Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2002-1 >>> Харовский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 024

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Харовский район,

г. Харовск

02.09.02.

Зап.: Кулёв А.В. (видео),

Станкевич Е.В. (MD),

Келарев А.М.,

Зеленина О.Н.,

Полякова О.В.

 

Исп.: Гвоздева Римма Антоновна, 1937 г.р., род. – д. Бабино Сямженского р-на

Слесарев Анатолий Степанович, 1929 г.р., род. – д.Тарасовская Слободского с/с

Стуликова Фаина Витальевна, 1937 г.р., род. – д.Головинская Харовского с/с

Андрюкова Фаина Васильевна, 1939 г.р., род. – д.Ивачино Кубинского с/с

Васинцева Калиста Михайловна, 1934 г.р., род. – д.Дягилево Слободского с/с

Разгуляев Авенир Александрович, 1929 г.р., род. – д.Пашучиха Харовского с/с

Докунина Валентина Петровна, 1937 г.р., род. – д.Волчиха Харовского с/с

Кочев Александр Александрович, 1930 г.р., род. – д. Максачиха Ильинского с/с

 

1.

Под пляску с пляской «Восьмёрка»

 

Наигрыш на гармони

2.

Под пляску с пляской «Восьмёрка»

 

- комм.: фигуры – «вторик», «малёнка», «гулянье» (сначала парни, потом девки), поворот, «шина», «восьмёрка»

 

Наигрыш на гармони

3.

Под пляску с частушкой и пляской «Восьмёрка»:

 

- [нрзбр.]

 

- комм.: в конце пляски гармонисту не кланялись

 

Наигрыш на гармони

4.

Под пляску с пляской «Восьмёрка»

 

- фр. наигрыша

 

Наигрыш на гармони

5.

По деревне (две гармошки навстречу) с частушками:

 

- [нрзбр.]

  Мы приехали подраться,

  Из наганов пострелять

 

- Через Кубену идти

  [нрзбр.]

  Мы гулять сюда приехали

  Ребята бойкиё

 

- По деревне идитё,

  [нрзбр.] играете

  Моё сердце разрываете

  [нрзбр.]

 

- [нрзбр.]

 

- А поиграй, залётка, в веночку

  И я пойду плясать,

  Да не воротитсё весёлая

  Гуляночка назад

 

- Я на линии стояла,

  А на линии народ

  [нрзбр.]

 

- Я на линии стояла

  А на линии народ,

  А дроля запер моё сердце,

  [нрзбр.]

 

- Я на линии стояла

  А на линии вода,

  А чего, дроля, выбираешь,

  [нрзбр.]

 

- Куплю юбку новую,

  [нрзбр.]

  А ребята – хулиганы

  [нрзбр.]

 

- [нрзбр.]

 

- Девушки, гармошка ваша,

  Гармонист – залётка мой

  Забираю гармониста,

  Отправляемсё домой

 

- снач. комм.: бывало, что две гармони рядом играли

 

 

Наигрыш на гармони

Вологодская область,

Харовский район,

Разинский с/с

д. Юдинская

03.09.02.

Зап.: Кулёв А.В. (видео),

Зеленина О.Н.,

Колесова И.В.

 

 

 

 

Исп.:  Егорова Евстолия Михайловна, 1910 г.р., род. д. Тарасовская Разинского с/с

 

6.

О престольных праздниках:

 

- МИХАЙЛОВ день (зимой) Михайла Архангела

- по деревням были разные праздники летом

- в д. Тарасовская – ПЕТРОВ день (12 июля) Петру и Павлу, до Петрова дня – пост (Петровки), праздновали три деревни

- в каждой деревне были праздники

- варили пиво, гуляли

- в д. Денисовская – ИЛЬИН день (гуляли два дня)

- ПЕТРОВ день праздновали три деревни, ИЛЬИН день праздновала одна деревня

- НИКОЛИН день (весной) праздновали три деревни: дд.Костино, Токарёво, Сидоровская

- в д. Юдинская – ВЛАДИМИРСКАЯ была

- д. Тарасовская праздновала Петров день, в Николин день собирались в д. Костино

- батюшка приходил утром, пока батюшка не придёт, скотину не выпускали, если в деревне была часовня, то батюшка служил молебен в часовне, если не было часовни, то на улице ставили стол, потом выпускали скотину – батюшка её кропил святой водой

- МИХАЙЛОВ ДЕНЬ (зимой) праздновали все деревни, весь с/с, в первые дни собирались в деревнях, которые были ближе к церкви, праздновали неделю

- после того, как батюшка отслужит, все расходились по домам

 

Репортаж

7.

О драках:

 

- были драки, могли деревня на деревню драться

- дрались не трезвыми

- с одной деревни шли в другую и парни могли подраться, бывало, что не пускали молодёжь из другой деревни в свою

- из-за девчонок дрались

 

Репортаж

8.

О свадебном обряде:

 

- гуляли два дня: первый день – у жениха, второй день – у невесты

- раньше сватали и из других сельсоветов, потом стали сами сходиться

- раньше невеста сидела запорученной

- регистрировались задолго до свадьбы, венчались

- накануне свадьбы было плаканье, специально приходила причитальщица и причитала с невестой, сидели за столом; невеста с подругами причитала в своей квартире, приходила молодёжь и гуляла в другой квартире

 

репортаж

9.

Отставала лебёдушка

От стада лебединого,

Приставала лебёдушка

К гусям серым

 

- снач. комм.: на свадьбе пели песни

- фр. текста

- проба напева

- комм.: пели жалобным припевом

 

Свадебная

10.

Что у чарочки

У серебряные

Золотой был веночек

 

- снач. комм.: пели в доме жениха, когда молодые приезжали от венца

- фр. текста

 

Свадебная

11.

Тысяцький хорошенёк,

Тысяцький пригоженёк

 

- снач. комм.: пели тысяцькому

- фр. текста

- комм.: пели, чтобы тысецький побольше денег на тарелку бросил, пели посторонние женщины, когда жених приезжал за невестой, жениха с тысецьким садили за стол

 

репортаж

12.

О свадебном обряде:

 

- небольшой компанией приезжали за невестой, когда невеста соберётся, сядет за стол, тогда и пели песни

- невесту помогали собирать подруги

- разметали дорогу, чтобы под молодых ничего не подкинули

 

Репортаж

13.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ:

- на второй день парни собирали яйца по деревне (на Петров день), ходили с корзинкой, могли им положить масло, они жарили яичницу

- парни заходили в каждый дом, ничего не говорили, все хозяйки знали, что ребята ходят, собирают яйца, кто сколько давал; у кого-нибудь дома хозяйка жарила селянку на сковороде, масло клала

- яйца собирали летом

ТРОИЦА, ЗАГОВИНЬЕ:

- варили яйца

- бились яйцами

ДУХОВ ДЕНЬ:

- на второй день Троицы собирались в Пундуге

- мужчины, взрослые ребята делали «перебой», делали большой круг, один ходил у всех собирал по яйцу, потом бились, собирали яйца в кепку

- всё время ходили в головных  уборах: мужчины ходили летом в кепках, а девушки – обязательно в платках

- мужчины бились яйцами: один снимал кепку с головы, собирал у всех по яйцу, потом раздавал всем, кому какое достанется, потом бились

- «женщины не касались в этот круг»

- тот, кто собирал яйца, всем их и раздавал, и он первый начинал биться, бывало, целый круг выбивал, говорили, что какое-то яйцо он подкидывал, выбивал яйца по кругу

- если яйца разобьётся, то отдавали это яйцо, тому, кому проиграли, и тот человек дальше шёл биться

- яйца домой приносили

- на праздник все собирались и старые и малые

- пожилые женщины ходили с корзинками яиц

- мужчины по лотку катали яйца, выбивали

- только мужчины в кругу бились яйцами, женщины по-за кругу стояли, бились пока не пройдёт круг, выбивали только по одному яйцу, собирались в Пундуге

- на второй день праздника ходили парни по деревне собирали яйца, ходили парни из своей деревни с парнями, которые приходили в гости, ночевали

- когда было гулянье, приходили парни из другой деревни (не гости) – могли быть драки

- на ПЕТРОВ день приходили в гости девушки из д. Денисовская, к ним ходили в ИЛЬИН день

- ребята водили ребят в гости, могли и парни девушек приводить и наоборот, собирались днём, ночевать оставались редко

- на гулянье собирались рано, домой приходили по-разному, могли и утром; гуляли по деревне

- родня приходила в гости с детьми, оставались ночевать

- яйца собирали по домам ребята, мужики не ходили

- МИХАЙЛОВ день зимний, неделю гуляли – в конце праздника мужики и женщины ходили допивать, у кого что останется

ПАСХА:

- ставили детям качели

- ребята – подростки (15-17 лет) наверху в заброшенном доме делали качели, качались на светлой неделе после Пасх

- летом ставили большие качели

- в д. Афонинская ставили круговую качель с беседками, командовали двое мужчин, которые качель делали, мужчины качали – им платили деньгами ребята, яйцами - девчонки

- на верёвочных качелях устанавливали очередь качания: кидали что-то свёрнутое из тряпки в ноги качающемуся, он пинал, кто поймает, тот садиться качаться, мячик был из тряпок

- с весны после Пасхи дети скакали на доске (на чурбак доску клали)

- яйца, которые давали за качание на круговой качели, делили двое мужчин

 

Репортаж

14.

О беседах:

 

- собирались на беседы осенью с Покрова дня

- летом гуляли в платках, а на беседы ходили без платков, волосы причёсывали, гребёнки носили

- девушки ходили с работой - пряли, плели кружева

- приходили ребята из других деревень, приходили с гармошкой

- беседы делали по очереди у девушек или выкупали избу

- в большие праздники на гулянку ходили без работы, в простое время девушки работали

- девушки плясали под гармошку кругом по два человека, пели частушки про милёночка, про дролю

- девушки и без парней частушки пели

- если не было гармониста, не плясали

- заводили «горюн»:

- если не было переборки, завешивали горюн, парень с девкой садились рядом

-  ходили на беседы в другую деревню, если парня там не позвали к горюну, говорили, что «Сосну поволок»

 

Репортаж

15.

Тебе борода!

 

- снач. комм.: если девушка не позвала к горюну своего парня, и он не позвал девушку, говорили: «Борода»

- текст

- комм.: не пригласила, значит, борода, громко не кричали

- выкрик

 

Выкрик на беседе

16.

О беседах:

 

- отец уходил, когда в доме была беседа, а мать оставалась

- были разные беседы в одной деревне

- беседа для маленьких называлась «Маленькая», на неё собирались с 14 лет

- на беседу приходили ребята соответствующего возраста, к молоденьким приходили мальчики  

репортаж

 

 

Продолжение:

- ребята знакомились с девушками, заводили горюны, если девушка с парнем гуляли – весь вечер могли просидеть у горюна

- сидели до 12 часов ночи, могли хозяева и раньше выгнать

- девушки на беседах пряли, плели кружева

 

 

17.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ:

- ходили ряжеными

- одну женщину ряженую стариком подожгли (на голове был лён, бороду сделала), долго в больнице лежала, пришлось волосы обстригать

- выряжались «покойником»: надевали белую рубаху, платок на голову, «зубы» в рот вставляли, «покойник» из деревни в деревню ходил сам, а в избу его заносили на носилках

- ряженному «покойником» ухажерка всё лицо ободрала, все встали на лавку, когда пришёл «покойник», он подошёл к своей девке, та ему лицо ободрала (не узнала: лицо было напудрено, репные зубы вставлены, платок одет на голову)

 

Репортаж

18.

Со святыми упокой,

Человек-от был какой

 

- снач. комм.: «покойника» отпевали, клали на скамейку, возле него ходили с кадилом, пели

- фр. текста

- текст

- проба напева

- комм.: кадило делали, парни рядились старухами, женщинами, женщины – парнями, с «покойником» ряженые приходили, кадилом махали

 

Припевка ряженых

19.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ:

- цыганками рядились

- варзали: сани с улицы утаскивали, дрова из всех деревень перемешивали, сани затаскивали на крышу дома

- хозяева убирали в это время всё со двора, если не убирали, то всё утаскивали

- на беседе в Святки и в простой день девушки пряли, в праздник ходили без работы

- в Святки приходили с делом, но мало работали, т.к. всё время  приходили ряженые

- ряженые приходили, плясали, всю работу убирали, большими артелями ряженые приходили, всем приходилось вставать на лавки, а ряженые толклись на полу

- гадали: смотрели в зеркало, ходили гадать в баню, гадали на Крещенье и Новый год, на Рождество - меньше

- где-то МАСЛЕНИЦУ жгли, здесь этого не было

 

репортаж

20.

О полевых работах:

 

- уборка льна: молодёжь осенью (в октябре), когда женщины лён убирали, жгли костру от льна в поле подальше от деревни; когда стемнеет, шли разжигать костёр, ребята и девчонки собирались, когда костра разгорится, её раскидывали

- ходили по деревне, у женщин собирали костру, большую корзину – кузов носили за плечами, кучу нанашивали

- собирали ребята – подростки

- где женщины обрабатывали лён, там костра и лежала (во дворе, например)

- ходили только парни собирать костру, жечь ходили и девушки

- лён обрабатывали в октябре

- несколько раз приходилось жечь костёр

 

Репортаж

21.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ФИЛИППОВО ЗАГОВИНЬЕ:

- с 21 до 28 ноября неделю праздновали Михайлов день, потом начинался Филиппов пост

- с 29 ноября начинались Филипповки

- с 21 по 28 ноября гуляли целую неделю, 28 ноября было Заговинье: готовили блюда пожирнее, повкуснее, пироги пекли, в Говинье ели постное

- собиралась молодёжь на гулянку в квартиру

 

Репортаж

22.

О полевых работах:

 

ДОЖИНКИ:

- приносили в дом последний сноп – «Гость»

- хозяйка дома несла сноп домой

- те, кто пораньше выжал, ходил на дожинки

- готовили саломат из овсяной крупы, спиртное пили, ходили к соседям помогать дожинать

- ходили на помочи – несколько человек на жниву или сенокос, там спиртное было, работали до обеда (до 14 ч.), за работу денег не платили, кормили

- последний сноп ставили в передний угол за стол под иконы, серпы в него втыкали

- жали и мужчины, трудно было жать

- на «Гостя» складывали все по горстке, овсяный сноп жали, сноп клали прямо на землю, делали в?хиво, которым завязывали, завязывала и уносила сноп хозяйка дома

 

Репортаж

23.

Мухи, тараканы вон,

Пришла хозяйка в дом

 

- снач. комм.: бабушка так говорила

- текст

- комм.: хозяйка говорила и заметала – махала в воздухе снопом

- повтор

- комм.:  потом ставила сноп в передний угол, втыкала в него серпы, сноп стоял до Покрова дня (14 октября), потом его раздавали скотине понемногу всем

 

Приговор на выгон мух

24.

Батюшка Покров,

Покрой избу теплом,

А хозяина добром

 

- снач. комм.: бабушка учила, палочку кидала на крышу через плечо

- комм.: палочку кидали на третий раз, как скажут слова, кидали через правое плечо, кидали дети

 

Приговор на Покров день

25.

Об обрядах со скотиной:

 

ПЕРВЫЙ ВЫГОН СКОТА:

- хозяйка засвечивала лампадку против иконы, молилась, должна благословясь выгонять скотину

- выгоняла хозяйка веточкой вербы с Вербного воскресенья

 

репортаж

26.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:

- вербу святили в церкви на Вербное воскресенье, клали их за иконы на божницу, раньше давали вербы в церкви, сами не носили

ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ:

- рано было выпускать скотину, поэтому только выгоняли погулять ненадолго

- обходили двор с иконой рано утром

 

репортаж

27.

О крестильном обряде:

 

- сына крестил батюшка дома

- крестили ребёнка меньше недели от роду

- мать не ходила в церковь на крещение – по - церковному нельзя было, ребёнка возила в церковь бабушка

- раньше рожали дома сами, акушерки могли помогать

 

репортаж

28.

Уточкя полевая,

Где ты ночесь ночевала,

Там, там на болотце,

В пригородке на заборце

 

- снач. комм.: со своими детьми бабушка нянчилась

- фр. текста

- напев

- комм.: пели детям просто так, от свекрови слышала, когда ребёнок станет понимать, его развлекали, это припевка

 

потешка

29.

Об играх, игрушках:

 

- дети на улице играли

- ребята катали камешки, девочки в кукол играли

- куклы шили из тряпок, они назывались «кумушкой» – в сарафане, с ручками, делали волосы изо льна

- покупную куклу называли – «городовка», «горожанка», её берегли

- делали кукол из соломы

- играли куклами на улице, когда тепло, когда холодно – в избе

- из грязи стряпали пирожки, ходили в гости друг к другу, домик делали с лавочками

- куклу «Кумушку» делали небольшую; из тряпок сворачивали небольших кукол, шили кукол мастерицы, куклам глазки рисовали, делали из бисера, могли не делать глазки

 

репортаж

30.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- покойного возили в церковь на отпевание

- по покойному упричитывали – «ревят и приговаривают», если жалобный был «покойник», причитали свои родственники

- причитали на могиле, когда похоронят, причитали сразу, когда умрёт, на могиле в воскресенье многие причитали, в праздники

- в воскресенье ходили в церковь на службу, потом ходили на кладбище

- здесь ветки по дороге не кидали

- дома гроб делали, в него клали стружку от гроба, берёзовые листочки (обязательно родственники должны бруснуть листочки в гроб, все по веточке)

- мылом, которым обмывали покойника, моют руки, чтобы не дрябли, мыли старухи; в гроб могли класть гребешок

- воду, которой обмывали покойника, выливали на передний угол дома

- одежду с покойника жгли, когда снимали одежду, раздирали, не расстригали

- чтобы не боятся покойника – надо посидеть на том месте, где он лежал

- причитали, когда покойник умрёт, когда в гроб положат, когда хоронят, когда из дома выносили гроб, когда опускали гроб в землю; не причитали, когда зароют

- с кладбища шли на поминки домой, перед столом мыли руки

- за столом вспоминали покойника хорошим, больше ели, вина много не пили

- сорочины: 40 дней душа ходит свободно, после 40 дня ей определяют место, она ходит, проест, попьёт

- на 9 день ходят на кладбище, дома отмечают

- на 40 день поминали, по деревне раздавали 40 кусочков, ходили по домам

- в 9, 40 день ходят на кладбище поминать, птичкам крошили крупу – пшено, считается, что они поминают

 

репортаж

 

  

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100