Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2003-1 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 088

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Домшинский с/с,

д. Поповская

22.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.


Исп.: Черемушкина Ольга Ефимовна 1920 г.р., зд.

  Черемушкина Тамара Алексеевна, 1930 г.р., род. в д. Давыдово (Вотерга)

Черемушкин Павел Александрович, 1924 г.р., зд.

(муж Черемушкиной Т.А., в разговоре не участвует)

 

01

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: молодые катались в санях, сидели на вышитых подушках, узды у лошадей украшали бантами

- молодые ездили в гости к теще, зять сидел в переднем углу, теща угощала зятя вином, всяким жирным, пряностями

- в Масленицу молочного уже не ели, ели селедку

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: клали серебро в умывальник и умывали лицо с серебра, чтобы Бог давал здоровья

 

Репортаж

02

О драках:

 

- на беседах были драки, били лампы и дрались

- дрались ножами

- в летние праздники дрались с колами

- летний праздник был Гуляшшоё воскресенье (10 воскресенье после Пасхи); зимний праздник – Никола

- была игра «Под драку»

 

Репортаж

03

Атаман, играй «Под драку»,

Легче драку начинать.

 

 - фрагмент текста

- атаманом назывался «главарь» над всеми

- повтор (фрагмент текста)

 

Частушка

04

О драках:

 

- гармонист шел впереди, играл, ребята шли сзади, за ними шли девки, «подхватывались» и пели песни

- если парень хотел начать драку, то он выходил вперед гармониста; если навстречу попадалась другая партия парней, то начиналась драка

- здесь, в Поповском, на гуляниях ходили по кругу, а в Давыдове ходили вдоль улицы

- парень, который выходил вперед гармониста, плясал и пел «заядные, задирчивые» песни; если навстречу попадались другие парни, начиналась драка

- девки разнимали парней

 

Репортаж

05

«Вышибаловка» играет,

«Вышибаловка» и есть,

«Вышибаловку» работать

Никогда не надоесть.

 

- текст

 

Частушка

06

О драках:

 

- «Под драку» играли «зарывно», были разные переборы

- у каждой партии был свой гармонист, во время драки они отходили в сторону и оба играли

 

Репортаж

07

Сужоной-ряжоной,

Приходи соченья ись,

Да меня, красну девицу гледеть.

 

- снач. комм.: в крещенский сочельник надо было воткнуть скалку в двери и сказать

- текст

- комм.: если утром первым придет мужчина, значит девушка выйдет замуж за парня с таким же именем

 

Приговор при святочном гадании

08

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: привязывали золотое кольцо на свою волосину и опускали в стакан, если кольцо брякало в стакане, значит, девушка выйдет замуж современное гадание)

- МАСЛЕНИЦА: в среду на масленичной неделе девушки на выданье «наряжались на полозок» - надевали шубы, шапки, боты, стояли «на полозке» (у дороги), парни подъезжали на санях, выбирали красивых девушек и катали их

- ЗАГОВЕНЬЕ: матери варили своим дочкам по два кулька крашеных яиц, и девки давали их своим парням – расплачивались за масленичное катание

- парни за это угощали девок конфетами-«луковками», орехами

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Фоминский с/с,

д. Красново

23.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.

Исп.: Бирюкова Евдокия Дмитриевна, 1918 г.р., род. в д. Городсково Домшинского с/с (бывш. Ломтевского с/с)

 

09

Бай, бай, бай.

Под окошком Бабай,

Крычит: - Светку подай.

Я Бабаю на ответ:

- У мня Светы дома нет.

 

- снач. комм.: байкали детей

- текст (нараспев)

- комм.: пугали детей, чтобы они заснули

 

Колыбельная

10

Сон да Дрема

По повете брела,

Всё спрашивала,

Я не сказывала.

 

- текст (нараспев)

- комм.: Дрема- «старуха»; так пели; пугали детей

 

Колыбельная

11

Дождик, лей, дождик, лей

На меня и на людей,

Шшо у старой старушки

Косой вороток,

Подай, девушка, платок.

 

- интонированный текст (вероятно, путает зачин с закличкой)

- комм.: когда пропоют один раз, снимали с девушки платок, пропевали второй раз – снимали со второй; потом эти платки раздавали

- повтор текста

- комм.: расстилали платки на лужок, потом их раздавали обратно, что-то пели

 

Детская игра

12

Выглянуло солныщко,

Плещет на лугу,

Я навстречу солнышку,

По траве бегу.

 

- интонированный текст

 

Детская песенка

13

Дожжик, лей, дожжик, лей

На меня и на людей,

На людей по крошке,

На меня по ложке.

Шшо у старой старушки

Косой вороток,

Подай, девушка, платок.

 

- снач. комм.: раньше дети играли в игру; бабушка учила своих внучек играть; девочки надевали платки, потом их расстилали по лужку

- интонированный текст

 

Детская игра

14

Кокушка, кокушка, сколькё годов я проживу?

 

- снач. комм.: спрашивали кукушку

- интонированный текст

- комм.: когда кукушка куковали, дети считали

 

Выкрик кукушке

15

У, как судьбу зовут?

 

- снач. комм.: перед Новым годом бегали

- интонированный текст

- комм.: девушки под окошком спрашивали, слушали, что ответят

 

Выкрик при святочном гадании

16

О календарных обрядах и праздниках:

 

- КАНУН НОВОГО ГОДА: тын считали, захватывали и считали: «вдовец-молодец»,  кто останется, такой будет муж

- ходили на «кресты» (перекресток дорог), ложились и слушали, откуда лошадь идет, оттуда «судьба придет»; ребята узнавали, что девки пошли гадать и пугали их; девушки «зачеркивались» угольком – рисовали крест и на него ложились и слушали

- в зеркало смотрелись: выставляли зеркало «против м?сяця» и смотрели, сколько месяцев выйдет, сколько много месяцев в зеркале покажется, значит, выйдешь замуж в большую семью

 

Репортаж

17

Буду в зерькяло гледеться,

Сибе выгляжу суд[ь]бу,

Если страшно судьба покажётся,

И в замуж не пойду.

 

- текст

- комм.: такую песню пели на гуляниях

 

Частушка

18

О календарных обрядах и праздниках:

 

- КАНУН НОВОГО ГОДА: уходили «не в жиловую» избу, ставили два зеркала напротив, смотрели, какой парень покажется в зеркале

 

Репортаж

19

Буду в зерькяло гледеться,

Сибе выгляжу суд[ь]бу,

Страшно судьба покажётся,

И в замуж не пойду.

 

- текст

- повтор текста

 

Частушка

20

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: под окошком укали

- девки наряжались в парней, парни – девками, ходили ряжеными

- раньше девки штанов не носили; девки наряжались в парня, надевали штаны и шапку; так ходили по избам, люди говорили: «Ой, ряженые идут, ряженые идут!»; ряженые плясали, пели частушки

 

Репортаж

21

Говорят, миня не любит

Ягодиночкина мать,

Ягодиночкя-то любит,

А на мать-то наплевать.

 

- снач. комм.: девки нарядились и пошли в дом к жениху одной девушки, эту девушку не любила мать парня, она спела такую песню

- текст

- комм.: у ряженых лица закрыты не были, их пускали в любую избу, ходили с гармонью, ряженые плясали и пели песни

- повтор текста

 

Частушка

22

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: девки наряжались в мужиков, надевали как «тряпошные», привязывали морковку и луковицы

- приносили в избу «покойника», одевали его в белое

- наряжались в «медведя»: выворачивали шубу на левую сторону, «медведя» тащили в избу на веревке; люди кричали: «Ой, ой, р¿жёны пришли, р¿жёны!»

- раскатывали поленницу дров, было «баловство» накануне Нового года; окошка в доме девки могли замазать краской; двери замораживали. наливали воду на калитку, калитка замерзала; сани увозили под гору к реке

- МАСЛЕНИЦА: «теплинку» сжигали, говорили, что «молоко сгорело»

- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: до Пасхи ничего молочного не ели, пироги высушивали на сухарики и до Пасхи их не ели; ели горох, «картофельницу»

- МАСЛЕНИЦА: все свозили под гору – худые кузова, корзинки, потом зажигали «теплинку» [костер], после этого говорили, что «молоко сгорело», и молочного есть не разрешали

- СВЯТКИ: сани и дровни стаскивали под гору, хозяева потом ходили забирали свои сани

- приставляли дрова к калитке, чтобы хозяева не могли выйти

 

Репортаж

23

У, как судьбу зовут?

 

- снач. комм.: укали под окном

- интонированный текст

- комм.: хозяева старались сказать такое имя, какой жених был у девки, если знали; стучали в окно и спрашивали

- повтор текста

 

Выкрик при святочном гадании

24

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: костер называли «теплинка»; детям говорили, что все молоко сгорело на теплинке

- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: ничего молочного не ели, варили горох

- МАСЛЕНИЦА: для костра на чунках (салазках) привозили худые кузова, корзинки, дрова; старушки сами отдавали ребятишкам что-нибудь плохое «на теплинку» (теперь говорят «пожог»)

- раньше у «теплинки» плясали под гармонь, играли в «Заиньку»; могли гулять до утра

 

Репортаж

25

О плясках:

 

- в «Заиньку» играли на четыре пары; жених приглашал свою девушку играть в «Заиньку»; для девушки было почетно, что ее пригласил парень

- в «Ленчика» играли; если парень приглашал девушку играть в «Ленчика» или в «Заиньку», то он считался женихом для этой девушки

 

Репортаж

26

Дролькя в «Ленчика» играла,

Хорошо вертеласё,

Молодово кулигана

Завлечи хотелосё.

 

- снач. комм.: парень приглашал девушку на «Ленчика», потом пел песню

- текст

- повтор текста

 

Частушка

27

О плясках, беседных играх:

 

- играли в «Советскую», в «Рапанскую», в «Ленчика» плясала одна пара (?), плясали по очереди парень с девкой, потом вертелись кругом

- девка сидела на лавке, а парень приглашал ее играть в «Рапанского», в «Рапанскую» плясали две пары

- в «Советскую» плясали четыре пары

 

Репортаж

28

Я пойду да перескину

Платьицо турецкоё,

Не на то ли россердилсе –

Не взяла в «Советскую».

 

- текст

 

Частушка

29

О плясках, беседных играх:

 

- «Советская»: парень брал девку и они уходили в другую половину, там любезничали

 

Репортаж

30

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- когда бабушка умерла, ее дочь ходила по деревне, искала старушка, которая может обмыть умершую; тому человеку, который мыл покойника, надо было отдать одежду умершего

- до сорокового дня ничего не отдают, надо в сороковой день расплачиваться за обмывание

- водичку, которой обмывали покойника, выплескивали на улице на передний угол (где стоят иконы)

- мыло от покойника кладут в гроб, также в гроб кладут расческу, покойному в руку вкладывают крест и платочек, крест надевают на шею; из церкви берут проходную, ее вкладывают в руку, на лоб «налипают» [венчик]

- раньше, когда не было покупных подушечек, в подушечку клали листья от веников, гроб покрывали полотном

- теперь подушечку и покрывало покупают в церкви

- раньше нужно было отдать первому встречному что-то неношеное (полотенце или др.)

- теперь, когда провожают покойника, идут с иконой или с крестом вперед трактора (который везет гроб), должны быть «три встречи» - трем человекам, которые попадутся навстречу, надо отдать по платочку

- раньше первому встречному давали платок или полотно (что-то неношеное)

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Фоминский с/с,

д. Красново

23.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.

Исп.: Груздева Анна Ефимовна, 1920 г.р., зд.

 

31

О свадебном обряде:

 

- сватались за девушку, родители жениха и невесты договаривались

 

Репортаж

32

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: баловались, девчонки дрова разваливали

- наряжались, ходили по домам в хорошем наряде, плясали, пели

 

Репортаж

33

О детском воспитании:

 

- детей байкали; раньше были зыбки на «оцеп?х»

 

Репортаж

34

О беседах:

 

- вся молодежь собирались вместе в той избе, чья очередь подошла

- «веселые» беседы справляли, гости приходили; ребята и девки вместе гуляли

 

Репортаж

35

О родильных обрядах, детском воспитании:

 

- мать рожала дома; мужчины при родах не присутствовали

- новорожденного ребенка заворачивали в пеленки и клали к матери

- сама знала заранее, кто родится – мальчик или девочка, замечала по тому, чего хотелось поесть

- девочек носить и рожать легче, чем мальчиков

- новорожденных мыла в печке мать роженицы, в печке расстилали солому, мать залезала в печку, ей туда подавали ребенка, она его мыла, потом его заворачивали и клали на печку или в кровать

- послед убирали

- кормила грудью долго, по три года

- были «свивальники», ими пеленали детей, поэтому дети спокойно спали; на голову надевали колпачок (шапочка)

- раньше через десять дней после родов женщина начинала работать

- раньше до года волосы ребенку не стригли

- раньше завязывали ребенка, чтобы были прямые ручки и ножки

- маленьким детям надевали распашоночку, рубашечку

- покупали маленьким «титечки» (соски), давали грудь, чтобы успокоился, мать клала ребенка с собой спать

- аборт раньше считался большим грехом

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Фоминский с/с,

д. Красново

23.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.

Исп.: Виноградова Лидия Алексеевна 1935 г.р., зд.

 

36

О престольных праздниках:

 

- здесь праздновали Троицу, Фролов день (31 августа), Рождество

- Фролов день – обещанный праздник в Краснове, в каждой деревне были свои праздники, в Ефимове – Александра Невского

- в праздники гуляли два дня

- церковь была в Гвоздево

- гуляли вокруг деревни, ходили рядами, останавливались, делали круг и плясали; гармонист шел вместе со всеми

 

Репортаж

37

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: с Рождества ходили ряженые, наряжались «покойником», надевали все белое (кальсоны и рубаху), «покойник» бегал по деревне и всех пугал

- раньше «покойника» приносили на беседу на скамейке; если «покойник» попадался кому-нибудь по пути в деревне, то валял их в снегу

- девушки наряжались в парней, надевали брюки, пиджак, кепку или шапку

 

Репортаж

38

О престольных праздниках:

 

- Ивана постного – обещанный праздник в Воронцове, Спасов день (19 августа) – в Велюшеве, Александра Невского – в Ефимове

- Троица: собиралась молодежь, праздновали, гуляли

- в Ларионове праздновали «гулящее» воскресенье, в Фоминском - Казанскую

- ходили гулять в разные деревни по праздникам; пожилые ходили «перегащивались» - в гости к родне

- раньше были большие деревянные качели на двух столбах

 

Репортаж

39

О календарных обрядах и  праздниках:

 

- ПАСХА: красили яйца, дети ходили по деревне, им давали яйца, дети ими играли и ели, дети хвастались друг перед другом – у кого красивее яйцо

- дети ходили в деревне по домам за яйцами, им подавали яйцо и говорили: «Христос воскресе», дети отвечали «Воистину воскресе»

- взрослые тоже христосуются с такими же словами

- дети яйца съедали; в основном дети ходили за яйцами к родне

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Фоминский с/с,

д. Красново

23.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.

Исп.: Маркова Прасковья Федоровна 1922 г.р., зд.

 

40

О календарных обрядах и праздниках:

 

- праздновали праздники Рождество, Троицу, Фролов день, Пасху

- в Троицу сюда приходили гулять из других деревень; ходили кругом домов, останавливались, плясали

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Фоминский с/с,

д. Красново

23.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.

Исп.: Смирнова Мария Ивановна 1924 г.р., зд.

Смирнов Александр Андреевич, 1926 г.р., зд. (гармонь 25х12, с № 62)

 

41

О деревне:

 

- в д. Красново было так много народу, что ее звали «Китай»

- потом много людей уехало

 

Репортаж

42

Об обрядах перехода в новый дом:

 

- когда заходили в новый дом, первой запускали кошку

 

Репортаж

43

О детском воспитании:

 

- детей оставляли с бабушкой

- могли «поряжать» (нанимать) нянечек – или девочек, или старых бабушек; в войну в няньки могли нанимать за хлеб; в другое время «поряжались» за деньги или за зерно

- раньше были «качалки» - в матицу подвешивали кольцо, в него вставляли  жёрдочку и подвешивали зыбку, которую качали за веревку; зыбки были из фанеры или плетеные из драночки

 

Репортаж

44

Бай, бай, спи с Богом,

Бай, бай.

 

- снач. комм.: детей байкали

- фрагмент текста

 

Колыбельная

45

О детском воспитании:

 

- игрушки делали сами, из бумажки «вертели»

- кукол делали из тряпочек

- из досок делали избушку, там играли дети

- дети помогали взрослым дергать лен, дети ходили на сенокос – загребали, носилки таскали

- дети корьё драли

- новорожденных детей мыли в печке, парили веничком, потом пеленали; в печке подстилали солому

 

Репортаж

46

О скотоводческих обрядах:

 

- раньше «поряжали» своего деревенского пастуха

- во время колхозов своих коров отпускали вместе с колхозным стадом

- с пастухом расплачивались зерном или чем-то другим

- у пастухов были барабанка, труба; пастух шел по деревне и стукал в барабанку, чтобы хозяева выгоняли своих коров

- на барабанке и на трубе играли по отдельности

- для того, чтобы стучать на барабанке, были две палки

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ – коровий праздник; в этот день перед тем, как первый раз выгонять коров, хозяйка обходила их с иконкой, чтобы Господь Бог спас и помиловал скотинку; после обхода коровам давали хлеба

 

Репортаж

47

Егорий многомилосливый,

Спаси, сохрани и помилуй мою коровушку.

 

- текст

 

Приговор в Егорьев день

48

О скотоводческих обрядах:

 

- после пастьбы корову встречали с кусочком хлеба

- раньше коровы паслись в лесу, в кустах

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: коровам хвосты подрезали

- ВЕЛИКОДЁННЫЙ ЧЕТВЕРГ: подрезали хвосты коровам, отстриженную шерсть прятали там, где никто не ходит и не ездит; людям тоже подстригали волосы

- в хлеву должна висеть икона – в уголке или над дверями

 

Репортаж

49

Без Бога не до порога.

 

- текст

 

Поговорка

50

О беседах:

 

- на посиделку девушек родители отправляли с прялкой и куделью, чтобы она напряла клубок; если девушка не напрядет, то ее ругали и потом не отпускали на посиделку; с прялками на посиделку собирались каждый день

- когда устраивали «веселую» беседу, то каждая девушка приглашала к себе «госью» - приходили девушки из других деревень этого прихода (например, был приход Согожа)

- на посиделку гостей не приглашали, собирались только свои, деревенские

- «веселые» бывали зимой

- игра «Советская»: девушка должна была выбрать парня, чтобы он с ней плясал

 

Репортаж

51

О полевых работах:

 

- косилка косила зерно, а молодежь из-под косилки убирали зерно, связывали снопы и ставили их в суслоны

- с поля девушки шли с песнями – с частушками и с долгими песнями

 

Репортаж

52

О представлениях, верованиях:

 

- в лесу можно заблудиться

 

Репортаж

53

Царство небесное,

Светло место,

Светлой рай.

 

- текст

 

Молитва на похоронах

54

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- после похорон собирали стол, поминали

- устраивали сорочины

- в девятый день поминают только родственник, ездят на кладбище, там молятся

- умерших родителей нельзя забывать

- за родителей можно молиться каждый день

 

Репортаж

55

Одна мать на свете, другой не дают,

Дадут другую, но не родную.

 

- текст

 

Поговорка

56

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- теперь ставят стопку водки для умершего, раньше так не делали

- считается, что душа летает домой до сорокового дня

- после похорон до сорокового дня на стену дома [на передний угол] на улице вешают чистую белую тряпочку, т.к. считается, что душа прилетает умываться

- те, кто не едет на кладбище, провожают умершего за деревню – «в последний путь»

- когда прощаются с покойником, в гроб умершему кладут деньги – это «Богу милостина»; родственники потом берут эти деньги и что-нибудь покупают - «в честь нее»

- раньше по умершему причитали, пока он лежал в гробу дома

 

Репортаж

57

Царство тибе небесноё,

Светло место,

Светлой рай.

 

- снач. комм.: на кладбище все прощались с умершим, крестились и говорили

- текст

 

Молитва на кладбище

58

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- когда опустят гроб в могилу, сверху на гроб бросают землю

 

Репортаж

59

Об исполнении на гармони:

 

- хорошим игроком считался такой гармонист, игра которого «подходила» под пляску и пение; если гармонист хороший, то под гармонь хорошо поют

 

Репортаж

60

О драках, гуляниях:

 

- на гулянии ходили с гармонистом; гулять ходили по разным деревням

- в деревне было много гармонистов

- раньше парни дрались на гуляниях; гармониста тоже могли побить

- каждая девушка заступалась за своего парня

 

Репортаж

61

О календарных обрядах и праздниках:

 

- КАНУН РОЖДЕСТВА ИЛИ НОВОГО ГОДА: гадали, клали таракана в спичечном коробке под подушку, говорили: «Ряженый-суженый, покажи мин? свою судьбу»

- под окном кричали: «Как судьбу зовут?», ждали, что ответят

- так гадали в сочельник перед Рождеством или перед Новым годом

- был приход Согожа – от деревни Красново и до деревни Велюшево

- была церковь Троицы в д. Гвоздево; эту церковь в войну сломали; теперь на этом месте поставили крест и «будочку»

 

Репортаж

62

По деревне (?)

 

- комм.: под пляску надо играть почаще

 

Наигрыш на гармони

63

Под пляску

Наигрыш на гармони

64

Под драку

 

- фрагмент наигрыша

- комм.: под драку игра на верхних клавишах

- продолжение наигрыша

- комм.: игра для девушек и для парней отличалась; когда играли «Хулиганскую», переходили с верхних клавиш на нижние

 

Наигрыш на гармони

65

Об обучении на гармони:

 

- отец купил сыну гармонь

- сам научился играть

- в семье все играли на гармони – отец, брат

- сам начал играть в 15 лет

- начинали играть с правой руки

- когда шли партия на партию, пели песни с «прибаутками» ( с матюгами»

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100