Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 088 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Домшинский с/с, д. Поповская 22.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П. |
||
Черемушкина Тамара Алексеевна, 1930 г.р., род. в д. Давыдово (Вотерга) Черемушкин Павел Александрович, 1924 г.р., зд. (муж Черемушкиной Т.А., в разговоре не участвует)
|
||||
01 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: молодые катались в санях, сидели на вышитых подушках, узды у лошадей украшали бантами - молодые ездили в гости к теще, зять сидел в переднем углу, теща угощала зятя вином, всяким жирным, пряностями - в Масленицу молочного уже не ели, ели селедку - ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: клали серебро в умывальник и умывали лицо с серебра, чтобы Бог давал здоровья
|
Репортаж |
||
02 |
- на беседах были драки, били лампы и дрались - дрались ножами - в летние праздники дрались с колами - летний праздник был Гуляшшоё воскресенье (10 воскресенье после Пасхи); зимний праздник – Никола - была игра «Под драку»
|
Репортаж |
||
03 |
Легче драку начинать.
- фрагмент текста - атаманом назывался «главарь» над всеми - повтор (фрагмент текста)
|
Частушка |
||
04 |
- гармонист шел впереди, играл, ребята шли сзади, за ними шли девки, «подхватывались» и пели песни - если парень хотел начать драку, то он выходил вперед гармониста; если навстречу попадалась другая партия парней, то начиналась драка - здесь, в Поповском, на гуляниях ходили по кругу, а в Давыдове ходили вдоль улицы - парень, который выходил вперед гармониста, плясал и пел «заядные, задирчивые» песни; если навстречу попадались другие парни, начиналась драка - девки разнимали парней
|
Репортаж |
||
05 |
«Вышибаловка» и есть, «Вышибаловку» работать Никогда не надоесть.
- текст
|
Частушка |
||
06 |
- «Под драку» играли «зарывно», были разные переборы - у каждой партии был свой гармонист, во время драки они отходили в сторону и оба играли
|
Репортаж |
||
07 |
Приходи соченья ись, Да меня, красну девицу гледеть.
- снач. комм.: в крещенский сочельник надо было воткнуть скалку в двери и сказать - текст - комм.: если утром первым придет мужчина, значит девушка выйдет замуж за парня с таким же именем
|
Приговор при святочном гадании |
||
08 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: привязывали золотое кольцо на свою волосину и опускали в стакан, если кольцо брякало в стакане, значит, девушка выйдет замуж современное гадание) - МАСЛЕНИЦА: в среду на масленичной неделе девушки на выданье «наряжались на полозок» - надевали шубы, шапки, боты, стояли «на полозке» (у дороги), парни подъезжали на санях, выбирали красивых девушек и катали их - ЗАГОВЕНЬЕ: матери варили своим дочкам по два кулька крашеных яиц, и девки давали их своим парням – расплачивались за масленичное катание - парни за это угощали девок конфетами-«луковками», орехами
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Фоминский с/с, д. Красново 23.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Гуреева В.В. |
||
Исп.: Бирюкова Евдокия Дмитриевна, 1918 г.р., род. в д. Городсково Домшинского с/с (бывш. Ломтевского с/с)
|
||||
09 |
Под окошком Бабай, Крычит: - Светку подай. Я Бабаю на ответ: - У мня Светы дома нет.
- снач. комм.: байкали детей - текст (нараспев) - комм.: пугали детей, чтобы они заснули
|
Колыбельная |
||
10 |
По повете брела, Всё спрашивала, Я не сказывала.
- текст (нараспев) - комм.: Дрема- «старуха»; так пели; пугали детей
|
Колыбельная |
||
11 |
На меня и на людей, Шшо у старой старушки Косой вороток, Подай, девушка, платок.
- интонированный текст (вероятно, путает зачин с закличкой) - комм.: когда пропоют один раз, снимали с девушки платок, пропевали второй раз – снимали со второй; потом эти платки раздавали - повтор текста - комм.: расстилали платки на лужок, потом их раздавали обратно, что-то пели
|
Детская игра |
||
12 |
Плещет на лугу, Я навстречу солнышку, По траве бегу.
- интонированный текст
|
Детская песенка |
||
13 |
На меня и на людей, На людей по крошке, На меня по ложке. Шшо у старой старушки Косой вороток, Подай, девушка, платок.
- снач. комм.: раньше дети играли в игру; бабушка учила своих внучек играть; девочки надевали платки, потом их расстилали по лужку - интонированный текст
|
Детская игра |
||
14 |
Кокушка, кокушка, сколькё годов я проживу?
- снач. комм.: спрашивали кукушку - интонированный текст - комм.: когда кукушка куковали, дети считали
|
Выкрик кукушке |
||
15 |
- снач. комм.: перед Новым годом бегали - интонированный текст - комм.: девушки под окошком спрашивали, слушали, что ответят
|
Выкрик при святочном гадании |
||
16 |
О календарных обрядах и праздниках:
- КАНУН НОВОГО ГОДА: тын считали, захватывали и считали: «вдовец-молодец», кто останется, такой будет муж - ходили на «кресты» (перекресток дорог), ложились и слушали, откуда лошадь идет, оттуда «судьба придет»; ребята узнавали, что девки пошли гадать и пугали их; девушки «зачеркивались» угольком – рисовали крест и на него ложились и слушали - в зеркало смотрелись: выставляли зеркало «против м?сяця» и смотрели, сколько месяцев выйдет, сколько много месяцев в зеркале покажется, значит, выйдешь замуж в большую семью
|
Репортаж |
||
17 |
Сибе выгляжу суд[ь]бу, Если страшно судьба покажётся, И в замуж не пойду.
- текст - комм.: такую песню пели на гуляниях
|
Частушка |
||
18 |
О календарных обрядах и праздниках:
- КАНУН НОВОГО ГОДА: уходили «не в жиловую» избу, ставили два зеркала напротив, смотрели, какой парень покажется в зеркале
|
Репортаж |
||
19 |
Сибе выгляжу суд[ь]бу, Страшно судьба покажётся, И в замуж не пойду.
- текст - повтор текста
|
Частушка |
||
20 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: под окошком укали - девки наряжались в парней, парни – девками, ходили ряжеными - раньше девки штанов не носили; девки наряжались в парня, надевали штаны и шапку; так ходили по избам, люди говорили: «Ой, ряженые идут, ряженые идут!»; ряженые плясали, пели частушки
|
Репортаж |
||
21 |
Ягодиночкина мать, Ягодиночкя-то любит, А на мать-то наплевать.
- снач. комм.: девки нарядились и пошли в дом к жениху одной девушки, эту девушку не любила мать парня, она спела такую песню - текст - комм.: у ряженых лица закрыты не были, их пускали в любую избу, ходили с гармонью, ряженые плясали и пели песни - повтор текста
|
Частушка |
||
22 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: девки наряжались в мужиков, надевали как «тряпошные», привязывали морковку и луковицы - приносили в избу «покойника», одевали его в белое - наряжались в «медведя»: выворачивали шубу на левую сторону, «медведя» тащили в избу на веревке; люди кричали: «Ой, ой, р¿жёны пришли, р¿жёны!» - раскатывали поленницу дров, было «баловство» накануне Нового года; окошка в доме девки могли замазать краской; двери замораживали. наливали воду на калитку, калитка замерзала; сани увозили под гору к реке - МАСЛЕНИЦА: «теплинку» сжигали, говорили, что «молоко сгорело» - ВЕЛИКИЙ ПОСТ: до Пасхи ничего молочного не ели, пироги высушивали на сухарики и до Пасхи их не ели; ели горох, «картофельницу» - МАСЛЕНИЦА: все свозили под гору – худые кузова, корзинки, потом зажигали «теплинку» [костер], после этого говорили, что «молоко сгорело», и молочного есть не разрешали - СВЯТКИ: сани и дровни стаскивали под гору, хозяева потом ходили забирали свои сани - приставляли дрова к калитке, чтобы хозяева не могли выйти
|
Репортаж |
||
23 |
- снач. комм.: укали под окном - интонированный текст - комм.: хозяева старались сказать такое имя, какой жених был у девки, если знали; стучали в окно и спрашивали - повтор текста
|
Выкрик при святочном гадании |
||
24 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: костер называли «теплинка»; детям говорили, что все молоко сгорело на теплинке - ВЕЛИКИЙ ПОСТ: ничего молочного не ели, варили горох - МАСЛЕНИЦА: для костра на чунках (салазках) привозили худые кузова, корзинки, дрова; старушки сами отдавали ребятишкам что-нибудь плохое «на теплинку» (теперь говорят «пожог») - раньше у «теплинки» плясали под гармонь, играли в «Заиньку»; могли гулять до утра
|
Репортаж |
||
25 |
- в «Заиньку» играли на четыре пары; жених приглашал свою девушку играть в «Заиньку»; для девушки было почетно, что ее пригласил парень - в «Ленчика» играли; если парень приглашал девушку играть в «Ленчика» или в «Заиньку», то он считался женихом для этой девушки
|
Репортаж |
||
26 |
Хорошо вертеласё, Молодово кулигана Завлечи хотелосё.
- снач. комм.: парень приглашал девушку на «Ленчика», потом пел песню - текст - повтор текста
|
Частушка |
||
27 |
- играли в «Советскую», в «Рапанскую», в «Ленчика» плясала одна пара (?), плясали по очереди парень с девкой, потом вертелись кругом - девка сидела на лавке, а парень приглашал ее играть в «Рапанского», в «Рапанскую» плясали две пары - в «Советскую» плясали четыре пары
|
Репортаж |
||
28 |
Платьицо турецкоё, Не на то ли россердилсе – Не взяла в «Советскую».
- текст
|
Частушка |
||
29 |
- «Советская»: парень брал девку и они уходили в другую половину, там любезничали
|
Репортаж |
||
30 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- когда бабушка умерла, ее дочь ходила по деревне, искала старушка, которая может обмыть умершую; тому человеку, который мыл покойника, надо было отдать одежду умершего - до сорокового дня ничего не отдают, надо в сороковой день расплачиваться за обмывание - водичку, которой обмывали покойника, выплескивали на улице на передний угол (где стоят иконы) - мыло от покойника кладут в гроб, также в гроб кладут расческу, покойному в руку вкладывают крест и платочек, крест надевают на шею; из церкви берут проходную, ее вкладывают в руку, на лоб «налипают» [венчик] - раньше, когда не было покупных подушечек, в подушечку клали листья от веников, гроб покрывали полотном - теперь подушечку и покрывало покупают в церкви - раньше нужно было отдать первому встречному что-то неношеное (полотенце или др.) - теперь, когда провожают покойника, идут с иконой или с крестом вперед трактора (который везет гроб), должны быть «три встречи» - трем человекам, которые попадутся навстречу, надо отдать по платочку - раньше первому встречному давали платок или полотно (что-то неношеное)
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Фоминский с/с, д. Красново 23.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Гуреева В.В. |
||
Исп.: Груздева Анна Ефимовна, 1920 г.р., зд.
|
||||
31 |
- сватались за девушку, родители жениха и невесты договаривались
|
Репортаж |
||
32 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: баловались, девчонки дрова разваливали - наряжались, ходили по домам в хорошем наряде, плясали, пели
|
Репортаж |
||
33 |
- детей байкали; раньше были зыбки на «оцеп?х»
|
Репортаж |
||
34 |
- вся молодежь собирались вместе в той избе, чья очередь подошла - «веселые» беседы справляли, гости приходили; ребята и девки вместе гуляли
|
Репортаж |
||
35 |
О родильных обрядах, детском воспитании:
- мать рожала дома; мужчины при родах не присутствовали - новорожденного ребенка заворачивали в пеленки и клали к матери - сама знала заранее, кто родится – мальчик или девочка, замечала по тому, чего хотелось поесть - девочек носить и рожать легче, чем мальчиков - новорожденных мыла в печке мать роженицы, в печке расстилали солому, мать залезала в печку, ей туда подавали ребенка, она его мыла, потом его заворачивали и клали на печку или в кровать - послед убирали - кормила грудью долго, по три года - были «свивальники», ими пеленали детей, поэтому дети спокойно спали; на голову надевали колпачок (шапочка) - раньше через десять дней после родов женщина начинала работать - раньше до года волосы ребенку не стригли - раньше завязывали ребенка, чтобы были прямые ручки и ножки - маленьким детям надевали распашоночку, рубашечку - покупали маленьким «титечки» (соски), давали грудь, чтобы успокоился, мать клала ребенка с собой спать - аборт раньше считался большим грехом
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Фоминский с/с, д. Красново 23.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Гуреева В.В. |
||
Исп.: Виноградова Лидия Алексеевна 1935 г.р., зд.
|
||||
36 |
- здесь праздновали Троицу, Фролов день (31 августа), Рождество - Фролов день – обещанный праздник в Краснове, в каждой деревне были свои праздники, в Ефимове – Александра Невского - в праздники гуляли два дня - церковь была в Гвоздево - гуляли вокруг деревни, ходили рядами, останавливались, делали круг и плясали; гармонист шел вместе со всеми
|
Репортаж |
||
37 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: с Рождества ходили ряженые, наряжались «покойником», надевали все белое (кальсоны и рубаху), «покойник» бегал по деревне и всех пугал - раньше «покойника» приносили на беседу на скамейке; если «покойник» попадался кому-нибудь по пути в деревне, то валял их в снегу - девушки наряжались в парней, надевали брюки, пиджак, кепку или шапку
|
Репортаж |
||
38 |
- Ивана постного – обещанный праздник в Воронцове, Спасов день (19 августа) – в Велюшеве, Александра Невского – в Ефимове - Троица: собиралась молодежь, праздновали, гуляли - в Ларионове праздновали «гулящее» воскресенье, в Фоминском - Казанскую - ходили гулять в разные деревни по праздникам; пожилые ходили «перегащивались» - в гости к родне - раньше были большие деревянные качели на двух столбах
|
Репортаж |
||
39 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ПАСХА: красили яйца, дети ходили по деревне, им давали яйца, дети ими играли и ели, дети хвастались друг перед другом – у кого красивее яйцо - дети ходили в деревне по домам за яйцами, им подавали яйцо и говорили: «Христос воскресе», дети отвечали «Воистину воскресе» - взрослые тоже христосуются с такими же словами - дети яйца съедали; в основном дети ходили за яйцами к родне
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Фоминский с/с, д. Красново 23.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Гуреева В.В. |
||
Исп.: Маркова Прасковья Федоровна 1922 г.р., зд.
|
||||
40 |
О календарных обрядах и праздниках:
- праздновали праздники Рождество, Троицу, Фролов день, Пасху - в Троицу сюда приходили гулять из других деревень; ходили кругом домов, останавливались, плясали
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Фоминский с/с, д. Красново 23.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Гуреева В.В. |
||
Исп.: Смирнова Мария Ивановна 1924 г.р., зд. Смирнов Александр Андреевич, 1926 г.р., зд. (гармонь 25х12, с № 62)
|
||||
41 |
- в д. Красново было так много народу, что ее звали «Китай» - потом много людей уехало
|
Репортаж |
||
42 |
Об обрядах перехода в новый дом:
- когда заходили в новый дом, первой запускали кошку
|
Репортаж |
||
43 |
- детей оставляли с бабушкой - могли «поряжать» (нанимать) нянечек – или девочек, или старых бабушек; в войну в няньки могли нанимать за хлеб; в другое время «поряжались» за деньги или за зерно - раньше были «качалки» - в матицу подвешивали кольцо, в него вставляли жёрдочку и подвешивали зыбку, которую качали за веревку; зыбки были из фанеры или плетеные из драночки
|
Репортаж |
||
44 |
Бай, бай.
- снач. комм.: детей байкали - фрагмент текста
|
Колыбельная |
||
45 |
- игрушки делали сами, из бумажки «вертели» - кукол делали из тряпочек - из досок делали избушку, там играли дети - дети помогали взрослым дергать лен, дети ходили на сенокос – загребали, носилки таскали - дети корьё драли - новорожденных детей мыли в печке, парили веничком, потом пеленали; в печке подстилали солому
|
Репортаж |
||
46 |
- раньше «поряжали» своего деревенского пастуха - во время колхозов своих коров отпускали вместе с колхозным стадом - с пастухом расплачивались зерном или чем-то другим - у пастухов были барабанка, труба; пастух шел по деревне и стукал в барабанку, чтобы хозяева выгоняли своих коров - на барабанке и на трубе играли по отдельности - для того, чтобы стучать на барабанке, были две палки - ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ – коровий праздник; в этот день перед тем, как первый раз выгонять коров, хозяйка обходила их с иконкой, чтобы Господь Бог спас и помиловал скотинку; после обхода коровам давали хлеба
|
Репортаж |
||
47 |
Спаси, сохрани и помилуй мою коровушку.
- текст
|
Приговор в Егорьев день |
||
48 |
- после пастьбы корову встречали с кусочком хлеба - раньше коровы паслись в лесу, в кустах - ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: коровам хвосты подрезали - ВЕЛИКОДЁННЫЙ ЧЕТВЕРГ: подрезали хвосты коровам, отстриженную шерсть прятали там, где никто не ходит и не ездит; людям тоже подстригали волосы - в хлеву должна висеть икона – в уголке или над дверями
|
Репортаж |
||
49 |
- текст
|
Поговорка |
||
50 |
- на посиделку девушек родители отправляли с прялкой и куделью, чтобы она напряла клубок; если девушка не напрядет, то ее ругали и потом не отпускали на посиделку; с прялками на посиделку собирались каждый день - когда устраивали «веселую» беседу, то каждая девушка приглашала к себе «госью» - приходили девушки из других деревень этого прихода (например, был приход Согожа) - на посиделку гостей не приглашали, собирались только свои, деревенские - «веселые» бывали зимой - игра «Советская»: девушка должна была выбрать парня, чтобы он с ней плясал
|
Репортаж |
||
51 |
- косилка косила зерно, а молодежь из-под косилки убирали зерно, связывали снопы и ставили их в суслоны - с поля девушки шли с песнями – с частушками и с долгими песнями
|
Репортаж |
||
52 |
- в лесу можно заблудиться
|
Репортаж |
||
53 |
Светло место, Светлой рай.
- текст
|
Молитва на похоронах |
||
54 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- после похорон собирали стол, поминали - устраивали сорочины - в девятый день поминают только родственник, ездят на кладбище, там молятся - умерших родителей нельзя забывать - за родителей можно молиться каждый день
|
Репортаж |
||
55 |
Одна мать на свете, другой не дают, Дадут другую, но не родную.
- текст
|
Поговорка |
||
56 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- теперь ставят стопку водки для умершего, раньше так не делали - считается, что душа летает домой до сорокового дня - после похорон до сорокового дня на стену дома [на передний угол] на улице вешают чистую белую тряпочку, т.к. считается, что душа прилетает умываться - те, кто не едет на кладбище, провожают умершего за деревню – «в последний путь» - когда прощаются с покойником, в гроб умершему кладут деньги – это «Богу милостина»; родственники потом берут эти деньги и что-нибудь покупают - «в честь нее» - раньше по умершему причитали, пока он лежал в гробу дома
|
Репортаж |
||
57 |
Светло место, Светлой рай.
- снач. комм.: на кладбище все прощались с умершим, крестились и говорили - текст
|
Молитва на кладбище |
||
58 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- когда опустят гроб в могилу, сверху на гроб бросают землю
|
Репортаж |
||
59 |
- хорошим игроком считался такой гармонист, игра которого «подходила» под пляску и пение; если гармонист хороший, то под гармонь хорошо поют
|
Репортаж |
||
60 |
- на гулянии ходили с гармонистом; гулять ходили по разным деревням - в деревне было много гармонистов - раньше парни дрались на гуляниях; гармониста тоже могли побить - каждая девушка заступалась за своего парня
|
Репортаж |
||
61 |
О календарных обрядах и праздниках:
- КАНУН РОЖДЕСТВА ИЛИ НОВОГО ГОДА: гадали, клали таракана в спичечном коробке под подушку, говорили: «Ряженый-суженый, покажи мин? свою судьбу» - под окном кричали: «Как судьбу зовут?», ждали, что ответят - так гадали в сочельник перед Рождеством или перед Новым годом - был приход Согожа – от деревни Красново и до деревни Велюшево - была церковь Троицы в д. Гвоздево; эту церковь в войну сломали; теперь на этом месте поставили крест и «будочку»
|
Репортаж |
||
62 |
- комм.: под пляску надо играть почаще
|
Наигрыш на гармони |
||
63 |
Наигрыш на гармони |
|||
64 |
- фрагмент наигрыша - комм.: под драку игра на верхних клавишах - продолжение наигрыша - комм.: игра для девушек и для парней отличалась; когда играли «Хулиганскую», переходили с верхних клавиш на нижние
|
Наигрыш на гармони |
||
65 |
- отец купил сыну гармонь - сам научился играть - в семье все играли на гармони – отец, брат - сам начал играть в 15 лет - начинали играть с правой руки - когда шли партия на партию, пели песни с «прибаутками» ( с матюгами» |
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |