Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2003-1 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 089

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Фоминский с/с,

д. Красново

23.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.

Исп.: Смирнова Мария Ивановна, 1924 г.р., зд.

Смирнов Александр Андреевич, 1926 г.р., зд. (гармонь 25х12)

 

01

О драках:

 

- ходили партия на партию – одна идет с одной стороны, с одного прихода (дубниковские), вторая с другой стороны (воронцовские, ефимовские); потом начиналась «схлёстка»

- дрались тростками, кулаками

- в один день одних прогоняли, в другой день – других; прогоняли кольями из огорода

- парни кидали жеребей, кому начинать драку

- парни боролись, кто кого свалит

 

Репортаж

02

Мы с товарищом вдвоём

Пень берёзовой метём,

Собиралися идти

Осину горькую мети.

- текст

 

Частушка

03

О престольных праздниках:

 

- Троица, Фролов день: все собирались, самогонку гнали, варили пиво; приходили девки и ребята из чужих деревень

- за столом угощались у всех по очереди отдельно парни, отдельно девки, отдельно мужики; потом ходили угощаться в другую деревню

- парни и девки приходили в гости, их местные парни и девки угощали в своих домах; парни и девки гуляли отдельно

- в праздники гуляли три дня

- мужики могли так загулять, что женам приходилось их потом выкупать

 

Репортаж

04

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: красили яйца; девки дарили игрокам (гармонистам) крашеные яйца за то, что они играют в гармонь; каждая девка дарила по два-три яйца

- на горе была деревянная «качеля»

 

Репортаж

05

О свадебном обряде:

 

- один день свадьбы отмечали у жениха, а второй день («отводины») у невесты; у жениха гуляли родня невесты, а у невесты – женихова родня

- жених мог увести невесту с беседы самоходкой; у жениха с невестой был «уговор»; потом молодые приходили к своим родителям, извинялись; для

молодых родители собирали чаепитие; потом расписывались в сельсовете и делали свадьбу

- невеста-самоходка до свадьбы жила у жениха

- когда свадьба (застолье) начиналась, мужики на улице стреляли из ружей, каждому, кто стрелял, подносили вина; когда стреляли, значит, поздравляли молодых

- на свадьбе могли шутить, однажды в черную избу запустили голубей, вся сажа полетела на гостей

- ребятишки смотрели на свадьбу с печки

- приходили ряженые, посили угощенье. Их угощали

- «кроёноё» бросали – нарезали пирог маленькими кусочками, бросали их во время застолья на пол, а народ, который стоял у дверей, ловил кусочки

- бабушка накрывалась вместе с невестой шалью и причитала, все плакали; были причеты

 

Репортаж

06

Не поревишь за столом,

Дак поревишь за столбом.

 

- текст

 

Поговорка

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Любомировский с/с,

д. Любомирово

24.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Суворова Л.М.

Исп.: Мельникова Татьяна Александровна, 1915 г.р., род. в д. Поповка Угольского с/с

 

07

О престольных праздниках:

 

- ПЕРВЫЙ СПАС (14 августа): была ярмарка; дедушка давал внукам деньги (несколько копеек) на «сусленики» (пряники)

- на ярмарке строили ряды; приезжали торговцы из разных мест, было много товаров

- парни играли, девушки плясали

- делали большую качель, качались; девушки гуляли в ярких платьях

- ВЗДВИЖЕНЬЕ: ходили гулять к Вздвиженью

- ПЕРВЫЙ СПАС: на ярмарке торговали два дня; одежда была яркая (красная)

 

Репортаж

08

О календарных обрядах и праздниках:

 

- РОЖДЕСТВО: девочки бегали, колядовали, их угощали; дедушка играл на ложках, когда приходили колядовщики

- большие парни ходили по домам с балалайками

 

Репортаж

09

О свадебном обряде:

 

- невесту могли выдать замуж силой, невеста плакала

 

Репортаж

10

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- гроб делали на повити

- покойника обмывали на полу, на простыни; одежда  была приготовлена к смерти заранее

- в Троицу все родственники ходят на кладбище

- поминальные дни: утром на второй день, девятый, сороковой дни, годовщина

 

Репортаж

11

О престольных праздниках:

 

- здесь празднуют второй Спас (19 августа); бабушки до сих пор отмечают

 

Репортаж

12

О полевых работах:

 

- жали серпами

- ячмень, овес косили косами

- весной дедушка пахал, боронил

- снопики ставили на печку

 

Репортаж

13

О детском воспитании:

 

- дети бегали из соседней деревни в д. Поповка качаться на качелях

- в доме попа на повити была сделана качель, туда тоже дети собирались играть

 

Репортаж

14

О местных названиях:

 

- церковь называлась по празднику, например, Спас; на вопрос: «Где похоронен? (тот или иной человек)», отвечали: «У Спаса»

 

Репортаж

15

О лечении:

 

- бабушка вылечила дедушку от заражения крови; смазывала холщовую тряпочку закваской от хлебного теста и привязывала ее к зараженной ноге

- бабушка сама лечила внуков от простуды горячим молоком с каким-то лекарством

 

Репортаж

16

О скотоводческих обрядах:

 

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: рвали вербу, ставили ее к иконам

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: с вербушками выгоняли коров на пастбище

- бабушка пекла пироги, складывала в корзинку, внучка носила эти пироги на пастбище пастуху

 

Репортаж

17

О календарных обрядах и праздниках:

 

- осенью парили кадушки вересом, для этого ходили за вересом; на дно кадушки клали верес, нагревали камни на углях, клали сверху и заливали горячей водой; так парили, чтобы кадушки не протекали, чтобы был хороший запах

- ПАСХА: красили яйца, делали сырную пасху, пекли куличи; бабушка специально к Пасхе проращивала зерна (овес), чтобы выросли небольшие всходы, потом в эту зеленую травку клала крашеные яички, кулич, пасху

- ждали попа, чтобы он все освятил, без этого не разрешали есть

- <о советском времени>

- батюшка ездил на лошади по всем деревням своего прихода, ходил по домам

- если рождался ребенок или человек тяжело болел, ездили за батюшкой на лошади, батюшка приезжал, крестил ребенка или отпевал тяжелобольного

- в Пасху обходить дома батюшка начинал со своей деревни Поповки; батюшку угощали

- попа в каждом доме приглашали за стол, пиво варила сама бабушка, пиво подносили в ендове (медная посуда с «рылом»)

- с попом по домам ходил псаломщик

- поп сначала в доме читал молитву, кадил кадилом, брызгал святой водой – освящал яйца, сырную пасху, куличи и др. еду

- сырная пасха готовилась из творога, яиц, сметаны в деревянной форме с крестиками

 

Репортаж

18

О традиционных промыслах:

 

- по домам ходили мастера – шили шубу, «катал¿» катали валенки

- умения мастеров передавались из поколения в поколение

- «бондырь» делал бочки, кадки, шайки

 

Репортаж

19

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: ездили по дороге кругом д. Самсоницы; лошади были украшены колокольчиками, разноцветными тряпочками, сани были хорошие («выездные»); дети выходили смотреть, как катаются; в санях два человека сидело, а один правил лошадьми

- парни катали девушек

- катались с гор на фанерах; гора была высокая (двадцать ступенек); катались в корыте (обливали его водой); катались по очереди, пока один не съедет, второго не пускали съезжать

- заранее готовили то, что будут сжигать (пни)

- вокруг костра плясали и пели песни

- пни для костра брали в «подскотинах» (где, пасли коров), они оставались от срубленных деревьев; пни корчевали осенью, готовили к Масленице

- РОЖДЕСТВО: старались к этому дню убрать дрова, чтобы их не раскидали и не засунули в трубу

- МАСЛЕНИЦА: в Широгорье или в Поповке делали чучело (руки из палок, борода); чаще чучело делали как мужчину, делали борода изо льна, надевали пальто или фуфайку; чучело стояло в деревне (?)

- у костра что-то кричали

 

Репортаж

20

О детском воспитании:

 

- детей качали в зыбке

- детские кроватки делал муж, к ним привязывали веревочки и качали

- терли картошку, ставили на ночь под гнет, чтобы вышла вода с крахмалом, потом тертую картошку обваливали в крахмале и пекли лепешки («деруны»), этим кормили детей, даже соседские дети приходили есть; эти «деруны» давали детям с собой, когда они уходили в детский сад

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Любомировский с/с,

д. Любомирово

24.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Суворова Л.М.

 Исп.: Кудрявцева Галина Григорьевна, 1920 г.р., род. в д. Лёва Еремеевского с/с

Тимофеева Мария Григорьевна, 1918 г.р., род. в д. Лёва Еремеевского с/с

 

21

О детских играх:

 

- играли в «колесилки», закатывали мячик в ямочки

 

Репортаж

22

[Дождик], лей, лей, лей

На миня и на людей,

На миня по крошке,

На людей по ложке.

 

- текст

- комм.: маленькие дети кричали, когда шел дождь

- текст

 

Закличка на дождь

23

О детском воспитании:

 

- дети с десяти лет помогали взрослым работать – мяли, трепали, ткали

 

Репортаж

24

О беседах:

 

- девки собирались в одном доме, приходили ребята с гармонью; плясали, играли

- в темной комнате было «Горё», ребята вызывали девок к себе, там сидели, обнимались, целовались; если девку не вызывали, то ей было стыдно; если девка была «не люба», ее парень приглашал в шутку и мог запачкать ее сажей

- играли в «Заиньку», играли несколько человек «кругом» под гармошку; парни приглашали девушек

- плясали «по одинке», танцев не было; плясали и парни, и девки

- были драки, ребята били лампы, если раздерутся из-за невест

- собирались в той избе, в которую пускали хозяева; собирались по очереди в разные дома

- на беседу могли собираться не меньше тридцати человек; на беседу начинали ходить с 15-16 лет; маленькие дети (10-11 лет) собирались на беседу отдельно; маленьких к большим на беседу не пускали

- матери ходили на беседы смотреть

- беседа начиналась с пляски: сначала все девки «перепляшут», потом пляшут ребята

- летом в деревнях были гулянки

- матери приходили на беседу, стояли у дверей и смотрели на своих девок, с кем они сидят; если жених не нравился, матери ругали дочерей; матери находились до конца беседы

 

Репортаж

25

О престольных праздниках, уличных гуляниях:

 

- гулянки проходили на улице; на гулянках девки гуляли с парнями; беседы походили только в домах

- гулянка была в праздник Божьей Матери, в Браткове – в Вознесеньёв день, в Павликове – в Казанскую, в Ильин день, в Миронкове <…>

- гулять начинали под вечер, днем работали; отец наказывал дочери придти с гулянки в определенный час

- в праздники ходили в церковь

 

Репортаж

26

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: скотинку в день первого выгона освящали водичкой с какими-то словами

- обходили вокруг двора, чтобы не было пожаров, чтобы скотинка домой ходила; мать с отцом брали в руки крестики, говорили какие-то слова

 

Репортаж

27

О беседах:

 

- на «веселых» беседах девушки переодевались в другой «снаряд» в отдельном доме

- на простых беседах не переодевались, а на «веселых» переодевались в три наряда

- на «веселые» приглашали в гости из других деревень тех девушек, у которых сами гостили; гостей угощали, кормили дома

- девушки на беседы ходили в туфлях на низком каблуке, ходили в носочках, а не в чулках, потому что было жарко

- белье «жарили» в печках, боролись со вшами; девки старались выводить вшей, чтобы не ходить с ними на беседу

 

Репортаж

28

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: приходили ряженые; парни наряжались в старух, а девки одевались в мужскую одежду, плясали и пели по-мужски

- 8 МАРТА (?): мать пекла «жавораток» - птичек с крылышками, потом давала детям, они ели птичек; «жаворат» готовили из белого теста

 

Репортаж

29

О свадебном обряде:

 

- если жених высватывал девушку, то сразу уводил ее к себе домой

 

Репортаж

30

Егодиночку убили,

Не видала мёртвова,

Ему вырыли могилу

Из песку из жёлтова.

 

- текст

 

Частушка

31

Ягодиночку убили

И мине бы помереть,

Некоторой некоторова

Не стали бы жалеть.

 

- текст

- комм.: такие частушки пели на беседах

 

Частушка

32

Задушевная подруга,

Ты со мной, а я с тобой,

Только нету перед нами

Нашей пары боевой.

 

- текст

 

Частушка

33

О лечении:

 

- раньше были разные бабушки, которые лечили людей и скотинку

- бабушки делали «привод» на скотину

- за лечение бабушки денег не брали

- если бабушку приглашали на дом, то ее кормили и давали денежек

- раньше сушили разную травку

 

Репортаж

34

О календарных обрядах и праздниках:

 

- бегали на кресты (на перекресток) колядовать (?), боялись нечистой силы, там было «опасно»; на крестах зачерчивались с какими-то словами и расчерчивались; бегали гадать

 

Репортаж

35

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- родственники сами обмывали покойника

- причитали на кладбище и, когда везли хоронить

- покойник лежал в доме два дня вдоль пола; на третий день хоронили

- в гроб клали цветочки, денежки, расческу, чтобы он там расчесывался, мыло, чистое полотенце, чтобы он там мылся и вытирался

- после похорон на передний угол дома вешали тряпочку, она висела до сорокового дня, чтобы душенька приходила вытираться; тряпочку вешали на палочку; в сороковой день эту тряпочку опускали в реку по течению, чтобы она уплыла

- покойнику ставили стопку с водкой, она стояла сорок дней

- после кладбища всегда моют руки

- на поминки приглашали тех, кто копал могилу, своих родственников; чужие люди тоже могли приходить на поминки, их обязательно угощали

- считалось плохо, если умирали некрещеные дети, их хоронили вместе со всеми

 

Репортаж

36

О родильно-крестильных обрядах:

 

- новорожденных детей крестили через несколько дней после рождения

- на крестины приглашали крестных

- ребенка могла крестить бабушка (не родная); бабушка крестила так же, как поп, читала молитвы

- детей могли сглазить

- рожали дома, бабушки приходили помогать роженице

 

Репортаж

37

Бай, бай, бай, бай,

Спи, мой милой, засыпай.

 

- снач. комм.: маленьких детей байкали

- фрагмент текста

 

Колыбельная

38

О детском воспитании:

 

- маленьким детям делали соску – хлеб с солью, завернутый в марлю

- детям шили куклы с ножками, ручками и глазками

 

Репортаж

39

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: делали очень большой костер по-за деревне, чтобы не было пожара

- дети воровали для костра дрова из поленниц, колеса от тракторов

- с Масленицей прощались

 

Репортаж

40

Масленица б…

Не дала нам погулять.

 

- снач. комм.: Масленицу ругали

- фрагмент текста

- комм.: дети кричали

 

Масленичная припевка

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Любомировский с/с,

д. Любомирово

24.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Суворова Л.М.


 Исп.: Оленичева Анна Ивановна, 1920 г.р., род. в д. Дорки Угольского с/с

 

41

О престольных  праздниках:

 

- в д. Дорки был праздник Вздвиженьёв день (определяли по церкви), в этот день была гулянка

- церковь потом разрушили, сломали иконостас, сделали склад зерна

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100