Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2002-3 >>> Сямженский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 055 |
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская область, Сямженский район, Режский с/с д.Монастырская 09.12.02. |
Зап.: Станкевич Е.В. (МD) Кулёв А.В. (Видео) Зеленина О.Н. Чернышова Ю.А. Глушкова Т.Н.
|
Исп.: Зайкина Александра Алексеевна,1930 г.р., зд.
Продолжение (начало на 054)
1. |
Девица рeсу косу не плетёт
- снач. комм.: Благовещенье (7 апреля) – большой праздник - комм.: работать нельзя было
|
Поговорка |
|
2. |
- бабушка Поля могла хорошо и плохо сделать - на Фофанце была бабушка Дарья, к ней ходили, она привораживала и отвораживала, она передала всё бабушке Поле - со статьями не умирают, надо всё передавать - когда бабку Дарью везли хоронить, лес до земли гнулся, трещал - таких бабок называли шептунья
|
Репортаж |
|
3. |
- бабушка Поля от переполоху (когда чего-нибудь испугаются) детей заговаривала, её дочь то же умеет заговаривать - от грыжи на суку денежку проколачивают (мальчику - одну, девочке – другую), денежку весят на верёвочке на шею, носят, пока не потеряют, как только потеряют, грыжа пройдёт - когда дети не спят, через скобу воду пропускают, этой водой умывают, ложки в блюдо опускают - люди разные бывают, от некоторых дети ревут, значит, глаз злой, от уроков наговаривают - бывает, и скотине от уроков наговаривают
|
Репортаж |
|
4. |
- бывает, что посмотрят на большое вымя у коровы и молока не будет - случай: корова хорошо доила, во время свадьбы попросила сватью подоить корову, велела взять большое ведро, т.к. в маленькое молоко не войдёт, та подоила, и молока не стало, пришлось корову сдавать, говорят, что сватья удой отняла - новую корову приводили, звали бабку, она прутья ивы, берёзы изрубила, три камня взяла, сто-то приговаривала - овец не могла застать, до двора доходили, дальше не шли, сходила к бабке, та что-то сделала, овцы зашли - бывает, наговаривают на хлеб и на воду - чёрту камбалe пишут и бросают на перекрёсток дорог (Райка, Ия Гудкова пишут)
|
Репортаж |
|
5. |
- раньше мужики обирались отдельно, в карты играли, с Заварзино в Марково бегал мужик - играли «в дурака», «в подкидного», сами карты делали: из бумаги вырезали, краской рисовали
|
Репортаж |
|
6. |
- показ сторон лодыжек – бык и саг
|
Игра |
|
Вологодская область, Сямженский район, Режский с/с д.Бурниха 09.12.02. |
Зап.: Станкевич Е.В. (МD) Кулёв А.В. (Видео) Зеленина О.Н. Чернышова Ю.А. Глушкова Т.Н.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Гудкова Ия Васильевна,1935 г.р., зд.
7. |
О календарных обрядах и праздниках:
- в д.Коробицино справляли Заговенье, Троицу - летом, зимой бабушка и дедушка ездили в Покров, Егорьев день, ездили на лошади в гости
|
Репортаж |
8. |
- свадебные песни учила петь бабушка Поля, она про обряд рассказывала СВАТАНЬЕ: - жених ходил свататься с хресным, заходили в избу, садились вдоль по полу, родители жениха ему наказывали, чтобы во время сватанья он садился вдоль по полу и чтобы щель в полу была между ног - хресный говорил: «Мы пришли вот свататься, у нас молодець, у вас – девиця» - если невеста согласна выходить замуж, то она сразу начинала подавать на стол, если не согласна, то нет, сваты уходили ПРИЕЗД ЗА НЕВЕСТОЙ: - жених за невестой приезжал на украшенной лошади (дугу украшали бантами), жених приезжал с отцом, хрёсным, девушки ждали жениха у ворот, пели песню «Вьюн на воде», пока песню не пропоют, его в дом не пускают - жених проходил в дом, его поили чаем, он забирал невесту, вёл её под венец - родственники невесты выносили подушки, одеяла в подшавни
|
Репортаж |
9. |
Приезжайтё по пшеницю, Повезли олово, Приезжайтё по золото
- снач. комм.: молодым пели песни вслед, когда поедут к венцу кричали - текст - комм.: это значит повезли девушку, начали дорогу торить, но здесь ещё есть много девушек – золото, чтобы приезжали вторично
|
Свадебный выкрик |
10. |
Самокаты катят, самокаты катят, Из терему, их терему, Красну девку ведут, красну девку ведут
- снач. комм.: когда жених поведёт из-за стола невесту пели «Со берегу» - комм.: пели, когда жених поведёт невесту
|
Свадебная |
11. |
- раньше свадьба шла два дня: день у жениха и день у невесты - раньше девушки у жениха спрашивали, надо ли ему ёлочку подносить, если жених согласен, выряжали ёлочку и подносили, эта ёлочка весь поезд обходила, деньги клали - ёлочку пропоют, посмотрят молодых, народ посторонний уходит, молодым кричали: «Горько!» - подзывали ко столу: ставили стаканы на поднос, из кухни несли, ставили на стол, гости брали, молодые подзывали посторонних к рюмке, невеста по имени называла, подзывала, те подходили, поздравляли молодых, кто хотел, «горько» кричал, кто-то «шамину просил вынуть» - вилку в стопку отпускал и говорил, что пить не будет, молодым надо было поцеловаться - на свадьбу ходили соседи, невеста подзывала, просила подойти, поздравить
|
Репортаж |
12. |
Не по бору ходила, Не шишки сбирала, Дары промышляла
- снач. комм.: дары дарили: свадьба идёт у жениха, невеста женихову родню одаривает: полотенца дарит, платки, родители получат д?ры от невесты, шли плясать, говорили - комм.: хвастались дарами, плясали, дарили матери, братьям, сёстрам, те, чтобы похвастаться, что невеста богатая, трясли дарами, на себя накидывали платки да полотенца - повтор текста - комм.: гармошка играла, они это пели как частушку
|
Свадебный приговор |
13. |
- когда надо выходить из-за стола, родители говорили молодым: «Хлеб-соль», это значило, что пока уходить всем до завтра - на второй день шли к невесте - невестина божатка провожала молодых спать, место для них готовили заранее - второй день был у невесты - первый день у жениха была только родня невесты, а женихова родня ходила на второй день к невесте, сидела на свадьбе либо женихова, либо невестина родня - в угол садили тысецького – хрёсного, по сторону невесты – её божатка, потом отец, братья, ближняя родня, по сторону жениха – его родня, за два стола все усаживались - посторонние у дверей стояли - дети на полатях сидели, случай: на полице лежали пироги, дети сидели на полатях, пирог утащили - тысецький сидел в углу, парни, мужики приходили, стучали в этот угол колом, тысецький уже знал, что надо выкуп давать, носили им пиво, сигареты, родственники выносили, не тысецький - невеста причитала, хлопалась о стол, даже если за любого выходила - был дед в деревне, если его свадьба не угостит, не подарит полотенце, то он сделает так, чтобы лошади от церкви не повезли, все в округе его знали, поэтому молодые его угощали, чтобы расколдовал, надо было к нему опять идти, никто дугой не мог ничего сделать
|
Репортаж |
14. |
- бабушка Поля лечила детей с «собачьей старостью» (хилых), делала колобок из муки, мыла детей в печи и этим колобком натирала, они потом «как на опаре кисли», натирали спину с приговором - «собачья старость» - голова большая, а ручки и ножки маленькие
|
Репортаж |
15. |
С раба Божья младенца - лиховиця, Хто дал, тот на себя забрал, Хто со злобою кипучёй, тому и со слезою горючёй.
- снач. комм.: когда моют детей, приговаривают - комм.: небольшая, а помогает, если дети худо спят, чтобы ребёнок был спокойный, его моют водой и приговаривают, приговаривают, когда в первые разы ребёнка моют
|
Заговор
|
16. |
- сестра мыла детей с локоточка и что-то приговаривала - если ребёнок «не упокойный», то его можно мыть в любое время
|
Репортаж |
17. |
- бабушка маленьких детей в печи мыла, в печь солому стелили, детей было много, мылись по очереди, мылись в шайках - взрослые мылись в печи, потом на мосту из шайки поливались
|
Репортаж |
18. |
- если молодые расходились, бабушка Поля могла их свести - скотину переводили со двора на двор, ходили к бабушке Поле, она доброходушку приглашала, чтобы скотине на новом месте было хорошо - у людей и у каждой скотине во дворе есть доброходушку - для того, чтобы хорошо скотина жила, надо доброходушку с собой привести - Галина Андреевна чёрту камбалу пишет - дед в деревне мог делать на хорошее и на плохое, его боялись, если молодые ему не уноровят, то плохо жить будут
|
Репортаж |
19. |
Угодник ты Божий, Я – раба Божья Ия Вам матушку-скотинку на руки сдаю
- снач. комм.: «спуск» - это бумажка, с ней скотинку выпускают, сама каждую весну скотину обходит, берёт шерсть, церковную свечу и три раза по солнышку обходит, шерсть берёт с каждой скотины, вместе скатывает, спуск берут, чтобы скотина домой приходила, шерсть от скотины закапывают в землю рядом с поскотиной, Николая чудотворца приглашает - комм.: три раза обходит, три раза молитву читает, и коровы все вместе ходят, не расходятся
|
Приговор на обход скотины |
20. |
- мать скотину пасла, сама с ней подпаском ходила, научилась «спуск» делать - пока молитву не знаешь, по бумажке читаешь, потом без неё - колхозное стадо и сейчас обходит, по всему колхозу ходит, специально приезжают - пастух говорят, что молитва помогает, пока коров не обойдёшь, они кто куда ходит - обходит коров, пастухам наказы даёт, что надо делать - три раза обходит стадо, свечку разрезают на три части, одну часть с шерстью кладут ближе к дому, чтобы скотина домой шла, другой кусок свечки кладут под осек – под огород, чтобы звери не подходили близко, третью подают пастуху, потом, когда пойдёт к осеку, кладёт куда надо - кладут, где леса больше, от зверя отговаривают
|
Репортаж |
21. |
- сваты садятся, вдоль по полу, на продольную лавку
|
Репортаж |
22. |
О календарных обрядах и праздниках:
- в Великий четверг носят верес, в Вербное воскресенье – вербу под крышу подтыкают, чтобы крышу ветром не сдувало, за икону кладут, чтобы Бог хранил - в церкви верес и вербы дают - вербы и верес хранятся весь год, на следующий год идут за новыми, а старые в печке жгут
|
Репортаж |
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |