- начало (показ)

- «прихват»

- кроме «основного перебора» есть «прихваты»

- мех меняется «согласно пляске»

- с «основного перебора» делается «переход» и «прихват»

- показ

- игра под дробь

- игра «на крестики»

- «прихват» делается всеми пальцами

- «прихватов» много

- показ различных «прихватов»

- (перебор типа «Барыня») – прихват, «согласно пляске»

- перебор под дробь – «по всему гребню»

- «переборы» и «прихваты» (играет Соловьев Л.Г.)

- «прихват аккордом», «по парам»

- игра состоит из «набора голосов»

- бывает игра «плавная» для старушек

- под песни играть нужно плавно, чтобы «не забивать песню», мех при этом ведется плавно

- раньше с гармонью ходили в любой мороз от деревни к деревне, глосса при этом не расстраивались

- были хорошие мастера, делали хорошие гармони, особенно кирилловские

- ремень при ходьбе надевается на плечо

 

Репортаж с показом наигрыша

5.

По деревне

 

- фр. наигрыша

- комм.: группа парней шла впереди, между ними гармонист

- позади шли девушки и подростки

- вперед выходил парень и плясал, его называли «ухарь»

- ухарь плясал, пел песни, «ухал»

- «ухарем» мог быть не каждый парень

- «ухарь» – «отпетый человек»

 

Наигрыш с комментариями

6.

О драках:

 

- «бузотёр» – парень, который затевал драку; «бузотёра» подговаривали начать драку, он включался в пляску, толкал плясуна провоцировал драку

- «бузотёр» толкал плечом – это означало начало драки; когда начиналась драка, «бузотёр» больше не участвовал, отходил в сторону

- дрались кулаками, ремнями с бляхами, камнями

- дрались больше в летний период, на улице

- «бузотера» подговаривал на драку «ухарь» – старший 

- «ухарь» – боевой человек

- «атаман» – главный в партии

- дрались «деревня на деревню»

- «партия» состояла примерно из 10 человек

- в одной деревне были 1-2 атамана

- когда начиналась драка, гармонист прекращал игру; гармониста в драке обычно не трогали, но могли разбить гармонь

- были частушки «про отпетого», их могли петь и девушки, и парни

 

Репортаж

7.

О наигрышах:

 

- «переборы» были у каждого игрока свои; «переборы» и «прихваты» были у всех разные

- в игре был основной «перебор» и неосновные «прихваты»

- один «перебор» не использовали, обязательно украшали игру «прихватом»

- фрагмент наигрыша «под пляску»

- «с придергом» не играли

- «под драку» играли быстро, резко, звонко

- «по деревне» играли медленно, «растяжно»

 

Репортаж с показом

8.

По деревне

 

- комм.: в игре чаще использовали средние голоса

 

Наигрыш на гармони

9.

По деревне

(другая игра)

 

Наигрыш на гармони

10.

О наигрышах:

 

- голоса меняли под пляску «со средних на нижние, с нижних на верхние»

- голоса меняли в зависимости от желания плясуна, гармонист угадывал желание плясуна по его пляске

- показ наигрыша на верхних голосах

- не все плясуны предпочитали верхние голоса

 

Репортаж с показом игры

11.

Под пляску

 

- снач. комм.: перед тем, как играть «на людях» долго «отшлифовывал свою игру», слушал других гармонистов

 

Наигрыш на гармони

12.

Под пляску

 

(подражание другому гармонисту

- комм.: гармон7исты могли друг другу подражать

- если не было хорошего гармониста, плясали под плохую игру

 

 

13.

Под пляску

 

- снач. комм.: пьяные могли плясать под любую игру – «хоть под заслонку»

 

Наигрыш на заслонке

14.

Под пляску

 

(на гармони – Соловьев Л.Г., на ложках  - Кузнецов В.Е.)

- комм.: были бубны, железные с шариком внутри

- «Вологодчина без драки, что цыган без лошади» – так говорили

 

Наигрыш на гармони в ансамбле с ложками

15.

О плясках:

 

- плясали  «на парочку», на перепляс

- была пляска «Сударушка»

 

 

16.

Под пляску

 

Выхожу плясать на пару,

Вызываешь и меня

Ты люби хорошу девушку

Любить буду и я.

 

Хорошо игрок играёт,

Хорошо и слушать-то.

Задушевная подруга,

Игроки и сушат-то

 

Вологодские робята

Носят серы валенки

(В.Е.)

 

Я пошла плясать по кругу

Выговариваю вам

Я тебя, хороший дроля

Не забуду никогда.

(З.И.)

 

< … >

От тово и маленьки

(В.Е.)

 

Хорошо играете

Игру не изменяете.

Какие вы хорошие,

Скажите, с кем гуляете?

 

Шел я ухарской дорожкой

И улегся на бочок

Подошла ко мне девчонка,

Поиграем землячок.

 

Поиграй повеселяе

Поиграй и поиграй.

Я тебе понапеваю,

Ты залетке передай.

 

Что ты ёжишься, корёжишься,

И щупать не даешь.

Будёшь ёжиться корёжиться

Не щупана уйдёшь

 

За веселую тальяночку

Спасибо миллион,

Идитё девушки, пляшитё

Хорошо играёт он.

 

- комм.: лучше, когда гармонист играет побыстрее; парень с девушкой перепевались частушками «под задор»: один запевал частушку, а другой в ответ пел свою; парень вызывал девушку на пляску, потом следующую и т. д., так до десяти девушек

 

Наигрыш на гармони с частушками и пляской

17.

Под пляску

 

Выхожу плясать на пару,

Вызываешь ты меня.

Ты люби хорошу девочку,

Любить буду и я.

 

Задушевная подруга,

Ты на милово не плюй,

Ее хлебом не накормишь

Все равно ей надо…

 

Поиграй повеселяе,

Нажимай на голоски,

Рубашка белая в полоску

Доводила до тоски.

 

В Красну Армию поехал

< … >

Дожидайся дорогая

Поздно вечерочиком

 

Дожидаться буду дролю,

Дожидаться буду я.

Если дролечка приедёт

< … >

 

В Красной Армии не дома,

Не у маменьки родной.

[ Не согреет самовара]

[ Не скричит: «Сынок домой»]

 

 

Проводила дролю в армию,

Второго накоплю.

Проводила бы и третьего,

Четвертого найду.

 

- комм.: раньше старые люди «Русского» не плясали, плясали только «кружком»; дробить стали позже

- Вологодчина без драки,

  Что цыган без лошади.

- фрагмент текста частушки

 

Наигрыш на гармони с частушками и пляской

Вологодская область,

Сямженский район,

Коробицинский с/с,

д. Арганово

08.12.02.

Зап. Кулев А.В.,

Чернышова Ю.А.,

 Соловьев Л.Г.

 

 

 

 

 

 

Исп.: Заварзин Сергей Александрович, 1932 г.р., род. - здешний

 

18.

О гармонях:

 

- гармонь была маленькая, меньше тальянки, без колокольчиков

- тальянка была маленькая, узкая с колокольчиками

 

Репортаж

19.

Сигнал

 

- снач. комм.: барабанку передавали друг, другу – «вешали на огород»

- барабанку делали из елки или сосны – «мелкослойки»

- пастух ходил по деревне – будил в 3 часа

- комм.: утром рано, в 3 часа, пастух проходил по деревне с барабанкой  - будил, а через час проходил снова – подавал сигнал «на выгон»

 

Наигрыш на барабанке

20.

Сигнал «на выгон»

 

- комм.: когда пастух собирал коров на пастбище, сигнал был другой

 

Наигрыш на барабанке

21.

Сигнал «сбор»

 

- комм.: это, когда приведет коров на пастбище

 

Наигрыш на барабанке

22.

Сигнал «сбор»

 

- фрагмент наигрыша

 

Наигрыш на барабанке

 

23

Сигнал «домой»

 

Наигрыш на барабанке

 

24.

О пастушеских обрядах:

 

- пастух свою барабанку никому не давал;

- у мальчишек-подпасков были свои барабанки;

- пастух свою барабанку всегда носил с собой, нигде не оставлял

- пастух знал приговоры от волков

 

Репортаж

25.

Сигнал

 

- комм.: стучали одной палкой по одному месту барабанки, а другая «палка ходит» – звук получался разный

- повторная запись

- повторная запись

 

Наигрыш на барабанке

26.

Сигнал «опасность»

 

- комм.: коровы понимали сигнал барабанки; по сигналу «опасность» коровы собирались в одно место

- пастуху помогали мальчишки-подпаски; подпаски оставались со стадом, когда пастух уходил домой; подпаски играли на барабанке – отпугивали волков

 

Наигрыш на барабанке

27.

Сигнал «отпугивание волков»

 

- снач. комм.: сигнал был обычный, только громче

- комм.: овец, коз, свиней пасли отдельно от коров

 

Наигрыш на барабанке

28.

О сказках:

 

- старики, старухи, нищие рассказывали сказки: про чертей, про ведьм

 

Репортаж

29.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

- ряженые меняли голос, чтобы не узнали, голос делали «погрубее»

- «выряжухи» надевали старую одежду

- маски делали из меха

 

Репортаж

30.

О пастушестве:

 

- барабанку передавали по очереди – кому следующему пасти скот; барабанку оставляли на заборе; кто пас последним, оставлял барабанку у себя (на заборе) до следующего сезона

- сейчас никто не барабанит

- раньше скот пасли в лесу; сейчас пасут около деревни

 

Репортаж

31.

О плясках:

 

- дети в плясках подражали взрослым; девочки плясали «кружка»; мальчики приглашали девочек

- дразнились «женихом» и «невестой»

 

Репортаж

32.

О прозвищах:

 

- в деревне больше знали друг друга по прозвищам; прозвища давались целой семье: «Земсковые», «Купалята», «Микулахины», «Карабачковы», «Фокинцевы»

- крестного называли «Ваня-горшок»

- по фамилиям не называли, а называли по прозвищам

 

Репортаж

33.

О народной медицине:

 

- мылись в печах, бань не было; могли поместиться в печи вдвоем

-  бабушка мыла детей в печи, парила, приговаривала: «Из ворот в ворота, во чистое поле…», чтобы дети росли здоровыми

- к бабушке ходили лечить болезни, она наговаривала на хлеб, на сахар

- болезни выгоняла в трубу

- знала много целебных трав, лечила травами

- бабушку звали Секлетинья; про нее говорили – «колдунья»

- через душник в трубу «скорби прогоняла» – человек выздоравливал

- знала много целебных трав, сушила, делала настойки

 

Репортаж

34

Из ворот ворот

Во чистое поле

 

- фр. текста

 

Заговор

 

35.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в Вербное воскресенье приносили вербы

- на Егорьев день эти вербы вставляли в ворота, где была икона Егория

- за вербой ходили в лес

- в Егорьев день с вербой и иконой обходили дом

 

Репортаж

36.

О жизни и быте:

 

- мылись в печи, бабушка парила, хлестала веником; ополаскиваться выходили на двор в любое время года

 

Репортаж

37.

О барабанках:

 

- барабанка, когда она сухая, была очень звонкая; стук ее раздавался далеко; в д. Чирковская барабанили, а здесь было слышно

 

Репортаж

38.

«Под пляску» (с переходом)

(на 2 и 5 ладах)

Наигрыш на балалайке

 

39.

Под пляску

 

- проба

Наигрыш на балалайке

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100