Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 089 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Фоминский с/с, д. Красново 23.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Гуреева В.В. |
||
Исп.: Смирнова Мария Ивановна, 1924 г.р., зд. Смирнов Александр Андреевич, 1926 г.р., зд. (гармонь 25х12)
|
||||
01 |
- ходили партия на партию – одна идет с одной стороны, с одного прихода (дубниковские), вторая с другой стороны (воронцовские, ефимовские); потом начиналась «схлёстка» - дрались тростками, кулаками - в один день одних прогоняли, в другой день – других; прогоняли кольями из огорода - парни кидали жеребей, кому начинать драку - парни боролись, кто кого свалит
|
Репортаж |
||
02 |
Пень берёзовой метём, Собиралися идти Осину горькую мети. - текст
|
Частушка |
||
03 |
- Троица, Фролов день: все собирались, самогонку гнали, варили пиво; приходили девки и ребята из чужих деревень - за столом угощались у всех по очереди отдельно парни, отдельно девки, отдельно мужики; потом ходили угощаться в другую деревню - парни и девки приходили в гости, их местные парни и девки угощали в своих домах; парни и девки гуляли отдельно - в праздники гуляли три дня - мужики могли так загулять, что женам приходилось их потом выкупать
|
Репортаж |
||
04 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ПАСХА: красили яйца; девки дарили игрокам (гармонистам) крашеные яйца за то, что они играют в гармонь; каждая девка дарила по два-три яйца - на горе была деревянная «качеля»
|
Репортаж |
||
05 |
- один день свадьбы отмечали у жениха, а второй день («отводины») у невесты; у жениха гуляли родня невесты, а у невесты – женихова родня - жених мог увести невесту с беседы самоходкой; у жениха с невестой был «уговор»; потом молодые приходили к своим родителям, извинялись; для молодых родители собирали чаепитие; потом расписывались в сельсовете и делали свадьбу - невеста-самоходка до свадьбы жила у жениха - когда свадьба (застолье) начиналась, мужики на улице стреляли из ружей, каждому, кто стрелял, подносили вина; когда стреляли, значит, поздравляли молодых - на свадьбе могли шутить, однажды в черную избу запустили голубей, вся сажа полетела на гостей - ребятишки смотрели на свадьбу с печки - приходили ряженые, посили угощенье. Их угощали - «кроёноё» бросали – нарезали пирог маленькими кусочками, бросали их во время застолья на пол, а народ, который стоял у дверей, ловил кусочки - бабушка накрывалась вместе с невестой шалью и причитала, все плакали; были причеты
|
Репортаж |
||
06 |
Дак поревишь за столбом.
- текст
|
Поговорка |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Любомировский с/с, д. Любомирово 24.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Суворова Л.М. |
||
Исп.: Мельникова Татьяна Александровна, 1915 г.р., род. в д. Поповка Угольского с/с
|
||||
07 |
- ПЕРВЫЙ СПАС (14 августа): была ярмарка; дедушка давал внукам деньги (несколько копеек) на «сусленики» (пряники) - на ярмарке строили ряды; приезжали торговцы из разных мест, было много товаров - парни играли, девушки плясали - делали большую качель, качались; девушки гуляли в ярких платьях - ВЗДВИЖЕНЬЕ: ходили гулять к Вздвиженью - ПЕРВЫЙ СПАС: на ярмарке торговали два дня; одежда была яркая (красная)
|
Репортаж |
||
08 |
О календарных обрядах и праздниках:
- РОЖДЕСТВО: девочки бегали, колядовали, их угощали; дедушка играл на ложках, когда приходили колядовщики - большие парни ходили по домам с балалайками
|
Репортаж |
||
09 |
- невесту могли выдать замуж силой, невеста плакала
|
Репортаж |
||
10 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- гроб делали на повити - покойника обмывали на полу, на простыни; одежда была приготовлена к смерти заранее - в Троицу все родственники ходят на кладбище - поминальные дни: утром на второй день, девятый, сороковой дни, годовщина
|
Репортаж |
||
11 |
- здесь празднуют второй Спас (19 августа); бабушки до сих пор отмечают
|
Репортаж |
||
12 |
- жали серпами - ячмень, овес косили косами - весной дедушка пахал, боронил - снопики ставили на печку
|
Репортаж |
||
13 |
- дети бегали из соседней деревни в д. Поповка качаться на качелях - в доме попа на повити была сделана качель, туда тоже дети собирались играть
|
Репортаж |
||
14 |
- церковь называлась по празднику, например, Спас; на вопрос: «Где похоронен? (тот или иной человек)», отвечали: «У Спаса»
|
Репортаж |
||
15 |
- бабушка вылечила дедушку от заражения крови; смазывала холщовую тряпочку закваской от хлебного теста и привязывала ее к зараженной ноге - бабушка сама лечила внуков от простуды горячим молоком с каким-то лекарством
|
Репортаж |
||
16 |
- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: рвали вербу, ставили ее к иконам - ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: с вербушками выгоняли коров на пастбище - бабушка пекла пироги, складывала в корзинку, внучка носила эти пироги на пастбище пастуху
|
Репортаж |
||
17 |
О календарных обрядах и праздниках:
- осенью парили кадушки вересом, для этого ходили за вересом; на дно кадушки клали верес, нагревали камни на углях, клали сверху и заливали горячей водой; так парили, чтобы кадушки не протекали, чтобы был хороший запах - ПАСХА: красили яйца, делали сырную пасху, пекли куличи; бабушка специально к Пасхе проращивала зерна (овес), чтобы выросли небольшие всходы, потом в эту зеленую травку клала крашеные яички, кулич, пасху - ждали попа, чтобы он все освятил, без этого не разрешали есть - <о советском времени> - батюшка ездил на лошади по всем деревням своего прихода, ходил по домам - если рождался ребенок или человек тяжело болел, ездили за батюшкой на лошади, батюшка приезжал, крестил ребенка или отпевал тяжелобольного - в Пасху обходить дома батюшка начинал со своей деревни Поповки; батюшку угощали - попа в каждом доме приглашали за стол, пиво варила сама бабушка, пиво подносили в ендове (медная посуда с «рылом») - с попом по домам ходил псаломщик - поп сначала в доме читал молитву, кадил кадилом, брызгал святой водой – освящал яйца, сырную пасху, куличи и др. еду - сырная пасха готовилась из творога, яиц, сметаны в деревянной форме с крестиками
|
Репортаж |
||
18 |
- по домам ходили мастера – шили шубу, «катал¿» катали валенки - умения мастеров передавались из поколения в поколение - «бондырь» делал бочки, кадки, шайки
|
Репортаж |
||
19 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: ездили по дороге кругом д. Самсоницы; лошади были украшены колокольчиками, разноцветными тряпочками, сани были хорошие («выездные»); дети выходили смотреть, как катаются; в санях два человека сидело, а один правил лошадьми - парни катали девушек - катались с гор на фанерах; гора была высокая (двадцать ступенек); катались в корыте (обливали его водой); катались по очереди, пока один не съедет, второго не пускали съезжать - заранее готовили то, что будут сжигать (пни) - вокруг костра плясали и пели песни - пни для костра брали в «подскотинах» (где, пасли коров), они оставались от срубленных деревьев; пни корчевали осенью, готовили к Масленице - РОЖДЕСТВО: старались к этому дню убрать дрова, чтобы их не раскидали и не засунули в трубу - МАСЛЕНИЦА: в Широгорье или в Поповке делали чучело (руки из палок, борода); чаще чучело делали как мужчину, делали борода изо льна, надевали пальто или фуфайку; чучело стояло в деревне (?) - у костра что-то кричали
|
Репортаж |
||
20 |
- детей качали в зыбке - детские кроватки делал муж, к ним привязывали веревочки и качали - терли картошку, ставили на ночь под гнет, чтобы вышла вода с крахмалом, потом тертую картошку обваливали в крахмале и пекли лепешки («деруны»), этим кормили детей, даже соседские дети приходили есть; эти «деруны» давали детям с собой, когда они уходили в детский сад
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Любомировский с/с, д. Любомирово 24.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Суворова Л.М. |
||
Исп.: Кудрявцева Галина Григорьевна, 1920 г.р., род. в д. Лёва Еремеевского с/с Тимофеева Мария Григорьевна, 1918 г.р., род. в д. Лёва Еремеевского с/с
|
||||
21 |
- играли в «колесилки», закатывали мячик в ямочки
|
Репортаж |
||
22 |
На миня и на людей, На миня по крошке, На людей по ложке.
- текст - комм.: маленькие дети кричали, когда шел дождь - текст
|
Закличка на дождь |
||
23 |
- дети с десяти лет помогали взрослым работать – мяли, трепали, ткали
|
Репортаж |
||
24 |
- девки собирались в одном доме, приходили ребята с гармонью; плясали, играли - в темной комнате было «Горё», ребята вызывали девок к себе, там сидели, обнимались, целовались; если девку не вызывали, то ей было стыдно; если девка была «не люба», ее парень приглашал в шутку и мог запачкать ее сажей - играли в «Заиньку», играли несколько человек «кругом» под гармошку; парни приглашали девушек - плясали «по одинке», танцев не было; плясали и парни, и девки - были драки, ребята били лампы, если раздерутся из-за невест - собирались в той избе, в которую пускали хозяева; собирались по очереди в разные дома - на беседу могли собираться не меньше тридцати человек; на беседу начинали ходить с 15-16 лет; маленькие дети (10-11 лет) собирались на беседу отдельно; маленьких к большим на беседу не пускали - матери ходили на беседы смотреть - беседа начиналась с пляски: сначала все девки «перепляшут», потом пляшут ребята - летом в деревнях были гулянки - матери приходили на беседу, стояли у дверей и смотрели на своих девок, с кем они сидят; если жених не нравился, матери ругали дочерей; матери находились до конца беседы
|
Репортаж |
||
25 |
О престольных праздниках, уличных гуляниях:
- гулянки проходили на улице; на гулянках девки гуляли с парнями; беседы походили только в домах - гулянка была в праздник Божьей Матери, в Браткове – в Вознесеньёв день, в Павликове – в Казанскую, в Ильин день, в Миронкове <…> - гулять начинали под вечер, днем работали; отец наказывал дочери придти с гулянки в определенный час - в праздники ходили в церковь
|
Репортаж |
||
26 |
- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: скотинку в день первого выгона освящали водичкой с какими-то словами - обходили вокруг двора, чтобы не было пожаров, чтобы скотинка домой ходила; мать с отцом брали в руки крестики, говорили какие-то слова
|
Репортаж |
||
27 |
- на «веселых» беседах девушки переодевались в другой «снаряд» в отдельном доме - на простых беседах не переодевались, а на «веселых» переодевались в три наряда - на «веселые» приглашали в гости из других деревень тех девушек, у которых сами гостили; гостей угощали, кормили дома - девушки на беседы ходили в туфлях на низком каблуке, ходили в носочках, а не в чулках, потому что было жарко - белье «жарили» в печках, боролись со вшами; девки старались выводить вшей, чтобы не ходить с ними на беседу
|
Репортаж |
||
28 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: приходили ряженые; парни наряжались в старух, а девки одевались в мужскую одежду, плясали и пели по-мужски - 8 МАРТА (?): мать пекла «жавораток» - птичек с крылышками, потом давала детям, они ели птичек; «жаворат» готовили из белого теста
|
Репортаж |
||
29 |
- если жених высватывал девушку, то сразу уводил ее к себе домой
|
Репортаж |
||
30 |
Не видала мёртвова, Ему вырыли могилу Из песку из жёлтова.
- текст
|
Частушка |
||
31 |
И мине бы помереть, Некоторой некоторова Не стали бы жалеть.
- текст - комм.: такие частушки пели на беседах
|
Частушка |
||
32 |
Ты со мной, а я с тобой, Только нету перед нами Нашей пары боевой.
- текст
|
Частушка |
||
33 |
- раньше были разные бабушки, которые лечили людей и скотинку - бабушки делали «привод» на скотину - за лечение бабушки денег не брали - если бабушку приглашали на дом, то ее кормили и давали денежек - раньше сушили разную травку
|
Репортаж |
||
34 |
О календарных обрядах и праздниках:
- бегали на кресты (на перекресток) колядовать (?), боялись нечистой силы, там было «опасно»; на крестах зачерчивались с какими-то словами и расчерчивались; бегали гадать
|
Репортаж |
||
35 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- родственники сами обмывали покойника - причитали на кладбище и, когда везли хоронить - покойник лежал в доме два дня вдоль пола; на третий день хоронили - в гроб клали цветочки, денежки, расческу, чтобы он там расчесывался, мыло, чистое полотенце, чтобы он там мылся и вытирался - после похорон на передний угол дома вешали тряпочку, она висела до сорокового дня, чтобы душенька приходила вытираться; тряпочку вешали на палочку; в сороковой день эту тряпочку опускали в реку по течению, чтобы она уплыла - покойнику ставили стопку с водкой, она стояла сорок дней - после кладбища всегда моют руки - на поминки приглашали тех, кто копал могилу, своих родственников; чужие люди тоже могли приходить на поминки, их обязательно угощали - считалось плохо, если умирали некрещеные дети, их хоронили вместе со всеми
|
Репортаж |
||
36 |
О родильно-крестильных обрядах:
- новорожденных детей крестили через несколько дней после рождения - на крестины приглашали крестных - ребенка могла крестить бабушка (не родная); бабушка крестила так же, как поп, читала молитвы - детей могли сглазить - рожали дома, бабушки приходили помогать роженице
|
Репортаж |
||
37 |
Спи, мой милой, засыпай.
- снач. комм.: маленьких детей байкали - фрагмент текста
|
Колыбельная |
||
38 |
- маленьким детям делали соску – хлеб с солью, завернутый в марлю - детям шили куклы с ножками, ручками и глазками
|
Репортаж |
||
39 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: делали очень большой костер по-за деревне, чтобы не было пожара - дети воровали для костра дрова из поленниц, колеса от тракторов - с Масленицей прощались
|
Репортаж |
||
40 |
Не дала нам погулять.
- снач. комм.: Масленицу ругали - фрагмент текста - комм.: дети кричали
|
Масленичная припевка |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Любомировский с/с, д. Любомирово 24.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Суворова Л.М. |
||
|
||||
41 |
- в д. Дорки был праздник Вздвиженьёв день (определяли по церкви), в этот день была гулянка - церковь потом разрушили, сломали иконостас, сделали склад зерна |
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |