Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2002-3 >>> Сямженский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 055

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Режский с/с

д.Монастырская

09.12.02.

Зап.: Станкевич Е.В. (МD)

Кулёв А.В. (Видео)

Зеленина О.Н.

Чернышова Ю.А.

Глушкова Т.Н.

 

Исп.: Зайкина Александра Алексеевна,1930 г.р., зд.

Продолжение (начало на 054)

 

1.

Птичка гнёздышка не вьёт,

Девица рeсу косу не плетёт

 

- снач. комм.: Благовещенье (7 апреля) – большой праздник

- комм.: работать нельзя было

 

Поговорка

2.

О колдунах:

 

- бабушка Поля могла хорошо и плохо сделать

- на Фофанце была бабушка Дарья, к ней ходили, она привораживала и отвораживала, она передала всё бабушке Поле

- со статьями не умирают, надо всё передавать

- когда бабку Дарью везли хоронить, лес до земли гнулся, трещал

- таких бабок называли шептунья

 

Репортаж

3.

О народной медицине:

 

- бабушка Поля от переполоху (когда чего-нибудь испугаются) детей заговаривала, её дочь то же умеет заговаривать

- от грыжи на суку денежку проколачивают (мальчику - одну, девочке – другую), денежку весят на верёвочке на шею, носят, пока не потеряют, как только потеряют, грыжа пройдёт

- когда дети не спят, через скобу воду пропускают, этой водой умывают, ложки в блюдо опускают

- люди разные бывают, от некоторых дети ревут, значит, глаз злой, от уроков наговаривают

- бывает, и скотине от уроков наговаривают

 

Репортаж

4.

О представлениях, верованиях:

 

- бывает, что посмотрят на большое вымя у коровы и молока не будет

- случай: корова хорошо доила, во время свадьбы попросила сватью подоить корову, велела взять большое ведро, т.к. в маленькое молоко не войдёт, та подоила, и молока не стало, пришлось корову сдавать, говорят, что сватья удой отняла

- новую корову приводили, звали бабку, она прутья ивы, берёзы изрубила, три камня взяла, сто-то приговаривала

- овец не могла застать, до двора доходили, дальше не шли, сходила к бабке, та что-то сделала, овцы зашли

- бывает, наговаривают на хлеб и на воду

- чёрту камбалe пишут и бросают на перекрёсток дорог (Райка, Ия Гудкова пишут)

 

Репортаж

5.

О мужских посиделках:

 

- раньше мужики обирались отдельно, в карты играли, с Заварзино в Марково бегал мужик

- играли «в дурака», «в подкидного», сами карты делали: из бумаги вырезали, краской рисовали

 

Репортаж

6.

В лодыжки

 

- показ сторон лодыжек – бык и саг

 

Игра

Вологодская область,

Сямженский район,

Режский с/с

д.Бурниха

09.12.02.

Зап.: Станкевич Е.В. (МD)

Кулёв А.В. (Видео)

Зеленина О.Н.

Чернышова Ю.А.

Глушкова Т.Н.

 

 

 

 

 

Исп.: Гудкова Ия Васильевна,1935 г.р., зд.

 

7.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в д.Коробицино справляли Заговенье, Троицу - летом, зимой бабушка и дедушка ездили в Покров, Егорьев день, ездили на лошади в гости

 

Репортаж

8.

О свадебном обряде:

 

- свадебные песни учила петь бабушка Поля, она про обряд рассказывала

СВАТАНЬЕ:

- жених ходил свататься с хресным, заходили в избу, садились вдоль по полу, родители жениха ему наказывали, чтобы во время сватанья он садился вдоль по полу и  чтобы щель в полу была между ног

- хресный говорил: «Мы пришли вот свататься, у нас молодець, у вас – девиця»

- если невеста согласна выходить замуж, то она сразу начинала подавать на стол, если не согласна, то нет, сваты уходили

ПРИЕЗД ЗА НЕВЕСТОЙ:

- жених за невестой приезжал на украшенной лошади (дугу украшали бантами), жених приезжал с отцом, хрёсным, девушки ждали жениха у ворот, пели песню «Вьюн на воде», пока песню не пропоют, его в дом не пускают

- жених проходил в дом, его поили чаем, он забирал невесту, вёл её под венец

- родственники невесты выносили подушки, одеяла в подшавни

 

Репортаж

9.

Повезли торицю,

Приезжайтё по пшеницю,

Повезли олово,

Приезжайтё по золото

 

- снач. комм.: молодым пели песни вслед, когда поедут к венцу кричали

- текст

- комм.: это значит повезли девушку, начали дорогу торить, но здесь ещё есть много девушек – золото, чтобы приезжали вторично

 

Свадебный выкрик

10.

Со берегу, со берегу,

Самокаты катят, самокаты катят,

Из терему, их терему,

Красну девку ведут, красну девку ведут

 

- снач. комм.: когда жених поведёт из-за стола невесту пели «Со берегу»

- комм.: пели, когда жених поведёт невесту

 

Свадебная

11.

О свадебном обряде:

 

- раньше свадьба шла два дня: день у жениха и день у невесты

- раньше девушки у жениха спрашивали, надо ли ему ёлочку подносить, если жених согласен, выряжали ёлочку и подносили, эта ёлочка весь поезд обходила, деньги клали

- ёлочку пропоют, посмотрят молодых, народ посторонний уходит, молодым кричали: «Горько!»

- подзывали ко столу: ставили стаканы на поднос, из кухни несли,  ставили на стол, гости брали, молодые подзывали посторонних к рюмке, невеста по имени называла, подзывала, те подходили, поздравляли молодых, кто хотел, «горько» кричал, кто-то «шамину просил вынуть» - вилку в стопку отпускал и говорил, что пить не будет, молодым надо было поцеловаться

- на свадьбу ходили соседи, невеста подзывала, просила подойти, поздравить

 

Репортаж

12.

Наша-та невеста

Не по бору ходила,

Не шишки сбирала,

Дары промышляла

 

- снач. комм.: дары дарили: свадьба идёт у жениха, невеста женихову родню одаривает: полотенца дарит, платки, родители получат д?ры от невесты, шли плясать, говорили

- комм.: хвастались дарами, плясали, дарили  матери, братьям, сёстрам, те, чтобы похвастаться, что невеста богатая, трясли дарами, на себя накидывали платки да полотенца

- повтор текста

- комм.: гармошка играла, они это пели как частушку

 

Свадебный приговор

13.

О свадебном обряде:

 

- когда надо выходить из-за стола, родители говорили молодым: «Хлеб-соль», это значило, что пока уходить всем до завтра

- на второй день шли к невесте

- невестина божатка провожала молодых спать, место для них готовили заранее

- второй день был у невесты

- первый день у жениха была только родня невесты, а женихова родня ходила на второй день к невесте, сидела на свадьбе либо женихова, либо невестина родня

- в угол садили тысецького – хрёсного, по сторону невесты – её божатка, потом отец, братья, ближняя родня, по сторону жениха – его родня, за два стола все усаживались

- посторонние у дверей стояли

- дети на полатях сидели, случай: на полице лежали пироги, дети сидели на полатях, пирог утащили

- тысецький сидел в углу, парни, мужики приходили, стучали в этот угол колом, тысецький уже знал, что надо выкуп давать, носили им пиво, сигареты, родственники выносили, не тысецький

- невеста причитала, хлопалась о стол, даже если за любого выходила

- был дед в деревне, если его свадьба не угостит, не подарит полотенце, то он сделает так, чтобы лошади от церкви не повезли, все в округе его знали, поэтому молодые его угощали, чтобы расколдовал, надо было к нему опять идти, никто дугой не мог ничего сделать

 

Репортаж

14.

О лечении:

 

- бабушка Поля лечила детей с «собачьей старостью» (хилых), делала колобок из муки, мыла детей в печи и этим колобком натирала, они потом «как на опаре кисли», натирали спину с приговором

- «собачья старость» - голова большая, а ручки и ножки маленькие

 

Репортаж

15.

С утицы водиця,

С раба Божья младенца - лиховиця,

Хто дал, тот на себя забрал,

Хто со злобою кипучёй, тому и со слезою горючёй.

 

- снач. комм.: когда моют детей, приговаривают

- комм.: небольшая, а помогает, если дети худо спят, чтобы ребёнок был спокойный, его моют водой и приговаривают, приговаривают, когда в первые разы ребёнка моют 

 

Заговор

 

16.

О лечении:

 

- сестра мыла детей с локоточка и что-то приговаривала

- если ребёнок «не упокойный», то его можно мыть в любое время

 

Репортаж

17.

О банях:

 

- бабушка маленьких детей в печи мыла, в печь солому стелили, детей было много, мылись по очереди, мылись в шайках

- взрослые мылись в печи, потом на мосту из шайки поливались

 

Репортаж

18.

О представлениях, верованиях:

 

- если молодые расходились, бабушка Поля могла их свести

- скотину переводили со двора на двор, ходили к бабушке Поле, она доброходушку приглашала, чтобы скотине на новом месте было хорошо

- у людей и у каждой скотине во дворе есть доброходушку

- для того, чтобы хорошо скотина жила, надо доброходушку с собой привести

- Галина Андреевна чёрту камбалу пишет

- дед в деревне мог делать на хорошее и на плохое, его боялись, если молодые ему не уноровят, то плохо жить будут

 

Репортаж

19.

Николай чудотворец -

Угодник ты Божий,

Я – раба Божья Ия

Вам матушку-скотинку на руки сдаю

 

- снач. комм.: «спуск» - это бумажка, с ней скотинку выпускают, сама каждую весну скотину обходит, берёт шерсть, церковную свечу и три раза по солнышку обходит, шерсть берёт с каждой скотины, вместе скатывает, спуск берут, чтобы скотина домой приходила, шерсть от скотины закапывают в землю рядом с поскотиной, Николая чудотворца приглашает

- комм.: три раза обходит, три раза молитву читает, и коровы все вместе ходят, не расходятся

 

Приговор на обход скотины

20.

О пастушеских обрядах:

 

- мать скотину пасла, сама с ней подпаском ходила, научилась «спуск» делать

- пока молитву не знаешь, по бумажке читаешь, потом без неё

- колхозное стадо и сейчас обходит, по всему колхозу ходит, специально приезжают

- пастух говорят, что молитва помогает, пока коров не обойдёшь, они кто куда ходит

- обходит коров, пастухам наказы даёт, что надо делать

- три раза обходит стадо, свечку разрезают на три части, одну часть с шерстью кладут ближе к дому, чтобы скотина домой шла, другой кусок свечки кладут под осек – под огород, чтобы звери не подходили близко, третью подают пастуху, потом, когда пойдёт к осеку, кладёт куда надо

- кладут, где леса больше, от зверя отговаривают

 

Репортаж

21.

О свадебном обряде:

 

- сваты садятся, вдоль по полу, на продольную лавку

 

Репортаж

22.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в Великий четверг носят верес, в Вербное воскресенье – вербу под крышу подтыкают, чтобы крышу ветром не сдувало, за икону кладут, чтобы Бог хранил

- в церкви верес и вербы дают

- вербы и верес хранятся весь год, на следующий год идут за новыми, а старые в печке жгут

 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100